Церковные документы: опись 1866 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1825 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Александрович Колокольцев 50-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1874 года, священником с 1877 года, награжден в 1899 году Камилавкой. Диакон Андрей Иванович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1896 года. Псаломщик Иоанн Гавриилович Образцов 35-ти лет, в должности с 1885 года. Прихожан в селе Отмичах, в деревнях Щербове, Дмитровской, Городне, Ширякове, Зеленце, Спиркове, Сухоручье, Степанкове, Логунове, Чадове, Дуденеве, Краснобе - 313 дворов (1196 мужчин, 1238 женщин). В 1914 году служили: Священник Сергей Ильгорский 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Покровском храме 4 года. Прихожан в селе Отмичи, в деревнях Щербово, Дмитровская, Городня, Ширяково, Зеленец, Спирково, Сухоручье, Степанково, Лагуново, Чадово, Дуденево, Красноба - 1364 мужчины и 1411 женщин. По материалам сайта Прихода Ксении Петербуржской в Твери и изданий Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости/Тверской государственный университет, НИИЦЦИ и ПК им В.В. Болотова. - Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008, Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Во время десятого крестного хода по святым местам, расположенным по берегам реки Тьмы, в деревне Отмичи состоялось освящение часовни в честь Покрова Божией Матери, построенной усилиями местных жителей. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в ней впервые был отслужен молебен. Служили настоятель прихода блаженной Ксении Петербуржской священник Сергий Дмитриев и настоятель Никольского храма с. Новинки протоиерей Алексей Молостов. Часовня была построена на месте древнего Покровско-Отмицкого или Вотмицкого монастыря. Когда и кем он был основан - неизвестно. Во время литовского нашествия монастырь был разгромлен. Его единственный оставшийся храм - Покровский - стал приходским. Место Отмицкого монастыря на берегу Волги постепенно размывалось водой, так что к середине XIX в. церковь стояла на самом обрыве, кладбище полностью затопило, храм перенесли вместе с селом на полкилометра выше по Тьме и там выстроили каменным. Новый храм был закончен к 1845 году. В нем было изначально три престола: Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа и Ильи Пророка, в начале XX в. были устроены еще два придела - в честь Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=22859

Однако термин «монастырь» мог обозначать не только монашескую общину с кельями и храмом, но и церковный двор. Такое толкование встречается в словаре В. И. Даля («...кладбище, церковный двор, погост, церковная земля со строением, домами попа и причта»//Толковый словарь. СПб.; М., 1881. Т. 2: И-О. С. 351), а также в Словаре русского языка XI-XVII вв. («монастырский или церковный двор»//Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1982. Вып. 9. С. 259). Возможно, таковым и являлся «Лыщиков монастырь», отмеченный в духовной грамоте вел. кн. Иоанна III, поскольку он упомянут, во-первых, без указания посвящения, во-вторых, среди не церковных объектов, а сел и дворов, купленных у Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря , а также передавался как собственность. Т. о., применительно к эпохе вел. кн. Иоанна III уверенно можно говорить только об одном Покровском монастыре в Москве - «в садех», встречающемся в летописи под 1479 г. Эта обитель позднее пришла в запустение, а монастырский храм стал приходским ( Выголов. 1988. С. 67). В книгах Патриарших приказов 20-х гг. XVII в. отмечена ц. Покрова за Яузой («пуста») (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 2. Л. 260; Д. 4. Л. 26; Мат-лы для истории. 1884. Т. 1. Стб. 820), в «Строельной книге» 1657 г.- «церковь деревянная Покрова… Богородицы, что слывет на Лыщикове, а у той церкви попа нет, стоит без пения» (Мат-лы для истории. 1891. Т. 2. Стб. 220). Это позволяет предположить, что с 70-х XVI в. по 20-е гг. XVII в. «на Лыщикове монастыре», упомянутом в духовных грамотах великих князей Иоанна III и Иоанна IV, была устроена приходская Покровская ц., получившая к названию добавление «на Лыщикове горе». М. П. м. в XVII - нач. XX в. Территорию, на которой расположен мон-рь, занимали «убогие домы» (скудельницы), предназначенные для погребения странников или нищих, как правило умерших внезапно без покаяния. В краеведческой и справочной лит-ре сер. XIX - нач. XX в. фиксировалось предание о том, что туда в 1606 г. первоначально доставили труп Лжедмитрия I ( Снегирёв. 1863. С. 2. Примеч. 1, 3; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 286-287). В частности, в «Беровой летописи» встречается указание на перевоз тела «в Божий дом, за Серпуховские ворота» незадолго до того, как его сожгли и пепел развеяли по воздуху (Сказания современников о Димитрии самозванце. М., 1837. Ч. 1. С. 100-101). Однако в окрестностях Москвы было неск. «убогих домов», и неизвестно, в какой именно из них был доставлен труп самозванца.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Над царскими вратами (сверху исподнего яруса) по правую сторону в киоте поставлен образ Всемилостивого Спаса с предстоящими, по левую сторону – в киоте Казанский образ Пресвятой Богородицы, вверху – Отечество. Над северными дверьми, что против правого крылоса, – киот со створками, в котором по прежней описи был образ Смоленский Богородицы, которого ныне не оказалось» (в описи 1776 года указывается Владимирская икона Божией Матери). Над южными дверьми, что против левого крылоса, – Казанский образ Пресвятой Богородицы» . У царских врат пред храмовым образом стоял аналой, на котором в серебряном ковчеге находились мощи преподобной Марии Египетской. «За правым крылосом, у столба, что у западных врат: большой Владимирский образ Пресвятой Богородицы, с разноцветными камушками; у этого же столба с правой стороны два образа: святого мученика Антипы, Тихона чудотворца, Уара мученика, пророка Илии, Алексия митрополита; сверх образа святого Антипы находился образ Нерукотворенного Спаса; с левой стороны – другой большой Владимирский образ Пресвятой Богородицы, с разноцветными камушками и блесками» . «Против правого крылоса по стене находились в иконостасах: образ происхождения Честных Древ, образ “Живоносный Источник”, образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ Всемилостивого Спаса с предстоящими, образ Богоматери, образ Отечества» . «За левым крылосом у столба, что у западных врат: большой образ “Всех скорбящих Радость”, с блесками и камушками хрустальными; при этом же столбе по правую сторону: образ мерой против чудотворного Владимирской Пресвятой Богородицы, низан жемчугом, около которого образ Алексия митрополита, вверху Спасителев образ, украшенный разноцветными камушками; по левую сторону: образ Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных» . «За левым крылосом по стене в иконостасах: Всемилостивого Спаса с предстоящими, Печерский образ Пресвятой Богородицы, корона низана мелким жемчугом; Сошествия Святого Духа, Неопалимой купины, Похвалы Богородицы. При выше писанных местных образах медных лампад больших и малых 20» .

http://pravoslavie.ru/33766.html

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек. Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Колокольня возвышается над святыми вратами монастыря и завершает объем надвратной домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Прекрасная двухъярусная звонница колокольни – образец нарышкинского стиля в русской архитектуре, возникновение которого напрямую связано с главными благодетелями и устроителями обители боярами Нарышкиными, ближайшими родственниками первого русского императора. Внешне кубический объем храма Покрова почти не читается и, не зная этого, можно принять объем церкви за ярус колокольни, однако внешняя неприметность не умаляет значимости домового храма – с момента создания это была личная молельня настоятеля. Службы проводятся здесь один раз в год, на престольный праздник 14 октября. В начале 2010 года при наместнике обители епископе Зарайском Меркурии на московском колокольном заводе “Литекс” для монастыря были отлиты новые колокола. 20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения в обители Божественной литургии освятил первый из отлитых колоколов – главный благовестник обители 8-тонный “капан” “Святитель Петр”. В конце марта 2010 года в обитель привезли и другие колокола. Звонница монастыря пополнилась 3,5-тонным колоколом “Святой апостол Андрей Первозванный” и еще девятью колоколами, каждый из которых имеет не только свой “голос”, но и свой образ. По итогам реализации Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы в 2017 году полностью завершены реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII–haчaлo XVIII в.в. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.». Запланированные и выполненные работы: реставрация фасадов, укрепление кирпичной кладки стен, сводов, проездной арки и стилобата, реставрация белокаменного цоколя, устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием белокаменных водометов и пинаклей, устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, устройство белокаменных и деревянных полов, реставрация кровли, устройство системы водостока.

http://sobory.ru/article/?object=02168

http://gavposad-kraeved.ru/ При селе Сербилове находился мужской монастырь, именовавшйся Спасо-Кукоцким, отъ р. Куксы, протекающей близ онаго села. Когда и кем основан был этот монастырь,— неизвестно. Но из бумаг, хранящихся при церкви села Сербилова, видно, что Спасо-Кукоцкий монастырь существовал уже в XVII столетии. В выписи из Суздальских книг письма и меры Михаила Трусова да дьяка Феодора Витовтова, 1628, 29 и 30 головы, сказано: Спасской монастырь на реке на Кукс, а на монастыре церковь Преображения Спасова древяна клецки, а въ церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольницы колокола и все строение церковное Государево …При учреждении штатов монастырь этот закрыт и обращен в приходскую церковь. Близ Спасо-Кукоцкаго мужского монастыря находился девичий Покровский монастырь, именовавшейся Кукоцким же, и существовало также до учреждения штатов. Деревянная церковь сего монастыря за ветхостью разобрана в начале тридцатых годов настоящего столетия, и вместо нея устроены в Введенской церкви теплый придел в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в котором по настоящее время сохраняется древние образы Покрова Пресвятыя Богородицы, на коем венец и риза серебряные, убрус низан мелким жемчугом, а поля обложены медью. В настоящее время в Сербилове две церкви каменныя, некогда принадлежавшия монастырю. Одна из них — летняя в честь Преображения Господня, построена в 1673 году. В записи, хранящейся при этой церкви, сказано: года майя в 4 день заложена бысть ся церковь во имя Святаго и Боголепнаго Преображения Господня, в царствование Великого Царя Алексия Михайловича всея Великая России, при Святейшем Патриархе Иоакиме Московском и преосвященном Архиепископе Стефане Суждальском и Юрьевском, при игумене Феодоси. о Христе с братьею. В сей церкви достойны замечаний следующие церковные предметы: 1) Два Евангелия, из коих одно печати 1663 года, а другое — 1681 года. На лицевой доске последнего Евангелие надпись: 189 году января в 1 день сие Евангелие построили Бошарской слободы Иван да Степан Филиповы дети Монатениковы в вечное поминовение по отцы своем Филипе Монатеникове Суждальскаго уезду в пустыню Всемилостивого Спаса, что на Куксе реке при игумене Феодосее, а всего в нем (т.е. серебра) два фунта 53 золотника». 2) Напрестольный крест, кипарисный, обложенный серебром, с частицами св. мощей мучеников: Дмumpia, Пантелеймона, Евстратья, Евстафия, Плакиды, Харитона и муч. Параскевы. На кресте надпись: 189 году января в 1 день сей крест построили Бошарской слободы Ивань да Степень Филиповы дети Монатениковы в вечное поминовение по отце своем Филипе Монатеникове Суждальскаго уезду в пустыню Всемилостиваго Спаса что на Куксе реке при Игумене Феодосии, весу в нем фунт сорок без золотника». 3) Кадило серебряное, с надписью «лета 7182 (1674) в 20 день (месяца разобрать нельзя) построили сие кадило игумен Феодосий по душе Петра Молвянинова».

http://sobory.ru/article/?object=18812

В 1769 году в монастыре был построен величественный храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1794 г. игуменом Тюменского Троицкого монастыря был назначен иеромонах Андрей, но он, прибыв в монастырь, отказался в нём остаться (по неизвестной причине). Но, побывав в Рафайловском монастыре, игумен Андрей испросил благословение - и остался в нём настоятелем. В 1804 г. Рафайловский монастырь был упразднен, а св. Андрей был переведен сначала в Иоанно-Введенский, а затем в Симонов монастырь, где и скончался в 1820 г. В 1645 г. на берегу Исети была основана пустынь. По преданию, её основатель старец Рафаил. В месте впадения в Исеть небольшой речки (Ялынка) лодка старца остановилась и, несмотря на усилия гребцов, не двигалась с места. Старец, воззрев на небо, стал возносить молитву и на высоком берегу увидел Царицу Небесную, которая приказала остановиться здесь и основать обитель. В 1657 г. пустынь переросла в большой мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. Знаменитая на всю округу красивая каменная церковь с четырьмя престолами имела звонницу в сорок саженей (85 метров), стояла на берегу реки, на пригорке. В 1740-х г. при монастыре была основана школа церковной грамотности митрополитом Антонием (Нарожницким), в которой в 1748 г. было семь учащихся. В школе преподавались чтение, письмо и катехизис. В 1769 г. в монастыре был построен храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. До 1804 г. Рафаиловым монастырем управлял игумен Андрей: строил и перестраивал здания обители, наставлять братию и возвращал в лоно православной церкви старообрядцев, заполонивших тогда Исетскую провинцию. Затем, по решению архиепископа вместе с братией монастыря переведен в Иоанно-Введенский монастырь, где отказался от настоятельской должности, и ушел в Московский Симонов монастырь. В 1984 г. по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена 31 местночтимый сибирский подвижник вошел в Собор Сибирских святых.

http://sobory.ru/article/?object=58419

http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=6033 Описание Зверинского В.В. 1891: «Покровский женский ныне уже не существующий в городе Вытегре Олонецкой губернии. При описи 1582 года погоста Покровского на Вытегре за Онегом озером, то есть нынешнего города, говорится, что на погосте церковь Покрова Богородицы да теплая церковь Николая чудотворца. Да в монастыре на погосте 20 келий, живут в них старицы, питаются от церкви Божией». Вытегорский погост находился не в городе Вытегра, он находился на месте современного Анхимова в Вытегорском районе Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Покровской Вытегорской церкви показано на листе карты 8, шифр 41-9. В писцовых книгах Обонежской пятины 1563 года о Покровском Вытегорском погосте сказано: «на погосте церковь Покрова святой Богородицы да другая церковь теплая Николая Чудотворца, поп Федор да поп Терентий. Да на той же церковной земле дьяк Илейка Степанов, дьяк Дмитрец Кондратов, пономарь Ламанко, пономарь Данилко, поскурница Маринка. Да у церкви же на погосте 9 старцов да 12 стариц». В описании Вытегорского погоста 1563 года даже нет слова «монастырь». Земля церковная, не монастырская. Некоторые деревни в окрестностях Покровского Вытегорского монастыря принадлежали женскому Спасо-Хутынскому монастырю. Но в описании Вытегорского погоста 1563 года нет упоминания о том, что здесь было подворье Спасо-Хутынского или какого-либо другого монастыря. Выходит, что 12 стариц и 9 старцев – это не монахини и не монахи. Это обычные нищие бесприютные старики и старухи, а также увечные и больные, не нужные родне или не имеющие родственников. Монастыря на месте Покровской Вытегорской церкви не было. Приход существовал издавна. Деревни располагались на берегах реки Вытегра. Перед революцией 1917 года на Покровском Вытегорском погосте стояли три церкви. 1. Деревянная Покровская Вытегорская трехпрестольная церковь, построенная в 1708 году. В холодном храме главный престол освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый – во имя апостола Иоанна Богослова, левый – во имя великомученика Георгия Победоносца. Покровская церковь сгорела в 1963 году.

http://sobory.ru/article/?object=45161

И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой 2 . По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Знакомство со списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским 3 . Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род. Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского: Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В то время общее количество насельников монастыря составляло около ста человек. В Великий Четверг 1943 года в монастырь вошли партизаны и уничтожили все, что было можно. Монахини Теодора и Доситея взяли мощи святого Феодора Тирона из кивота, завернули их в простыню и спрятали, сообщив о их местонахождении одному человеку, который передал эту информацию протоирею Гойко. Через месяц протоирей перенес мощи в храм святого Веодора Тирона в Ириг, которые находились там до 1984 года. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1984 году мощи были торжественно возвращены в монастырь Ново-Хопово, где они и пребывают в настоящее время. Во время военных разорений была ограблена и уничтожена монастырская сокровищница с ценными предметами, а также библиотека, в которой хранились старые рукописные и печатные книги, чьи листы, по словам очевидцев, разносило ветром по улицам Ирига. В 1920 году монастырем Ново-Хопово управлял игумен Пантелеймон (Лазич), в этом же году монастырь стал женским. Русские монахини, приехавшие в Сербию после Октябрьской революции, нашли здесь убежище. Без материального управления, монастырь был передан русскому сестричеству (семьдесят восемь монахинь) из монастыря Лесне . Игуменией этой обители стала Екатерина – в миру графиня Евгения Борисовна Ефимовская. Она была близка к царской семье Романовых, знала Иоанна Кронштадтского . С русскими монахинями пришли так же и шестнадцать русских иеромонахов. Современное состояние [ править править код ] Монастырь Ново-Хопово стал мужским 3 октября 2005 года по указу епископа. А 15 октября 2005 года настоятелем монастыря Ново-Хопово был назначен Павел (Йович), духовник монастыря Покрова Пресвятой Богородицы в Джунисе . Архитектура храма имеет характерные черты моравской школы: подчеркнуто трехконечное основание, верхняя часть фасада украшена серией глухих аркад и глухих окон. Особенно интересен двенадцатигранный куб, опирающийся на квадратный тамбур, украшенный глухими аркадами. В середине XVIII века изначальная архитектура церкви была нарушена. Будучи под влиянием Австрии были внесены элементы барокко.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Сегодняшний монастырь расположен на месте ранее существовавшего Николаевского мужского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Весьма скудная информация дошла до нас о времени основания монастыря. Доподлинно известно, что наиболее вероятным временем основания монастыря были XI-XII века. Какие-либо официальные документы на этот счет отсутствуют, однако есть ряд неоспоримых свидетельств, подтверждающих данное предположение. По имеющимся свидетельствам, в Николаевской церкви имелась древняя икона Николая Чудотворца, на которой находились два простых привеса: крестик и костяная резная панагия. Данные привесы относились к числу изделий XII века. А в 1211 году Мстислав Мстиславич, княживший в то время Новгороде, отправил в Торопец в заточение архиепископа Митрофана (по обычаям того времени в заточение отправляли в монастыри). В 1337 году Торопец постигли две большие беды – пожар и наводнение, которые уничтожили почти все постройки города. Данное бедствие было таким обширным, что город пришлось заново отстраивать на новом месте. Николаевский монастырь, который ранее располагался на берегу озера Заликовье, также был перенесен – он был заново отстроен возле острога, окружавшего посад. До нашего времени дошла Торопецкая писцовая книга, составленная при Иване Грозном. В этой книге упоминается и Николаевский монастырьмонастырь состоял из деревянной церкви во имя Николая Чудотворца и придела Покрова Пресвятой Богородицы, монастырь населяли игумен, священник, диакон и 40 монахов. Николаевский монастырь был небогат: сел, крестьян, пахотной земли не имел, пользовался правом рыбной ловли в нескольких озерах. Монастырю принадлежало одно озеро, Гольцев наволок (место прежнего расположения монастыря), а также часть мельницы на реке Уклеинке. В 1627-1628 годах проводилась перепись податного населения. По результатам проведенной переписи упоминался и Николаевский монастырь, в котором был игумен, два священника, диакон, 33 монаха. Помимо имевшейся ранее деревянной церкви к этому времени в монастыре появился теплый храм Покрова Божией Матери с приделами св.

http://sobory.ru/article/?object=07066

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010