В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом. Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=819

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Приход храма имеет два приписных лавра: во имя прп. Андрея Рублева в Раменках и лавр св. Николая (1754 г.) в селе Федоровское Ступинского района Московской области . При храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе действует воскресная школа для детей. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе церковь (Лыщиков переулок, дом 10). С XIV века на Лыщиковой (голой, безлесой) горе находился монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, упраздненный в конце XVI века. В 1625 г. монастырский Покровский собор упоминается уже как приходская церковь. В 1696–1697 гг. отстроили небольшой каменный храм на другом месте – под горой. Но его посвящение осталось прежним. В нем устроили придел преподобного Иоанна Дамаскина, небесного покровителя инициатора строительства дьяка И. Рогозина. Храм был выстроен в новых и модных в то время формах – восьмерик на четверике. В XVIII–XIX веках здание перестраивалось несколько раз, увеличиваясь в размерах. В трапезной в 1773 г. на средства И.А. Лихарев создали южный придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803–1805 гг. трапезную увеличили к западу и возвели ныне существующую колокольню. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия в результате пожара церковь сильно пострадала. В 1814 г. заново освятили главный престол, а в 1815 г. – южный придел. В 1818 г. расширили трапезную и построили северный придел. В 1830-е гг. древняя часть храма и его алтарные апсиды были обстроены. Эта пристройка несколько необычной формы. Она обхватывает апсиды приделов и полукругом объединяет их с алтарем главного храма, так что с переулка виден единый мощный объем. В 1870-1890-е гг. проводились значительные переделки, изменились завершения колокольни и самого храма, несколько расширили трапезную. В 1891 г. построили дом причта. В советское время храм не закрывался. В нем сохранилось все внутреннее убранство с чтимыми храмовыми образами Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Дамаскина, Спаса Нерукотворного образа, святителя Николая, великомученика Пантелеймона, преподобного Пафнутия Боровского. На колокольне сохранились старинные колокола, самый большой из которых – Благовест, весом 112 пудов, отлитый в 1794 г. Зимой 1979 г. при ремонте церкви в главном алтаре, рядом с основным престолом освятили приставной престол преподобного Симеона Столпника. Среди святынь храма – рака с мощами священноисповедника протоиерея Романа Медведя († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=05803

Закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны. В настоящее время заброшена. На территории деревни Замошье Сокольского района Вологодской области находится каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с сохранившимися росписями — уникальный памятник православной культуры XVII века. Ранее на этом месте был деревянный храм, увезённый в Григорьево-Пельшемский монастырь. Каменная церковь, которая сооружена была еще в 1805 году, до сих пор привлекает взоры. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это девятиглавый каменный собор с высокой колокольней. В архивных документах отмечено, что Замошская церковь построена тщанием прихожан, но когда - неизвестно. Заметно совмещение разных по времени архитектурных стилей: XVII, XVIII, XIX веков. В окладной книге 1638 года упоминается деревянная церковь Покрова Богородицы в Замошье, в вотчине Лопотова монастыря. Предположительно, каменный храм возвели в 1764 году, а колокольню в 1812-м. В церкви три Престола: Покрова Пресвятой Богородицы – главный, Преображения Господня, Святителя Николая Мириликийского. Внутри храм украшен великолепными росписями с будто живыми ликами святых. Явное сходство просматривается с настенной живописью Платона Тюрина. Возможно, стены Замошского храма расписывал один из братьев Скрипициных. В приходе было 42 деревни и значилось 17 часовен. Во времена пропаганды безверия стали разрушать церкви. Колокола в Замошье сбросили в 1935 году, а храм закрыли в 1937 году. Пытались взорвать, разрушить тракторами, но его мощные стены выстояли, поэтому внутри разместили склад госсемфонда, потом сушилку картофеля, склад запчастей для тракторов, кузницу. Часовни тоже были разобраны. Инициатором и зачинщиком восстановления святыни, спустя многие годы, стала Галина Сеничева. Благодаря неравнодушным людям в храме вновь появилась возможность совершать молебны. В 1992 году в Замошье зарегистрировали православную общину. А трудами местных педагогов проведено множество исследований по истории храма. Художник-реставратор О. Соколова отметила, что Покровская церковь не имеет прямых аналогов среди памятников подобного типа, представляет значительный исторический и художественный интерес как памятник необычной архитектуры и профессионального исполнения живописи XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=26459

В начале 20 века богослужения совершались только в Вознесенской церкви. Покровская была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. В монастыре находилась особо чтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы, по преданию, написана в 1702 г. Информация из книги В.В. Легостаев " Храмы Лихвинского уезда " . Добрый Лихвинский Покровский монастырь 3-го класса находится от Лихвина в 10 верстах, на берегу реки Оки, близ села Доброго, и существует с 1477 г. Царь Алексей Михайлович учредил в 1670 году в этой обители архимандрию, и она с нынешнего столетия находится под управлением ректоров Калужской духовной семинарии. Святыню его составляет чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, которую достойно чтут все жители Лихвина и окрестных селений. Она приносится в Лихвин и стоит несколько времени в соборной церкви, где граждане и служат ей молебны. В монастыре в настоящее время две церкви: соборная во имя Покрова с двумя приделами – св. Андрея Первозванного и св. мучеников Флора и Лавра, и вторая во имя Вознесения Господня. П.А. Ляметри. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии//Памятная книжка Калужской губернии на 1861 г. Калуга, 1860. Стр. 291–292 Третьеклассный Покровский Добрый монастырь в Лихвинском уезде Покровский монастырь находится в 10 верстах от г. Лихвина, на правом берегу р. Оки, у села Доброго. Существует с 1477 года; в 1670 году царем Алексеем Михайловичем учреждено архимандритское настоятельство; в настоящее время находится под управлением ректоров Калужской семинарии. В монастыре, обнесенном каменною оградою с 3 башнями, находятся: две церкви, первая, соборная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами – во имя Андрея Первозванного и св. мучеников Флора и Лавра, вторая во имя Вознесения Господня; колокольня, настоятельские и братские кельи и конный двор. Вне ограды 20 небольших деревянных лавок для ярморочных дней. В соборной церкви есть икона Покрова Божией Матери, особенно чтимая окрестными жителями. Особенно значительное стечение народа бывает в храмовые праздники, в которые бывают и ярмарки, а именно: 1 октября, 18 августа и в день Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02975

В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

В настоящее время на месте монастыря стоит небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время построения храма неизвестно. В описях же Пафнутиева монастыря, к которому храм был приписан, он упоминается в 1701 и в 1763 годах как один из древних храмов, основанных преимущественно к концу XVI - к началу XVII века. Эта храм был срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупных булыжных камней. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. По рассказам местных жителей, в недавнее время уничтожена галерея и опущен пол на две ступени. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей сделаны специально для того, чтобы служить прочным основанием для шестигранной колокольни, на что указывает рубка нижних венцов шестигранника, намеченная на плане. Лестница на колокольню устроена в трапезной. По описи 1701 г. были и крыльца с трех сторон. Закрыта в 1932 г. и вновь передана Епархии 24 ноября 1994 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем (скончался от морового поветрия в 1426-28 гг.). В 1414 г. в этом монастыре принял монашеский постриг преп. Пафнутий. Двадцать лет он был иноком Покровского Высоковского монастыря, в 1434 г. стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. неожиданно для всех преп. Пафнутий покинул обитель и поселился на р.Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02052

«Храм будет восстановлен в прежнем виде – том, который задумывался изначально архитектором Никоновым», – отметил С. Макаров. 04.08.2016 г. Сайт «Приходы» http://prichod.ru/opyt-prihodov/25495/ Церковь эта состояла в начале в ближайшем ведении С.-Петербургского Епархиального Братства во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а с первых годов ХХ ст. сделана приходскою. Н. А. Тихомиров «Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей». - С.-Петербург, 1906 г. Была заложена 10 июня 1890 года и строилась 3 года. Выполнена в неорусском стиле, по проекту довольно известного архитектора Санкт-Петербурга - Никонова Николая Никитича. Надо отметить, что это его первый храмовый проект, после которого он был назначен на должность епархиального архитектора. Затем им были построены Иоанновский женский монастырь на Карповке, подворье на улице Некрасова. Эта церковь считалась первой в Петербурге выстроенной в «русском стиле внутри и снаружи». Воздвигалась церковь с 1891-1893 год для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и была создана для развития сети церковно-приходских школ и поддержания традиции церковного пения. Основателем и первым священником Покровской церкви является Сергей Николаевич Слепян. Над отделкой церкви трудились суздальские мастера во главе с М. С. Серебряковым. Образа исполнил князь Г. Г. Гагарин. Церковь была двухэтажной — на втором этаже Покровский храм — в нем был майоликовый иконостас, а на первом этаже церковь во имя св. Вонифатия. Достопримечательностью церкви была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатёр. Он эффектно сочетался с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над её приделами. Церковь имеет два престола: святого мученика Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. Две церкви, верхняя и нижняя, одновременно могли вмещать около 1500 человек. Нижний храм святого мученика Вонифатия был освящён 12 октября 1893 года епископом Нарвским Никандром (Молчановым). Верхний храм был освящён 9 марта 1897 года, митрополитом Палладием (Раевым). Рядом с церковью был выстроен дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней церкви епископом Гдовским Вениамином 8 июня 1913 года был освящён придел во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=01545

По смерти А.С. Хитрово село Покровское-Окулово в 1686 г. перешло к сыну Федору, у него оно отписано на государя в дворцовое ведомство, а в 1692 г. отдано во владение в девичий монастырь Пречистой Богородицы Страстной. В отказной книге, по которой село Акулово утверждено за монастырем, описана Покровская церковь: «церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да колокольня древяные, а в церкви святых икон местных: икона Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, пред нею лампада медная; образ Покрова Пресвятой Богородицы, на нем венец серебряный вызолочен, пред ним лампада медная; икона местная св. пророка Илии, местная икона Пречистой Богородицы Одигитрия, икона преп. Сергия Радонежского. В церкви и в трапезе вотчинникова строения 64 иконы штилистовых, в окладе, в рамах; на колокольне 4 колокола». В 1693 г. игуменья Страстного девичьего монастыря Юлия Челищева село Покровское-Акулово уступила, по променной записке, сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, а от него продано родному брату Дмитрию Алексеевичу. По переписным книгам 1704 г. записано: «за сибирским царевичем Дмитрием Алексеевичем село Окулово, Покровское тож, а в селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в селе двор вотчинников и 18 дворов дворовых и крестьянских, в них 74 человека». После сибирского царевича Дмитрия Алексеевича селом владела в 1719-22 гг. его вдова Ксения Владимировна, а от нее перешло по завещанию к ее родному брату князю Михаилу Владимировичу Долгорукову; в 1756 г. владела его дочь княжна Аграфена, которая отдала село Окулово в наследство родному племяннику князю Михаилу Васильевичу Долгорукову. В 1791 г. князь В.В. Долгоруков (родной брат Михаила Долгорукова) село Окулово и Лукино продал жене графа Алексея Кирилловича Разумовского Варваре Петровне, урожденной Шереметевой. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Впервые деревня «Окулово на пруде» упоминается в первой четверти XVII века. В 1627 г. эта деревня принадлежала Андрею Ивановичу Загряжскому. В ней был один двор, в котором жили «приказчик и два человека деловых». А в 1646 г. Акуловым владел Алексей Иванович Сабуров. К этому времени в деревне уже «двор вотчинников и четыре двора крестьянских, в них шесть человек».

http://sobory.ru/article/?object=00616

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010