Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектенью. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окружённую святыми и ангелами. Она держит на широко распростёртых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института. Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери. Молитва пред иконой, именуемой «Покров Пресвятой Богородицы» О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога и Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верой и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас. Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси. Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верой. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

По смерти А.С. Хитрово село Покровское-Окулово в 1686 г. перешло к сыну Федору, у него оно отписано на государя в дворцовое ведомство, а в 1692 г. отдано во владение в девичий монастырь Пречистой Богородицы Страстной. В отказной книге, по которой село Акулово утверждено за монастырем, описана Покровская церковь: «церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да колокольня древяные, а в церкви святых икон местных: икона Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, пред нею лампада медная; образ Покрова Пресвятой Богородицы, на нем венец серебряный вызолочен, пред ним лампада медная; икона местная св. пророка Илии, местная икона Пречистой Богородицы Одигитрия, икона преп. Сергия Радонежского. В церкви и в трапезе вотчинникова строения 64 иконы штилистовых, в окладе, в рамах; на колокольне 4 колокола». В 1693 г. игуменья Страстного девичьего монастыря Юлия Челищева село Покровское-Акулово уступила, по променной записке, сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, а от него продано родному брату Дмитрию Алексеевичу. По переписным книгам 1704 г. записано: «за сибирским царевичем Дмитрием Алексеевичем село Окулово, Покровское тож, а в селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в селе двор вотчинников и 18 дворов дворовых и крестьянских, в них 74 человека». После сибирского царевича Дмитрия Алексеевича селом владела в 1719-22 гг. его вдова Ксения Владимировна, а от нее перешло по завещанию к ее родному брату князю Михаилу Владимировичу Долгорукову; в 1756 г. владела его дочь княжна Аграфена, которая отдала село Окулово в наследство родному племяннику князю Михаилу Васильевичу Долгорукову. В 1791 г. князь В.В. Долгоруков (родной брат Михаила Долгорукова) село Окулово и Лукино продал жене графа Алексея Кирилловича Разумовского Варваре Петровне, урожденной Шереметевой. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Впервые деревня «Окулово на пруде» упоминается в первой четверти XVII века. В 1627 г. эта деревня принадлежала Андрею Ивановичу Загряжскому. В ней был один двор, в котором жили «приказчик и два человека деловых». А в 1646 г. Акуловым владел Алексей Иванович Сабуров. К этому времени в деревне уже «двор вотчинников и четыре двора крестьянских, в них шесть человек».

http://sobory.ru/article/?object=00616

В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников Богородицы – Благовещения Божией Матери и Её Покрова. В Вознесенском храме находится великая святыня – образ прпп. Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей. Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). – Владимир: 2004. стр. 105-107 с сокращениями Церковь Вознесения Господня находится на юго-западной части Владимира, на холме, спускающемся к реке Клязьме, за чертою валов, окружающих город. В конце XII в., на месте нынешней приходской Вознесенской церкви, существовал монастырь того же имени, который упоминается в летописях под 1187 г. и 1218 г. Кроме этих кратких упоминаний нет никаких исторических данных относительно Вознесенского монастыря ни о его состоянии в то время, ни об его дальнейшей судьбе. Вероятно, во время татарского нашествия в 1237 г. он был разорен прежде других Владимирских церквей, потому что находился вне городских укреплений и с той стороны, откуда татары подступили к Владимиру. Когда на месте разоренной церкви выстроена была новая, совершенно неизвестно, но в XVII ст. в списке Владимирских церквей упоминается церковь Вознесения Господня. В патриарших книгах под 1628 г. значится «церковь Вознесенье Христово на Вознесенской горе…» В делах патриаршего казенного приказа под 1652 г. эта церковь называется ружною, т.е. бесприходною; это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь. При этой Вознесенской церкви существовала другая теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была в самом начале XVII ст., но около половины этого столетия она сгорела, и новая церковь выстроена была несколько на ином месте в 1652 г. В 1718 г. священник Андрей Григорьев писал в казенный патриарший приказ: «в граде Владимире за земляным городом церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Покрова Пресвятой Богородицы деревянные и ныне стали быть ветхи и на строение тое церкви вновь каменные во имя Вознесения Господня и с приделом Покрова Пресвятой Богородицы от приходских людей деньги в собрании и прошу дать указ о строении вышеуказанной церкви». Указ тотчас был дан.

http://sobory.ru/article/?object=01926

С 1945 по 1951 г.г. настоятелем церкви был протоиерей Александр Михайлович Никольский. Протоиерей Леонид Васильевич Яковлев, настоятель церкви прослужил в храме около 40-ка лет (1951-1988гг.). Многие волоколамцы хорошо помнят его добрый нрав и ревностное служение на приходе в трудные годы гонений на Церковь. Могила отца Леонида сохраняется внутри ограды храма, на ней всегда лежат цветы и приходящие туда люди молитвенно воздают почившему батюшке и всем ушедшим в вечность православным христианам Вечную память! Наиболее чтимыми святынями храма являются иконы Божией Матери «Покров» и «Достойно есть» http://volokblag.ru/ В западной части Волоколамска, на возвышенности, стоит церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма восходит к далёкой старине. По преданию, на месте расположения церкви ещё в XII веке князем Андреем Боголюбским был основан Покровский монастырь. Такое название монастыря явно неслучайно. Как известно, появлению в нашем церковном календаре особого праздника в честь Покрова Божией Матери мы обязаны усилиям именно этого святого князя. Волок был тогда отвоёван у Новгорода и некоторое время находился под властью Владимиро-Суздальского князя. Здесь Андрей Боголюбский праздновал свадьбу своей дочери. Своеобразие Покровской церкви заключается в том, что за свою долгую историю она как бы впитала в себя духовное наследие двух некогда находившихся на этом месте древних монастырей - Покровского и Варваринского. Существование Покровского монастыря прослеживается до третьей четверти XVIII века, на что указывает выписка хозяйственного характера (из Писцовых книг за 1636 г.), сделанная в 1670 г. " того монастыря попом Константином с причетники " (сохранилась в копии XIX - начала ХХ вв.). В дальнейшем никаких упоминаний об этой обители более не встречается. По-видимому, именно в это время монастырь прекратил своё существование, и лишь древняя деревянная монастырская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы продолжала стоять до начала XIX века, став обычным приходским храмом.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Когда-то, еще со времен Тверского княжества, на этом самом месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь. Посвящен он свт. Афанасию Александрийскому и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей монастыря и его первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского. Известно и второе народное название монастыря " Софьин " , " Софийский " . В судьбе Афанасьевской обители после княжны Софьи - 250 лет полной неизвестности. К XVI в. относится цветущая пора монастыря, когда в нем жило до 20 монахинь. Тогда же " были дарованы монастырю разные льготы на владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В Писцовой книге 1б2б года говорится о двух деревянных храмах монастыря: церкви Афанасия и Кирилла и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Учитывая, сколь разрушительным оказалось для Твери литовское разорение, можно предположить, что в первой половине XVII в. и Афанасьевский, и Покровский храмы были выстроены вновь. В последней четверти XVII века Покровская церковь служила " теплым " , т. е. ежедневно посещаемым храмом. Можно предположить, что во второй половине XVII в. к церкви Покрова постепенно переходят функции основного храма обители, а к XVIII веку Афанасьевский храм перестает существовать. В 1723 г. монастырь был упразднен " за малочисленностью " , а монахини были переведены в тверской Христорождественский женский монастырь. Место в документах стало называться погостом. Каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765 года, и строительство " тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами " окончено в 1774 году. На престольный праздник Покрова Богородицы был освящен центральный Покровский придел. Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви - " восьмерик на четверике " . Восьмерик двухсветный, с междуярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне - пятигранная алтарная абсида.

http://sobory.ru/article/?object=00004

С начала XIX века, за счёт крупных вкладов и пожертвований, на территории монастыря развернулись крупные строительные работы. В 1827-1829 гг. Зверин монастырь владел 465-ю крестьянами и 437-ю десятинами земли. Перестраивался главный монастырский храм Покрова. В 1840-1860-х гг. при игуменьи Агнии сооружена каменная ограда с пятью угловыми башнями, возведена каменная надвратная колокольня с корпусом, строятся каменные двухэтажные настоятельский и сестринский корпуса. В 1899-1901 гг. возведен новый пятиглавый собор Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый архиепископом Гурием. Кроме этого, на территории монастыря были расположены хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, хозяйственные постройки. Монастырь процветал и насчитывал более 40 монахинь. Имел несколько подворий в Новгороде и даже Петербурге. В 1816 году к монастырю была приписана расположенная рядом с Николо-Бельским монастырем церковь Лазаря упраздненного Лазаревского монастыря. В 1851 году рядом с церковью Покрова был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. При возведении Покровского храма в 1901 году его могила оказалась под алтарной частью собора. Как действующий, Зверин монастырь прекратил своё существование в 1920-е годы. В годы Великой Отечественной войны монастырским зданиям был причинен значительный ущерб. В послевоенные годы наиболее разрушенные здания и мелкие постройки были разобраны на кирпичи. В результате, погибли все башни, многие хозяйственные и жилые постройки, почти полностью исчезла ограда. В церкви Покрова разрушены хоры, многочисленные пробоины на фасадах, в церкви Симеона Богоприимца утрачена кровля, лестница, полностью уничтожена церковь Лазаря. В 1950 году начались работы по восстановлению Покровского собора для приспособления его под склад. Использование монастырских построек в хозяйственных целях привело к строительству новых современных корпусов на монастырской территории, что нарушило сложившийся архитектурный комплекс. В 1970 году вплотную к восточному корпусу Зверина монастыря было пристроено большое трёхэтажное здание облвоенкомата.

http://sobory.ru/article/?object=00167

Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и св. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. Иакова на средства пожертвованные боровичанами была построена надвратная деревянная церковь во имя этого святого. Святые ворота (главный вход в монастырь) были в западной части монастыря и выходили к реке Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т.к. река Мста сильно подмывала на этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда открывался особо красивый вид на боровичские соборы. В монастыре была колокольня с четырьмя колоколами. Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов, поляков и русских бродяг. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв. Храмов в монастыре было 5: Соборный в честь Святого Духа, в честь Иверской иконы Божьей Матери, во имя св. Иакова. За монастырской оградой – храм в честь иконы Божьей Матери «Умиления» и храм во имя св. Параскевы. Свято-Духовский собор. Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой нашего города, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. Воодушевляла этих монахов на духовные подвиги особая любовь к Богу, которую имел ветхозаветный пророк Илья. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест явно выражали архитектуру XVII века. Эти части храма сейчас утрачены.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому) с прошением о благословении устроения монашеской общины на приобретенной земле. Она писала, что обитель может давать приют бедным женщинам правосл. вероисповедания, к-рые хотели бы посвятить себя служению ближнему. Указом Синода от 20 июля 1889 г. в Киеве был учрежден общежительный жен. мон-рь на пожертвованной княгиней земле в Лукьяновском участке города, к-рый включал «6 десятин земли с большим зданием для келий инокинь, трехпридельным храмом и с 12 другими домами». В них размещалось или предполагалось устроить «больницу с домовою церковью, бесплатное училище для девочек, рукодельные мастерские, бесплатную лечебницу, странноприимную аптеку, кельи для вдов и девиц, которые пожелают жить в монастыре без принятия до времени монашества, со взносом платы, просфорную с пекарнею, кухню, прачечную, теплицу, пчельник и вне ограды монастырской скотный двор и конюшню, дом для мирских служителей и гостиницу для богомольцев и приезжающих» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 559. Д. 61. Л. 14-15). Храмы и другие постройки Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 19 дек. 1888 г. митр. Платон утвердил проект главного монастырского корпуса, включавшего соборную и трапезную церкви, игуменские покои и кельи для сестер. 11 янв. 1889 г. прот. В. И. Лебедев освятил место, избранное для его сооружения. Именно этот день считается офиц. датой основания мон-ря. К 1899 г. на территории К. м. находились 3-придельный деревянный на каменном фундаменте собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с правым приделом во имя св. прор. Илии, левым - во имя Всех святых (освящен 17 дек. 1890). К собору примыкал главный 2-этажный корпус с домовой ц. во имя арх. Михаила, кельей Александры Петровны, приемным покоем, б-кой, ризницей, кельей игумении и т. д. На верхнем этаже располагались покои для приема высокопоставленных особ. На территории К. м. архит. Николаевым также были построены больница с ц.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная. В 1924 г. Покровская церковь была закрыта. В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря. В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов. В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью. Удивительно также то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

http://sobory.ru/article/?object=02168

на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период. Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. - принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей. Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный храм во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли. Книга «Монастыри Подмосковья», Глушкова В.Г., 2008 г., г.Москва «Издательство Вече-2000» Комментарии и обсуждение Покровский-Васильевский монастырь, общежительный, в Павловском посаде, Богородского уезда. Учрежден в 1902 году из женской общины, открытой в 1894 году на месте благотворительного женского общежития, устроенного в 1885 году. В 1895 году освящен вновь сооруженный в византийском стиле соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре приют для бедных детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Трапезная и колокольня построены в 1907-1910 гг. по проекту архитектора В.П.Десятова 29 мая 2014. Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епикопа Пензенского. Икона свт.Пантелеймона Целителя. Кирилл Аминов 25 февраля 2015 г. 25 февраля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04620

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010