Миссия предотвратила кровопролитие, но, отступая, немецкие войска сожгли д. Кошелевичи. Дом Федосеевых, который мы называем домом о. Иоанна Кронштадтского, немцы подожгли с 3-х сторон. Пламя погасло само собой. В этом единственном доме с обгоревшими ступеньками парадной лестницы, украшенной медными шарами, нашли приют погорельцы, вернувшись из леса, где прятались от немцев. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходили или приезжали на шарабанах люди из соседних деревень, в доме накрывали столы. Св. Иоанн Кронштадтский предсказал судьбу наших церквей и белого дома: «Хороший дом ты построил, Иван Петрович, но жить тебе в нем не придется. Будет он переходить из рук в руки». Федосеевы владели мельницей. Их раскулачили и сослали в Сибирь. Уезжая, Прасковья Федоровна сказала нам: «Теперь очередь за вами». Мой дед, Михаил Иванович Свинтусов, брал подряды, в Петрограде, в Гельсингфорсе (Хельсинки) и на Карельском перешейке. Он был садовником. Поэтому у нас изъяли сначала столовое серебро, затем все, что оставалось, а когда ничего не осталось, прихватили валенки от постели тяжело больного туберкулезом деда. Священники жили у нас в деревнях. Один из таких домов в XIX веке купил мой прадед на Горке. В Пенино перевозили дома раскулаченных людей. В 1946 г. в Буряжках построили дом для священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы, позднее дом перевезли на Козью Гору. На Козьей Горе был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и храм, построенный по проекту арх. В.А. Косякова в стиле модерн. 11 лет назад в 1989-1990-х гг. были сняты цветные лампады, затем исчез изящный серебряный сервиз для причастия, после чего были похищены иконы. Иконостас пострадал несколько лет назад. Золотая утварь, по преданию, была спрятана на дне озера Самро. В монастыре несли послушание сестры мачехи моей матери из дома Сайкиных, что в д. Буряжье. Они любили принимать у себя школьников и угощать их яблочными пирогами. После революции над монашками надругались (в траве находили их платочки) и сослали в Сибирь.

http://sobory.ru/article/?object=00118

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построен в 1650 году на месте сожженного и разрушенного в 1610 году Лжедмитрием II Высокского монастыря в память об одноименном стоящем на этом месте белокаменном храме. Храм никогда не имел каменного фундамента. Кирпичный фундамент подведен в 1900-х годах. Мэр города Боровска В. Канунников лучше не подходил бы к этому храму. Была заменена только кровля и вставлены не по размеру окна. Во время ремонта была нарушена целостность каркаса храма, что привело к перекосам и началу разрушения. Когда очередной благодетель снял обшивку храма и начал покрывать бревна отработанным автомобильным маслом, его с трудом удалось согнать с объекта. Церковь оголили, началось гниение бревен. Но памятник можно было еще спасти. Церковь находится под охраной министерства культуры, хотя в храме были начаты службы. Это был самый южный деревянный храм в России, построенный в 1650 году. Сейчас он на реставрации. Хотя, нет. Храм варварски разобрали и переделали. Новые брёвна ничем не обработаны и уже покрылись плесенью. С декабря по март древние стены мокнут под снегом и дождём. Стоит сказать, что трухлявый фундамент оставили, и на нём собрали храм, приделав к нему ещё один этаж. Рабочие сносные плотники, но никакие реставраторы. Памятник 17 века просто убит. Примечание модератора:  Всё не так страшно. Храм не разваливали, а реставрировали методом переборки, традиционным для деревянных построек. В процессе реставрации были восстановлены утраченные галереи-гульбища и подклет храма. При Покровском храме в с.Высокое до первой половины XVIII в. существовал мужской монастырь, называвшийся Покровский-Высокий. Время основания его неизвестно. Высокий Петровский монастырь находился при р. Протве в одном километре от Боровска. Основан он был в 1410 г. В 1618 г. монастырь был приписан к Пафнутиеву-Боровскому, а в 1764 г. и вовсе упразднен. До времени самозванцев в Высоком монастыре было два храма: каменный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и деревянный в честь Входа Господня в Иерусалим с трапезою для монастырской братии.

http://sobory.ru/article/?object=02052

В 1670 г. деревню Акулово купил Александр Севастианович Хитрово - думный дворянин, стольник царя Алексея Михайловича. Он принадлежал к знатному роду, ведущему свое начало с XIV века, служил при дворе, часто сопровождал царя на богомолья в Троице-Сергиеву Лавру и Саввино-Сторожевскую обитель. В 1676 г. Хитрово завершает в Акулове строительство деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, что дает уже селу еще одно название - Покровское-Акулово. Продолжая служить при дворе, Александр Севастианович в 1678 г. покупает д. Яскино близ Акулово. После смерти А.С. Хитрово 28 августа 1686 г. селом стал владеть его сын Федор. В 1692 г. с. Акулово было отписано в дворцовое ведомство и передано во владение «в девичий монастырь Пречистыя Богородицы Страстныя», основанный в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем. Главной благодетельницей монастыря была Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I), которая воспитывалась в доме А.С. Матвеева, владельца с. Одинцово. Однако уже в 1693 г. игуменья монастыря Юлия Челишева «уступает по променной записке» Акулово сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, который продает село своему родному брату Дмитрию. С 1719 г. с. Акулово перешло во владение князьям Долгоруковым. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в это время был приписан к Московской Духовной Консистории, а в 1790 г. передан в ведомство Звенигородского Духовного Правления. 1791 г. - важная дата в истории храма. Князь Василий Васильевич Долгоруков продал с. Акулово и с. Лукино графине Варваре Петровне Разумовской (урожденной Шереметевой). Ее дед, первый русский граф, фельдмаршал, сподвижник Петра I Борис Петрович, был назван А.С. Пушкиным «благородным». Отец Варвары Петровны, граф Петр Борисович Шереметев, является создателем всемирно известной усадьбы Кусково. А мать - княгиня Варвара Алексеевна Черкасская была единственной наследницей огромного состояния государственного канцлера Алексея Михайловича Черкасского. Графиня Варвара Петровна была самой богатой невестой в России второй половины XVIII века, однако, ее брак с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, от которого родилось 4 детей, счастливым назвать нельзя.

http://sobory.ru/article/?object=00616

Интересна история этого строительства. Там, где сейчас расположен Пантелеймоновский монастырь, ещё в 1868 г. прихожанам было разрешено разобрать каменный Архангельский храм, который находился на его территории. И только через тринадцать лет, в 1821 г., из камня было «дозволено» построить эту самую колокольню с теплым храмом. Почему всё так долго тянулось? На этот счет есть разные мнения. Одно из них очень даже прозаическое. Как раз в то время вышел указ о том, что все церкви должны строиться по типовому проекту. В связи с этим было даже приостановлено строительство Ильинской церкви, которая строилась по индивидуальному проекту. Может, из-за этого и не давали разрешения на строительство колокольни. Но это только предположение. Сумские купцы и меценаты жертвовали значительные суммы на храм. Так, известно, что в 1810 г. сумской купец Алексей Бочаров поставил за свой счет иконостас, стоящий 2000 рублей серебром. А еще один сумской купец, Емельян Татаринов, устроил два больших киота, стоивших 571 руб. 42 коп. серебром. А вот «почетный сумской гражданин» Григорий Котков сделал две серебряные с позолоченными венцами ризы для местных икон, стоившие 542 руб. 85 коп. серебром, и две фелони за 160 руб. серебром. Ну а более всех постарался, внеся самые значительные пожертвования в пользу церкви, находящийся в те времена при церкви старостой сумской купец Кирилл Алчевский, который со времени поступления на должность, именно с 1835 по 1857 год и далее, употребил на разные устройства и украшения церкви собственных денег 4906 руб. 70 коп. серебром. Метрические книги в церкви Покрова Пресвятой Богородицы начали вести с 1735 г., а исповедные - с 1790 г. Как и многие сумские церкви, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разрушена с приходом к власти большевиков. В 1920-е г.г. в храме безбожная власть устроила крематорий, где каждый желающий мог через специальный глазок наблюдать за сожжением трупов. В конце 30-х г.г., когда разрушили храм, на разборку гоняли местных студентов. Отказавшимся это делать грозили все «прелести» того периода. А в соседнем общежитии для студентов сельхозтехникума, здание которого и ныне находится рядом с универмагом, чердак был завален богослужебными книгами из Покровской церкви, которыми студенты топили печки зимой.

http://sobory.ru/article/?object=40133

Каменный двухэтажный собор сооружен " кораблем " . По одной оси, уступами, - алтарь, собственно храм, трапезная с притвором и колокольней. Продолжением служит выступающий вперед дополнительный притвор. Едины основные членения, а также элементы декора (междуэтажный и венчающий карнизы, одинарные нижние и спаренные верхние пилястры, наличника с " разрезными " фронтонами). Венчающие части отличаются разнообразием. Одноэтажному, пятигранной формы алтарю придан аттик с главкой. Аттик, только наделенный посередине люкарной и килевидным кокошником, имеет и храмовый объем, увенчание которого представляет купол пологих очертаний с пятью луковичными главками на кокошечниках и барабанах. Особенно интересна колокольня. Первый ярус её - четырехгранник с тройными окнами, вместе со своими обрамлениями " утопленными " в стене, карнизом и " ширинчатым " аттиком. По углам яруса - подобия диагональных контрфорсов; на них насажены главки. над арками звона - треугольные щипцы, усеченный шатер и короткий шпиль, барабан которого весьма насыщен украшениями. Собор выделяется целостностью композиционного построения и живописностью завершения. Принадлежит к русско-византийскому стилю. Рассказ отца дьякона Владимира Труженикова об истории собора: – Первоначально православный храм на этом месте появился на рубеже XVIII-XIX столетий, это была деревянная часовня, возведенная в честь Тихона Амафунтского, и уже позже, в году 1805-м – небольшая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1810 году она была разобрана, и место пустовало до 1813 года. Закладка же нового каменного двухэтажного здания была произведена в 1814 году в ознаменование победы русского народа над армией Наполеона, в это же самое время указом синода Русской Православной Церкви воздвигаемому храму был присвоен и соборный статус. Правда, относительно даты завершения строительства есть разногласия – в документах называются два разных года: 1821-й и 1828-й. Но тут надо помнить, что, как правило, окончанием постройки любого храма считалась дата его освящения. Что касается нашего собора, то иконостас главного алтаря, кстати, работы московского зодчего Степана Голышева, был установлен и освящен как раз 12 июня 1828 года. В 1853 году случилось несчастье – упала колокольня, и богослужения были прекращены до 1856 года. При этом большие пожертвования на восстановление храма были сделаны двумя местными купцами – Савелием Гуляевым и Федором Молчановым. С этого же момента в соборе четыре престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, нижние придельные – во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и во имя Святой Великомученицы Екатерины, верхний придельный второго этажа – во имя Тихона Амафунтского.

http://sobory.ru/article/?object=05758

Моя тетя, Елена Михайловна Демидова (рожд. Свинтусова), отбывала срок вместе с ними в г. Омске. По окончании срока лжесвидетелям дали по пол буханки хлеба, чтобы подтвердили показания, будто «монахини ругали советскую власть», и срок продлили. В монастырь вернулись немногие. До сих пор рядом с церковью стоит домик Анны Яковлевны, умершей последней. Мы с сестрой ходим убирать их могилки. В Духов день, после войны, крестный ход из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, на лодках направлялся через озеро Самро в с. Песье, в храм Вознесения Господня с изумительной иконописью и деревянной золоченой резьбой. Здесь совершалось богослужение, и крестный ход направлялся к святому источнику среди могучих елей - на водосвятие. Прекрасные духовные песнопения, голубое озеро, плеск воды, желтые кувшинки и обед. Угощали свежей рыбой в молоке, пирогами с зеленым луком и яйцом, с рыбой, с сагой и киселем. Праздник Воздвижения Креста Господня в д. Рожновье. Варили пиво для мужчин, женщинам подавали сласти. В последний путь обычно провожали всей деревней. Землю перед гробом устилали цветами, зимой - еловыми веточками. На перекрестке дорог лежал могильный камень, на который ставили гроб. Отовсюду приходили люди. Что символизировал камень на крестообразном перекрестке дорог? Прошли годы... В храме Покрова Пресвятой Богородицы совершаются службы. Летом в храм идут наши дети. Они принимают участие в богослужениях: держат чашу или несут хоругви, проходят под иконой и летят, как ласточки, с горы после богослужения.>  Санкт-Петербургская митрополия – официальный сайт. Санкт-Петербургская Епархия. Удивительное место Если посмотреть на карту, то деревень, в названии которых есть слово «гора», только в нашем районе обнаружится немало. Козья гора в этом смысле как будто ничем не отличается от своих «тезок»: легко предположить, что существует некая возвышенность, которая и дала имя населенному пункту. Но на самом деле деревни в привычном понимании здесь нет, если не считать двух скромных дачных домиков, хозяева которых ненадолго приезжают летом.

http://sobory.ru/article/?object=00118

Монахи обители задумались о постройке нового соборного храма в честь Сошествия Святого Духа. Первый соборный храм, названный в честь сошествия Святого Духа на апостолов, был деревянным, шатровым, как и большинство храмов, возведённых в этот период. Его главный иконостас состоял из четырёх ярусов и был весьма богато расписан и украшен. Деисусный чин насчитывал 19 икон и имел большой образ Спасителя. В первом ярусе находились иконы, писаные на золоте, что было большой редкостью по тем временам. На золоте была написана и храмовая икона - образ Святого Иакова с житием - и две иконы Божией Матери, а также две древнейшие иконы - Святой Параскевы с житием и Святителя Николая Чудотворца. Рядом с новым соборным храмом возвели небольшую тёплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тут находилась особо почитаемая чудотворная икона Покрова Божией Матери, а также два образа: Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. После ряда исторических перипетий, тяжёлого Смутного времени начала XVII века жизнь монастыря вошла в более-менее спокойную колею. В 1676 году на месте деревянного соборного храма был поставлен каменный. Соборная церковь Святого Духа является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до сего дня. На том месте, где стоит ныне этот храм, до него поочерёдно стояли две более древние деревянные церкви. К сожалению, ни имени архитектора этого собора, ни имён его строителей история не сохранила. Пожар в монастыре, который случился столетием спустя, уничтожил все монастырские архивы. Однако известно, что северный придел собора Святого Духа был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о деревянной церкви, что стояла на том месте ранее. А южный Ильинский придел - в память о монахах-отшельниках, которые основали этот монастырь. Как уже было сказано, собор Сошествия Святого Духа был построен на месте двух старинных деревянных церквей, последовательно сменивших друг друга, в 1676 году. Когда в XVIII веке в монастыре случился пожар, собор был перестроен и обновлён. Узкие его приделы расширили, в наружный декор храма внесли существенные изменения, и сейчас его первоначальный вид, в каком он предстал перед верующими в 1676 году, утрачен. Однако и сейчас можно разглядеть элементы архитектуры XVII века, особенно если подойти к храму со стороны апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=05290

Монастырь являлся своеобразным культурным, духовным и хозяйственным центром, поль­зовался особым вниманием со стороны русских царей. В 1764 г. определён в третьеклассный. В 1874 г. к трапезной Покровской церкви пристроена трёхъярусная колокольня с помещениями для кладовых. Здания церквей являются образцами барочной архитектуры. 9 июня 1767 г. монастырь удостоила своим посещением императрица Екатерина II. В 1872 г. при монастыре открылась богадельня, училище для малолетних девочек-сирот, в 1898 г. – церковно-приходская школа. В 1904 г. выстроена каменная часовня. Закрыт монастырь в 1919 г. В советский период комплекс частично был разрушен, в зданиях размещались склады и жильё. Возвращён Чебоксарской и Чувашской епархии, действует с 1993 г. В 2013 г. в нём проживали 1 игуменья, 3 схимонахини, 26 монахинь, 2 послушницы. Монастырский комплекс отличается композиционным единством и играет важную роль в формировании исторического центра города. http://enc.cap.ru/?hry=&lnk=336&t=publ Монастырь был образован в 1619 г. на территории Речи Посполитой, недалеко от украинского г. Прилуцка и селений Ладина и Подгор. По месту расположения и по своей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы монастырь первоначально назывался Покровский Ладинский-Подгорский Новодевичий монастырь. Впоследствии в его название вошло прилагательное – Киевский, т.к. первые его монахини были киевлянками. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь ладинские монахини бежали в Россию. Сначала монахини жили в Путивле и Брянске, в сентябре 1638 г. были переведены в Алатырь, где основали в 1639 г. Киево-Николаевский Новодевичий монастырь. В 1668 г. были разобраны старые церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе Алексея митрополита, Михаила Малевина, теплая церковь во имя Николы Чудотворца и перенесены на Пятницкое церковное место за острогом выше Казачьей слободы. В 1690 г. церкви и постройки сгорели. В 1691 г. из Троице-Сергиева монастыря была перенесена старая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы и построена на старом церковном месте теплая церковь во имя Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06996

В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. по P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен. Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова. Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги. Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная». Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь. Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. Преп. Илия Муромец (упомин. в 1188 г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме свв. мчч. Гурия, Самона и Авива находится чтимый образ святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца. Покровская церковь Спасо-Преображенского монастыря, Муром (исторический облик 1970 г.) С северной стороны собора расположена Покровская церковь монастыря, построенная в 1691 го­ду на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Покровская церковь теплая, двухэтажная, одноглавая. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем ассимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 году, известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает ассимметричность плана.

http://sobory.ru/article/?object=04956

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010