Апостолы были чисты от гордости и не только не желали почестей, но обезпокоивались, когда она им воздавалась: ( 2Кор. 3, 5 ;. 2Кор. 6, 14 ). Что это за соединение царя и Бога? Послушай, новый Арий (Лигарид)! Один мудрец сказал: что есть царь. Он царь сегодня, а завтра умирает, он – наследие ползучих животных и червей. Начало гордости тогда, когда человек отходит от Бога, и когда сердце отворачивается от Творца, ибо гордость есть начало греха, и тот, кто ее имеет, распространяет омерзение (Прем. Сына Сирах. 10, 10–15 ). За это Бог напускает зло и разрушает. Бог сказал царю Вавилонскому, уподобившему себя Богу и говорившему: Это ли не величественный Вавилон, который я построил силой моего могущества и во славу моего величия. «Тебе говорят, царь Вавилонский, царство отошло от тебя» (I, 401), и Никон цитирует Иезекииля 28, 1–9, где царству ставится угроза гибелью за гордость царей, и Деян. 12, 21–23 о смерти царя Ирода за невоздание славы Богу. И против другого внешнего проявления неограниченной власти царя возражал Никон, за то, что на двуглавом орле нарисован был царь верхом на лошади с надписью пророчества Соломона о Христе, отнесенного к царю на переплете Острожской Библии . «И ты пишешь: Почему орел представлен двуглавым? Потому что он простирается и в церковную и в светскую сферу. Вот ответ: Верно, что Царское Величество вознесся над Церковью, вопреки Божественным Законам, превознося идею собственного достоинства, но не по какому либо Божественному закону. И он не остановился здесь, но гордо воздымается против Бога полетом орла на щите, недавно сделанном в 1663 г. На нем представлен двуглавый орел, и на орле царь верхом на лошади с богатейшей добычей, а над ним надписано пророчество Соломона о Христе, которое царь снес к себе. Слова эти из 3-й главы Песни Песней: «Войдите и посмотрите, дщери Сиона, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его». Есть там и другой текст из Писания, в котором Исаия говорит о вечном царстве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

б) Весть второго Ангела: Падение Вавилона ( Откр.14:8 ) 8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Второй ангел, как глашатай, возвещает падение Вавилона. При этом используется принятое в пророчествах прошедшее время для предсказания того, что произойдет в будущем. «Пал, пал Вавилон, город великий» – это обозначение заимствовано из пророка Даниила, где царь Навуходоносор, расхаживая по своему дворцу, похваляется: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я… силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан.4:27 ). У Иоанна падение великого Вавилона пророчествует о гибели Рима, который как иудеи, так и христиане стали называть Вавилоном после Иудейской войны 66–70 года Р.Х. В Книге Откровения Рим постоянно называется Вавилоном и никогда прямо – Римом. В древности пророки изображали Вавилон как воплощение власти, похоти, роскоши и греха; в представлении первых христиан из иудеев Вавилон, казалось, возродился в похоти, роскоши и безнравственности Рима. Падение Вавилона перед войсками персидского царя Кира было одним из самых потрясающих событий древней истории. Сами слова, которые употребляет Иоанн, являются эхом тех слов, которыми древние пророки предсказывали падение Вавилона. «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис.21:9 ). «Внезапно пал Вавилон, и разбился» ( Иер.51:8 ). У Иоанна сказано, что Вавилон «напоил все народы яростным вином блуда своего». В этом предложении слились воедино две ветхозаветные идеи. «Вино» есть одновременно символ как языческого идолослужения, так и суда и гнева Божьего. У пророка Иеремии о Вавилоне сказано: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали» ( Иер.51:7 ). Идея сводится к тому, что Вавилон был разлагающей, развращающей силой, завлекшей все народы в какую-то безумную безнравственность. Подразумевается под этим картина блудницы, которая, совращая мужчину, спаивает его, чтобы он уже не мог противостоять ее уловкам (следует заметить, что имя «Вавилон» в других языках – женского рода, как бы «Вавилония»). Таким же был Рим, подобный блестящей блуднице, совращающей весь мир. Но «чаша» символизирует также гнев Божий. Иов говорит о порочном человеке: «Пусть он сам пьет от гнева Вседержителя» ( Иов.21:20 ). Давид в Псалмах говорит о нечестивцах, которые должны пить из чаши, которая в руке Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Боящимся Его Он сделает угодное и услышит вопль их и спасет их. Сохраняет Господь всех любящих его и сокрушит всех нечестивых. Хвалу Господу изрекут уста мои, и благословит Господа всякая плоть во век века (in aeternum et jugiter) [cm. 18–21]. В псалме CXLV: Хвали, душа моя, Господа. Я буду хвалить Господа в жизни моей и воспевать Господу моему, пока живу. Не полагайтесь на начальников и на сына человеческаго, у которого нет спасения [ст. 1, 2]. Блажен тот, у которого помощник Бог Иакова; надежда такового на Господа Бога его [ст. 5]. В псалме CLVI: Хвалите Господа, ибо Он благ; песнь Господа нашего [или: Господу нашему] – ибо [это] должно: прекрасная похвала [ст. 1]. Господь воздвигающий смиренных, унижающий нечестивых до земли. Пойте Господу в исповедании, пойте Богу нашему [ст. 7?] Его хотение не в крепости коня, и благоволение Его не к крепости голеней мужа. Благоволение Господа к тем, которые боятся Его и ожидают милосердия Его [ст. 10, 11]. В псалме CXLVIII. Да хвалят имя Господа цари земли и все народы, князья и все судии земли, юноши и девы, старцы и дети [ст. 11–13]. В псалме CXLIX: Пойте Господу песнь новую; хвала Его в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Творце своем, и сыны Сиона да торжествуют о Царе своем [ст. 1, 2]. Он возвысит смиренных в Спасителе [in Jesu]. Взыграют святые в слове; будут восхвалять на ложах своих. Восхваления Бога в гортани их [ст. 6]. В псалме CL: Хвалите Господа в святых Его, хвалите Его в крепости могущества Его. Хвалите Его в силах Его. Хвалите Его во множестве величия Его [ст. 1–2]. Все дышащее пусть хвалит Господа [ст. 6]. А теперь мы собрали из книги Соломона то, что, по нашему мнению, необходимо для этой книги, и прежде всего из книги Притчей. Эта книга почти вся имеет важное значение для наставления в благочестивых нравах, если только она будет правильно понимаема. Но то, что [в ней] темно, я пропущу. Пусть эти места будут достоянием читателей и любителей духовных писаний, чтобы они могли упражняться [в них]. Мы же в этом труде своем решили подобрать то, что относится, – как легко уразуметь, к прохождению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В буквальном смысле пророчество обращено к одному из могущественных древних царей, который впал в гордыню и надменность из-за своего богатства и величия. Но текст указывает на кого-то явно большего – на «помазанного херувима», который был сотворен прекрасным и премудрым, но впал в гордыню и беззаконие. Другое подобное пророчество, в котором надменный языческий тиран тоже сравнивается с сатаной, находится у Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12–15 ). Речь идет о ком-то великолепном, славном, прекрасном, сияющем и могущественном – и впавшем в самовлюбленность. Будучи творением, он захотел утвердить себя в качестве бога. Трагическая ирония ситуации в том, что Бог для того и создал Свои разумные творения, чтобы сделать их «богами по благодати», приобщить их той вечной и блаженной жизни, которой обладает Он сам. Но сатана – а вслед за ним и люди – попытались украсть то, что предназначалось им в дар. Путь спасения – это путь отказа от гордыни. Мы не должны рассматривать свои таланты и способности как повод к пагубному превозношению. Мы должны сознавать свою немощь и склонность к злу. Когда мы смиримся, Бог вознесет нас и прославит – как уже прославил своих святых, – но для этого мы должны отказаться от попыток возносить себя сами. Как говорит Апостол, «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:10 ). Нечто лучшее, чем самооценка Психологи, исследовавшие причины человеческой жесткости, пришли к несколько неожиданному выводу. Люди с высокой самооценкой, которые полагают себя гуманными, нравственными и высокоцивилизованными, более склонны к проявлениям жестокости. Почему? Потому что им важно сохранить положительный образ себя – если уж такой гуманный и цивилизованный человек, как я, так обошелся со своими врагами, значит, они этого заслуживали. Ну не мог же я поступить несправедливо! Значит, так им и надо, они этого вполне заслужили – и заслуживают еще худшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В тех благих плодах, какие успела дать Община сестер милосердия в краткий срок своего существования, в тех успехах, какие проявили юные сестры Общины посредством научного и опытного приготовления себя к будущему служению обществу и отечеству, при тех трудах и испытаниях, какие переносили они в минувшее лето служением больным, наблюдательный взор не может не усмотреть Божия благословения, почивающего на юной Общине. Сестры, ходя долиной смерти, окружаемые болезнями и сами заболевая, самоотверженно совершали свое служение, обретая силу для себя в вере, молитве и преданности Промыслу Божию. Труды и опасности, которые переносили эти служительницы Красного Креста в минувший и настоящий годы, послужили для них тем огнем испытания, которым закаливаются скудельные сосуды, приготовляемые для доброго употребления. Скажу более: минувший год для них был тем огненным жерлом, в которое ввергается железо, когда хотят выделать из него булат, сколько крепкий и острый, столько же гибкий и несокрушимый. Ведь и сестры – своего рода сосуды, предназначенные для ношения ароматов милосердия, терпения и послушания, и им нужно быть столь же твердыми среди опасностей, сколь несокрушимыми, хотя иногда и гнущимися, как сталь, при встрече с препятствиями и невзгодами. Если почиет на Общине Божие благословение, то не даровано ли оно им с того времени, когда и учредители, и попечители, и сестры Общины испрашивали сие благословение чрез свою молитву, соединенную с молитвою Церкви? А этот собственный опыт благоуспешия в молитве не должен ли утвердить нас в том уповании, что если мы и теперь будем молиться с должным усердием и верою, то благословение Божие придет и на открываемый приемный покой для больных детей как на новую отрасль благотворительности Общества Красного Креста при местной Общине сестер милосердия. Итак, помолимся! Слово при открытии Томской психиатрической больницы Некогда, расхаживая по новоустроенным царским чертогам, обозревая величественные здания и стены города, царь Навуходоносор сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я... силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» ( Дан.4:27–29 ). Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, орошалось тело его росой, так что волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него, как у птицы. Что было далее, как возвратилось к нему сознание, царь рассказывал сам: По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего ( Дан.4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В этом отношении и является весьма достопримечательною личностью среди сынов человеческих личность Ламеха, мужа сильного и славного в роде своем и в веке своем, высоко, выше Каина, поднявшего надменное и гордое чело свое, превознесшегося в себе настолько, что начал пародировать, по отношению к себе лично, слова Божии о Каине, и при этом в таком тоне, что он – Ламех более может сделать и более отмстить за себя, нежели мог сделать или отмстить за убийство Каина Сам Бог. Полагают, что Ламех первый из людей ввел многоженство, так как именно о Ламехе в первый раз упоминается в Библии , как о многоженце, и упоминается с ударением на сие обстоятельство: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла» , – говорится в Св. Писании ( Быт.4:19 ). Семейство Ламеха было одно из знаменитейших, нужно полагать, семейств «сынов человеческих»: в лице сына своего Иавала Ламех организует правильное и обширное скотоводство; в лице другого сына, Тувалкаина, достигшего знания и искусства ковать оружие из меди и железа, он делается могущественным, сильным и страшным для врагов или своих оскорбителей; в лице третьего сына, Иувала, изобретшего свирель и гусли, он украшает жизнь свою музыкальным искусством, а в лице дочери Ноемы, как думают, приобретает знание и умение прясть пряжу, хотя бы из шерсти, и ткать полотно ( Быт.4:19–22 ). В гордом сознании своего величия и силы, надменный и уверенный в себе отец такого славного и даровитого семейства Ламех говорит своим женам: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне, если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт.4:23–24 ). В этих словах Ламеха чувствуется грубое, наглое и торжествующее сознание личного самодовольства, превознесенного в себе чувства своего достоинства и уверенность в несокрушимой и страшной для других своей силе. Выражение его: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего» , и обращение к ним в третьем лице: «жены Ламеховы! внимайте словам моим» – характеризуют личность Ламеха, как личность, упоенную сознанием своего достоинства и своего превосходства над другими: одно имя его есть уже знамя, честь и могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Видел я, наконец: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол [Его] - пламень огненный, колеса его - огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. Видел [я] тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню. И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени (Дан 7:1-12). (2) Так как блаженному пророку Даниилу были показаны различные и друг другу враждебные звери, то мы должны думать, что он говорит не о зверях каких-то, но символически и образно указывает на те царства этого мира, которые своим восстанием губят род человеческий, подобно зверям. Под морем же великим он разумеет всю вселенную вообще, а под четырьмя ветрами небесными – её противолежащие части. Итак, словами: и четыре больших зверя вышли из моря он указывает на царства этого мира. Первый - как львица, крылья же его как у орла. Именем львицы [пророк] называет здесь царство Вавилонское, которым владел тогда Навуходоносор. Словами же: крылья же его как у орла указывает на то, что этот царь возвысится и превознесется над Богом, возгордившись в сердце своём тем, что стал велик и славен. Далее [пророк] говорит: доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли. Это, как сказано в предшествующей книге (III, 5), и на самом деле случилось с Навуходоносором. Навуходоносор сам свидетельствует, что это произошло в то время, когда он был изгнан из царства и лишен той славы и величия, которые имел раньше. Как всякая птица, которой вырвут крылья, становится бессильной и легко изловимой, так было и с этим царем, когда те [воинские] силы, при посредстве которых он думал стать могущественным и славным, оставили его, и тогда он, опасаясь, как бы его не умертвили, убежал в пустыню . Слова: и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему указывают на то, как Навуходоносор, смирившись и признав себя человеком, находящимся во власти Божией, обратился к Богу с молитвой, снискал Его благоволение и тогда вновь получил своё царство и славу. Об этом он сам свидетельствует в следующих словах: по окончании же тех дней я, Навуходоносор, возвел глаза свои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, и Живущего вовеки восхвалил и прославил, ибо власть Его – власть вечная, и царство Его в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат (Дан 4:31).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Отсюда видно, что из сферы этих абстрактных определений мирового бытия мы должны перейти к более частным и конкретным, которые дали бы нам возможность более живыми и ясными чертами определить то абсолютное начало, до которого достигли мы путем рассмотрения самых общих признаков мирового бытия. От этих более конкретных, качественных свойств мы путем умозаключения от действий к причине должны попытаться достигнуть более определенного понятия о высочайшей причине бытия. Какие же качества и свойства представляет нам мировое бытие, кроме тех общих свойств условности и ограниченности, какие имело в виду космологическое доказательство? Если мы будем смотреть на окружающую нас природу не с узкой, ограниченно – субъективной точки зрения и оценивая ее предметы не по отношению только к лично приносимым ими для нас пользе или вреду, но безотносительно, по качеству ее явлений и произведений, то первое и непосредственное впечатление ее на нас будет впечатление силы, красоты и величия ее, то грозно – могущественного, то благотворно – мирного. Это общее впечатление величия и изящества, впечатление по существу своему эстетическое, природа неизбежно производит на человеке даже мало развитого. Во всей своей непосредственной силе и живости, это впечатление выступает уже на первых порах развития человека, когда он обоготворяет различные, поражающие его взор, явления природы именно вследствие их величия и красоты. Если в послесловии это впечатление слабеет и сглаживается, и мы остаемся равнодушными к окружающему нас, то это зависит главным образом от привычки и однообразия представляющейся нам обстановки. Чудеса природы, как справедливо заметил один мыслитель, опошлились для нас от их беспрестанного повторения; 402 видя постоянно одни и те же, как и наши глаза. Но, тем не менее, это эстетическое чувство величия и красоты природы сейчас готово снова возникнуть, как скоро оно освежается взглядом на новые, невиданные нами явления природы, напр. в путешествиях. Но на общем эстетическом впечатлении красоты природы не останавливается разум человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010