Н. Басовский. 149-Й ПСАЛОМ Н. Басовский 149-Й ПСАЛОМ Аллилуйя! Пойте Богу песню новую о Нём; веселится пусть Израиль о Создателе своём. Средь людей благочестивых пусть звучит хвала Ему, пусть поют сыны Сиона Властелину своему! Пусть возрадуется в танце, пусть ликует добрый люд, на тимпане и кинноре пусть играют и поют, ибо к Своему народу наш Господь благоволит, Он смиренным помогает, укрывает от обид. А святых людей особо Он старается сберечь: в их реченьях — Божья слава, а в руках — тяжёлый меч. Им, познавшим Божью мудрость, Божьих истин торжество, Он даёт судить народы, не признавшие Его, заключать царей их в узы и вельмож их — под запор, выносить им по Закону справедливый приговор. Честным и благочестивым открывает Он Свой лик и даёт Себя услышать.  Аллилуйя! Бог велик! ПСАЛОМ 150 Канонический русский перевод [Аллилуя.] 1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. 2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. 3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. 4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. 5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. 6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. С. Аверинцев. ПСАЛОМ 150 С. Аверинцев ПСАЛОМ 150 Аллилуия! Славьте Бога во Храме Его, славьте Его на тверди небес, где явлена сила Его! Славьте Его в делах мощи Его, славьте Его во многом величии Его! Славьте Его гулом труб, славьте Его звоном лютней и арф! Да славит Его тимпан и пляс, да славят Его струны и свирель, да славит Его кимвала звон, да славит Его кимвала зык! Всё, что дышит, да славит Господа! Аллилуия! Н. Гребнев. ПСАЛОМ 150 Н. Гребнев ПСАЛОМ 150 Хвалите Господа в Его святыне, В твердыне сил Его хвалите ныне! По сути, по обличию хвалите, По множеству величия хвалите! Хвалите все при звуках трубных шумных, Хвалите на псалтирях многострунных! Хвалите во моленьях ежечасных, Хвалите на кимвалах громкогласных! Кто видит и кто слышит, хвалите Господа, Все, кто живет и дышит, хвалите Господа! Аллилуйя! Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Но все это величие людское ничтожно перед Господом Саваофом, Которому совершенно подчинены все силы природы. По воле Божией, кедр, высокий сам по себе, недосягаемо возвышающийся над окружающим царством растений, и крепкий дуб, едва поддающийся тяжкому удару острой секиры, легко ломаются и падают от порывистых ударов урагана ( Пс.28:5–6 ). Горы, возвышающиеся до облаков, и широкие холмы, легко выдерживающие на своей поверхности обширные города и мощные крепости, расседаются, разрушаются, понижаются и совсем проваливаются от неотразимых ударов землетрясения ( Иов.9:4–6 ). Сами крепостные башни и стены, непробиваемые сильнейшими ударами неприятельских стенобитных машин, падают при звуке священных труб пред святым Ковчегом завета и погребают под развалинами своих защитников и защищаемых (1Нав.6:1–4,15,19). Корабли, тяжело нагруженные вожделенными сокровищами, несутся на парусах в открытое море; но паруса не выдерживают порывистых ударов бури и рвутся, а корабли, неуправляемые среди ярых волн, опрокидываются и тонут в морской пучине ( Пс.47:8 ). Так все покорно Господу Вседержителю; кто же из людей, живущих на горах или в крепостях, и кто из идолов, стоящих в дубравах или на холмах, может противостать силе Его гнева? 17–19. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. (И смирится всякий человек, и падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный. И рукотвореная вся скрыют, внесше в пещеры и в разселины камений и в вертепы земныя, от лица страха Господня и от славы крепости его, егда востанет сокрушити землю). Власть и могущество разгневанного Господа коснутся гор, лесов и кораблей, восхитят сокровища, находящиеся на них, и сокрушат всех представителей земного величия и могущества. Если же тогда не могут остаться непоколебимыми цари, князья, военачальники, судьи и старейшины; то будут ли еще существовать обоготворяемые ими идолы, сделанные из дерева или металла, устанавливаемые и охраняемые слабою рукою человека? – они исчезнут вместе со своими обладателями и чтителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Одно и то же событие или явление окружающего мира может быть названо с помощью разных частей речи, при этом основной выбор, который делает говорящий, – между глагольными и именными конструкциями. У разных языков здесь разные предпочтения, например, – общеизвестный признак некачественного перевода с английского на русский – обилие отглагольных существительных («подчеркивание важности данного события является необходимостью» и проч.). Библейские языки (и греческий и еврейский) обычно предпочитают имена, притом в древнееврейском они могут образовывать достаточно длинные списки. Вот, к примеру, текст 150-го псалма (СП), где в личных формах употреблен только один глагол: Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. На русском, да и на других языках, обороты вроде хвалить на тверди силы... по множеству величия звучат совершенно неестественно. БСР находит более естественные обороты, но сохраняет именные конструкции: хвалите на тверди Его небес... за безмерное величие Его. Здесь это, пожалуй, вполне оправдано художественной тканью текста – этот торжественный гимн построен из однотипных фраз, и можно было бы некоторые из них перестроить (хвалите Его, ибо Он безмерно велик), но это повредило бы цельности поэтической структуры псалма. Но буквальные переводы, сохраняя такие цепочки существительных, порой создают комический эффект: размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня ( Дан.4:2 , СП). БСР несколько сокращает здесь текст: на ложе сна ужаснули меня видения, можно было бы предложить нечто иное: в смятении размышлял я на ложе о том, что видел во сне. Любой вразумительный и стилистически правильный перевод не обойдется здесь без замены имен на глаголы, и это так выглядит не только в русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Он – владыка всего небесного воинства, Господь сил, Господь Саваоф. Все это небесное стройное воинство – Его ангелы, все явления природы – Его слуги 52 . Итак, для иудейского религиозного сознания было непосредственно очевидно всемогущество Иеговы, как в природе, так и в истории. Натурализм языческих религий делал то, что в сознании евреев природная сила Иеговы дополняла и объясняла Его историческую победу над богами народов. Что делают язычники, поклоняясь солнцу, луне, звездам? Они поклоняются тому, что находится во власти Иеговы. По примечательным словам Второзакония, Иегова, Бог Израилев, уделил солнце, луну и звезды – все это воинство небесное всем народам под всем небом, а Израиля взял Себе в удел 53 . Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, Он поставил пределы народов по числу сынов Божиих 54 – ангелов Божиих 55 . Побежденные в славе израильской истории и во всемогуществе природного величия Иеговы, боги-элогим окружают Его, как Его ангелы, как сыны Божии, святые Его, и призываются поклониться Ему. «Кто на небесах сравнится с Иеговой? кто между сынами Божиими уподобится Иегове? Достопокланяем Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. Иегова, Боже сил! кто силен, как Ты, Боже?» 56 «Воздайте Иегове, сыны Божии, воздайте Иегове славу и честь» 57 . Иегова есть поистине Бог богов и Господь господов 58 , потому что Он творец мира и владыка истории 59 . В силу этой же связи природного могущества и исторической силы Иеговы, борьба Его с богами народов в истории и победа над ними переносилась с земли на небо и становилась борьбой и победою над небесными силами. Боги язычников не только суть слуги и ангелы Иеговы, – они могут погрешать и иметь недостатки 60 , они могут народы свои вооружать против народа Божия, они могут идти против планов Божиих, восставать против Его величия. И Иегова судит их и побеждает не только в судьбе народов 61 : Он посещает воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле 62 ; Он предает заклятию народы, пред Ним истлевает и все воинство небесное, и небеса свертываются как свиток книжный, ибо упивается меч Его на небесах 63 ; гордые цари земные падают пред Ним с своих престолов, Им свергнут с неба и возгордившийся сын зари, Денница 64 . Эта торжествующая победа Иеговы на небесах и на земле углубляется в даль космологической эволюции, как Его постепенная победа над первобытным хаосом, над его бурными стихиями, над буйствовавшими в нем чудовищами: Он сокрушил головы змиев в воде, сокрушил голову левиафана, рефаимы трепещут пред Ним под водами 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом пред зачатием Его во чреве ( Лк. 2:21 ). У Матфея, другого евангелиста, повествуется, кроме сего, что когда оказалось, что св. Дева имеет во чреве от Духа Святого, то Иосиф, не будучи еще свыше научен о святости зачатия св. Девы, но будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену Твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их . А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка ( Ис. 7:14 ), который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит (с еврейского) с нами Бог ( Мф. 1:18–23 ). Далее сей же евангелист передает, как приходили с востока путеводимые чудною звездою до Вифлеема волхвы, чтобы поклониться новорожденному Христу Спасителю и принести Ему дары: золото – как царю, ладан – как Богу, и смирну – как человеку; как они, поклонившись Христу, не сказали о месте Его рождения Ироду, который потом избил всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его от двух лет и ниже, думая в числе их убить и Христа, уже пребывавшего в это время с Иосифом и Материею своею в Египте, откуда потом они возвратились в Назарет. Да сбудется,– говорит Евангелист,– реченное чрез пророков, что Он Назареем наречется ( Мф. 2:23 ). И жил Он здесь под именем сына Иосифа ( Лк. 3:23 ) Вот обстоятельства, которые сопутствовали рождению Иисуса Христа, жизни первых дней Его на земле и вообще прославлению схождения Бога на землю, или иначе Богоявления в мир для искупления и спасения нас, грешных. О многих дивных и чудесных делах божественного величия, премудрости и силы мы слышали сейчас. Необыкновенно чудно было многовековое приготовление людей к принятию Спасителя, законченное необычайным предсказанием о рождении Предтечи. Еще чудеснее было благовестие св. Деве Ангелом о рождении Ею без мужа от Духа Свята Христа нашего Спасителя. Затем рождение Иисуса Христа в Вифлееме, т. е. в отечественном городе царского рода Давидова, где должен был родиться обещанный Помазанник по пророчеству Михея (5:2), рождение в предуказанное пророками время; все те дивные и чудные знамения и явления, которыми открывалось и сопровождалось рождение Спасателя: славословие ангелов, поклонение пастырей и волхвов – все, все сие исполнено множества чудес и необычайных проявлений божественного могущества, правды и величия, которые составляют предмет нашего удивления, восторга и торжества, особенно же дивно чудесное рождение Христа Спасителя от Святой и Пренепорочной Девы без мужа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пс.70:19 .   Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе? «Силу Твою и правду Твою, Боже». Род грядущий есть род, наставший по вочеловечении единороднаго Сына Божия, после котораго составилась Церковь из язычников, прияв от иудеев проповедниками священных Апостолов. О сем роде и в двадцать первом псалме говорит Давид: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людям родитися имущим, яже сотвори Господь» ( Пс.21:31–32 ). Посему, кроме народа иудейскаго, должен быть другой народ, о котором Пророк предрек, что он не родился, но родится еще. Потому и здесь говорит: «не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою». Сходно же сие с предсказанием Патриарха Иакова: «не оскудеет Князь от Иуды, и вождь от чресл его, Дóндеже приидет», Ему же отложено: и Той чаяние языков» ( Быт.49:10 ). «Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия». Акила и Симмах перевели так: «Боже, даже до высоты, какия соделал Ты величия», то есть, соделанное Тобою, Владыка, высоко, велико и достаточно к тому, чтобы все убедились именовать Тебя вышним. «Боже, кто подобен Тебе?» Никого не возможно сравнивать с Тобою и применять к Тебе, потому что всех превосходишь и естеством, и могуществом, и всеми благами. После сего Пророк начинает предсказывать возвращение из плена. Пс.70:20 .   Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня. «Елики явил ми еси скорби многи и злы? И обращься оживотворил мя еси», то есть, предал меня всякаго рода бедствиям за учиненныя мною беззакония и снова возвратил меня к жизни. «И от бездн земли возвел мя еси». Представляю себя как бы вновь оживленным, сверх чаяния человеческаго избавившись от стольких бедствий. Сие изрек Бог и чрез Иезекииля: «отверзу гробы ваша и изведу вас из Вавилона» ( Иез.37:12 ); то есть, положу конец человеческому отчаянию, и сверх упования врагов, дарую вам возвращение. Пс.70:21 .   Ты возвышал меня и утешал меня, [и из бездн земли выводил меня].

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ст. 16. И ни все корабли Фарсисские, и на все вожделенныя украшения их. Здесь разумеется разрушение Навуходоносором торгового города Тира, который, по причине богатства купцов его, был подпорою для тех царей, которые противостояли Халдеям при возрастающем могуществе их. Под прекрасными вещами разумеются различные украшения кораблей, бывшие в моде у древних. 5) Опять вообще говорится, что все высокое, величавое будет унижено Ст. 17 И падет величие человеческое и высокое людское унизится и один Господ будет высок в тот день. Смысл этих слов такой же, как и 11 стиха. Тщеславие и надменность человека бренного – сына персти и людей жалких, слабых, соединенные с пренебрежением к Богу, и надежда на свой разум, мудрость, богатство, силу, заслуги и праведность больше всего оскорбляют Бога, возбуждают Его гнев и мщение, как говорит Спаситель: высокое в человеках есть мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ). Искать своего величия в смирении есть высшая мудрость ( Иак.1:9 ). За такую гордость Бог и наказал Иудеев и других царей чрез Навуходоносора. А как Навуходоносор все успехи в покорении народов приписал себе, а не Богу, то Бог и его наказал за гордость. В частности: истребление идолов Ст. 18. И идолы совсем исчезнут. Иудеи, вразумленные страшным судом Божиим, в плену Вавилонском узнают суетность идолопоклонства, которому преданы были долгое время, и, отвергнув идолов, будут почитать одного истинного Бога. Но возвращении из плена у Иудеев уже не было идолослужения. Идолопоклонники также будут поражены. Ст. 19. И войдут люди в разселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он возстанет сокрушит землю. Эти слова показывают, что а) суд Божий на Иудеев будет очень грозен, и величие и правда Божии проявятся в таком блеске, что нечестивые Иудеи, лицемеры, идолослужители не в состоянии будут переносить такого явления; б) смущаемые сознанием своих грехов, чувством гнева Божия и пораженные страхом суда Божия, будут стараться для своего спасения укрыться в ущелья скал и пещеры, как Иудеи обыкновенно поступали во время войны и опустошения земли неприятелями ( Суд.6:2 ; Ос.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Нужно думать, что приведенные слова составляют только начало речи пророка на корабле, затем Иона чистосердечно рассказал о посольстве его в Ниневию и о бегстве от лица Иеговы, как это видно из 2-ой половины 10-го ст. Случившаяся буря и павший на него жребий должны были поразить пророка более, чем остальных на корабле, в них он видел знамения бесконечного величия Божия и своей неправоты; то и другое он искренно исповедует перед язычниками, для этих последних он прежде всего выясняет, что Бог евреев – есть Бог вселенной (небес, моря и суши), только усвоив эту идею, язычники могли понять и все остальное в его речи: какое касательство Иеговы до Ниневии и почему страшно ослушаться такого Бога. Ион.1:10 .  И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Го­с­по­дня, как он сам объявил им. Передается впечатление корабельщиков от речи пророка. Они «устрашились страхом великим… ибо узнали, что он бежит от лица Господня», значит их страх был религиозным, перед Иеговою, они устрашились Его величия и могущества. Несомненно, корабельщики почувствовали также, что пред ними стоит не обыкновенный человек, а избранный Богом для получения откровения от Него, хотя и тяжко виновный перед Ним; это видно из всего дальнейшего отношения их к пророку Ионе (12–14 ст.). Ион.1:11 .  И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не пере­ставало волно­ваться. «И сказали ему, что сделать нам с тобой, чтобы море утихло для нас?» В обычном случае корабельщики, конечно, знали, как надо поступить с человеком, который вызвал гнев богов и навлек великое бедствие, но здесь случай был особенный. Перед ними стоял не великий грешник, а избранник Божий, правда возводивший на себя тяжкую вину пред Богом, но они ее едва ли ясно понимали (см. 14 ст.); наказавший их Бог Иегова так не похож на их языческих богов, что умилостивлять Его обычными в язычестве способами они не решались. Поэтому они обратились к пророку, чтобы он сам произнес суд над собою и указал способ умилостивления Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(2) [Он] - милосердие мое и оплот мой, прибежище мое и избавитель мой, щит мой, – на Него я уповаю; Он покоряет мне народ мой. (3) Бог! Что есть человек, что Ты знаешь о нем, [что есть] сын человеческий, что Ты обращаешь на него внимание? (4) Человек подобен дуновению, дни его – как проходящая тень. (5) Бог! Приклони небеса Твои и сойди, коснись гор, и они станут дымиться. (6) Блесни молнией и рассей их, пусти стрелы Твои и расстрой их. (7) Пошли с высоты руки Твои, избавь меня и спаси меня от вод многих, от рук чужеземцев, (8) уста которых говорят тщетное, десница которых – десница лжи. (9) Всесильный, воспою Тебе новую песнь, на десятиструнной лире буду играть Тебе. (10) Дарующему спасение царям, избавляющему Давида, раба Своего, от лютого меча. (11) Избавь меня и спаси меня от рук чужеземцев, уста которых говорят тщетное, десница которых – десница лжи. (12) Ибо сыновья наши, как саженцы, выросшие в молодости их, дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах. (13) Житницы наши полны, обильны всяким хлебом, овцы наши плодятся тысячами и мириадами на нивах наших. (14) Волы наши тучны, нет ни взлома, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. (15) Счастлив народ, у которого все так. Счастлив народ, чей Бог – Всесильный. 145. (1) Хвала Давида. Буду превозносить Тебя, Всесильный мой, властелин, буду благословлять имя Твое во веки веков. (2) Каждый день буду благословлять Тебя, восхвалять буду имя Твое во веки веков. (3) Велик Бог и очень хвалим, величие Его неисповедимо. (4) Из поколения в поколение прославлять будут творения Твои, возвещать о могуществе Твоем. (5) О великолепии славы величия Твоего и о чудесах Твоих я повествую. (6) О могуществе грозных дел Твоих будут [все] говорить, а я буду возвещать величие Твое. (7) Память великой благости Твоей будут произносить и справедливость Твою воспевать. (8) Жалостлив и милосерд Бог, долготерпелив и велик милосердием. (9) Добр Бог ко всем, милости Его на всех творениях Его. (10) Благодарить будут Тебя, Бог, все творения Твои, благословлять Тебя будут благочестивые Твои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Безусловность, с которою дано было это приказание, обнаруживает влияние на Навуходоносора посторонних лиц, придворных волхвов, которые, видимо, завидуя успеху ненавистных им чужеземцев, превзошедших их своею мудростью и тем подвергших их посрамлению в глазах царя и народа, всячески изыскивали случая навлечь на них немилость царя. И этот праздник давал им верные надежды на успех. Они хорошо знали, что ненавистные им иудеи предпочтут скорее умереть, чем поклониться истукану. Так действительно и было. Юноши отказались поклониться идолу, и волхвы не замедлили донести об этом царю. Разъяренный царь тотчас же решил подвергнуть виновных примерному наказанию: он повелел всемеро против обыкновенного раскалить печь, служившую обычным способом наказания богохульников и нечестивцев в Вавилоне, и в эту печь были ввержены все трое сотоварищей Даниила; но чудесное спасение их чрез ангела заставило Навуходоносора опять преклониться пред могуществом их Бога, так что он издал указ о смертной казни всякому, кто бы стал хулить Его. Третий урок, преподанный Навуходоносору, должен был окончательно смирить его гордость и привесть к полному признанию могущества Иеговы 270 . Когда не только все враги были покорены, но и покончены все величественные постройки, которыми царь, пользуясь даровым трудом пленных народов, украшал свою столицу, Навуходоносор, любуясь однажды с кровли своего дворца величием и красотою Вавилона, от упоения гордым восторгом воскликнул: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия?» Но на это безумное выражение гордого восторга грозным отголоском прогремел ответ с неба: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! и отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, поколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет». И тотчас исполнился страшный приговор. Навуходоносор впал в особого рода помешательство (ликантропия), когда человек избегает общества людей и воображает себя животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010