Исх.24:15–17 . Слава Божия покрывает гору Синай. Слава Господня ( – «кевод Яхве») – не только видимое выражение совершенных свойств Божиих (могущества, величия и др.) в тварном мире, но и присутствие Бога в мире, Его явление людям (Теофания). Ветхозаветное учение о славе Божией предвосхищает православное учение о нетварных энергиях, которые неотделимы от сущности Божией (сущность Божия едина и проста), но посредством которых в то же время Бог действует вовне, то есть присутствует в мире и дает возможность человеку вступить с Собой в общение. Различие невидимой и непостижимой сущности Бога и славы Божией как видимого проявления Его присутствия в мире позволяет разрешить кажущееся противоречие: в Исх.24:10 говорится, что Моисей и его 73 спутника видели Бога Израилева, тогда как в Исх.33:20 Господь, отвечая на просьбу Моисея явиться ему, возвещает прямо противоположное: человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Ясно, что в первом случае речь идет о славе Божией, а во втором – о Его непостижимой сущности. В анализируемом нами фрагменте используется два образа видимого проявления славы Божией: облако и огонь поядающий. Облако в Ветхом Завете часто имеет связь с Богоявлением. С одной стороны, облако – один из видов проявления славы Божией (слава Господня явилась в облаке – Исх.16:10 ), с другой – завеса, которая прикрывает славу Божию от нечистых взоров, подчеркивая дистанцию между Богом и человеком. Доступное и вместе с тем непроницаемое облако позволяет достигнуть Бога, не видя Его лицом к лицу, ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Словосочетание огонь поядающий символически указывает на непримиримость Бога ко греху: огонь означает святость Божию, которая разоблачает и уничтожает всю скверну и тленность твари, но при этом не сжигает самого человека, а очищает и возрождает его. Исх.24:18 . Моисей пробыл на горе сорок дней; это число является символическим и означает завершенность. Следовательно, Моисей за указанный срок воспринял полноту Откровения Божия. 12. Синайское законодательство. Десять заповедей, их разделение и толкование

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

б) Б обетованном Царе Мессии обещано было благословение всем племенам земным ( Быт.12:2–3 . и др.), и показаны свойства такого Царя, который должен был пользоваться чрезвычайным благоволением Божиим, неограниченным могуществом и другими высокими и Божественными совершенствами ( Ис.9:6–7, 11:1 и сл.). в) Сей Царь есть вместе великий Пророк, за неповиновение Которому Бог угрожал страшным мщением ( Втор.18:18 ), Который Сам возвещает повеления Господня ( Пс.2:7 ), и в тоже время Он – вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ). г) Обетованный Спаситель изображается необыкновенным Миротворцем ( Быт.49:9–10 ), Царём мирного царства, которого мир проистекает от обильного боговедения ( Ис.11:9 ); Ему обещана покорность народов ( Быт.49:10 ), и неограниченная власть над вселенною ( Пс.2:8 ); и царство Его есть царство вечное ( Пс.44:7, 18 ; Дан.2:44 ). д) Но яснее сего показано было духовное величие сего царства в тех местах пророчественных, где обетованный Спаситель – Царь изображается в уничижённом состоянии, как в Псалмах 21, 39, 68; – страждущим и умирающим за грехи наши, как у Пророка Исаии 52:1 слд. 53:5. Дан. гл. 9. – И е) Чрез уничижение сей Царь достигает величия, власти и славы ( Пс.21:26–32, 68:33 слд. 109:7. Ис.50:6–9, 52:14–15, 53:12 ; Зах.9:9–11 ). II. В Новом Завете с очевидною ясностью раскрывается та истина, что царство Иисуса Христа не есть земное – видимое, но небесное – духовное. а) Иисус Христос на вопрос Пилата: «Ты ли еси Царь Иудейск?» даёт ясное свидетельство о том, что Его царство не есть земное, а духовное: «Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися Быша, да не предан бых был Иудеом: ныне же царство Мое несть отсюду» ( Ин.18:36 ). Далее Спаситель объясняет главную черту Своего царства: «Ты глаголеши, яко Царь есмь Аз. Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину. И всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего» ( Ин.18:37 .). Слова сии показывают, что царство Христово состоит не во внешнем обладании странами и народами, и не во внешнем величии и могуществе, но в распространении Божественной истины, которая, и без внешнего владычества, может обладать сердцами, преданными ей, и руководить их ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом отношении Моисеев закон был внешним выражением закона совести ( Втор.30:14 ). Как в ясном и не обманчивом зеркале, в нем открывается воля Божия. Точное определение должных отношений к Богу и ближним ясно изобличало существовавшие уклонения. Закон указывал на нравственную испорченность, виновность, греховность: законом познанье греха, говорит ап. Павел ( Рим.3:20 ). Он же говорит, что от дел закона не оправдится всяка плоть пред Богом ( Рим.3:20 ), что в законы никтоже оправдается пред Богом ( Гал.3:11 ). Поэтому закон Моисеев только указывал на необходимость нравственного возрождения, говорить, что истинная жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Но тот же закон утверждал, что сам человек ничего не может дать Богу в качестве выкупа за душу свою: Брат не избавит: избавит ли человек; не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея ( Пс.48:8–9 ). Следовательно, закон Моисея не доставлял людям спасения; он только приготовлял их к принятию Искупителя, был пестуном или детоводителем ко Христу ( Гал.3:24 ). Сущность собственно нравственного закона Моисеева кратко изложена в заповедях десятословия, в основе которых лежит любовь к Богу и любовь к ближнему ( Исх.20:1–17 ; Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). В этом отношении и закон Моисея имеет вечное значение, останется навсегда обязательным для человека в этой жизни: Аз Господь Бог , сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным, говорить Господь Бог устами пр. Иси ( Ис.42:8 ). Содержание этого закона объемлет всю жизнь человека и все человеческие отношения. Полное величия, могущества и силы отношение Законодателя к избранному пароду, Его категорически строгое повеление: то делай, того не делай – их обилие ставили человека в противоречие с волей Божией; он сознавал необходимость исполнения закона и в тоже время чувствовал положительную невозможность выполнения всех его требований, при слабости, испорченности и поврежденности своей природы; был рабом закона, почему и самый закон, по выражение апостола, был законом рабства ( Рим.8:16 ; Гал.4:21–5:1 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

1040 Т. е. ты в состоянии направить свою силу против Господа и Его могущества и величия. Слав. на Господа соответствует ват. ατ το Κυρου, а в алекс. [и син. после испр.] ατ Κριον. 1045 Т. е. не на обычном кладбище, а вне его: на поле, при дороге и пр., как у нас хоронят утопленников, удавленников и т. п. Слав. вне соответствует ξω – син. и алекс. [и все др., кроме ват.], а в др. [только в ват., в лат. пер. Иеронима, у Присциллиана и Пс.-Августина, соответствует масор. т.] – нет. 1048 Слав. мн. ч. зверие – греч. θηρα соответствует евр. , признаваемому названием зверя бегемот, к которому толковники относят 11–13 стт. По контексту мы отступаем в числе от греко-слав. т. В Итале ед. ч. bestia. 1050 В алекс., и др. лук. спп., сирогексапл., коптском, эфиопском, арм., соответствует масор. т.] добавлено ατο – его, в др. греч. и слав. – нет. 1056 Слав. напольныя соответствует ват. [и син.] γρο, а в алекс. [и др.] γνου – тростника, т. е. грубые, неочищенные, некультивированные (Олимп.). 1058 Т. е. поглотит реку Иордан. В 10–19 стт. описывается какое-то морское или земноводное (15 ст.) чудовище, наводящее на людей и животных ужас, частью похожее на крокодила, бегемота, гиппопотама и т. п. Но оно в полной зависимости от Господа и Его ангелов (14 ст.). Еп. Евсевий и Олимпиодор видели указание на злого духа в 14–15 стт. Это – то же, что кит, упоминаемый в 3:8, [прим. 7]; 9:13, [прим. 3]; 26:12, [прим. 9]. 1061 Греч. ψελ – кольцом, в слав. шилом, в синод. пер. иглою; разумеется, вероятно, острое и закругленное орудие, которым просверливали губы, вдевали цепи и потом уже водили животных, как, напр., слонов. 1062 Оскобленное слав. или соответствует в алекс. [и др. лук. спп., у Евс. Кес., лат. пер. Иеронима, коптском, арм.] α; а в ват. и др. – нет. 1065 Так громадно это животное, что, мертвое, не может быть вытащено из воды мореходами и рыбаками. 1066 Не забывай о силе и свирепости этого чудовища, которое может моментально прекратить твою жизнь и борьбу (Олимп.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А Юнгерова. Учительные книги/К 11 Под общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 920 с. с разд. пагин. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

921. Букв. обложил. 922. См. пред. прим. 923. „3вук, выходящий из его горла и шеи, бывает страшенъ“ (Олимп.)- Здесь (19 – 25 стт.) разумеется военный конь. 924. Т. е. все внутренние и внешние органы его тела приспособлены к участию в битве. 925. Слав. копытом соотв. в вульг. ungula, по гр. нет. 926. Гр. γαυρι – слав. играет. 927. Сл. ν σχει — переносим сюда, согласно мнению Шлейснера (1. с. 3, 126) и контексту, так и в синод. пер. и евр. тексте. 928. Т. е. на поле брани (25 ст.). 929. Гр. γαυρι, свободно во множестве испуская стрелы, но не устрашая его. 930. В алекс. добавл. ξυσθενς — острый, в слав. и др. гр. нет. 931. φανιε — потребит, в синод. глотает, т. е. бьет копытами, поднимает пыль и как бы вдыхаетъ ее. 932. Гр. ο πιστεσει — не имать веры яти. 933. Букв. говорит: „хорошо“. 934. Гр. φρονται — грязнятся, слав. валяются. 935. Матф. 24. 28. 936. Гр. πεκρθη — слав. отвеща; по контексту следует придать значение: продолжал речь, а не: отвечал, гл. ποκρνομαι — в значении: продолжаю речь, – употребляется у LXX в Зах. 6:4 и в Н. Зав. – Матф. 11:25, Марк. 11:14 и др. очень часто. 937. Букв. суд со Всесильным уклоняется. По мнению Олимпиодора, Господь указывает на Свое предыдущее молчание, как бы в знак уклонения от суда съ Иовом. 938. Подобно Иову, будет лишь выставлять свою правоту. Слав. Ему соотв. ατ — 55, 106, 161, 248, 254, компл., ατν 259, а об. ж. р. ατν, т. е. κρσις — на суде, но первое чтение кажется правильнее по греч. словосочетанию: обычно ποκρνομαι соединяется с дат.: кому и вин. что. 939. Букв. слыша таковое и будучи ничтожным. 940. πεκρθη — см. прим. к 39, 31. 941. Не должно быть того, что сказано было въ 39, 32. 942. λλως — иначе, чем следовало. 943. Т. е. ты в состоянии направить свою силу против Господа и Его могущества и величия. Слав. на Господа соотв. ват. κατ Κυρου, а в алекс. κατ Κριον. 944. Слав. ангелы. 945. Гр. σβσον — угаси. 946. Гр. σψον — слав. согной. 947. В алекс. и син. доб. ατος, в слав. и др. гр. нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Прем.13:2 . а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. 2 . Перечисляются главные силы и явления природы, которые обоготворялись у язычников: огонь, воздух, вода, небесные светила. В этом перечне видит указание на учение язычников о четырех элементах, управляющих миром (Филон. De decern orac. II, 189). В мифологии эти управляющие миром силы олицетворялись в образах разных божеств. Прем.13:3 . Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. Прем.13:4 . А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; 3–4 . Указывается, каким образом люди пришли к обоготворению явлений природы. К этому побуждало их или эстетическое чувство: они «пленились их красотою», или чувства страха и зависимости – перед грозными стихийными явлениями: «удивлялись силе и действию их». Однако, обаятельность природы не оправдывает язычников. Напротив, они «должны были познать Виновника красоты» и могущество Творца. Прем.13:5 . ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их. 5 . Пятый стих содержит основание для мысли предшествующих стихов, что язычники, созерцая природу, «должны были познать» Бога. Они стояли на самом естественном пути к богопознанию: «от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их». «Сравнительно», αναλγως, т.е. путем заключения от свойств явления к причине. Во многих кодексах вместо чтения «величия красоты» стоит «величия и красоты созданий…» Такое чтение более отвечает 3 и 4 ст., в которых об этих свойствах явлений природы говорится отдельно. Прем.13:6 . Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его: Прем.13:7 . потому что, обращаясь к делам Его, они исследуют и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. 6–7 . Делая оценку натуралистическому политеизму, писатель ставит его выше других форм многобожия: последователи его «меньше заслуживают порицания…» Причина такого предпочтения указывается двоякая. Во-первых, писатель допускает, что эти заблуждения в основе своей имеют искание истинного Бога; во-вторых, в своих результатах эта форма политеизма давала и нечто положительное: обращаясь к делам Божиим, люди убеждались, «что все видимое прекрасно». У них рассеивалось темное подозрение, что в мире господствует зло и мрак. Таким образом, красота видимого мира сама по себе имеет цену. И красота видимая в мире, такой же существенный элемент, как и истина и добро: и она последнее основание свое имеет в Боге. Поэтому «от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (5 ст.). Эта черта воззрения писателя на мир, который рассматривается им со стороны художественной красоты, указывает в нем иудея эллиниста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всем своим видом он как бы говорил слушателям: " Не в богатстве, не в роскоши, не в человеческой славе, не в земном могуществе надо искать пути к Богу и к счастью. Все это ложь, обман, призрак! Пустыня лучше царских чертогов, ибо ее вечная тишина и однообразие не развлекают ум и позволяют всецело погрузиться в созерцание дел Божиих и Божия величия. Власяница лучше тонких тканей и дорогих одежд, ибо она не разнеживает тела, но, изнуряя его, делает покорным рабом духа. Скудная пища пустыни лучше изысканных яств, ибо она не будит в человеке сладострастия и похоти. Суровая жизнь среди природы лучше праздного, ленивого существования богачей, ибо она закаляет волю для подвига. Отречение от мира лучше привязанности к миру, ибо ничем не связанный, свободный духом человек может служить Богу всем существом своим " . И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк. I, 5), ожидая найти в Иоанне давно желанного пророка, Спасителя мира. Но это был только Его предтеча. Сильнейший его шел за ним. Глава I, ст 14-13. Евангелист Марк почти всегда изображается со львом. Это его эмблема. Эмблема власти, силы, царственного величия. В ореоле этой силы и величия хотел евангелист изобразить Господа Иисуса Христа. Вот почему ему присвоена эта эмблема. Действительно, в повествовании святого Марка личность Господа Иисуса Христа особенно часто и ярко выступает с этими чертами — Божественного величия и духовной силы. В первой же главе Евангелия несколько раз отмечаются эти черты. Властное правдивое слово Господа Иисуса Христа, чуждое заискивания и угодничества: И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Книжники искали только успеха и славы и, чтобы заслужить рукоплескания толпы, часто льстили ее страстям и оправдывали ее предрассудки. Господь был чужд этой слабости. Его спокойная, уверенная власть над злыми духами: Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. То необыкновенное впечатление, которое производило проявление Его силы на зрителей: И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

За величественным и славным торжеством непосредственно следует седение одесную Отца Небесного. Мы веруем в «возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца». Псалмопевец предрек о Христе сими словами: Рек Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Говорит Бог Отец не Ангелу, не Началам Небесным, но Господу моему, Искупителю, Слову воплощенному: Седи одесную Меня. Сидеть одесную, по человеческому понятию, значит занимать место по правую руку; но Богочеловек не занимает никакого места. Он есть беспредельный, невместимый, вездесущий и вся исполняющий; следовательно, седи одесную – значит: господствуй, царствуй величием Своим над всем миром в Царстве могущества, благодати и славы. Божество во Христе никогда не лишалось власти и величия сего. Следовательно, это относится к тому естеству, которое в минуту зачатия присоединено было лично Божеству; тому, говорю, естеству, которое страдало, умирало, воскресло и вознеслось. Итак, причина седения есть Царствие Христово беспредельное, всесовершенное, и это уже по человеческому естеству, которое с Божеством нераздельно. Пророк как бы определяет время сего Царствия: дóндеже, говорит, положу враги в подножие ног Твоих; но это дóндеже не означает времени, а только непрерывность Царствия. Апостол Павел сказал о Христе, что Он навсегда воссел одесную Бога ( Евр.10:12 ). Впрочем, должно заметить, что Человечество Христово не прежде, но со времени вознесения воссело одесную Отца Небесного, и все свойства, присоединенные Себе от Божества, начало производить в действо. Так свидетельствует Писание ( Еф.1:20 )! Бог Господа нашего, воскресив Его из мертвых и посадив одесную на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Господства, и всякаго имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его ( Еф.1:17–22 ). Мы имеем такого Первосвященника, который воссел одесную престола величия на небесах ( Евр.8:1 ). Повержение врагов в подножие ( Пс.109:1 ); жезл благодатного царствования, который Давид именут жезл силы от Сиона (ст. 2); господствуй посреде врагов (ст. 2), бесчисленное рождение Духом сынов, священнодействование по чину Мельхиседекову; сокрушение восстающих, суд над непокорными, – суть свойства седящаго одесную Бога человечества; свойства беспредельного величия Славы и господствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

И падется высота человеча, и вознесется Господь един в  день оный) (ст. 12–17). Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них. 9. Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не  поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное. О кедрах ливанских он упоминает потому, что особенно там растет это дерево, или потому, что эти предметы были близко; видением же доброты кораблей называет великолепие военачальников, окруженных богатством, оружием, копьеносцами. Впрочем, мне кажется, он намекает и на прибытие иноплеменников издалека. " И идолы совсем исчезнут. И войдут [люди] в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю " ( И рукотвореная вся скрытость, внесшее в пещеры, и в разселины камией, и в вертепы земныя, от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю) (ст. 18,19). Боги их, говорит, не только не подадут им никакой помощи, но и сами будут нуждаться в помощи людей и безопасных местах, чтобы не быть взятыми. От страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Чтобы кто-нибудь не приписал это нашествию иноплеменников и не подумал, будто страх зависит от их могущества, он обращает речь к Богу всех и говорит, что сам Бог будет управлять этою войною и в Его власти – среди такой опасности наказывать за совершенные преступления. " В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю " .  ( В день бо оный изринет человек мерзости своея златыя и серебряныя, яже сотвориша себе, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в твердыя камения, и в разселины каменей от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю) (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не прощу, говорит, не оставлю, не пренебрегу, но потребую отчета и назначу наказания за преступления. «Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа» ( «И ныне внидите в камение и скрыйтеся в землю от лица страха Господня») ( Ис. 2:10 ). Достаточно посмеявшись безумию поклоняющихся идолам и указанием на способ делания идолов обличив и глупость служащих им и бессилие идолов, Он еще подтверждает слова Свои, предоставляя испытать сказанное на опыте, и говорит: для Меня достаточно было и того самого, что идолы делаются людьми, чтобы показать безумие обольщаемых; но так как они, погрузившись в нечестие, как бы в опьянение, стали слепы к предметам ясным и очевидным, то город их постигнут такие бедствия, что и самые бесчувственные убедятся, каково бессилие идолов и какова сила Божья. 8. Для того, прежде, нежели сказать о войне, пророк говорит о том, что произойдет от нее, повелевая идти в скалу и сокрыться в землю (у св. И. Зл: войти в камни и скрыться под самую землю), не с тем, чтобы они действительно сделали это, но чтобы таким образом убедились, как невыносим гнев, который тогда покажет Бог . «Сокройся ( скрыйтеся), – говорит, – в землю от страха Господа и от славы величия Его ( «в землю от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю»). Не сказал просто: «от величия Его» ( «от крепости Его»), но: «от славы величия» ( «от славы крепости»). Таковы именно дела Божьи и таковы победы Его; в них – великая слава и знаменитость. Здесь, мне кажется, пророк указывает на победу, бывшую при Езекии, называя «землей» множество народа, «сокрушением» – поражение, а «восстанием» – явление Его на помощь. Потому и Давид говорит так: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его» ( Пс. 67:2 ); и еще: «Восстань, Боже, суди землю» ( Пс. 81:8 ), – означая делами и положениями людей действия Божьи. «Очи бо Господни высоцы, человек же смирен» ( Ис. 2:11 ). Чтобы никто из тогдашних слушателей не сомневался в сказанном, – ведь случившееся для многих было невероятным и превышающим всякое чаяние, – он прибегает к могуществу Совершающего и слабости подвергающихся Его действию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010