2 Преосвященный Филарет Черниговский , в своем «Обзоре русской духовной литературы», делает более обстоятельный перечень сочинений митр. Даниила, указывая на его соборник, состоящий из шестнадцати слов, осмнадцать его посланий в одно поучение. 3 В последующем, новом, издании своего Обзора преосвященный Филарет преимущественно останавливается на соборнике Даниила и кратко передает содержание всех его слов, восполняя тем первое свое издание, где находилось одно только голословное указание на существование Данииловского соборника. 4 Указание и некоторые выдержки из посланий митр. Даниила мы находим у историка Соловьева. 5 Почтенный историк, сославшись на существование многих посланий м. Даниила, для ознакомления с духом и языком их, помещает у себя два отрывка: один из послания Даниила к Пафнутию игумену Никольского монастыря на Волосове, другой из послания его к старцу Дионисию Звенигородскому. Замечательно при этом то, что историк приписывает Даниилу и составление «Ответов агарянам». В последующих изданиях своей истории Соловьев внес капитальные изменения в тех местах, в которых он рассуждает о литературных произведениях Даниила. Он вовсе опускает здесь рассуждения о его посланиях, в представляет взамен того несколько выдержек из соборника м. Даниила, касающихся его взгляда на отношение к еретикам и некоторых нравственных недостатков современного ему общества 6 . Об административной деятельности Даниила в сане митрополита Соловьев кратко замечает, что он был верен преданию своего монастыря, которое состояло в беспредельной приверженности к великому князю Василию. 7 Более сделал для характеристики Даниила, как писателя и проповедника, Беляев 8 . В своей необширной статье, или, как он называет ее, «записке» под названием: «Даниил митрополит Московский», Беляев прежде всего рассматривает, жизнь и административную деятельность. Даниила, как митрополита. Здесь, он старается оправдать его от возводимых, на него обвинений в несправедливости по отношению к Максиму Греку и Вассиану Косому, равным образом он старается оправдать Даниила и по делу о разводе, допущенном митрополитом в отношении к великому князю в противность церковным канонам, мотивируя поступок, Даниила государственными интересами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Наиболее полный перечень сочинений митр. Даниила (не считая грамот, связанных с церковно-административными и хозяйственными вопросами), включающий 36 памятников с подразделением на жанры (16 слов, поучение, окружное послание, 18 посланий разным лицам) и отдельно 26 посланий и поучений по сборнику РНБ. Q. I. 1439, жанровая принадлежность которых не всегда надежно определяется, составлен В. Г. Дружининым . Кроме того, известна по упоминаниям грамота митр. Даниила, отправленная после Собора 1525 года в Волоколамский монастырь , в документах Иосифова Волоколамского монастыря сообщается о хранившейся в обители духовной грамоте митр. Даниила ( " собрано от Божественнаго Писания " ) . Митр. Даниил состоял в переписке с вел. кн. Василием III, вероятно во время отъездов последнего из Москвы,- опись архива Посольского приказа 1626 г. упоминает " грамотки от великого князя Василья Ивановича всеа Русии к митрополиту Данилу " ; письма митрополита вел. князю неизвестны. Из анонимных сочинений, не имеющих прямых или косвенных указаний на авторство, Дружинин атрибутировал митр. Даниилу трактат в защиту монастырских вотчин - " О святых Божественных церквях и о возложенных Божиих стяжаниях церковных и о восхищающих таковая и насилствующих " . Полное критическое издание сочинений митр Даниила отсутствует. Основной корпус сочинений митр. Даниила представлен списками XVI в.: РГБ. МДА. Фунд. 197 (сборник из 16 слов («Соборник»), прижизненный, с авторской правкой), РНБ. Соф. 1281 («Сильвестровский» сборник с 13 посланиями), РНБ. Q. I. 1439 (тексты митр. Даниила в данном кодексе открыты и опубл. Дружининым) и рядом др. рукописей. Большинство сочинений Даниила Рязанца написано, вероятно, во время его пребывания на митрополичьей кафедре. К более раннему периоду относятся его поучение к братии Иосифова Волоколамского монастыря и послание дмитровскому кн. Юрию Ивановичу. В создании «Соборника» из 16 слов митр. Макарий (Булгаков) усматривал следование Даниилом традиции " Просветителя " прп. Иосифа Волоцкого. Первые четыре слова посвящены раскрытию основ христианского вероучения, знание которых должно уберечь православных от ересей и лжеучителей. Темой следующих трех слов являются важнейшие догматы - о Воплощении и об искуплении. Слово восьмое образует переход к поучениям нравственного характера, составляющим главы 9-13, содержит также обличение еретиков, " достойных совершенной ненависти " . Слова 14 и 15 посвящены вопросу нерасторжимости брака, заключительное слово - второму и третьему бракам. Все главы (слова) " Соборника " имеют трехчастное построение - вступление с кратким изложением содержания, примеры из Свящ. Писания, творений отцов Церкви и др. духовных сочинений, занимающие большую часть произведения (в присутствии и структуре этой части усматривается влияние Пандектов Никона Черногорца), и заключительное " наказание " , содержащее нравственные уроки, наставления и обличения.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

Митр. Даниил дозволил Василию III развестись со своей первой супругой и вступить во второй брак. Государь был женат на Соломонии или Соломониде Сабуровой и, прожив с нею 20 лет, не имел детей. Желая иметь прямого наследника, он пожелал жениться вторично. В 1525 г., с дозволения митр. Даниила, Соломония была насильственно пострижена в монахини, а Василий женился на Елене Васильевне Глинской, племяннице видного литовского князя Михаила, перешедшего на сторону Москвы. 3 дек. 1533 г. скончался вел. князь Василий – Гавриил 14 ). Перед кончиной он пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Михаил Воронцов старались не допустить этого. Митр. Даниил тогда сказал Андрею: «Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебрянный, а лучше позолоченный». Троицкий игумен Иоасаф совершил пострижение, дав умирающему имя Варлаама. Государством, в виду трехлетнего возраста Иоанна Васильевича, правила мать его вел. кн. Елена. Митр. Даниил в это время значения не имел. После смерти в 1538 г. Елены, бразды правления перешли к боярской думе, но вскоре все захватил в свои руки кн. Василий Вас. Шуйский. Против него действовал более достойный кн. Иван Бельский, митр. Даниил поддерживал последнего. Восторжествовал Василий Шуйский, Бельский был посажен в заключение. Митрополит гонению не подвергся. Но, когда за смертью Василия, власть захватил брат его кн. Иван, то в 1539 г. он свергнул владыку Даниила. Последний был удален в родной Иосифов Волоколамский мон., где скончался 22 мая 1547 г. Митр. Даниилом установлено было местное празднование святым: в 1521 г. Макарию Калязинскому и в 1531 г. Пафнутию Боровскому. Он поддерживал деятельность новгородского митрополита Макария по введению в монастырях его епархии общежительного устава и в развитии им миссионерской работы среди Лопарей на Кольском полуострове. Голубинский, с большой резкостью определяющий нравственную личность владыки Даниила, пишет: «Но тот же Даниил, как мы говорили, занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом: он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и целую такую же книгу учительных посланий». Далее Голубинский поясняет: «Предмет учительных слов и посланий митр. Даниила составляют: во-первых, теоретически- богословские или вероучительные истины, нарочитого раскрытия которых, по его мнению, требовали обстоятельства времени; во-вторых, нравственное христианское учение, обращенное к мирянам, с резким обличением пороков современного общества, и в-третьих, – специально нравственное и дисциплинарное учение, обращенное к монахам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Василий Иванович (12.07.1853, с. Николаевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.05.1907, С.-Петербург), прот., магистр богословия. Род. в семье диакона, в 1875 г. окончил Самарскую ДС, в 1879 г.- СПбДА. В академии Ж. учился на одном курсе с В. В. Болотовым . За канд. соч. «Церковноучительная деятельность митрополита Даниила» был удостоен высшей студенческой премии. Московскому митр. Даниилу была посвящена и 1-я печатная работа Ж. «Взгляд митрополита Даниила на отношение к еретикам» (ЖМНП. 1879. 5. С. 1-51). Переработав канд. соч., Ж. написал фундаментальный труд «Митрополит Даниил и его сочинения», за который получил степень магистра богословия и был награжден полной Уваровской премией (речь перед защитой «Черты современности в сочинениях митрополита Даниила» (ХЧ. 1882. Ч. 1. 3/4. С. 457-466)). Содержание труда Ж. значительно шире его названия. В исследовании, основанном на большом количестве источников, подробнейшим образом проанализированы и охарактеризованы сочинения митр. Даниила в контексте исторических событий, а также рус. общественной мысли и лит-ры кон. XV - 1-й трети XVI в. Ряд произведений митр. Даниила и нек-рых его современников был опубликован в приложениях к работе. Ж. предположил, что по предсмертному распоряжению вел. кн. Василия III Иоанновича митр. Даниил должен был фактически руководить боярским правительством, хотя в реальности этого не произошло. Автор, находившийся под влиянием либеральных взглядов О. Ф. Миллера и Н. И. Костомарова , характеризовал идейное направление прп. Иосифа Волоцкого и его последователя митр. Даниила как «консервативно-формальное», чуждое «критицизму» и слепо следующее всякому церковному авторитету; направление прп. Нила Сорского и нестяжателей - как «критическое», «нравственно-либеральное», проникнутое «идеей свободы», признающее «право личности как нравственного существа», а последователей ереси жидовствующих - как «людей увлечений и жизненной ломки». Из-за спорности взглядов сочинение Ж. вызвало критику со стороны проф. КазДА П. В. Знаменского , отметившего в рецензии (ЦВ. 1884. 27) слабость фактической аргументации автора, неопределенность понятия «критицизм» и отсутствие доказательств для подобных оценок. Отзывы на труд Ж. оставили также Вл. Качановский (ЖМНП. 1881. 11. С. 372-392) и Е. Е. Голубинский (Там же. 1882. 11. С. 8-11). Книга Ж. оказала большое влияние на современное ему и позднейшее (вплоть до 2-й пол. XX в.) литературоведение и историографию, в особенности на «Историю русской литературы» А. Н. Пыпина (СПб., 1898. Т. 2).

http://pravenc.ru/text/182331.html

Управляя Волоколамским монастырем, игум. Даниил стремился следовать правилам, установленным прп. Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава . Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в т. ч. книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. Иноки обратились к соборному старцу Ионе Голове (Пушечникову) (он был назван прп. Иосифом в качестве одного из возможных преемников) с жалобой на игум. Даниила, в которой писали, что чтут Иону, как " отца своего Иосифа " , и просили ходатайствовать перед игуменом о разрешении иметь в кельях книги и иконы. Об отношениях с братией можно судить по тому, кто в годы игуменства Даниил занимал посты келаря и казначея, кто из старцев привлекался к заключению земельных сделок. Если в первые годы игуменства Даниила это были сподвижники прп. Иосифа во главе с Ионой Головой и Кассианом Босым , то позднее выдвинулись другие лица, например, Герасим (Ленков) , пользовавшийся позднее особым доверием великого князя и о. Даниила. При игум. Данииле в монастыре формировалось значительное книжное собрание. Митрополит Московский и всея Руси Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е гг. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) 17 декабря 1521 года оставил кафедру митр. Варлаам , сосланный вскоре по повелению вел. князя в Спасо-Каменный Преображенский монастырь. 27 февраля 1522 года на митрополичью кафедру , очевидно по желанию государя, был поставлен Даниил. В качестве Предстоятеля Русской Церкви митр. Даниил возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского монастыря , - во епископа Рязанского; Акакия, архим. Возмицкого монастыря , постриженика Волоколамского монастыря, - во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова) , ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Даниила (2 апреля 1525); Алексия, игум. Кирилло-Белозерского монастыря , занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апреля 1525). Наиболее известным иерархом, которого поставил митр. Даниил, был Новгородский архиеп. Макарий , бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого монастыря, хиротония была совершена 4 марта 1526 года (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 года Ростовским архиепископом стал архим. Спасского монастыря в Суздале Кирилл III . 20 февр. 1536 года митр. Даниил поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина) , постриженика Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

21 апр. 1988 г. на богословском фак-те ун-та им. М. Лютера в Галле защитил докт. дис. «Из истории храма равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре». В дек. 1988 г. М. был назначен на должность инспектора МДА и утвержден в звании доцента. В сент. 1989 г. назначен ректором в новооткрытую Тобольскую ДС. В Тобольске был избран в депутаты городского совета. Принимал участие в работе Поместного Собора 1990 г., избравшего на Первосвятительский престол патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В июле 1990 г. назначен ректором новооткрытой Ставропольской ДС. Через год М. вернулся в Троице-Сергиеву лавру. В сент. 1992 г. восстановлен в штате МДАиС на кафедре истории Русской Церкви. В 1994 г., в день Покрова Пресв. Богородицы, утвержден в должности первого проректора МДАиС. 14 марта 1996 г. М. защитил в МДА магист. дис. «Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси», за к-рую в 1997 г. был удостоен Макариевской премии. В 2004 г. утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 г. был заведующим регентской школой при МДА. В 2014 г. ему присвоено ученое звание д-ра церковной истории. М. готовил материалы для канонизации митр. Московского свт. Макария к 1000-летию Крещения Руси в 1988 г. Он постоянный участник ежегодных Макариевских чтений в Можайске, занимался подготовкой изд. «История Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (1994-1996). В качестве докладчика принимал участие в различных международных, всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами РПЦ во имя прп. Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени, блгв. кн. Даниила Московского 2-й и 3-й степени, свт. Макария 3-й степени и другими наградами. С 1989 г. М.- член Синодальной литургической комиссии, с начала издания «Православной энциклопедии» - член ее Научно-редакционного совета, экспертного совета по Макарьевским премиям. Библиография насчитывает более 750 публикаций. Соч. (избр.): Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси (1482-1563). М., 1996; Свт. Макарий, митр. Московский: Служба, акафист и Житие/Сост.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2000; Жизнь и труды свт. Макария, митр. Московского и всея Руси. М., 2002; Св. Русь: Агиография. История. Иерархия. М., 2005; Из истории рус. иерархии XVI в. М., 2006; О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006; Иконография митр. Макария. Можайск, 2007; Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007; К 90-летию со дня рождения архим. Кирилла (Павлова). М., 2010; Московские митрополиты XVI в. Серг. П., 2010; Свт. Макарий, митр. Московский: Очерки о жизни и деятельности. СПб., 2010; Честнии друзи Божии. М., 2011; Заметки православного историка. Вельск, 2012; Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). М., 2013; Св. митр. Иона. М., 2013; Св. митр. Киприан. М., 2013; Св. митр. Фотий. М., 2014; Св. митр. Макарий. М., 2015; Митрополиты Древней Руси. М., 2016. 2 т. (в печати).

http://pravenc.ru/text/2561380.html

   Угодничество митр. Даниила великому князю особенно ярко проявилось в другом случае, когда митрополит оказался не просто изменником своему иераршему слову, но прямым нарушителем церковных правил. Это — в деле незаконного развода великого князя Василия Ивановича с его неплодной супругой Соломонией Юрьевной Сабуровой. Великий князь прожил с ней 20 лет и не имел от нее детей, не имел наследника сына, которому он спокойно передал бы свою власть, не воскрешая смуты из-за старых порядков престолонаследия. Но политическая скорбь великого князя с церковной точки зрения все же не была основанием к разводу. Мысль о разводе впервые, по летописи, подали князю бояре. Обратились за советом, конечно, к митрополиту. Последний, стоя лицом к лицу пред возможностью учинить беззаконие, сделал попытку сложить вину на чужую совесть. Он посылал за получением разрешения развода великого князя с неплодной женой к восточным патриархам и афонским старцам. Ответ был получен с Востока отрицательный. Тогда митр. Даниил своею властью и покорного ему собора развел князя с Соломонией и насильно постриг ее в монашество под именем Софии 28 ноября 1525 г., после чего она была отослана в заточение в Суздальский Покровский монастырь. 21 января 1926 г. митр. Даниил венчал уже Василия Ивановича сам на новый брак с Еленой Глинской, от которой родился Иван Грозный. Поступок митр. Даниила на большую часть русского общества произвел самое неблагоприятное впечатление. Даже в одной летописи благословенный им великокняжеский брак назван прелюбодеянием (П. С. Р. Лет. IV, 295 б.). В свое оправдание Даниил написал целых три слова, где строгую церковную норму относительно развода и 2-го брака исповедует во всей ее чистоте, а настоящий исключительный случай нарушения ее, не в пример обычным смертным, объясняет государственной необходимостью, т. е. дает оправдание, не заслуживающее этого имени. Ряд других, отчасти неизвестных нам поступков митр. Даниила, имевших целью приноровиться к политике великого князя, также возбуждал недовольство на него у большинства современников. В роли печаловника пред великим князем митр. выступал только в тех немногих случаях, когда это не грозило интересам своей собственной личности. Поэтому злые языки острили, что на Москве совсем нет митрополита. Один спрашивает другого: «не знаю, есть ли митрополит на Москве?» — «Как митрополита нет?», — отвечает иронически другой. — «Митрополитом на Москве — Даниил». Курбский Даниила и др. епископов называет прямо «потаковниками» великого князя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

29 мая 1986 г. в Д. м. были возвращены частицы мощей (ребро и позвонок) св. кн. Даниила, хранившиеся архиеп. Феодором (Поздеевским), а после него его духовными чадами, впосл. находившиеся в США. Святыню передал митр. всей Америки Феодосий (Лазор) . Ковчег с частицами находится в Троицком соборе, в воскресные дни перед ним читается акафист. Кроме этого ковчега в Д. м. в период его возрождения поступали и небольшие частицы мощей св. кн. Даниила. Одна из них, переданная из Оренбургской епархии через митр. Таллинского Алексия (ныне Патриарх Московский и всея Руси), помещена в икону св. кн. Даниила, написанную в 1984 г. игум. (ныне архимандрит) Зиноном (Теодором). Этот образ - один из самых почитаемых в обители - находится в Покровской ц. Обычно перед ним совершаются монашеские постриги. 17 марта 1995 г. в Д. м. была передана еще одна частица мощей св. кн. Даниила, сохраненная проф. И. Е. Аничковым, акад. Д. С. Лихачёвым и прот. И. Мейендорфом . В наст. время находится в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов, под сев. аркой в раке с резной деревянной сенью. В Д. м. до его закрытия хранились частицы мощей мн. святых. Так, на внутренней стороне откидной верхней крышки раки с мощами св. кн. Даниила был прикреплен медальон в виде звезды, в центре к-рой помещался «честный зуб» св. кн. Александра Невского ( Дионисий (Виноградов) , архим. 1898. С. 47). В 1732 г. кн. М. А. Барятинский пожертвовал обители «два ковчега с частицами мощей разных угодников Божиих» (Там же. С. 115). Судьба этих святынь после 1930 г. неизвестна. Возрождение Д. м. сопровождалось многочисленными вкладами, среди к-рых были и св. мощи. С 25 марта 1985 г. в алтаре храма св. Отцов семи Вселенских Соборов хранились мощи прп. Саввы Сторожевского , 22 авг. 1998 г. святыню перенесли в Саввин Сторожевский мон-рь, в Д. м. оставлен ковчег с частицей мощей прп. Саввы. В Д. м. хранится неск. мощевиков, в т. ч. с 20 частицами мощей Киево-Печерских святых, переданных Д. м. схиархим. Серафимом (Томиным) (в алтаре Покровской ц.); серебряный мощевик в виде книги с частицами древа Креста Господня, гроба Пресв. Богородицы, мощей свт. Григория Богослова, Афонских преподобномучеников Евфимия и Игнатия, мч. Маманта; ковчег с частицами древа Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Марка, Луки, Варфоломея, Филиппа, Фомы, Иакова Зеведеева, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, архидиак. Стефана и др. святых; доска-мощевик (1859) из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля; крест-мощевик (благословение Патриарха св. Тихона мон. Евпраксии) с частицей древа Креста Господня и 37 частицами святых.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1254 г. получил вернувшийся из Австрии кн. Роман Данилович. По сообщению галицко-волынского летописца, в 1254 г. Роману Даниловичу передал свое княжество с центром в Новгородке (совр. Новогрудок Гродненской обл.) Войшелк , сын Миндовга, принявший монашество. В 1265-1266 гг. младший сын Даниила Шварн вместе со своим дядей Васильком участвовал в борьбе за литов. великокняжеский стол на стороне Войшелка. Став вел. князем, Войшелк сделал Шварна своим соправителем, а Василька назвал «отцом» и «господином», т. е. сюзереном. Однако наметившаяся было династическая перспектива создания объединенного Галицко-Волынско-Литовского княжества пресеклась ок. 1269 г. в связи со смертью Шварна Даниловича. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Галицко-волынским князьям удавалось сохранить контроль (по крайней мере до появления Бурундая в кон. 50-х гг.) и в особо подударных со стороны степи областях - Болоховской вол. (в верховьях Случи) и днестровском Понизье. Зимой 1254/55 г. в ответ на нападение Куремсы Даниил и Василько предприняли военные акции в Болоховской земле, в верховьях Юж. Буга и др. областях, подвластных татарам. Об относительной прочности ситуации в Галицко-Волынском княжестве говорят и общерус. амбиции Даниила - восшествие его ставленника Кирилла (к-рого с известной долей вероятности отождествляют с одноименным «печатником» Даниила), в 1246/47 г. хиротонисанного на Киевский митрополичий стол. До 1250 г. митр. св. Кирилл II , в т. ч. и во время пребывания во Владимиро-Суздальской Руси, действовал, похоже, в интересах Даниила Романовича (именно свт. Кирилл венчал вел. кн. Андрея Ярославича с дочерью кн. Даниила). После смерти в 1264 г. Даниила, а вскоре, в 1269 г., и Василька Романовичей политическая структура Галицко-Волынского княжества мало переменилась. Галицкие владения Даниила достались его старшему сыну Льву (Роман Данилович умер еще при жизни отца), в 1268 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010