День Великого Пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого Пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.В конце вечерни Великой Пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей. В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Начинается праздник Пасхи … Читайте также о Страстной седмице: Видео о Страстной седмице Даты Страстной седмицы Страстная седмица в 2024 году с 29 апреля по 4 мая Митрополит Антоний Сурожский Мы уже подходим к самим Страстям Господним , и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

И вот этот человек, который с такой верностью был готов разделить со Спасителем смерть, ставит вопрос другим ученикам: Возможно ли это?!.. Они ему рассказывают, что видели воскресшего Христа, и он этому не может поверить. Почему? Не потому ли, что до святой Пятидесятницы, до того, как Дух Святой сошел на Апостолов, они оставались теми же робкими, часто непонимающими, часто колеблющимися людьми? Как он мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются – и, однако, остаются теми же самыми людьми, не изменившимися, ничем не отличными от того, чем они были раньше? Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность, чем просто ликующие слова Апостолов, поскольку он понимал, что если воскрес Христос, то все на свете изменилось, что последняя победа не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни, а не только тлеющей, порой долгой, но лишь временной жизни... И когда Спаситель встал перед ним, он уверовал, потому что во Спасителе было сияние вечной жизни, и Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, который был их учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения – однако с руками и ногами и боком, прободенными гвоздьми и копьем... Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразовать в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной любви Божией... И увидав Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через нашу жизнь и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!.. Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, что Он воскрес, что Он – Бог, что Он победил, – как могут они поверить, если мы будем подобны тем Апостолам, которые могут только ликовать о том, что пережили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения?.. И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми: людьми, которые веруют в жизнь и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, приобщившись к смерти Христовой, живем – должны бы жить! – вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И далее: Яко уста грешнича, и уста льстиваго на Мя отверзошася, глаголаша на Мя языком льстивым, и словесы ненавистными обыдоша мя… вместо еже любити Мя, оболгаху Мя, Аз же моляхся. И положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое (Пс 108:3–5). Этот же 108-й псалом изрекает приговор-проклятие прежде других Иуде, но и всему соборищу, имеющему вскоре, по растерзании завесы, лишиться благодати Божественной: “диавол да станет одесную его… внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех… да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин”. В последних словах, сбывшихся скорым самоубийством предателя и позже — жребием Матфия-апостола, — есть, думается, и иной смысл, обращённый к ветхозаветной Церкви, “епископство” которой принимает Церковь новозаветная, Христова. И далее слышим псалом 50-й, бездонное вместилище духовных смыслов… Взятие Господом на Себя грехов всего мира, суд над грехом Единого Безгрешного, “соделавшего наши прегрешения мукой Своей Пречистой Совести” (слова священномученика Иоанна Арто­болевского) — основная тема псалма, и звучит она от Первого Лица: Помилуй Мя, Боже и прочее, хорошо знакомое. Но Давидовы и наши покаянные слова теперь говорит Он, переживший наше, как Своё (митрополит Антоний Сурожский), Рождённый бессеменно отдаёт Себя за исповедающих: во гресех роди мя мати моя. И в этом переплетении Его победной над грехом жертвы и нашего покаяния — спасение верным, Ему приобщающимся. И едва ли не первым утешением в великий день плача слышатся нам слова этой изначально Христовой молитвы: Да созиждутся стены Иерусалимския (Пс 50:20). Да, крестной жертвой правды будет отстроен на небесах град Великого Царя, горний и прекраснейший Иерусалим… К суду над Христом и спасительному для нас его смыслу возвращает пение тропаря часа: “Господи, осудиша Тя иудее на смерть, Жизнь всех… но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе”. И затем — стихиры. Они посвящены событиям “прежде честнаго креста” — отречению Петра, поруганию Господа римскими воинами, крестному пути — via dolorosa.

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

И кто-то из Отцов пустыни сказал: “Кто видел брата своего, тот видел Бога своего”. Правда ли это? Можно ли о ком-либо из нас сказать, что встречающие нас заглядываются, останавливают на нас свой взор и ставят перед собой вопрос: Кто это такой? Что в этом человеке такое, чего мы никогда не видели? В нем свет, которого я на земле не встречал; в нем сила бесконечной кротости и смирения, и вместе с тем - несокрушимой верности... Мы призваны быть таковыми, чтобы люди, встречая нас, встречали бы отблеск Божией славы, могли бы не в наших физических чертах, а в том, что передается из глубин одного человека в глубины другого, увидеть нерукотворен-ный образ Божий: пусть несовершенный, но уже сияющий немеркнущей красотой вечности и Самого Бога. Только тогда можем мы сказать, что стали человеком; не просто тварью, зоологическим явлением, а человеком в том смысле, в котором Бог нас творил: Его образом, живой, действующей иконой, вглядываясь в которую, человек может прозреть нечто о Боге, обращаясь к которой, он переносится от земли на Небо, от времени в вечность, от человека, им встреченного, к Богу, Которого ищет, жаждет его душа. И мы называем себя христианами: “Я христианин”. Это говорили мученики в первые века христианства; это слова, которые они произносили, свидетельствуя о том, что Бог и Христос им дороже жизни, и этими словами они себя предавали на поругание, на пытки и на смерть. Эти слова были решающими в их судьбе. Впервые христианами были названы ученики Спасителя в Антиохии; не только потому, что они принадлежали малой, еле известной, но требующей к себе внимания новой секте, а потому, что люди в них узнавали учеников Христа. В первые два века разные христианские писатели обращались к язычникам, стараясь дать им понять, что такое христианин; и, например, Тертуллиан пишет, что люди, окружавшие христианскую семью или малую по тогдашнему времени христианскую общину, часто говорили: “Как они друг друга любят!” Любовь живая, кроткая, зрячая, творческая, любовь одного человека к другому, одной семьи к другой, одной общины к другой была отличительным признаком христиан в то время.

http://predanie.ru/book/70595-radost-pok...

И родилась Дева Богородица без пятна, без порока, не потому что Бог чудом, односторонне как бы действуя, Ее очистил от всякой греховности, а потому что все человечество тысячелетиями очищалось из поколения в поколение, готовя Богу сосуд Воплощения. Как это дивно и как это значительно! Потому что в лице Божией Матери весь мир участвует своей тоской по Богу, своей устремленностью к Нему, своим подвигом очищения, своим покаянием там, где очищение не удается, участвует в рождестве Пресвятой Богородицы и через Нее — в воплощении Сына Божия. Это так дивно: весь мир участвует в этом чуде. Это не нечто, что произошло где-то, в закоулке истории и географии, это труд, это подвиг всего человечества. И Божия Матерь является плодом этого подвига, всей этой борьбы за чистоту и правду, борьбы всего мира за очищение себя. Мы не напрасно Ее называем Пречистой Девой Богородицей. Она не была очищена односторонним решением Бога, Она — дар земли, дар человечества Богу, чтобы Он мог стать человеком. Здесь встречаются две дивные вещи. С одной стороны, то, что я сейчас вам сказал о роли человечества в Воплощении, а с другой стороны, то, о чем я уже говорил подробно: что Бог и Отец Своего собственного родного Сына отдал на смерть для того, чтобы спасти это человечество, но и человечество было криком земли, оно даже в греховности своей было устремлено к Богу. Здесь в лице Божией Матери начинается наше спасение. Оно не начинается с ничего, с нуля, оно — завершение целого пути человечества. И Пречистая Дева Богородица в Своей чистоте пребывает пред лицом Божиим, воплощая всю богоустремленность и всю чистоту всего человечества. Мы не знаем ничего о первых годах жизни Богоматери, хотя в апокрифических Евангелиях есть трогательные, милые рассказы о том, что могло собой представлять Ее детство. Но в своей мудрости Евангелие и Церковь ничего об этом не говорят, потому что то, что совершалось, настолько глубоко и настолько свято и таинственно, что об этом сказать нельзя. И выразить этого нельзя, и понять этого нельзя. Приобщиться к этому святостью отчасти сколько-то можно, но не умом, не словом.

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-sur...

Поэтому – что такое современный духовник? Это духовник, который живет в наши дни. Вот и все. Самое главное его качество – быть духовником. А хороший духовник – он адаптивный, он всегда пытается понять и услышать, какими проблемами человек живет, и так всегда было. Святитель Василий Великий размышлял на тему философии и использования языческих книг для воспитания юношества. Митрополит Сурожский Антоний размышлял о том, каково быть врачом, который встречает на войне смерть. Еще какой-нибудь духовник будет размышлять о том, как удержать современную семью от распада. Духовники будущие, возможно, будут размышлять о других каких-то категориях. Они всегда будут современными в том отношении, что они будут чувствительны к тем проблемам, которые переживают люди. Но современный духовник как понятие, мне кажется, не имеет места, потому что духовник всегда должен быть духовником – и точка! Но если только слово «современный» ставить на первом месте, в том плане, что он помешан на каких-то технических устройствах, социальных сетях, переписке по электронной почте, мобильной связи, то в этом случае он может сам рассеяться и потерять главное, ради чего он служит, собственно. Всегда нужно быть духовником, исполненным Святого Духа, а не иных духов, или дуновений. – Вопрос из этой же области, бывает, слышишь, что кто-то говорит об исповеди по телефону, допустим, в SMS… – Исповедь по телефону невозможна по определению, даже если появятся более современные устройства… Вот сейчас есть видеосвязь в виде скайпа. Исповедь через скайп не будет Таинством. Это может быть беседой, советом, рекомендацией, да, это возможно, хоть по SMS, хоть по ICQ, неважно через какие технические устройства. Но исповедь как Таинство Церкви, где двое рядом и Христос – посреди них (Мф. 18: 20), она не может быть реализована дистанционно. Ведь не зря апостол Павел в послании к Ефесянам называет семью малой Церковью, говорит о том, что именно двое – муж и жена – это малая Церковь. Христос ведь брак сравнивает с предельным единством.

http://pravoslavie.ru/92124.html

Рукоположение во священника Совершилось Таинство Церкви – силой, благодатью, нашествием Святого Духа, верой народной, молитвами Церкви. Да будет крепко и благословенно твое священство и любовью, и верой, и ожиданием Церкви родной. И эта икона, эти цветы, которые были подарены тебе сегодня, являются живым свидетельством народной любви и народного доверия твоему священству. Пусть этой молитвой и этой любовью и этой верой в тебе окрыляется твоя жизнь священническая. А весь народ Божий – с каким ожиданием, с какой надеждой смотрит он на священника! Священник – это человек, которого Бог позвал по имени и дал благовествовать Евангелие, проповедовать слово истины, давать новую жизнь в Таинствах: Евангелие как добрую, животворящую весть о том, что человек не оставлен Богом, что Бог верит в него, а не только любит. Любить можно и тех, в кого больше не веришь, любить можно и с болью сердечной о том, что всякая надежда вымерла, что осталась только любовь. А Бог не только любит нас, но верит в нас: Он поверил в нас, когда послал Своего Сына умирать на Кресте, чтобы мы жили; верил Он, что не напрасна будет эта смерть, что будет она принята, и те, кто потерял веру в себя, найдут ее в этой Божественной вере. Это проповедуй, чтобы люди поверили в себя и в свое великое призвание; потому что призвание наше превосходит всякую меру нашего воображения: мы призваны стать причастниками Божественной природы, стать живыми членами живого Христова тела, храмами Святого Духа; стать не только, по слову святого Игнатия Богоносца , “всецелым Христом”, но, по смелому, страшному слову святого Иринея Лионского , в Единородном Сыне стать единородным сыном. Это призвание мы не можем исполнить никакими своими человеческими силами, это дар Божественной веры в нас. Его никогда не колеблющейся надежды, Его никогда не умирающей любви. И это дается нам в Церкви. Прежде всего – в слове истины, потому что слово Божие, которое мы читаем и которое тебе будет дано провозглашать и проповедовать – это слово не человеческое, а слово, исполненное Духа, слово, полное жизни и силы. Слово Божие – тоже таинство, обновляющее, дающее жизнь, открывающее нам вечность и другие Таинства: Крещение, Дары Святого Духа и приобщение Тела и Крови, и все Таинства, где действует Бог. Их поручает Господь тебе, чтобы с верностью, с любовью к Нему, с любовью к людям ты служил.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Согрешил я, Господи, перед Тобой маловерием, согрешил я в помыслах, разрушавших веру, легковерием, Господи, ко всем внушениям и сомнениям. Согрешил неблагодарностью Тебе за жизнь, за Твое воплощение, за Твое слово, за Твою смерть! Согрешил неблагодарностью за терпение Твое бесконечное ко мне, за промышление Твое. Согрешил неимением к Тебе ни любви, ни спасительного страха, пренебрежением каждой заповедью Твоей, слушая всякий призыв и изнутри меня, и извне приходящий, следуя влечению и тела, и сердца, и неустойчивых моих по мыслов. Боже, не только Тебе я изменил, но и к ближнему не сохранил любовь – по лености, по небрежению, по себялюбию, по нелюбви. Небрежен был я, Господи, ко всей жизни моей, не искал я Тебя молитвой, не служил я Тебе в ближнем. Если и ходил, и хожу в церковь , то часто по привычке, без усердия, небрежно, отрывая себя и других разговорами и шептанием. Забываю ход службы, уношусь мыслями вдаль, вдаль от Тебя, Господи, вдаль от молитвы в мир рассеянностью ума. Согрешил невниманием к праздникам, нарушением постов без нужды, по лакомству, по лени, невоздержанию, своеволию, самомнению, самочинию. Согрешил исканием одобрения и похвалы за счет своей совести и Твоей правды. Согрешил, Господи, отчаянием и унынием, согрешил гордостью и высокоумием, самолюбием и тщеславием, честолюбием, завистью. Согрешил осуждением, злословием, гневом, памятью о зле, мстительностью, клеветой, укорами, лестью, лукавством, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему, злорадством, зложелательством, досаждением, оскорблением, насмешкой. Согрешил воспоминанием прежних грехопадений без сокрушения и ужаса. Согрешил нетерпением в болезни, в скорби. Согрешил всем содержанием жизни моей: пристрастием к удобству жизни, привязанностью к одним с отчуждением от других, окаменением сердца, непонуждением себя на доброе. Согрешил приобретением ненужного, любостяжанием, скупостью, пристрастием к вещам. Согрешил небрежностью подготовки к исповеди, легкомысленным к ней отношением, умалением грехов, самооправданием, умалчиванием. Согрешил тем, что искал оправдания, перенося вину на других. Согрешил против Таин Святых, приступая без внимания, без сокрушения, без страха Божия, без готовности дать простор Богу и служить Ему, чего бы это ни стоило.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Также в Великую Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад, где попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью. Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний: «И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих. И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…» Песнопения Страстной седмицы Великий Понедельник Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи, по молитвам Богородицы помилуй нас! Кондак: Иаков рыдаше Иосифова лишения и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца и Посылающаго венец нетленный. Перевод: Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот, доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa-2016....

Но в чём же заключается богооставленность Христа? Не ясно, что именно означают довольно туманные фразы митр. Антония «В Нем как бы померкло сознание Его Божества», «у Него Самого как бы не было власти Себя воскресить». Христос перестал ощущать себя Богом? Перестал чувствовать единство с Богом? Никакого более подробного объяснения митр. Антоний не предлагает, а призывает лишь присоединиться к удивлению православного богослужения: «Животе, како умиравши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?». Итак, Христос с человеческой душой сходит в ад и разрушает его. «Эта человеческая душа блистала Божеством, и она уничтожила шеол – “место отсутствия”, она его уничтожила до конца, упразднила его». Нетрудно заметить, что даже отдельные слова данного высказывания близки тексту «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества». Победа Христа над смертью является победой над смертью как богооставленностью. Опыт богооставленности Христа приводит к встрече людей с Богом. Можно сказать, что после сошествия Христа во ад сама физическая смерть становится моментом встречи. Мысль митр. Антония хорошо выражают слова пасхального тропаря «смертию смерть поправ», если слово «смерть» в нём понимать как отделение от Бога. С этого момента значение смерти изменилось, потому что Бог вошёл в место полного одиночества и теперь нет мест, где Бога нет. Каждый умерший, после сошествия Христа во ад, подобен уснувшему: «теперь смерть мы называем успением, временным сном, и когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и богооставленности». На мой взгляд, хорошим уточнением мысли митр. Антония может быть утверждение св. Августина, что «Сам (Бог) после этой жизни будет нашим местом» . Теперь физическая смерть становится моментом встречи. Через смерть мы уходим к Богу, «возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!». Благодаря тому, что усопшие пребывают «в Боге», возможно молитвенное общение с ними, то есть некоторая встреча живых и усопших.

http://blog.predanie.ru/article/soshestv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010