Но лучше было бы нам негодовать на себя при воспоминании того, сколько раз мы предавали Христа, соблазненные искушениями мира и но не устояв пред соблазнами, предавали смерти Правду, распиная ее в своей неправедной душе. Сколько раз, как Ирод на пиршестве, будто в опьянении страстями и своими желаниями, мы совершали поступки, за которые нам потом было и стыдно и за которые мы горько каялись. Ведь и Ирод почитал, уважал, боялся и даже берег Иоанна. Но вот пришло время испытания. Не обязательно это время скорби. Это может быть время и праздника. «Слово “праздновать”, — как писал митрополит Антоний (Сурожский), — мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? » Настал удобный день — пишется в Евангелии. Для чего настал удобный день? Для зла или добра. От нас этот выбор зависит. Но не для благодарения выбрал Ирод этот день. Не для благодарения Богу за то, что в тот день Он произвел его на свет (Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея. 48), но для совершения зла и греха. И диавол, рыкающий и ищущий погубить душу, уловил малодушного, слишком высоко ценящего значение своей власти и ценящего свое слово. Сам быв правителем людей, он стал зависим от их лести. По случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим. Не плох пир сам по себе. Знаем из Евангелия о пире брачном, как образе соединения человека с Господом. Но тот пир, о котором слышали сегодня, был омрачением души, когда совершается зло. Так и мы, или я, когда малодушествуем, когда, отступаем от Евангелия, тоже становимся и Иродами или Иродиадами. Стремительны дни нашей жизни, в вихре пляски проносятся пред нами соблазны мира, стремясь отвлечь христианина от внутренней строгости к себе. Много поколений сменилось, но память о святом пророке жива, потому что смерть праведника — это торжество верности правде живой и вечной — Богу Промыслителю и Спасителю мира. Чтобы укрепить малодушных в кажущейся несправедливости мира, уверить сомневающихся святой Иоанн из темницы посылает своих учеников к Спасителю с вопрошением: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. XI, 2, 3).

http://pravoslavie.ru/96929.html

Одному литургисту принадлежат потрясающие слова: «В Литургии мы слышим биение сердца Церкви». Как человек не может жить без сердца, так и Церковь невозможно представить без Литургии, потому что ее нет без Христа. А Святых Тела и Крови верующие причащаются именно во время Божественной литургии, и Церковь являет себя в ней, в Святых Дарах. Литургия становится и откровением Царства Божия. В начале Божественной литургии все верующие слышат возглас священника: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». И это знак того, что сейчас же изменяется время и пространство — прихожане стоят в конкретном храме, который становится горницей Тайной вечери, в которой идущий на вольные страдания и смерть Господь Иисус Христос совершил первое причащение апостолов… Литургия — проявление единства Церкви Христовой. Эту мысль лучше всего выразил безымянный автор одного из древнейших христианских текстов «Дидахэ» («Учения двенадцати апостолов»), написанного еще в апостольские времена: «Как был этот Хлеб преломленный рассеян по горам и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие». Все верующие, причащаясь Тела и Крови Христовых, становятся едины с Господом и друг с другом, прославляя Христа «едиными усты и единым сердцем». Божественная литургия есть свидетельство того, что христианство не является религией для отдельного индивида. Нельзя быть христианином вне Церкви. Нельзя быть христианином без Литургии. Наверное, многим из нас приходилось слышать распространенное выражение: «Я верю, но в храм не хожу». «Не хожу в храм» — значит, не причащаюсь Тела и Крови Христовых… Но давайте представим семью, один из членов которой вдруг сказал бы остальным: «Я не буду больше жить с вами в одном доме, не буду с вами общаться, мне больше не интересны ваши радости и горести. Хотя, может быть, я и буду иногда приходить в ваш дом, но только тогда, когда никого не будет, чтобы никто не мешал мне». То же самое происходит, когда человек «верит, но в храм не ходит». Причащение Тела и Крови Христовых становятся своеобразной проверкой нашего христианства. Причащение — это всегда подвиг предстояния перед Христом. С чем мы придем к Нему? Митрополит Антоний Сурожский писал: «Литургия совершается ради тела Христова, живого организма… Поэтому первое ее действие — собирание народа, не толпы, а общины, которая стоит перед лицом Божиим и только тогда может стоять достойно перед Божиим лицом, когда эта община есть организм любви…». Литургия являет нам любовь Христову.

http://pravoslavie.ru/75447.html

Богач и Лазарь. Darlene Slavujac Thau Чем же физическая смерть Христа отличается от смерти обычного человека? К человеку смерть приходит неизбежно, он не может её контролировать: «Мы не выбираем смерть, – она приходит к нам, дается, мы не выбираем ни сроки, ни то, как именно мы вступим в ее тайну». Хотя Христос умирает как человек, однако митр. Антоний проводит различие между смертью Христа и смертью остальных людей: Христос умирает добровольно. Но как может умереть Христос, тело которого нетленно? В словах митр. Антония выражено удивление: «Он умирает, хотя умереть не может; Он умирает, хотя бессмертен в самом Своем человеческом естестве, нераздельно соединенном с Божеством». Христос «ушел, отрекшись от Своей власти жить». И после своей смерти Он сходит в ад как место отсутствия Бога. Митр. Антоний отождествляет предельную богооставленность Христа, выраженную словами «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» (Мк 15:34), со схождением во ад, что вполне логично, если согласиться с указанным пониманием ада. Митр. Антоний признаёт, что в новозаветной экзегезе здесь обычно видят начало 21-го псалма , однако сам он довольно резко отрицает такую точку зрения: «Неужели можно себе представить, что в момент смерти человек вдруг станет повторять псалом!» Видимо, псалом представляет проблему для митр. Антоний по той причине, что заканчивается на оптимистической ноте и это несколько снижает ощущение богооставленности. Если попытаться посмотреть на это через призму «встречи», то можно сказать, что в момент схождения во ад во Христе в каком-то смысле перестаёт осуществляться встреча божественного и человеческого. Интересно сопоставить взгляд митр. Антония со взглядом протоиерея Георгия Флоровского . Флоровский сошествие во ад сравнивает скорее с обычной физической смертью: «Это нисхождение, или Сошествие, во ад означает, прежде всего, вступление или проникновение в область смерти, в область смертности и тления. И в этом смысле оно равнозначно самому факту смерти Спасителя». Также Флоровский выступает против идеи сошествия во ад как богооставленности: «Сошествие Христа во ад есть явление Жизни среди безнадежности смерти, есть победа над смертью. И совсем не означает “взятия” Христом на Себя “адских мук Богооставленности”», «Господь нисходит во ад как Победитель, как Начальник Жизни. Нисходит в силе и в славе, не в уничижении – хотя и через уничижение, через смерть».

http://blog.predanie.ru/article/soshestv...

Только когда ее сын испустил последний вздох, она стала кричать во весь голос «Нет, нет, нет», обняла его. «Это провал и с нашей, и с их стороны, — считает Фредерика де Грааф. – Он не был подготовлен к уходу, с трудом удавалось его обезболить, мама потом прямо сказала, что не может поверить в Бога, раз Он так поступил с ее сыном». Митрополит Антоний Сурожский Владыка Антоний, вспоминает Фредерика, про такое неверие говорил, что это не отвержение Бога, а крик души. По ее словам, люди, которые в страданиях считают себя жертвой, замыкаются в себе, не могут в этих испытаниях ничему научиться, ничего переосмыслить. Это, по мнению Фредерики, сужение жизни. Вторая группа людей – те, кто тоже не может сразу принять происходящее, но готовы учиться. Один человек в инвалидной коляске лежал в хосписе несколько раз. «Сначала он был циником, но потом раскрылся, — рассказала Фредерика. – Он просил меня встретиться с его женой, говорил, как сильно ее любит, но она много работала, и мы долго не встречались». Уже когда Сергей (так звали этого человека) лежал и был близок к смерти, жена пришла в хоспис, сидела рядом с ним. Он чувствовал себя так плохо, что его уже не удавалось обезболить, но страдания жены не давали ему уйти. «Прошло несколько часов, — вспоминает Фредерика, — и я в третьем лице рассказала ей, что, бывает, жена лежит при смерти, а муж не может ее отпустить. Она слушала молча, я ушла домой, а Сергей умер на следующий день. На похоронах она мне сказала, что в какой-то момент поняла, что я говорила в третьем лице о ней, и сказала: “Сережа, я отпускаю тебя, иди с миром”, и он смог умереть». Это, по словам Фредерики, пример второй группы людей – людей, которые в процессе испытаний учатся забывать про себя ради другого. Победившие смерть Третья группа людей – самая редкая, — те, кто из внутреннего опыта знает, что есть вечная жизнь, они еще до ухода побеждают смерть. К этой группе, отметила Фредерика, принадлежал и сам владыка Антоний. Привела она в пример и нескольких своих пациентов.

http://pravmir.ru/chelovek-stradayushhij...

«Владыке Антонию был чужд «организованный подход к Богу», — пояснила Фредерика. — Радость у него была потому, что он знал Бога изнутри. Благоговение было во всем его существе. Благоговение — не то, что мы делаем, а то, чем мы являемся. По-моему, состояние благоговения является вершиной духовной жизни. Это состояние души и состояние сердца. Для этого надо пребывать внутри, надо «сидеть под своей кожей», как говорил владыка. Действие начинается с созерцания». Фредерика де Грааф По словам Фредерики, митрополит Антоний редко смеялся во весь голос, но в его обращении было много мягкого юмора: «Владыка не любил людей, которые притворялись святыми. Он любил людей, может быть, не совсем правильных, но настоящих». Подлинно благоговейна молитва, составленная митрополитом Антонием: «Господи, я стою в благоговении перед непостижимым, и стою в благоговении, в молчании, в преклонении, потому что слова, которые я произнес, говорят мне о том, что я ничего не понимаю, ничего не знаю, кроме одного: я знаю Тебя, Господи, не в этой славе, не в этом сиянии, а в смирении, которые Ты явил в Воплощении Своего Сына ради моего спасения. О, Господи, как это может быть?» Присутствовавший на вечере священник Петр Коломейцев добавил, что благоговение – один из даров благодати. «Наверное, самое неправильное — когда мы требуем благоговение от тех, кого пытаемся привести к вере, когда находим критерии благоговения – юбку, особое поведение и так далее», – заключил он. Организаторы семинара — Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» представили видео проповеди митрополита Антония Сурожского перед вечерней Прощеного воскресенья 17 марта 2002 года. Я не собираюсь в такой грозный вечер сказать проповедь. Я хочу только сказать, что сегодня начинается для нас вместе всем путешествие. Мы идем вместе со Спасителем Христом к Его распятию. Мы идем, как ученики Его шли, рядом с Ним. Они не знали, что Он идет на Крест – мы знаем. И поэтому мы должны продумать себя, как бы нам идти вместе, рядом со Христом, на Его распятие, на смерть, которую Он принимает за каждого из нас. Как нам идти, если не примириться друг со другом? Как можем мы идти с Тем, Который всю жизнь отдает для примирения нашего с Богом, если мы не найдем мужества, чистоты и смирения простить друг друга?

http://pravmir.ru/boga-nevozmozhno-oskor...

Святитель Григорий Богослов говорил: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше». А ещё очень важно свидетельство врача и пастыря, который не причислен к лику святых (жил совсем недавно – 1914-2003), но многие современники не сомневаются в его святости. Митрополит Антоний Сурожский, автор книги «Жизнь. Болезнь. Смерть», знал об этих предметах не понаслышке. Он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны, служил хирургом во французской армии, а в период немецкой оккупации – врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству. На его руках умирали во Франции русские эмигранты первой волны, в Англии он проводил в последний путь среди множества православного народа родную мать. Подвижник, аскет сам тяжко болел в последние годы жизни. В своей проповеди «О болезнях» Владыка Антоний так ответил на этот вопрос: «Но почему болеют святые? Почему они, как бы вкраплённые в Божию благодать, могут болеть?.. Тут другой момент, тот же самый момент, который является перед нами в страшные минуты распятия Христа и Его смерти. Святой несёт на себе крест всей земли, святой – это человек, который вместе со Христом несёт на себе последствия человеческого греха. Я вспоминаю сейчас одного валаамца. Он был послушником в течение пятидесяти лет, на работах потерял ногу, был уже стариком, когда его встретил отец Афанасий, посетивший тогда Валаам в поисках духовной жизни. Он спросил этого старика: “Скажи, почему ты, после пятидесяти лет, не принимаешь пострига, остаёшься послушником?” И тот ответил: “Я не готов. Я не научился сострадать и плакать плачем всея земли”. Вот почему и святой может болеть, может страдать: потому что умеет сострадать, разделять страдание и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всей земли». Источник. Православная газета Якутии Логос, май 2009.

http://pravmir.ru/pochemu-boleyut-svyaty...

ТРОПАРЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху:/да возсияет и нам грешным/свет Твой присносущный,/молитвами Богородицы,/Светодавче, слава Тебе. КОНДАК ПРЕОБРАЖЕНИЯ На горе преобразился еси,/и якоже вмещаху ученицы Твои,/славу Твою, Христе Боже, видеша,/да егда Тя узрят распинаема,/страдание убо уразумеют вольное,/мирови же проповедят,//яко Ты еси воистинну Отчее сияние. ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ Величаем Тя,/Живодавче Христе,/и почитаем пречистыя плоти Твоея/преславное Преображение. ИКОНОГРАФИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ Мозаика Преображения Монастырь Святой Екатерины на горе Синай Мозаика храма Преображения Господня на горе Фавор Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. середина VI века, г. Равенна, Италия Бывает, что мы человека увидим по-новому, когда его самого коснется такая глубина радости или такое горе, что из самых недр его воссияет свет. Бывает, что радость человека преображает, но бывает, что предельный ужас боли, горя пробивается до самых недр человека, когда горе это, боль не соединяются ни с горечью, ни с мстительностью, а остаются в чистоте распятием человека, ужасом, который его обдал. Из этих образов мы можем понять, что случилось на Фаворской горе, когда Христос стоял между Моисеем и Илией, между тем, который провозгласил Закон, и одним из самых величайших пророков, и беседовал с ними о том, чему надлежало быть, о том, что идет Он теперь на смерть, на распятие по любви Божественной и по Своей человеческой отдаче для спасения мира. В этот момент пробился Божественный свет, охватил всё Его естество, и ответно воссияла и Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть. И ученики тогда увидели Его, каким Он был: Агнец Божий, распятый для спасения мира еще до того, как мир не стал. Митрополит Антоний Сурожский Протодиакон Андрей Кураев Христос посылает своих учеников в мир — на преображение мира… В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет- и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег — но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце — но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания — но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

http://pravmir.ru/creative/preobrazhenie...

photosight.ru. Фото: antonio-tux Мы потому живем плохо, потому столько говорим пустых слов, слов гнилых, слов мертвых, потому столько поступков совершаем, которые потом в нашей душе, как рана, горят, что мы живем, словно пишем только набросок жизни, которую мы будем жить „когда-нибудь”, позже, когда сможем этот черновик превратить в окончательную повесть. Но это не так, смерть приходит, набросок остается черновиком, жизнь не прожита, а только замарана, и остается жалость о человеке, который мог бы быть велик, и оказался таким малым, ничтожным… Вот о чем говорит сегодняшнее Евангелие: не о том, чтобы мы боялись смерти , а о том, чтобы мы знали: потому, что она может прийти в любое мгновение, каждое мгновение должно быть совершенно, каждое слово должно быть словом жизни, чтобы в нем веяло Духом, чтобы оно могло войти в вечность, и каждый наш поступок должен быть по отношению к каждому из нас таким, чтобы он давал жизнь и выражал всю полноту, всю глубину, всю силу любви, благоговения, которые должны быть у каждого из нас по отношению к каждому и ко всем. Вдумаемся в это, и если так будет, тогда каждый поступок, каждое слово приобретет масштаб вечности и засияет вечностью. Аминь. Источник: Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский» Читайте также: Притча о безумном богаче Помни о смерти Нет цены в том, что делается не для Бога Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 25 апреля, 2023 1 апреля, 2023 20 марта, 2023 18 марта, 2023 11 февраля, 2023 29 января, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nabrosok-zhizni/

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения. По окончании Литургии поется Пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых. В Великую Субботу Святейший Патриарх посещает ряд московских храмов. Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003) ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ. Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает... И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

http://patriarchia.ru/db/text/619845.htm...

Писем, в которых Вы, дорогие читатели,   рассказываете о своих потерях очень много. Но это… Не могу не ответить. Когда остается надежда Дорогая Надежда, извините,   что не по отчеству – Вы его не указали, подписавшись просто Надя. Но ведь Надя – это сокращенное от Надежды. И мне хочется обратиться к Вам именно так: дорогая Надежда. Итак, дорогая Надежда, понимаю и разделяю Вашу боль. Смерть – это всегда потеря. А еще огромный удар, который трудно перенести.   Очень трудно. Иногда даже кажется, что нам это не по силам. Так возникает отчаяние. Но ведь вокруг люди, и всюду Бог. А чувство отчаяния, что ж, и оно, как заметил один святой,   проходит. Видите, Надежда, отчаяние   было знакомо даже святым – иначе бы они   в своих наставлениях не уделяли столько внимания тому, как с ним бороться. Надежда, все то, что Вы сейчас испытываете, мне очень знакомо. Думаю, что не только мне. Нельзя жить с пустотой наедине Боль, страх одиночества, осиротелость – все это знакомо каждому, кто терял – неважно, родного ли человека, или просто того, кого успел полюбить… Вспомним, сколько потерь любимых нами актеров принес только прошедший год. Близкий ушел, отзвучали слова на поминках, и ты, действительно, остаешься наедине со своей утратой, наедине с пустотой, причем даже не столько с пустотой в   твоем доме, но главное – с пустотой в душе. Как верно вы пишите: «Некому звонить, некого ждать, не о ком заботиться». И вот эта пустота действительно губительна. С ней нельзя жить, опасно в нее всматриваться,   с ней нельзя мириться. Есть единственный выход – ее   надо заполнить.   Но чем? Что может нам заменить улыбку родного человека, смех ребенка, ласковый взгляд жены? Митрополит Антоний (Сурожский) писал, что   пустоту, возникающую после ухода близкого, нельзя   пытаться   искусственно заполнять чем-то мелким, незначительным. Все равно из этого ничего не получится. Так же как ничего хорошего не выходит, если мы просто попытаемся забыться – неважно, каким способом. Как Вы, Надежда, тонко и точно заметили, она, эта пустота, снова победно зияет перед тобой, причиняя новую боль. Эту пустоту можно только заполнить. Причем то, чем мы ее заполняем, должно быть достойно нашей любви к ушедшему.

http://pravmir.ru/nasha-lyubov-k-ushedsh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010