условное наименование новгородской рукописи 1-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. 605). Традиц. название А. Р. С. и ошибочная датировка XII в., принятая в XIX - нач. XX в., были основаны на записи XVII в. (Л. 1) о принадлежности рукописи прп. Антонию Римлянину . А. Р. С. состоит из 40 л. пергамена размером 20,8×15,2 см, основной текст занимает л. 2-40, написан крупным уставом. В А. Р. С. входят: 1) «Мол[итвы] иерю за ся пред служ[бою]» (Л. 2-8 об.) («Владыко Господи Боже Вседержителю, не хотяй смерти грешникомь», «Владыко Господи Боже нашь, ныне хотяща приступити», «Молю Тя, Господи, отыми от мене безакония моя») - статья, распространенная в рус. Служебниках древнейшего периода (XII-XIV вв.). 2) «Молитва за входящая в церковь» (Л. 8, «Бл[аго]д[е]телю всхъ и твари всякоя съдтелю») - древний вариант молитвы малого входа в периферийных формулярах визант. литургий (Mateos. Célébration. P. 79-81; текст: Goar. Euchologion. P. 83; СДЛ. Т. 2. С. 120). 3) «Молитва за живыя и за мертвыя» (Л. 8-8 об., «Господи Боже истиньный, оуслышавый на вся оупоповающая (sic!) на Тя»), помещавшаяся в печатных дониконовских Служебниках после чина проскомидии . 4) «Служба святаго Златоуста» (Л. 8 об.- 40) - литургия свт. Иоанна Златоуста , формуляр к-рой соответствует греч. формуляру 1-й послеиконоборческой к-польской редакции (Jacob. Formulaire), использовавшемуся на Руси до XIV в. (Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). Литургия предваряется кратким чинопоследованием проскомидии с описанием порядка изъятия агнца и неопределенным указанием на количество просфор (С. Муретов), рубрики в тексте литургии очень малочисленны. В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35 обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance); в анафоре : во вступительном диалоге вместо возгласа «Благодарим Господа» стоит возглас «Похвалим Господа», в эпиклезе произносится не 2 однократных и 1 троекратное «Аминь» во время благословения Даров, а 2 однократных - на 1-е и 3-е прошения и не читается тропарь 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); в intercessio в числе др. поминаются «князь, все боляре и вои его»; не упоминается обряд вливания теплоты ; священники причащают один другого, что отражает древнюю традицию (Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion//OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345). 5) Прокимны и аллилуиарии 8 гласов (Л. 40-40 об.) - статья, дополнительная к первоначальному тексту Служебника, вписана полууставом не позднее XV в.

http://pravenc.ru/text/114058.html

39. Пение «Трисвятого». Чтение Апостола и Евангелия. Ектении, заключающие литургию оглашенных После малого входа священник произносит возглас: «Як о свят еси, Боже наш, и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно». После этого возгласа диакон, получив благословение от священника, выходит на солею, становится перед иконою Спасителя и произносит: «Господи, спаси благочестивыя и услышины» Певцы повторяют эти слова. После этого диакон обращается к народу и доканчивает возглас священника произнося: «и во веки веков», при этом поднятием конца ораря дает знак певцам начинать пение Трисвятой песни. В праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи, Пятидесятницы и в субботы: Лазареву и Великую, вместо этой Трисвятой песни поют стих «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся Аллилуйя», Это поется потому, что в древности в эти дни крестили оглашенных. В праздник же Воздвижения Креста Господня и в неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поют «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и Святое воскресение Твое славим». После этого пения бывает чтение Апостола и Евангелия. Чтение Апостола напоминает проповедь Св. Апостолов, а чтение Евангелия – проповедь Иисуса Христа. Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, а священник сидит около горнего места. Чтение Евангелия и Апостола должно слушать с наклоненной головой и вниманием, как бы слушали самого Господа и Его Апостолов. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и чтение священником молитвы за Государя Императора. После чтения молитвы следует иногда ектения заупокойная, и ектения об оглашенных. В сугубой ектении мы молимся о помиловании всех живых людей от разных бедствий, в заупокойной – об упокоении умерших, в ектении об оглашенных мы молимся о том, чтобы Господь присоединил оглашенных к святой Своей соборной и апостольской церкви: в конце этой ектении оглашенным повелевается выйти их храма. Этим повелением и оканчивается вторая часть литургии – литургия оглашенных. Краткий порядок литургии оглашенных: 1) Благослови владыко. 2) Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. 3) Великая ектения. 4)Благослови душе моя Господа. 5) Малая ектения. 6) Единородный Сыне. 7) Малая ектения. 8) Заповеди блаженства. 9) Малый вход. 10) Премудрость прости. 11) Тропарь праздника. 12) Со святыми упокой. 13) Господи спаси благочестивые и услышины. 14) И во веки веков. 15) Трисвятое. 16) Чтение Апостола. 17) Чтение Евангелия. 18) Ектения сугубая. 19) Ектения заупокойная. 20) Ектения об оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Arhiva Catedrala episcopal cu hramul în cinstea Naterii Domnului a fost sfinit la Soligorsk 28 noiembrie 2017 17:46 26 ноября 2017 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоанна Златоуста, митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; архиепископы: Люблинский и Холмский Авель ; Белостокский и Гданьский Иаков ; епископы: Могилевский и Мстиславский Софроний ; Гомельский и Жлобинский Стефан ; Бобруйский и Быховский Серафим ; Туровский и Мозырский Леонид ; Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; Вознесенский и Первомайский Алексий ; Слуцкий и Солигорский Антоний ; Люберецкий Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; Барышевский Виктор совершили чин великого освящения кафедрального собора в честь Рождества Христова в городе Солигорске и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Перед богослужением Патриарший экзарх передал в дар кафедральному собору Рождества Христова города Солигорска частицу мощей святой праведной Софии Слуцкой. Архипастырям сослужили: представитель Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Белорусском экзархате архимандрит Вассиан (Змеев); управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич); настоятель собора протоиерей Григорий Беляцкий; секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков; клирики Слуцкой епархии и приглашенные гости в священном сане. На богослужении присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Л.П. Гуляко; первый заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета И.Н. Макар; председатель Солигорского районного исполнительного комитета О.Г. Поскробко; председатель Солигорского районного Совета депутатов Л.А. Клишевич; генеральный директор ОАО «Беларуськалий» И.И. Головатый; представители администрации города и светской власти. Во время малого входа митрополит Павел, во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви Христовой и ко дню освящения кафедрального собора Рождества Христова в городе Солигорске, удостоил клирика Слуцкой епархии протоиерея Григория Беляцкого права ношения креста с украшениями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5072070...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил малое освящение храма свв. Кирилла и Мефодия при Саратовском государственном университете 25 октября 2014 г. 19:14 25 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил возведенный на территории Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали президент СГУ Л.Ю. Коссович, ректор СГУ А.Н.Чумаченко, настоятель университетского храма священник Кирилл Краснощеков и другие клирики  Саратовской епархии , преподаватели и студенты, жители Саратова. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения университетского храма свв. Кирилла и Мефодия. Его Святейшеству сослужило духовенство  Саратовской митрополии . В храме присутствовали полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, губернатор Саратовской области В.В. Радаев, члены официальной делегации, сопровождающей Его Святейшество. За богослужением пел Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора г. Саратова (регент — А.Г. Занорин). По окончании богослужения  митрополит Саратовский и Вольский Лонгин  приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству комплект панагий и образ Спаса Нерукотворного — список с иконы, являющейся главной святыней Саратовской земли. Эта икона, находящаяся в Троицком соборе города, была принесена из  Троице-Сергиевой лавры  московскими стрельцами, основавшими Саратов. Также к Его Святейшеству обратился президент СГУ Л.Ю. Коссович, передавший Предстоятелю картину с изображением воссозданного университетского храма, и фотоальбом, посвященный 105-летию университета. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . В дар храму свв. Кирилла и Мефодия Святейший Владыка передал список Донской иконы Божией Матери, а библиотеке университета — книги из собрания трудов Предстоятеля.

http://patriarchia.ru/db/text/3812197.ht...

Бывшие узники Дахау собрались в концлагере на Божественную литургию Москва, 5 мая 2008 г. 4 мая на территории бывшего концентрационного лагеря в Дахау, на площади у входа в деревянную Свято-Воскресенскую русскую часовню-памятник состоялась Божественная литургия. В ней приняли участие православные верующие из Мюнхенского и Кемптенского приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата и группа бывших узников лагеря из России, Белоруссии, Украины и Литвы. В качестве гостей они прибыли в Дахау для участия в митинге «Никогда больше» и других мероприятиях по случаю освобождения заключенных концлагеря в апреле 1945 года, сообщает Седмица.Ru . Прихожане Свято-Воскресенской православной общины городов Дахау и Мюнхена вместе со своим священником – протоиереем Николаем Забеличем отмечали в этот день свой приходской праздник. В крестном ходе вокруг часовни-памятника и последовавшей за ним братской трапезе под открытым небом участвовали не только православные Мюнхена и Кепмтена, но и присоединившиеся к ним русские соотечественники, приехавшие в Дахау из других городов и населенных пунктов Германии. Идея построить на территории бывшего концлагеря русскую часовню-памятник принадлежит архиепископу Клинскому Лонгину, викарию Патриарха Московского и всея Руси, постоянному представителю Русской Православной Церкви в Германии. Сооружена она в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память о русских и всех других гражданах бывшего СССР, погибших в годы Второй мировой войны в Дахау и других концлагерях. Финансировало этот проект Российское посольство в Германии. Сруб и все детали деревянной часовни в 1994 году были изготовлены опытными умельцами во Владимирской области и затем по чертежам собраны в единую композицию. Все необходимые работы ко дню 50-летия освобождения уцелевших узников концлагеря Дахау выполнили военные строители Западной группы войск Российской Федерации, покидавшие Германию. После завершения строительных работ по сооружению часовни-памятника архиепископ Берлинский и Германский Феофан совершил чин малого освящения часовни, названной – Свято-Воскресенской. Полное и торжественное освящение часовни-памятника произошло 29 апреля 1995 года с участием митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, бывшего фронтового офицера.

http://pravoslavie.ru/26566.html

В день памяти праведного Филарета Милостивого Патриарх Кирилл поздравил митрополита Минского и Слуцкого Филарета с днем тезоименитства 15 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 14 декабря 2010 года, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Филарет возглавил служение Божественной литургии в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе 14 декабря 2010 года, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Филарет возглавил служение Божественной литургии в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископы и епископы Белорусского экзархата. Во время малого входа иеромонах Антоний (Доронин) был возведен в сан игумена. От лица епископата Белорусской Православной Церкви владыку Филарета поздравил архиепископ Витебский Димитрий и передал в дар Патриаршему экзарху список Иверской иконы Божией Матери. От лица духовенства Минской епархии правящего архиерея поздравил настоятель столичного храма равноапостольной Марии Магдалины протоиерей Иоанн Хорошевич и преподнес жезл и мантию. По окончании богослужения со словами поздравления с днем тезоименитства к митрополиту Филарету обратились уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко и мэр города Минска Н.А. Ладутько. Также с днем тезоименитства митрополита Минского и Слуцкого Филарета поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Праведный Филарет Милостивый, святой покровитель митрополита, жил в VIII веке в Малой Азии. Будучи богатым и знатным вельможей, он прославился нищелюбием. Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Внучка Филарета, Мария, стала женой соправителя императора Константина Багрянородного. Император щедро одарил Филарета, но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню, устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Так, не приемля почестей, он достиг 90 лет. Скончался старец в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-pravedno...

В день памяти преподобного Серафима Вырицкого Предстоятель Русской Церкви посетил место подвигов святого Санкт-Петербург, 3 апреля 2009 г. 3 апреля, в день 60-й годовщины преставления преподобного Серафима Вырицкого, Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в поселок Вырица Ленинградской области. сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В Казанском храме поселка, расположенного в 60 километрах от Санкт-Петербурга на берегу реки Оредеж, Его Святейшество возглавил литургию Преждеосвященных Даров. Богослужение совершается в переполненном храме. Множество верующих находится вблизи храма, где установлены экраны, на которых транслируется богослужение. Прямая трансляция Патриаршего богослужения осуществляется также по телеканалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Его Святейшеству сослужат митрополит Санкт-Петербургский и Ладожиский Владимир, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, епископ Петергофский Маркелл. Во время малого входа Предстоятель Русской Церкви возвел в сан архимандрита игумена Исидора (Минаева), назначенного накануне начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетит расположенную около Казанского храма часовню над могилой преподобного Серафима Вырицкого, информирует пресс-служба Московской Патриархии . Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. С детских лет в мальчике проявились те свойства христианской души, которые во всей полноте раскрылись в зрелые годы: сообразительность, необыкновенное усердие, терпение и настойчивость в достижении цели, а также удивительная память. В раннем возрасте Василий практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Однако первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. После внезапной кончины отца мальчика односельчанин Муравьевых взял Василия с собой на заработки в Санкт-Петербург. Здесь Василий получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора и проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что вскоре заслужил полное доверие хозяина.

http://pravoslavie.ru/29925.html

В Московских Духовных школах прошел традиционный годичный акт Сергиев Посад, 17 октября 2006 г . 14 октября Русская Православная Церковь торжественно отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы, являющийся престольным праздником Московских Духовных школ, находящихся под особым Покровом Божьей Матери. В этом году праздничную Божественную литургию в Покровском академическом храме возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили: архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС; епископы Якутский и Ленский Зосима; Моравичский Антоний; Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх; архимандрит Закхей, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархе; архимандрит Евлогий, ректор Одесской Духовной семинарии; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской Духовной семинарии; представители других духовных школ Русской Церкви, а также многочисленное академическое духовенство. Во время Малого входа церковными наградами были отмечены клирики Московской Духовной академии: проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев) награжден правом ношения палицы, иерей Максим Кравченко – правом ношения наперсного креста, иеромонах Дионисий (Шленов) возведен в сан игумена. Также накануне праздника регент 2-го Академического хора иеромонах Лазарь (Гнатив) был удостоен сана игумена. После окончания Божественной литургии митрополит Климент приветствовал ректора, профессорско-преподавательскую корпорацию, студенчество и всех молящихся с праздником. Владыка Климент передал учащим и учащимся Московских Духовных школ Первосвятительское благословение Предстоятеля Русской Праволавной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, после чего обратился к присутствовавшим со словом назидания. Затем в Большом актовом зале Академии был открыт торжественный Годичный акт, на котором традиционно подводятся итоги деятельности Духовных школ в прошедшем учебном году. Поздравительное послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II огласил митрополит Климент. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений. Научно-богословскую деятельность академии за истекший год осветил в своем докладе проректор по учебной работе М. С. Иванов. В связи с 450-летием кончины выдающегося подвижника и ученого 16 века – преп. Максима Грека, актовая речь профессора МДА архимандрита Макария (Веретенникова) была посвящена деятельности этого замечательного святого, ставшего связующим звеном между Элладой и Русью, Афоном и Троице- Сергиевой Лаврой.

http://pravoslavie.ru/18868.html

Великая Суббота Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» ... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол , научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие , повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» ... Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею . После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий , в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это – изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Вопрос: Батюшка, недавно узнал, что чин Литургии св. Иоанна Златоустого (как и св. Василия Великого) является плодом последовательных сокращений " ради немощи человеческой " Литургии св.Ап. Иакова. Хотел бы узнать, было ли утверждено такое сокращение на Вселенских Соборах, и что из чинопоследования Литургии установлено Самим Спасителем? Когда и кем были установлены Священнодействия на Проскомидии? Вопросы не праздные, т.к. в разных церквях проведение Литургии внешне отличается в деталях (место проповеди сразу после чтения Евангелия или в конце, молебен с водосвятием до или после отпуста, допустимость исповеди в ходе Причастия и др.), но ведь Литургия - важнейщее из Таинств. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:  Когда речь идет о Литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, то имеются ввиду Анафоры (греч.- возношение) – молитвы, после которых предложенные на престоле хлеб и вино достойно называются Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Сам же чин с определенными обрядовыми построениями (праздничной торжественностью Малого и Великого входа) , песнопениями и молитвами формировался постепенно в течении нескольких веков. Это соборное литургическое творчество Церкви. Совершенно ясно, что Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…»), которое поется перед чтением Апостола, могло войти в Литургию только во второй половине V века. Его впервые услышал от ангелов мальчик, поднятый в воздух во время молебна по случаю страшного землетрясения в Константинополе в 447 г. Песнопение третье антифона «Единородный Сыне…» принадлежит св. правоверному царю Юстиниану, который умер в 565 году. Херувимская песнь в том виде, в каком она нам известна, составлена не ранее VI в. После блаженной кончины великого святителя были введены и некоторые другие части чина Литургии св. Иоанна Златоуста. Мнение, что Литургия свят. Василия Великого является сокращением Литургии св. апостола Иакова в настоящее время учеными-литургистами не поддерживается. Источником этого утверждения было «Слово о предании Божественной литургии». Долгое время оно приписывалось св. Проклу, патриарху Константинопльскому (434 - 446), однако сейчас доказано его более позднее происхождение.. «Впрочем, гипотеза была поколеблена еще в начале нашего столетия учеными, которые доказывали, что в истории анафорам вообще было свойственно постепенное развитие их текста, а не сокращение» (Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Анафора, М., 2003, с. 280).

http://pravoslavie.ru/6238.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010