Введение Глава 1. Источники и методика исследования литургии в рукописных книгах § 1. История изучения литургии по рукописным евхологиям § 2. Списки литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого XI–XV вв. § 3. Структура литургического чинопоследования и особенности функционирования входящих в него текстов § 4. Методика выделения типов и редакций литургии Глава 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа § 1. Анафора литургии Иоанна Златоуста 1.1. Различия, отражающие варианты византийской литургической традиции 1.2. Языковые различия § 2. Молитва Херувимской песни «Никтоже достоин» § 3. Основной состав последования литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа и их соотношение между собой 3.1. Состав последования греческих ЛИЗ и ЛВВ 3.2. Основной состав последования древнерусских ЛИЗ и ЛВВ § 4. Древние восточные молитвы в последованиях ЛИЗ и ЛВВ 4.1. Молитвы предложения Ги бе нашь положивыис самъ агнець непороченъ... и Влдко ги исе хе хлбе животныи… 4.2. Молитва кадила 4.3. Молитва Малого входа Блгдателю всехъ и твари вско сдтелю... 4.4. Молитва Трисвятого Сте стыи бе нашь... 4.5. Молитва Херувимской песни Влдко животвори блгымъ дателю... 4.6. Молитва на «Лобзание мира» Ги исе хе любви творче... § 5. Реконструкция древнеболгарских последований ЛИЗ и ЛВВ, лежащих в основе древнерусской редакции § 6. Дополнительные молитвы в ЛИЗ и ЛВВ 6.1. Подготовительные молитвы перед службой 6.2. Молитвы, сопровождающие причащение 6.3. Молитвы в конце службы § 7. Чин проскомидии § 8. Диалог священнослужителей § 9. Чин соединения Даров Глава 3. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого второго типа § 1. Южнославянские последования ЛИЗ и ЛВВ 1.1. Рукописи второго типа, сохраняющие архаичные черты 1.2. Рукописи второго типа, непосредственно предшествующие правленым по Диатаксису редакциям § 2. Чудовский литургиарий 2.1. Состав последования 2.2. Место Чудовской редакции литургий в славянской рукописной традиции 2.3. Особенности перевода Чудовской редакции Глава 4. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого третьего типа § 1. Диатаксис патриарха Филофея Коккина 1.1. Южнославянские переводы Диатаксиса 1.2. Русский перевод Диатаксиса 1.3. Разновидности русского перевода Диатаксиса в рукописной традиции конца XIV–XV века § 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, зависящие от Диатаксиса Филофея Коккина Глава 5. Языковые особенности славянских переводов литургии § 1. Литургические рубрики Основные этапы изменения ЛИЗ и ЛВВ первого типа § 2. Лингвистическая характеристика редакций литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого Заключение 1. Где и кем литургия была впервые переведена на славянский язык? 2. Литургия у южных славян 3. Литургия в Древней Руси Приложение Таблицы состава чинопоследований Литература  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 49. Светильничные молитвы Можно ли читать непосвященным священнические молитвы и ектеньи? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем знакомится с частностями Вечернего богослужения. После 103 псалма, который мы рассмотрели на прошлом занятии, полагается Ектенья. Ектения означает и представляет собой «протяжное моление»,возносимое от лица всех. В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные виды: Великая (Мирная), Малая, Сугубая, Просительная, Заупокойная, Литийная, Заключительная (в конце повечерия и полунощницы) и др. Разница между ними та, что Великая ектенья отличается полнотой, Малая – сокращение Великой, точнее ее окончание, Сугубая просит о лицах, Просительная – об общих нуждах, заупокойная о умерших… Ектению, как правило, произносит диакон в диалоге с хором. Если его нет, то ее совершает священник. Но по сути это единая молитва, прерываемая аккламациями, т.е. ответными словами хора «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи» и заканчиваемая возгласом священника, который является громко озвученным окончанием молитвы, читаемой или про себя во время ектении или заранее. Наверное, вы замечали, что в начале Вечерни священник как правило, перед Царскими вратами читает какие-то молитвы, в то время, когда хор или учиненный чтец исполняют 103 пс.! А теперь внимание, вопрос: Что за молитвы читает он в то время, когда согласно Уставу должен читать 103 пс.? - Это так называемые семь светильничных молитв, которые называются так из-за чтения их при светильниках вследствие наступавшей темноты. Указания служебника вопреки требованиям Устава предписывают, чтобы священник их читал непременно во время исполнения 103 псалма! Однако, так было не всегда… Дело в том, что каждая из светильничных молитв тематически связана с определенным местом вечернего богослужения. Первоначально они связывались с определенными псалмами, но постепенно, по мере развития чина вечерни, они выделились в самостоятельные последования и стали связываться с ектеньями и различными обрядовыми действиями, вроде малого входа или выхода на литию. Мы не будем вникать в историю того, как эти молитвы менялись в зависимости от изменения богослужения, укажем лишь на то, какие они занимают места в современном чине Вечерни.

http://azbyka.ru/video/49-svetilnichnye-...

Хуан Матеос и Роберт Тафт (католик, архимандрит) Часть 1. От начала до Трисвятого Среди христиан восточного обряда, как католиков, так и православных, наблюдается определённое стремление к реформе их Литургии. Я узнал об этом стремлении в период моей жизни в Бейруте, а также из моего общения с православными в Греции. В Европе и здесь, в Америке, осознание необходимости иметь более приспособленную для пастырских нужд Литургию является ещё более острым. Клирики и образованные миряне чувствуют и любят красоту византийской Литургии. Но иногда они задумываются: могут ли верующие проникнуть во всю её глубину? И не остаётся ли большая часть богатства Литургии сокрытой от народа? Я не собираюсь выдавать себя за инициатора литургических реформ. Я лишь хочу дать понять, что нельзя достичь сколько-нибудь полезных и долговременных реформ, не будучи хорошо осведомлённым об историческом развитии Литургии; в противном случае такой реформатор будет руководствоваться лишь собственным вкусом, сохраняя те стороны Литургии, которые ему нравятся, и отвергая те, которые ему не нравятся, действуя безо всякого учёта объективных критериев. Но настоящий литургист так не поступает. Ибо изучая литургию, мы можем понять определённые принципы, что сделает наши заключения более объективными и плодотворными. Некоторые элементы Литургии прошли тот или иной путь развития. Некоторые фрагменты, добавленные в Литургию ради определённых целей и нужд того времени, остались в её составе много после того, как эти нужды перестали существовать. Напротив, определённые старые способы совершения церемоний и обрядов, которые давно уже вышли из употребления, могли бы сегодня оказаться предпочтительнее заменивших их более поздних нововведений. Для того, чтобы обнаружить добавления и замены и дать им оценку, исходя из контекста, в котором они используются, мы должны сначала бросить общий взгляд на историю развития византийской Литургии. И это не такая уж простая задача. Но по меньшей мере некоторые аспекты развития Литургии мы затронем в следующих лекциях. Сегодня мы сосредоточимся на развитии т. н. «малого входа». Вход в IV веке и в наши дни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава II. Чин хиротонии иподиакона §1. Степень и лета иподиакона Степень и лета иподиакона объясняет Симеон Солунский (в гл. 161) следующим образом: «за степенью чтеца следует чин иподиакона, который составляет среднюю степень между степенями чтеца и диакона: эта степень выше степени чтецов и певцов, но ниже степени диакона; почему и называется чином иподиакона. Чтецы и певцы после своего посвящения могут вступать в брак; а иподиаконы уже не могут: они прежде посвящаются в должность чтецов, и потом уже, послужив с честию узаконенное время, удостоиваются рукоположения, возводящего на сию степень. Узаконенное время для посвящения двадцатый год жизни», а не моложе, потому что они должны быть производимы после вступления в брак. Иподиакон производится вне алтаря По свидетельству древних рукописных греческих чинопоследований, иподиаконы посвящаемы были некогда в диаконике близ стола, стоявшего со священными сосудами, и притом во время литургии, по совершении малого входа. Но сами же иподиаконы побудили изменить это обыкновение, – и оно изменено за несколько лет до взятия Цареграда. Побудительною причиною к сему изменению было то, что некоторые иподиаконы, посвященные в диаконике, начали почитать один диаконик собственным местом своего служения. За это у них с диаконами нередко происходили споры, для прекращения которых, а равно и для уничтожения высокоумия, патриарх Мануил Харитопула вновь учредил посвящать их не в диаконике, но вне его, – среди храма, на том же месте, где посвящаются и чтецы, и притом не во время литургии, но до ее начала. Это обстоятельство показывает, что и самое посвящение в иподиакона в древности без литургии не совершалось. Симеон Солунский (в гл. 162) описывает место и время иподиаконского посвящения следующим образом: «желающий принять руковозложение иподиакона приводится к архиерею в то время, когда он в священном облачении стоит пред царскими дверями, прежде начатия священной литургии». §2. Иподиакон опоясуется орарем И опоясует его. Причину, по которой иподиакон как во время своего посвящения, так и всегда опоясывается орарем, Симеон Солунский (в гл. 163) предлагает следующую: «потом опоясывает его орарем в знамение того, что он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: – почему и не может уже после сего посвящения вступать в брак». Но может пребывать в супружестве, если он прежде сего вступил в него законным образом. §3. Порядок иподиаконского рукоположения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВХОДНЫЙ СТИХ Входный стих [греч. εσοδικν; церковнослав.  ,    ], в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии. В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν ατ (          ), как в Библии, стали петь: Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν Χριστ (            )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σσον μς, Υ Θεο, ψλλοντς σοι Αλληλοα (              ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них. В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава , 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов (            ), с его припевом (              ; в припеве после слов     делаются вставки, зависящие от праздника:      ,        ,      и др.).

http://pravenc.ru/text/входный стих.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дикирий [греч. δικριον - двухсвечник], светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей , употребляемый за архиерейским богослужением вместе с трикирием . По мнению А. Жакоба ( Jacob A. Le chandelier a trios branches de l " évêque Pantoléon: A propos de l " inscription de Georges de Gallipoli//Bolletino della badia greca di Grottaferrata. 1999. Vol. 53. P. 187-199), употребление Д. и трикирия было введено в практику визант. архиерейского богослужения ок. XII в. Впервые Д. упоминается в «Ответах» знаменитого визант. канониста патриарха Феодора IV Вальсамона (1189-1195), к-рый, указывая на достоинство учительства в Церкви, к-рым обладают цари и патриархи, упоминает, что только они имеют право осенять народ с помощью Д. (PG. 138. Col. 1017). Первоначально подсвечник с 2 свечами вместо одной, вероятно, использовался просто как более яркий; со временем Д. получил и символическое толкование. Так, блж. Симеон Солунский трактует его как указание на две природы Христа (PG. 155. Col. 293, 349, 721) и упоминает момент использования Д. в литургийном чине - архиерей осеняет им Евангелие перед началом пения Трисвятого (PG. 155. Col. 293, 721). В поздневизант. диатаксисах архиерейской литургии подробно описано использование Д. в этот момент службы: согласно диатаксису Димитрия Гемиста ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 305-306), совершив малый вход , патриарх или епископ кадит алтарь во время пения тропарей, а затем, взяв Д., творит им крест над Евангелием со словами из Пс 79. 15b - 16a (при начале пения Трисвятого эти же слова повторяются уже с осенением трикирием); согласно диатаксису XV в. из б-ки афонского Андреевского скита (Там же. Т. 1. С. 169), по окончании малого входа и пения тропаря архиерей трижды осеняет Д. св. престол. В последующей традиции Д. одновременно с трикирием подается архиерею для большинства совершаемых им со свечами осенений народа и сослужащих (трикирий держится в правой руке, Д.- в левой). Как самостоятельный литургический предмет Д. используется сразу после малого входа. В совр. рус. практике на малом входе в алтарь епископ принимает кадило и Д. и в сопровождении диакона с трикирием совершает каждение алтаря и иконостаса. Перед началом пения Трисвятого диакон поставляет на напрестольное Евангелие Д.; при пении Трисвятого во 2-й раз архиерей осеняет Д. Евангелие, а после пения Трисвятого в 3-й раз он, держа в левой руке напрестольный крест, а в правой - Д., благословляет ими народ со словами из Пс 79. 15b - 16a. В совр. греч. практике архиерейское каждение после малого входа совершается епископом с посохом, а не Д., тогда как Д. и трикирий держат диаконы (в совр. рус. практике такой порядок соблюдается при патриаршей службе); вслед за осенением Евангелия Д. в начале Трисвятого архиерей осеняет Евангелие трикирием, а затем народ - Д. и трикирием.

http://pravenc.ru/text/172026.html

VIII. Оскольдова могила Посещая ежедневно церкви и обители Киева, ознаменованные особенною святынею или событиями историческими, взошел я на улице Печерской в монастырь, так называемый Малого Николая, который прославлен чудотворною иконой Святителя. Икона сия, но обычаю Киевскому, высоко висит над царскими дверьми и спускается для благоговейного чествования богомольцев; в том же храме еще два древние образа чудотворца Мирликийского, письма Греческого: один местный, а другой со входа привлекают к себе молитвенников, «сии три и едино суть», по выражению бывшего настоятеля обители. – Оригинально зодчество самой церкви, весьма тесной внутри, которая слывет слупом или столпом; она вся столпообразно вырастает в один высокий купол и, вероятно, была так устроена еще с самых древних времен, если судить по ее давнему прозванию. После обители Малого Николая возвышается другая более обширная, Пустынно-Николаевская обитель, недавно обращенная в военный собор; она была сооружена с чрезвычайным великолепием Гетманом Мазепою и еще владеет всеми лавками Печерской улицы. – Даже монастырь Малого Николая теперь только получил опять прежнюю свою самостоятельность, а до сего времени считался приписным к обители. Но ни тот, ни другой не стоят на месте древнейшей женской обители во имя чудотворца Николая, которая, по преданию, основана была блаженною Ольгою недалеко от могилы Оскольдовой; там приняла иноческий образ мать преподобного Феодосия. Сын Мономаха, Мстислав довершил окончательное устройство деревянной ее церкви, которая исчезла в общем разорении Монгольском; но, когда стали обновлять древнюю святыню Киева, возникла опять из пепла и столпообразная церковь Святителя, уже с обителью мужескою. Бывший наместник в Киеве, князь Голицын соорудил в начале протекшего столетия новую каменную церковь во вкусе древней. В священной колыбели нашей веры, где предания древности свежее воспоминаний позднейших, сохранилась и память того места, где погиб рукою Олега первый Христианский князь Киева. – Глубокими чертами врезалась в одно из древнейших его урочищ сия живая страница летописи Несторовой: «и пришел Олег с Варягами и многими воями к горам Киевским и увидел, что там княжат Оскольд и Дир.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Оскольдова могила Посещая ежедневно церкви и обители Киева, ознаменованные особенною святынею или событиями историческими, взошел я на улице Печерской в монастырь, так называемый Малого Николая, который прославлен чудотворною иконой Святителя. Икона сия, по обычаю киевскому, высоко висит над царскими дверьми и спускается для благоговейного чествования богомольцев. В том же храме еще два древних образа Чудотворца Мирликийского письма греческого: один местный, а другой со входа привлекают к себе молитвенников, «сие три и едино суть», по выражению бывшего настоятеля обители. Оригинально зодчество самой церкви, весьма тесной внутри, которая слывет слупом, или столпом; она вся столпообразно вырастает в один высокий купол и, вероятно, была так устроена еще с самых древних времен, если судить по ее давнему прозванию. Подле обители Малого Николая, возвышается другая, более обширная – Пустынно-Николаевская обитель, недавно обращенная в военный собор. Она была сооружена с чрезвычайным великолепием Гетманом Мазепою и еще владеет всеми лавками Печерской улицы. Даже монастырь Малого Николая теперь только получил опять прежнюю свою самостоятельность, а до сего времени считался приписным к обители. Но ни тот ни другой не стоят на месте древнейшей женской обители во имя чудотворца Николая, которая, по преданию, основана была Блаженною Ольгою недалеко от могилы Оскольдовой; там приняла иноческий образ мать Преподобного Феодосия. Сын Мономаха Мстислав довершил окончательное устройство деревянной ее церкви, которая исчезла в общем разорении монгольском, когда стали обновлять древнюю святыню Киева, возникла опять из пепла и столпообразная церковь Святителя, уже с обителию мужскою. Бывший наместник в Киеве, Князь Голицын, соорудил в начале протекшего столетия новую каменную церковь во вкусе древней. В священной колыбели нашей веры, где предания древности свежее воспоминаний позднейших, сохранилась и память того места, где погиб от руки Олега первый христианский князь Киева. Глубокими чертами врезалась в одно из древнейших его урочищ сия живая страница летописи Несторовой: «И пришел Олег с варягами и многими воями к горам Киевским, и увидел, что там княжат Оскольд и Дир.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Содержание Предисловие Глава первая. Литургия до VI века (условно) Глава вторая. Антифоны, малый вход и Трисвятое Глава третья. Великий вход Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин»     Предисловие Современные литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста как в греческих Церквах Православного Востока, так и в славянских Церквах Европы, в том числе и в Русской Церкви, отличаются от древних литургий. Современные начинаются «Чином Священныя и Божественныя литургии», в который входят три особых священнодействия: 1) входные молитвы священнослужителей, 2) их облачение в священные одежды и 3) собственно проскомисание. «Чин Священныя и Божественныя литургии» завершается отпустом, чем подчеркивается его нарочитое назначение. Собственно литургия начинается возгласом «Благословено царство», за которым следуют великая ектения и три антифона с малыми ектениями после первого и второго антифонов. К третьему антифону непосредственно примыкает обряд малого входа, завершаемый пением тропарей и кондаков. По исполнении их произносится новый возглас – «Яко свят еси, Боже наш» – и полагается пение Трисвятого, затем – чтение священных книг (Апостол и Евангелие) и ряд ектений. Возглас «Да и тии с нами славят» завершает часть литургии, которая начиналась возгласом «Яко свят еси, Боже наш» и известна у православных как «литургия оглашенных», а у западных христиан как «литургия слова». За литургией оглашенных следуют две молитвы верных и торжественный обряд великого входа, приводящий нас к пению Символа веры и к величайшему и важнейшему моменту чтения евхаристической молитвы и освящения принесенных на престол хлеба и вина. Литургия первых веков христианства не имела ни входных молитв священнослужителей, ни священнодействия их облачения, ни проскомисания. Не было и пения антифонов, а также малого и великого входов. Все эти священнодействия появились позднее и в силу разных причин и обстоятельств. Пение антифонов, чередующихся с ектениями, возникло на основе торжественных общегородских крестных ходов, которые ввел в Константинополе еще св. Иоанн Златоуст . Положение Константинополя как столицы христианской империи и участие в богослужении самого императора также не могло не отразиться на обрядовой стороне богослужения. Под влиянием придворного этикета вход в храм императора получает характер помпезного шествия. Еще большую торжественность приобретает принесение на престол хлеба и вина, в котором сам император выполняет скромную функцию свещеносца. Торжественная обстановка богослужения требует подобающего вида одежд его совершителей и постоянного духовного настроя последних. Так возникают входные молитвы и священнодействие облачения. И наконец, само приготовление хлеба и вина для совершения Евхаристии постепенно приобретает значение священнодействия. Древняя литургия в силу исторически слагавшихся в столице богослужебных особенностей приобретает новый вид и становится известной как византийская литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Архив Пн В Хабаровске состоялось прославление в лике святых священномучеников Леонида Серебренникова и Филиппа Распопова 12 ноября 2023 г. 15:42 12 ноября 2023 года митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий возглавил в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Хабаровска Божественную литургию с чином прославления в лике святых священников Леонида Серебренникова и Филиппа Распопова. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ванинский и Переяславский Аристарх , епископ Амурский и Чегдомынский Николай , епископ Николаевский и Богородский Иннокентий , епископ Бикинский Пантелеимон , секретарь епархии иеромонах Николай (Белозеров), настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Георгий Сивков, духовенство Приамурской митрополии . Во время малого входа было оглашено постановление о включении имен священников Леонида и Филиппа в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Решением Священного Синода от 24 августа с.г. ( журнал 63 ) хабаровские священники Леонид Серебренников и Филипп Распопов причислены к лику святых. Из алтаря для общего поклонения были вынесены иконы священномучеников Леонида и Филиппа, написанные в иконописной мастерской епархиального Петропавловского женского монастыря. При пении хором тропаря и величания верующих благословили святыми образами. После великого входа владыка Артемий рукоположил диакона Евгения Волкова, руководителя молодежного отдела епархии, клирика храма святителя Николая Чудотворца г. Хабаровска, в сан пресвитера. Богослужебные песнопения исполнил хор Спасо-Преображенского собора под управлением регента Сергея Полторакова. Проповедь перед причастием произнес настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Хабаровска протоиерей Виталий Кудря. После богослужения владыка Артемий произнес проповедь. «Священнослужители, которых мы сегодня прославляем в лике святых, подобно Христу, пали на почву, словно семя, проросли, дали плоды и привлекли множество людей к православной вере. Новомучеников пытались склонить к отречению от веры, но они твердо стояли в своем исповедании. И сподобились высшей христианской кончины — мученичеству за Христа. Прославляя наших святых, теперь мы можем просить у них заступления перед Богом за наши грехи. Святые новомученики и исповедники Церкви Русской Леониде и Филиппе, молите Бога о нас!» — сказал, в частности, архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6076273.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010