Приклон. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Награждение священников Судогодского, Муромского и Гусь-Хрустального района «5 мая в Светлый четверг в Свято-Екатерининском храме состоялась праздничная Пасхальная соборная Литургия, возглавляемая архиепископом Евлогием. Небольшой алтарь мученика Мины собрал восемь священников не случайно. По обычаю, в Пасхальные дни, правящий архиерей производит награждение священнослужителей архиерейскими и патриаршими наградами и вручает Удостоверительные грамоты, в которых есть слова «во внимание к усердному служению Церкви Божией». Награды вручаются на богослужении во время малого входа и чаще всего имеют значение богослужебное. В этот раз звания протоиерея удостоились: настоятель Свято-Екатерининского прихода г. Судогда священник Георгий Морохин; настоятель Богородице-Рождественского прихода священник Геннадий Доброхотов; настоятель Михаило-Архангельского храма села Приклон Меленковского района священник Александр Кравчук…  Священники выразили владыке благодарность и сказали, что награды воспринимаются ими как Крест, как поручение на большее служение, и понимают, кому больше дано с того больше спросится. Служба продолжилась Крестным ходом по ул. Ленина (бывшей Екатерининской) до храма Александра Невского. Это был первый Крестный ход в дневное время по городу. Для судогодцев это было в новинку. Благодаря оперативно оказанной помощи сотрудниками Судогодского ГАИ, шествие прошло без препятствий». По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» Новости, www.sudogda.ru/news/new_0051.htm Меленковский край (Очерки истории) А.С. Мамаев «…Остановимся еще раз на древнейшем поселении уезда - Приклоне. В 1630 году оно принадлежало помещикам Языковым, и церковь здесь уже была, она построена, вероятно, еще в конце XVI века. Но потом к середине XVII века село " запустело " . Много раньше, в 1577 году, некая А.И. Ворыпаева некую пустынь Приклон подарила Троице-Сергиевой лавре. В окладных книгах 1676 года есть запись о том, что к церкви в селе Синжаны приписан приход " пустовые церкви Архангела Михаила, что на Приклоне " .

http://sobory.ru/article/?object=02047

Проповеди Алексия Уминского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Покров Пресвятой Богородицы 2002 г. Сегодня мы празднуем великий праздник, Покров Пресвятой Богородицы. История этого праздника уходит в древние времена, когда Византия, православная христианская страна, была достаточно сильным государством, являла всему миру свет христовой истины, но часто вела войны, подвергаясь нападениям. Не раз Константинополь бывал окружён войсками иноплеменников, стремящихся захватить этот великий город, уничтожить его, но по заступничеству Пресвятой Богородицы столица и сама империя были спасены. Одним из знаков удивительного явления того, как Матерь Божия хранит Церковь и людей Своих, было Её явление во Влахернском храме. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, находясь в храме во время Литургии, увидел, как во время малого входа в храм вместе с Ангелами и Архангелами, в сопровождении святых Апостолов и святителей, вошла Сама Божия Матерь. Её увидел только Андрей (он изображён на иконе Покрова Пресвятой Богородицы) и показал своему ученику. Они наблюдали, как Пресвятая Богородица сняла с головы платок, омофор, и простёрла его над всеми молящимися в храме как знак постоянной помощи, заступничества и попечения о Своих людях. Именно это изображается на иконе: Матерь Божия простирает Свой Покров над молящимися, над всеми, кто любит Бога, подобно тому как Она Его любила и слышала. В сегодняшнем Евангелии, которое всегда читается во время праздника Пресвятой Богородицы, мы слышали про Марфу и Марию. О Самой Богородице в сегодняшнем Евангельском чтении почти ничего не говорится, только немножко странные слова Иисуса. Когда приходит Матерь Божия, одна женщина, желая похвалить Пресвятую Богородицу, говорит: “Блажено чрево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Тебя питали”. А Христос на это отвечает, что гораздо блаженнее те, кто слышит Слово Божие и умеет его хранить. Может показаться, что в этот момент Христос как бы отвернулся от Своей Матери, не воздал Ей должного поклонения и уважения.

http://pravmir.ru/propovedi-aleksiya-umi...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 марта 2024 года 29. Среда сырная. Прп. Кассиана Римлянина. Служба прп. Кассиана Римлянина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. На вечерне кафизма 9я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7й – 3, и прп. Кассиана, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Дева Нескверная…». По Трисвятом – тропари, глас 4й: «Богородице Дево…» (поклон) . «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко…» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко…» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое . По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербург, 5 апреля 2009 г. 5 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архиепископа Клинского Лонгина, архиепископа Берлинского и Германского Феофана, архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Волоколамского Илариона, епископа Гатчинского Амвросия, епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, епископа Петергофского Маркелла и петербургского духовенства совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Во время малого входа в сан протодиакона с правом ношения камилавки был возведен диакон Андрей Кураев, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся богомольцам со словами проповеди. В пятую Неделю Великого поста за богослужением читается зачало Евангелия от апостола Марка, в котором Господь, обращаясь к ученикам, сказал им о том, что скоро Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть (см. Мк. 10.32-45). «Это удивительное откровение Он передал Своим ученикам. Но совершенно удивительной и, как кажется, нелогичной была реакция на это откровение двух ближайших учеников Спасителя – Иакова и Иоанна, братьев Заведеевых. Они обратились к Христу с неожиданной просьбой: Господи, посади нас по правую и по левую сторону от Себя, когда ты явишься во Царствии Своем. В их словах не было сострадания Спасителю, не было сожалений, горя, а было желание использовать силу своего Учителя для обретения некоего блага, дабы возвыситься над другими», – сказал Его Святейшество, напомнив: на эту просьбу Господь ответил, что Он не имеет власти посадить их по правую и левую сторону от Себя, но тот, кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10. 43).

http://pravoslavie.ru/29943.html

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук В храме Воскресения словущего В одном храме с Владыкой 18 декабря 1942 года во время всенощной накануне праздника Святителя Николая в храме в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке, где мы, дети, стояли на амвоне, меня и еще двух мальчиков по благословению настоятеля храма отца Николая Баженова ввели в алтарь и облачили в стихари. В то смутное и тяжелое время в алтаре было достаточно много алтарников и среди них Алексей Сергеевич Буевский – звали мы его дядя Леша – который был для нас примером во всех послушаниях, возложенных на алтарников. Впервые в этом храме во время служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в праздник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я познакомился с одним из его иподиаконов Костей Нечаевым. Впоследствии, будучи иеромонахом, он часто посещал наш храм и читал акафист Божией Матери. По прошествии многих лет, в начале 1970-х годов, при настоятеле храма протоиерее Владимире Елоховском, будучи уже в сане архиепископа, Владыка Питирим стал служить в нашем храме, придавая всей службе высокое, духовное, молитвенное торжество. У Владыки всегда было много молодых иподиаконов, многие из которых стали священнослужителями, а некоторые даже архиереями. В отсутствие по разным причинам некоторых из них меня, раба Божиего, всегда звали участвовать в выходах с дикирием, омофором, жезлом и так далее. К этому времени у меня было благословение на ношение ораря архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина), бывшего ранее настоятелем храма во имя святых Космы и Дамиана, который служил у нас в 1944 году. Во время службы Владыки Питирима, видя, что у него много помощников, я порой не надевал орарь. Однажды после малого входа ко мне подошел иподиакон и сказал, чтобы я подошел к горнему месту, где находился Владыка. С поклоном я подошел к нему, а он вручил мне орарь и благословил со словами, чтобы он меня без него не видел. После этого я всегда исполнял повеление Владыки. Мне порою часто приходилось получать от него «сердитые» замечания, в том числе по случаю разговоров его же иподиаконов во время службы. Он считал меня ответственным за порядок в алтаре. Видя, что у меня после этого случалось грустное настроение, он с улыбкой говорил: «Не грусти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Устройство храма и церковная утварь Устройство храма Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма. Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении. Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди , епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил ектении. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма. При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Храм имеет ступенчатый силуэт. Нижняя (теплая) церковь занимает подклет. Это Казанская. Над ней возвышается храм Преображения Господня с трапезной и открытой галереей, где мастерами местной школы были выполнены фрески, часть которых еще сохранилась. На круче, укрепленной огромными валунами, стоит Казанская без малого два с половиной века. А камне те неподъемные. Выгружали их возле строящейся церкви все проходящие мимо суда, лодки, плоты. Всем миром возводили храм. Наверное, поэтому не властны над ним ни время, не ледяные торосы, ни весенние разливы, ни годы безверия и забвения. И нам, ныне живущим, тоже всем миром надлежит восстановить эту святыню. Уникальный Казанский храм нуждается в материальной поддержке, чтобы восстановить то, что создано гением народным и что оказалось порушенным. На пожертвования, силами местных умельцев, буквально за последний год восстановлена и стала пригодной для богослужений нижняя церковь с входом со стороны Волги. В храме регулярно проводятся службы священниками Тутаевского благочинного округа, а также ежегодные крестные ходы с чудотворным списком Казанской-Ярославской иконы Божией Матери. Появилась уверенность, что церковь будет восстановлена. А для этого нужны средства. Храм нуждается в Вашей помощи. Корреспонденцию направлять по адресу: 152300, г. Тутаев, Ярославской области, почтовый ящик «Казанская церковь». Текст листовки, которую нам вручили в храме «Есть храмы, построенные по желанию и велению человека, а есть храмы, построенные по велению Божиему…» - так начал свой рассказ прихожанин церкви Казанскокй иконы в г. Тутаев. Эта церковь привлекает внимание: красно-синяя, самом берегу Волги, над ней чуть выше на крутом спуске возвышается колокольня. Церковь не производила впечатление действующей, заколоченные окна и двери, снег у входа. Только узкая, утоптанная в снегу дорожка вела вниз к Волге. Здесь мы и встретили молодого человека, который протянул нам листовку с информацией о храме: «Если хотите, то можно зайти внутрь. Там сейчас мой отец работает…»- пригласил он нас. Мы вошли в нижний храм со стороны Волги. У двери груды строительного мусора и фрагменты старых покалеченных решеток и дверей. Запах свежей краски и штукатурки. Внутри оказался всего один человек, как выяснилось ни священник, ни нанятый работник, а обычный прихожанин церкви, который, войдя однажды в этот храм, почувствовал веление души и Бога восстановить утраченную красоту и вернуть его людям. Он на время прервал свою работу и поведал нам красивую легенду строительства церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03240

ЦВ 7 (404) апрель 2009 /  10 апреля 2009 г. Первосвятительский визит в Санкт-Петербург В первых числах апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Санкт-Петербургскую епархию. Прибыв 2 апреля в Санкт-Петербург, Святейший Патриарх Кирилл направился в ставрипигиальный Иоанновский монастырь на Карповке, традиционное место проживания Патриарха Московского во время его пребывания в северной столице. Святейший Патриарх посетил храм преподобного Иоанна Рыльского, а затем спустился в крипту, где почивают мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Предстоятель прочитал молитву угоднику Божию и приложился к раке со святыми мощами. 3 апреля утром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Вырицу. У храма в честь Казанской иконы Божией Матери Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и глава Гатчинского района Александр Худилайнен. Богослужение совершалось в переполненном храме. Множество верующих находились вблизи храма, где были установлены экраны, на которых транслировалось богослужение. Прямая трансляция Патриаршего богослужения осуществлялась также по телеканалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Во время малого входа Предстоятель Русской Церкви возвел в сан архимандрита начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумена Сидора (Минаева). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил часовню, где покоятся мощи преподобного Серафима Вырицкого, и затем обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. «В апостольском чтении сегодня были сказаны замечательные слова: “Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным” (Гал. 6, 1)… Как часто мы слышим от священнослужителей безапелляционное учительство! Но исправить человеческий грех можно только духом кротости, потому что кроткий человек помнит в первую очередь свои грехи», — отметил Первосвятитель. Святейший Патриарх Кирилл передал в память приходу образ Казанской иконы Божией Матери.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_v_peter...

19 января Вечером в Румянцевском музее читала Симеона Солунского о вечерне и готовилась к объяснению детям малого входа за литургией. Не могу все-таки понять, что он прообразует, какая-то своеобразная свободно-благодатная символика, недоступная мне. Затем кончила «Фаворский свет» Трубецкого и читала подвижников. Сильное впечатление произвело жизнеописание Моисея, настоятеля Тихвинской Калужской пустыни, особенно, как вел его старец Леонид. Когда его постригали, он был еще молод и один более старший послушник так сильно ему завидовал, что совсем изнемогал. Тогда старец Леонид, зная твердость Моисея, не допустил его до пострижения (для него не было одежды), и так он понес тяготу слабого брата. И тому и другому была польза. Пострижен он был через год. Поразительная мудрость! 20 января Утром два часа занималась с Наташей. В 3 часа начала готовиться к завтрашней беседе. Думаю, что захвачу только малый вход и Трисвятое. И так много выходит. Я так увлеклась сегодня работой, что и не заметила времени. Сегодня меня не смущало разногласие в толковании малого входа. Я воспринимаю его просто как образ пришествия Господа на землю, к людям, как близость Его вообще и здесь, на литургии. Может быть, и не так, да и трудно выражаемо. Мне кажется, что я поняла свою ошибку в искании логической последовательности преобразуемых событий. Мне кажется, что в богослужении своя разумная последовательность, могущая показаться и беспорядком, свой особый ритм. Начало всенощной сегодня пропало, потому что Анне Петровне было плохо и я ее отводила к О. А. Не могу сказать, что я хорошо исполнила свои обязанности. Действительно, мне место в деревообделочной мастерской, как сказал отец Сергий. Он говорил сегодня, и говорил очень хорошо, но записывать не позволил. Грустно то, что самые хорошие проповеди, те, которые в дурные минуты могут помочь, он не позволяет записывать. Проповеди о богослужении, конечно, тоже хороши, и по глубине чисто философского подхода, и потому что открывают путь в новый опыт, но в них меньше теплоты, задушевности, меньше целебной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Р.Ф. Тафт Часть 1. «Вход Тайн» Глава I. Современный чин и его исторические предшественники I. Последовательность (déroulement) обряда Лишь византийские, армянские и несторианские евхаристические литургии в своем изначальном месте перед анафорой сохранили торжественное перенесение даров, впервые описанное Феодором Мопсуестским. В современной форме византийское шествие с дарами носит название «Великого входа», чтобы отличить его от первой процессии, «Малого входа», и является наиболее развитым обрядовым действом из всех элементов данной евхаристической литургии. 108 Неудивительно, что эта великолепная обрядовая манифестация находит живейший ответ в народном благочестии. Для мирян Великий вход является одним из наиболее сакральных и завораживающих моментов богослужения. Шествие, возникшее из обыденного перенесения даров, превратилось в кульминацию византийской литургии. Это один из впечатляющих примеров процесса разворачивания культурного феномена. 109 А теперь обратимся к самому действу. Приготовление престола Данная часть литургии даже на основе сдержанного рубрикального описания современного сложного чина является убедительным доказательством того, как далеко можно уйти от лаконичного свидетельства Юстина Мученика из II в.: «Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина» (Apol. I, 65). Немедленно после экфонезиса (возгласа), который заключает молитву об оглашенных – и, следовательно, начинает первый акт литургии верных – святая трапеза подготовлена к принятию даров распростиранием на ней антиминса и/или илитона (аналога латинского корпорала). 110 Современные греческие рубрики не оставляют сомнений в моменте разворачивания илитона: они повторяют это три раза! «Молитва об оглашенных, прежде чем распростереть илитон... И простирает илитон священник... Молитва верных первая... после распростирания илитона». Это же говорится во всех рукописных евхологиях и в славянских рубриках, хотя столь характерные для славян литургические законы ритуализации слов и вербализации ритуала переместили распростирание 2/3 антиминса в сугубую ектению. 111 Русские православные разворачивают последнюю верхнюю сторону антиминса на словах «Открыет им Евангелие правды» во время произнесения литании об оглашенных. 112 Молитва «Никтоже достоин», Херувимская песнь и каждение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010