Архиерейский чин божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином Источник Постановка проблемы Порядок совершения Таинства Евхаристии – главного богослужения Церкви, центра ее бытия, Таинства встречи человека с Богом, – в наши дни варьируется в зависимости от того, кто возглавляет евхаристическую службу – епископ или священник. Поэтому можно говорить о двух различных чинах Божественной Литургии 1 – архиерейском 2 и иерейском 3 . Поскольку оба чина в главном тождественны, но первый значительно сложнее второго, возникает справедливый вопрос: является ли второй упрощением первого или, наоборот, первый – это усложнение второго. Ответ на этот вопрос немаловажен как для понимания богословия Евхаристии, выраженного языком чинопоследований, так и для правильного взгляда на чин Литургии в контексте его исторического развития. Достаточно часто в литературе можно встретить тезис о том, что современный архиерейский чин Литургии более архаичен в сравнении с иерейским. В частности, этот тезис лежит в основе популярной книги протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия» 4 . Так, отец Александр пишет: «Практику эту [речь идет о принятом ныне иерейском чине Литургии – М. Ж.], хотя она формально и узаконена Служебником, нужно рассматривать в свете другой, более древней, но тоже дошедшей до нас, практики архиерейского служения Евхаристии. Когда Литургию служит епископ – налицо и встреча его собранием, и облачение его посредине собрания, и невхождение в алтарь до малого входа, и, наконец, как бы повторное совершение им проскомидии перед самым приношением, т.е. теперешним нашим “великим входом”. Неверно думать, что все это возникло из особой торжественности, свойственной архиерейской службе... Как раз наоборот – архиерейская служба гораздо более сохранила... и форму, и дух ранней евхаристической практики...» 5 . Рассмотрим аргументацию протоиерея Александра Шмемана подробнее. Итак, в защиту своего взгляда на соотношение иерейского и архиерейского евхаристических формуляров он указывает на следующие, якобы отражающие архаичную практику, особенности архиерейской Литургии:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

«Аще забуду тебе, Иерусалиме…» К 170-летию основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. ФОТОГАЛЕРЕЯ Русская Палестина – удивительное духовное и историческое явление, во главе которого – основанная в 1847 году Русская духовная миссия в Иерусалиме. Ее попечением и старанием, энергией и трудом деятелей Русской Православной Церкви и Российского государства во второй половине XIX – начале XX веков для русских паломников был приобретен целый ряд святых мест, связанных со значительными событиями Священной истории, было возведено множество храмов, паломнических гостиниц, подворий, основано несколько монастырей. Русская Палестина – это большая просветительская, научно-исследовательская и благотворительная деятельность. Золотым ее веком можно считать годы, когда без малого 30 лет (1865–1894) начальником Русской духовной миссии, четвертым по счету, был архимандрит Антонин (Капустин). Несмотря на частое безденежье, множество трудностей и препятствий, ему удалось приобрести большое количество земельных участков, ценность которых невозможно измерить в материальном выражении: участок в Хевроне с растущим на нем дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял трех таинственных Странников; участок на горе Елеон – недалеко от места Вознесения Христова; землю в селении Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы; участки в библейском Иерихоне и в Яффе – с гробницей праведной Тавифы, воскрешенной святым апостолом Петром, и другие. Благодаря научным занятиям архимандрита Антонина церковной археологией, близ храма Гроба Господня был обнаружен порог Судных врат, через который проходил Крестный путь Спасителя, и древний некрополь в Яффе. Русское присутствие в Святой Земле стало возможным и благодаря пожертвованиям православных русских людей: с 1886 года по всей России во всех епархиях и храмах ежегодно в Вербное воскресенье – в праздник Входа Господня в Иерусалим – проводился сбор пожертвований для Русской духовной миссии в Иерусалиме, который и назывался «Вербным».

http://pravoslavie.ru/107405.html

В Великолукской епархии состоялись торжества, посвященные 450-летию основания Успенского Святогорского монастыря 2 августа 2019 г. 18:19 30 июля 2019 года, в день праздника Святогорской иконы Божией Матери, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил торжества по случаю 450-летия основания Успенского Святогорского мужского монастыря пгт.Пушкинские Горы (Псковская обл.). Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Успенском соборе обители. Его Преосвященству сослужили игумен Святогорского монастыря архимандрит Макарий (Швайко), благочинный Новоржевского церковного округа протоиерей Стефан Вахрушев, благочинный Опочецкого церковного округа протоиерей Николай Ильницкий, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова с. Песчивка игумен Гурий (Малешин), секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев), насельники монастыря в священном сане. Диаконский чин возглавил иеродиакон Артемий (Слесарев). Богослужебные песнопения исполнил хор монастырской братии. За богослужением молились: секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.А. Турчак; кинорежиссер, актер, продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель Правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Д.Д. Месхиев; исполнительный директор фонда «Диакония», врач-нарколог Е.Е. Рыдалевская; воспитанники реабилитационного центра «Пошитни» (Пушкиногорский р-н Псковской обл.); ктиторы и благотворители святой обители; прихожане монастыря, местные жители и паломники. Во время малого входа епископ Сергий удостоил ряд клириков Святогорского монастыря богослужебно-иерархических наград. По окончании Литургии архипастырь с сослужащим духовенством в сопровождении множества верующих совершили крестный ход вокруг Успенского собора и заупокойную литию на могиле великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В завершение богослужения епископ Сергий огласил обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона в связи с 450-летия основания Успенского Святогорского монастыря и передал от его имени в дар обители икону Божией Матери «Умиление». Владыка Сергий поздравил всех участников торжественного богослужения с праздником Святогорской иконы Божией Матери и 450-летием основания Святогорского монастыря и обратился к собравшимся с архипастырским словом, посвященным возрождению святой обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Дополним краткое сообщение Возницына о погребении п. Адриана сведениями, взятыми из археологических изысканий п. Забелина и других источников. П. Адриан скончался в своей малой каменной келье, что «от соборныя церкви», существующей над синодальным домом в виде теремка и доныне. По случаю кончины патриарха в тот же час на Ивановской колокольне и в Успенском соборе благовестили по трижды в большой колокол. Тело п. Адриана окутали в гробу сверх всего зеленым бархатом. Гроб был куплен дубовый за 2 рубля. Для выноса гроба изготовили одр (с рукоятками), обитый черным бархатом. 16 октября, рано, из кельи вынесли п. Адриана в церковь 12 апостолов, где день и ночь, до выноса в Успенский собор, над покойником читали псалтырь домовые дьячки. Всяких чинов люди приходили к телу патриарха для прощания и целовали руку. 17 октября из церкви св. Апостолов тело п. Адриана на одре, при звоне во все колокола, с крестным ходом было перенесено в Успенский собор, а во время (малого) входа 614 со святым Евангелием, внесено в алтарь и поставлено за престолом близ горнего места. По совершении литургии его вынесли из алтаря и поставили на амвоне. Архидиакон (Иона) прочитал прощальную молитву, после чего тело поставили возле амвона и совершили отпевание. Участие в погребении принимали митрополит Смоленский Сильвестр, митрополиты Крутицкий Трифиллий и Вятский Дионисий с архимандритами и игуменами и прочим московским духовенством. Во время отпевания каменьщики выкопали в соборе указанную могилу и выклали ее кирпичом; сюда поставили (купленный у Мягковских каменьщиков за 12 рублей) белокаменный гроб «ковчег» с крышкой, на которой была врезана, глубоко в камень, след. надпись: «Зде во гробе телом лежит великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, иже приставися 7209 лета, месяца октоврия с 15 числа в нощи 1–го часа в четвертой чети. егоже душу, Боже Творче, упокой». На гробе же были вырезаны следующие стихи, составленные Карионом Истоминым:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, “Слово о вере хрестьянской и латиньской” преподобного Феодосия Печерского , “Стязание с Латиною” митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, “о фрязех и прочих латинех”, – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству. Наш русский митрополит Георгий обличает латинян за то, что они за литургией не делают ни великого, ни малого входа и службу совершают не в алтаре, а по всей церкви, что епископы их носят перстни. “Едят медведицу и ослов; попы их едят в говение бобровину, глаголют бо яко от воды есть и рыба всяко есть”. “Едят с псы в едином сосуде, сами ядше, а избыток поставляют псом, да полижут, и потом лаки сами едят еже хотят”. Греческий патриарх Михаил Керулларий пишет: “Едят удавленину и поганая некая многая; ядут иноци их тук свиной, рекше сало, и кожу вояку, досязающе до мяса”. Тот же патриарх, а за ним и наш митрополит Георгий укоряют латинян: “Постригают бороды свои бритвою, еже есть отсечено от Моисеева закона и от евангельска” (см. А. С. Павлов . Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб. 1878, стр. 152, 192, 195). Все подобные “вины” латинян ставились в разряд ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Желание счастья Почему мы все так стремимся к счастью, желаем радости, ищем блаженства? Подобно подсолнуху, который всегда обращается листьями к солнцу, сердце человека стремится к духовному свету. В этом мире много развлечений, забав. Но по насыщении себя ими внутри почему-то остается неудовлетворенность, словно не хватает чего-то самого главного. Преподобный Силуан Афонский , который прошел жизненный путь от крепкого, разгульного молодца до умудренного афонского старца, писал: «Хоть в мире все красиво, но ничто земное не занимает меня, и душа жаждет только Господа. Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: «Скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя " ». Дело в том, что душа каждого из нас слишком драгоценна и уникальна, чтобы ее могло насытить хоть что-то земное. Как в храме царит удивительный мир, покой и тихая радость, так и душа, стяжавшая Божию благодать, имеет в себе сокровище вечных благ, несет в себе несказанную радость, становится на самом деле счастливой. «Ибо, – говорил святитель Игнатий Брянчанинов , – как «жизнь тела – от присутствия в нем души», так и «жизнь души – от присутствия в ней Святаго Духа». И нет для человека в этом мире ничего более дорогого и ценного, чем общение с Господом. Однажды преподобный Серафим Саровский , еще будучи иеродиаконом, служил Литургию в Великий Четверг. Когда после Малого входа Преподобный возгласил в Царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!», а затем, по порядку службы, обратившись к народу, произнес: «И во веки веков!» – его вдруг озарил свет более яркий, чем солнечный. Взглянув на это сияние, он увидел идущего по воздуху от западных церковных врат Самого Господа Иисуса Христа – во славе, сияющего неизреченным светом, окруженного Небесными Силами. Уникальное, неведомое нам впечатление произвело это явление на преподобного Серафима. А благодатный свет, бывало, сиял и в лице самого угодника Божия, который всем приходящим к нему с удивительной любовью говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Ромнах состоялись торжества по случаю 135-летия храма Всех святых и передачи частицы мощей князя Александра Невского 01.10.2008 346 Во вторник, 16 сентября, епископ Сумской и Ахтырский Иларий с архипастырским визитом посетил город Ромны, где принял участие в торжествах по случаю 65-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, 135-летия храма Всех святых и передачи частицы мощей святого благоверного князя Александра Невского из Александро-Невской Лавры, сообщает пресс-служба Сумской епархии. Торжества проходили в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси . Владыка возглавил Божественную литургию в храме Всех святых. Ему сослужили духовенство Роменского благочиния и почетные гости из Александро-Невской Лавры. В храме недавно был произведен ремонт, поэтому богослужение началось кратким освящением с чтением молитвы и окроплением храма святой водой. Несмотря на будний день, храм с трудом вместил всех, желавших насытиться духовной трапезы. За богослужением также присутствовали представители местных органов государственной власти. Во время малого входа, по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины , владыка Иларий наградил настоятеля храма протоиерея Димитрия Долгого церковной наградой - палицей. После чтения Евангелия правящий архиерей обратился к народу с нравоучительным словом о важности смирения и послушания в деле спасения. По окончании Литургии был совершен крестный ход на кладбище, где у братской могилы отслужили заупокойную литию по почившим освободителям города Ромны. После литии владыка Иларий напомнил всем присутствующим о том, что " мы должны свято хранить память о тех, кто свою жизнь отдал за освобождение нашей земли от врагов " . Епископ Иларий поблагодарил всех, кто потрудился при организации торжественного праздника, особенно Александра Павловича Близнюка, чьими трудами в храм Всех святых была доставлена эта частица святых мощей. Владыка поздравил настоятеля и прихожан с юбилеем храма, которому в этом году исполнилось 135 лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/10/01/v_...

НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ПОКАЯНИЕ В ЦЕРКВИ И ПОКАЯНИЕ В КАТОЛИЧЕСТВЕ Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение Рима от Вселенской Церкви? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, " Слово о вере хрестьянской и латиньской " преподобного Феодосия Печерского, " Стязание с Латиною " митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, " о фрязех и прочих латинех " , – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству. Наш русский митрополит Георгий обличает латинян за то, что они за литургией не делают ни великого, ни малого входа и службу совершают не в алтаре, а по всей церкви, что епископы их носят перстни. " Едят медведицу и ослов; попы их едят в говение бобровину, глаголют бо яко от воды есть и рыба всяко есть " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

Последнее шествие Иисуса Христа в Иерусалим 34 Бяху па пути, восходяще во Иерусалим; и бе варяя их Иисус, и ужасахуся, и во след идуще, бояхуся. И поем паки обанадесять, начат им глаголати, яже хотяху Ему быти... И пред Него приидоста Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, глаголюще: Учителю, хощева, да еже просива, сотвориши нама ( Мк. 10:32–35 ). Внимательные к богослужению святой Церкви христиане православные, без сомнения, знают, что в чине Божественной литургии творится воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь очам верующих представляется живое изображение важнейших событий земной жизни Искупителя, особенно тех, которые прямо относятся к спасительным Его страданиям и крестной смерти, и последующей за ними славе ( 1Пет. 1:11 ). Здесь, на святом престоле, таинственно и существенно повторяется самая жертва голгофская, принесенная вочеловечившимся ради нашего спасения единородным Сыном Божиим Отцу Небесному за грехи мира. Мы желаем теперь, благочестивые слушатели, обратить ваше внимание на одно из евангельских событий, о котором слышали вы в ныне чтенном Евангелии, – по ряду дня недельного, предшествующего Неделе ваий. Это событие – последнее шествие Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, которое само предшествовало торжественному Его входу во врата дщери Сионовой, яко обетованного Царя Израилева и Сына Давидова. Событие это, изображаемое и в священнодействии Божественной литургии, во время великого входа, весьма поучительно и само по себе, как событие евангельское, и по тем назидательным мыслям, на которые наводит оно в применении различных обстоятельств его к нашей собственной жизни. Всмотритесь, братья, мысленно в это знаменательное шествие Господа с двенадцатью избранными Его учениками. „Были они“, говорит Евангелист Марк, „на пути, восходя в Иерусалим; Иисус шел впереди их, а они ужасались, и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк. 10:32 ). Какими трогательными чертами изображено это последование малого стада Христова за своим добрым Пастырем, – безмолвно подвигающагося за Ним, вдали от шума житейских треволнений, но как видно, сильно напуганного донесшимся до его слуха воем кровожадных волков, готовых растерзать самого их Пастыря! Да, именно за день или за два пред сим, ученики Христовы с крайним опасением говорили своему Божественному Наставнику: „Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» ( Ин. 11:8 ) Тогда Господь успокоил их, сказав: „не двенацать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего“ ( Ин. 11:9 ). Но теперь, – теперь Господь, по-видимому, совершенно в другую сторону направляет Свою речь к пораженным ужасом ученикам: „Подозвав двенадцать, Он начал им говорить о том, что будет с Ним. „Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:82–84 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010