Особенность l-ro часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть...» 168 . Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем...» совершаются вместе, «поскору», без пения 169 . Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость», поется «Достойно есть...» и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером 170 . После стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого . На литургии читается Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие – избранные места в благовествовании трех евангелистов (Мф., зач. 107; Лк., зач. 109 и Ин., зач. 44). Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника. Вместо «Достойно есть...» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы». Задостойник Великого Четверга (ирмос 9-й песни канона) «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем». «Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на Горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на Горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова, Которое мы прославляем» ( Лк. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

«От Света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, ...во свете Твоем пути наша направи», то есть Ты, рассеявший первозданное сияние света, чтобы во свете творения воспевали Тебя, Творца своего, во Свете Твоем управи наши пути 324 . Христос показывает Преображением, в лице апостолов, всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше (они) и Божественной славы сподобятся» 325 . ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА Праздник Преображения Господня принадлежит к числу Господских двунадесятых праздников. Служба в день праздника совершается вся по Минее; если праздник случится в воскресенье, то воскресная служба отменяется – поется только служба праздника. На великой вечерне прокимен бывает или дня, или – великий прокимен. Великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли» бывает на великой вечерне (под праздник) в том случае, когда праздник попадает на субботу. В субботу вечером поется обычный великий прокимен «Господь воцарися» (см. «Богослужебные указания на 1950 год»). Когда же праздник совершается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то под самый праздник, на великой вечерне поется прокимен дня, а великий прокимен поется в вечер праздника, т. е. накануне дня, следующего за праздником. На благословении хлебов (на литии), на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника. На утрене по полиелее поется величание. Далее – малая ектения и седальны праздника. Степенны – 1 антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие. Псалом 50. «Слава»: «Всяческая днесь радости исполнишася, Христос преобразися пред ученики». «И ныне» – то же. Затем стихира, глас 5: «Божества Твоего, Спасе» (это особенность службы: обычно в этом месте поется: «Слава»: «Молитвами апостолов». «И ныне»: «Молитвами Богородицы» и прочее). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем – поется припев и ирмос 9 песни. Припев: Величай, душе моя, на Фаворе Преобразившагося Господа. Указанный припев поется к каждому из тропарей 9 песни, которые читает чтец. Ирмос 9 песни: Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из бокý Твоею (от Твоего чрева), пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя...». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – стих: «И на высокая возводит...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии...». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – стих: «Роса бо, яже от Тебе...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная...». Чтец – 1-й тропарь. Певцы – стих: «Аз же со гласом хваления...». Чтец – 2-й тропарь (в данном случае – повторяется 1-й тропарь: «Сына тя света...»). Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – 2-й тропарь: «Поучение смерти...»). Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае – глас 4-й: «Пожру Ти со гласом хваления, Господи...»). По 6-й песни – ектения малая. Кондак и икос Минеи (если есть). В данном случае – кондак и икос преподобного, глас 2-й. Примечание. Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди) . Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы...». Чтец – 1-й тропарь. Певцы: «Благословен еси на тверди...». Чтец – 2-й тропарь (в данном случае – повторяется 1-й тропарь: «Яко уязвлен...»). Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – 2-й тропарь: «Просвещен Спасовою зарею...»). Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня...» и до: «Благословите, огнь и вар...». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – 1-й тропарь Минеи. Певцы: «Благословите, сланы...». Чтец – снова 1-й тропарь . Певцы: «Благословите, свет и тьма...». Чтец – 2-й тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-27/

По прочтении молитв священник произносит отпуст. Этим оканчивается первая часть Литургии — Проскомидия.    При совершении Проскомидии священные предметы и действия имеют особое символическое значение: дискос знаменует ясли, звездица — Вифлеемскую звезду. Покровы и воздух символизируют и пелены при Рождестве Христовом, и плащаницу при Его погребении. Потир-сосуд — ту чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос. Приготовление Агнца — рождество, страдания и смерть Иисуса Христа. Кадило и ладан -— подарки, принесенные волхвами, и душистые мази, принесенные Никодимом при погребении Господа. Литургия оглашенных    Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные. Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись ко святому Крещению через оглашение, то есть словесное изучение христианской веры. Оглашенные и теперь есть в тех местах, где живут язычники, желающие обратиться в христианство.    Во время Литургии оглашенных вспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания.    Начало Литургии оглашенных совершается так: по окончании Проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон или священник произносит великую ектению. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102), малая ектения и пение 145-го псалма «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145). Эти псалмы называются изобразительными, ибо в них изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце христианина должно прославлять Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, избавляющего от истления нашу жизнь, и не забывать всех Его благодеяний. Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных, любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2614...

поет тропарь: Христос воскресе из мертвых; смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав 3. Клир повторяет пение этого тропаря 3. Настоятель глаголет стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази его... Лик поет тропарь: Христос воскресе... 1. Настоятель: Яко исчезает дым... Лик: Христос воскресе... 1. Настоятель: Тако да погибнут Грешницы... Лик: Христос воскресе... 1. Настоятель: Сей день, его же сотвори... Лик: Христос воскресе... 1. Настоятель: Слава... Лик: Христос воскресе... 1. Настоятель: И ныне... Лик: Христос воскресе... 1. Настоятель высшим гласом поет первую половину тропаря и именно: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и тотчас отверзает входные во храм двери, через которые и проходит внутрь храма с крестом, в предшествии двух лампад и в сопровождении братий, допевающих тропарь: И сущим во гробех живот даровав. – и всего народа. В это время, по Типикону, должен быть звон во все кампаны в три приема. Настоятель с иереями проходит в алтарь, а диакон произносит великую ектению: Миром Господу помолимся. После нее – возглас иерея: Яко подобает тебе всякая слава.. Лик: Аминь. Поется пасхальный канон: Воскресения день; ирмосы на 4, тропари на 12 с припевом к каждому из них: Христос воскресе из мертвых. После того каждый лик поет ирмос по 1 и в третий раз на сходе, на катавасию, тот же ирмос и по нем тропарь: Христос воскресе... 3. Начало каждой песни полагает предстоятель в алтаре. Он же в начале канона кадит св. иконы, оба лика и братию. По установившемуся обычаю каждение повторяется на каждой песне, при чем иереи для совершения каждения чередуются. При каждении священник в левой руке держит крест с трикирием, а в правой кадило; его сопровождает диакон со свечей. Во все время пения канона народ стоит с зажженными свечами. После каждой песни вне алтаря произносится малая ектения, а внутри его возглас, на каждой песни различный: на 1 – Яко твоя держава..., на 3 – Яко ты еси Бог наш..., на 4 – Яко благ и человеколюбец Бог еси..., на 5 – Яко святися и прославися..., на 6 – Ты бо еси царь мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

После входа настоятеля в алтарь, двери которого уже отверсты и свидетельствуют, что гроб Господа отверст и что самое небо отныне отверсто для нас, для наших молитв, для вспомоществования нам, – диакон возглашает ектению великую. Какое отношение имеет она к ходу пасхальной утрени? Радостное созерцание воскресшего Господа и проповедь о Его тридневном воскресении исторгали в начале утрени из души нашей неумолкаемое славословие воскресшему Господу. Мы невольно переносились в другой мир, – мир нескончаемой радости, неизреченного блаженства; мы невольно чувствовали «иного жития вечного начало, и играюще пели «виновника» этого торжества – Господа Иисуса. Но святая Церковь не хочет отторгнуть нас вовсе от земли; не хочет сделать радость нашу как бы мечтательной только, унесшеюся совершенно за пределы настоящей земной жизни. Нет, ее цель именно та, чтобы настоящую земную жизнь нашу, с ее действительными нуждами и потребностями, с ее действительными немощами и скорбями, озарить неприступным светом воскресения Христова. В великой ектении вы слышите изложение наших нужд и потребностей; но это-то самое и показывает, что воскресение Христово светоносно, радостотворно и спасительно именно для нас, живущих на земле, среди наших нужд житейских, среди наших духовных и телесных потребностей. Впрочем, святая Церковь ненадолго останавливает внимание наше на наших потребностях и нуждах: после возгласа священника, начинается целый ряд новых песнопений, полных дивного созерцания, живейшего восторга, чистейшей духовной радости. «И начинает, – сказано в уставе, – настоятель канон – творение господина Иоанна Дамаскина : «Воскресения день, просветимся людие!» Творит же начало канона на каждую песнь всегда предстоятель десной или левой стране, случившейся начати. И кадит в начале канона святые иконы и оба лика и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектения малая вне алтаря, во святый сей день, – возглас внутрь от алтаря от иерея» 4 . Канон Пасхи весь есть высокая, торжественно – радостная песнь в честь воскресшего Господа Иисуса Христа, победителя ада и смерти. Нет нужды говорить, как сообразен он с духом праздника: как живое выражение радостного благочестивого чувства христианина в величайший праздник Светлого Воскресения, он едва ли не большей части православных христиан известен весь на память. По сему-то соответствию его с духом праздника, большая половина пасхальной утрени состоит в пении этого канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

После пения " Единородный Сыне... " следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа ( духовную нищету ), сокрушаться о своих грехах, быть кротким ( незлобивым ), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердным к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание ( " ижденут " ) и смерть за Христа, то есть быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ( " мзда " ) на небесах. В великие Господни праздники вместо евангельских блаженств поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце " блаженств " священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей со Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получив благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: " Премудрость! Прости! " — входит в алтарь и полагает Св. Евангелие на престоле. Возглас " Премудрость! Прости! " напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка " прости " значит правильно, прямо), то есть быть внимательны, сосредоточены в мыслях. Смотря на Св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: " Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый ), поющия Ти: Аллилуиа! " После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого Херувимами и славословимого Серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы " Яко свят еси, Боже наш... " он произносит вслух.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

После пения прокимна бывает малая ектения, поется седален и читается 7-е евангелие. После 7-го Евангелия 10 читается 50-й псалом в монастырях бывает еще чтение толкования евангелия). Затем, пред пением канона трипеснца 11 читается 8-е Евангелие. 9-е евангелие читается по конце канона, после 9-й песни и малой ектеньи. 10-е евангелие читается после пения „всякое дыхание“ и стихир на „хвалите» 12 . 11-е Евангелие читается после чтения (а не пения) „Слава в вышних Богу“ и ектеньи „исполним утреннюю молитву нашу Господеви“. 12-е Евангелие читается после стихир стиховных 13 . Восточные – от слова восток.. За сим утреня кончается обычно; читается „Благо есть”, „Трисвятое“, „Отче наш“, поется тропарь „Искупил ны еси от клятвы законныя“ произносится ектенья: „Помилуй нас Боже“. Иерей после возгласа говорит „Премудрость“ и отпуст. Первый час не соединяется с утреннею, а бывает вместе с 3, 6 и 9 часами. Переходим к очерку евангельских повествований, положенных в основу богослужения именуемого, „Последованием святых и спасительных Страстей Христа Господа нашего Иисуса , или “ Последование утрени в Великий Пяток». Эта утреня есть „Повесть всех страданий Христовых, исторически расположенных в двенадцати Евангелиях, в которых все события Пятка являются в хронологическом порядке, отрывками, избранными из всех евангелистов, начиная от трогательной беседы Господа, прощающегося с учениками после Вечери тайной и последней Его молитвы пред разлукою, в такой целости сохраненных любящим сердцем: Ныне прославися Сын человеческий и Бог прославися о нем, и до последней злобы фарисеев уже над Умершим, которые, по словам Матфея „шедше утвердиша Гроб, знаменавше камень с кустодиею“). Прощальную беседу с своими учениками и апостолами Христос Спаситель начал после приобщения их св. Тела и Крови в Сионской горнице. „Дети! недолго уже быть Мне с вами“, говорил в этой беседе к апостолам Христос Спаситель. „будете искать Меня и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

После этого над дискосом ставится звездица. Дискос и чаша (потир) покрываются отдельно небольшими покровами, или воздухами, а затем вместе – одним большим. Священник молится, чтобы Господь благословил приготовленные для таинства хлеб и вино, принял их и помянул (вспомнил) тех, которые принесли и за кого принесли. Во время совершения проскомидии читаются часы – третий и шестой. Литургия оглашенных Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что за совершением ее в древней христианской Церкви могли присутствовать готовившиеся к святому крещению, еще его не принявшие, но наученные истинам Христовой веры устно, с голоса (оглашенные). Литургия оглашенных начинается прославлением Пресвятой Троицы: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков», – возглашает священник. Затем произносит он сам или диакон, если он есть, великую ектению. Затем, после пения псалмов, следует песнь в честь воплотившегося Сына Божия, претерпевшего распятие и победившего смерть. Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Божие, будучи Бессмертным, Ты изволил воплотиться для нашего спасения от Святой Богородицы и Вечнодевы Марии, и не изменяясь, сделался человеком, распятый, Христос Бог, смертью победил смерть, Будучи Один из Лиц и организаций Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, спаси нас. За этой песнью следует малая ектения и вход (малый) с Евангелием. Этот вход совершается так. На клиросе поют евангельские заповеди блаженства: «Блажени нищии духом», – открываются царские врата, и священник, предшествуемый диаконом, несущим Евангелие, и свечей выходит из алтаря северными дверьми по солее к царским, в которых диакон возглашает: «Премудрость, прости», – затем оба входят в алтарь. Малый вход напоминает явление Христа на проповедь, поэтому певчие видя в Евангелии Самого идущего Христа, поют: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». В алтаре священник про себя молится, чтобы Господь принял от нас трисвятую песнь и простил нам грехи. Конец этой молитвы: «Яко свят еси Боже наш», – он произносит громко.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Примечание. Допустимо седальны по 16-й кафизме петь следующим образом: седален сщмч. Ермогена, глас 4-й (см. по 1-м стихословии; по выбору); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же (см. по 2-м стихословии; по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Владычица...» (см. по 2-м стихословии). После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы...» . Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас 4-й: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго...». «Слава» – ин седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажим Честнейшую...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Предстатель теплейший...». Каноны: сщмч. Ермогена со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010