Св. Златоуст говорит, что Ангелы суть Ангелы мира, слушай Диаконов, которые всегда просят при молитвах: Ангела мирна 109 . Он же говорит: «нам повелено умолять Бога о страждущих в болезнях, в рудокопнях, о находящихся в тяжком рабстве, о бесноватых» 110 и проч. Ектения бывает великая и малая. Великой называется Ектения потому, что состоит из многих прошений. Она есть двоякая: одна, большей частью, полагается в начале Богослужения, а другая в конце. Первую можно назвать начинательной, а другую – заключательной. Первая начинается воззванием: миром Господу помолимся, т. е. не рассеянно, без суетных и земных помыслов, возмущающих спокойствие духа и отвлекающих от молитвы, – или, как говорит Апостол, без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ), и состоит из прошений: 1) о свышнем мире и спасении душ наших, т. е. о мире с Богом, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения ( 2Кор.5:18 ): мир с Богом есть источник нашего спасения; 2) о мире всего мира, которой должен быть на земле со времени рождения на ней Примирителя, по реченному: слава в вышних Богу, и на земле мир ( Лк.2:14 ), о благосостоянии св. Божиих Церквей и соединении всех, дабы все соблюдали единство духа в союзе мира ( Еф.4:3 ); 3) о св. храме и входящих в оной, дабы Богослужение и мир во храме были ненарушимы; 4) о мире, благосостоянии и спасении всего причта и людей; 5) в особенности Государя, Государыни, всего Их Дома, всей палаты и воинства, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ); 6) о помощи для Них к покорению врагов мира, благосостояния и спасения; 7) о мире, благосостоянии и спасении верующих, живущих во всяком граде и стране; 8) о временных благах, необходимых для мира и благосостояния отечества, как-то: о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных; 9) о спасении близких к опасности, или уже подвергшихся оной, как-то: о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, особенно за веру 111 , и плененных; 10) о избавлении от внутренних и внешних, настоящих и будущих зол, разрушающих наш мир, благосостояние и спасение, как-то: от скорби, гнева и нужды ( Соф.1:15 ); наконец, 11) Церковь молит Бога заступить, спасти, помиловать и сохранить нас своей благодатью, многоразлично и разнообразно действующей к созиданию и утверждению нашего мира, благосостояния и спасения, и, помянувши, или призвавши Пресвятую Богородицу и всех Святых, внушает верующим предать себя, друг друга и всю жизнь Христу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Часами называется собрание некоторых псалмов Богодухновенного царя Давида и назидательных молитв, написанных святыми отцами. 3й, 6й и 9й часы последовательно воспоминают осуждение Господа на смерть, распятие Его и самую смерть, а сверх того, час 3й приводит нам на память сошествие Святого Духа. Часть вторая. О литургии Вопрос. Почему вторая часть литургии называется литургией оглашенных ? Ответ . Она называется так потому, что к слушанию ее допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся к крещению, а также и кающиеся, не допускаемые до причащения. Вопрос. Чем начинается эта часть литургии? Ответ . Став перед престолом, священник начинает эту часть литургии благословением, или прославлением, царства Пресвятой Троицы. Он возглашает: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа… а лик, в подтверждение этих слов, взывает: аминь, то есть истинно, или да будет так . Вопрос. Что напоминается нам возгласом благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа? Ответ . То, что в таинстве воплощения Сына Божия мы ясно познали таинство Пресвятой Троицы. Вопрос. Какие главные действия составляют литургию оглашенных? Ответ . Кроме молитв, втайне читаемых священником в алтаре, литургию оглашенных составляют: Вопрос. Что такое ектения ? Ответ . Великая ектения , начинающаяся словами: миром Господу помолимся, — есть продолжительная связь молитв о благах духовных и телесных, временных и вечных. Моления приносятся за всех человеков, и в особенности за пастырей Церкви. В малых ектениях молитвы о благах духовных и телесных изложены сокращенно. И великая, и малая ектении оканчиваются побуждением верующих предать себя и всю жизнь свою Христу Богу, с воспоминанием Богородицы и всех святых как ходатаев наших пред Господом. Священник, следуя тайною молитвою за словами диакона, возглашает всегда в конце ектении хвалу Триединому Богу. Вопрос. К чему располагает нас начало ектении миром Господу помолимся? Ответ . Оно располагает нас к истинной молитве; ибо слово мир здесь означает — мир с Богом, веру правую, совесть чистую и согласие со всеми людьми, без чего не должно приступать к молитве.

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

1. Человек, яко трава дние его,/яко цвет сельный, тако оцветет. 1. Человек – как трава дни его,/как цвет полевой, так отцветёт. 2. Яко дух пройде в нем,/и не будет,/и не познает ктому места своего. 2. Ибо дыхание прекратилось в нем/– и не будет его,/и не узнает он более места своего. 1. Милость же Господня от века и до века/на боящихся Его. 1. Милость же Господня – от века и до века/на боящихся Его. 2. И правда Его на сынех сынов,/хранящих завет Его,/и помнящих заповеди Его/творити я. 2. И правда Его – на сынах сынов/хранящих завет Его/и помнящих заповеди Его,/чтобы исполнять их. 1. Господь на небеси уготова Престол Свой,/и Царство Его всеми обладает. 1. Господь на небе уготовал престол Свой,/и Царство Его всем владеет. 2. Благословите Господа, вси Ангели Его,/сильнии крепостию, творящии слово Его,/услышати глас словес Его. 2. Благословляйте Господа, все Ангелы Его,/сильные мощью, исполняющие слово Его,/как только услышат глас слов Его. 1. Благословите Господа, вся силы Его,/слуги Его, творящии волю Его. 1. Благословляйте Господа, все воинства Его,/служители Его, исполняющие волю Его. 2. Благословите Господа, вся дела Его,/на всяком месте владычества Его. 2. Благословляйте Господа, все творения Его,/на всяком месте владычества Его. 1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. 1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. 2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 1. Благослови, душе моя, Господа,/и вся внутренняя моя Имя святое Его./Благословен еси, Господи. 1. Благословляй, душа моя, Господа/и вся внутренность моя – имя святое Его./Благословен Ты, Господи! Пс 102:1-8 Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

В году четыре многодневных поста – пред праздником Рождества Христова. Он продолжается сорок дней и называется еще Филипповым, так как начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября). Успенский пост – пред праздником Успения Божией Матери, с 1 августа. Петров пост – пред праздником св. апостолов Петра и Павла. Начинается чрез неделю после Троицына дня. Однодневные посты установлены Церковью: накануне праздника Крещения Господня, в день Воздвижения честного креста, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в среду и пятницу каждой недели 3 , – в среду в воспоминание предательства Иуды, а в пятницу в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа. Ектении Во время богослужения мы часто слышим ектении. Так называется ряд кратких молений, после которых поется: «Господи, помилуй!» или: «Подай, Господи!» Более употребительные ектении: великая, малая, сугубая и просительная. В великой ектении много молений, или прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!» В малой ектении всего два прошения. В ектении сугубой после каждого прошения поется трижды: «Господи, помилуй!» в просительной поют: «подай, Господи!» Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. Всенощное бдение Главных церковных служб три: вечерняя, утреня и литургия. Накануне праздников и частию воскресных дней совершается всенощное бдение в котором соединяются вечерня и утреня. В первой части воскреснаго всенощного бдения – вечерня, кроме ектений, поются стихи из псалмов: Благослови, душе моя, Господа…Блажен муж, иже не иде на совесть нечестивых…и Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… и песнь: Свети тихий… Оканчивается эта часть всенощного бдения чтением молитвы Симеона Богоприимца, пением: Богородице Диво, радуйся…и благословением священника. – Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей и ожидание Спасителя. Вторая часть всенощного бдения – утреня начинается кратким славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человечных благоволений, и чтением шестопсалмия, т. е. шести псалмов царя Давида. После шестопсалмия поется стих: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. После чтения Евангелия следует песнь: Воскресение Христово видевше… и канон, состоящий из пения и чтения стихов в честь празднуемого события или святого. В конце утрени поется великое славословие. – На утрене прославляется пришествие в мир Христа Спасителя, а также святой, или событие, воспоминаемые в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике. Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино. Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания. Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

И, наконец, последние из последователей Иисуса Христа, узнавшие о Его воскресении из мертвых, были апостолы. Этот момент евангельской истории отмечается в кульминационной части всей Всенощной – в чтении воскресного Евангелия. Чтение Евангелия Да, именно так. Как ни торжественен полиелей, но кульминацией всей праздничной утрени является не он, а чтение Евангелия. Причем не сразу. Перед ним будет дьяконская малая ектения, потом чтец прочитает особое коротенькое «ипакои» (от греческого «прислушиваться»), потом хор красиво споёт особые антифоны «степенны» (они состоят из стихов 15-ти псалмов, «песней степеней» т.е. ступеней Иерусалимского храма, где они когда-то пелись), и повторит за диаконом короткие фразы из псалмов — утренний прокимен. И только затем диакон помолится «и о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия» . «Зачем же», — спросите Вы, — «еще и об этом молиться? Ведь надо просто услышать то, что читает священник и всё! Неужели это так трудно?» Конечно, услышим мы священника и так. Но слышат то, что говорит Церковь, многие, а верующих меньше. Потому что услышать мало. Надо еще и понять, и принять, и осознать, как применить услышанное слово к своей жизни. Поэтому мы и молимся особо, чтобы Господь помог нам не просто услышать, но и воплотить в своей конкретной жизни эти святые слова. И вот тут нужна мудрость. Особая, не житейская, часто парадоксальная. Поэтому мы и молимся особо, поэтому диакон еще раз напомнит нам, что мудрости Евангелия надо внимать с особым благоговением, почтительно, выпрямившись, вслушиваясь. И только после этой молитвы будет прочитан положенный по уставу отрывок из Евангелия. И сквозь трепетный голос священника мы услышим обращенный прямо в наше сердце голос апостола. И этот голос, не потерявший за двадцать веков силы, выхватывает нас из нашего времени и нашей суеты, и делает нас свидетелями Воскресения Христова. Свидетелями вечности. Читайте также: О Всенощном бдении. Часть 1 О Всенощном бдении. Часть 2 О Всенощном бдении. Часть 3 О Всенощном бдении. Часть 5 О Всенощном бдении. Часть 6

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

На Востоке также при соборной служении литургии не вынимают частиц все сослужащие иереи, а только один проскомивающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущности предписан и нашим служебником. В конце чина проскомидии находим такое примечание: «Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии един иерей токмо да творит, и глаголет изображенная: прочии же служителе ничтоже проскомидии особо не глаголют». Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы. при совершении службы священником (но не архиереем)– «Приидите, поклонимся...» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника 11 . По входе – тропарь, «Слава, и ныне», кондак праздника. Вместо «Достойно» – Задостойник «Чужде матерем девство...» с припевом. (Так на всех литургиях в попразднство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом.) Прокимен, гл. 3, песнь Богородицы «Величит душа моя...», стих: «Яко призре на смирение...»; Апостол, Флп., зач. 240; Евангелие от Лк., зач. 54. Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднста. Отдание его бывает 12 сентября. Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события – праведным Иоакиму и Анне. Служба Рождества Божией Матери в воскресенье На малой вечерне: на «Господи, воззвах...» стихиры на 4. «Слава, и ныне» – праздника. На стиховне стихира воскресная одна и праздника стиховна великой вечерни с припевами праздника, т.е. «Слыши, Дщи...», «Слава, и ныне» – праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Ектения малая и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу...» (дважды; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц...», «Языка, егоже не ведяше...», «Се воззвание ныне явися нам...») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим...» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «Помощь наша во имя Господа...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Надеющиися на Господа...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста . Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле...», и ирмос: «Яко одушевленному...». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. «Ведомо буди: Яко от днесь, ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника святаго Фомы» (Типикон, гл. 49, «В пяток ваий вечера», 2-е «зри»). 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта. 3 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу…» (дважды; см. в пятницу 6й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц…», «Языка, егоже не ведяше…», «Се воззвание ныне явися нам…») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6й: «Послан бысть с Небесе…» (догматик гласа не поется). Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6й: «Помощь наша во имя Господа…» (со стихом), и 1я паримия Триоди; 2й прокимен Триоди, глас 4й: «Надеющиися на Господа…» (со стихом), и 2я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1я – Исхода чтение: «Вниде Моисей…»; 2я – Притчей чтение: «Господь созда мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста . Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. «Ведомо буди: Яко от днесь, ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника святаго Фомы» (Типикон, гл. 49, «В пяток ваий вечера», 2е «зри»). 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта. 3 Стихира праздника, глас 8й: «Да веселятся Небеса…», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Народ: Тебе, Господи. Священник после каждой ектении возглашает светильничную молитву: после первой ектении – 2 молитву; после второй – 4; после третьей – 5. 2. Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас; но все делай с нами по милости Твоей, врач и целитель душ наших, направляя нас в пристани воли Твоей; просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих, – возглас: ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Народ: Аминь. 4. Неумолкаемо воспеваемый и непрестанно славословимый святыми ангелами, наполни наши уста Твоим хвалением, чтобы возвеличить святое Твое имя и удостой нас участия в наследии со всеми истинно боящимися Тебя и исполняющими заповеди Твои, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих, – возглас: ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Народ: Аминь. 5. Господи, Господи, содержащий все пречистою Твоею рукою, долготерпящий ко всем нам и сожалеющий о грехах наших, вспомни щедрость Твою и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам по Твоей милости и в остальное время настоящего дня избежать различных козней диавола и сохрани нашу жизнь непорочной благодатью Всесвятого Твоего Духа, – возглас: милостью и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же благословен Ты, со Всесвятым и благим и дающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда к во веки веков. Обычно же в приходских храмах кафизма не читается, а поются лишь указанные стихи и произносится одна малая ектения, поэтому остальные молитвы с добавлением шестой прочитываются священником тайно во время пения 103 псалма. 6. Боже, великий и дивный, неисповедимым промыслом по богатой милости всем управляющий, Ты даровал нам блага мира и чрез дарованные блага руководил нас к Царству, поручив его по обещанию. Отклонявший нас от всякого зла в прошедшее время дня, даруй для Твоей святой славы и остальное время провести беспорочно, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего, –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010