XXVII. Канон Канон – это цепь молитв, состоящая из девяти частей, или песней. Каждая песнь также состоит из нескольких частей, каковы: ирмос, тропари 3 и катавасия. Песнь первая, ПО подобию песни, воспетой Израильтянами по переходе их через Чермное море: Поим Господеви, славно бо прославися. – Даждь и нам помощь во дни земного странствования нашего и введи нас в Обетованную землю царства Твоего. Песнь вторая (поется лишь в великом посте), по подобию песни Моисеевой, во обличение сынам Израилевым, чтобы они не отвращались от Господа и не обращались к идолопоклонству чужих народов: Вонми, небо, и возглаголю. – Господи, утверди веру Христианскую в отечестве нашем. Песнь третья, по подобию благодарственной молитвы Анны, когда она разрешилась от неплодства священным плодом, сыном своим Самуилом: утвердися сердце мое о Господе.   Так и христиане, – народ прежде языческий, не приносивший плода духовнаго, ныне как дикая маслина привились ко Христу, и процвела есть пустыня, яко крин. Даждь, Господи, да не безплодна и в нас поющих будет вера Христова. Ектения малая, возглас: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Кондак и Седален минеи Святого. Песнь четвертая, по подобию песни Св. пророка Аввакума, который видел шествие Грядущаго из горы преосененныя: Господи, услышах слух Твой и убояхся. – Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Песнь пятая, по подобию Песни Св. пророка Исаи: От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже. – Даждь, Господи, и нам неленостно утренневати ко храму Святому Твоему. Песнь шестая, ПО подобию песни Св. пророка Ионы, который тридневным своим пребыванием в ките преобразовал тридневно Воскресшаго: Возопих в скорби моей ко Господу. – И молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя. Ектения малая, – возглас: Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак воскресен и икос; и чтем пролог. Песнь седьмая, по подобию песни трех отроков не опаленных в пещи Вавилонской: „Благословен еси, Господи, Боже отец наших», Возврати нас, Господи, к вере и благочестию отцев наших, отцев Церкви Христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14. Суббота 6-й седмицы, ваий. Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Свт. Мартина исп., папы Римского. Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских. Служба только по Триоди. Примечание. С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых. Накануне в пятницу вечером совершается великое повечерие (без поклонов), на котором поем канон прп. Андрея Критского, глас 1-й: «Песнь победную поим вси Богу...» (из Триоди). Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Сотвори державу мышцею Своею...». По 1-м Трисвятом – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение...» (см. на утрене Лазаревой субботы). По 2-м Трисвятом – тропари обычные, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...». По 3-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Радость – Христос...» (см. на утрене Лазаревой субботы). Отпуст малый. На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Радость – Христос...», «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . По 16-й кафизме и малой ектении – седален Триоди, глас 1-й: «Ущедрив Марфины и Мариины слезы...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 17-й кафизме – тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор...». Ектения малая. Седален Триоди, глас 5-й: «Источник премудрости...». «Слава, и ныне» – тот же седален. «Воскресение Христово видевше...». Псалом 50-й . До 6-й песни поются два канона Триоди: 1-й (творение прп. Феофана), глас 8-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Триоди: «Воду прошед...». По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й: «Вкупе предстасте...». «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 8-й: «Проведый всяческая...». С 6-й песни поются два четверопеснца Триоди (на ряду): 1-й (творение прп. Космы), глас 8-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 6. Катавасия – ирмосы 2-го четверопеснца Триоди, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-27/

38. Понятие о литургии оглашенных; ее начало. Псалмы изобразительные и антифоны. Песнь: «Единородный Сыне». Блаженны. Малый вход. Значение его Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные. Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись к святому крещению через оглашение, т.е. словесное изучение христианской веры. Оглашенные и теперь есть в тех местах, где живут язычники, желающие обратиться в христианство . Во время литургии оглашенных воспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания. Начало литургии оглашенных совершается так: по окончании проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови владыко!» Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон произносит Великую ектению. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови душе моя Господа», малая ектения и пение 145 псалма «Хвали душе моя Господа». Эти псалмы называются изобразительные, потому, что они изображают и восхваляют милости Господа. В великие праздники, вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Второй антифон заканчивается торжественною песнью в честь Сына Божия Господа Иисуса Христа: Единородный Сыне и Слове Божий, Бессмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочело- вечивыйся: распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Перевод. Единородный Сын и Слово Божие, бессмертный, соблаговоливший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечившийся принявший распятие, победивший смерть Своею смертью , Христе Боже, Един из Лиц Святой Троицы, прославляемый так же, как Отец и Св. Дух, спаси нас. В этой песни мы, воспоминая воплощение Сына Божия Его распятие и смерть, просим Его спасти нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Первые свидетельства об этом выходе можно находить в богослужебных памятниках XVI века. По Уставу монастыря Антония Сионского, после тропаря на „Бог Господь» пели 17 кафизму, во время которой игумен с другими священниками выходили на средину трапезы и становились пред иконою положения во гроб Христа Спасителя, лежащею на аналое (В это время обычай выносить Плащаницу только что начинал входить в практику. Плащаница выносилась после великого славословия на этой же утрени). Во время пения величания игумен кадил весь храм, после чего читали слово Георгия Никомидийского на Великий пяток (ркп. М. Синод, библ. 814 л. 260 об., из алтаря, а пред иконою: „Снятие со креста Господня тела и положение во гроб» (Требн. ркп. 26 в. М. Синод, библ. 310 л. 84−92). Этот последний памятник устанавливает связь настоящего обычая с подобным же обычаем Церкви Константинопольской, от которой бесспорно в XVI столетье он был позаимствован в нашу богослужебную практику. Данный памятник излагает настоящий обычай Константинопольской Церкви во всем сходно с описанным обычаем относительно этого в нашей Церкви. Говорит даже о том, что священники стояли пред иконою: „Уныние Господа нашего Иисуса Христа». Но указывает и разницу во времени совершения настоящего обряда у нас в России и в Константинополе. У нас „непорочны» поются после тропарей на „Бог Господь» и, следовательно, выход на средину храма совершаться должен в это время, тогда как на Востоке пение „непорочных» переносится на время после канона, следовательно, само собою понятно, и выход священников из алтаря был в это время. „Потребно есть ведати, замечает данный памятник о пении „непорочных» после канона, како поется надгробное в Цареградской соборной Церкви и по всему (по всем) митрополиям, занеже не поются „Блажени непорочны» и с припевы прежде кануна, но поются Сице народа ради после девятой песни и светильня» (ркп. XVI в. М. Синод, библ. 5. 310 л. 84−42). Пение „непорочных» после канона практикуется в Греческой Церкви и до настоящего времени. „По девятой песни, говорится в современном Типиконе церквей восточных, исходит патриарх из святого алтаря со святыми архиереями и поет похвалу: „Жизнь во гробе положился еси», кадя епитафы и вся люди. Святые же архиереи поют похвалы по ряду. Пришедшему же патриарху от (каждения), бывает малая ектения» (Типик, изд. Конст. К. Протопсал. стр. 292, 293). Вообще, нужно сказать, богослужение этого дня на востоке значительно разнится 4 от богослужения по нашему современному Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к тому, что в храмах богослужение идет на нескольких языках? Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос к Вам по поводу языка Богослужения. Так, я проживаю во Франции и посещаю храмы Корсунской епархии, где Литургия часто служится на двух языках — церковнославянском и французском одновременно. Т.е. оба языка чередуются, например на Литургии оглашенных Великая ектения читается на церковнославянском, а следующая за ней Малая ектения на французском. На Литургии верных — часть молитв читается на церковнославянском, часть на французском, Верую и Отче наш читаются на обоих языках, благодарственные молитвы на французском. Кажется, такая же практика существует и в храмах Сурожской епархии (там чередуют церковнославянский с английским). А может и во всех зарубежных епархиях? Объясняют это тем, что половина местных прихожан имеет иностранное происхождение и не понимает русского языка. Действительно, к нам приходят и румыны, и современные грузины и молдаване, уже практически не говорящие по-русски. И дети-внуки русских эмигрантов, почти утратившие практику русского языка, и местные французы, принявшие Православие. Насколько я понимаю, такая практика служения на двух языках существует с ведома и благословения епископа. Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к этому, нужно ли смущаться по поводу такого двуязычия на Литургии? И к служению Литургии на иностранных языках вообще. У себя на родине мы не привыкли к такому явлению. Хотя, кажется, в некоторых епархиях РПЦ и на территории самой России службы идут и на местных языках (на якутском, алтайском и др.) Благодарю Вас за ответ! P.S. В кафедральном Трехсвятительском храме епархии в Париже службы проходят только на церковнославянском. Но Париж от нас в 400 км, и часто ездить туда не получается, а в большинстве остальных храмов (т.е. в провинции) службы идут в основном на двух языках. Алла. Отвечает священник Филипп Парфенов:

http://pravmir.ru/vopros-otvet/skazhite-...

IV. Блажен муж Начало Псалтири: первый антифон, или первая слава первой кафизмы. И ектения малая. Царския врата закрыты: Сиде Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакате. Пс.1:1 . Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуйя (3). Блажен, кто удаляется от бесед нечестивых, неверных, вольнодумных. Господи, даждь мне твердо и неуклонно творити волю Твою и в сердце своем носити ангельскую песнь: Аллилуйя. †. Пс.1:6 . Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуйя(3). Ибо знает Господь жизнь праведных, для них откроет царство Свое, а путь нечестивых погибнет. Даждь мне, Господи, шествовать по пути праведных. †. Пс.2:11 . Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуйя (3). Господи, страх Твой всади в сердца нас, поюших Ти: Аллилуйя. †. Пс.2:12 . Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуйя (3). Надеюсь и аз грешный спасение получити верою в Тя, Господа Иисуса. †. Пс.1:8 . Воскресни, Господи, спаси мя. Боже мой. Аллилуйя (3). Воскресни, Воскресший Иисусе, в сердце моем и оживи мя благодатию Твоею.†. Пс.3:9 . Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуйя (3). От Господа Иисуса Христа возсия людям спасение и небесное благословение! Сопричти и мене недостойного к людем Твоим, к спасаемым Твоим, да пою Тебе: Аллилуйя. †. Остальные стихи исполняются в обители чтение. Слава, и ныне. Аллилуйя ( 3). Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже (3) †. Паки и паки миром Господу помолимся. Господи, помилуй. Паки и паки, – еще и еще, – припадаю к Тебе – помилуй мя! †. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Господи, помилуй. Поддержи, укрепи в доброй христианской жизни. † Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу, предадим. Тебе, Господи. Поминаем твердую веру святых во Христа Спасителя, подвиги, мучения, страдания, кончину, – вручаем и нашу жизнь Тебе, Господи. †. Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Приими и наше славословие, Св. Троице! †. Аминь, истинно: всюду держава и Царство Господа сил. Читать далее Источник: Молитва христианина во время воскресной всенощной. - [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1915. - 67 с.; 18. - (Троицкая народная беседа; Кн. 75). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XXIII. Тропари воскресны Священник с кадилом и Диакон со свещею обходят храм, изображая Апостолов и мироносиц, возвращавшихся от Гроба Господня и возвещавших всюду о воскресении Христовом. Поклон на каждение. Облагоухай нас, Господи, благодарю Духа Святаго! Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим, – научи исполнить святый Закон Твой во всех разнообразных обстоятельствах жизни. †. Ангельский Собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Свободи мя от уз греховных. †. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Словеса десяти заповедей Твоих знаю, но как мне исполнить их, как убегнути от кумиров сердца моего греховнаго (1 и 2 зап.), – научи мя. †. Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб, и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба. О Христе, всех Царю, подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих. †. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим, – научи мя, да не всуе приемлю Имя Твое (3 заповедь). †. Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, Воскресение же Апостолом рцыте. Зело рано даждь и мне в день воскресения спешити ко храму святому Твоему, да отрясу дремание веждей моих, и со светильником веры и молитвы горящим всегда буду готов к сретению Твоему. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим, како ходити во всех заповедях и оправданиях Твоих безпорочно: како святити день седьмый после трудов моих (4 заповедь), како сотворити милость ближнему моему (5–10 заповеди), научи мя, да оправдан буду пред Тобою. †. Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху. Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе ОТ гроба. Со Апостолами и мироносицами покланяюся Воскресению Твоему, Христе, да и радуйся услышу с ними, †. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.†. Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, – Святой Троице во Едином Существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. †. И ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси; падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивайся Бог И человек. Направи мя, Владычице, к жизни праведной. †. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже. (3). Ектения малая. Возглас: Яко благословися Имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Молитва христианина во время воскресной всенощной. - [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1915. - 67 с.; 18. - (Троицкая народная беседа; Кн. 75). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Состоялось великое освящение храма св. вмц. Параскевы Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры 10 ноября 2007 г. 10:40 В день памяти преп. Нестора Летописца наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию и великое освящение престола в храме св. вмц. Параскевы (нареченной Пятница) на Пятницком подворье лавры на Подоле (подворье расположено с юго-восточной стороны лавры). Владыке наместнику сослужили благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел, настоятель подворья игумен Гедеон, ризничий лавры иеромонах Агафон, клирик подворья иерей Петр Губка. Пятницкое подворье лавры тесно имеет непосредственную связь с историей Московской духовной академии. В начале весны 1919 г. вышел декрет о закрытии Московской духовной академии, помещения которой заняли Электротехнические курсы. Оставшиеся без храма академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье лавры. Там было продолжено чтение лекций, в ежедневном богослужении принимало участие академическое духовенство. 21 октября 1919 г. произошло закрытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры, братия монастыря была изгнана из обители. Часть монахов перебралась в Гефсиманский скит, где была создана рабоче-трудовая артель, часть же осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая лавра». Так объединились «теоретики» и «практики», которых до революции нередко разделяли недопонимания и разногласия. Подворье было закрыто властями в 1928 г. В настоящее время Пятницкое подворье по-прежнему объединяет лаврское и академическое духовенство. Настоятелем подворья является насельник лавры, выпускник МДА игумен Гедеон (Губка). В богослужебной жизни подворья регулярно принимают участие секретарь Ученого совета академии протоиерей Павел Великанов и преподаватель МДС иерей Михаил Вахрушев. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/320055.htm...

Прокимен гласа. Апостол – Кор., зач. 135. Аллилуиарий гласа. Евангелие от Лк., зач. 79. Причастен «Хвалите Господа с небес». Глава 3. Суббота мясопустная. Поминовение усопших Служба обычная вседневная в соединении с Триодью. На вечерне, на «Господи, воззвах» – стихиры Октоиха – 3 и Триоди – 3. «Слава» – «Плáчу и рыдаю», «И ныне» – догматик гласа. Вместо прокимна – «Аллилуиа», глас 8-й. Стих 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род». Стих 2-й – «Души их во благих водворятся». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу». На стиховне – мученичен Октоиха, гласа и два мéртвена св. Иоанна Дамаскина . «Слава», глас 6-й – «Начаток ми», «И ныне», глас тот же – «Молитвами Рождшия Тя, Христе», «Ныне отпущаеши». Тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подавáяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего». «Слава, и ныне», Богородичен, глас тот же: «Тебе и стéну, и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу: егоже родилá еси, Богородице Безневестная, верных спасение». На утрене, вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа», глас 8-й. Стих 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи». Стих 2-й – «Память их в род и род». Стих 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь «Глубиною мудрости» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен его. Стихословится 16-я кафизма. Ектения малая обычная. Седальны Октоиха. Затем стихословится 17-я кафизма, то есть «непорочны» на две статии (части). По установившейся практике, в начале пения 17-й кафизмы священнослужители чрез отверстые царские врата исходят к поставленному среди храма панихидному столу. Предстоятель раздает возжженные свечи. Певцы поют на глас 5-й первые стихи 118 псалма, припевая к каждому стиху «Благословен еси, Господи». Затем обычно священнослужители или чтец читают дальнейшие стихи псалма, а певцы припевают тот же припев. Диакон во время чтения 17-й кафизмы кадит панихидный стол (тетрапод). На «Слава» «Аллилуиа» не поется, но конечные слова первой статии. Затем произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Малое каждение. После нее стихословится вторая статия «непорочных» в таком же порядке, как стихословилась первая. Припев 2-й статии: «Спáсе, спаси мя». Тропари по «непорочнах», глас 5-й – «Святых лик обрéте». Каждение всего храма. Затем малая заупокойная ектения. По возглáсе седален, глас 5-й – «Покой, Спасе наш», «Слава, и ныне» – Богородичен «От Девы возсиявый». Псалом 50-й. Канон храма на 6 и Триоди на 8. К тропарям канона Триоди – припев «Покой, Господи, души усопших раб Твоих». Катавасия – «Песнь возслéм, людие». Поется обязательно и 2-я песнь. По 3-й песни – ектения и седальны Триоди. По 6-й песни ектения заупокойная. Малое каждение. Кондак, глас 8-й:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010