Не знаю, как именно было в первоначальной литургии в древности, но теперь она представляется мне совершенно уместной. Перерыв был необходим. А обычно Церковь эти перерывы всегда заполняет ектениями, большей частью так называемыми малыми («Паки и паки»), что особенно видно на канонах (по 3-й, 6-й и 9-й песнях), между «славами» кафизм на утрене, в начале литургии; и всегда виднее это на Пасху: после каждой песни канона – малая ектения. Ектенией же нужно было заполнить и наступивший перерыв. Но здесь взята не малая ектения, а просительная, потому что «малая» слишком мала для такого торжественного момента и слишком обща: она не захватывает души и даже не заполняет промежутка. Нужна большая, духовная. А таковой является лишь «просительная» ектения: ни великая, ни сугубая со своими нуждами и молениями о властях сюда совершенно не подходят. А просительная – «внутренняя» – ектения. Но я раньше говорил (в первой части «литургии верных») о ней, что она – сокрушенно-покаянная по характеру. Как же это совместить с мирно-благоговейной тишиною этой (третьей) части? Я уже только что объяснял, что без покаяния невозможно обойтись и здесь; покаяние – это всегдашняя прослойка молитв наших, особенно в Православии, без него нельзя оставаться и перед Причащением... Пусть нас ждут «милости» теперь, но милости суть лишь именно «милости», «помилование» виновных, амнистия осужденным, и от этого сознания своего недостоинства невозможно уйти и здесь. Но по опыту знаю, что эта ектения воспринимается здесь совершенно иначе: не только нет страха, но даже и мучающего сокрушения, а простое, тихое, как бы «доверчивое» обращение к Богу подготовить нас. И сейчас мы увидим признаки этого мирного отличия двух однородных ектений. Послушаем даже самое слово в начале ектении: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Дивно: мы видим это слово «миром». А в других «Исполним» его нет... Значит, Церковь действительно хочет ввести нас в мирное душевное настроение. Дальше мы увидим еще большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

После великой ектении на всенощном бдении под воскресные дни всегда бывает пение (на практике поются теперь только избранные стихи) или чтение всей первой кафизмы, начинающейся словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. На всенощном бдении под праздники в честь Богородицы и великих святых, если они не приходятся в воскресение, бывает пение только первого антифона (или 1-ой славы) этой кафизмы. И, наконец, на всенощном бдении под великие Господские праздники совсем не бывает пения этой кафизмы, исключая случая, если Господский праздник приходится в воскресение или понедельник. Если Господский праздник придется в воскресение, то в субботу вечером поется вся первая кафизма; если он придется в понедельник, тогда в воскресение вечером поется только первый антифон ее. Вся Псалтирь разделяется на 20 кафизм, а каждая кафизма на три «славы», называемых также «антифонами», если псалмы поются, или иногда называются «статьями». Слово «кафизма» ( καθισμα) в переводе с греческого значит «сидение», и в настоящее время у нас установился обычай во время чтения кафизм сидеть. Но в древности, когда псалмы не читались, как это делается большей частью теперь (теперь поются только избранные стихи), а пелись (стихословились, по выражению Устава), то во время этого пения все стояли. После каждой кафизмы полагалось чтение, во время которого все садились. Вот от этогото чтения, по-видимому, кафизмы и получили свое название, и когда чтения вышли из употребления, а псалмы стали читаться, обычай сидеть перешел с чтения поучений на чтение псалмов. «Славы», на которые разделяется кафизма, называются в уставе также «антифонами», что ясно указывает на пение их, а иногда «статьями», что указывает на стояние при их стихословии. В настоящее время псалмы стали у нас за богослужением по преимуществу читаться, но из первой кафизмы все же и теперь поется ряд избранных стихов первого антифона, к каждому из которых припевается троекратное «аллилуиа». Малая ектения Когда бывает на всенощном бдении первая кафизма, то после нее всегда произносится малая ектения. Если поется только первый антифон, то малая ектения бывает одна; если же поются все три антифона, то и малых ектении бывает тоже три по одной после каждого антифона. Малая ектения представляет собой сокращение великой и начинается она словами: «Паки и паки», что значит: «Опять и опять», Миром Господу помолимся, и далее содержит в себе собственно только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию». И заканчивается обычным преданием самих себя и всей жизни Христу Богу, после чего следует возглас иерея: по первой ектении: «яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава…»; после второй ектении – «яко благ и человеколюбец Бог еси…»; и после третьей – «яко ты еси Бог наш…». Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

3. Песненный чин. В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя: 6 после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как-бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, за четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Гораздо ближе к песненному строю стоит чин царских часов изложенный в Типиконе 1292 года Ватиканской библиотеки, 1877. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы первый и третий, а вторую – шестой и девятый. Псалмы первого и третьего часа те же, что и ныне; на шестом часе указаны псалмы 75, 71 и 131, на девятом – 109 и 84. По исполнении псалмов произносится великая ектения; далее поются тропари–«стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на третьем часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на девятом часе. Молитв на часах нет; не упоминается и отпустительный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы шестого и девятого часа – нынешние; на первом часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на третьем указаны псалмы 28 и 51. 7 Сходный чин излагается в Типиконе 1297 года Московской Синодальной библиотеки, 272/456. Но здесь великая ектения и тропари со чтениями положены после богородична часов. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; причем первый час соединяется с третьим, а шестой – с девятым. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Иже на всякое время… Господи, помилуй, 3 Слава, и ныне. Честнейшую... Именем Господним… Боже, ущедри ны... Владыко Боже... То же Величая, величаю Тя... Всемогущая и Животворящая... Трисвятое. И по Отче наш… Помяни, Господи… (тропарь) 23 . Глубиною мудрости… Слава: Со святыми упокой… И ныне: Блажим Тя… Господи, помилуй, 12. Помяни, Господи… (молитва) Преславная Приснодево… Упование мое Отец… Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне. Господи, помилуй, 3. Благослови Отпуст малый: Христос, истинный Бог... (Воскресый из мертвых…) То же «Обычное прощение». Помолимся… Молитвами святых отец... Утреня Вседневная Субботняя Воскресная Без полиелея и без великого славословия, т. е. под знаком (черным) и без знака С великим славословием (знак праздника: красного цвета) С полиелеем и с великим славословием (под знаком ) , а также в соединении с вечернею, т. е. На всенощном бдении 24 (обозначения  Типикона: ) Канон После 3-й песни малая ектения. Яко Ты еси Бог наш… Кондак, икос, седален, богородичен, ипакои. Чтение. После 6-й песни малая ектения. Ты бо еси Царь мира… Кондак и икос. Чтение из Пролога или Синаксаря 42 . После 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света… Честнейшую 43 После 9-й песни: Достойно... Малая ектения. Яко Тя хвалят… Светилен, или ексапостиларий Хвалите Господа с небес… Стихиры на «Хвалите» (не всегда) Слава… И ныне... Чтец: Тебе слава подобает… Слава Тебе, показавшему нам свет...  Иерей: Слава Тебе, показавшему нам свет... Слава в вышних Богу (читается) Сподоби, Господи, в день сей...  Слава в вышних Богу (поется) Святый Боже… (трижды) Исполним утреннюю молитву… Яко Бог милости… Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть, еже миловати и спасати... Пресвятая Богородице… Честнейшую херувим… Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне. Господи, помилуй, 3. Благослови. Отпуст (великий). Многолетие 53 Первый Третий Шестой Девятый Благословен Бог наш…  Царю Небесный… Трисвятое. И по Отче наш... Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Триодь Канон Кресту Триодь Ирмос канона Кресту: Якоже пророка: Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. (Песнь) (Ирмос) (Тропари) (Тропари) (Тропари) (Катавасия) Октоих Октоих Минея 2 троп. из 7 песни 2 троп. из 9 песни Триодь Триодь Канон Кресту Триодь трипеснец Триодь трипеснец Триодь Триодь Триодь Канон Кресту Триодь трипеснец Триодь трипеснец Триодь И абие: Достойно есть: постовым распевом Малая ектения. Светилен постовой прилучившагося гласа. По первом прочтении припеваем: Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя. По втором прочтении, на Славу: Молитвами, Господи, святых Твоих и спаси мя. По третьем прочтении, на И ныне: Молитвами, Господи, Богородицы и спаси мя. Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца глаголемое. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 1: От брашен постящися, душе моя: Стих: Исполнихомся заутра: Паки таяжде стихира. Стих: И буди светлость: Мученичен: Вас, прехвальнии мученицы: Слава, и ныне, Крестобогородичен: Вознесена яко виде: Посем, Благо есть: (единожды) Трисвятое, по Отче наш: В храме стояще славы Твоея: Господи помилуй. (40) Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Возглас: Сый благословен: Чтец: Аминь. Небесный Царю: Священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец: Аминь. Приидите поклонимся: и чтет 1-й час На 1-м часе Чтем псалмы обычныя. По скончании трипсалмия и Аллилуйя: чтец: Господи помилуй (3) и чтет тропарь постовой из Часослова: Заутра услыши глас мой: Посем стих: Глаголы моя внуши Господи: И паки: Заутра услыши: Стих: Яко к Тебе помолюся, Господи: Заутра услыши: Посем, Слава, и ныне: Что Тя наречем: Стопы моя направи: Да исполнятся уста: (все читается без поклонов и повторений). Трисвятое. По Отче наш: чтем кондак Скоро предвари: из Часослова. Таже, Господи помилуй (40) и молитву: Иже на всякое время: Господи помилуй (3), Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. История формирования чина отпевания мирских человек Современный вид указанный чин приобрел при патриархе Никоне (1652–1666). По обычном начале и 90 псалме в чине погребения мирских человек до Никоновского времени следовала заупокойная великая ектения. После нее «Аллилуиа» со стихами и тропарь «Глубиною мудрости» с Богородичным. И после этого начинали петь 17 кафизму. Такое же начало встречается и в памятниках Греческой Церкви. Семнадцатая кафизма по старым Требникам разделялась на две статии (теперь на три). Первая пелась с припевом «Помяни, Господи, душу раба Твоего», вторая – «Упокой, Господи, душу раба Твоего». После первой статии следовала малая заупокойная ектения. После второй следовали тропари на «Благословен еси, Господи», но порядок их пения был другой. Древнерусский чин погребения мирских человек не имел канона. После тропарей по непорочных следовали: ектения, седален «Покой, Спасе наш» с Богородичным, псалом 50 и сразу же пелись стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». Число этих стихир было больше, чем теперь, и не одинаково (по нескольку на каждый глас). За самогласными стихирами следовали «Блаженны», отделявшиеся иногда малой заупокойной ектенией, иногда еще и кондаком с икосом. Стихиры на блаженных были те же, что теперь в чине священнического отпевания. По окончании «Блаженнов» следовали прокимен, Апостол, Евангелие (то же, что и теперь). По старопечатным Требникам вслед за чтением Евангелия происходило целование умершего, во время которого пели стихиры «на целование»: три из них не входят в современный чин. После пения последней стихиры священник тайно читал разрешительную молитву: «Бог милосердый и многомилостивый» и полагал ее потом в руку умершего. С пением «Святый Боже» и стихир «Зряще мя безгласна» тело усопшего несли «ко гробу», то есть к месту погребения. Здесь священник читал «молитву на гробом внегда возливати масло»: «Помяни, Господи, Боже наш, иже в вере и надежде живота вечнаго усопшаго раба Твоего», а потом троекратно возливал на останки елей с пением «Аллилуиа» (трижды). В заключение произносился стих «Господня земля и исполнение ея». Певчие пели тропарь «Земле, зинувше, приими от Тебе созданного рукою Божиею». По Трисвятом и Отче наш пели тропари: «Со духи праведных», а затем следовал отпуст. И пелась «Вечная память». Священник в это время читал другую молитву разрешения над гробом умершего. И следовал обряд предания тела земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Затем еще две паримии. И – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу…», «Аминь» и «Святый Боже…», как обычно на литургиях. Затем – прокимен, Апостол и Евангелие. Вместо «Достойно…» – «О Тебе радуется…» «Милость мира…» поется очень протяжно, а лучше – по обычному напеву литургии Василия Великого , ибо в это время читаются длинные тайные молитвы 30 . Проскомидию лучше совершать раньше литургии. Исповедь же – еще раньше. Если же Рождество будет в понедельник или воскресенье, то накануне служится литургия Златоустого в свое время, как уже и сказано; а затем вечерня отдельно . Вечерню начинать около 1 часа дня. Начало обычное: «Благословен Бог наш…» (а не «Благословенно Царство…»); если есть диакон, то он сначала возглашает: «Благослови, владыко». Лик: «Аминь». Чтец – обычное начало и 103-й псалом. «Слава Тебе, Боже…», «Царю Небесный…» и так далее. После входа и паримии ектения малая; но «Трисвятого» не поем (как при литургии Василия Великого ); а по возгласе: «Яко Свят…» сразу: «Вонмем. Мир всем» и прокимен: «Господь рече…» и Апостол «к галатом», зачало 207. Евангелие Матфея, зачало 53. Потом: «Рцем вси…», сугубая ектения. «Сподоби, Господи… Исполним вечернюю…» По возгласах: «Премудрость», «Благослови» и проч. отпуст уже рождественский: «Иже в вертепе родивыися…» Так же и на литургии Василия Великого . Затем многолетствование. По окончании литургии или вечерни на средину выносится подсвечник, но не икона; и поется «славление» Христа: духовенство исходит и поет тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» – «Слава, и ныне», кондак: «Дева днесь…» Прекрасен болгарский напев – громогласный, торжественный. Если Рождество – в воскресенье или понедельник, то после литургии Златоустого полагается «мало вина». А если не было литургии, то постимся до конца литургии Василия Великого , и даже «до звезды», приблизительно около 3–4-го часа вечера. Трапеза хорошая, ибо начался уже праздник. Всенощная не полагается, а будет в самый праздник утреня. И это хорошо и разумно: нужно остальной вечер отдать уже праздничным чувствам. И кроме того, уже было достаточно служб за день: нужно знать меру; нужен и отдых.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В праздники Богородичны, в препразднство и попразднство тропарь воскресен 2-жды, на слава и ныне тропарь Богородицы, или препразднству и попразднству. Стихословятся две кафизмы: 2-я и 3-я; а по кафизмам ектеньи малые и седальни октоиха воскресны с Богородичными их. Полиелей, если положен по уставу (см. выше); если же полиелея не положено, то по седальнах 2-й кафизмы поются непорочны (или псалом 118-й), а после них поются тропари воскресни: Ангельский собор, с припевом: Благословен ecu Господи... (Во время полиелея, а когда его нет, то во время пения непорочных, отверзаются царские двери и бывает каждение всего храма). После тропарей воскресных малая ектения, седален или упакой воскресный рядового гласа. Если в воскресенье случится святый с полиелем или бдением, то после полиелея поется величание, и по величании, не певши величания со слава и ныне, поют тропари воскресны: Благословен еси Господи... Ангельский собор; после тропарей – малая ектения, седален или такой воскресный рядового гласа. В празднование святым с полиелем или бдениеи после упакоя поются те седальны святого минеи, которые положены по 1-м и 2-м стихословии кафизм, но которые в свое время заменены были воскресными. Далее: степенны антифоны 64 и прокимен рядового гласа, Евангелие рядовое из 11-ти воскресных утренних. По прочтении, евангелие износится из алтаря на средину храма для лобызания, а певцы поют: слава Тебе, Господи, слава Тебе, и Воскресение Христово видевше... Потом: псалом 50-й, слава – молитвами Апостолов, и ныне – молитвами Богородицы... Помилуй мя Боже... стихира – Воскрес Иисус от гроба... молитва: Спаси, Боже, люди Твоя... Господи помилуй 12-ть, возглас: Милостью и щедротами... и начинается пение канонов. В двунадесятые праздники Господни после Евангелия вместо слава: молитвами Апостолов, и ныне – молитвами Богородицы, поется особый праздничный стих – сперва на слава, потом на и ныне. В праздники Богородичны поется на слава: молитвами Богородицы и на и ныне тоже: молитвами Богородицы. В праздники святым на слава поется: молитвами святого празднуемого, на и ныне – молитвами Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Видя Христа, Которого носила Ты в чреве, Чистая,/прекрасно из мертвых воссиявшего/в сей день для спасения всех,/славная и непорочная среди жен, и прекрасная,/с Апостолами радуясь, Его прославляй. ] Катавасия: На божественной страже: Ектения малая, [молитва 3] и возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Песнь 5 Ирмос: Бодрствовать будем с раннего утра/и, вместо мvpa, песнь принесем Владыке,/и Христа узрим – правды Солнце,/всем жизнь излучающее. Безмерное Твое милосердие видя, Христе,/связанные узами ада/к свету устремлялись/радостными стопами,/восхваляя Пасху вечную. Приблизимся со светильниками в руках ко Христу,/выходящему из гроба, как жениху,/и отпразднуем вместе/с торжествующими Небесными полками/Пасху Божию спасительную. [Богородичен: Просвещается Божественными/и живоносными лучами/воскресения Сына Твоего, Богоматерь Пречистая,/и радости исполняется благочестивых собрание. Не отверз Ты врат девства при воплощении,/не нарушил печатей гроба, Царь создания,/и потому, воскресшим Тебя видя,/Матерь радовалась. ] Катавасия: Бодрствовать будем с раннего утра: Ектения малая, [молитва 10] и возглас: Ибо свято и прославлено многочтимое и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Песнь 6 Ирмос: Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Сохранив печати целыми, Христе,/Ты восстал из гроба,/заключенного чрева Девы/не повредивший при рождении Твоем,/и открыл нам райские двери. Спаситель мой,/живая и не закалываемая жертва!/Сам Себя, как Бог,/добровольно принеся Отцу,/Ты воскресил с Собою/общего родоначальника Адама,/воскреснув из гроба. [Богородичен: Издревле удерживаемое/смертью и тлением,/возведено к нетленной и вечной жизни/Воплотившимся от Твоего пречистого чрева,/Богородица Дева. Сошел в глубочайшие места земли/в недра Твои, Чистая, Сошедший/и вселившийся, и воплотившийся превыше ума;/и воздвиг Он с Собою Адама,/воскреснув из гроба. ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010