Краткий Устав соединения церковных служб СЛУЖЕНИЕ ПО ОКТОИХУ И МИНЕЕ МЕСЯЧНОЙ ОТ НЕДЕЛИ ВСЕХ СВЯТЫХ ДО НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ СЛУЖЕНИЕ ВСЕДНЕВНОЕ а) Общий порядок седмичного служения с рядовым святым По входе в храм священник в епитрахили пред царскими вратами начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – «Приидите, поклонимся» и читает псалмы 9-го часа. По псалмах – тропари, а по Трисвятом – кондак, те же самые, какие читались в тот день на 3-м и 6-м часах перед литургией. По молитве «Владыко Господи, Иисусе Христе, долготерпевый» и возгласе «Боже, ущедри ны» отпуста не бывает, а иерей, облачившись в фелонь и отверзши завесу царских врат, выходит пред царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа». Иерей читает тайно молитвы светильничные. Ектения великая «Миром Господу помолимся». Ектению эту диакон, если он есть, произносит обыкновенно на амвоне пред царскими вратами, равно и иерей, если он служит без диакона. Затем стихословится вся рядовая кафизма. Стихословится кафизма так: чтец читает первый псалом и другие до «Славы» и в конце говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец же: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает другую «Славу» кафизмы; кончая вторую «Славу», он опять говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает третью, последнюю «Славу» кафизмы и заканчивает ее сам: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Таким образом стихословятся все кафизмы. По стихословии – ектения малая «Паки и паки».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Е. Кустовский Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа Час 9– й трипсалмный. По возгласе глаголет чтец: Аминь. И абие Трисвятое. Царю Небесный не глаголем даже до Недели 8– я во всяком Церковном пении. На малей вечерни На Господи, воззвах: поставим стихиры 4, глас 6: Господь вознесеся на Небеса: Господи, Твоему Вознесению: На горах святых: Господи, смотрения совершив таинство: ( Зри ниже на велицей вечерни.) Слава, и ныне, глас тойже: Господи, апостоли, яко видеша Тя: Прокимен дне. На стиховне стихиры, глас 1: Возшед на Небеса: Возшел еси, Христе, к Безначальному Отцу: Ангели Твои, Господи: Слава, и ныне, глас 2: Родился еси, яко Сам восхотел еси: ( Вся сия зри на велицей вечерни.) Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш: отпустительный тропарь, глас 4: Вознеслся еси во славе: Таже ектения малая. И отпуст. На велицей вечерни По предначинательном псалме кафисмы не глаголем. На Господи, воззвах: поставим стихов 10. И поем стихиры самогласны 5, повторяюще я. Глас 6. Стих: Изведи из темницы душу мою/исповедатися имени Твоему. Господь вознесеся на Небеса,/да послет Утешителя миру:/небеса уготоваша престол Его,/облацы восхождение Его./Ангели дивятся, Человека зряще превыше себе./Отец ждет, Егоже в недрах имать соприсносущна./Дух же Святый велит всем Ангелом Его:/возьмите врата, князи, ваша,/вси языцы, восплещите руками,//яко взыде Христос, идеже бе первее. Стих: Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Господь вознесеся на Небеса: Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой. Господи, Твоему Вознесению удивишася Херувими,/зряще Тебе Бога, на облацех восходяща,/на них седящаго;//и славим Тя, яко блага милость Твоя: слава Тебе. Стих: Да будут уши Твои/внемлюще гласу моления моего. Господи, Твоему Вознесению: Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у тебе очищение есть. На горах святых зряще Твое Вознесение, Христе,/Сияние славы Отчи,/воспеваем Твой светообразный лица зрак,/кланяемся Страстем Твоим,/почитаем Воскресение,//славное Вознесение славяще: помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Слова Дела Возглас « Благословенно Царство… ». Хор: « Аминь » Чтец: « Приидите, поклонимся… » и 103й псалом. Мирная ектения Священник читает светильничные молитвы. Кафизма (обычно 18-ая, но на 5й седмице Поста — другая) 1ая «слава». Малая ектения Священник достаёт Агнец из дарохранительницы и кладёт Его на дискос. 2ая «слава». Малая ектения Каждение Преждеосвященного Агнца с иерейской свечой. 3ья «слава». Малая ектения. Перенос Агнца с престола на жертвенник . Звонок в колокольчик при подъёме Агнца с престола и 2й звонок при поставлении на жертвенник. Наливание вина в чашу. Покрытие Даров (кадило, свеча на жертвенник). «Господи воззвах» и стихиры Каждение алтаря и всего храма. « И ныне… » Богородичен « Свете тихий… » Прокимен, 1ая паремия (из Бытия) После прокимна ЦВ закрываются. 2й прокимен ЦВ снова открываются. « Премудрость, прости » Свящк начертывает крестн. знамение свечой и кадилом, лицом к престолу. Дьяк.: « Повелите » Свящ.: « Свет Христов просвещает всех » … Священник возвышает свечу с кадилом лицом к народу. 1й колокольчик. После возгласа — сразу второй раз в колокольчик. … и сразу 2ая паремия (из Притчей) Врата закрываются. Великий прокимен « Да исправится молитва моя… » 1й колокольчик. Священник непрерывно кадит у престола; на пение последнего стиха кадит у жертвенника; на последнее пение прокимна возвращается к престолу, а у диакон у жертвенника продолжает каждение. В самом конце прокимна — второй колокольчик. 3 земных поклона, после чего ЦВ закрываются Каждение. Сугубая ектения (« Рцем… ») Священник разворачивает антиминс. Ектения об оглашенных Ектении верных 1ая и 2ая. В конце 2й ектении открываются ЦВ. « Ныне силы Небесныя… » Аналог Херувимской песни на обычной литургии. Каждение (½ — только внутренняя половина алтаря). Вход с Преждеосвященными Дарами (пономарь идёт лицом к Дарам): колокольчик до и после перенесения Даров с жертвенника на престол 3 земных поклона. ЦВ закрываются; завеса закрывается на ½. 

http://azbyka.ru/shemy/liturgija-prezhde...

39. Пение «Трисвятого». Чтение Апостола и Евангелия. Ектении, заключающие литургию оглашенных После малого входа священник произносит возглас: «Як о свят еси, Боже наш, и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно». После этого возгласа диакон, получив благословение от священника, выходит на солею, становится перед иконою Спасителя и произносит: «Господи, спаси благочестивыя и услышины» Певцы повторяют эти слова. После этого диакон обращается к народу и доканчивает возглас священника произнося: «и во веки веков», при этом поднятием конца ораря дает знак певцам начинать пение Трисвятой песни. В праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи, Пятидесятницы и в субботы: Лазареву и Великую, вместо этой Трисвятой песни поют стих «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся Аллилуйя», Это поется потому, что в древности в эти дни крестили оглашенных. В праздник же Воздвижения Креста Господня и в неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поют «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и Святое воскресение Твое славим». После этого пения бывает чтение Апостола и Евангелия. Чтение Апостола напоминает проповедь Св. Апостолов, а чтение Евангелия – проповедь Иисуса Христа. Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, а священник сидит около горнего места. Чтение Евангелия и Апостола должно слушать с наклоненной головой и вниманием, как бы слушали самого Господа и Его Апостолов. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и чтение священником молитвы за Государя Императора. После чтения молитвы следует иногда ектения заупокойная, и ектения об оглашенных. В сугубой ектении мы молимся о помиловании всех живых людей от разных бедствий, в заупокойной – об упокоении умерших, в ектении об оглашенных мы молимся о том, чтобы Господь присоединил оглашенных к святой Своей соборной и апостольской церкви: в конце этой ектении оглашенным повелевается выйти их храма. Этим повелением и оканчивается вторая часть литургии – литургия оглашенных. Краткий порядок литургии оглашенных: 1) Благослови владыко. 2) Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. 3) Великая ектения. 4)Благослови душе моя Господа. 5) Малая ектения. 6) Единородный Сыне. 7) Малая ектения. 8) Заповеди блаженства. 9) Малый вход. 10) Премудрость прости. 11) Тропарь праздника. 12) Со святыми упокой. 13) Господи спаси благочестивые и услышины. 14) И во веки веков. 15) Трисвятое. 16) Чтение Апостола. 17) Чтение Евангелия. 18) Ектения сугубая. 19) Ектения заупокойная. 20) Ектения об оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Содержание Предисловие Воскресная всенощная I. Начало II. Псалом 103. О сотворении Мира III. Ектения великая IV. Блажен муж V. Внегда призвати ми. Вторая слава: Пс.4,5,6 и ектения малая VI. Господи Боже мой, на Тя уповах. Третья слава: Пс.7,8 и ектения малая VII. Господи, воззвах и стихиры Пение стихов и стихир VIII. Вход с кадилом IX. Прокимен X. Ектения сугубая XII. Ектения просительная XIII. Лития под великий праздник XIV. Стихиры на стиховне XV. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Богородице XVI. Благословение хлебов XVII. Конец вечерни XVIII. Утреня XIX. Ектения великая XX. Бог Господь XXI. Кафизма XXII. Полиелей XXIII. Тропари воскресны XXIV. Пред Евангелием XXVI. После Евангелия XXVII. Канон XXVIII. На хвалитех XXIX. Славословие великое XXX. После великого славословия     Предисловие Молитва за богослужением требует доброго внимания, участия ума и сердца, духовного подъема. Многие возглашения в церкви призывают христианина творить молитву свою, указывая, о чем именно надлежит молиться, например: О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся. Т.е. составим (в уме и сердце) молитву, прямое обращение ко Господу о спасении. Поэтому в некоторых обителях, как в Киево-Печерской Лавре, «Господи, помилуй» поется весьма протяжно: чтобы дать время помолиться, усвоить сердцем прошение по данному возгласу и высказать прямое обращение ко Господу. Другие же возгласы в богослужении прямо изложены в виде молитвы, которую только надо повторить за священнослужителем, например: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. В настоящей книжке дается некоторое руководство к молитве во время воскресной всенощной, изъясняется мысль и чувство, заключенные в пении и чтении церковном. Свою молитву надо запечатлевать крестным знамением, подобно тому, как, отсылая прошение Царю или начальнику, мы прикладываем к бумаге печать. Когда креститься? Когда творить поклоны? – тогда, когда творит сие священнослужитель, когда невольно чувствуем необходимость привлечь к молитве свое оземленелое, склонное к покою тело, когда хотим молиться всем разумением своим, возбудить орган ума, сокрытый под нашим челом, – всем сердцем своим, ударяя в перси, яко мытарь, – всею крепостью своею, прикасаясь к плечам, исходищам силы телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Михаил Соколов Богослужение Православной Христианской Церкви Пожертвовать Вход протоиерей Михаил Соколов Богослужение Православной Христианской Церкви Источник 28. Богослужебные книги 30. Пение стихов " Господи воззвах " , пение стихир на " Господи воззвах " и " Богородична " . Вечерний вход, пение гимна " Свете тихий " , прокимен и паремии Скачать epub pdf Оригинал: 122 Мб 29. Понятие о всенощном бдении, начало его и предначинательный псалом, великая ектения, пение стихов „Блажен муж», малая ектения Всенощное бдение, или всенощная, есть такая церковная служба, которая совершается с вечера накануне воскресных и праздничных дней. Эта служба получила свое название потому, что древние христиане совершали ее под воскресные и праздничные дни в продолжение всей ночи. Слово «бдение» значит бодрствование. Всенощное бдение означает молитвенное бодрствование в продолжение всей ночи. Основанием для всенощной службы послужили примеры из жизни Господа Иисуса Христа, который нередко ночи посвящал на молитву Богу Отцу. Всенощное бдение было установлено в 4 веке святым Иоанном Златоустом , архиепископом Константинопольским, который желая отвлечь истинно верующих от посещения незаконных языческих собраний, установил собираться православным в свои храмы для Богослужения ночью. Христиане любили посвящать ночь молитве, особенно перед днем воскресным или праздничным. Всенощное Богослужение перешло к нам в Россию из Константинополя и дополнено песнопениями, составленными св. Иоанном Дамаскиным , Феодором Студитом . Всенощная состоит из трех служб: вечерни, утрени и первого часа. На вечерни воспоминаются ветхозаветные события. На утрени воспоминаются новозаветные события. На первом часе воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадилом, а диакон со свечей кадят алтарь. Это каждение алтаря напоминает сотворение мира и человека; затем диакон со свечей выходит на амвон и произносит: «Восстаните, Господи благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

35. Стихиры на хвалитех. Великое славословие. Ектения сугубая и просительная. Первый час. Церковное значение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа. Общая мысль утреннего Богослужения После пения канона поются стихиры в честь праздника и эти стихиры называются стихиры на хвалитех. Эти стихиры начинаются такими словами: Всякое дыхание да хвалит Господам 21 . В них содержится славословие Богу от всего Его творения. Пение канона в древности продолжалось и ныне, особенно в некоторых монастырях, продолжается до рассвета. Священник поэтому вскоре после пения канона возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Этими словами выражается Богу благодарение за послание света. После этого певцы поют великое славословие. Это славословие начинается ангельскою песнею: «Слава в вышних Богу» 22 и оканчивается серафимскою песнею: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас». Великим славословием церковь научает нас славить, благодарить Бога и просить у него милостей, и прощения грехов. После пения великого славословия произносятся ектении: сугубая и просительная. После этих ектений священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, произносит «отпуст». Отпустом называются слова священника, которые он произносит при окончании церковных служб, благословляя народ на выход из храма. После отпуста оканчивается вторая часть всенощной – утреня пением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, архиерею и всем христианам. Краткий порядок второй части всенощной; 1) Шестопсалмие, 2) Великая ектения, 3) Пение «Бог Господь и явися нам», 4) Чтение кафизм, 5) Малая ектения. 6) Пение: «Хвалите имя Господне», 7) Пение воскресных тропарей: «Благословен еси Господи», 8) Величание, 9) Пение антифона «От юности моея», 10) Чтение Евангелия, 11) Священная песнь: «Воскресение Христово видевшие», 12) Пение канона, 13) Великое славословие, 14) Ектении: сугубая и просительная, 15) Отпуст. Ко всенощной присоединяется чтение первого часа. Первый час есть краткое Богослужение, которым освящается начало дня и воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, В. неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его муз. сочинения написаны в русле высокой традиции рус. литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение В. к напевам обихода Валаамского мон-ря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в совр. церковно-певч. практике, а также близость В. творческим взглядам А. Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы - «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.

http://pravenc.ru/text/150017.html

Я забуду все дела, А молитвенник я свой Положу на АНАЛОЙ — высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы. Правильный ответ Посмотри, туман окутал Паперть, храм и даже КУПОЛ – глава на храме. Купола также называют маковицами. Правильный ответ Со священниками вместе, (Смысл понятен и известен), Тоже Господа хвалю я Словом этим: АЛЛИЛУЙЯ — от еврейского «хвалите Бога. Правильный ответ Правый клирос запевает, А потом и так бывает, Что поет, как слышит он, Левый клирос  АНТИФОН (греч. «звучащий в ответ») — песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается. Правильный ответ В церкви действо началось, И по храму разлилось Сладостное пение Всенощное ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Правильный ответ Чтоб частицу благодати От Христа сейчас принять мне, Подхожу без лени я Под Благословение Правильный ответ Хор поет, и всем понятно, Что уста глаголют внятно. Тайно сердца голос нежный Обращу и я с надеждой. Пусть летит сквозь все затворы Просьба жаркая моя! Просьба к Богу — ЕКТЕНИЯ (греч. – «тянуть») – усиленное моление, состоящее из ряда прошений. Ектения произносится дьяконом или священником. После каждого прошения хор поет “Господи, помилуй” или “Подай, Господи”. Ектений различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная, малая — из одного прошения, сугубая, просительная и др. Правильный ответ Твой дым — молитвы образ милый, Благоуханное КАДИЛО — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Правильный ответ Подо мною пропасть, ад, А вкруг Ангелы стоят. Так свой голос, слабый очень, Я слагаю среди прочих, И от имени народа Хор прошение выводит. Счастье даже и не снилось: Ведь хожу я петь на КЛИРОС — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

http://azbyka.ru/deti/stihi-zagadki-po-l...

17. Страстная седмица. Великий Вторник. Сщмч. Симеона, еп. Персидского. Прп. Акакия, еп. Мелитинского. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского (службу зри 30 августа) . Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник. Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Евангелие – Мф., зач. 90-е: «Совет приемше вси фарисее на Иисуса...», без преступки (конец – в зачале 96-м: «Благословен Грядый во имя Господне»). Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...», и тотчас малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...», и икос, глас тот же: «Что унываеши, душе моя...». Двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос двупеснца. На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Скрывшаго талант осуждение...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе талант...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину. На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...». Примечание. «Час же 3-й и 6-й, поем с кафизмами, во свое время, и с поклоны... Вкупе же поем и 9-й час без кафизмы... и Блаженны поем... и прочее все, якоже в понедельник указася» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Вторник»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-30/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010