О бегстве жены в пустыню уже говорилось выше, в 12, 6. Следует, однако, заметить, что в описании того и другого бегства имеются отличия. Первое происходит ранее войны на небе и преследования жены низверженным драконом, тогда как второе уже после, по причине преследования. В 12, 6 говорится, что в пустыню жена убежала, а в 12, 14 сказано, что она туда летела на крыльях большого орла. Срок пребывания в пустыне в 12, 6 обозначен как «тысяча двести шестьдесят дней», а в 12, 14 сказано: «в продолжение времени, времен и полвремени». И хотя формально это один и тот же срок, все же можно думать, что, как и в 11, 2–3 (см. комм.), тайнозритель употребил неодинаковые наименования именно с целью различения этих событий. Можно, например, предположить, что первое пребывание жены в пустыне совпадает по времени с пророчеством двух свидетелей гл. 11, о котором тоже сказано, что оно будет продолжаться тысячу двести шестьдесят дней (см. комм на 11, 3). Второе же бегство происходит, вероятно, уже после убиения свидетелей зверем и после того, как низверженный на землю дракон, зная, что ему немного осталось времени, в великой ярости начинает преследовать Церковь. По причине этого нового сильнейшего преследования Церковь, вероятно, и бежит, а точнее, летит на крыльях орла, в какую-то еще более глубокую пустыню, где от Бога приготовлено ей новое безопасное место.   «два крыла большого орла» – означают совершенно особую помощь, заботу и промыслительную деятельность Бога, в каковой будут иметь нужду находящиеся в совершенно особых обстоятельствах христиане антихристовых времен.  Спасенным из египетского плена израильтянам Господь говорит: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19, 4). И еще: «Ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его» (Втор. 32,  9–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Призываем Божие благословение на пастырский труд Ваш покорять людей Закону Христову. Тихон, Патриарх Московский и всея России Сверял делопроизводитель            Н. Боголюбов Помета: Послано по почте заказным 337 2(15) февраля 1918 г.. ГА РФ. Ф. P-3431. Оп. 1.Д. 570. Л. 11–12 об. Заверенная копия. Опубл.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 88–89. II. 1.20. Письмо епископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова) Патриарху Тихону о проведении крестного хода в г. Орле 2 февраля 1918 г. 4 февраля 1918 г. Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону Серафима, Епископа Орловского и Севского, доклад Долгом имею почтительнейше донести Вашему Святейшеству, что 2-го сего февраля, в день праздника Сретения Господня, состоялся торжественный крестный ход из всех церквей г. Орла ввиду воздвигнутого на Святую Православную Церковь гонения. В крестном ходе приняли участие все духовенство и почти все православное русское население г. Орла. Начался крестный ход литургией в 8 часов утра водной из окраинных церквей города, совершенной викарием вверенной мне епархии, епископом Елецким Амвросием, по окончании которой крестный ход, возглавляемый Преосвященным викарием, двинулся по магистрали главных улиц в кафедральный собор. На пути следования к нему присоединились крестные ходы приходских церквей. В 12 часов дня на площади кафедрального собора было совершено мною молебствие «о вразех ненавидящих и обидящих нас», после чего крестных ход, возглавляемый мною, увеличенный святынями и богомольцами из прилегающих к кафедральному собору церквей, отправился обратно. Закончился крестный ход в начале 6-го часа вечера. О крестном ходе заблаговременно было оповещено все население г. Орла как по церквам, так, кроме того, и следующими 338 объявлениями за моей подписью 339 . Губернский Совет народных комиссаров в заседании 1-го сего февраля накануне крестного хода вынес постановление, которым просил все население не участвовать в крестном ходе, назначенном провокаторами. Объявление о сем (при сем прилагаемое) вечером 1 февраля было расклеено по всему городу, а в самый день крестного хода утром 2 февраля раздавалось по улицам и у приходских церквей города. Во все церкви Советом народных комиссаров были командированы особые лица, которые требовали от духовенства и церковных старост не участвовать в крестном ходе, но, несмотря на это, крестный ход состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он сформировал парадигму русской цивилизации» Протоиерей Александр Кузин, депутаты Евгений Федоров и Николай Коломейцев об установке в Орле памятника Иоанну Грозному 27.07.2016 794 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , в Орле собираются поставить памятник русскому Царю Иоанну IV, более известному как «Иван Грозный», как основателю города. Инициатор воздвижения статуи — местный губернатор Вадим Потомский. Он поясняет: «Лично для меня существует три выдающихся правителя: Иван Грозный, Петр I и Иосиф Виссарионович Сталин. По всем разная история, но каждый из этих людей внес огромную лепту в государственность России, в её мощь». Первоначально открытие статуи предполагалось к открытию 3 августа, в день 450-летия Орла, однако позже сообщили, что ее решили отложить до сентября . На встрече губернатора с представителями общественности принято решение провести широкий социологический опрос общественного мнения о необходимости установки памятника Иоанну Грозному в Орле и месте его расположения. Вопросы анкеты будут согласованы с общественными активистами. Окончательное решение об установке памятника основателям Орла будет принято по результатам опроса. Следует отметить, что памятников Иоанну Грозному в России не было никогда: ни в допетровской Руси (тогда обычая ставить памятники у нас еще не было), ни в петербургской России (репутация «душегуба» мешала), ни в советской (потому что Царь все-таки). Как известно, даже на памятнике Тысячелетия России в Новгороде Иван Васильевич «пропущен». «Как вы относитесь к предложению орловского губернатора? Стоит ли, на ваш взгляд, ставить в наши дни первый в истории памятник Ивану Грозному, пусть даже только как основателю Орла?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к протоиерею Александру Кузину, клирику храма Космы и Дамиана в Шубине. «Мои родители родом из Орловской области, так что буду рад приехать в Орел на открытие памятника. К этому городу у меня теплые чувства, и орловский чернозем мне приятнее, чем московские камни, хотя я родился в Москве . И я солидарен с губернатором: Иван Грозный - действительно один из великих государственных деятелей России, который сформировал парадигму русской цивилизации. Те, кто его не любит или ненавидит, думаю, проецируют отношение к личности из-за своего отношения ко всей России. Поэтому не надо стесняться или смущаться предложения губернатора, наоборот гордиться надо такими людьми!» - отметил о. Александр.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/on...

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – вот два крыла большого орла , которыми Церковь уносится из мира в спасительную пустыню жизни с Богом. Там Церковь питалась Божественным учением и таинствами. Христианин, не читающий и не слушающий Писания, – это птица без крыльев, не могущая взлететь от земного мудрствования. Принимающие только один какой-нибудь Завет (таковы иудеи, принимающие только Ветхий Завет , и таковы были некоторые древние ереси, принимающие только Новый Завет и отвергающие Ветхий), как птица на одном крыле, никогда не могут взлететь к истинному ведению Бога и к жизни в Нем. С другой стороны, бегство Церкви от дракона в пустыню подобно исходу Израиля из Египта от фараона в Аравийскую пустыню. Бог говорил тогда Своему народу: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ( Исх. 19:4 ). Господь нашел народ Свой «в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет и носит их на перьях своих» ( Втор. 32:10–11 ). А потому и взывают дети Божии: «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» ( Пс. 35:8 ). Мы видим, что жене-Церкви даны были два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Само выражение в продолжение времени, времен и полвремени одинаково с Дан. 7:25 и Дан. 12:7 и означает год, два года и полгода, то есть три с половиной года. Это и есть те 1260 дней, или 42 месяца царствования антихриста. Тогда под двумя крылами большого орла можно разуметь и двух свидетелей – пророков Илию и Еноха, проповедью которых жена- Церковь и будет спасаться в то время. Но змий-сатана не удовлетворился тем, что исторг Церковь из среды народа и государств, он знает, что она продолжает существовать в потаенных пустынных местах и хочет и там ее уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Псалом Давиду 102 В этом прекрасном псалме Пророк описывает благодеяния Божии и неизреченную милость Господню к «боящимся Его» . Песнословие это приличествует всему человечеству в целом и каждому человеку в частности (Златоуст, Феодорит). Пс.102:1.   Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и «святого имени Его» , Которое освящает славословящих Его. Словом «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим (Афанасий, Василий В.). Пс.102:2.   Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: Царе-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Ибо получив от Него величайшие блага, человек, чрез непослушание воле Божией, отблагодарил Своего Благодетеля злом. Но Господь не воздал ему должным возмездием, а как милостивый и долготерпеливый ко всем беззакониям человеческим продолжает оказывать Свои благодеяния «на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6:35) (Афанасий). Пс.102:3.   Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. «Очищается» человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который «язвен бысть за грехи наша, и мучен быст за беззакония наша, и... язвою» (Которого) «мы исцелехом» (Ис. 53:5) (Псалтирь с толкованием). Пс.102:4.   Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, Бог, соединяя человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека — восполняет их недостаток и, таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателен и милостив к ближним, то и тебя Он увенчает в Царстве Своем, ибо: «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) (Исихий). Пс.102:5.   Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Тела праведных в будущем веке восстанут подобообразными телу славы Христовой — Этого разумного «Орла. Обновление» всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в своем полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаз. Поэтому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла «обновление» души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете (Златоуст, Максим Грек).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

С изъяснением самого главного и существенного может быть понятно значение и прочих частей явления, но крайней мере в их общих чертах. Носящие твердь и престол, по мановению Седящего на нем, четыре живые существа и одушевленные общим с ними Духом зрячие колеса должны быть ближайшие живые и духовные орудия Христовой державы; так первые из них и названы у Пророка Херувимами ( Иез.10 и Иез.43 ). Усвоенные этим живым существом образы льва и человека, тельца и орла, служат выразительными знаками того, что высшие служебные силы и орудия божественной державы с грозною силою и властительностью (льва) соединяют краткую разумность (человека); и с твердостью и простотою (тельца) парящую легкость и выспренность (орла). Лица их, устремленные в каждую из четырех сторон, исполнение всего их тела и колес очами, общее всем им начало жизни и управление движения их голосом Седящего на престоле – все это служит прекрасной картиной горнего мира, где всех одушевляет один Дух Божий, всеми правит Бог Слово, где столько разнообразия и во всем единство всеозаряющей Божией любви, где небесные духи – эта краса и верх творений – чужды нашей жалкой односторонности, и каждый из них, по своей духовности и созерцательности, полон очей или, по выражению изъяснявшего это видение Св. Макария Египетского , есть весь око. Эта небесная держава как сама по себе есть духовный, неприступный и всесветлый огнь любви, чистоты и всемогущества, так и в своих орудиях и служебных силах, по их духовному совершенству и силе, огневидна и светоносна (творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящь); и вся она покрыта светлым облаком славы. Духовные действия и движения поражают приникающих к ним невольным трепетом и благоговением, – как громовые глаголы Вседержителя. Таково Иезекиилево видение в своей целости и главных частях, сколько мы понимаем общее значение его. Но нужно присовокупить. Как держава Христова касается существенным образом человечества, да и самому Иезекиилю явилась в отношении именно к человекам, к церкви, то явление оной Пророку было не отвлеченно-небесное, а предуказывало, что она такою же откроется и в человечестве, какова есть в горнем мире. И значит, в церкви земнородных, как в совокупности их, так и в каждой верующей душе Христос имеет, наконец, всем управлять, как царь, – весь состав церкви и все силы всякой души должны быть оживлены Его Духом и действовать по Его мановению. – И здесь, как у небожителей, львиная мощь и властительность должны быть всегда в самой внутренней гармонии с разумностью человека и твердость и простота тельца с быстролетностью и возвышенными парениями орла – и церковь и каждая душа должна быть вся око и вся свет. Такое таинственное значение сего видения самым уже опытом дознавал и изложил в одной из своих бесед св. Макарий Египетский . – Следовательно, видение это должно быть духовно воображено в каждом верующем, но вполне оно осуществится не иначе, как в церкви торжествующей; – так видел это и тайнозритель Иоанн ( Откр.5:9–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

2) Оба колена преклоняет поставляемый во епископа, ибо принимает полное бремя служения 91 ). 3) Посвящению архиерея предшествует следующее действие. Среди церкви полагается ковер с изображением орла, возвышающегося над укрепленным городом и реками 92 . На это изображение, новоизбранный, исходя из алтаря, становится постепенно: сперва при вопрошении, ему делаемом, о правой вере, которую он исповедует, он стоит на ногах орлиного изображения; по произнесении же символа веры , становится он на средину орла, при чем дает подробное о соблюдении правоверия обязательство, – наконец, на главе орла дает особое обещание о соблюдении, в своем святительстве, апостольских правил и святоотеческих канонов. Как это изображение, так и несколько подобные ему небольшие ковры, подлагаемые под ноги епископа при всех его служениях, имеют эмблематическое значение; например, орел, взор которого направляется прямо на солнечное сияние, изображать может высокое святоотеческое созерцание истины божественной и неизменную чистоту, силу и возвышенность православного богословия, которые должны быть свойственны епископу 93 . Орел есть и атрибут апостола любви, св. Иоанна Богослова, а любовию имеют окрыляться и воодушевляться действия епископа. Распростертыми же крыльями орел как бы напоминает о возвышении духа над всем земным, при неоставлении заботливости о пастве, городом изображаемой. Три реки, на ковре посвящения представленные, соответствуют, по-видимому, тройственному учительству епископа: примером, увещанием и повелением, подобно „возвышению вод многих“ 94 и поучения уподобляются речным устремлениям, возвеселяющим град Божий 95 . 4) Совершается рукоположение епископа после трисвятой песни, соединяющей пение ангельское с человеческим и по соответствию иерархии небесной и церковной. Внутри алтаря новопосвящаемый принимается епископами, обходит около Святой трапезы трижды при трех вышеупомянутых таинственных песнопениях и над ним совершается указанным порядком хиротония, и возлагается на него облачение епископское.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрошающий. Прошу объяснить слова: веселитеся небеса и живущии на них: горе живущим на земли и мори, яко сниде диавол к вам, имея ярость великую, ведый, яко время мало имать? Отвещающий. Небесами и живущими на них здесь именуются все чада Церкви, земного неба; велит же им глас велий с небеси радоваться о победе святых мучеников над диаволом. А землей и морем именуются неверующие во Христа, яко ничтоже имущии в себе небесного, и им возвещается горе от диавола, который, не имея власти над верными, покажет злобу свою над неверными, чрез орудие свое, антихриста, имущего мало время быти. О сем и апостол пишет: «послет им Бог (сиречь попустит) действо льсти, воеже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии о неправде ( 2Фес.2:11, 12 ). Откр.12:13–16 «И егда видев змий, яко низложен бысть на землю, гоняше жену, яже роди мужеска. И даны быша жене два крыла орла великаго, да парит в пустыню в место свое, идеже препитана бяше ту время и времен и пол времени, от лица змиина. И испусти змий за женою из уст своих воду яко реку, да ю в реце потопит. И поможе земля жене, и отверзе земля уста своя, и пожре реку, юже изведе змий от уст своих». Вопрошающий. Как разуметь сие место Откровения? Отвещающий. Здесь открывается, что когда увидел змий, яко гонением на Святую Церковь чрез идолопоклонников не может причинить ей вреда, но паче сам от святых мучеников побежден и посрамлен бывает, тогда он изливает на Святую Церковь другую свою злобу, изобретает иные сосуды нечестия, послушные ему, изрыгает чрез них из уст своих на Святую Церковь, яко реку, еретическая учения, тщася потопить ее в ересях, яко в воде. И известно, что еще при апостолах начали возникать ереси, какова николаитская, воспоминаемая в Откровении, гностическая и прочие подобные им; а наипаче озлоби Церковь ересь арианская и последовавшие за нею. Вопрошающий. Что означают данные жене два крыла орла великого? Отвещающий. Св. Андрей Кесарийский два крыла орла великого сказует быти два Завета: Ветхий и Новый, иже даны суть Церкви, да теми возвышаема, парит в пустыню от лица злобы змиевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

хиерейского амвона, около них и по направлению к царским вратам в два ряда расположилось духовенство. Получив благословение от первенствующего среди иерархов, владыки-митрополита Московского, и от преосвященных архиереев, протопресвитер А.С. Ильинский и протодиакон А.З. Шеховцев отправились в алтарь за архимандритом Арсением. Последний, совершив земной поклон пред св. престолом, вышел чрез царские врата на средину собора, в полном облачении, с митрой на голове. Поклонившись митрополиту и преосвященными, хиротонисаемый заняли место на конце «большого орлеца» протодиакон Шеховцев провозгласили: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный архимандрит Арсений хиротонисатися во епископа богоспасаемого града Волоколамского». Митрополит обратился к хиротонисуемому с вопросом: «Чесо ради пришел еси и от нашея мерности чесого просиши»? Архимандрит Арсений отвечал: «Хиротонии архиерейской благодати, преосвященнейшие», и затем, на вопрос владыки: «како веруеши»? громогласно прочитал символ веры . Получив благословение от митрополита, хиротонисуемый стал на средину «орла». Далее, на вопрос владыки, хиротонисуемый прочитал изложение православной веры об ипостасях Божества и вновь получил благословение от митрополита. Потом хиротонисуемый стал на главу «орла» и на вопрос владыки прочитал учение святой Церкви о воплощении Сына Божья, дал обещание соблюдать каноны св. апостолов, вселенских и поместных соборов и св. отцов, соблюдать церковный устав, блюсти мир, повиноваться Св. Синоду, быть во всеми согласным с епископами, в страхе Божьем и боголюбивым нравом управлять вверенным ему стадом. Затем хиротонисуемый произнес особую присягу, установленную для духовных властей, которую скрепил собственноручной подписью. Вручив подписанный лист первенствующему иерарху и получив от него благословение, хиротонисуемый трижды поклонился митрополиту и архиереям, подошел к каждому из них под благословение и стала посредине «орла», обратясь лицом к алтарю. Протодиакон провозгласил многолетие, причем особое многолетие провозглашено «избранному и утвержденному во епископа богоспасаемого града

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохранились воспоминания об этом событии жительницы с. Тюнина А. С. Числовой: «Была я девчонкой еще, играли мы с ребятами неподалеку от кладбища. Смотрим, подвода подъехала. А на ней - двое мужиков и что-то такое, попонками покрытое. Домоткаными такими попонками, их уж теперь не делают. Вот мужики слезли с подводы и начали могилу копать. Оказалось, покойников привезли. Мы поближе подошли, интересно было ребятишкам - всех в гробах хоронят, а этих - в попонки завернутыми. И что точно помню - не только кости там были, а и тела, только высохшие совсем, желтые такие. Положили их в могилку небрежно. Даже солому, что в подводе подстелена была, туда покидали. Было это году в 1930. Не позже...» (История Задонской обители/Сост.: Е. Дудкин. Задонск, 1999. С. 123). С 1937 г. мощи свт. Тихона находились в располагавшемся в Богоявленской ц. антирелиг. музее г. Орла. В период нем. оккупации города в Богоявленском храме совершались богослужения, мощи были открыты для поклонения верующим. Во время боевых действий по освобождению Орла святыню удалось сохранить. В 1947 г. мощи были открыто выставлены в Богоявленском кафедральном соборе Орла, 2 июля 1959 г. освидетельствованы по благословению архиеп. Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) . Акт освидетельствования опровергал итоги «разоблачительного вскрытия» 1919 г. С началом новых гонений 27 сент. 1960 г. мощи вновь оказались в запасниках Орловского краеведческого музея, «в ящичке под номером 18302/121». Документ о передаче мощей был подписан зав. фондами музея Л. Д. Тихомировой и настоятелем Богоявленского собора прот. И. И. Базилевичем. 18 июня 1988 г. мощи были перенесены в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - в З. м. 26 авг. 1991 г. С 1998 г. в этот день ежегодно совершается празднование второго обретения мощей свт. Тихона Задонского. До 2006 г. святыня почивала в специально устроенной раке, украшенной чеканной латунью, под балдахином и ростовой «мерной» иконой свт.

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010