Возлюбленные мои, отец в этой притче – Христос. Уходя от апостолов, Он оставил Церковь Свою, и в ней драгоценный талисман, утешающее и укрепляющее нас Божественное Свое Евангелие. Но люди, как и дети из притчи, по-разному относятся к дару своего Спасителя. Есть такие, что не только отвергают святое Евангелие, но и стараются уничтожить, насмехаются над ним. Таковы Нерон и другие гонители. Но гонения их достигли противоположного: плевки превратились в бриллианты, рубцы топора – в блистающие лучи. Мученики наши – сверкающие лучи Церкви Христовой. Есть среди нас похожие и на вторую группу детей, испытующих, умствующих, подменившие Евангелие Христово своим. Разве не сделал такой подмены Толстой? Таковы Ренан, Штраус и др. Много в третьей группе людей, равнодушных к евангельским словам. Наконец, есть и четвертая, искренне и горячо верующих детей Христовых, которым дорог дар нашего Господа. Паства моя, крепче держи в руках Евангелие. Пусть не выпадет оно из рук твоих, ибо в нем сила обновляющая, оживляющая, утешающая. 81926 год 31 июля (13 августа) всенощная, Дивеево Есть могучий орел, который высоко парит в небе и прямо смотрит на солнце. У него могучие крылья и сильные ноги. Но вот приходит малый отрок, совсем малый отрок; в руках у него веревка, он примеривается и накладывает ее на ноги орла, потом связывает их, связывает и крылья сильные; орел, опутанный веревкой, теряет свое могущество и, бессильный, остается в полной власти отрока. Иногда тот распускает веревку, немного освобождает орла, тот освобождает крылья, взвивается ввысь, но только взовьется вверх, отрок потянет за веревку, которою спутаны ноги орла, и сильная птица падает на землю. Так и забавляется отрок, потешается над могучим пленником: то даст ему свободу, то снова заставит почувствовать неволю. Иногда орел, собрав силы, вырывает веревку и поднимается с большим или меньшим концом веревки на ногах; но стоит только орлу спуститься ниже, как отрок ухватывает конец веревки и снова возвращает орла. Однако бывает и так: орел освобождается от веревки и, радостный, свободный, поднимается к самому солнцу. Малому отроку уже не за что ухватить орла, но он не оставляет своих происков, пытается снова набросить веревку на ноги орла или просто ухватить его за самые ноги, если птица низко спускается к земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

А увидев небо, он раскидывает крылья свои ему навстречу, и тогда ничто не удержит его и никто не настигнет. Могучи размахи крыльев, и, кажется, само солнце несётся ему навстречу. Древние верили, что он может даже взирать на дневное светило без ущерба для своих глаз. Он роднится с порывами ветра, играя с ними и соревнуясь в полёте. Орел летящий – он недосягаем, величественен, прекрасен и священен. Он в небе царствует. Что можно противопоставить орлу летящему? – Змея ползающего. Нет большей противоположности! Змей на животе своём ползает на земле, не имея возможности даже ходить. Он никогда не отрывается от земли. Ползая по земле, он и питается прахом ( Быт.3:14 ). Он ядовит и отвратителен. А орёл весь в полёте. Небо, ветер и высота – стихия его. Между орлом и змеёй вражда. Мифология многих древних народов содержит сюжет борьбы орла и змея. Так, например, у южноаравийских племён в борьбе орла и змия орёл олицетворяет солнечное божество, а змий – смертоносное начало, связываемое с луной. А в эпосе Гильгамеша 9 орёл связывается с вершиной Мирового Древа, а змий – с его корнями. «И четвёртое животное подобно орлу летящему» ( Откр.4:7 ). Это символ четвертого Евангелиста Иоанна Богослова, который изображает Господа как Сына Божия, Его предвечное бытие и Божество. Св. Иоанн открывает внутренний, сокровенный духовный смысл учения Христа, проникает в тайны Царствия Божия. В неотмирные высоты уносит Евангелист своих читателей и даёт им созерцать их. И даёт им созерцать Христа, как божественного Орла, летящего в Небесах. Святой тайнозритель, подобно Орлу летящему, «увидел Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле» ( Откр.14:6 ). Замрём же и мы на краткое время и устремим взор свой в небесные глубины, чтобы увидеть там Христа – Орла летящего, чтобы проникнуть в тайны Страданий Его, в Муки страждущего Орла. В чём же Страдание могучего Царя птиц небесных, Божественного Орла летящего? Страждет Он о птенцах рассеявшихся С Елеонской горы спускается Господь, сопровождаемый ликующим множеством народа, вниз к Иерусалиму. Они радуются, а Он плачет. С горных высот слетает Орёл в долину на вольные Страдания. С каким ликованием встречал Его в Тот День Иерусалим! А Он, «смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих... Ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:41–44 ). И плакал Сын Божий, неузнанный... «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф.23:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Его писание глубоко, как необъятное море и возвышенно, как высокое, звездное небо. Вот почему сам он напоминает орла, который высоко парит над землею, небожителя, которому более доступны премирные тайны, чем людям. „Как бы взяв крылья орла, говорит бл. Иероним, и поднявшись на необычайную высоту, Иоанн рассуждал о Слове Божием“ 669 . Другой блаженный отец говорит об этом Апостоле: „Иоанн есть, как бы сам орел, проповедник возвышенного и острый созерцатель света внутреннего и вечного“ 670 . „Он вознесся выше всех вершин земных, вознесся выше всех воздушных пространств, вознесся выше всех самых высоких звезд, вознесся выше всех ликов и легионов Ангелов и Архангелов“ 671 . „Он вознесся не только выше земли и всех воздушных и небесных пространств, но и выше всего воинства Ангелов и чина невидимых сил и дошел до Того, через Кого все сотворено“ 672 . „Никто“, говорит в благоговейном удивлении св. Амвросий Медиоланский , „никто со столь высокою мудростью не созерцал Божественную славу и не выразил нам более приличным словом, как Иоанн. Он вознесся превыше облаков, вознесся превыше сил небесных, вознесся превыше Ангелов, обрел вначале Слово и зрел Его у Бога“ 673 . „Вчера наша речь кончилась созерцанием великого орла, пишет св. Иоанн Златоуст , орла поистине великого, превосходящего духом небо и небесные силы и достигающего до самого верховного начала всего... Иоанн превзошел всякую тварь более всякого орла, превзошел и звуки всякого грома, единственно возвестил вечное и небесное любомудрие“ 674 . „Смотри, куда он тотчас, в самом начале, воспарив, возвел душу и ум своих слушателей. Поставив их выше всего чувственного, выше земли, выше моря, выше неба, он возводит ее превыше Ангелов, горних Херувимов и Серафимов, выше Престолов, Начал, Властей, и вообще убеждает ее вознестись выше всего сотворенного... Возведши нас выше всякой твари, устремив нас к вечности, ей предшествовавшей, оставляет взор наш носиться, не давая ему достигнуть к высоте какого либо конца, – так как там и нет конца“ 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Указав на некоторые примеры победительной силы креста Христова, проповедник говорит: «когда убо видим тривенечного орла царского, крестообразно крыле распростершего, – знамение то есть предвозвестительное будущих вещей, – яко в сем знамении крестном будем и мы, Богу помогающу и слово утверждающу, побеждати врагов наших, а наипаче тех, которые не кланяются животворящему кресту Господню, на нем же кровь Свою дражайшую Христос излия во спасение наше». «Сам той крест Господень, мира непобедимая победа, будет отмстителем своего бесчестия, которое поносит (терпит) от врагов своих и наших. Знамение и то есть предвозвестительное, когда коварством вражиим отъятый крест Господень, дивными судьбами Божиими, паки к нам возвратися. И якоже голубица Ноева из ковчега излетевши и не обретши себе в водах потопных упокоения, паки возвратися в ковчег к Ноеви, потоп возвещающи: тако и крест Господень, из ковчега православно-российского на малое время удаленный, паки к нам возвратился, возвещая потоп кровавый неприятелем Своим и нашим». В заключение проповеди Стефан призывает всю Россию торжествовать радостную победу над врагом. «Торжествуй убо ныне, радуйся и веселися, преславная непобедимых воинов мати, Россие... Велия и многия имеяше победы кивот ветхозаконный, который распростертыя херувимов крыле осеняху: имаши и ты, Россие, и будеши имети победу, когда тя распростертыя тривенечного орла крыле соблюдают, сохраняют, защищают. Вся же будут помощию Орла небесного, крыле Свои на кресте, в твое защищение, распростершего, который яко орел покры гнездо свое, и на птенцы свои возжеле ( Втор.32:11 ). Сия вся будут за ходатайством и теплым предстательством пречистыя Богоматере, и российских защитников: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Сергия, Никона, Антония, Феодосия, и прочих чудотворцев российских, крестообразно руце свои на умоление владыки распростирающих». «Ты же, торжествующая Россие, распростертыя криле Орла небесного, и орла царского зрящи, восклицай велегласно с псаломником: в крове крыл Твоих покрыеши мя от лица нечестивых ( Пс.16:8–9 ), в крове крыл Твоих возрадуюся ( Пс.62:8 ): на сень крылу Твоею надеюся, дóндеже прейдет беззаконие ( Пс.56:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Главнейшую часть гербов вообще по правилам со­временного гербоведения составляет «щит». Затем следуют помещенные в щите гербовые фигуры, имеющие символическое значение; далее следуют второстепенные составные части теперешних гербов, как-то: шлемы, наметы, короны, нашлемники, щитодержатели, девизы, мантии. Время, с которого начали употреблять гербы точно не установлено. Личные и потом родовые символические знаки и разные изображения на оружии, на знаменах и на прочем были употребляемы с незапамятных времен. Такими знаками выделялись из толпы и отличались те, кому они принадлежали. Известия о таких знаках нахо­дятся у многих древних писателей. А также и такие гер­бы, которые ныне называются государственными, в простых формах, известны были еще в древности. Так у древних Персов символом верховной власти служило изображение орла. Древнейшее изображение двуглавого орла (упирающегося на двух мышах), относимое к шестому веку до Рождества Христова, считают символом соединения Мидийского царства с Ассирийским, совершившегося в шестом веке до Рождества Христова. Древний Рим имел гербовой эмблемой также орла; изображение орла находилось и там еще до Рождества Христова, со времен победоносного консула Мария и на знаменах римских. Когда император Константин Великий , устроенной им, второй столице Римской Империи, Константинополю, дал равные права с Римом, то к Римскому орлу прибавлена была вторая голова для изображения двух глав мира: Рима и Константинополя; одна голова орла была обращена на запад, другая на восток. Образовавшаяся из Восточной Римской империи, Византийская империя до покорения ее турками имела своим гербом черного двуглавого орла. Затем орел был в гербах и тех западных госу­дарств, которые считали себя преемниками Рима. Все это свидетельствует, что желание представлять исторические обстоятельства условными знаками, запечат­левать их символическими изображениями, существует с древнейших времен. С конца же XI века и позже во времена крестовых походов, когда рыцари всех стран и народов запада двигались на восток для освобождения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Ан­гличанин Коллинс, основываясь на слухе, хотя и утверждает, что Св. Георгий с тех пор изображается в России на груди двуглавого орла, как Королева Елисавета прислала Царю Иоанну Васильевичу орден Подвязки, на коем есть изображение св. великомученика, Царей поборни­ка. Согласно с Коллинсом говорит Салмон, которого сочинение издано в 1727 году, что на персях орла щит с изображением св. Георгия, поражающего копием дракона это герб Великого Княжества Московского. Подобное изображение существовало, как выше сказано, еще в конце XV века на печатях, и монетах, но без имени. Нам кажется, более заслуживает вероятия ответ русских посланников Лихачева и Фомина, в 1660 году, на вопрос герцога Флорен­тийского: «Не представляет ли Св. Георгия всадник на гербе Московском»? – «В средине двуглавого орла изображен сам Царь с копьем», сказали послы. Сими словами подтверждается от­вет в XVI веке русского архидиакона Алексан­дрийскому Патриарху, которому, как видно из самого его вопроса, уже известно было значение такого изображения у русских 12 . Между тем как русский признавал этого всадника за своего государя, англичанин и италианец, по отече­ственным понятиям, приняли его за Св. Георгия потому, что сей святой почитается патроном Англии, и потому, что во Флоренции, подобно как и во всей Италии, издревле было известно жи­вописное и изваянное изображение победы Св. Георгия над драконом. Еще одно доказательство нашего мнения пред­ставляется на заглавном листе Славянской Библии , изданной в Москве 1665 года: там выгравиро­ван Московский герб, и в средине распластан­ного двуглавого орла находится всадник с бо­родою, в шубе нараспах и в царской короне; под ногами его дракон, пораженный копьем. Вокруг всадника начертаны следующие буквы: В Г Ц В К А М В В М Б Р С, т. е. Великий Государь, Царь, Великий Князь Алексий Михайло­вич всея Великие, Малые и Белые России Само­держец. Приложенные там след. стихи к гербу объясняют нам дипломатическое значение всадника: Орла сугубоглавство образ сугубодержавства Алексия Царя над многими странами начальства, В десней скиптр знамения Царствия, В шуей же держава Его самодержавствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Георгия на коне, копьем поражающего в челюсти крылатаго змея под конскими ногами. В лапах орлиных распростертых ничего не находится, а вкруг всего герба, по краям тремя строками полнись, в первой крайней строке, начиная c головы орла: Божиею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии СамодержецЬ. Владимирский Московский; во второй средней строке: Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский и Государь Псковский и Великий Князь Смоленский Тверский Югорский; в третьей строке внутренней: Пермский, Вятский, Болгарский и иных Государь и Велики Князь Новгорода Низовокия земли. Многие из этих слов под титлами. Печать сего же царя Михаила Федоровича 1628 года красного воску, двусторонняя, величиной с пятикопеечник, с изображением на одной стороне Св, Георгия ; а на другой стороне двуглавого орла с тремя уже княжескими коронами, но в лапах ничего также не имеющего. Вокруг изображения c одной стороны надпись: Божиею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодоровичъ, a c другой: всея Русии Самодержец и многих Господарпств Господарь и Обладатель. 21) Государственная печать царя Алексея Михайловича 1672 года, односторонняя, круглая, в поперечнике величиною в два вершка, c изображением двуглавого орла под тремя коронами; в средине орла на щите Св. Георгий, пронзающий под ногами крылатого змея; в лапах орлиных скипетр и держава, по сторонам орла гербы Государства, с надписью вокруг: Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России СамодержецЬ и многих Государств и земель Восточных и Западных и Северных Отчин и Дедин и Наследник и Государь и Обладатель; внизу под орлом изображены военные люди. 22) Государь Царь Федор Алексеевич и Царь Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич совокупно, a Петр Алексеевич и один в начале царствования своего употребляли точно такую же печать, какую отец их, с разностью только в именах надписи и в титуле всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих Государств Государи и Обладатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Волхвы пришли в Вифлеем по зову звезды. Почему же говорят, что православные не верят в астрологию?! 7 мин., 06.01.2022 Церковь называет астрологию лженаукой. Но ведь Евангелие начинается с того, что волхвы видят на востоке звезду и, следуя за ней, приходят ко Христу в Вифлеем! Разве это не яркое подтверждение того, что звезды руководят нашими поступками? Давайте начнем с того, что еще раз вчитаемся в рассказ евангелиста Матфея. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где дóлжно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою  (Мф 2:1–12). Волхвы увидели на небе необычную звезду и восприняли ее появление как знак рождения Великого Царя. Царя явно более значительного, чем правитель Иудеи: ведь если бы речь шла об иудейском царе, это едва ли сподвигло бы волхвов тронуться в далекий и опасный путь. И все время, пока волхвы двигались в сторону Иерусалима (а потом — Вифлеема), звезда шла перед ними  и указывала им путь. Это значит, что она двигалась в нарушение законов движения небесных светил, замечал еще святой Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407). И возможно, была видна волхвам даже днем.

http://foma.ru/volhvy-prishli-v-vifleem-...

10:20). « Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему » ( Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода, се волсви от восток приидоша, глаголюще: где есть рождейся царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися ему ) (Мф. 2:1, 2). Увы! Я поражен чудом, угнетен зрелищем, и мой язык не находит, что прежде сказать или что опустить. Если я займусь Его рождением, то изумляюсь, что дитя прежде, чем родиться, совершает знамения. Разве не величайшее знамение, что Дева по рождении осталась девой, и молчаливое небо говорит через звезду? Жаждущим увидеть родившегося Он посылает в спутницы звезду, и показывает желаемого младенца. Матвей вспоминает о волхвах, пришедших с востока, а Лука об ангелах; он говорит: «… Были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего ( и пастырие беху бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем ). И ангела Господнего они увидели, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь… И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » ( и слава Господня осия их: и убояшася страхом велиим. И рече им ангел: не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Христос Господь, во граде Давидове. И внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ) (Лк. 2:8–11, 13–14). Христос родился: земное с небесным сочетается, ангелы с людьми составляют хоры, пастыри на поле бодрствуют, волхвы поклоняются, небо светит, земля приносит в яслях свой блестящий плод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Синод. библ. писанного в 1345 г. для болгарского царя Иоанна-Александра, а самый поздний – из сборника прошлого века. Все эти списки, имеющие значительные разности, отличаются и от греческого текста Гринея. Значит, славянский перевод слова Мефодия сделан с другой редакции. 209 В этом отношения замечателен список Слова Мефодия XVIII в., напечатанный в Памятн. Отреч. Лит. том. 2, стр. 248–268. Здесь помещено много апокрифических сказаний, взятых из других источников. 210 Тоже находим и в славянском апокрифе: Вопросы, от скольких частей создан был Адам. На вопрос: кто обрете имени его (Адама), здесь помещен такой ответ: д ангели Архангел Михаил изыде на восток и виде звезду. име ей Анатоли. и взем слово от нее слово Аз. и принесе пред Господа. Архангел Гавриил изыде на Запад, и виде звезду. име ей Дисис. и взем слово от нее слово Добро . и принеси пред Господа. Рафаил изыде от полудне (должно быть: от полунощи) и виде звезду. име ей Арктос. и възем слово от нее слово Аз. и принесе пред Господа. Оурил изиде на полунощь (должно быть: на полудне) и виде звезду име ей Месевриа. И възем слово от нее слово Мыслите, и принесе пред Господа. И рече Господь: чьти Оуриле. И рече Оурил: Адам». Памятн. Отреч. Рус. лит. том. II, стр. 444. 218 De paradiso Eden sermones duodecim. Opera S. Ephraemi syriace et latine tom. III. Romae 1743. 225 Смотр. Калеки Перехожие Бессонова Вып. 1. 38. Точно также и другие духовные стихи, в которых изображается плачь Иакова об Иосифе, продажа Иосифа в Египет, жизнь в Египте у царедворца Пентефрия, заключение в темницу, свидание с братьями (Смотр. Сборн. духовн. стихов Киреевского в Чтен. Общ. ист. и древн. 1848. 9, стих под VIII), составились под влиянием этого слова св. Ефрема. Сочинения св. Ефрема появились очень рано в России (известен сборник поучений св. Ефрема, написанный до 1288 г. Исследования г. Срезневского о малоизвестных и неизвестных памятниках. Сборник статей по Русскому языку и словесности. Вып. I. VI. Спб. 1867) и пользовались особенным уважением и имели влияние на нашу народную духовную поэзию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010