Стефану Яворскому важнее подчеркнуть неразрывную связь российской монархии с православной церковью и охранительную по отношению к последней функции «царского орла»: «Твои то крыле, высокопарный орле, церковь Божественную, аки... щиты защищают и от всякого зла невредиму сохраняют: на твоих то крылах, аки на херувимских носилах, высоко возносится церковь православно российская» (л.2об.). Эта мысль о согласии, гармонии – «симфонии» – государственной власти и церкви развивается в проповеди чуть дальше, при толковании образа двуглавого орла российского герба – бывшего государственного герба восточной римской империи, заимствованного Россией у Палеологов при Иване III. В Византии, как известно, две главы орла символизировали единство восточной и западной империи. Стефан предлагает свое толкование двуглавого орла российского герба как символа единства государства и церкви. «Двоеглавый орел Государством московским владеет для чего ж? Дабы нас научил, яко Государству российскому две главе толко имети подобает, едину на небе, а другую на земли, на небе глава Христос, якоже глаголет апостол: глава церкви Христос, на земли глава государь. Кроме сих двоих глав, кто иныя главы ищет, свою погубит (выделено нами – О.К.). Сию убо тайну изобразует орел двоеглавный» (лл.6об.–7). В этом месте проповеди Яворский опирается на слова ап. Павла, согласно которым как «муж есть глава жены, так и Христос глава церкви» ( Еф.5:23 ). Главенство Христа в Церкви – это основополагающий экклезиологический догмат православного вероучения 24 . Кого же имеет ввиду проповедник, говоря о неких иных претендентах на верховную власть, кроме Христа и монарха? Это очень многозначительное место проповеди, которое можно комментировать различным образом. Однако из общего контекста проповеди ясно, что проповедник здесь подразумевает именно «государство российское» и, по-видимому, имеет в виду сугубо российскую ситуацию противостояния царя и патриарха, памятную по эпохе правления Алексея Михайловича. Фраза «кроме сих двоих глав, кто иные главы ищет свою погубит» может содержать намек на патриарха Никона , претендовавшего некогда на превосходство власти церкви над властью царя и поплатившегося за это.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

444 Ириней adv. haer. III, 11, 8 р. 109. 1. ed. Mass., Иероним Comment. in Matth. prooem. Григорий Великий hom. 4 in Ezech. Alcuin Disput. puer. c. 8 видят в Матфее человека (Ангела), в Марке льва, в Луке тельца, в Иоанне орла, и это толкование пользуется общим уважением на Востоке. Другие разделения херувимов во евангелистам были только выражением мнения частных лиц. Так Synopsis Script. s. между творениями Афанасия (Vol. 11 р. 153) видит в Матфее человека, в Марке тельца, в Луке льва, в Иоанне орла. Iuvencus in Epigramm, равно как некоторые схолии в московских рукописях видят в Матфее человека, в Марке орла, в Луке тельца, в Иоанне льва; Бэда Venerabilis (epist. ad Accam. Орр. ed. Col. V. р. 215), с ссылкою на авторитет Августина (de consensu evv. 1, 7); – в Матфее льва, в Марке человека, в Луке тельца, в Иоанне орла; недавно I. P. Lange в Leben Jesu (Th. 1. Heidelb. 1844) в Матфее – (ветхозаветную жертву) тельца (так как Христос по Матфею исполнил своими страданиями требования закона), в Марке – льва («Лев от Иуды»), в Луке (врача) – человека («милосердного Сына человеческого»), в орлином полете Иоанна – орла и т. д. 446 Защитники этого мнения не только Grotius Annotatt. zu Matthaeus und Lucas 1; Mill Prolegomena in N. Т. § 109 sqq.; Wetstein N. Т. praef. ad Marc et Luc.; Townson Abhandlung über die vier Evangelien mit Zusätzen vom Semler. 1788. 2 Thle; Hug Einleit. Th. 11. § 25 ff.; S. Aeschimann Origine des trois pr. evv. Gen. 1882 ; с некоторыми видоизменениями Hilgenfeld Das Marcusevangelium nach Composit., Urspr. und Char. Lpz. 1850, наконец даже Klostermann Marcusevangelium. 1868, – но частию (в отношении к Марку) даже Augustinus De con-sensu evv. 1, 4. Marcus Matthaeum subsecutus tanquam pedisequus et breviator ejus videtur; 447 Так Griesbach (Progrr. 11. Ien. 1789 – 90, и в Velthusen Sylloge Commentt. theol. и Griesbach " " s Opusculis ed. Gabler Nr. 22. Прежде Гриз-баха также высказался Owen Observations of the four gospels. Lond. 1764 р. 32); Н. Saunier (из Шлейермахеровой школы) Ueber die Quellee des Evangeliums des Marcus.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

И дана бысть ему область наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (лл.10об.–11). «Вооруженный кавалер» на коне – это не кто иной, как фельдмаршал Б. П. Шереметев, поражающий «седьмотысячного шведского змея» под Дерптом. Наконец, самый значимый символ российского герба проповедник приберегает под конец своего слова. Распростертые крылья орла, по его объяснению, символизируют крест Христов, «миру непобедимую победу», – крест, которым тот победил диавола и смерть. Крестное знамение в виде звездного креста на небе было явлено некогда равноапостольному князю Константину в ознаменование его победы над Максентием, крест Христов помогает и Петру I (как новому Константину) побеждать врагов, не кланяющихся животворящему кресту Господню. В более поздней проповеди на Сретение креста Господня 13 июля 1705 г. Яворский еще определеннее подчеркивал связь царской власти с крестом, а через крест связь царя земного – с царем небесным: «Власть царская от креста святого происходит, крестом утверждается; и сия то есть тайна, что только Христос на кресте был распятым, тотчас и титло царское одержал IHЦI (лл.124 об.–125). Заканчивается проповедь 1702 г. славословием матери-России, надежно хранимой распростертыми крыльями державного орла: «Торжествуй убо ныне, радуйся и веселися, преславная непобедных воинов мати Россие... Имаши... ты, Россие, и будеши иметь победу, когда тя распростертыя тривенечнаго орла криле соблюдают, сохраняют, защищают.» (лл.14об.–15). Таким образом, главный объект воспевания в проповеди Яворского 1702 г. – Российское государство в его прошлой, настоящей и будущей славе и российский герб, являющийся символом этой славы. Сила Российского государства – в нерушимом единстве государства и церкви, в защите государством православной «троической» веры, что обеспечивает победоносное шествие российского орла (креста) в битвах с иноверными (мусульманами, поляками и шведами). Все сложное словесное метафорическое узорочье, с помощью которого автор толкует значение атрибутов российского герба, не является для автора самоцелью, простой игрой ума, но служит раскрытию важнейших общественно-политических концептов современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

1999), ц. «Вознесение» в Ливнах (13 апр. 1999). Все общины имеют здания для богослужений. Общее число верующих не превышает 200 чел. Методисты представлены в О. о. одной зарегистрированной организацией - Орловской объединенной церковью «Миллениум» (13 дек. 2001), к-рая к дек. 2018 г. находилась в стадии ликвидации. Представители протестант. церквей Орла создали в 2002 г. Совет евангельских церквей г. Орла, существующий в виде встреч их руководителей. В совет вошли Орловское региональное объединение евангельских христиан-баптистов, Церковь евангельских христиан-баптистов г. Орла, Христианская церковь Божия «Воскресение» христиан веры евангельской (пятидесятников), Орловская объединенная методистская церковь «Миллениум», Орловская христ. пресвитерианская церковь «Живой источник», местная религ. орг-ция - Миссия «Огни Возрождения» евангельских христиан г. Орла. Под эгидой совета проводятся фестивали музыки и слова «Возрождение», реализуется медиапроект «Надежда есть» и проч. Представители «Иеговы свидетелей» появились в О. о. в 90-х гг. XX в. Только в Орле действовало 4 крупных объединения, общая численность к-рых достигала 1 тыс. чел. Собрания проводились регулярно по четвергам и воскресеньям в арендуемых помещениях. В планах орловских иеговистов было строительство Зала Царств. Иеговисты активно работали с населением на улицах, в транспорте и на дому, особенно осенью и весной. 14 июня 2016 г. Орловский обл. суд признал орг-цию «свидетели Иеговы» экстремистской и принял решение о ее ликвидации на территории О. о. Деятельность «свидетелей Иеговы» на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 20 апр. 2017 г. Ислам Незначительное количество лиц, исповедующих ислам, проживало на территории Орловской губ. еще в нач. XX в. Им было выделено небольшое кладбище на зап. окраине города. В советский период численность мусульман в регионе колебалась в пределах 50 чел., они не имели своей религ. общины и молитвенного дома. В послевоенный период мусульмане собирались в одной из квартир жилого дома по ул.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Там же было помещено и предсказание, вызванное событием при закладке Византия-Константинополя. Выползла из норы змея, тут же орел ниспал с поднебесья, схватил ее. Змея обвилась вкруг орла. Орел взлетел и они скрылись из глаз, но вскоре вернулись на то же место. Люди подбежали и убили змею, освободили орла. Сие было истолковано так: Орел — это христианство, а змея — символ мусульманский. Змея одолела орла, и этим возвещено, что мусульманство одолеет христианство. А так как христиане змею убили, а орла отняли, этим явлено, что напоследок христиане одолеют мусульман, и Седьмихолмием вновь овладеют. Пояс пресвятой Богородицы Преподобный Пафнутий, основатель Боровского монастыря, был внуком крещеного татарина. С преподобным Тихоном они были знакомы, и Тихон надеялся, что Пафнутий поможет Великому князю в случае столкновения с татарами избежать кровопролития. А то, что столкновение неизбежно, Тихон предчувствовал. В Орде не могли не знать о возвышении Руси. Мало того, на Руси появилось огнестрельное оружие, делиться которым с татарами русские не хотели. Пафнутий не дожил до нашествия хана Ахмата два года. Накатилась лавина степняков на Русь ровно сто лет спустя после Куликовской битвы, в 1480 году. Степные «сторожи», тогдашние разведки, следили за передвижением татар и постоянно доносили о них Великому князю Иоанну III. Князь выдвинул навстречу войска. Уже и огнестрельное оружие к этому времени появилось у русских. И вот — грозное лето и осень стояния на Угре. Рати встали лагерями на разных берегах. Воинственные крики неслись от неприятеля. Специально, стращая русских, проносились туда и сюда вооруженные конники. Землю рвали копытами, пыль поднималась, садилась на воду, уходила к Оке. Наши стояли молча, день начинали и день заканчивали молитвой. Много воинов постоянно бывало на службах в Тихоновой пустыни. Ратники старались чаще причащаться, ибо кто ведает, когда наступит сеча, и, конечно, очень важно отойти в вечность после причастия. А в том, что придется погибнуть в бою, в этом никто не сомневался. И никто этого не боялся, ибо «нет большей любви, как погибнуть за други своя», за землю Русскую, за святые Божьи церкви.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

В 6 ст. было лишь кратко упомянуто, что жена от вражды дракона убежала в пустыню, в приготовленное от Бога место, где и была питаема им в продолжении 1260 дней. В ст. 13 говорится, несомненно, о том же событии; и мнение, что здесь разумеется другое бегство жены и при других обстоятельствах 968 , не имеет за собою ничего положительного. Наоборот, в пользу тождественности событий, признаваемой почти всеми толкователями, говорят одинаковые черты описания; бегство от дракона, бегство в пустыню, в свое (приготовленное от Бога) место, бегство на 1260 дней, или на 3,5 года. И если почему-либо Иоанн говорит о событии бегства вторично, то потому, 1) что он в 6 ст. только наметил его, как такое, которое необходимо должно совершиться по ходу предыдущего, а 2) потому, что с ним как последующее с предыдущим тесно связано описываемое в 15–17 ст., что случилось уже после поражения дракона. Поэтому, описавши небесное поражение дракона и небесную радость по поводу этого события, Иоанн снова возвращается к бегству жены и дополняет его описание некоторыми новыми чертами. Жена, когда дракон устремляется против нее, спасается в пустыню при посредстве двух крыльев великого орла. Конечно, нельзя предполагать 969 так, что два крыла, упоминаемые здесь, даны жене лишь для того, чтобы она слетела с неба, где до сего времени видел ее Иоанн. Для нее это было излишне: если она могла быть на небесном своде без крыльев, то могла без них и спуститься на землю. Крылья нужны ей для быстроты бегства от дракона и также имеют символическое значение, как и сама жена. Под женою мы разумеем идеальную христианскую Церковь , под ее удалением в пустыню – ее удаление от интересов и соблазнов мира из опасения слиться с ним и позабыть о своем назначении, о своем небесном отечестве. Что же может служить для нее орлиными крыльями, как пособием для быстроты ее бегства? Первее всего нужно заметить, что сказано не просто: «даны крылья орла» (α πτρυγγες) 970 , но два крыла (δο πτρυγγες) 971 великого орла. Это именно два крыла и крыла известного (το) великого орла (хотя и не того, который был упомянут в 8:13) 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Что творит премилостивый Господь, милости, любве и щедрот безмерная бездна? Милосердствует о ней, дает ей знамение, о коль благополучное! О коль счастливое и преславное! Чтож такое? Знамение, которого дозрел боговидным своим оком Иоанн святый. Знамение велие явися, жена облечена в солнце, и луна под ногами ея, на главе ея венец от звезд дванадесяти, и даны быша жене той две крылю рла великого ( Апок.12:1, 14 ). Изрядное знамение. Преславное изображение. Но что знаменует? Жена, облечена в солнце, есть Церковь наша православная восточная, во Христе Спасителе нашем, аки в солнце, пресветло сияющая, пореченному: в солнце положи селение свое. Луна под ногами ее есть гордость нечестивых мусульман, которые луною печатаются; венец от звезд дванадесяти есть двенадесять апостолов, церковь венчающих: а две крыле орла великого что суть? И даны быша жене две крыле орла великого. Твоя-то здесь похвала, всяку хвалу превосходящая, тривенечный, высокопарный, в высоте своей непостижимый орле, высокого гнезда царского высокий птенче, прадедное православных монархов российских знамение. Твои-то крыле, высокопарный орле, церковь божественную, аки несотрымые вражиим стремлением щиты, защищают и от всякого зла невредиму сохраняют. На твоих-то крылах, аки на херувимских носилах, высоко возносится Церковь православно-российская, яко ниже стрелам сынов беззакония, сынов Ефремлих, напрязающих и спеющих куки, высоту ее достигнути мощно. О знамения благополучного: знамения во благо! Даны быта жене две крыле орла великого. О сем занмении высокопарного орла царского хощу мало нечто от моего скудоумения глаголати, в честь церкви, царским орлом невредно соблюдаемой, а нам на возбуждение должного благодарения Богу, давшему нам победу. Сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие мя и постыдятся. Знамение философы разделяют на три части, и якоже у них тричисленное есть время, и прошедшее, настоящее и будущее, тако и знамение у них же есть тричисленное, иное знамение есть воспоминательное, иное изъявительное, иное предвозвестительное.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

3 Протоиерей Николай Иванович Азбукин – священник Ильинской церкви города Орла, законоучитель 3-го приходского мужского городского училища, заведующий и законоучитель Ильинской одноклассной церковно-приходской школы, член совета епархиального женского училища, заведующий Кирионовским домом призрения для больных священно-, церковнослужителей города Орла. 4 Параскева Иларионовна Овчинникова (в девичестве Кашеверова) скончалась в 1939 г. в Орле, похоронена на Крестительском кладбище. 5 Известно, что при крещении младенца о. Николаю Азбукину сослужил диакон Иоанн Адамов, помогал псаломщик Евстигней. Старостой храма был Александр Дмитриевич Руденский, а его помощником Николай Митрофанович Соболев. 6 Дядя о. Иоанна – купец Иван Александрович Москвитин. Его семья проживала по соседству с Крестьянкиными. Сыновья Ивана Александровича – Александр, Василий и Павел. 7 Протоиерей Аркадий Николаевич Оболенский родился в 1884 г. в селе Рождественское Орловской губернии, был настоятелем Иверской церкви города Орла до самого ее закрытия в 1923 г. В марте 1918 г. был первый раз арестован и заключён в Орловскую каторжную тюрьму. После освобождения продолжал служение. В 1923 г., после закрытия церкви, о. Аркадий был вторично арестован и выслан из Орла. Вернулся в 1927 г., но штатным священником больше не служил. В 1930-е гг. неоднократно подвергался арестам, последний раз в 1937 г. Есть предположение, что протоиерей Аркадий Николаевич Оболенский был расстрелян. 9 Свято-Успенский мужской монастырь был основан в 1560–1570 гг., вскоре после постройки Орловской крепости. В начале XVII в., во время польско-литовского нашествия, монастырь был сожжён и разграблен. Возрождение монастыря началось во второй половине XVII в. В 1684 г. была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом первоверховных апостолов Петра и Павла, и монастырь стал называться Успенским. В 1688 г. туда была передана древняя чудотворная икона Успения Божией Матери византийского письма. В 1820 г., когда по указу Святейшего Синода в Орел из Севска была перенесена епископская кафедра, монастырь был упразднён, в его зданиях разместился архиерейский дом. Вскоре была построена архиерейская резиденция с домовой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Все храмы бывшего Свято-Успенского монастыря вошли в комплекс Архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Впрочем имеется и другая версия, в которой Марку усвояется символ льва. 812 Блаж. Иероним († 420) в предисловии к толкованию на Евангелие Матфея говорит: «Сии четыре евангелия предречены задолго ранее, что доказывает книга Иезекииля, в которой сказано: 1 гл. ст. 5 и 10. Первое лицо человека обозначает Матфея, который как бы о человеке написал в начале евангелия так: »книга родства Иисуса Христа сына Давидова сына Авраама ( Мф. 1:1 ). Второе лицо (львово) обозначает Марка, в коем слышится глас льва, в пустыне рыкающего: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господа, прямыми сделайте пути Его« ( Мк. 1:3 ). Третье лицо тельца, которое предъизображает евангелиста Луку, начавшего евангелие с Захарии священника. Четвертый образ орла относится к Иоанну, который, как бы на крылах орла вознесшись к горнему, рассуждает о Слове Бога... Посему и Апокалипсис... вводит четырех животных 4:7–8)... Этим всем ясно показывается, что должно принимать только четыре евангелия. 813 В толковании на пророка Иезекииля: «Некоторые, коих мнению последовали и мы в предисловии к толкованию на Матфея, думают, что в этих животных обозначены четыре евангелия: евангелие Матфея, потому что он описывает Христа какбы человека: книга родства ИисусаХриста, сына Давидова сына Авраамова (1:1); лик льва относят к Марку, который начинает так: начало евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у Исаии пророка: глас вопиющего в пустыне: приготовляйте же путь Господа, прямыми сделайте стези Его. Лицо тельца относят к евангелию Луки, который начинает священнослужением Захарии. Образ орла относится к началу евангелия Иоанна, который, уносясь горе, начал так: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Об этом мы высказали наше мнение в вышеназванном сочинении: полнее вид и имена этих животных применены к четырем евангелиям в Апокалипсисе Иоанна. 814 У блаж. Августина (род. 353 г., ум. 440) в одном месте читаем: «Четырех апокалипсических животных различно применяют к четырем евангелистам. Я предпочитаю мнение тех, кои под львом разумеют Матфея, под человеком Марка, под тельцом Луку, под орлом Иоанна – пред тем, кои усвояют человека Матфею, орла Марку, льва Иоанну, так как эти последние основывают свое мнение только на одних началах евангелий, между тем как надлежит иметь в виду общую и главную цель каждого евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Если Иоанн-тайнозритель в своем Откровении видел образ, то сейчас мы видим реальность. Не так ли и наши противники испускают зловонную воду нестерпимых хулений на Преблагословенную Богородицу Деву Марию, желая погрузить в нее одухотворенный Корабль одушевленный, превыше всех бурь и волн? Но напрасно точишь зубы, вселукавый змий, напрасно испускаешь воду, чтобы утопить жену, которой даны (...) два крыла большого орла, то есть орла, о котором написано: как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих ( Втор. 32, 11 ). Не поспеть воде, извергаемой из пасти змия, утопить Жену, когда у Жены есть крыла большого Орла, на которых Она возносится выше всех вод, полных готовыми поглотить ее китов. И чтобы не говорить голословно, посмотрим, что за вода извергается из пасти дракона. Посмотрим, что представляет собой камень претыкания и гибельного падения наших противников. Претыкание первое Испускание зловонной воды из пасти змия Гелвидий древний еретик, вместе со своими последователями, возносил хулу на Пречистую Деву Богоматерь, говоря, что Она не была Девою после Рождества, приводя слова из Евангелия от Матфея: прежде, нежели сочетались они (Мария и Иосиф), оказалось, что Она имеет в чреве от Духа Святого ( Мф. 1, 18 ). Эти слова бесослов Гелвидий толкует следующим образом. Когда мы говорим о каком-либо человеке прежде, чем он придет, ясно, что он придет после этого. И когда говорим о нем прежде, чем он сел, ясно, что после он сядет. Подобным образом должно понимать и эти слова: прежде, нежели сочетались они, то есть Мария и Иосиф; ясно, что после того, как определенное событие произошло, Мария и Иосиф сочетались. Исправление претыкающимся Даны были Жене крыла большого орла Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены ( Иез. 44, 2 ). И снова: во вторую (скинию) (...) только первосвященник ( Евр. 9, 7 ). И снова: Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь ( Песн. 4, 12 ). Есть и другие образы и предначертания непорочного Девства Богородицы: купина, несгораемая в огне; море, которое переходят по суху; камень, источающий воду и остающийся целым; гора, от которой не руками отсекается камень; невредимые отроки в печи, и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010