Скачать epub pdf 47. Неделя св. отец, перед Рождеством Христовым Ebp. XI, 9–10,17–32 9. Братия, верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. 17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быm. XXI, 12 ). 19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. 20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой; 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. 27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. 28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. 29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули. 30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. 31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. 32. И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. Есть наблюдение, что нет ничего томительнее, как дожидаться да догонять. Это томление испытали и ветхозаветные люди. Так, Спасителя ожидали люди долго – пять тысяч пятьсот восемь лет со дня своего грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Фрагмент, называемый в библеистике «Благословение Моисея», находится в конце Книги Второзаконие, и, по существу, им венчается описание жизни и деятельности Моисея (за этим отрывком следует только рассказ о погребении великого вождя и пророка). В Пятикнижии довольно часто описаны случаи, когда умиравший отец преподавал благословение сыновьям (см.: Быт.27:28–29,39–40 ; Быт.28:1–4 ; Быт.49 ). Здесь же Моисей предстает как отец израильского народа 2 , который перед смертью благословляет уже не отдельных людей, а целые колена. Конечно, самым ближайшим аналогом «Благословения Моисея» является предсмертное обращение Иакова к своим детям (см.: Быт.49 ); далее мы уделим особое внимание сравнению этих двух библейских текстов. Кроме того, некоторые параллели обнаруживаются с другими библейскими гимнами и текстами, содержащими благословения 3 . Говоря о месте «Благословения Моисея» во Второзаконии, исследователи сопоставляют этот фрагмент с предыдущей главой, содержащей песнь Моисея, и обнаруживают разительный контраст между содержанием обеих глав: если в предыдущей главе говорилось о будущем отступлении Израиля и наказаниях, то здесь негативные мотивы практически отсутствуют, избранный народ изображается как бы окруженным благословениями Господа. В результате получается, что главы 32 и 33 противостоят друг другу, точнее говоря, дополняют друг друга как тезис и антитезис: если песнь Моисея изображает реальную историю еврейского народа, то в «Благословении» говорится о том, каким Израиль должен быть в идеале 4 . Каждое из благословений по своему содержанию в меньшей степени является пророческим описанием того, что ожидает данное израильское колено в будущем, напротив, в словах Моисея отражаются его надежды на благоденствие народа и уверенность в том, что Господь исполнит это упование 5 . Необходимо также упомянуть и той роли, которую этот текст предположительно мог играть в Древнем Израиле. Близость стиля «Благословения» к хвалебным псалмам позволяет думать, что этот гимн мог иметь литургическое употребление, а поочередное упоминание каждого колена наводит на мысль о древнем общеизраильском празднике, в котором участвовали представители всего народа. Возможно, это мог быть один из известных нам трех ветхозаветных праздников (Пасха, Пятидесятница и Кущей), хотя не исключено, что для такого торжества в определенный период истории Израиля могла быть установлена особая дата. Могущество колена Иосифа, о котором говорится во Втор.33:13–17 , может указывать на то, что празднование совершалось в святилище, находившемся на территории колена Ефрема или Манассии; в таком случае это мог быть один из древних религиозных центров – Сихем или Силом. Впрочем, некоторые ученые видят в тексте «Благословения» косвенные указания на Иерусалим, гору Фавор или гору Нево как на возможные места собрания представителей колен 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В современной Церкви служатся три литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. В середине ХХ в. митрополит Никодим (Ротов) начал служить еще одну литургию — древнюю литургию Иерусалимской Церкви ап. Иакова, брата Господня. 2 ноября. ПРАВМИР. 5 ноября, в день памяти св. апостола Иакова, в домовом храме Университета во имя святителя Тихона и свв. отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. будет совершена Божественная литургия св. апостола Иакова. Богослужение возглавит протоиерей Владимир Воробьев. В современной Церкви служатся три литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. В середине ХХ в. митрополит Никодим (Ротов) начал служить еще одну литургию — древнюю литургию Иерусалимской Церкви ап. Иакова, брата Господня. Сегодня она служится раз в год, в память ап. Иакова, и только в двух местах в России — в Петербурге и Москве. Впервые в Москве она была совершена в прошлом году, в этом году она будет служиться во второй раз в ПСТГУ. Начало богослужения в 7:30 (возможны изменения!). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/v-pstgu-sovershat-drev...

Представленная книга — докторская диссертация протоиерея Бориса Даниленко по специальности «славистика», защищенная в 2017 г. в Венском университете (Universität Wien). Опубликована издательством Peter Lang в серии Philologica Slavica Vindobonensia. Протоиерей Борис — настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Старом Ваганькове (Москва), ученый-славист, специалист по литургике и истории Русской Церкви; много лет руководил Синодальной библиотекой Московского Патриархата. Монография посвящена истории и текстологии славянского перевода греческой Литургии апостола Иакова, опубликованного Иваном Алексеевичем Гарднером (1898—1984) в 1937 г. При этом представлен максимально широкий контекст бытования этого древнего чина в славянской традиции. Издание открывается перечнем славянских рукописей XVI–XIX вв., содержащих списки Литургии апостола Иакова (17 наименований). Далее идет перечень публикаций Литургии на разных языках (29 наименований). Первая глава посвящена рукописным источникам греческого текста и изданиям текстов Литургии апостола Иакова. Во второй главе представлен обзор их славянских списков. Третья глава рассказывает о жизни и трудах литургиста, историка, музыковеда, церковного композитора и гимнографа И.А. Гарднера. Оказавшись в 1934 г. среди насельников Русской духовной миссии в Иерусалиме, Иван Алексеевич, пораженный красотой Литургии апостола Иакова, решил перевести этот иерусалимский чин на церковнославянский язык. Четвертая, пятая и шестая главы исследования посвящены переводу Гарднера: дается оценка, рассматривается история создания, распространение и текстологические особенности. В приложении приведены тексты Литургии параллельно на церковнославянском и греческом языках. Литургия апостола Иакова — очень древний чин, но его изучение в Русской Православной Церкви пока находится на начальном этапе. А славянский перевод текстов Литургии до настоящего времени оставался вовсе без должного внимания. По этой причине работа протоиерея Бориса представляет несомненный интерес для специалистов в области литургики и славистики.

http://bogoslov.ru/person/6171047

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 3. Последования Таинства Евхаристии: литургия св. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. апостола Иакова Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. В 3-ю книгу серии «Православное богослужение» вошли переводы с греческого языка на русский Литургии св. Василия Великого и Литургии преждеосвящённых даров (с приложением их церковнославянских текстов, сверенных по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006), а также Литургии св. ап. Иакова. Приложение включает русские переводы прокимнов, аллилуариев и некоторых других текстов Постной триоди, Праздничной минеи, а также воскресных тропарей. В представленном в данном издании тексте Литургии св. Василия Великого из эпиклесиса убраны в квадратные скобки и даны петитом являющиеся неуместной интерполяцией слова «преложив Духом Твоим Святым». Прочие особенности чинопоследования в сравнении с общеупотребительной практикой совпадают с таковыми в чинопоследовании Литургии св. Иоанна Златоуста (см. предисловие к книге 2 настоящей серии). В чине Литургии преждеосвящённых даров молитвы Великопостной вечерни расположены в соответствии с обычным расположением светильничных молитв в Песненном последовании: молитвы (4)—(6) читаются не тайно во время чтения предначинательного псалма, как в нынешнем Служебнике, а после молитв (1)—(3). Наши богослужебные указания на Литургии преждеосвящённых даров учитывают обе указанные в Служебнике традиции: согласно одной святые дары изначально лежат на жертвеннике, а согласно другой — на престоле. Второй из этих вариантов, поскольку он не является изначальным в православной традиции, учтён в тексте, данном в квадратных скобках петитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа на Евангелие второй недели по Пятидесятнице Первые последователи Иисуса Христа (О послушании Иисусу Христу) Какое Евангелие было сегодня? О призвании Иисус Христом рыбарей: Симона, Андрея, Иакова и Иоанна в апостольское звание ( Мф. 4:18–23 . Зач. 9). ... «Проходя... близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». ... В Евангелии говорится, что когда Иисус Христос призывал в апостольское звание из рыболовов Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, то сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Что такое значит быть ловцами человеков? Это значит проповедывать Евангелие Христово и сею проповедью, подобно рыболовным сетям, извлекать людей из жизни в неверии и грехе, т. е. обращать ко Христу, к Его вере и закону. Далее в Евангелии говорится, что Иисус Христос начал проповедывать свое учение, проповедывал всюду и в синагогах, и эту свою проповедь обыкновенно соединял с чудотворениями, главным образом с чудесными исцелениями больных разными болезнями. Что такое синагога, и для чего Иисус Христос соединял с чудотворениями свою проповедь? «Синагоги» – это, как мы некогда уже объяснили, были молитвенные домы вроде храмов или часовен, в которые Иудеи собирались для молитвы и чтения Свящ. Писания. Проповедь Евангелия Иисус Христос соединял с чудотворениями для того, чтобы видели, что Он не простой человек, но посланный от Бога, и скорее приняли Его проповедь о христианской вере и спасении людей. Так как простой человек не может творить чудес, а если кто творит чудеса, то значит, что этот человек Божий, посланник Божий, и, следовательно, все учение этого человека не его собственное, а Божественное, внушаемое ему самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Совещание утвердило программу юбилейного дня 19 июля. 5 июля. ПРАВМИР. Сегодня под председательством епископа Романа в Якутском епархиальном управлении состоялось рабочее совещание по подготовке празднования 190-летия со дня рождения второго епископа Якутии — Преосвященного епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского). Об этом сообщает «Православная Якутия» . Во встрече приняли участие иеромонах Иларион (Варежкин), руководитель административного секретариата епархии; протоиерей Алексий Зарубин, настоятель Никольского храма; иеромонах Мелетий (Ткаченко), директор православной Свято-Иннокентьевской гимназии; А.В. Мигалкин, советник епископа. Совещание утвердило следующую программу юбилейного дня 19 июля: 9:00 — начало Божественной литургии в Никольском храме г. Якутска, 11:00 — панихида у честных останков епископа Иакова, Никольский храм, 12:00 — открытие мемориальной плиты на здании Национальной библиотеки РС (Я), 13:00 — круглый стол «Епископ Иаков — просветитель, писатель, миссионер» в Центральной городской библиотеке им. В. Г. Белинского (г. Якутск, ул. Федора Попова, 18). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 сентября, 2019 4 августа, 2019 7 августа, 2017 29 августа, 2016 3 августа, 2016 1 мая, 2016 26 апреля, 2016 11 января, 2016 27 ноября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/190-letie-so-dnya-rozh...

Вопрос: Батюшка, недавно узнал, что чин Литургии св. Иоанна Златоустого (как и св. Василия Великого) является плодом последовательных сокращений " ради немощи человеческой " Литургии св.Ап. Иакова. Хотел бы узнать, было ли утверждено такое сокращение на Вселенских Соборах, и что из чинопоследования Литургии установлено Самим Спасителем? Когда и кем были установлены Священнодействия на Проскомидии? Вопросы не праздные, т.к. в разных церквях проведение Литургии внешне отличается в деталях (место проповеди сразу после чтения Евангелия или в конце, молебен с водосвятием до или после отпуста, допустимость исповеди в ходе Причастия и др.), но ведь Литургия - важнейщее из Таинств. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:  Когда речь идет о Литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, то имеются ввиду Анафоры (греч.- возношение) – молитвы, после которых предложенные на престоле хлеб и вино достойно называются Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Сам же чин с определенными обрядовыми построениями (праздничной торжественностью Малого и Великого входа) , песнопениями и молитвами формировался постепенно в течении нескольких веков. Это соборное литургическое творчество Церкви. Совершенно ясно, что Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…»), которое поется перед чтением Апостола, могло войти в Литургию только во второй половине V века. Его впервые услышал от ангелов мальчик, поднятый в воздух во время молебна по случаю страшного землетрясения в Константинополе в 447 г. Песнопение третье антифона «Единородный Сыне…» принадлежит св. правоверному царю Юстиниану, который умер в 565 году. Херувимская песнь в том виде, в каком она нам известна, составлена не ранее VI в. После блаженной кончины великого святителя были введены и некоторые другие части чина Литургии св. Иоанна Златоуста. Мнение, что Литургия свят. Василия Великого является сокращением Литургии св. апостола Иакова в настоящее время учеными-литургистами не поддерживается. Источником этого утверждения было «Слово о предании Божественной литургии». Долгое время оно приписывалось св. Проклу, патриарху Константинопльскому (434 - 446), однако сейчас доказано его более позднее происхождение.. «Впрочем, гипотеза была поколеблена еще в начале нашего столетия учеными, которые доказывали, что в истории анафорам вообще было свойственно постепенное развитие их текста, а не сокращение» (Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Анафора, М., 2003, с. 280).

http://pravoslavie.ru/6238.html

Сегодня в отдельных общинах Русской Зарубежной Церкви также культивируется западный обряд. Владыка Иероним (Шоу) известен как «двигатель» этой практики. 19 апреля. ПРАВМИР. 12 апреля в Свято-Троицком монастыре РПЦЗ (Джорданвилль, США) впервые была совершена Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова, сообщает официальный сайт Белорусской Православной Церкви со ссылкой на сайт монастыря. Епископ Иероним (Шоу), возглавивший богослужение, является переводчиком этой Литургии с греческого на церковнославянский язык. Сегодня в отдельных общинах Русской Зарубежной Церкви также культивируется западный обряд. Владыка Иероним (Шоу) известен как «двигатель» этой практики. Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова является древним чинопоследованием Иерусалимской Церкви и упоминается в уставе Храма Гроба Господня. Она совершалась в Палестине и на Синае как местная форма Литургии Преждеосвященных Даров, но с XV века постепенно была вытеснена Константинопольской формой Литургии святителя Григория Двоеслова. Текст этого богослужения появился в печати, по-видимому, только в XIX веке. В этой Литургии причащение соединено не с вечерней, как в византийской традиции, а с последованием изобразительных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 марта, 2024 13 сентября, 2022 16 мая, 2022 2 января, 2021 2 июля, 2021 1 марта, 2021 29 мая, 2020 20 мая, 2020 20 марта, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-russkoj-zarubezhnoj-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТЕЦ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ [Слав.            ; греч. Κυριακ πρ τς Χριστο γεννσεως, τν γων πατρων], воскресный день перед праздником Рождества Христова (25 дек.), обычно в период с 18 до 24 дек. Кроме О. с. н., за 2 воскресенья до Рождества бывает Праотец святых неделя (11-17 дек.), в воскресный день после Рождества - Богоотец святых неделя (26-30 дек.; см. ст. Богоотцы ). В гимнографическом последовании О. с. н. и Недели св. праотец прославляются в целом одни и те же ветхозаветные праведники: Адам, Авель, Сиф, Енос, Енох, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, 12 патриархов, Моисей, Аарон, Самуил; все ветхозаветные пророки: Гедеон, Сампсон, отроки Анания, Азария и Мисаил, Даниил, Захария и Иоанн Предтеча; праведные жены: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна, Мариам, Иудифь, а также др. ветхозаветные святые. В песнопениях как той, так и др. недели к ним могут прилагаться обобщающие наименования «праотцы» и «отцы». Особый акцент делается на прославлении Авраама, Исаака и Иакова, Моисея, 3 отроков и прор. Даниила - в связи с этим можно заметить близость этих 2 недель к неподвижной памяти 3 отроков и прор. Даниила 17 дек., к-рая может совпадать с Неделей св. праотец. История В Типиконе Великой церкви IX-X вв., отражающем практику послеиконоборческого соборного богослужения К-поля, под 16 дек. приводятся чтения для Недели св. праотец и устав О. с. н., для к-рой указаны памяти Авраама, Исаака, Иакова, 3 отроков и прор. Даниила. На Пс 50 поются тропари 2-го гласа: Μεγλα τ τς πστεως κατορθματα (      ), Εν πστει τος προπτορας δικαωσας (        ). На литургии - прокимен из Дан 3. 26, Апостол - Евр 11. 9-40, аллилуиарий со стихом из Пс 43. 2, Евангелие - Мф 1. 1-25, причастен Пс 32.1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 134-137). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону XI в., отражающему наиболее архаичную из известных редакцию Студийского устава (сохр. только в слав. переводе), на О. с. н. соединяются последования воскресного богослужения и св. отец. В последование св. отец входят тропарь       (совпадает с 1-м тропарем по Типикону Великой ц.), кондак 2-го гласа    , ипакои, 2 канона - 6-го гласа с ирмосами     (собственно св. отец) и 1-го гласа с ирмосами     (предпразднства), стихиры и седальны. Воскресный канон на службе не поется вообще, т. к. в каноне 6-го гласа присутствуют тропари, прославляющие Воскресение Христово. Некоторые песнопения совпадают с Неделей св. праотец. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2581701.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010