Богослужение: зачем мы храним «преданья старины глубокой»? Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. 4 февраля, 2010 Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. Пожалуй, самая яркая и сразу бросающаяся в глаза черта Православного Богослужения — традиционность. В самом деле, ежедневно в православных храмах совершается литургия Иоанна Златоустого (годы жизни 347-407), и это не какое-то почетное или условное название – текст этой важнейшей службы действительно был составлен великим константинопольским пастырем и богословом более 1600 лет назад, а практика проведения ее в наши дни очень мало отличается от той, что была привычной святителю. Просто представьте себе: 16 столетий! В древних церквях — как дома Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал  бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени – бытом, этикетом, правосудием, строительством, сельским хозяйством, военной службой– нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. Но и 16 столетий – не предел. В некоторых православных храмах литургия и сегодня совершается по чину апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Да, этот чин, довольно распространенный в первом тысячелетии,дошел до нас со значительными изменениями, и, пожалуй, можно оспорить авторство апостола Иакова. Но тем не менее нет никаких сомнений, что в значительной своей части он восходит к апостольским временам!

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Молись за умерших Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших. Св. Дионисий Ареопагит в книге «О церковной иерархии» пишет: «Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова». Тертуллиан в книге «О венце воина» говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались». Св. Киприан, епископ Карфагенский, в пятом поучении, в котором изъясняет литургию, говорит: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной». Ориген , в толковании на книгу Иова, говорит: «Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия». Св. Василий Великий , по освящении св. Даров, в молитве, помещенной в его литургии, обращается к Господу с словами: «Помяни, Господи, всех прежде усопших в надежде воскресения вечныя жизни». Св. Иоанн Златоуст в одном из своих поучений наставляет, что умершему не слезами мы можем помогать, а молитвами, милостынею и приношениями. Блаженный Августин говорит: «Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе». Кроме помянутых св. отцев и учителей церкви, о спасительной пользе молитв, приносимых за умерших, свидетельствуют: Афанасий Великий , Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Григорий Двоеслов и многие другие.

http://azbyka.ru/molis-za-umershix

Р.Ф. Тафт Список сокращений ALW – Archiv fr Liturgiewissenschaft BZ – Byzantinische Zeitschrift CSCO – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum CSHB – Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae DACL – Dictionnaire dArchéologie Chrétienne et de Liturgie EL – Ephemerides Liturgicae GCS – Die griech. christl. Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte JLW – Jahrbuch für Liturgiewissenschaft JTS – Journal of Theological Studies LMD – La Maison-Dieu LQF – Liturgiegeschichtliche Quellen und Forschungen LThK – Lexikon für Theologie und Kirche Mu – Le Muséon OC – Oriens Christianus OCA – Orientalia Christiana Analecta OCP – Orientalia Christiana Periodica OP – Ordo Predicatorum (Орден доминиканцев) OrSyr – LOrient Syrien OS – Ostkirchliche Studien OSB – Ordo Sancti Benedicti (Орден бенедектинцев) OSBM – Ordo Sancti Basilii Magni (Чин св. Василия Великого ) PG – Migne, Patrología Graeca PIOS – Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, Rome PL – Migne, Patrología Latina PO – Patrologia Orientalis POC – Proche-Orient Chrétien REB – Revue des Études Byzantines SC – Sources Chrétiennes SJ – Societas Jesu (Общество Иисуса) Tr – Traditio ZkTh – Zeitschrift für katholische Theologie ВАС – Византийская литургия свт. Василия Великого ГРИГ – Греческая литургия свт. Григория Богослова ЗЛАТ – Византийская литургия свт. Иоанна Златоуста ИАК – Греческая литургия св. апостола Иакова МАРК – Александрийская греческая литургия св. Марка ПЕТР – Итало-греческая литургия св. апостола Петра ПРЕЖД – Византийская литургия Преждеосвященных Даров Список опубликованных трудов, упоминаемых в сокращенной форме Anaphorae Syriacae Anaphorae Syriacae quotquot in codicibus adhuc repertae sunt cura Pontificii Instituti Studiorum Orientalium editae et latine versae. Vol. III, Romae, 19391973. Arabatzoglou Arabatzoglou G. M. Φωτιεος Βιβλιοθκη τοι pσημα κα διωτικ γγραφα κα λλα μνημεα σχετικ πρς τν στοραν το οκουμενικο πατριαρχεου μετ γενικν κα εδικνν προλεγομνων. 2 vols. Constantinople, 19331935.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Речь, произнесенная пред защитой магистерской диссертации под заглавием: „Апостольские литургии восточной церкви“ Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи! Пользуясь предоставленным мне правом слова, осмеливаюсь остановить ваше просвещенное внимание на некоторых пунктах своего труда. В ряду литургических памятников восточной церкви довольно видное и почетное место занимают литургии с именами ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Их значение признают представители и богословской науки вообще и литургии в частности. Первым они дают право настаивать на апостольской древности некоторых частных пунктов христианского вероучения (напр., молитв за усопших), вторые находят в них прямое и ясное указание на состав евхаристии апостольского века. В глазах тех и других еще не утратили силы слова кардинала Сирлета в письме к одному канонику: «посылаем тебе литургию, которую александрийская церковь получила по преданию от блаженного Марка». Рассуждения на эту тему встречаются почти в каждом литургическом исследовании и в большинстве случаев сходятся к тому, что положение об апостольском авторитете рассматриваемых литургий возводится на степень непререкаемой истины. Их относительная несправедливость заключается в стремлении к чрезмерному расширению принадлежащего тому или другому апостолу, а безусловная правда в признании апостольской основы и в предугадывании свойственного этим документам значения. Но если оно усвояется только одним апостольским частям, то это ничто иное, как простая ошибка и недосмотр. В них одинаково важно все содержание: и то, которое может быть возводимо к апостолам, и то, которое носит следы позднейшего происхождения. Изучение первого предрешает вопрос об общем ходе исторического развития литургии вообще, исследование второго проливает свет на его подробности. И действительно, раз апостольские литургии имеют хотя малейшее право на такое название, то становится неизбежным определение их апостольского содержания. Такое же или иное представление о нем неизбежно отражается на понимании всего дальнейшего развития литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

I. 23-го октября св. церковь празднует память свят. апостола Иакова, брата Господня. Св. Иаков был сын Обручника Пресвятыя Девы Марии – св. Иосифа от покойной его жены. С юности он полюбил строгую жизнь: вкушал только хлеб и воду, не употреблял ни вина, ни масла; на теле носил острую власяницу, всю ночь проводил в молитве и сохранил чистоту девства. А когда Господь учил народ о царствии Божием и явил Себя Мессиею, тогда св. Иаков уверовал в Него и, внимая божественным словам Его, еще строже стал жить. Все называли св. Иакова праведным, ибо все видели праведную жизнь его и он причислен был к лику 70 апостолов. От Господа Иисуса Христа он был поставлен епископом и научен священнодействию. Он был первым святителем и пастырем иерусалимской церкви. Он первый изложил и написал литургию, которую потом св. Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили ради человеческой немощи. Св. Иаков наставил на путь истинный многих иудеев и язычников и написал соборное послание к 12 коленам израильским. Все почитали его, не только верные, но и неверные. Архиереи и священники жидовские не возбраняли ему входить во Святое святых, и он молился там за весь мир. За святость народ любил его и многие из старейшин иудейских веровали учению его. Но книжники и фарисеи с архиереем гневались на него за это, и решились убить его. Настал праздник Пасхи. Народу во Иерусалим собралось множество. Книжники и фарисеи подошли к св. Иакову в церкви и сказали: «праведник, молим тебя, – в день праздника скажи поучение к народу, отврати его от Христа, Которым многие прельстились, называя Его Сыном Божиим. Стань на высокой кровле церковной, чтобы все видели и слышали тебя; скажи народу, что он заблуждается, веруя в распятого Христа». Св. апостол взошел на высоту и сказал громким голосом: «что спрашиваете меня о Сыне человеческом, Который волею пострадал, распялся и в третий день воскрес из гроба? Он ныне сидит на небесах и опять придет на облаках небесных судить живых и мертвых». – Народ обрадовался и закричал: «слава Богу! Осанна Сыну Давидову». – Но фарисеи и книжники в гневе свергнули св. апостола с крыла церковного в устрашение народу, и когда праведник упал, то он поднялся на колени, подняд руки к небу и, молясь, сказал: «Господи, отпусти им грех сей, ибо не знают что творят». Но иудеи бросали на него камнями. Святое тело его погребено близ церкви. Он управлял иерусалимскою церковию тридцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Человек, который оружие взял в руки, может при этом совершать богослужение? 20 мая, 2014. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Если мы верующие люди, к чему бы мы ни прикасались, к чему бы ни прикасались наши руки, всё должно становиться поклонением Богу и богослужением. 20 мая. ПРАВМИР. В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе Славянска. После евангельского чтения архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с проповедью, — сообщает сайт Горловской и Славянской епархии : Христос воскресе! В сегодняшний день, когда мы продолжаем праздновать Пасху, Светлое Воскресение Христово, Церковь нам рассказывает удивительную историю о встрече Спасителя и женщины-самарянки, которая произошла у колодца Иакова. Спаситель шёл из Палестины в Иерусалим и проходил через место, где находился древний колодец, источник воды. И на этом месте произошла встреча с простой женщиной, не самой порядочной по понятиям и того времени, и нашего, потому что в беседе Ему пришлось ей напомнить о том, что у неё когда-то было пять мужей, и что сегодня у неё тоже есть муж. Уже удивителен сам факт того, что эта беседа состоялась. Потому что, если говорить реалиями сегодняшнего времени, представьте, что у колодца Иакова встретились народный ополченец с солдатом украинской армии. Встретились они неожиданно. Колодец был один, и из него всем попить надо. Удивительно, что Спаситель первым обратился к женщине. Между иудеями и самарянами общения не было никакого. Он сказал: «Дай Мне пить». И она удивилась: почему Он это у неё спрашивает? Ведь Он — иудей, Он должен с ней враждовать. Он должен как-то показывать Своё пренебрежение к ней, показывать, что они разные, потому что иудеи себя считали выше самарян, и основанием для этого было то, что самаряне во время плена вавилонского смешались с язычниками, стали почитать языческие обряды. Даже храм у них был в другом месте, и они не ходили в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу. Но тут вдруг иудей, ещё и мужчина, учитель, просит у женщины, чтобы она дала Ему напиться воды. Она этому очень удивилась.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошла третья научно-практическая конференция «Монашество в истории» 7 февраля 2019 г. 15:55 5 февраля 2019 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Встречи представителей духовной и светской науки, проходящие в Ивановской обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — часть монастырского образовательного проекта. В конце 2018 года монастырь получил свидетельство о церковной аккредитации одной из составляющих этого проекта — курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Действует и постоянно пополняется новыми материалами сайт «Монашество в истории» . Председателем оргкомитета конференции является настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева), всю организационную работу ведут заместитель председателя, кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова) и научные кураторы — кандидат исторических наук О.А. Родионов и заведующий редакцией Литургики в ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко. Рабочий день конференции начался с молебна, который отслужил в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи иерей Николай Лызлов. Если два предшествующих научных собрания отличались весьма широким охватом тем, связанных с христианской аскетической традицией, то на этот раз устроители несколько изменили подход и сосредоточились на теме «Послушание. Целомудрие. Нестяжание. Три обета монашества в исторической перспективе», что позволило более углубленно, детально обсудить данную проблематику. Первым на утреннем заседании прозвучал доклад М.В. Бибикова, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук, заведующего Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН, на тему «Преподобный Антоний Печерский в " Славянском сборнике " афонского книжника Иакова Неаскитиота». Михаил Вадимович познакомил аудиторию с новыми материалами, найденными им во время посещения Святой Горы Афон в ноябре прошлого года. Докладчик заметил, что постижение смысла святых иноческих обетов неминуемо обращает нас к афонской традиции, в том числе к литературе разных жанров, созданной на Святой Горе, и напомнил о введенном с недавнего времени в научный оборот обширном творчестве монаха Иакова (1790-е — 1869). Иаков (помимо Неаскитиота именовавшийся Ватопедским, Святогорским и т. д.) занимался в библиотеках многих афонских монастырей самой разной деятельностью — копииста, редактора-составителя, историографа, был также гимнографом, литургистом и проч. Наиболее известен его фундаментальный труд «Афониада», созданный на основе многочисленных архивных документов и устных преданий Святой Горы.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

Коломна. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь во имя великомученика Никиты сооружена в 1695 г. в традициях московского барокко. Поначалу она являлась домовой для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. Родоначальником этой фамилии стал в конце XVII в. Демид Мещанинов, чьим усердием, по-видимому, и был построен храм. В XVIII в. перестроили колокольню с закрытой папертью, увеличили северный придел. В 1858—1860 гг. в теплой трапезной части храма заменили сводчатые перекрытия в связи с устройством второго южного придела. Внешняя барочная обработка здания уступила место позднему ампиру. Никитский храм — одноглавый, бесстолпный, в виде высокого двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом. Храм имеет два придела: во имя апостола Иакова, брата Господня, и святителя Митрофана Воронежского. На стенах и своде храма сохранилась часть росписей 1830 г. с последующими поновлениями. В семье священника этой церкви П.М.Никитского в 1824 г. родился сын Никита, будущий философ, публицист и издатель. В Коломенском Духовном училище он получил фамилию Гиляров; за успехи в Московской семинарии и Духовной Академии он также удостоился прибавления к фамилии — Платонов (как стипендиат митрополита Платона). В Никитском храме находились святыни: чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, крест и Владимирская икона, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому и, по преданию, сопровождавшая его в походах. Также в храме хранились мощи многих святых. В округе великомученик Никита почитался как покровитель младенцев. За «Никитской» святой водой для исцеления младенцев шли со всего города. В советское время храм был порушен и разграблен. Первая Литургия во вновь открытой церкви совершилась 28 сентября 2001 г. в день памяти великомученика Никиты. В 2002 г. в приделе апостола Иакова установили иконостас, написанный коломенским художником Андреем Гавриловым. Большое внимание уделяется церковному хору. При храме действует воскресная школа и летний православный городской лагерь.

http://sobory.ru/article/?object=04425

Литургическое наследие Митрополита Иосифа Твердая воля и благодать небесная! Пропоем в радости и чистой совести! Митрополит Иосиф известен как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал по окончании молебнов: в день 25-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I в 1970 году, Всем русским святым в 1971 году. Владыка составил также Акафист преподобной Пелагии, святителю Павлу и мученику Иакову Персянину. Они были составлены в Азове в 1942 году. Иконы с частицами мощей этих святых находились в домовом храме Митрополита Иосифа в Алма-Ате. Икону мученика Иакова Персянина написала монахиня Агния, художница-иконописица из Караганды, с которой Владыка переписывался, а бывая в Караганде, старался ее навестить. Не сохранился Акафист святителю Филиппу, который Владыка составил, когда был еще послушником в Тверском Отроче монастыре. Он имел припев: «Радуйся, священномучениче Филиппе, Московский и всея России чудотворче». О составлении Акафиста преподобной Пелагии Владыка рассказывает в одном из своих писем, ведя речь от третьего лица. Он говорит, как автор волновался, составив хвалу в честь Преподобной, будет ли принят его труд. В эту ночь он видит себя во сне «в очень большом красивом саду, красивее красивой и волшебной «Софиевки». Белая голубка бросила автору красивое яблоко. Акафисты были переписаны в ученической тетрадке, к которой были приделаны корки, обтянутые потертым темно-вишневым бархатом. Этот бархат был взят со скрижалей архимандричьей мантии Владыки Арсения. Две записи в тетради дают новые сведения о жизни Владыки Иосифа того времени. В конце Акафиста преподобной Пелагии записано: «Икона освящ. для арх. ц. 29/XI-42 со влож. частицы св. мощей преп. Пелагеи». К 10 кондаку Акафиста святителю Павлу почерком переписчика написано такое примечание: «Отселе началась бомбежка, все засыпало стеклом и глиной. 23 июля с. г.». Слева же рукой владыки – «1942». На праздник Богоматери Знамения и память мученика Иакова Персянина была архиерейская хиротония Владыки Иосифа. Десятилетие архиерейства, можно сказать, Владыка почтил гимнографическим творчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010