протоиерей Алексий Жиганов Тропарь 3-го часа в анафоре: краткий историко-богословский анализ 1. Введение Анафора (с греч. – возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также евхаристическим каноном, или евхаристической молитвой. В течение исторического процесса с евхаристической молитвой произошло немало изменений. Единая по существу и замыслу, идущая от Единого Основателя, Вечного Архиерея Иисуса Христа и из той же «святой Сионской Горницы Тайной Вечери», анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; она подвергалась всевозможным влияниям и изменениям. Первые христиане в разных областях Римской империи и вне ее знали до 200 разных анафор. Еще в древней Церкви сформировались три основных типа структурной организации текста анафор: Александрийско-римский (анафоры этого типа сохранились в Коптской и Эфиопской Церквах, а также в Римском каноне), Западно-сирийский (это анафоры литургии апостола Иакова, сохраняющейся в Сиро-Яковитской Церкви и мазарабской литургии в Испании) и Восточно-сирийский (это анафоры литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого , бытующих в обиходе Поместных Православных Церквей, и анафора литургии Афанасия Великого , используемой в Армянской Церкви). 1 В молитве анафоры для удобства литургической науки принято условно выделять, различать несколько ее частей. Существенными элементами текста почти каждой анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: префацио (с лат. – введение, предначинание, предисловие) – благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Свят, Свят, Свят…» – которое называется санктус (с лат. – свят); повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее тайноустановительные слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере над хлебом и над чашей – институцио (с лат. – установление); анамнесис (с греч. – воспоминание) – свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его Второго пришествия; эпиклесис (с греч. – призывание) – призывание благодати Божией (в большинстве анафор моление о ниспослании Святого Духа) на дары; интерцессио (с лат. – ходатайство) – ходатайственные молитвы поминовения живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве. И краткое завершение евхаристической молитвы – доксологио (с греч. – славословие). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древние александрийские анафоры Предисловие Среди различных христианских богослужебных систем («обрядов») древняя богослужебная система Александрийской Церкви выделяется своими цельностью, самостоятельностью и, что немаловажно, тем, что она лучше других засвидетельствована в источниках такого раннего времени, как III–IV вв. 1 Возникший уже в I в. и развивавшийся сначала в греко-язычной, а затем также и в коптской среде александрийский обряд просуществовал до VII–XI вв., когда оказавшаяся под властью арабов греческая община Александрии и Египта была предельно ослаблена. После XII в. Александрийская Православная Церковь отказалась от своего древнего обряда и перешла, как и все другие Православные Поместные Церкви, на константинопольский («византийский»), сохранив в своём богослужении лишь совсем незначительные в масштабе целого обряда особенности. Так, на вопрос Александрийского патриарха Mapka III (XII в.), обращённый к знаменитому канонисту того времени, патриарху Феодору IV Вальсамону, о том, можно ли совершать литургии, известные под именами ап. Марка и ап. Иакова, тот ответил резко отрицательно 2 ; иными словами, самобытная александрийская традиция ослабла в то время настолько, что в авторитетности было отказано литургии ап. Марка, совершавшейся некогда такими великими отцами Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Кирилл Александрийский 3 ! Тем не менее, древний александрийский обряд продолжал жить в коптской и отчасти эфиопской среде, а в XX в. уже отмечавшиеся древность, самостоятельность и цельность этого обряда вызвали к нему новый всплеск интереса со стороны богословов, патрологов и историков богослужения. Ниже вниманию читателя предлагаются русские переводы сохранившихся древних анафор Александрийской Церкви. Анафора, т. е. центральная молитва Божественной литургии, является ядром главного христианского богослужения – Евхаристии, – а значит, и богослужебной традиции вообще. На сегодняшний день существует огромное число публикаций, касающихся как отдельных анафор, так и истории их происхождения в целом, однако практически все они сделаны западными учёными и поэтому плохо известны русскому читателю – как справедливо отмечал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Катехизис часть 1 Приидите, чада! послушайте Мене, страху Господню научу вас. Сыне! аще приим глагол Моея заповеди, скрыеши в себе, послушает премудрости твоея ухо, и приложиши сердце твое к разуму приложиши е в наказание свое; аще премудрость призовеши, и разуму дашь глас твой; и аще взыщеши ея, яко сребра, и, якоже сокровища, испытаеши ю: тогда уразумеети страх Господень, и познание Божие стяжеши, и благодать Его обрящеши. ( Пс. 35:12 ; Притч. 2:1–5; 3:3 ). Вступление в Катехизическое учение Возлюблении во Христе братия! Как земледелец прежде, нежели начнет сеять семена, изыскивает место, где бы способнее посеять, и приуготовляет землю, которой бы вручить семена с пользою, с надеждою плодоношения и с ожиданием награждения за труды свои: так и я, слабый делатель на поле Христовом, последний сеятель семени Слова Божия, имея, по возложенной на меня должности от высшего Священноначальника нашего, проходить нынешний год Катехизическое учение, непременно должен сперва промышлять о земле, которой бы вручить духовные семена, да плод принесет, ежели не сто, ежели не шестьдесят, ежели не тридесять 1 то по крайней мере, десять, дабы не вотще и не без пользы трудиться, но в славу Божию и в истинное назидание ближнего; что есть единая цель и единая награда всех трудов моих. Где ж есть земля для семени Слова Божия? где есть место; на котором бы удобностию можно было посеять оные? Вы, Христиане, составляете духовное поле! в вас есть место для Слова Божия! Сердца ваши суть земля, способная для сеяния Божественных семен. Почему, чистосердечно благодаря тех, которые удостоивали всегда благосклонного внимания поучительные Слова мои, искренно прошу, что бы также и Катехизическое учение не лишено было оного присудствия и внимания; тем паче, что сим вы не только труд мой наградите, что не вотще я буду трудиться, не без пользы буду сеять Божественные семена, но что и сами пользу получите, духовную лихву обрящете и Христианскую должность свою исполните. Ибо как вы обязаны питать телесною пищею наружного человека: так точно должны питать внутреннего своего человека духовными брашном, которое есть Слово Божие, Христианское учение. – Преподавать же буду оное Катехизическое учение во всякий Воскресный, яко от обыкновенных работ и житейских попечений свободный, на единое Богослужение и на Божественное учение, по намерению и благоволению Божию, посвященный день. A время на сие определяю по обыкновенном к Литургии звоне, пред самым началом Литургии, подражая обыкновению первенствующей Церкви, в которой всегда сперва, по установлению Апостольскому, предлагалось учение, a потом уже совершалось Священнодействие; что можно ясно видеть из Литургии первого Архиерея Иерусалимского; Святого Апостола Иакова, брата Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербург, 5 апреля 2009 г. 5 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архиепископа Клинского Лонгина, архиепископа Берлинского и Германского Феофана, архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Волоколамского Илариона, епископа Гатчинского Амвросия, епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, епископа Петергофского Маркелла и петербургского духовенства совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Во время малого входа в сан протодиакона с правом ношения камилавки был возведен диакон Андрей Кураев, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся богомольцам со словами проповеди. В пятую Неделю Великого поста за богослужением читается зачало Евангелия от апостола Марка, в котором Господь, обращаясь к ученикам, сказал им о том, что скоро Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть (см. Мк. 10.32-45). «Это удивительное откровение Он передал Своим ученикам. Но совершенно удивительной и, как кажется, нелогичной была реакция на это откровение двух ближайших учеников Спасителя – Иакова и Иоанна, братьев Заведеевых. Они обратились к Христу с неожиданной просьбой: Господи, посади нас по правую и по левую сторону от Себя, когда ты явишься во Царствии Своем. В их словах не было сострадания Спасителю, не было сожалений, горя, а было желание использовать силу своего Учителя для обретения некоего блага, дабы возвыситься над другими», – сказал Его Святейшество, напомнив: на эту просьбу Господь ответил, что Он не имеет власти посадить их по правую и левую сторону от Себя, но тот, кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10. 43).

http://pravoslavie.ru/29943.html

Беседа LXXXVIII. Об одиннадцатом члене символа веры. О молитве за умерших Чаю воскресения мертвых В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что Господь, по своему правосудию, после частного суда, который бывает тотчас по смерти каждого человека, определяет грешникам мучение. Но, братие, частный суд, как мы сказали, есть суд не окончательный. Посему и некоторые грешники, именно те, которые умерли с верою и раскаянием, но не успели привести плодов достойных покаяния, могут получить облегчение от своих мучений и даже совершенно освободиться от них. Этой возможности получить облегчение или освобождение от мучений они достигают не сами по себе, – ибо, как мы говорили, смерть есть окончательный срок для нашего приготовления и по смерти нет покаяния и исправления во грехах, – а по молитвам за них православной Церкви. К достижению блаженного воскресения им могут вспомоществовать приносимые за них благотворения и молитвы, особенно же соединенных с приношением бескровной жертвы тела и крови Христовых. Это учение о благотворениях и молитве за умерших основано на священном писании и предании, и было известно еще в ветхом завете. Так в те времена у евреев существовал обычай преломлять над умершими хлебы ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ). Праведный Товит в своих наставлениях сыну заповедовал при гробах раздавать хлебы неимущим ( Тов.4:17 ). Премудрый сын Сираха заповедовал не лишать умершего милости. Во времена Иуды Маккавея была принесена молитва и жертва за умерших воинов для очищения их от грехов ( 2Мак.12:39–46 ). В новом завете, с того самого времени, как образовалось общественное христианское Богослужение, молитва за умерших вошла в него, как непременная часть. Об этом свидетельствуют все древние чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова и кончая литургиями, совершаемыми у нас. По сему нет никакого сомнения, что моление за умерших есть предание апостольское. Св. Отцы с особенною подробностью раскрывают важность и необходимость молитв и принесения бескровной жертвы за умерших, утверждая, что те и другие заповеданы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших. Св. Дионисий Ареопагит в книге “О церковной иерархии” пишет: “Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова”. Тертуллиан в книге “О венце воина” говорит: “Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались”. Св. Киприан, епископ Карфагенский, в пятом поучении, в котором изъясняет литургию, говорит: “Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной”. Ориген , в толковании на книгу Иова, говорит: “Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия”. Св. Василий Великий , по освящении св. Даров, в молитве, помещенной в его литургии, обращается к Господу с словами: “Помяни, Господи, всех прежде усопших в надежде воскресения вечныя жизни”. Св. Иоанн Златоуст в одном из своих поучений наставляет, что умершему не слезами мы можем помогать, а молитвами, милостынею и приношениями. Блаженный Августин говорит: “Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе”. Кроме помянутых св. отцев и учителей церкви, о спасительной пользе молитв, приносимых за умерших, свидетельствуют: Афанасий Великий , Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Григорий Двоеслов и многие другие.

http://azbyka.ru/fiction/molis-za-umersh...

14 Июня. Среда. По Афону. Утром Преосвященный вместе с о. архим. Гавриилом и старшими из братии служил Божественную литургию в Ильинском скиту. За богослужением кроме его спутников присутствовали все иноки скита, на долю которых редко выпадает счастье видеть торжественное богослужение, совершаемое русским Владыкой. Многие присутствовали за таким богослужением впервые, и оно производило на них сильное впечатление. Литургия совершалась в соборном храме во имя св. пророка Илия. Во время литургии Преосвященным, по просьбе о. архимандрита и с согласия епитропов Пантократора, совершена была хиротония во иеромонаха и иеродиакона. Собор не особенно большой, однокупольный; основание его крестообразное, алтарь и клиросы – полукруглые. Купол, алтарь и средняя часть церкви покрыты листовым оловом, притвор же – каменными плитками, выделываемыми из местного камня. Прямо против церковных дверей, к западу от храма, ворота, а над ними красивая, трехъярусная колоколенка. Главной святыней собора является часть животворящего древа, из которого сделан крест. Эту святыню купил начальник скита хаджи 15 Афанасий за 10 тысяч турецких левов (лев или чирек по курсу равняется 40 копейкам) у разорившегося греческого монастыря Варетяда, находившегося в епархии Артисской, куда она была подарена императором Никифором Фокой в 964-ом году. Есть части мощей в соборе: святого ап. Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Иакова, брата Господня, и много других, и две чудотворные иконы: Божией Матери Млекопитательницы, прославившейся чудотворениями в России, и особенно чтимая Тихвинская Слезоточивая, названная так потому, что в 1876 году, перед нашествием на св. гору Турок, проливала слезы. По окончании богослужения, Преосвященный со своими спутниками, под руководством настоятеля о. Гавриила, осмотрел весь скит, год от году все расширяющийся. В настоящее время в нем идут работы. Скит имеет форму продолговатого четырехугольника (25 с. – в длину и 19 – в ширину). В средине – собор. С правой стороны собора – две церкви: во имя Благовещения. Пресвятой Богородицы и во имя святителя Митрофана Воронежского . К этим церквам пристроен двухэтажный дом, где помещаются кельи. Этот дом тянется во всю длину скита, параллельно противоположному такому же корпусу, в котором помещаются: трапеза, кухня, кладовые, комнаты для гостей, и т. и. Вне скита, в саженях десяти от колокольни, построен 2-хэтажный корпус с двумя церквами: во имя архистратига Михаила и св. Николая; кроме того, в нем помещается больница и некоторые из братий. Рядом с этим есть еще три двухэтажных каменных корпуса, где помещаются кладовые, столярная мастерская, маслобойня, и т. д., и живут рабочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

306. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чудовом монастыре февр. 12; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и яко же предах вам, предания держите ( 1Kop. XI. 2 ). Пятый век протекает, как блаженный Пастырь, Святитель Алексий, почил и почивает от видимых дел пастырских: и не престает паства, в срочные и несрочные дни, притекать к нему, с благоговением, с верою, с прошениями о помощи в скорбях, в нуждах, в болезнях, в бедах, в искушениях, с утвержденною опытами надеждою невидимых, но, тем не менее, действительных от него благотворений. В сем видна, с одной стороны, сила благодати, пребывающей во Святых, с другой, – постоянство благочестивого предания. Если бы Святитель благоволил отверсть уста: то не удостоил ли бы он ваше настоящее собрание такой же похвалы, какой Апостол Павел удостоил христиан коринфских: «хвалю... вы, братие, яко вся моя помните, и предания держите»? – Счастливы были бы мы, если бы явились вполне достойными такого одобрения. Предания, соблюдение которых Апостол одобряет, и через то утверждает, и предлагает к дальнейшему исполнению, суть не одного рода. Есть предания догматов, то есть, главнейших истин веры и благочестия. Есть прадания церковных правил и чиноположений, для совершения Богослужения, и особенно таинств веры. Соблюдение сих преданий лежит на попечении особенно священноначальствующих и учащих в Церкви: и в свидетели постоянного сохранения сих преданий в православной Церкви довольно представить неизменный Символ веры , от Апостолов до Собора Никейского наиболее устный, со времени сего Собора доныне писанный, и чин Божественной литургии, от Апостола Иакова до Василия Великого частию писанный, частию подражательно преемственный, а от времен Василия Великого и Иоанна Златоустог о неизменным писанием огражденный. Между преданиями, которые Апостол называет своими, есть и такие, которые, исходя от начал христианских, простираются от Церкви в обыкновенную домашнюю и общественную жизнь христиан, и составляют их обычаи. Так он повелевал христианам «отлучатися... от всяка брата безчинно ходящаго , а не по преданию» ( 2Сол. 3:6 ) Апостольскому, то есть, удаляться от сообщения с человеком, который ведет жизнь праздную и рассеянную, или обезображенную подражанием обычаям языческим. Так он предписывал, чтобы христианския «жены» ходили «во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, ...не в плетениих власов» ( 1Tuм. II. 9 ), по подобию жен языческих. Как предания сего рода суть более наставления и советы о приличном и полезном, нежели строгие заповеди о необходимом: то сохранение оных наиболее зависит от внимания, рассудительности, послушания и усердия получивших предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Arhiva De ziua pomenirii Sfântului Cuvios Mrturisitor Sebastian de Karaganda eful Districtului mitropolitan din Kazahstan a sfinit biserica de jos a catedralei episcopale în construcie „Sfânta Treime” din Karaganda 22 octombrie 2018 18:43 22 октября 2018 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, празднование в честь обретения мощей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского — последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение нижнего храма строящегося Свято-Троицкого кафедрального собора во имя преподобноисповедника Севастиана города Караганды. За богослужением великого освящения и Божественной литургией Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев), секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, духовенство Карагандинской епархии. На богослужении в храме для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих пребывал ковчег с честной десницей преподобного Севастиана Карагандинского. Песнопения исполнил хор Карагандинской епархии под управлением В. Тесленко.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5288853...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010