Судя по сохранившимся документам, в октябре 1920 г. ВЧК перехватило письмо, направленное из Петрограда в Москву и адресованное Патриарху Тихону, в котором среди прочего сообщалось: «По делам послушания быть да часто бывать в Отделе юстиции, где занимает важный пост Михаил Ф. Поозерский (так в тексте.– М. К . ) б[ывший] свящ[енник] просил написать Вашему Святейшеству сыновий привет и просящаго благословения, что он всеми силами будет защищать интересы церкви и духовенства… Вашего Святейшества нижайший послушник и покорный слуга, искренно люб[ящий] Вас настоятель архим[андрит] Софроний. Октября 1 дня 1920 г.». 2 ноября 1920 г. в адрес ПетрогубЧК поступила шифротелеграмма за 31284, подписанная заведующим Секретным отделом (СО) ВЧК Самсоновым, содержавшая требование арестовать Михаила Паозерского: «сотрудника отдела юстиции выслать ВЧК». После нескольких дней наружного наблюдения, 11 ноября 1920 г., Паозерский был задержан, и не позднее 19 ноября по распоряжению председателя ПетрогубЧК Н. П. Комарова конвоирован в Москву. 22 ноября 1920 г. он был допрошен сотрудником Секретного отдела ВЧК и дал следующие показания: «По поводу предъявленного мне обвинения в преступлении по должности, выразившемся в том, что, состоя на службе в Отделе юстиции, послал Патриарху наилучшие пожелания и дал обещание – через архимандрита Софрония – поддерживать интересы церкви и духовенства»: «Архимандрита Софрония я ранее не знал и познакомился с ним недавно при служебных обстоятельствах,– свидетельствовал Паозерский. – По петроградскому духовенству издано было распоряжение о сдаче всех церковных кружек, не имеющих церковного характера и назначения, в Отдел ликвидационный. И однажды в отдел, кажется, в половине октября, входит монах с тяжелой кружкой и спрашивает куда же ее ему сдать. Я принял его довольно любезно, познакомился с ним и тут только узнал, что это архимандрит Софроний. Я ему сообщил, что хорошо знаю патриарха Тихона, и он меня тоже знает, и при случае, если архимандрит Софроний будет писат[ь] патриарху и напишет относительно меня, то патриарх… (далее часть текста утрачена. – М. К.) помнить о[бо] мне. Он меня спросил, как зовут меня, и я ему сообщил свою фамилию имя и отчество. Еще повторяю, что я был с ним предупредителен, но ничего того, что им было написано в письме патриарху, не говорил и полагаю, что это было результатом его умозаключения из вежливого с ним обращения». После повторного допроса, состоявшегося 29 ноября 1920 г., Паозерский был переведен с Лубянки в Лефортовскую тюрьму.

http://sedmitza.ru/lib/text/7165223/

14 ноября 1919 г. большевики взяли Омск. В Иркутске все чаще проходили митинги, а также различные церковные и общественные мероприятия антибольшевистского характера. Особенно показателен декабрь 1919 г., когда при ощутимой угрозе проигрыша в гражданской войне 4 и 18 декабря 1919 г. в Общественном собрании прошли общие собрания общественных организаций города. В числе участников были члены приходских советов Союза православных христиан, Братства свт. Иннокентия Иркутского. Председательствовал на собрании епископ Зосима. «Собрание открыл председатель Союза приходов М.М.Стразов, призвавший объединиться в Союз защиты веры и спасения Отечества против большевиков. С большой речью выступил священник Н. Троицкий, зачитавший в конце обращение к союзным странам…» Но уже 24 декабря 1919 г. эсеровский «Политический центр» в Иркутске инициировал вооруженное восстание против режима Колчака (он будет расстрелян в Иркутске 9 февраля 1920 г.), полностью захватил город к 5 января 1920 г., а 24 января власть в Иркутске перешла к большевистскому ревкому. Одним из первых его распоряжений в городе с военным положением стало закрытие 28 января 1920 г. всех домовых церквей и роспуск церковных советов . Готовясь к обороне, большевики превратили храмы и монастыри в боевые укрепления: «Знаменский девий монастырь занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монашек переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря – военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено» . 13 февраля 1920 г. в Иркутске, когда угроза реванша белых миновала, военное положение было снято. Вновь началось методичное претворение в жизнь декрета об отделении Церкви от государства: в этот же день упразднены все иркутские духовные школы. В училищах и гражданских школах отменено преподавание Закона Божия, чтение молитв и т.д. 26 марта состоялась первая реквизиция имущества Вознесенского монастыря. Начались первые репрессии против духовенства: 22 марта еп. Зосима («за контрреволюционную деятельность в прошлом и настоящем»), о. Михаил Концевич, М. М. Стразов («за содействие созданию добровольческой дружины Св. Креста в 1919 г. для борьбы с советской властью») были арестованы губернской ЧК. О. Михаил и М. М. Стразов были осуждены 30.11.1920 г. на 5 лет пребывания в концлагере (вместо концлагеря о. Михаил 3,5 года пробыл в иркутской тюрьме), а неожиданным итогом ареста владыки стало публичное отречение епископа Зосимы от сана и монашества (15 мая 1920 г.), что однако «не искупило вины» за «преступления» против советской власти, и освобожден он не был .

http://pravoslavie.ru/44165.html

Так, на заседании 16 июля 1920 г. обсуждалась миссия представителя Епископальной Церкви Харрисбурга Дарлингтона в Грецию и Великобританию по вопросу о воссоединении Церквей. Летом 1920 г. с инициативой выступить единым фронтом против безбожия, социализма и масонства выступила Римско-Католическая Церковь . На заседании ВВЦУ 10 августа обсуждался вопрос о направлении делегации в Рим для «объединения христиан в борьбе против иудомасонства». Однако в тот момент Крымское ВВЦУ решило отказаться от такого сотрудничества. 45 ВВЦУ занималось также решением кадровых вопросов. Так, например, оно командировало в Западную Европу настоятеля посольской церкви в Афинах архимандрита Сергия (Дабича). На заседании ВВЦУ 16 июля 1920 г. рассматривалась ситуация на Афоне, а также положение православия в Польше. 9 сентября 1920 г. обсуждался вопрос относительно назначения священника в Варну, в результате чего в этот город был командирован протоиерей Иоанн Слюнин. 26 октября обсуждалась ситуация, сложившаяся в русской церкви в Лондоне, куда был назначен протоиерей Иоанн Лелюхин. В тот же день члены ВВЦУ обсуждали доклад протопресвитера Г. Шавельского о религиозно-нравственных нуждах русских беженцев. 46 В течение октября 1920 г. решался вопрос и относительно Духовной миссии в Китае. 8 октября обсуждалась возможность ее передачи в ведение Константинопольского Патриархата. 15 октября 1920 г. ВВЦУ вновь рассматривало ситуацию, сложившуюся вокруг Русской духовной миссии в Китае. ВВЦУ вынесло постановление взять на себя ответственность за работу миссии «в силу тяжелых условий» и обратиться к Вселенскому Патриарху с просьбой «не отказать в принятии под свою защиту Духовную Миссию, когда потребуют обстоятельства». 47 Имеются также сведения, что ВВЦУ в последние месяцы своего пребывания в Крыму занималось делами, связанными с переходом в православие жителей Чехословакии и Угорской Руси. Однако вторжение большевиков в Крым помешало принятию действенных мер в этом вопросе. 48 ВВЦУ брало на себя и решение вопросов относительно служения представителей Поместных Церквей на территории России, например в случае с иеродиаконом Хиландарского монастыря Амвросием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

852 По-видимому, это выцветший алый атлас восточного происхождения, его краситель софлор (репейник) очень нестойкий. 855 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2719: размер – 43 х 45. По стилю и ряду деталей эта палица близка к пелене «Успение Богоматери», вложенной в 1612 г. сучавитским митрополитом Анастасием Кримкой в храм Сошествия Святого Духа монастыря Драгомирна (см.: Маясова 1995 (1). С. 266–270. Ил. на с. 269). 857 В. Клейн упоминает ткань на подкладке воздуха как пример «камки кармазинной», называемой так по темно-красной окраске, и считает ее западной работой (см.: Клейн 1925. С. 59). 868 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. Поступил в Патриаршую ризницу из Успенского собора в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 52 об.). 869 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг., находился филиал Госфонда. 870 ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1919 г., д. 14, л. 6 (?). Место вклада определяется по надписи. 871 Текст тропаря, вышитый на пелене, несколько отличается от современных песнопений иконе Богоматери Одигитрии (Смоленской) (см.: Ставровский 1914. С. 28). 876 Нижегородский музей, инв. ГОМ-10423 (87 х 66). См.: Искусство строгановских мастеров 1991. Кат. 110, ил. на с. 164 (автор раздела А. В. Силкин); Силкин 2002. С. 312–314, кат. 119. 879 Акт от 1/XII 1920 г., указанный в Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг., обнаружить не удалось. 880 См. поручи середины XV в. и поручи конца XV в., вышедшие из мастерской Софии Палеолог (Сергиево-Посадский музей, инв. 667 и 371; см.: Манушина 1983. С. 84–85), а также кат. 77. 882 Акт от 12/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 26. В акте отмечено: «без подклада и без полей». 891 В надписи нет лигатур. Кое-где в буквах забыли вышить перекладины. Заказчик-«строитель» иеромонах Матфей. Так называли управляющего монастырскими вотчинами, назначаемого местным архиереем, как бы сверхштатного чиновника при игумене, келаре и казначее (см.: Голубинский 1909. С. 130, примеч. 1. С. 131–132, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

«По моему мнению, монастыри единственные гнезда в Советской России, где по-прежнему дух бюрократизма царствует. Полное рабство, забитость, эксплуатация человека человеком не только не прикрыты ничем, но возведены в правило, даже в идеал. Для большинства послушниц монастырь является духовной темницей. Основное условие жизни в монастыре – это отречение от своей воли – как нельзя больше способствует порабощению». «История с Арсениево-Комельским монастырем невольно наводит на мысль, что и в других монастырях иссыхают духовные узники, которые не имеют сил освободиться… и которым необходимо оказать содействие со стороны власти». (Там же, л. 61 об. – 62). Там же, л. 25–25 об. Там же, л. 25 об. Там же, л. 26. Там же, л. 56. Там же, л. 58. Там же, л. 26 об. Там же, л. 58. Протокол, однако, не сопровождался подписями. Возможно, потому что крестьяне стали расходиться по домам. Хранящиеся в д. П–6021 материалы, а также документы ГА ВО не содержат точных сведений, когда были заселены в монастырь дети. Правда, в показаниях Демичева, где он описывает собрание, проведенное с сестрами 3 января 1920 г., упоминается, что очистить в настоящее время занятый монастырский корпус нельзя по причине невозможности вывести детей на улицу, ибо нет свободного помещения (Архив УФСБ России по Вологодской области, ф. 1, д. П–6021, л. 60 об.). О том, что на 4 января 1920 г. в монастырском корпусе уже находились дети, упоминает И. Королев: Королев И. Поповская агитация – контр-революция//Деревенский коммунар. 1920. 10 января. 127. С. 3. В ГА ВО есть два списка воспитанников Комельской школы социального воспитания за 1920 г., к сожалению, без указания точной даты. В первом из них числится 111 детей в возрасте от 4 до 14 лет, во втором – 130 без указания возраста (ГА ВО, ф. 259, оп. 1, д. 380, л. 1–3). В «Требовательных ведомостях на выдачу заработной платы работникам Арсениево-Комельской школы социального воспитания и детского дома ”Республиканец”» за январь 1920 г. имеется список 18 служащих данной школы (завхоз, экономка, кухарка, няни, портниха и т.д.) и пометка о том, что зарплата им начисляется с 4 января 1920 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

В 1916–1917 состоял в клире Нежадовского женского монастыря на р. Плюссе, занимался миссионерской деятельностью среди рабочих и деклассированного элемента в районе Лиговского пр., одновременно посещал занятия в Петроградском археологическом институте. После окончания академии 7 июля 1917 принят в число братии Александро-Невской Лавры. С 9 августа 1917 исполнял должность помощника казначея, с 2 января 1918 – казначей обители. С 19 ноября 1918 заведовал кладбищенской конторой, 27 декабря 1918 освобожден от этого послушания с поручением раздачи братской кружки и денежных расчетов со служащими. С января 1919 по 14 сентября 1920 и с 14 мая по 1 июня 1922 был заведующим Крестовой митрополичьей церковью, одновременно заведовал церковным книжным складом и с 22 января 1920 исполнял обязанности настоятеля надвратной Скорбященской церкви Лавры. 27 апреля 1920 награжден наперсным крестом. В 1918–1919 был одним из организаторов и в дальнейшем руководителем Александро-Невского братства. В мае 1920 – мае 1922 – член и секретарь совета общебратского союза Петроградской епархии, преподавал в Богословско-пастырском училище. В мае 1920 – товарищ председателя 1-й общебратской конференции, в апреле – июле 1921 – председатель организационного бюро 2-й общебратской конференции, секретарь конференции. До лета 1922 при Крестовой церкви еженедельно по воскресеньям преподавал детям Закон Божий. В 1918–1920 – вольнослушатель историко-филологического факультета Петроградского университета. Был очень хорошим проповедником и замечательным духовником, перевел на русский язык канон Рождества. Весной 1922 возведен в сан архимандрита. Арестован 1 июня 1922 по делу православных братств. 4 января 1923 приговорен Комиссией НКВД по административной высылке к 3 годам ссылки в Архангельскую губ., 23 февраля 1923 место ссылки сменено на Туркестан. Отбывал срок близ г. Полторацка (Ашхабада) в Туркмении. Освобожден в марте 1925. Проезжая по пути домой через Москву, оказался на похоронах Патриарха Тихона. Был уставщиком при отпевании Первосвятителя 12 апреля в Большом соборе московского Донского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По сведениям 1920 года священников было убито – 1215, а с тех пор число их, вероятно, удвоилось. Не щадили большевики и монахов и монахинь. Так, например, в г. Богодухове всех монахинь, не пожелавших уйти из монастыря, привели на кладбище к раскрытой могиле, отрезали им сосцы и живых побросали в эту глубокую яму, а сверху бросили еще дышавшего старого монаха и, засыпая всех землей, кричали, что справляется монашеская свадьба. Кроме сего имеются у нас документальные сведения об арестах архиереев к 1/14 сентября 1921 года. Архиепископ Вятский, впоследствии Крутицкий, Никандр с осени 1918 года до Пасхи 1920 года сидел в тюрьме, затем с осени 1920 года до июля 1921 года вновь был посажен в Бутырки (тюрьма). В настоящее время он вновь содержится в тюрьме. С 1921 года находился в тюрьме Пинежский Епископ Павел . В конце 1920 года арестован был Епископ Брянский Амвросий , которого продержали в тюрьме более года. В сентябре 1921 года посажен в тюрьму быв. Варшавский Архиепископ Серафим . Долгое время держали в чека и тюрьме Митрополита Владимирского С ергия , арестованного в январе 1921 года, который затем был освобожден, а теперь вновь заключен в тюрьму. В Муроме долгое время держали в тюрьме Епископа Муромского Серафима . Также долго томили в тюрьме Епископа Уржумского Виктора . Томился в тюрьме и был приговорен к расстрелу Архиепископ Иркутский Анатолий . Правда, приговор не был приведен в исполнение, т.к. он признал “живую церковь” и для окончательного решения его дела увезен в Новониколаевск. До сих пор томится в Таганской тюрьме, в Москве, арестованный в Казани в июне 1920 года Митрополит Кирилл . В Москву же вывезен и его викарный Епископ Чистопольский Анатолий , которого долгое время держали в тюрьме. В концентрационном лагере держали долго Архиепископа быв. Иркутского Серафима . Долго держали в тюрьме в Ростове-на-Дону и затем сослали в Нижний Новгород Епископа Ейского Филиппа . Очень долгое время держали в тюрьме и престарелого Архиепископа Могилевского Константина .

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Убийство архиеп. Пермского Андроника (Никольского), еп. Таллинского Платона (Кульбуша), еп. Тобольского Гермогена (Долганова), прот. Иоанна Восторгова и др. 1918.30.6–13.7 Канонизация святителей Софрония Иркутского и Иосифа Астраханского. 1918.5–18.3 Послание Патриарха Тихона, осуждающее подписание Брест-Литовского мира. 1918.7–20.1 Всеукраинский Церковный Собор в Киеве, созванный с благословения Патриарха Тихона. Большинством голосов отвергается предложение об автокефалии Украинской Церкви. 1918.9–22.7 Всеукраинский Собор в Киеве большинством голосов принимает “Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине”, согласно которому украинские епархии составили автономную церковную область во главе с митрополитом Киевским . Священник Иоанн Егоров создает в Петербурге общество “Религия в сочетании с жизнью” обновленческого толка. А. Боярский создает в Колпино обновленческую группировку “Друзья церковной реформации”. 1919. май Юго-Восточный Русский Церковный Собор в ставрополе образовал Высшее Временное Церковное Управление во главе с архиеп. Донским Митрофаном (Симашкевичем) для управления областями, занятыми Добровольческой армией. 1919.1–14.2 Постановление Наркомата юстиции о вскрытии мощей (до конца 1920 совершено 63 публичных вскрытия). 1920.14–27.5 Прекращение церковной регистрации рождений и браков. 1920.22.4–5.5 Украинская Рада объявила полную автономию Украинской Церкви с украинским богослужебным языком и допущением женатого епископата и второбрачия белого духовенства. 1920.4 Несколько украинских приходов объявляют о создании новой Всеукраинской Церковной Рады. 1920.5–18.11 В Константинополе образовано Временное Высшее Русское Церковное Управление за границей под председательством митр. Антония (Храповицкого) , переехавшее по приглашению Сербского патриарха в Сремски Карловцы (Югославия) в 1921. 1920.7–20.11 Постановление Патриарха Тихона о самоуправлении епархий на случай невозможности сношений с высшей церковной властью. Прекращение деятельности Высшего Церковного Управления.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Подворье Сурского в честь ап. Иоанна Богослова мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Подворье Сурского в честь ап. Иоанна Богослова мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В XIV - нач. XX в. на территории А. и Х. е. существовали след. мон-ри: архангельский во имя арх. Михаила (муж., основан в XII или 2-й пол. XIV в., закрыт ок. 1920); Вассианов каргопольский в честь Преображения Господня (муж., основан предположительно в XIV в., закрыт в 1920-1922); каргопольский в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в XIV в. как муж., с 1649 жен., закрыт ок. 1920); кеврольский Воскресенский, на левом берегу Пинеги (муж., основан предположительно в XIV в., упом. до 1603, сыграл большую роль в просвещении Пинежского края); Чухченемский (Чухчеремский) Николаевский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в XIV в., упразднен в 1752-1764); Сырьинская (Сыльинская) Успенская муж. пуст., между реками Мудьюгой и Кодьмой (основана в 1-й трети XVI в. прп. Кириаком (см. Кирилл Сырьинский ), преобразована в приход до 1764); корельский во имя свт. Николая Мирликийского, в Северодвинске (муж., основан в нач. XV в., закрыт в 1920-1922); Емецкий Покровский, на р. Емце (упом. в 1584, первоначально муж., с 1613 жен., упразднен в 1760); Кодемская Троицкая муж. пуст., на р. Кодиме (основана в 1590 на месте явления иконы Св. Троицы, в 1764 обращена в приход); Моржегорская (Моржевская, Устьморжевская) Николы Великорецкого муж. пуст., на левом берегу Сев. Двины, у с. Моржегорского (основана во 2-й пол. XVI в., упразднена в 1727-1764); Клоновский (Клонов) Троицкий, на р. Кондрусе (муж., известен с XVI в., упразднен в 1727-1764); Красногорский Богородицкий, на р. Пинеге (муж., основан в 1603, закрыт в 1920-1922); Ущельская муж. пуст., в с. Ущелье на р. Мезени (основана до 1608 прмч. Иовом Ущельским , упразднена до 1764, возобновлена в нояб. 1901 как жен. община во имя св. Иова Многострадального, в дек. 1908 преобразована в мон-рь, закрыт в 1920-1922); Лявленский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/76432.html

ч. пострадавших в К. В нач. апр. 1918 г. был зверски убит настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Армянском Базаре (ныне Армянск). В докладе патриарху Тихону в 1918 г. архиеп. Димитрий (Абашидзе) сообщил о захвате духовных учебных заведений и мученической кончине более 20 священнослужителей епархии. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), в работе к-рого принимал участие архиеп. Димитрий, предложило руководству Белой Армии 25-27 сент. 1920 г. провести дни покаяния «в связи с необходимостью оздоровления тыла в религиозно-нравственном отношении». Во всех храмах было зачитано послание ВВЦУ ЮВР, подписанное архиепископами Димитрием (Абашидзе) и Феофаном (Быстровым) , еп. Вениамином (Федченковым) . Ради покаянных дней была объявлена амнистия. На пароходе «Цесаревич Георгий» из Сербии в Севастополь была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» , к-рую встречали крестные ходы из всех севастопольских церквей, главнокомандующий ген. Врангель, члены правительства, народ. 3 нояб. чудотворный образ был перевезен в Ялту. Было опубликовано распоряжение «О воспрещении на территории юга России в дни траура и молитвенной памяти убиенных и в смуте погибших, то есть 12, 13 и 14 сентября 1920 года, всякого рода зрелищ и увеселений». Выступавшие с публичными лекциями пытались осмыслить революционные события. В нояб. 1920 г. более 145 тыс. беженцев, в т. ч. мн. священнослужители, покинули К. Архиеп. Димитрий не уехал, по благословению патриарха Тихона в авг. 1921 г. он ушел за штат и поселился в Топловском мон-ре, где власти разрешили ему оставаться не более года. 23 авг. 1921 г. управление епархией принял Никодим (Кротков) , возведенный патриархом в сан архиепископа (по благословению патриарха Тихона в июне 1920 прибыл из Киева в Симферополь, перейдя линию фронта). Карательные мероприятия, широко применявшиеся в К. сразу после окончательного утверждения советской власти, в полной мере затронули православных священнослужителей: 3 дек. 1920 г. в Феодосии были казнены священники Андрей Антименко, Димитрий Богословский, Андрей Животков, Иоанн Карманов, Андрей Красницкий, Павел Левицкий, Григорий Солодовников, Евлампий Щекин и еще более 200 чел. 16 дек. был расстрелян сщмч. Андрей Косовский . 25 дек. 1920 г. Военно-революционный трибунал приговорил к расстрелу священника с. Петровского Феодосийского у. Георгия Русаневича.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010