1918.20  сентября – на заключительном 170-м заседании Поместного Собора председательствовал во время рассмотрения доклада протоиерея А. И. Юницкого «Об устроении Православной Церкви в Закавказье и на Кавказе вообще» (результат работы соборного отдела «Об устроении Православной Церкви в Закавказье») 1918.21  октября – постановление патриарха Тихона и Св. Синода: «Не признавая возможным оставлять православное население закавказской паствы без архипастырского руководительства и попечения, постановлено: не перемещать на Нижегородскую Архиерейскую кафедру митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла, поручив временное управление Нижегородской епархией Преосвященному архиепископу Алеутскому Евдокиму» 1918,  осень – после окончания Собора продолжал служить в Москве; становится членом Священного Синода 1919,  декабрь – арестован ВЧК вместе с митрополитом Арсением (Стадницким) по обвинению в «контрреволюционной агитации путем рассылки воззваний и сношений с Колчаком и Деникиным»; заключение продолжалось около двух месяцев 1920,  апрель – назначен митрополитом Казанским и Свияжским 1920, 9 июля – прибыл в Казань в день встречи Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери 1920,11  июля – совершил вместе с епископом Анатолием (Грисюком) и епископом Балахнинским Петром (Зверевым) хиротонию архимандрита Иоасафа (Удалова) во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. 1920,19 августа – арестован в Казани по обвинению в том, что «выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК»; содержался в «Набоковке» (Казанский ЧК), через несколько дней направлен в Москву 1920,27  августа – осужден Президиумом ВЧК на срок «до конца гражданской войны»; заключение в концлагере заменено до конца гражданской войны заключением в лагере на 5 лет 1920,5 октября – помещен в Таганскую тюрьму 1920,7 ноября – избран почетным членом КазДА 1921.4  февраля – утвержден указом патриарха Тихона в звании почетного члена КазДА 1921, март-апрель – совершал богослужения в школьном помещении тюрьмы; возглавлял пасхальное богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. 231-292 (отд. отт.: К., 1866); Что осталось от древней церкви Киевской Спаса на Берестове?//Там же. 1867. 7. С. 127-138; По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве//Тр. I Археол. съезда в Москве, 1869. М., 1871. Т. 1. С. 267-271; Киевская архитектура X-XII вв. К., 1874 (то же//Тр. III Археол. съезда в Киеве, 1874. К., 1878. Т. 1); Отношение рим. гос-ва к религии вообще и к христианству в особенности. К., 1876; Несколько док-тов, относящихся к преобразованию в Войске Донском 1775 г.//ЧИОНЛ. 1879. Кн. 1. С. 174-180; Развалины церкви св. Симеона и Копырев конец древнего Киева//ТКДА. 1879. 5. С. 96-121 (то же: К., 1879); Киворий как отличительная архит. принадлежность алтаря в древних церквах//Там же. 1883. Т. 1. С. 129-147 (то же: Зодчий. 1893. Вып. 8. С. 61-62; Вып. 9. С. 67-68; Вып. 10. С. 75-76; Вып. 11. С. 83-84); Остатки древних зданий Киево-Печерской лавры//ТКДА. 1883. 1. С. 119-128; Система церк. права: (Лекции). Житомир, 1886 [литогр. изд.]; Право церковное в его видах, основах и источниках. К., 1886; СПб.; К., 18892; Право Церкви Православной в ряду других юрид. наук. К., 1886; Рец. на: Павлов А. 50-я глава Кормчей книги как историч. и практ. источник рус. брачного права. М., 1887; Остатки древнего храма в г. Переяславе//Киев. старина. 1889. Т. 24. 1. С. 204-210; Церк.-археол. очерки, статьи и рефераты. К., 1898; Дача Киево-Братского мон-ря «Церковщина»//ТКДА. 1899. 3. С. 473-481; Церкви Чернигова и Новгорода-Северского//Тр. XI Археол. съезда в Киеве в 1899 г. М., 1902. Т. 2. С. 146-164. Ист.: Извлеч. из протоколов Совета КДА за 1894/5 уч. г. К., 1896. Лит.: П. А. Лашкарёв: [Некр.]//ТКДА. 1899. 9. С. 126-131; Титов Ф., свящ. Слово, сказанное при погребении… проф. КДА П. А. Лашкарёва 30 авг. 1899 г.//Там же. С. 132-139; Речи, произнесенные при погребении проф. П. А. Лашкарёва//Там же. С. 140-150; Соколов И. И. Проф. П. А. Лашкарёв: [Некр.]//ВВ. 1900. Вып. 7. С. 305-306; А. Мысли по поводу не совсем новой книги//БВ. 1907. Т. 1. 2. С. 408-428; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1. С. 51; Беляев Л. А. Христианские древности. М., 1998. С. 457, 473; Kpaйhiй К. К. Icmopuku Лаври XIX - поч. XX ст. К., 2000. C. 58-82; он же. Киïвське Цepkobho-icmopuчhe i apxeoлoriчhe товариство: 1872-1920. К., 2001. (Лаврський альм.; Вип. 4. (Спецвип. 1)); Блиев В. Р. Проблема отношений христ. церкви и гос-ва в Византии в освещении отеч. византинистики 2-й пол. XIX - нач. XX вв.: АКД. Томск, 2011. Прот. Александр Берташ, Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2463201.html

Академия в Троице-Сергиевой лавре в это время заканчивала свое существование. 9 мая 1919 г. ВЦУ, рассмотрев предложение и.о. ректора Московской духовной академии профессора С.С. Глаголева о возобновлении занятий в ней 29 (16) августа, уведомило Совет академии, что " не может принять на себя обязательство по обеспечению ее содержанием с будущего года " и предложило учредить при академии особую ликвидационную комиссию . 1 июля 1919 г. библиотека Академии перешла в ведение Наркомпроса. Совет Академии с осени 1919 г. перенес занятия в Москву. Для организации учебных занятий в Москве и решения текущих академических дел Совет избрал Исполнительную комиссию во главе с ректором прот. А. П. Орловым. К началу 1919—1920 учебного года академическая корпорация представлена была еще довольно полно: ректор, проректор (архимандрит Иларион), 9 ординарных и 14 экстраординарных профессоров, 2 доцента и 1 лектор. Занятия начались торжественным молебном, отслуженным 27 сентября (10 октября) 1919 г. в Князе-Владимирской церкви Епархиального дома Святейшим Патриархом Тихоном. Академические занятия проходили: до ноября 1919 г. — в помещении Усачевской биржевой артели (Мясницкая, д. 8), с ноября — в новом помещении той же артели, в Спасо-Глинищевском пер, д. 4, с весны 1920 г. — в Епархиальном доме. В 1920-1921 учебном году занятия продолжились: с октября до декабря - в храме св. Иоанна Воина на Божедомке, с 1 января 1920 г. — в храме Святой Троицы в Листах. С середины 1919-1920 учебного года. Академия перешла на занятия по предметной системе (т. е. лекции по определенным предметам читали слушателям всех курсов). Однако продолжались наборы на новые академические курсы и присвоение кандидатских степеней оканчивающим. 24 мая 1920 г. В Троицком храме патриаршего подворья в Москве во время наречения во епископы, которое совершал Святейший Патриарх Тихон, архимандрит Иларион сказал: " Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих.

http://pravoslavie.ru/5821.html

Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. 28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого Патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал Патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

С середины 1920-х гг. греческое правительство предприняло ряд энергичных действий по эллинизации Афона. Светские власти чинили всевозможные препятствия приезду послушников, иноков и паломников в славянские монастыри. Правительство Греции дало своим заграничным представительствам неглас­ные указания - не пропускать на Афон никого, кто желал бы остаться там навсегда и принять Свято-Пантелеимоновский монастырь неоднократно протестовал против попрания своих прав «Новым канонизмом» и фактического запрещения въезда на Святую Гору новых иноков - негреков. Однако обращения в Кинот, к Константинопольскому Патриарху, греческому правительству и в 1931 г. - даже в Лигу Наций не дали никаких Естественно, что правительство Советского Союза в период жестоких антирелигиозных гонений 1920-х – 1930-х гг. не предпринимало никаких шагов для защиты интересов Русской Православной Церкви на Афоне. В первой половине 1920-х гг. в афонские обители еще смогли поступить некоторое количество русских эмигрантов, но в дальнейшем их приезд был запрещен. Последним пополнением русских обителей Святой Горы были монахи из входивших тогда в состав Чехословакии Закарпатья и Пряшевской Руси. В 1922-1928 гг. оттуда приехал только в Свято-Пантелеимоновский монастырь 21 инок, однако затем греческое правительство перестало выдавать визы и карпатороссам. Следует упомянуть, что с августа 1920 г. по 19 мая 1922 г. в скиту Новая Фиваида Свято-Пантелеимоновского монастыря проживал епископ Екатеринославский и Новомосковский Гермоген (Максимов), часто служивший в храмах разных монастырей Святой В этот же период некоторое время проживал на Афоне (в 1920, 1921 и 1924 гг.) и будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). В середине 1920-х гг. на Святую Гору приехали и остались там более чем на 20 лет два молодых русских эмигранта, внесших значительный вклад, как в историю Афона, так и Русской Православной Церкви в целом. Первым из них был учившийся в Парижском Свято-Сергиевском богословском институте художник и иконописец Сергей Семенович Сахаров. 18 марта 1927 г. С.С. Сахаров принял монашеский постриг с именем Софроний в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре. О первых годах пребывания на Афоне он вспоминал, как о «самых блаженных». 30 апреля 1930 г. монах Софроний был рукоположен известным сербским святителем епископом Охридским Николаем (Велимировичем).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

Переходя, непосредственно, к истории Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) 9 , необходимо вспомнить о событиях первых послереволюционных лет, когда на севере России существовало демократическое правительство Северной области, которому оказывали помощь правительства стран Антанты. В рамках этой поддержки, на архипелаге до 1920 г. дислоцировались английские военные моряки, солдаты сербского отдельного корпуса и финские белогвардейцы. Монастырь, при этом, продолжал действовать, его посещали паломники. В феврале 1920 г., войска Рабоче-Крестьянской красной армии (РККА) заняли Архангельск, а 29 апреля на Соловки, где на тот момент проживал 571 насельник 10 , прибыла Особая комиссия в составе М.С. Кедрова, С. К. Попова и М. Морозова. Представители Советской власти объявили братии о национализации земель и зданий обители. Желающих покинуть монастырь, с началом навигации – вывезли на материк. В мае 1920 г. монастырь закрыли 11 , посещение островов архипелага было запрещено. 20 мая того же года в целях изоляции белогвардейцев и лиц, осужденных на принудительные работы, был организован Соловецкий лагерь, возглавлять который назначили сотрудника Архангельской губернской ЧК С. А. Абакумова 12 . Охрана лагеря состояла из 20–40 красноармейцев; узники, которых было немногим более 300 человек, занимались строительством и ремонтом дорог, осушали болота. В пользование лагеря были переданы также кожевенный и лесопильный заводы, но начальство не смогло эффективно организовать труд заключенных. Зимой 1920 г. ежедневно оставались без работы до 80 человек. 14 июля 1920 г. Архангельский губисполком принял решение о введении на Соловках режима особого управления, и, в связи с этим, об организации Управления Соловецкими островами – коллегиального органа, под председательством Уполномоченного Архангельского губисполкома А. В. Варганова. Богослужения в храмах и часовнях монастыря были запрещены. Братии оставили для служб кладбищенскую Онуфриевскую церковь . Одновременно с созданием лагеря, в мае 1920 г., на островах архипелага был организован совхоз «Соловки» 13 , которому передали все хозяйство монастыря. Изначально предполагалось, что работники будут вербоваться из членов коммун и артелей, созданных на территории Архангельской губернии, а также из граждан, изъявивших желание трудиться на Соловках. Допускалось принимать на работу в совхоз и насельников Соловецкой обители, при условии их добросовестной работы. На деле, именно, из них комплектовался основной штат хозяйства, при этом, среди работников числились и другие сотрудники (даже женщины с детьми), а также заключенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг. 26.09.2010 435 Время на чтение 24 минут Доклад священника Александра Мазырина на конференции «Единство Святой Руси: прошлое, настоящее, будущее» (г. Бердянск Запорожской обл. 30 августа 2010 г.) посвящен важным эпизодам новейшей церковной истории, в которых выявилось единство православной иерархии России и Украины в борьбе с инспирированными богоборческой властью расколами - лубенским и григорианским. В первую половину 1920-х гг. церковная жизнь Украины была потрясена двумя большими расколами, поддержанными большевистской властью, - самосвятским-липковским и обновленческим. Первый из них, оформившийся в 1921 г., характеризовался радикальным разрывом с каноническим преданием Православной Церкви вплоть до отказа от сохранения апостольского преемства иерархии (отсюда название «самосвяты»). Второй на его фоне выглядел более прилично, но генетически был связан с российским обновленческим расколом и поэтому для церковного сознания также являлся беззаконием. Разумеется, ни провозглашенная в явочном порядке «автокефалия» «самосвятов», ни полученная от московских самочинников «автокефалия» обновленцев не были каноничными. Однако эти два раскола не вобрали в себя всех националистически настроенных украинских церковных деятелей, и в середине 1920-х гг. домогательства «канонической автокефалии» Украинской Церкви продолжились. Положение церковных дел на Украине в середине 1920-х гг. усугублялось еще и отсутствием там православного Киевского митрополита. Избранный в мае 1918 г. на Киевскую кафедру митрополит Антоний (Храповицкий) с 1920 г. находился в эмиграции. В 1921 г. Патриарх Тихон назначил Экзархом Украины и временно управляющим Киевской епархией митрополита Гродненского Михаила (Ермакова), но титул митрополита Киевского и Галицкого остался за митрополитом Антонием. Чтобы сместить его и утвердить митрополита Михаила новым Киевского митрополитом требовался Всеукраинский Собор, созыву которого препятствовали власти. Дело застопорилось, тем более что в 1923 г. за сопротивление обновленцам митрополит Михаил был из Киева выслан, Патриарх Тихон тогда тоже находился в заключении .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Отдельно стоит сказать о греческом острове Лемнос. Лемносская эпопея – это судьбы более 24 тысяч кубанских, донских, терских и астраханских казаков. Причем, в отличие от подобных событий в турецком Галлиполи, здесь драматические события повторились дважды. В первый раз сотни беженцев из России были переброшены сюда в марте 1920 г., за 89 месяцев до эвакуации Врангеля из Крыма. 116 Особенно тяжелыми были первые месяцы пребывания на Лемносе. Основной причиной смертности явились такие заболевания, как скарлатина, корь, воспаление легких. В своем отчете прокурор П.Д. Бровцын не только подтверждает ужасные условия жизни наших соотечественников, но сообщает и новые, потрясшие его факты. Одной из его рекомендаций было «разрешить свободную покупку необходимых продуктов в греческих деревнях и вообще устранить запреты, касающиеся как выезда из лагеря, так и сношения по почте», 117 что показывает, насколько жестоким было отношение английских властей к русским беженцам. «Но русский дух и в таких крайне сложных условиях не угасал, – пишет исследователь. – Его поддерживала вера, религиозные чувства, усилившиеся в дни лишений и испытаний. Первая церковь была создана в середине апреля в Донском лагере. В большой палатке донцы из подручного материала соорудили иконостас, многие пожертвовали свои иконы. 28 апреля 1920 г. генерал П.П. Калитин в рапорте в Константинополь просит прислать все необходимое для устройства церкви. На острове в этот момент находились около десяти православных священников и епископ Елизаветградский и Новомосковский Гермоген. Они-то в тяжелых походных условиях и окормляли духовно тысячи православных христиан». 118 Вскоре были оборудованы еще две «палаточных» церкви, многие беженцы стремились служить там в качестве певчих, алтарников, псаломщиков. Хор, который возглавил профессор И.В. Татаркин, стал известен также в греческих селах, в городах Кастро и Мирина. Для проведения служб владыку Гермогена и русских священников приглашали в греческие церкви. 119 «Вторая волна» русских беженцев докатилась до Лемноса в ноябре 1920 г. Французы предложили генералу П.Н. Врангелю это «проверенное» место. Решено было отправить туда Кубанский казачий корпус, в составе около 16 тысяч человек, вместе с ними на остров прибыли еще более полутора тысяч «штатских». Всю территорию лагеря корпуса оцепили французские войска. Ситуация весны 1920 г. во многом повторилась, только тогда у власти были англичане, а теперь французы. «С начала декабря 1920 г. на острове высадилось свыше 3600 военнослужащих Донского казачьего корпуса, включая подразделения 80-го Зюнгарского калмыцкого полка и 655 казаков – терцев и астраханцев, сведенных в один полк (в январе 1921 г. полк вырос до 900 человек за счет дополнительной присылки людей из Турции). Всего на острове в разное время находилось свыше восьми тысяч донцов, терцев и астраханцев». 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 сентября 1920 г. один из наиболее активных деятелей Общества приходов и инициаторов создания Богословского института профессор А. С. Николаев сделал заявление о выходе из Общества приходов. Протоиерей Н. К. Чуков писал в дневнике 14 сентября 1920 г.: «Вчера было правление Общеприходского совещания. Перед этим по телефону А. С. Николаев просил меня сообщить правлению, чтобы его не считали в составе совещания и его административного органа, потому что продолжение участия в нем он считает пустою тратою времени, поскольку теперь нужна реформа Церкви, а сил на это у Совещания нет. Я это передал председателю, а потом и Правлению. Жаль. Напрасно нервничает. Работа хотя кое-какая все-таки идет. И не дальше, как вчера, прошел очень важный доклад богослужебного отдела об изменениях в составе всенощного и литургии» . Буквально на следующий день Богословский иститут получил статус высшего духовно-учебного заведения: 15 сентября 1920 г. он был зарегистрирован в Отделе управления Петргубисполкома, а 14 октября того же года включен в состав Объединенного совета научных учреждений и высших учебных заведений Петрограда. Помощь в этом, поскольку была и оппозиция, оказал член этого Совета, председатель Русского географического общества профессор Ю. М. Шокальский , с которым протоиерей Н. К. Чуков как сотрудник Академии наук часто бывал на одних заседаниях . Первый учебный год института был разделен на три семестра: с апреля 1920 г. до 15 августа; с 15 августа до 15 декабря и с 15 января 1921 г. до 15 апреля . Студенты работали в приходах, братствах, организовывали при храмах библиотеки, вели занятия с детьми, устраивали экскурсии и сами были на экскурсиях и в паломнических поездках с наставниками. Они не раз ездили на ночные богослужения в Колпино, где священствовал преподаватель пастырского богословия протоиерей А. И. Боярский, в Иоанновский монастырь, на подворье Холмского Богородицкого монастыря в Удельную и в Макариевскую пустынь в Любани, знакомясь со строем жизни насельников. Когда до ректора дошли слухи о появлении среди группы студентов движения, направленного на развитие в институте духа пастырства, он записал в дневнике 10 декабря 1920 г.: «Я ответил, что нет ничего желательнее этого, но необходимо, чтобы этот дух выявлялся совершенно свободно и естественно, назревал и созревал под влиянием той богословской научной и религиозной атмосферы, какая накопляется в Институте, а не создавался искусственно.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Ф. 7383, оп. 3, д. 14, л. 20–23]. 829 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-36531. Следственное дело Карташовой Матрены Степановны 1931 г. Карташова Матрена Степановна родилась в 1885 году в селе Каменское Наро-Фоминского района. Девица, из крестьян. Окончила сельскую школу в дер. Каменской. «До 17 лет проживала в дер. Каменской Наро-Фоминского района. В 1902 году по собственному желанию ушла в монастырь Зосимова пустынь. В монастыре находилась до 1929 года мая месяца. После ликвидации артели, именовавшейся «трудовая артель», переехала в дер. Кузнецову в дом Тараканова, который разрешил им занять помещение. В дер. Кузнецовой изредка работала у крестьян, временами рукоделием. С ней все время в доме Тараканова проживали монашки: родственница Таракановым – Тараканова Евдокия Степановна и Пестова Дарья». Монахиня Дорофея (Дария Феодоровна Пестова) родилась в 1860 году, родом из Туринского уезда Тобольской губернии. Приехала в Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь в 1880 году, пострижена в монашество 17 июня 1908 года. Проходила послушание Старшей в хлебной с 1894 года. [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 70, л. 273–313. Послужные списки монашествующих 1916 г.]. В артели в 1920-х годах на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Евдокия Стефановна Тараканова родилась около 1877 года. Упоминается в списках Зосимовой пустыни 1920 и 1928 годов. 830 Забелина Мария Сергеевна (в монашестве Магдалина) родилась в 1863 году в городе Орле в семье рабочих. Обучалась в церковной школе. С 1876 и до 1914 года была послушницей в Иоанно-Предтечевом монастыре города Кромы. После 1914 года – в монастыре Зосимова пустынь, попав в эту обитель с группой беженок [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 29. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за январь 1920 г. (включая список беженок, получивших приют в Зосимовой пустыни)]. После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Из справки, выданной Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики Казахстан 163Кот 15 ноября 2006 года в ответ на запрос из Зосимовой пустыни, стало известно, что «Забелина Мария Сергеевна, 1863 года рождения, умерла 08.12.1931 года в вагоне во время этапа». Рясофорная послушница Мария Яковлевна Панкратова родилась в 1886 году в селении Наро-Фоминском. Из рабочих. Обучалась в сельской школе. В монастырь Зосимову пустынь пришла в 1904 году, занималась иконописанием, а в артели в 20-х годах была на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Облечена в рясофор после 1916 года. В 1931 году ее родители жили в Наро-Фоминске в казарме 5 [ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-37222, л. 10]. После ликвидации артели жила в селе Таширове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010