Поселок Лесной был основан 1934 году, как поселение для сотрудников и строителей крупнейшего в стране радиоцентра. Возможно именно с основанием поселка было связано окончательное разрушение храма в Кощейково, поскольку строительство поселка было одним из масштабных проектов коммунистической партии. Скорее всего кому-то из руководителей проекта не понравилось соседство православного храма с новым коммунистическим поселком.    Во время войны в поселке был организован центр для координирования партизанского движения и подпольных групп на оккупированной территории. В послевоенные годы поселок продолжал развиваться. Но, постепенно, в связи с развитием новых технологий радиоцентр перестал играть важную роль. А в годы перестройки окончательно развалился. Зато появилась православная община. Видимо, ни какая коммунистическая пропаганда не смогла заглушить благодатного влияния этих мест на человеческие души. Прихожанка Зоя вспоминает: «...После 1990-93 года много стали говорить о восстановлении запущенных храмов и о строительстве новых. Очень хотелось чтобы и в нашем поселке была своя церковь»    6 августа 1998 года в здании местной Администрации состоялось собрание православных жителей, и было принято решение о строительстве храма в честь пророка Божия Илии. Прихожанка Зинаида вспоминает: «...У меня была мечта чтобы в поселке нашем был храм и больница. Какое-то шестое чувство подсказывало, что храм будет.». Прихожанка Надежда так описывает эти события: «Про общину я узнала в храме Иоанна Богослова. Выдалось мне присутствовать на собрании, которое проводил благочинный Иоанн Монаршек. Мы выбирали название храма. Много было предложений. Остановились на имени святого пророка Божия Илии. Первый молебен был в здании пожарной охраны поселка Лесной. Помню, на стене висела икона «Спас Нерукотворный». Увидела я её, и сразу радостно стало. Там мы первый раз познакомились с нашим будущим настоятелем.»    22 ноября 1999 года настоятелем будущего храма был назначен Виталий Якимчук. Который служит в нашем храме и поныне. Одна из прихожанок так характеризует настоятеля: «...Мне очень нравится, когда служит отец Виталий. Нравится, что в храме нет застоя. Постоянно что-то делается, строится, преображается, украшается. Нас, старых, он заражает своей молодой энергией и мы порой забываем сколько нам лет, бегаем, торопимся исполнить его поручение.» Другая прихожанка делится своими впечатлениями: «...Служба и проповеди отца Виталия не оставляет равнодушным ни одного прихожанина. А его проповеди хочется слушать бесконечно. Его голос вдохновляет и волнует. Особенно трогательно звучит его голос, когда идет Пассия.»

http://sobory.ru/article/?object=10506

Место панихиды? Конечно, «Голгофа» – полянка за Святым озером, в лесной глуши, у каменного креста на крови. Вместо свечей мичман Г-й принес с верфи просмоленной бечевы от морского каната. В заговоре участвовало только 22 человека. Больше собрать боялись. Вышли из кремля все порознь и, сделав большие обходы, к закату собрались на «Голгофе». О ком говорят слова молитвы? Не о тех ли, кто беззвучно шепчет их? Кто стоит здесь, в лесной храмине, у каменного креста на неостывшей крови? Живущие или тени живших, ушедших в молчание, в тайну небытия? Без возврата в жизнь? …Это стояли не люди, а их воспоминания о самих себе, память о том, что оторвано с кровью и мясом. В памяти одно – свое, отдельное, личное, особое для каждого; другое – над ним стоящее, общее для всех, неизменное, сверхличное: Россия, Русь, Великая, Могучая, Единая во множестве племен своих – ныне поверженная, кровоточащая, многострадальная. – Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих! Отец Никодим почти шепчет слова молитв, но каждое слово его звучит в ушах, в сердцах собравшихся на поминовение души Первого среди сонма страстотерпцев распятой России, мучеников сущих и грядущих принять свой венец… Отец Никодим, иерей в рубище и на одну лишь ночь вырванной из плена епитрахили, поет беззвучно святые русские песнопения, но все мы слышим разливы невидимого, неведомого хора, все мы вторим ему в своих душах. – Николая, Алексея, Александры, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и всех, иже с ними живот свой за Тя, Христе, положивших… – Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих… Отец Никодим кадит к древнему каменному кресту, триста лет простоявшему на могиле мучеников за русскую древнюю веру… их имен не знает никто. – Имена же их Ты, Господи, веси!.. Ладан, дали, обступившие церковь-поляну полные тайны соловецкие ели. Они – стены храма. Горящее пламенем заката небо – его купол. Престол – могила мучеников. Стены храма раздвигаются и уходят в безбрежье. Храм – вся Русь, Святая, Неистребимая, Вечная! Здесь, на соловецкой лесной Голгофе – алтарь этого храма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В 1720 году, старанием игумена Иосафа, на добровольные пожертвования граждан гор. Тамбова и окрестных жителей, монастырь постепенно обстроился, и на месте сгоревшей Предтеченской церкви построена новая деревянная двухэтажная: верхняя – в честь Входа Господня в Иерусалим, а нижняя – во имя Крестителя господня Иоанна. В 1753 году обветшавшая Предтеченская церковь была продана на снос и в том же году 6 сентября, по благословению Преосвященного Феофилакта, Епископа Воронежского и Елецкого, вновь выстроена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1783 году монастырю отведено из казны для водяной мукомольной мельницы с толчеею на реке Лесной Тамбов 1200 кв. с. земли, отмежеванной от казенной лесной дачи при с. Царевке. В 1789 году строитель монастыря, иеромонах Мисаил, приступил к возобновлению ветхих построек и сооружению новых: перестроены были братская трапеза и кельи, построены вновь из брусчатого леса настоятельские покои в шесть комнат, с двойными сенями, которые впоследствии сгорели. Преосвященным Тамбовским Феофилом с южной стороны Введенской церкви торжественно 20 мая была совершена закладка каменного флигеля длинною 23 сажени, с теплым храмом – во имя Крестителя Господня  Иоанна, трапезной и кухней. В 1792 году с северной стороны Введенской церкви заложен другой каменный флигель, длинною 23 же сажени, соответственно первому, для братских келий. В 1795 году все монастырские здания ограждены каменною стеною. В 1797 году отведено в пользу монастыря из казенной Бокинской лесной дачи 628 десятин леса, прилегающего к монастырю. В 1790 году 7 июня при том же строителе, иеромонахе Мисаиле, Преосвященным Феофилом заложен среди монастыря каменный храм во имя Рождества Предтечи Господня  Иоанна, на месте разобранной обветшалой Введенской церкви. Новый храм сооружался на щедрые пожертвования статского советника Ф.Ф. Севастьянова и полковницы М.С. Бегичевой. Храм этот с отдельною от него колокольнею достроен был приемником Мисаила – строителем иеромонахом Досифеем и в 1808 году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=12707

Отец тихо запел, – что он всегда делывал, когда был между своими, и ему было хорошо на душе, – запели, как всегда, и обе старшие сестры и брат-подросток своим ангельским, еще полудетским голосом; подтягивал им глубокий тенор Прокудина. Отделившись от прочей прислуги, двинулись стороной Семен и Василий, обычные басы наших семейных песен, и скромный, но стройный хор огласил высокие своды просека: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся, Боже наш, Боже наш, Боже наш…» Звуки последнего «Боже наш» еще замирали в вышине, когда мы тихо выступали на монастырскую поляну. А между тем кроткий облик лесного старца невольно носился перед глазами поющих. Сестренка моя Лиза, та самая, которую так обнимал отец Серафим, называя ее сокровищем, сестренка моя крепко держалась за меня обеими руками. При выходе из лесной темноты она сжала мою руку и, взглянув мне вопросительно в лицо, проговорила: «Ведь отец Серафим только кажется старичком, а на самом деле он такое же дитя, как ты, да я. Не правда ли, Надя?» Много с тех пор в продолжении следующих семидесяти лет моей жизни видала я и умных, и добрых, и мудрых глаз, много видала и очей, полных горячей искренней привязанности, но никогда с тех пор не видала я таких детски-ясных, старчески прекрасных глаз, как те, которые в это утро так умильно смотрели на нас из-за высоких стеблей лесной травы. В них было целое откровение любви… Улыбку же, покрывшую это морщинистое изнуренное лицо, могу сравнить разве только с улыбкой спящего новорожденного, когда, по словам нянек, его еще тешат во сне недавние товарищи – ангелы. На всю жизнь памятны остались мне саженки мелких дров вперемежку с копнами сена, виденные мной в раннем детстве на лесной прогалине, среди дремучего леса, посреди гигантских сосен, как будто стороживших этот бедный, непосильный труд хилого телом, но сильного Божией помощью отшельника. С раннего утра следующего дня отец Серафим, согласно своему обещанию, оказался уже в монастыре. Нас, паломников, он встретил, как радушный домохозяин встречает приглашенных им гостей, в открытых дверях внутренней своей келлии.

http://pravmir.ru/iz-detskix-vospominani...

Почти через двести лет после уничтожения пустыни в ее окрестностях вновь возродилась монашеская жизнь. Трудами инокинь Никитского женского монастыря в 1895 году в этих местах был основан скит с тем же посвящением Иоанну Предтече. Устройство скита вблизи бывшей Соколовой Пустыни началось благодаря случайному стечению обстоятельств. Никитской общине в Кашире принадлежал лес, находившийся в двадцати верстах от обители в Серпуховском уезде. Этот лес был куплен основательницей Никитского монастыря инокиней Фомаидой, но из-за дальнего расстояния оттуда почти никогда не брали дров. Для отопления монастырских печей стали искать лес поближе к обители. С большим трудом игуменья Тихона добивалась участка: в Каширском уезде казенных лесных дач не было, а ближайший лес находился в Московской губернии за Окой. Наконец, в 1890 году Никитский монастырь получил документы на этот лес, располагавшийся в семи верстах от Каширы вблизи Соколовой Пустыни. После покупки дачи игуменья Никитского монастыря велела перевезти в лес из Каширы ветхую келью-сторожку, которую разобрали при строительстве нового собора. С этой хижины началось обустройство Предтеченского скита на лесной даче. В том же 1890 году к игуменье неожиданно обратились крестьяне трех соседних деревень с просьбой открыть школу для их детей. При содействии сенатора и товарища обер-прокурора Владимира Карловича Саблера, проведшего детство в Колтово недалеко от Каширы, Святейшим Синодом были выделены деньги на постройку школы. С осени 1891 года в ней уже начались занятия, а учительницей была назначена послушница из Никитского монастыря. Вскоре к ней переселились еще три послушницы и монахиня Еликонида. На новом месте инокини стали расчищать лес, завели пасеку и огород. Вскоре сестры, живущие уединенно на лесной даче у школы, стали просить игуменью о постройке собственного храма. На строительство храма в лесу скоро нашелся благотворитель, серпуховский купец Василий Иванович Каштанов, но церковные власти поначалу были против новой церкви. Выходило, что один монастырь разделялся на две губернии: Никитская община в Кашире оставалась в Тульской губернии, а предполагаемый храм на лесной даче переходил к Московской. Вскоре, однако, сомнения иерархов были преодолены. Московский митрополит Сергий разрешил строительство церкви в своей епархии, сказав монастырскому ходатаю следующее: «Мы поделяемся монастырю Каширскому теплом (т.е. дровами), пусть они поделятся нам светом (т.е. школой, просвещением края)». Он благословил игуменью Тихону на строительство церкви вблизи Соколовой Пустыни иконой Иверской Божией Матери. В 1895 году был построен и освящен храм в честь Иоанна Предтечи по проекту архитектора Кондакова, и лесная дача Никитского монастыря стала официально называться Предтеченским скитом.

http://sobory.ru/article/?object=40583

Погост Венец. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения , Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1820. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, погост Венец (д. Обращиха, д. Красная Грива) Координаты: 56.4939, 41.6913 Проезд: Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 28км движения вдоль берега реки Клязьмы, левый поворот на север к д. Обращиха. Далее, не заезжая в деревню следует её обогнуть с севера, асфальтированная дорога через километр приводит к бывшей молочно-товарной ферме, нынче лесопильному цеху. Дале ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 28км движения вдоль берега реки Клязьмы, левый поворот на север к д. Обращиха. Далее, не заезжая в деревню следует её обогнуть с севера, асфальтированная дорога через километр приводит к бывшей молочно-товарной ферме, нынче лесопильному цеху. Далее грунтовой дорогой следует двигаться от цеха в лес. Лесная колея имеет постоянный уклон вниз на протяжении 1,5км и выходит к берегу р. Клязьма. Далее следует свернуть налево на запад и двигаться по кромке берега реки до места слияния старицы Клязьмы и основного русла 1км. Автотранспортное средство возможно придется оставить на ближайшем же непроезжем участке леса или берега и далее двигаться пешком. Наличие непроезжиз участков варьируется от сезона, погоды, наезженности колеи и общей проходимости автомобиля. На конечном участке следует двигаться пешком вдоль берега. Слева, южнее, от старицы ещё одно небольшое озерцо, слева, южнее, от озерца лесной склон, в котором у подножия угадывается дорога наверх. Эта дорога без следов колёс единственная, через 300м по густой лесной чаще приведёт к церкви. При затруднении с поиском объекта следует вновь вернуться к старице, дойти до её западной оконечности, над верхушками деревьев будет просматриваться крест церкви и верхний обрез колокольни. Ориентироваться по ним и вновь штурмовать лесной склон. Внимание! Местность опасна дикими животными и змеями! Обязательно соответствующее снаряжение и меры предосторожности.

http://sobory.ru/article/?object=03796

Родители плакали об нем неутешно и призывали святых для освобождения их сына из плена лешего. И вот, по легендарному представлению, на встречу «лесному демону» идет издалека, по дремучим дебрям, с псаломскими песнями, с крестом в руках святой старец-пустынник. Долго ходит по лесам, проходит неутомимо и безбоязненно дрязги, болота и глухие чащи лесные, и наконец водружает крест, ставит маленькую келью между дерев на поляне, со всех сторон окруженной озерами, – и удар колокола возвещает о поселении в пустыне лесной отшельника. А окрестные жители лесных деревень, по словам легенд, еще задолго до его прихода, слышат из лесной глуши чудесный, таинственный звон и чудное пение. То уже не зловещие, обольстительные звуки колокольца лешего, а призывный звон к пустынножительству... Характеристично это средневековое представление нашего народа о таинственном звоне и пении в лесах, раздавшемся задолго до поселения в них пустынника. «Место оно, идеже вселися святый, – так обыкновенно говорят об нем почти всежизнеописатели, – непроходимые дебри и лесы темные, и чащи и дрязги великие имать, и мхи и блата непостоянные, в них же живяху дикие звери, медведи и волцы, елени и заяцы и лисицы множество много их, яко скота бяше, езера имать многи окрест себе и глубоки зело. И от создания мира никтоже живяше от человек на месте том, дóндеже преподобный вселися. Жители и в окрестных весях живущии, иже ловитву на езерах сих творящие, поведаша: яко за долго время, и преже многих лет, до пришествия блаженного, звон велий слышаша от места того, а иногда пения слышати им. Сия же не единому, но и многим, окрест леса того живущим, звони и гласы слышахуся и видения много являхуся. Темже и мнози прихождаху во время звона и видений, хотяху увидети, откуда звони и песни суть, но токмо издалеча ушесы слышаху сия, очима же ничтоже можаху видети, близь пришедше, ничтоже обретаху, но токмо дивяшеся отхождаху в домы своя, в сердцах своих назнаменующе видения сия, ожидаху сбывающагося времени, друг другу поведающе, и непросту вещь сию быти разумеваху» 39 . Иногда какой-нибудь зверолов вдруг, неожиданно, слышал в пустыне лесной этот чудесный звон и сладкогласное пение. «Человек некто именем Селиша, старь сы, Изборьского града, поведа сицеву весть, глаголя: некогда ми, рече, ходящу со отцем моим на ловы зверины в пустыню, яже бысть около святого места печерского: бе бо тогда пустыня велика и лес прилежаше в том месте, и случися нам притти к потоку, на край горы, и слышахом во время часа церковного пения гласы прекрасны поющих и благочинны, гласы убослышахом, а поющих не видехом» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

487 . с. Яновка волости Межиричской, от Житомира 150 вер., от Ровно и ближ. ж.-дор. ст. 50 вер., от ближ. почт. ст. Самострел 9 вер., от ближ. приход, с. Даничева 5 вер., с. Столпила 3 вер. и м. Межирича – 5 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Построена в 1878 году на средства прихожан. Деревянная, совместно с такою же колокольнею. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1849 г. Земли: усад. 1,995 саж., пахот. 9 дес. 1,469 саж, сенок. луговой 1 дес. 400 саж. и лесной 5 дес. 1,469 саж. – всего 17 дес. 526 саженей. Причт: свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом нов, построен в 1872 г., а хоз. постройки весьма ветхи и близки к разрушению; для псаломщ. дом весьма ветх, построен из старого материала в 1852 году, а хоз. постройки требуют исправления. Прип. деревня Харуча в 1 версте. Дворов – 74, прихожан – 585 д. об. п. Свищ. – Иоанникий Яковл. Жолткевич (с 1879 года) и псаломщ. – Стефан Богуславский (с 1888 г.). К этому приходу была приписана уже сгоревшая церковь в с. Коловерте в 3 вёрстах. 488. с. Коловерта 87 волости Межиричской. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Была деревянная. В 1839 г. сгорела со всем своим имуществом. Земли при ней: усад. 1,176 саж., пахот. 11 дес. 1,863 саж., сенок. и лесной 16 десятин. Дворов – 56¼, прихожан – 482 д. об. п. Церковь эта была приписана к предшествующему приходу села Яновки в 3 вёрстах, причт которого пользуется и доныне землёю, принадлежавшею этой церкви. Итого во 2-м благочинническом округе Ровенского уезда находится всего 40 церквей, из коих 27 приходских самостоятельных, 12 приписных и 1 кладбищенская (в с. Шубкове); в числе приписных состоит и сгоревшая церковь в с. Коловерте Яновского прихода. Кроме того, в с. Коростятине строится новая дерев. церковь , а при Св.-Николаевской церкви в м. Горынь-Граде имеется придел Рождество-Богородичный. 3-й благочиннический округ Ровенского уезда Церкви этого округа расположены в самом центре Ровенского узда, к северу от г. Ровно, в расстоянии от 36 до 90 вёрст от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

История Сергиева скита не уходит в глубь веков. Обитель довольно молодая, организована в начале XX столетия. Своему зарождению и процветанию она обязана Калужскому отделу Императорского православного Палестинского Общества. На своем заседании 4 февраля 1906 г. заместитель председателя Общества — калужский губернатор А. А. Офросимов — высказал предложение об увековечении памяти первого руководителя и председателя Палестинского О6щества великого князя Сергея Александровича, погибшего от террористического акта на территории Московского Кремля 4 февраля 1905 г., в дни всеобщей смуты, прокатившейся по России, и выполнить давнюю мечту его — построить храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Было отправлено сообщение великой княгине Елисавете Федоровне через ее помощника — командующего Московским гарнизоном, генерал-лейтенанта Степанова. Место долго искать не пришлось. Скит, как таковой, существовал. Небольшая горстка монахов вела иноческий образ в лесу, невдалеке от деревни Мстихино, в урочище под названием «Боровой лес». Жили в шалашах, оплетенных из хвороста. Само по себе место было замечательное: сухой сосновый лес возраста от 15 до 35 лет, песчаная почва, благоприятный климат. В шести верстах — монастырь Тихонова пустынь. Еще ближе — разъезд 19 Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Действительный пожизненный член Калужского отдела Палестинского Общества Николай Эрнестович Мантейфель, являющийся владельцем лесной дачи в этом месте, принес в дар Обществу 63 десятины 2079 квадратных сажени земли, а его соседка по даче — калужская купчиха Серафима Федоровна Михайлова — пожертвовала 47 десятин. Всего получилось 110 десятин 2079 квадратных саженей лесной дачи. Жертвователи выдвинули требования, чтобы было им предоставлено право: 1. Построить храм во имя преподобного Сергия Радонежского, в котором бы совершалось ежедневное богослужение и «неусыпаемое» чтение псалтири, с поминовением на всех литургиях и за чтением псалтири мученически скончавшихся императора Александра II, князя Сергея Александровича и всех умерших членов Палестинского Общества.

http://sobory.ru/article/?object=18339

Но кто такой был Филиппушка? 10 Блаженный Филиппушка был известен не только в Москве и в соседних губерниях, но и в Петербурге и всей Царской Фамилии. Он был родом из крестьян Владимирской губернии, Вязниковского уезда, деревни Стряпковой и назывался Филиппом Андреевым Хоревым. После двух женитьб он имел трех сыновей и до 1847 года скитался по всем святым местам и юродствовал Христа ради. В 1847 – м году его благословил пожить в Троицкой Лавре приснопамятный митрополит Московский Филарет. Но не много пожил Филипп в Лавре. Душа его искала безмолвия и уединения и он избрал себе жилье, вблизи основанного митрополитом Филаретом Гефсиманского Скита, в густой лесной чаще, за прудом, в полуразрушенной лесной сторожке. В ней то и поселился он с благословения наместника Лавры, архимандрита Антония. Филиппушка думал вести здесь безмолвную подвижническую жизнь, но народ, почитая его за прозорливого старца, толпами стекался к нему. Тогда Филипп, в один прекрасный день, пошел в Лавру и обратился к наместнику Антонию со словами «Благослови меня, широкий (так звал он Антония), выкопать погреб?» Зачем же тебе понадобился погреб? удивился наместник. «Нуж ты только благослови, погребок нам нужен». «Ну, Бог благословит, копай!» ответил наместник. Филипп, по возвращении в пустынь сталь копать с своим послушником Митрофаном пещеры, которые и приобрели впоследствии такую известность. тогда около Филиппа стали собираться монашествующие, ищущие безмолвия и уединения. Через три года явились к Филиппу и двое его сыновей Игнатий и Василий, a затем еще через год пришел и третий сын Порфирий; все они стали жить в пещерах, ископанных собственноручно, Каждая пещера имела не более сажени в ширину и длину; печей не было. Эта жизнь пощение, пещерный сырой воздух, ношение вериг и тяжелого посоха пошатнуло здоровье Филиппа и наместник Антоний постриг его в монашество с именем Филарета в честь его благодетеля и наставника митрополита Филарета, однако подвижнику пришлось недолго пожить в пещерах, ископанных его трудами, по стараниям клеветников и завистников.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010