Некоторые другие Отцы тоже говорят о том, что диавол «обманулся», но не идут так далеко, чтобы утверждать, что Бог его обманул. Так, в Огласительном слове, приписываемом святому Иоанну Златоусту (оно читается на Пасхальной утрени), говорится, что ад был «осмеян» Воскресением Христа и «попался» на том, что не заметил под видимым человеком невидимого Бога: «Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян... Принял тело – и коснулся Бога, принял землю – и встретил небо, принял, что видел – и попался в том, чего не видел». 127 В одной из трех коленопреклонных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, говорится, что Христос «началозлобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением (т.е. обманом) уловил». 128 По другой трактовке, выкуп был заплачен не диаволу, так как он не имеет власти над человеком, а Богу Отцу. Западный богослов Ансельм Кентерберийский в XI веке писал, что грехопадением человека была прогневана Божественная Правда, которая требовала удовлетворения (лат. satisfactio), но, так как никаких человеческих жертв не было достаточно, чтобы ее удовлетворить, Сын Божий Сам приносит ей выкуп. Смерть Христа удовлетворила Божий гнев, и человеку возвращена благодать, для усвоения которой ему нужно иметь некоторые заслуги – веру и добрые дела. 129 Но так как опять же у человека нет этих заслуг, то он может черпать их у Христа, обладающего сверхдолжными заслугами, а также и у святых, которые совершили в своей жизни больше добрых дел, чем это было необходимо для их личного спасения, а потому имеют как бы излишек, которым могут делиться. Эта теория, родившаяся в недрах латинского схоластического богословия, носит юридический характер и отражает средневековые представления об оскорблении чести, требующем сатисфакции. Смерть Христа при таком понимании не упраздняет грех , а лишь избавляет человека от ответственности за него. Надо, однако, отметить, что теория сатисфакции проникла и в русское академическое богословие, которое находилось в XVIII-XIX столетиях под большим влиянием латинской схоластики. Так, например, в «Пространном христианском катехизисе» написано: «Его (Христа) вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая ему право без оскорбления правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом». 130 Обилие юридических терминов (цена, заслуга, удовлетворение, оскорбление, правосудие, право) свидетельствует о том, что подобное понимание ближе к средневековой схоластике, чем к воззрениям Отцов Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

. Дша же мо возрадетс Гд, возвеселитс 9. А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него. Вс ксти мо ректъ: Гди, Гди, кто подобенъ теб; избавлй нища из рк крпльшихъ и нища, и убога расхищающихъ 10. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?» 9–10. Избавление от преследования и погибель врагов будет для псалмопевца источником высокой душевной радости о Господе (ср. Пс.31:11; 32:21 ), и эта радость души проникает и весь телесный состав его, так что самая сокровенная и всего менее чувствительные части его организма, как кости, – и те радостно взыграют и вместе со всех его существом как бы заговорят, благодарно прославляя величие Господа, избавляющего слабого и бедного от сильных притеснителей и гонителей, готовых отнять у него все его достояние и самую жизнь. – В мессианском смысле это – предызображение радости верующих о воскресении Христа Спасителя (ср. Пс.15:9–10 ) в совершенном Им искуплении и спасении душ обнищавшего чрез грех человечества от власти диавола (св. Афанасий на этот Пс.и Пс.71:12 ; Василий В., бл. Августин; ср. бл. Феодорит и Зигабен на Пс.71:12 ; ср. Толк. Киевск. Псалтирь). Слав. чт. 10 ст. Гди, Гди=Александра Альд. и Комплют.; в евр. халд. сирск. в код. Ват. и Син. и в лат. пер. Господи читается только однажды. Ср. и бл. Иеронима в письме в Сунн. и Фрет. Воставше на м же не вдхъ, вопрошах м. 11. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; 11 . Но возвращаясь мыслью от ожидаемого и представляемого радостного избавления к действительности, псалмопевец опять видит вокруг себя врагов, которые выступили против него с клеветами и лжесвидетельствами и всячески стараются обвинить его в совершенно неведомых ему преступлениях. Так Саул по своей зависти и злобе совершенно несправедливо обвинил Давида в измене, в злоумышлении на его жизнь и домогательстве престола (см. выше на ст. 1–3), чтобы иметь чрез то пред народом основание к преследованию и умерщвлению прославленного героя и победителя Голиафа; а некоторые из слуг Саула, чтобы выслужиться перед ним, старались поддерживать его несправедливые обвинения и таким образом именно являлись несправедливыми свидетелями против Давида ( 1Цар.22:7–10; 24:10; 26:19 б ; ср. бл. Феодорита). – Так враги Христа Спасителя, иудейские первосвященники и старейшины, искали на суде лжесвидетельства против Него, чтобы предать Его смерти ( Мф.26:59 ), несправедливо обвиняли Его в богохульстве, в возмущении народа против правительства и во многих других преступлениях ( Мк.16:3–4 , Лк.23:2 ), каких Он никогда не совершал, и как преступника допрашивали о том, чего и знать не знала неведевшая греха душа Его ( 2Кор.5:21 ; 1Петр.2:22 ; ср. св. Афанасий, бл. Августин, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

495 Возможно, эту часть трактата имел в виду Августин, когда в письме к Океану говорил о написанной блаж. Иеронимом «книге о воскресении плоти», см.: Aug. Ep. 180. 5. 505 Имя Vigilantius (лат. «бодрствующий») блаж. Иероним предлагает заменить более подходящим именем «Дормитанций», Dormitantius, то есть «дремлющий». См.: Contr. Vigil. 1. 509 Aug. De peccatorum meritis et remissione, De spiritu et littera, De natura et gratia. См.: Hieronym. Dial. contr. Pelag. III 19. 532 См.: Hieronym. Vita Hilar. 1; Schiwietz S. Das morganlandische Mönchtum. Mainz, 1913. S. 103–126. 538 Epistula ad omnia monasteria de Pascha, CPG. 2375; PL. 23. Col. 99–100; Pachomiana Latina. P. 105–106. 539 Doctrina de institutione monachorum, или Liber Orsiesii, CPG. 2367; PG. 40. Col. 869–894; PL. 103. Col. 453–476; Pachomiana Latina. P. 109–147. 542 См.: Kelly. 1975. P. 281–282; De Clercq C. L’influence de la Règle de saint Pachôme en Occident//Mélanges Louis Halphen. Paris, 1951. P. 174–175. 547 Sermo de die Epiphaniorum et de psalmo xxviii, CPL. 599; Ibid. P. 530–532 (Ed. B. Capelle). 559 CSEL. 54 (1910), 55 (1912), 56 (1918)/Ed. I. Hilberg. Editio altera supplementis aucta: 1996. Indices comp. M. Kamptner (CSEL. 56.2). 563 CPL. 621а; CSEL. 88 (J. Divjak. 1981). P. 130–133. Исправленное издание см.: (Euvres de saint Augustin. Lettres augustinienne. Vol. 46B/Éd. J. Divjak. Paris, 1987. P. 394–401, notes: P. 560–568. 566 См.: Cain. 2009. P. 207. Письмо к Софронию о церкви г. Лиды (Epistula ad Sophronium de ecclesia Lyddensi), сохранившееся только в грузинском переводе (Ed. М. Van Esbroeck//Révue de karthvélologie, 35 (1977). P. 127–131), в настоящее время считается неподлинным. Ibid. 567 См.: Vallarsi. PL. 22. Col. XLIX–XCI; Щеголев. 1863. C. CLVI–CLXXII; Grützmacher. 1969. Bd. 1. S. 53–102; Cavallera. 1922. T. II. P. 1–63; Labourt. 1949–1963; Antin. 1958. P. 359–362; Gründel. 1958; Nautin. 1972. P. 209–218; 1973. P. 69–96, 213–239; 1974. P. 251–284, 1972–1973. P. 7–37; 1983a. P. 247–259; 1983b. S. 331–344; 1984. P. 441–449; 1990. P. 298–299; Duval. 1987–1999. P. 562–563; Rebenich. 1992a; Cain. 2009 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Идеалом языческой интеллигенции была «пайдейя» (лат. humanitas), опирающаяся на интеллект человека и уповающая на естественные человеческие силы. Этот идеал тяготел к своего рода «человекобожию» (ср. изречение Протагора: «человек есть мера всех вещей»). См.: Р. Stockmeier, Glaube und Kultur. Studien zur Begegnung von Christentum und Antike. Düsseldorf 1983, S. 121–123. Другим полюсом данного идеала был «космологизм», в безликую «диалектическую структуру» которого органично включается человек. И как отмечает А. Ф. Лосев , «человек и космос, происшедшие из бездны единого, ответственны сами за себя и только на самих себя могут надеяться» ( А. Ф. Лосев , Бытие – имя – космос. М. 1993, с. 304). Наоборот, христиане уповали на волю Божию и «взыскивали» Промысел Божий. Безнадежному циклизму античной культуры с его трагическим круговращением вещей они противопоставляли ясную картину начала и конца тварного бытия, смысл которого открывался через веру. Из этих принципиально несходных мировоззренческих установок вытекали и несовместимые следствия, особенно в области учения о человеке, где языческому «человекобожию» христиане в своей «геоцентрической антропологии» противопоставляли идеал «обожения» человека, причем обожения всего человека, как «психосоматического» единства. Соответственно, в противоположных направлениях развивалась и идея бессмертия: образованная «элита» языческого мира (она составляла приблизительно 1 / 10 часть населения Римской империи) мыслила бессмертие как растворение духовного начала человека в безликой сфере божественного бытия, и мысль о воскресении во плоти представлялась ей чистым абсурдом и полнейшей нелепицей. См.: R. MacMullen, Christianizing the Roman Empire (A. D. 100–400). New Haven-London 1984, p. 11–12. Во-вторых, в среде языческой интеллигенции наметилось различное отношение к христианству уже во II в. Если для такого «апостола язычества», как Келье, христианство «есть религия, опирающаяся на грубый и невежественный класс, религия духовного мрака в умственном отношении» (Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пенсионная реформа – паллиатив, чтобы залатать дыру на несколько лет «Русский крест» 90-х, интересы олигархата и главный вопрос пенсионной системы 10 августа, 2018 «Русский крест» 90-х, интересы олигархата и главный вопрос пенсионной системы Госдума приняла в первом чтении законопроект правительства о повышении пенсионного возраста до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин к 2034 и 2028 годам соответственно. Доктор экономических наук, профессор, архимандрит Филипп (Симонов) – о том, почему в очередной раз государство и народ оказались по разные стороны проблемы. Народ, как всегда, крайний – Я постараюсь выразить свою позицию с трех точек зрения: как политэконом и историк экономических учений (коль скоро именно по этим двум специальностям я доктор наук), как историк (по образованию и по части своих современных занятий) и как гражданин. Мне бы хотелось сразу оговориться: я не специалист по «пенсионке». Социальное обеспечение, включая пенсионные проблемы, – это отдельная, вполне специфическая отрасль экономической науки, и в этой области я – не профессионал. И все, что я могу сказать – это мое сугубо личное мнение, профессионально вполне вульгарное (лат. vulgaris – простой, обыденный, простонародный, в общем – с кухни). Тем не менее, только с этих трех – не касаясь ни Церкви, ни богословия. Прежде всего, в той связи, что вопрос пенсионного обеспечения граждан – проблема государственная, а никак не церковная. К Церкви она никакого отношения не имеет – ни спекулятивного, ни, тем более, практического. Архимандрит Филипп (Симонов) Все, что не связано с пребыванием нашим во Христе и воскресением в последний день к жизни вечной, вряд ли относится к Церкви. Все, что составляет отношения государства и его граждан, – это проблема государства и его граждан. Не Церкви ее решать, покуда она не стала государством. И говорить об этой проблеме нужно с позиций именно земного гражданства, чтобы не разорить святости гражданства церковного: не мечите, сказано, бисер ваших (Мф. 7, 6). А проблема эта, как бы то ни было, сложна и часто неудобна. Мы живем в эпоху загадочного социального двоемыслия. С крахом советской социалистической модели в мире прекратилась конкуренция социально-экономических систем. В США, например, антимонопольное законодательство требует, чтобы на одном рынке было не менее двух крупных игроков – тогда этот рынок не считается монопольным. А в мире сейчас нет этих двух игроков, социально-экономический «рынок» монополизирован и жестко диктует единообразные правила всем своим участникам. Да еще в глобальном масштабе.

http://pravmir.ru/pensionnaya-reforma-pa...

Благодать не должна пониматься как некая вещественная реальность. Она посещает человека в духовных и таинственных энергиях Божиих, к-рые не являются вещественными и телесными. Но все это не означает, что восприятие посредством «умного чувства» совершается лишь в мысли, ведь Бога и божественные вещи нельзя узреть лишь посредством одного рассуждения и богословствования. Это можно сделать лишь посредством «умного зрения», в к-рое вселяется сила Духа, «хотя всесвятое созерцание божественнейшего и блистательнейшего Света превышает даже умное зрение» (Триады. I 3. 34). Если сейчас умное чувство действует в рамках души, то в буд. веке у «сынов воскресения» тело будет поглощено (κατποσις) Св. Духом, истончится и не будет сопротивляться умным энергиям. Тогда можно будет созерцать божественный неприступный Свет и посредством телесных чувств. Залог этому дан на Фаворе (Триады. I 3. 37). Т. о. Г. П. учит о некоем эсхатологическом «умном чувстве» по отношению к телу. То, что сейчас совершается в уме, когда Свет просвещает очищенный ум, то же произойдет и по отношению к телу. Но уже в нынешней жизни оно может приобщаться благодати в молитве. Хотя термин «умное чувство» употреблялся и в предшествующей традиции (напр.: Macar. Aeg. I 2. 10. 5; Sym. N. Theol. Hymn. 17), восходящей к Оригену (Contr. Cels. I 48), Г. П. придает ему более точное значение в контексте своего богословия. Триадология Г. П. тесно связана с учением о сущности и энергиях (подробнее см.: Lison. 1992). В своих триадологических взглядах он един со всей греч. патристической традицией, исходящей не из единства сущности Бога, как лат., но из 3 божественных Ипостасей. «Единая единоначальственнейшая Троица» имеет в Себе «единственное сверхначальное Начало, единственную беспричинную Единицу, из Которой изводятся и в Которую возводятся вневременно и беспричинно Сын и Дух» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 25). «Сущность Отца» (πατρικ οσα, το πατρς οσα - ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 54-55) всецело сообщается Сыну и Св. Духу. Св. Дух «исходит... прежде веков беспричинно от одного только Отца» (κπορεεται... ναιτως κ μνου το Πατρς - ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 135). «Беспричинно» (ναιτως, ср.: Greg. Nazianz. Or. 29. 19//PG. 36. Col. 100) означает совечность и равночестность Отцу. «Не от Себя имеет Духа Сын и не чрез Сына (δι το Υο) имеет бытие Дух, но от Себя (ξ αυτο) имеет Отец, от Себя непосредственно (μσως) исходящим, беспричинно и предвечно» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 136). «Показывая особенность образа [бытия] каждой [из двух Ипостасей], бытие Сына от Отца мы называем рождением, а [бытие от Отца] Святого Духа - исхождением» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 152).

http://pravenc.ru/text/168057.html

Теперь Он является иначе, не в Своем Собственном прославленном образе, но лишь в земном веществе, силою связи Его духовного тела с миром. И это явление Господа в веществе этого мира и есть преложение Святых Даров. Однако это явление Господа отлично от явлений ученикам по Воскресении как по характеру, так и по цели. В Своих явлениях Господь тогда являлся ученикам явно, с чувственной очевидностью для того, чтобы победить неверие их. Этими явлениями Он свидетельствовал о пребывании Своем на земле, хотя и в ином состоянии, чем ранее. И явления Господа были внешними, которые оставляли возможность неверия и сомнения ( Мф.28:17 ; Мк.16:14 ; Лк.24:37 ). Присутствие же Господа во Святых Дарах есть не внешне-явное, – оно и не имеет становиться таковым, – но лишь таинственное и внутренне очевидное. И таковым оно становится во Святом Причащении. Тело и Кровь Христовы даны нам во Святом Таинстве не безотносительно, но для причащения, и лишь этой определенной целью явление Господа во Святых Дарах определяется и ограничивается. На Западе после ереси Беренгария, начиная примерно с XII века, развивается и совершенно чуждая Древней Церкви практика поклонения Святым Дарам и их особого для этого выставления. Она стремится обратить явление Господа в Святых Дарах в целях Причащения в явление Господа для пребывания на земле в определенном месте (Christus in pyxide (Христос в коробочке (лат.) – Прим. ред.)). Здесь есть противление одновременно Тайной Вечери и повелению Господа, с которым Он давал ученикам Свое Тело и Кровь: «приимите, ядите... пийте от нее вси», а вместе с тем и Вознесению, которым закончилось и пребывание Его на земле. 155 Поклонение Святым Дарам, которые суть истинные Тело и Кровь Христовы, воздается в Православной Церкви лишь на Литургии, когда Святые Дары износятся для Причащения, а далее при перенесении на жертвенник для потребления (что соответствует Вознесению). В них покланяются Самому Господу в явлении Его в Святом Причастии. Святые же Дары, оставляемые для Причащения больных, так называемые запасные (что соответствует выделению момента Причащения за пределы времени Литургии) не выставляются, но сокрываются в дарохранительнице, находящейся на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

301 Мафорий – широкий платок, покрывающий голову и плечи в православных изображениях Богоматери. См.: Бобров 10. I. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996. С. 239. 302 Беседы (омилии) святителя Григория Паламы . М., 1993. Омилия 18, с. 191. 303 Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. С. 116, 118–119. 304 Примерно от 3х до 6ти часов утра. 305 От βλπει – взирать, глянуть, обратить взор, видеть. Ср. Βλεφαρδες – ресница, βλφαρα – веки, __ βλμμα – взгляд, взор 306 Закончить погребение они могли только в первый день недели. В субботу запрещалось поднимать любой вес, как большой, так и маленький. Даже душистые травы, то есть пряности для субботних обрядов, если они употреблялись в таком количестве, что их следовало брать в охапку, приравнивались к грузу, который носить нельзя. См. тексты Кумрана. СПб., 1996. Примечания к Дамасскому документу, с. 85. 307 По системе Грегори, кодексы А, С, W, Θ, Ψ. 308 Novum Testamentum Graece el Latine. Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1994. C. 242. 309 Там же, с. 241. 310 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 410. 311 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 410. 312 От ζητω – «искать, разыскивать». См. также комм, в книге: Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета, изд. Преемников Α. П. Лопухина, т. 8, Евангелие от Матфея, Петербург, 1911. (Репринтное издание, Стокгольм, 1987). С. 470. 313 Туника (греч. χτν: «хитон»; лат. tunica) – обычная одежда очень простого покроя: длинный кусок материи складывается вдвое и сшивается по краям. Наверху оставляют отверстия для рук и делают разрез для головы. Туника являлась общеупотребительной одеждой как мужчин, так и женщин; надевалась прямо на тело и обычно подпоясывалась. Гиматии (греч. ιμτιον: «верхняя одежда, плащ») накидка из плотной шерстяной ткани, чаще всего в полоску. Чтобы получить гиматии, отрез материи сшивали на плечах и но бокам, оставляя прорези для рук; См.: Библейская Энциклопедия. М., 1998. С. 169. Вейсман А. Д. Греческо-Русский словарь (репр. Vro изд. 1899 г.). М., 1991.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Такие творцы, как Гоголь, по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии – Как часто Гоголь читал и перечитывал «Лествицу»? – Это неизвестно. В его письмах 1840-х годов и в произведениях находят множество реминисценций из «Лествицы». – Какие? – Образ лестницы, соединяющей землю с небом, – один из любимейших у Гоголя. Он встречается уже в одном из самых ранних его произведений – в повести «Майская ночь, или Утопленница» (1829 год). «Ни один дуб у нас не достанет до неба, – сожалеет красавица Ганна. – А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником». – «Нет, Галю, отвечает ей казак Левко, – у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее становят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле». Акакий Акакиевич Башмачкин Образ лестницы есть также в «Сорочинской ярмарке», «Главе из исторического романа», «Страшной мести». О предстоящей борьбе со «страстями» и восхождении «по скользким ступеням» лестницы Гоголь упоминает в письме к матери от 24 июля 1829 года. Также иногда Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» сравнивали с преподобным Акакием из «Лествицы». Ведь поведение героя Гоголя носит аскетический характер. Правда, его аскетизм направлен в ложную сторону. В «Шинели» писатель показывает, как человек вкладывает всю свою душу без остатка в вещь – шинель. Эта сторона героя повести, заслуживающая не только сострадания, но и порицания, была отмечена Аполлоном Григорьевым, который писал, что в образе Башмачкина «поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum (лат. судьба, рок, неизбежность. – ред.) в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…».

http://pravoslavie.ru/120383.html

Институцио (лат. Institutio). Рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии. Священник (тихо): С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек (возглас): Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Хор: Аминь. Священник (тихо): Подобне и чашу по вечери, глаголя (возглас): Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов! Хор: Аминь. Воспоминание (греч. Anamnesis). Воспоминание установления Господом Таинства Евхаристии с произношением Его установи-тельных слов. Священник: (тихо) Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся! Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. Призывание  (греч. Epiklesis). Призывание на предложенные Дары Святого Духа. Священник (тихо): Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу, и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия. Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Диакон: Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей. Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.

http://azbyka.ru/shemy/anafora.shtml

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010