510 Регламент или Устав Духовной Коллегии (с манифестом об учреждении Духовной коллегии от 25 января 1721 г.)//Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. СПб., 1830. T. VI. 3718. С. 333. 511 «Vier Bucher von wahrem Christentum» (первая книга появилась в 1605 r., первое полное издание четырех книг – в 1609 r.). 514 Переводы творений священномученика Киприана начали публиковаться в «Трудах Киевской духовной академии» уже с января 1861 г. 521 См.: Журнал от 26 января 1916 г.//Извлечения из Журналов Совета КДА за 1915/1916 уч. г. Киев, 1916. С. 196 526 Щеголев H. (И.) Судьбы Церкви Божией на земле//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 3–62; С. 3–46; Ч. III.C. 1–72. 531 Красин M. Творение блж. Августина «De Civitate Dei» как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. Казань, 1873. 534 Родников Η. П. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и Церковью, сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей Церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов Западной Церкви. Казань, 1897. 536 Светлов П., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование//Богословский вестник. 1902. 5, 6, 10, 11; 1903. 1–4, 6, 7/8; 1904. 1, 3, 5. 542 П(орфирий (Попов)), а(рхим.)/Учение блаж. Августина о неповторяемости таинства Крещения//ТКДА. 1864. 5. С. 3–47. 546 Юркевич П. (Д.) Сердце и его значение в духовной жизни человека: По учению слова Божия//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 63–118. 554 «Мыслю, следовательно, существую» (лат.) – утверждение Рене Декарта, легшее в основу рационализма Нового времени. 558 Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства//ПС.. 1876. 7. С. 59–92. 559 Писарев Л. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 560 Именно в эти годы пишется магистерская диссертация выпускника КДА 1893 г. архимандрита Иннокентия (Пустынского) «Пастырское богословие в России за XIX век» (Сергиев Посад, 1899), a также ряд других работ, связанных с пастырским служением. См. также: Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 3 (20). M., 2006. С. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1136 Con. начинает здесь 7-ю главу 8-й книги с отдельным заглавием. 1137 A­ διδακτως — иначе — «естественно», т. е., без всякого руководства. 1138 Буквльно с греч.: «чем приведены были к этому учению " … Разумеются отрицатели частного Промысла. 1139 Т.е. — отрицают Промысл Божий, особенно - в отношении к единичным вещам и существам. 1140 Точнее с греч.: «касающееся человека»; в лат. — res humanas. 1141 Буквально с греч.: «насколько не испытаны суды Твои и не исследованы пути Твои!» (Рим:11, 33. По новому русскому Синодальному пер.: как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! — ред.). 1142 Точнее с греч.: «так как числа людей… не знают» ( αγνοοσι ). 1143 Τα ατομα — иначе — «неделимые», единичные существа. 1144 Точнее с греч.: «и непознаваемо для нас». 1145 Добавлено в лат. пер. Ant. 1146 В лат. пер. Ant. «одно (различие), которым он отличается от другого человека, другое, которым отличается от себя самого " … 1147 В лат. пер. добавлено «vitae». 1148 Это пояснительное вводное рассуждение для удобства изложения заключено в скобки и в подлиннике. 1149 Τν πεπληθυσμνων — буквально: «множественных»; в лат. «rerum singularum». 1150 Μη καλς — иначе — «неправильным, нехорошим». 1151 Κατα λγον — по определенному смыслу, основанию. 1152 Буквально с греч.: «не по разуму». 1153 Точнее с греч.: «о том, что касается Его». 1154 В лат. Ant.: «что видим происходящим», т. е., из того, что происходит на наших глазах. 1155 Con. здесь начинает 8-ю главу 8-й книги. Издатель Oxon. в своих Annotat. приводит параллельные воззрениям Немесия места из апологетических творений отцов Церкви, содержащие в себе святоотеч. учение о Промысле. Таковы, напр.: Irenaeus Adv. haeres., lib. 3. cap. 5; Justin, в Dialog, cum Tryph.; Tertull. Adv. Marcion, lib. 2; Basil. Magn. Quod Dens поп sit causa malorum; Chrysostom. Homil. 23 in cap. 6 Matth.; Theoph. Antioch. Ad Autolyc. I; Augustin Coofessiones, lib. 7, cap. 4, De civitate Dei, cap. 6 и др.; Lactant. Instit. lib. 1, cap. 3. В заключение издатель Оксфордский замечает, что лучше всего изобразил в немногих словах универсальное действие Промысла автор книги De Sapient., т. е. Премудростей Соломона — VIII гл., I ст

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

24 Retractationes II, epilogus. 25 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 26 Contra litteras Petiliani 2. 9.22.  27 Sermo 213. 8.  28 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 29 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 30 Enchiridion.  31 Ennaratio in psalmum 118. 20. 1.  32 Sermo 341. 11. 33 De vera religione 5. 8–9.  34 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 35 Contra litteras Petiliani 3. 16. 21. 36 Trapè Agostino. Saint Augustine//Patrology/ed. by Johannes Quasten. Vol. IV. Ch. VI. Allen, Texas, s.a. P. 447.  37 In epistolam Ioannis tractatus 1. 2. 38 Sermo 341. 1.  39 Ibid. 341. 11.  40 Ennaratio in psalmum 26. 2. 2.  41 Fleteren F., van. Deification, Divinization//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. by Allan D. Fitzgerald. Cambridge, 2009. P. 265.  42 Афанасий Александрийский, свт. Послание на ариан 1. 39//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1902. C. 227. 43 Sermo 13 de Tempore//PL. 39. Col. 1097–1098. 44 Sermo 192. 1. 1. 45 In Evangelium Ioannis tractatus 21, 8. 46 Ennaratio in psalmum 49. 1. 2.  47 Ibid. 146. 5. 11. 48 De praedestinatione Sanctorum 15. 31. 49 Sermo 130. 2. 50 Contra Faustum Manichaeum 19. 11. 51 Ibid. 19. 13. 52 Epistola 54. 1. 53 Ibid. 54 См.: Cutrone Emmanuelle J. Sacraments//Augustine through the Ages: An Encyclopedia. P. 742. 55 Epistola 54. 1.  56 Sermo 272. 1.  57 De civitate Dei 10. 5. 58 Предмет, сущность, суть (лат.). Слово «реальность» от латинского res.  59 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 60 Сила, энергия, дарование (лат.). 61 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 62 Sermo 57. 7. 63 Sermo 229 A.  64 Ambrosius Mediolanensis. De mysteriis 53//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2012. С. 295. 65 Sermo 227. 1.  66 Sermo 228 b. 2.  67 Sermo 234. 2. 68 De Baptismo contra Donatistas 5. 9. 69 Ennaratio in psalmum 98. 9. 70 In evangelium Ioannis tractatus 80. 3. 71 «Этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым» (Ambrosius Mediolanensis. De sacramentis 4. 14//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. С. 224). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

Et quidem conlaudant illum primitivi decepti, multa signa facit quoniam cuius pseudopropheta. Praesertim, ut credant illi, loquetur imago; omnipotens tribuit, ut «spiri»talis eradat. 1048 Tunc Deus omnipotens, terminet ut cuncta, quae dixi, producet populum celatum tempore multo. Sunt autem Judaei trans persida flumine clausi, quos usque in finem voluit Deus ibi morari. Captivitas illos ibidem redegit ut essent; ex duodena tribu nove»m» semis ibi morantur. Cp. Instr., I.42.1–21. Это представление о сокрытом народе встречается в иудейской апокалиптической литературе: 4 Ездры 13:40–50; 5 Ездры; 2 Варух 73:2–5; 74:1; 77:19–22; Откровение Варуха. См. также Daniélou. Op. cit. P. 105–106. 1049 Omnipotens Christus descendit ad suos electos, obscurati nobis qui fuerunt tempore tanto, milia tot facti; illa est gens vera caelestis. 1051 in flamma ignis dominus iudicabit iniquos: iustos autem non tanget ignis, sed immo delinget. Cp. Carm., 995–996: Cum coeperit autem mundum iudicare per ignem, devitatque pios et cadit super impios ignis. 1054 Malus in angore saeptus propter iustos alendos. Ab annis autem mille Deus omnia portat. Cp. Carm., 987–988: Quorumque pri»m»ores, praeposit sive legati, in loco servorum rediguntur sancti iniqui. Carm., 997–998: Vix remanent pauci, qui referant talia facta, et qui reservantur, ut serviant justis, evadunt. 1055 Interea sancti intrant in colonia sancta, qui Dei promissa capiant si fine laetantes. Exorant Deum pro mortuis uti resurgant, quod ipse promisit olim de anastasi prima. 1056 Ср. Тертуллиан, Adv. Marc., III.24. Интересно, что свт. Ириней Лионский отличал земной Иерусалим, который будет воссоздан в течение тысячелетнего царства, от Небесного, который является его прообразом (см. Adv. Haeres., V.35.2). 1057 De caelo descendit civitas in anastase prima. Et quod referamus de fabrica tanta caeleste? resurgimus illi, qui fuimus illi devoti, et incorrupti erint iam tunc sine morte viventes,s ed nec dolor ullus nec gemitus erit in illa. 1059 Carm., 1012. Cp. Carm., 1001–1002: Ecce canit caelo rauca, sed ubique resultans, quae pavida»t» totum orbem in ruina cadentem. 1061 De die iudicii propter incredulos addo: emissus iterum Dei do nabuur ignis; dat gemitum terra rerum tunc in ultima fine, in ter a gentes ut tunc incredulae cunctae; evitat et tamen sanctorum castra suorum. In una flamma convertit tota natura, uritur ab imis terra montesque liquescunt, de mare nihil remanet, vincetur ab igne potente, interit hoc caelum et ista terra mutatur. Conponitur alia novitas caeli, terrae perennis. Читать далее Источник: Латинская патрология/А.Р. Фокин ; Рос. православ. ун-т св. Апостола Иоанна Богослова, Филос.-богосл. фак. - Москва : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2005-./Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). - 2005. - 362 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

20 Подробнее см.: Churruca J. de. Las instituciones de Gayo en San Isidoro de Sevilla. Bilbao, 1975, passim. 21 Isid. Etym. V 5.1: Ius civile est quod quisque populus vel civitas sibi proprium humana divinaque causa constituit; Gai 1 Inst. (D.1.1.9): …nam quod quisque populus ipse sibi ius constituit, id ipsius proprium civitatis est vocaturque ius civile, quasi ius proprium ipsius civitatis. 22 Barone-Adesi G. L’ eta della “lex Dei». Napoli, 1992. P. 175 passim; Сопоставление законов Моисеевых и римских//Древнее право=Ius antiquum. 1997. (2). С. 164–191. 23 См.: Kubier B. Isidorusstudien//Hermes. 1890. Bd. 25. 4. S. 518–519; Brehaut E. An Encyclopedist of the Dark Ages. New York, 1912. P. 105. Однако Х. де Чуррука допускает возможность знакомства Исидора с «Институциями», хотя и не настаивает на этом (см.: Churruca J. de. Las fuentes de la definicion de codicilo en san Isidoro de Sevilla//AHDE. 1964. P. 14–18). 24 См.: Уколова В.И. Исидор Севильский как деятель культуры ранне- го Средневековья//Проблемы испанской истории. М., 1984. С. 189; Ауров О.В. Вестготские короли-ариане после эпохи Иордана (характер, идеология и символика власти)//Вспомогательные историче- ские дисциплины. 2010. Вып. 31. С. 73–103. 25 Braul. Praen. librorum: Isidorus vir egregius. vir in omni locutionis gene¬re formatus, ut imperito doctoque secundum qualitatem sermonis existeret aptus, congrua vero opportunitate loci, incomparabili eloquentia clarus. 26 Hildefonsi DVI 9: .nam tantae jucunditatis affluentem copiam in elo¬quendo promeruit, ut ubertas admiranda dicendi ex eo in stuporem ver¬teret audientes, ex quo audita bis qui audisset, non nisi repetita saepius commendaret. 27 Vita Fructuosi. Praef.: .praecipuae claritatis egregias divina pietas duas inluminavit lucernas. Isidorum reverentissimum scilicet virum Spalensem episcopum. atque beatissimum Fructuosum ab infantia immaculatum et justum. 28 Полный перечень см.. например. Харитонов Л.А. «Исидор Севиль- ский». Историко-философская драма// Исидор Севильский . Этимоло- гии. или Начала в XX книгах. Книги I-III. Семь свободных искусств/Перев. с лат., ст.. примеч. и указатели Л.А. Харитонова. СПб., 2006. С. 172–177; PL. T. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

9 . Вечность Бога соприкасается с временным существованием мира не напрямую, а лишь косвенно: во-первых, идеально, через вечные Божественные идеи, и, во-вторых, каузально, через мгновенное совокупное творение основ и причин всех вещей, внедренных в мировую материю вместе с временной последовательностью их возникновения; 10 . В эсхатологической перспективе время как форма существования тварного мира преобразится вместе с миром и воскресшими телами святых и будет поглощено неизменной вечностью в будущем вечном Небесном Царстве. Источники и литература 1 . Литвин Т. В. О времени и вечности у Плотина и Августина//Платоновские исследования. Вып. I/Ред. И. А. Протопопова и др. М.-СПб., 2014. С. 239–255. 2 . Нестерова О. Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности//Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 3548. 3 . Столяров А. А. Хронологические таблицы// Августин Аврелий . Исповедь/Пер. с лат. М. К. Сергеенко, вступит. статья А. А. Столярова. М., 1991. С. 354–360. 4 . Фокин А. Р. Доктрина Божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. 1 (2). С. 60–96. 5 . Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. 6 . Aristotle. Physics/Ed. by W. D. Ross, Oxford, 1936. 7 . Augustinus. Confessionum libri XIII//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 27/Ed. by L. Verheijen. Turnhout, 1981. 8 . Augustinus. De agone christiano//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1900. P. 101–138. 9 . Augustinus. De civitate Dei//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 47–48/Ed. by B. Dombart, A. Kalb. Turnhout, 1955. 10 . Augustinus. De diversis quaestionibus LXXXIII//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 44A/Ed. by A. Mutzenberger. Turnhout, 1975. 11 . Augustinus. De fide et symbolo//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1900. 12 . Augustinus. De Genesi ad litteram//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 28.1/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

318 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II – начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 333 Толкование на книгу пророка Ионы 2, 6 (S. Hieronymi Presbyteri Opera. Pars I, 6. CCL 76. Louvain, 1969. P. 399–400; рус. пер. в: Творения бл. Иеронима. Ч. 13. Киев, 1913. С. 220–221). 334 Толкование на книгу пророка Ионы 2, 11 (S. Hieronymi Presbyteri Opera. I, 6. P. 403; рус. пер. в: Творения бл. Иеронима. Ч. 13. С. 243. Курсив наш – И. И. 335 Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 (Цит. по: Творения бл. Иеронима. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303). Курсив наш – И. И 336 Трактат 2, 5, 3 (Zenonis Veronensis Tractatus. Ed B. Lofstedt. CCL 22. Louvain, 1971. P. 165). 337 Лат. spiritus... nocentibus. Под «преступными духами» здесь понимаются, очевидно, не демоны, а отступившие от Бога люди, так же как и в 1Пет. 3:19 (лат.: in quo et his, qui in carcere erant, spiritibus adveniens praedicavit). 340 Книга ежедневных гимнов (Liber cathemerinon). Гимн V, «На возжжение светильника», 125–136 (Aurelii Prudentii Clementis Carmina. Cura et studio M. P. Cunningham. CCL 126. Louvain, 1966. P. 27). 341 Книга ежедневных гимнов. Гимн IX, «На всякий час», 70–78; 94–97 (Aurelii Prudentii Clementis Carmina. P. 50–51). 343 Ср. также пасхальную проповедь Августина, где он говорит о спасении Христом праведников, содержавшихся в аду по причине первородного греха: Слово на Пасху 160 (PL 39, 2060). 344 О граде Божием 20, 15 (De civitate Dei. P. 725–726; рус. пер.: О граде Божием. Т. IV. С. 200). 348 «Кого Он пре­дуз­нал, тем и пре­до­пре­де­лил быть по­доб­ны­ми об­ра­зу Сы­на Сво­его... а ко­го Он пре­до­пре­де­лил, тех и при­звал, а ко­го при­звал, тех и оп­рав­дал». 350 Относительно учения о сошествии Христа во ад вместе с плотью см.: I. N. Karmiri. I Christilogoki eterodidaskalia tu IST’ eono ke i adu kathodo to Christu. – Nea Zion 30 (1935). P. 11–26, 65–81, 154–165. См. также: S. Der Nessesian. An Armenian Version of the Homilies on the Harrowing of Hell. – Dumbarton Oaks Papers 8 (1954). P. 201–224.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И Господь при этом входе, как и в те немногие часы, которые Он провел после него в Иерусалиме, был земным Царем «праведным и спасающим» ( Зах.9:9 – Прим. ред.). Царь явил Себя царем еще и здесь, в этом мире, несмотря на свидетельство, что Царство Его не от мира сего. И это событие явилось неким символическим предварением, свидетельством о том, что Царствие Божие, о пришествии которого без нарочитых ограничений молился Господь, могло явиться и на земле. И подобное же, также в символических образах, свидетельством о Царствии Божием в истории, в пределах еще земного времени, содержится в таинственном тексте Откровения о 1000-летнем царстве ( Откр.20:4–6 ), причем однако это Царство остается только эпизодом всемирной истории, который сменяется новым и окончательным разливом зла и противоборством антихристовым. Эти немногие строки всегда привлекали к себе внимание толковников, и первые же истолкования – у таких писателей, которые признаны Церковью святыми: святой Иустин Философ , святой Ириней, еп.Лионский, – очень приближались к еврейскому чувственному хилиазму. Возобладало в Церкви духовное понимание этого пророчества, при котором его исполнение отнесено непосредственно к духовной жизни Церкви. Таково было истолкование блаженного Августина , которое и сделалось господствующим, однако отнюдь не единственно возможным, для всей Церкви. 49 Тем не менее, принятие истории на свою ответственность, а следовательно, и включение путей ее в пути Царствия Божия, совершилось. Для западного христианства оно получило вероучительное и практическое выражение через то, что было установлено прямое равенство между церковной организацией, civitas divina (Божественным Градом (лат.) – Прим. ред.), и Царствием Божиим: это выражено в основоположном трактате блаженного Августина de civitate Dei (О Граде Божием (лат.) – Прим. ред.). В дальнейшем развитии эта идея получила свое осуществление – в притязаниях папской власти на обладание двумя мечами, господство в вещах земных и Небесных. Папское государство стремилось распространиться без границ, и хотя оно фактически сузилось до Ватиканскаго дворца, однако принципиально не отвергнуто папой (cм.Syllabus), и оно есть выражение этой же мысли, также как коронование императоров и вообще идеал священной империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Работы, которые написал этот автор, распространялись с большим успехом по всей Африке, на христинаском Востоке и в Испании. Они были известны Лютеру и особенно обрели популярность после публикации в «Patrologia Latina». Уже в этой обзорной работе становится очевидно, что автор задействовал весь христианский апологетический инструментарий для того, чтобы доказать, что Никейская вера, которая была исповедана святителем Афанасием, является единственно правильной. Мы не называем епископа Вигилия святым, несмотря на то, что в «Православной энциклопедии», в статье «Африканские мученики» т. 4, с. 187, он называется святым в числе епископов, сосланных на каторжные работы при короле Хунерихе (477-484). Нужно отметить, что в своем докладе о почитании африканских святых, которые отсутствуют в русских святцах, архиеп. Нафанаил (Львов) не приводит имя Тапского епископа . Не подтверждают мученичество еп. Вигилия в 484 году и предположения европейских патрологов, по мнению которых Вигилий играл слишком важную роль не только для христиан, но и для самих вандалов, чтобы быть высланным из Африки. Подтверждением этого служит хотя бы его переписка с Маривадом, диаконом, который входил в число придворных вандальского короля. Термин μοιοσιος был предложен некрайними арианами в противоположность термину μοοσιος, которым никейские отцы обозначили идентичную природу у Отца и Сына.  Rodolfi A. A. Difficult Co-existence in Vandal Africa: King Geiseric and the Catholics//StudiaPatristica. 39. Leuven-Paris-Dudley, MA : Peeters, 2006. P. 118. См. Виктор Витенский. История гонений в африканской провинции. I, 4/Пер. с лат. Дорофеева В. М.//Церковные историки IV-V веков. М., 2007. С. 490: «Практически все, что известно об арианском епископе Кириле, это его роль во время собора в Карфагене в 484 г. Однако судя по описанию событий собора различными авторами, Кирила был главным действующим лицом из арианских иерархов. Так что, по всей видимости, он был арианским епископом Карфагена».  Notitia provinciarum et civitatum Africae. II, 3/Ed. Petscenig M.//CSEL VII. Vindobona, 1881. P. 117-134.  Chiffletius P-F. Appendix ad operam Vigilii Tapsensis/Ed. Migne J.-P.//Patrologia Latina 62. Paris, 1863. Col. 474 D.  Theodulfus Aurelianensis . De Spiritu Sancto/Ed. Migne J.-P.//PL 105. Paris, 1851. Col. 272.  Morica U. Storia della letteratura latina cristiana. Vol. III. La letteratura dei secoli V e VI da Agostino a Gregorio Magno. Torino, 1932. P. 764.

http://bogoslov.ru/article/5646887

С. 8). 320 Божественные наставления 4, 12 (PL 6, 481 AB). 321 Божественные наставления 4, 27 (PL 535 A). 322 На Пс. 138, 25 (PL 9, 805 C). 323 О Троице 10, 34 (PL 10, 370 B). 324 О Троице 4, 42 (PL 10, 128 A). 325 О Троице 3, 15 (PL 10, 84 B). 326 О преставлении брата его Сотира (Цит. по: Св. Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. М., 1997.  C.140). 327 Ср. Мф. 12:40. 328 Письмо 56, к Илиодору (Цит. по: Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Киев, 1894. С. 142). 329 Письмо 56, к Илиодору (Цит. по: Творения бл. Иеронима. Ч. 2. С. 143). Ср. Еф. 5:4. 330 Пс. 62:10—11. 331 Синодальный пер.: «запоры». 332  Ис. 45:2. 333 Толкование на книгу пророка Ионы 2, 6 (S. Hieronymi Presbyteri Opera. Pars I, 6. CCL 76. Louvain, 1969. P. 399—400; рус. пер. в: Творения бл. Иеронима. Ч. 13. Киев, 1913. С. 220—221). 334 Толкование на книгу пророка Ионы 2, 11 (S. Hieronymi Presbyteri Opera. I, 6. P. 403; рус. пер. в: Творения бл. Иеронима. Ч. 13. С. 243. Курсив наш — И. И. 335 Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 (Цит. по: Творения бл. Иеронима. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303). Курсив наш — И. И 336 Трактат 2, 5, 3 (Zenonis Veronensis Tractatus. Ed B. Lofstedt. CCL 22. Louvain, 1971. P. 165). 337 Лат. spiritus... nocentibus. Под «преступными духами»  здесь понимаются, очевидно, не демоны, а отступившие от Бога люди, так же как и в 1 Пет. 3:19 (лат.: in quo et his, qui in carcere erant, spiritibus adveniens praedicavit). 338 Лат. ex Acherunticis. 339 Лат. umbrarum populus — букв. «народ теней», «множество теней». 340 Книга ежедневных гимнов (Liber cathemerinon). Гимн V, «На возжжение светильника», 125—136 (Aurelii Prudentii Clementis Carmina. Cura et studio M. P. Cunningham. CCL 126. Louvain, 1966. P. 27). 341 Книга ежедневных гимнов. Гимн IX, «На всякий час», 70—78; 94—97 (Aurelii Prudentii Clementis Carmina. P. 50—51). 342 О граде Божием 18, 30 (Sancti Aurelii Augustini De civitate Dei. Libri XI—XXII. CCL 48. Louvain, 1955. P. 621; рус. пер.: Блаженный Августин. О граде Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010