Брак между Церковью и Государством, заключенный отцом церковной истории Евсевием, объявляется недействительным учителем христианского Запада святителем Августином Иппонским (354–430). В своем произведении «О Граде Божьем» (лат.: De Civitate Dei) «Августин воспринимает веру и неверие, благодать и грех, как взаимопереплетенные противоположные мотивы, в борьбе с друг другом ведущие вперед ход истории […]. Основополагающее противостояние не только не прекращается, но и усиливается, несмотря на то, что конец истории определен победой Града (или Государства) Божия ( Civitas Dei) над Градом (или Государством) Земным ( Civitas Terrena)» . Позднейшая интерпретация отождествит Град Божий с Церковью, а Град Земной с государством, империей. В контексте нашего рассуждения важно подчеркнуть, что разделение между политическим и церковным, пессимистическое прочтение государства, даже государства христианской империи, остается неизвестным и чуждым восточной, православной традиции. Немыслимым в православном восприятии представляется замечание Августина о том, что государство и его власть подобны банде разбойников, отличаясь от последней лишь самопровозглашенной легитимностью . Особенное соотношение между Церковью и Империй, характеризующее жизнь византийского православия в первом тысячелетии и в последующие столетия, было отмечено и стало предметом анализа богословов и ученых. На основании заранее усвоенных представлений об особенностях развития западной христианской парадигмы в этом отношении политико-экклезиальное бытие православия было названо цезаропапизмом . Являясь обратной аналогией к обозначению западного христианства в качестве папоцезаризма, подобное определение, по моему мнению, не соответствует основополагающим моментам православной богословской герменевтики. Возможно, речь идет о двух различных прочтениях пре-истории и истории, получивших свое отражение в двух важнейших христианских традициях. В то время как Августин, следуя учению о двух природах, разрабатывает диофизитское прочтение загадки истории в своем учении о двух градах, восточная православная традиция делает выбор в пользу миа-физитического, то есть исходящего из представления об одной природе, истолкования политической тайны.

http://bogoslov.ru/article/2319567

В своем произведении «Евангельское Приготовление» (лат.: Praeparatio Evangelica) Евсевий Кесарийский (265–339) задается вопросом о следах нравственности и богопознания в до-христианском мире, в контексте соотнесенности с Христом. Античная философия и ее великие персоны воспринимаются Евсевием как определенное Богом «приготовление ко Христу, сравнимое с Ветхим Заветом» . В других своих произведениях Церковной Истории (лат.: Historia Ecclesiastica) , и в особенности «Жизни Константина» (лат. Vita Constantini) , Евсевий задается вопросом о тайне политической власти. Встреча римской империи и христианской Церкви представляет собой, по убеждению Евсевия, не только результат счастливого совпадения судеб истории, но и означает весьма важный и необходимый определенный Богом путь, на котором Церковь и Империя получают от Творца и Искупителя единое общее благословение. Брак между Церковью и Государством, заключенный Отцом Церковной Истории Евсевием, объявляется недействительным учителем христианского Запада святителем Августином Иппонским (354–430). В своем произведении «О Граде Божьем» (лат.: De Civitate Dei) «Августин воспринимает веру и неверие, благодать и грех, как взаимопереплетенные противоположные мотивы, в борьбе с друг другом ведущие вперед ход истории […]. Основополагающее противостояние не только не прекращается, но и усиливается, несмотря на то, что конец истории определен победой Града (или Государства) Божия ( Civitas Dei) над Градом (или Государством) Земным ( Civitas Terrena)» . Позднейшая интерпретация отождествит Град Божий с Церковью, а Град Земной с государством – империей. В контексте нашего рассуждения важно подчеркнуть, что разделение между политическим и церковным, пессимистическое прочтение государства, даже государство христианской империи остается неизвестным и чуждым восточной, православной традиции. Немыслимым в православном восприятии представляется замечание Августина о том, что государство и его власть подобны банде разбойников, и отличаются от последней лишь самопровозглашенной легитимностью .

http://bogoslov.ru/article/2212999

Особенное место в контексте его богословского рассуждения занимает размышление над концепцией двух градов: града божественного и града земного. Интересно, и вряд ли каждому читателю Сергия Булгакова известен этот факт, что, заимствуя эти две категории, Булгаков вводит в свое богословие интуиции, взятые и свойственные богословской мысли западной христианской традиции, и в особенности раскрытые в произведении святителя Августина Иппонского De Civitate Dei («О Граде Божием»). Однако тематика соотношения двух градов, их существования, противостояния и взаимопроникновения в истории удивительным образом соотносится не только с наследием учителя христианского Запада, но получает свое прочтение в христианских традициях Востока и Запада на протяжении более чем тысячелетней истории. Именно поэтому эта тема может служить ключом к истолкованию принципиальных герменевтических основ, как рецепции идеи двух градов отцом Сергием Булгаковым, так и православия в целом. О Граде Божьем Важным аспектом понимания православной традиции, редко принимаемым во внимание в богословском обращении и межхристианском контексте, является отношение православия к политическому образованию. Уже в эпоху золотого века святоотеческой письменности мы встречаемся с двумя авторами, совершенно по-разному ставящими вопрос о политическом аспекте в христианской перспективе и совершенно различно на него отвечающими. В своем произведении «Евангельское Приготовление» (лат.: Praeparatio Evangelica) Евсевий Кесарийский (265–339) задается вопросом о следах нравственности и богопознания в до-христианском мире, в контексте соотнесенности со Христом Грядущим. Античная философия и ее великие личности воспринимаются Евсевием как определенное Богом «приготовление ко Христу, сравнимое с Ветхим Заветом» . В других своих произведениях – Церковной Истории (лат.: Historia Ecclesiastica) и в особенности «Жизни Константина» (лат. Vita Constantini) – Евсевий задается вопросом о тайне политической власти. Встреча римской империи и христианской Церкви представляет собой, по убеждению Евсевия, не только результат счастливого совпадения судеб истории, но и означает весьма важный и необходимый определенный Богом путь, на котором Церковь и Империя получают от Творца и Искупителя единое общее благословение.

http://bogoslov.ru/article/2319567

Великий сборник: в 3 ч. Прага, 1950–1953. Октоих: в 3-х томах (комплект). М., 1996./Октоих. М., 2008. Минеи служебные: в 24-х томах (комплект). М., 2002. Триодь постная. М., 1992. Триодь цветная. М., 1992. Святоотеческие источники Мы указываем последовательно после имени автора текст или тексты, на которые делается ссылка 5650 . Августин, епископ Иппонский, блж. – Исповедь. Лат. текст: Sancti Augustini Confessionum libri XIII/Ed. L. Verheijen. Turnhout, 1981 (Corpus Christianorum. Series Latina 27). – О граде Божием. Лат. текст: Sancti Aurelii Augustini De Civitate Dei/Ed. B. Dombart et A. Kalb. 2 vol. Turnhout, 1955 (Corpus Christianorum. Series Latina 47). – О свободной воле. Лат. текст: PL 32, 1221–1308. – О священном девстве. Лат. текст: PL 40, 397–428. – О совершенстве справедливости человеческой. Лат. текст: PL 44, 291–316. Амвросий, епископ Медиоланский, свт. – О благе смерти. Лат. текст: PL 14, 567–596. – О Навуфее. Лат. текст: PL 14, 731–775. Аммон, прп. – Послания. Греч, текст: Ammonas, successeur de saint Antoine. Textes grecs et syriaques/Édités et traduits par F. Nau. Paris, 1915 (Patrologia Orientalis 11:4). P. 432–454. Франц, перевод с сирийского, грузинского, греческого: Lettres des Pères du désert/Traduction par Dom B. Outtier et Dom L. Régnault. Bégrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1985 (Spiritualité orientale 42). (Мы следуем пагинации, принятой в переводе.) – Поучения. Греч, текст и франц. перевод: Ammonas, successeur de saint Antoine. Textes grecs et syriaques/Édités et traduits par F. Nau. Paris, 1915 (Patrologia Orientalis 11:4). P. 455–483. Анастасий Синаит , прп. – Вопросы и ответы. Греч, текст: PG 89, 329–824; Anastasii Sinaitae Questiones et Responsiones/Ed. J. A. Munitiz, M. Richard. Turnhout, 2006 (Corpus Christianorum. Series Graeca 59). P. 4–165. Андрей, архиепископ Критский, свт. – Великий покаянный канон. Греч, текст: νδρας Κρτης. Μγας Κανν//Τριδιον Κατανυκτικν. θναι, 1960. Анонимные произведения – Апостольские постановления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Безусловно глубинным осмыслением истории человечества пронизаны все книги Священного Писания. Однако по своему назначению это были сакральные тексты и потому только задачам философии истории не отвечали. Непосредственно же у истоков многовековой традиции историософии стоит знаменитый святой древней Церкви блаженный Августин. Именно ему принадлежит первый авторский трактат о философии истории «De Civitate Dei» (лат. «О граде Божьем»), на написание которого ушло 14 лет. Чаще всего святого епископа знают как автора знаменитой автобиографической книги «Исповедь». Но, строго говоря, он не был здесь полноправным новатором. На несколько десятков лет его предвосхитил другой святой – святитель Григорий Богослов. Появление же «De Civitate Dei» блаженного Августина стало абсолютной сенсацией. Вся человеческая история, по мысли святого, – это драматическое противостояние «двух градов»: «града Божьего» и «града земного». Первый – прообраз Церкви. Но «град Божий» – это не какая-то социальная структура. Граждане этого города объединились потому, что верны Богу и стремятся построить свою жизнь по Его заповедям. Жители «града земного» — их полная противоположность. Они сознательно отказываются жить в согласии с Создателем, при этом всячески пытаются уничтожить или же затащить в свое общество «граждан Церкви». «Итак, два Града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а Небесный — любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе», – пишет святой. Убийство Авеля Каином – точка отсчета появления этих двух «градов». Авель – первый гражданин «града Божьего», а Каин – «земного». Но не смотря на то, что «град земной» будет успешнее и могущественнее, что он будет идти путем экономического и политического прогресса, в конце концов «град Божий» восторжествует. Но произойдет это уже в «восьмой день недели», когда этот мир закончится и состоится Страшный Суд. Концепция «двух градов» будоражила умы богословов и философов на протяжении многих веков. К ней постоянно обращались, с ней спорили, ее дополняли. А некоторые средневековые правители (например, Людовик Благочестивый) даже пытались построить управление своим государством, опираясь на политическую философию блаженного Августина . В нашем социуме полностью воплотить историософские идеалы святого невозможно, но ключевая мысль писателя остается верной как для всего человечества в целом, так и для каждого человека отдельно. Сквозь века ее по-своему повторил Федор Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «…красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Читайте также: Исповедь. Блаженный Августин. Инфографика

http://foma.ru/kak-hristianstvo-spaslo-m...

Скачать epub pdf Библиография 480 I. Священное писание ветхого и нового заветов Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum/editio tertia decima revisa. Stuttgart, 1988 (3. Druck). Biblia Hebraica Stuttgartensia/Ediderunt K. Elliger et W. Rudolph: Adjuvantibus H. Bardke et al. Textum Masoreticum curavit H. P. Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Ewrin Nestle et Kurt Aland/editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/edidit Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 481 Августин Об упреке и благодати//PL 44, 915–946. Русский перевод: Августин, блж. О предопределении святых/пер. с лат. Д. В. Смирнов//Августин, блж. Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008. С. 217–266. О граде Божием: De civitate Dei//PL 41, 13–801. Русский перевод: Августин, блж. О Граде Божием. М., 1994. Т. 1–4. О даре пребывания: De dono perseverantiae//PL 45, 993–1054. Русский перевод: Августин, блж. О даре пребывания/пер. с лат. Д. В. Смирнов//Августин, блж. Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008. С. 381–457. О Нагорной проповеди Господа: De sermone Domini in Monte//PL 34, 1229–1308. О посещении больных: De visitatione infirmorum//PL 40, 1147–1158. О предопределении святых: De praedestinatione sanctorum. PL 44, 959–992. Русский перевод: Августин, блж. О предопределении святых/пер. с лат. Д. В. Смирнов//Августин, блж. Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008. С. 321–374. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. Амвросий Медиоланский О вере: De fide ad Gratianum augustum libri V//PL 16, 527–698. Афанасий Александрийский Из Бесед на Евангелие от Матфея: Ex sermonibus sive commentariis in Evangelium Matthaei//PG 27, 1364–1389. Русский перевод: Афанасий Великий , свт. Творения. Сергиев Посад, 1903. Т. 4. С. 423–444.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

24 Retractationes II, epilogus. 25 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 26 Contra litteras Petiliani 2. 9.22.  27 Sermo 213. 8.  28 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 29 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 30 Enchiridion.  31 Ennaratio in psalmum 118. 20. 1.  32 Sermo 341. 11. 33 De vera religione 5. 8–9.  34 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 35 Contra litteras Petiliani 3. 16. 21. 36 Trapè Agostino. Saint Augustine//Patrology/ed. by Johannes Quasten. Vol. IV. Ch. VI. Allen, Texas, s.a. P. 447.  37 In epistolam Ioannis tractatus 1. 2. 38 Sermo 341. 1.  39 Ibid. 341. 11.  40 Ennaratio in psalmum 26. 2. 2.  41 Fleteren F., van. Deification, Divinization//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. by Allan D. Fitzgerald. Cambridge, 2009. P. 265.  42 Афанасий Александрийский, свт. Послание на ариан 1. 39//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1902. C. 227. 43 Sermo 13 de Tempore//PL. 39. Col. 1097–1098. 44 Sermo 192. 1. 1. 45 In Evangelium Ioannis tractatus 21, 8. 46 Ennaratio in psalmum 49. 1. 2.  47 Ibid. 146. 5. 11. 48 De praedestinatione Sanctorum 15. 31. 49 Sermo 130. 2. 50 Contra Faustum Manichaeum 19. 11. 51 Ibid. 19. 13. 52 Epistola 54. 1. 53 Ibid. 54 См.: Cutrone Emmanuelle J. Sacraments//Augustine through the Ages: An Encyclopedia. P. 742. 55 Epistola 54. 1.  56 Sermo 272. 1.  57 De civitate Dei 10. 5. 58 Предмет, сущность, суть (лат.). Слово «реальность» от латинского res.  59 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 60 Сила, энергия, дарование (лат.). 61 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 62 Sermo 57. 7. 63 Sermo 229 A.  64 Ambrosius Mediolanensis. De mysteriis 53//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2012. С. 295. 65 Sermo 227. 1.  66 Sermo 228 b. 2.  67 Sermo 234. 2. 68 De Baptismo contra Donatistas 5. 9. 69 Ennaratio in psalmum 98. 9. 70 In evangelium Ioannis tractatus 80. 3. 71 «Этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым» (Ambrosius Mediolanensis. De sacramentis 4. 14//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. С. 224). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

Et quidem conlaudant illum primitivi decepti, multa signa facit quoniam cuius pseudopropheta. Praesertim, ut credant illi, loquetur imago; omnipotens tribuit, ut «spiri»talis eradat. 1048 Tunc Deus omnipotens, terminet ut cuncta, quae dixi, producet populum celatum tempore multo. Sunt autem Judaei trans persida flumine clausi, quos usque in finem voluit Deus ibi morari. Captivitas illos ibidem redegit ut essent; ex duodena tribu nove»m» semis ibi morantur. Cp. Instr., I.42.1–21. Это представление о сокрытом народе встречается в иудейской апокалиптической литературе: 4 Ездры 13:40–50; 5 Ездры; 2 Варух 73:2–5; 74:1; 77:19–22; Откровение Варуха. См. также Daniélou. Op. cit. P. 105–106. 1049 Omnipotens Christus descendit ad suos electos, obscurati nobis qui fuerunt tempore tanto, milia tot facti; illa est gens vera caelestis. 1051 in flamma ignis dominus iudicabit iniquos: iustos autem non tanget ignis, sed immo delinget. Cp. Carm., 995–996: Cum coeperit autem mundum iudicare per ignem, devitatque pios et cadit super impios ignis. 1054 Malus in angore saeptus propter iustos alendos. Ab annis autem mille Deus omnia portat. Cp. Carm., 987–988: Quorumque pri»m»ores, praeposit sive legati, in loco servorum rediguntur sancti iniqui. Carm., 997–998: Vix remanent pauci, qui referant talia facta, et qui reservantur, ut serviant justis, evadunt. 1055 Interea sancti intrant in colonia sancta, qui Dei promissa capiant si fine laetantes. Exorant Deum pro mortuis uti resurgant, quod ipse promisit olim de anastasi prima. 1056 Ср. Тертуллиан, Adv. Marc., III.24. Интересно, что свт. Ириней Лионский отличал земной Иерусалим, который будет воссоздан в течение тысячелетнего царства, от Небесного, который является его прообразом (см. Adv. Haeres., V.35.2). 1057 De caelo descendit civitas in anastase prima. Et quod referamus de fabrica tanta caeleste? resurgimus illi, qui fuimus illi devoti, et incorrupti erint iam tunc sine morte viventes,s ed nec dolor ullus nec gemitus erit in illa. 1059 Carm., 1012. Cp. Carm., 1001–1002: Ecce canit caelo rauca, sed ubique resultans, quae pavida»t» totum orbem in ruina cadentem. 1061 De die iudicii propter incredulos addo: emissus iterum Dei do nabuur ignis; dat gemitum terra rerum tunc in ultima fine, in ter a gentes ut tunc incredulae cunctae; evitat et tamen sanctorum castra suorum. In una flamma convertit tota natura, uritur ab imis terra montesque liquescunt, de mare nihil remanet, vincetur ab igne potente, interit hoc caelum et ista terra mutatur. Conponitur alia novitas caeli, terrae perennis. Читать далее Источник: Латинская патрология/А.Р. Фокин ; Рос. православ. ун-т св. Апостола Иоанна Богослова, Филос.-богосл. фак. - Москва : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2005-./Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). - 2005. - 362 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

20 Подробнее см.: Churruca J. de. Las instituciones de Gayo en San Isidoro de Sevilla. Bilbao, 1975, passim. 21 Isid. Etym. V 5.1: Ius civile est quod quisque populus vel civitas sibi proprium humana divinaque causa constituit; Gai 1 Inst. (D.1.1.9): …nam quod quisque populus ipse sibi ius constituit, id ipsius proprium civitatis est vocaturque ius civile, quasi ius proprium ipsius civitatis. 22 Barone-Adesi G. L’ eta della “lex Dei». Napoli, 1992. P. 175 passim; Сопоставление законов Моисеевых и римских//Древнее право=Ius antiquum. 1997. (2). С. 164–191. 23 См.: Kubier B. Isidorusstudien//Hermes. 1890. Bd. 25. 4. S. 518–519; Brehaut E. An Encyclopedist of the Dark Ages. New York, 1912. P. 105. Однако Х. де Чуррука допускает возможность знакомства Исидора с «Институциями», хотя и не настаивает на этом (см.: Churruca J. de. Las fuentes de la definicion de codicilo en san Isidoro de Sevilla//AHDE. 1964. P. 14–18). 24 См.: Уколова В.И. Исидор Севильский как деятель культуры ранне- го Средневековья//Проблемы испанской истории. М., 1984. С. 189; Ауров О.В. Вестготские короли-ариане после эпохи Иордана (характер, идеология и символика власти)//Вспомогательные историче- ские дисциплины. 2010. Вып. 31. С. 73–103. 25 Braul. Praen. librorum: Isidorus vir egregius. vir in omni locutionis gene¬re formatus, ut imperito doctoque secundum qualitatem sermonis existeret aptus, congrua vero opportunitate loci, incomparabili eloquentia clarus. 26 Hildefonsi DVI 9: .nam tantae jucunditatis affluentem copiam in elo¬quendo promeruit, ut ubertas admiranda dicendi ex eo in stuporem ver¬teret audientes, ex quo audita bis qui audisset, non nisi repetita saepius commendaret. 27 Vita Fructuosi. Praef.: .praecipuae claritatis egregias divina pietas duas inluminavit lucernas. Isidorum reverentissimum scilicet virum Spalensem episcopum. atque beatissimum Fructuosum ab infantia immaculatum et justum. 28 Полный перечень см.. например. Харитонов Л.А. «Исидор Севиль- ский». Историко-философская драма// Исидор Севильский . Этимоло- гии. или Начала в XX книгах. Книги I-III. Семь свободных искусств/Перев. с лат., ст.. примеч. и указатели Л.А. Харитонова. СПб., 2006. С. 172–177; PL. T. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

9 . Вечность Бога соприкасается с временным существованием мира не напрямую, а лишь косвенно: во-первых, идеально, через вечные Божественные идеи, и, во-вторых, каузально, через мгновенное совокупное творение основ и причин всех вещей, внедренных в мировую материю вместе с временной последовательностью их возникновения; 10 . В эсхатологической перспективе время как форма существования тварного мира преобразится вместе с миром и воскресшими телами святых и будет поглощено неизменной вечностью в будущем вечном Небесном Царстве. Источники и литература 1 . Литвин Т. В. О времени и вечности у Плотина и Августина//Платоновские исследования. Вып. I/Ред. И. А. Протопопова и др. М.-СПб., 2014. С. 239–255. 2 . Нестерова О. Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности//Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 3548. 3 . Столяров А. А. Хронологические таблицы// Августин Аврелий . Исповедь/Пер. с лат. М. К. Сергеенко, вступит. статья А. А. Столярова. М., 1991. С. 354–360. 4 . Фокин А. Р. Доктрина Божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. 1 (2). С. 60–96. 5 . Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. 6 . Aristotle. Physics/Ed. by W. D. Ross, Oxford, 1936. 7 . Augustinus. Confessionum libri XIII//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 27/Ed. by L. Verheijen. Turnhout, 1981. 8 . Augustinus. De agone christiano//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1900. P. 101–138. 9 . Augustinus. De civitate Dei//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 47–48/Ed. by B. Dombart, A. Kalb. Turnhout, 1955. 10 . Augustinus. De diversis quaestionibus LXXXIII//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 44A/Ed. by A. Mutzenberger. Turnhout, 1975. 11 . Augustinus. De fide et symbolo//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 41/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1900. 12 . Augustinus. De Genesi ad litteram//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 28.1/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010