Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами. 3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании 3.2.1. Учение Ветхого Завета Учение о Троице в Ветхом Завете не было выражено с достаточной ясностью. Свт. Григорий Богослов писал: «Небезопасно было прежде, нежели исповедано божество Отца, ясно проповедывать Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищею, принятою не в меру... надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями...» 172 . Сообщение древним евреям учения о Пресвятой Троице во всей полноте не было бы полезно, ибо явилось бы для них не чем иным, как возвращением к многобожию. Несомненно Ветхий Завет создавался в контексте определенной теологии, причем стержнем этой теологии являлся строжайший монотеизм. Тем более удивительно обнаружить в тексте Ветхого Завета достаточное число указаний на множественность или троичность Лиц в Боге. Указание на множественность Лиц содержится уже в первом стихе Библии. «Вначале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элогим» – во множественном и буквально означает «боги». Свт. Филарет Московский замечает: «В сем месте еврейского текста слово «элогим», собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение «сотворил» показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения» 173 . Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся и в других местах Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ); «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» ( Быт. 3:22 ); «И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их» ( Быт. 11:6–7 ). Свт. Василий Великий так комментирует эти слова Священного Писания: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Тут создавалась " душа живая " , вводилось нечто такое, чего не было в существующем первобытном веществе, и действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара - творить из ничего. " И сотворил Бог рыб больших, и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее " . Новейшие геологические исследования разъясняют и дополняют это краткое повествование бытописателя. Спускаясь в глубь земных наслоений, геологи достигают такого слоя, в котором впервые появляется " душа живая " . Этот слой, следовательно, колыбель животной жизни, и в нем встречаются простейшие животные организмы. Самая древняя " душа живая " , какая только известна геологии, есть, так называемый, Эозоон канадский, найденный в самых нижних наслоениях, так называемого, Лаврентийского периода. Затем появляются кораллы и инфузории, а также ракообразные организмы различных пород, а еще выше выступают исполины пресмыкающиеся чудовища и ящерицы. Из них особенно известны ихтиозавр, гилеозавр, плезиозавр и птеродактиль. Все они поражают своими исполинскими размерами. Ихтиозавр имел до 40 футов длины, с видом ящерицы, с головой дельфина, с зубами крокодила и хвост снабжен кожистым рыбьим плавником. Гилеозавр имел до трех саженей в рост и представлял страшный вид ящерицы. Плезиозавр имел вид гигантской черепахи с длинною шеею в 20 футов, с маленькой змеиной головой и жалом в 6 футов длины. Птеродактиль - был как бы летающий дракон, с крыльями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, - вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров. Некоторые из этих чудовищ встречаются еще и теперь, но только теперешние представители их - ничтожные карлики в сравнении со своими предками. Так ослабла производительная сила стареющей земли! " И увидел Бог, что это хорошо! И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечерь, и было утро: день пятый " . В шестой " день " мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека - мужчину и женщину, по образу и подобию Своему, то есть по духу похожими на Себя. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Человек – венец всего творения – создается по особому совету Святой Троицы (на что указывает множественное число глагола « сотворим »). « И сотворил Бог человека… » (Быт.1:27). Здесь в третий раз в первой главе книги Бытия употреблен глагол бара («сотворил»), что вновь говорит о том, что сейчас сотворено что-то абсолютно новое – не просто живая душа, как в пятый день, а существо разумное. Более того, при творении человек задуман как образ и подобие своего Творца (см. Быт.1:26). Но далее в тексте книги Бытия, где говорится о самом акте сотворения, упоминается лишь «образ»: « И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божию сотворил его » (Быт.1:27). Поэтому часто в святоотеческих толкованиях говорится о различении образа и подобия Божия в человеке. Образ Божий дарован человеку Творцом и состоит в возможности быть причастником Божественной жизни. Подобие же есть реализация этой возможности в жизни человека, и зависит от усилий человека в стремлении к Богу. Чертами образа Божия являются такие силы и способности человеческой природы, как духовность, разумность, словесность, свободная воля, творчество и др. А подобие достигается при направленности этих сил и способностей к добру. « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный », — призывает Христос человека развить в себе образ Божий и стать подобным своему Творцу (Мф.5:48). Далее в первой главе говорится о том, что Господь создал и мужчину, и женщину. « И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божию сотворил его ; мужчину и женщину сотворил их » (Быт.1:27). Во второй главе книги Бытия уточняется, каким образом Бог создал человека: « И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою » (Быт.2:7). Здесь подчеркивается связь человека по его телу со всем чувственным миром (с «прахом»), и связь души человека с Богом. Однако отсюда нельзя делать вывод о том, что душа человека есть частица Божественной Сущности. Дуновением означается Божественное действие, которым творится человеческая душа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Человек может даже не подозревать, что он в большей или меньшей мере, но самый настоящий идолопоклонник. И количество идолов в нашей жизни может быть гораздо больше, чем нам кажется. Более подробно эта тема будет рассмотрена в главе «Живая вера и магизм. Опасность идолопоклонства». Следует отметить один важный момент, на который обращает внимание прот. Александр Сорокин: «Мотив отделения пронизывает весь рассказ (Шестоднев): “… и отделил Бог свет от тьмы… да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды… да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи…”. Слово “отделение”, “разделение” у нас (особенно в церковной среде) тоже вызывает негативную оценку. Но оказывается, что это понятие просто отдано на откуп негативному смыслу, потому что изначально принцип разделения не несет в себе зла. Это синоним того многообразия, которое есть неотъемлемое качество первозданной гармонии, первозданного “хорошо”. Вавилонское столпотворение — символ того, как разделение становится инструментом зла (тогда как Пятидесятница — символ радостного разделения-узнавания). Многообразие, отличие от Творца никак не означает греховность, зло. Зло — позже, оно не замыслено Богом. Творческое усилие членит мир, чтобы в нем наконец открылось место для человека. Многообразие мира вычленяется из неразличимости материи». Пятый день творения. Совпадает с шестым актом творения. …и птицы, птицы, птицы на сто ладов поют, и веселятся птицы, и гнезда птицы вьют… Вероника Тушнова (стихотворение «Что-то мне недужится») И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.) И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый ( Быт. 1:20–23 ). Здесь снова встречается очень редкий древнееврейский глагол «бара» («сотворил»). И хотя в первом стихе при творении «неба и земли» он обозначает «творение из ничего», здесь им подчеркивается важность акта сотворения животного мира — гораздо более сложного, чем растительного. Конечно, животный мир творится из уже существующей материи, тем не менее это — кардинальный скачок в устройстве тварного мира.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Глагол (бара) – в русском тексте переведен словом «сотворил». Это, собственно, творческое действие, творение из ничего, сущего из не сущего. Некоторые лингвисты 64 отмечают значение глагола «бара», как выход изнутри наружу, по родству со словами «убежал», «ушел», «вырвался наружу». Можно указать и на арамейское (бар), означающее «сын». Последнее значение глагола «бара» может быть использовано в подтверждении мнения о творении, как о Божественной эманации, истечении природы из Бога, по сути, единосущной Ему. Но это отвергается значением этого же глагола, как творения из ничего. Объединяя оба значения глагола «бара», можно так раскрыть смысл «творения» мира. Мир приходит от Бога (вырывается из Него наружу), но не по своей природе, которой Бог абсолютно трансцендентен, от которой совершенно отличен, которая сотворена из ничего, а по своему замыслу, порожденному в премудрости (Хокме) Божией, по воле Божией и Слову (Логосу), произведшему его. Глагол «бара» трижды употреблен в повествовании о миротворении. Троекратное употребление глагола соответствует трем ступеням, трем иерархическим уровням этого мира. Первый раз «бара» употребляется в начальном стихе Библии ( Быт. 1:1 ) «Берешит бара Элогим...», или В начале сотворил Бог... Из небытия дается бытие праматерии, небу и земле. Второй раз глагол «бара» употреблен в Быт. 1:21 , где описывается, как на пятый день творения Бог творит рыб, пресмыкающихся и птиц, т.е. «душу животных», одушевленные создания. И сотворил («бара») рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... и всякую птицу. Первое «бара» относится ко всему, отвечающему на вопрос «что?», второе – ко всему, отвечающему на вопрос «кто?». Растительный мир (третий день творения) относится к первому «бара»: живое, но не одушевленное. Растения не имеют души, ни всего, что относится к психической (душевной) жизни. Животные, птицы и рыбы имеют душу живую, она в крови. «Душа тела в крови» ( Лев. 17:11 ), «кровь есть душа» ( Втор. 12:23 ). Следует отметить, что в описании шестого дня творения, когда были сотворены животные (скоты, гады и звери), глагол «бара» уже не повторяется вновь. «Бара», творение души живой, произошло однажды, на пятый день. Первое «бара» дало бытие телу (или всему, вообще), второе – душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И, наконец, третий раз глагол «бара» употреблен при описании творения человека – и сотворил ( " бара») Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (1:27). В русском и славянском переводах глагол «сотворил» употреблен еще в Быт. 1:26 , где говорится о совете Божием, это неточно, там в еврейском подлиннике нет глагола «бара». Немецкий перевод, точно следуя за еврейским, употребляет глагол «schaffen», соответствующий «бара» только в Быт. 1:1, 21, 27 . Но и в 26-м стихе, и в 27-м говорится о творении человека. Итак, третий раз Бог творит (бара), создает из ничего, из не сущего – сущее, при появлении человека. Что же именно здесь творится? В Быт. 2:7 говорится, что создал Господь Бог человека из праха земного. Почему же «создал», а не «сотворил» (бара)? Потому что новой, сотворенной из ничего, в Адаме была не перстная его природа, а образ Божий, о сотворении (бара) которого говорится в Быт. 1:27 , а в Быт. 2:7 , далее, тоже говорится, только иными словами: и вдунул в лице его дыхание жизни. Итак, третье «бара» произвело в этом мире образ Божий, бессмертный, богоподобный дух человека. К телу этого мира, к животной душе добавляется третья иерархическая ступень бытия – богоподобный дух человека 65 . Другой образ Божественного творения выражен глаголом (аса), переведенным в русском тексте, как «создал». И создал Бог твердь... 1:7 И создал Бог два светила... 1:16 И создал Бог зверей... 1:25 И сказал Бог: создадим (неточно в син. – «сотворим») человека... 1:26 И увидел Бог все, что Он создал... 1:31 «Аса» – это уровень творческого делания, образование созданий из чего-то, ранее уже бывшего. Это деяние художника, производящего новые предметы из имеющегося материала (камня, глины и т.д.). Тройное Божественное «бара» осуществляется во множественности созданий Божиих. Творение реализуется в созданиях. «Аса» – это второй этап после «бара» в творческом акте Божием. Подобно Божественному творчеству, и в человеческом творчестве есть, как момент некоего «бара», так и момент «аса». Среди людей эти два вида действования произведут, соответственно, художников и ремесленников, ученых и инженеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Древнееврейский глагол бара ‘сотворил’: опыт богословской интерпретации Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 11 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 В 2005 г. в журнале “Альфа и Омега” была опубликована наша статья, посвященная Шестодневу 1 и рассматривающая 1-ю главу книги Бытия как в самом широком контексте ветхозаветных текстов, так и в перспективе новозаветного повествования. Однако за пределами нашего рассмотрения осталось еще несколько важных тем, которые никак невозможно обойти молчанием, говоря о сотворении мира. В первую очередь это сам глагол бара ‘сотворил’. Даже в учебнике по закону Божиему можно прочитать, что этот глагол следует отличать от других глаголов, указывающих на творческую или созидательную деятельность (евр. аса ‘сделал’, яцар ‘произвел’ и др.). И действительно, глагол бара, который в Ветхом Завете встречается более сорока раз, никогда не указывает на действие, совершаемое человеком, но всегда относится только к Богу. То есть всякий раз, когда сказуемое выражено глаголом бара, в качестве подлежащего будет выступать либо слово Бог, либо Господь. Принято считать, что библейское богословие не достигает терминологической строгости. И мы сами в нашей статье, посвященной Шестодневу, постоянно отмечали многозначность и смысловую вариативность библейской лексики. На этом фоне не может не вызывать удивление то устойчивое употребление глагола бара, которое обнаруживается в разных книгах, принадлежащих различным библейским авторам. Эта особенность послужила поводом для богословского осмысления глагола бара как указывающего на исключительное и только Богу свойственное творение из ничего. В Шестодневе (Быт 1) глагол бара появляется трижды и всякий раз, когда речь идет о творении чего-то принципиально нового, того, что не может быть выведено из предшествующего, но требует специального творческого импульса: во-первых, в первый день, когда говорится о творении материального мира: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1); во-вторых, в пятый день, когда появляются на свет первые живые существа: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся (Быт 1:21) и, наконец, в шестой, когда сообщается о творении человека: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27) — в этом месте глагол бара повторяется целых три раза, чем опять же подчеркивается совершенно особое место человека в ряду прочих творений (о символическом языке чисел и особом значении числовых отношений см. упомянутую статью).

http://pravmir.ru/drevneevreyskiy-glagol...

Итак, в каждом случае глагол бара фиксирует новый иерархический уровень, новую стадию творения. В этой перспективе очень выразительным представляется появление этого глагола в 50 псалме: сердце чисто созижди (евр. бара) во мне, Боже. Что значит “чистое сердце”, разъясняется в параллельном полустихе: дух прав обнови во утробе моей. Итак, чистое сердце — это правый, непоколебимый Дух Божий, который Давид просит сотворить (бара) в нем. Здесь появление глагола бара, указывающего на творение из ничего, оправдано по крайней мере с двух позиций. Во-первых, психологически: Давид согрешил (по преданию, этот псалом был написан после того, как пророк Нафан обличил его за то, что он взял в жены Вирсавию, отправив на смерть ее мужа Урию), у него нет никаких заслуг, он лишен всякого дерзновения, все его упование лишь на милость и бесконечную благость Божию, и он просит, чтобы Господь даром, “из ничего” восстановил в нем силу Своего Духа. С другой стороны, глагол бара указывает на то, что чистота сердца, то есть благодать Духа, не выводима из природы человека, это новая ступень в иерархии бытия — святость, соединяющая творение и Творца. Таким образом, глаголом бара отмечаются четыре уровня бытия: мир неживой природы, который творится в течение четырех дней (1, 2, 3, 4); мир живых существ, на создание которого уходит два дня (5, 6); человек, сотворенный за один день (6); и в завершение — святость, которая приобщает к вневременному. И снова наше внимание обращает на себя строгий порядок и гармония чисел, на сей раз в виде убывающей прогрессии. Следует делать различие между богословской интерпретацией глагола бара и его этимологией. Этимологически в глаголе бара объединяется целый спектр значений. Во-первых, он сближается с еврейским глаголом барар ‘выделять, вычленять, отделять’. Бог творит, то есть вычленяет мир из небытия, и затем вся картина творения (по крайней мере, мира физического) представляется как последовательное разделение и отделение одного от другого: в первый день — света от тьмы, во второй — вод нижних от верхних, в третий день воды нижние разделяются на моря, наконец, в день четвертый появлением светил временной континуум членится на дни, годы и сроки. Творение каждого дня заканчивается словами “и был вечер, и было утро…”, но слово вечер, по-еврейски эрэв, происходит от глагола арав ‘сме­шивать’, а утро, еврейское бокэр, — от глагола бакар ‘различать, распознавать’. Таким образом, если наше ухо достаточно чутко к подобного рода наблюдениям, то и здесь (то есть в завершении каждого дня) мы можем расслышать указание на преодоление смешения и нерасчлененности. Глагол хивдил ‘отделил’ входит в число наиболее частотных слов Шестоднева и встречается в нем 5 раз. Разделение — это первое, что отмечает Иисус сын Сирахов, говоря о творении:

http://pravmir.ru/drevneevreyskiy-glagol...

Третий образ Божественного творения выражен глаголом (йецер), переведенным на русский язык, как «производить», " быть произведенным». И произвела земля зелень... 1:12 Да произведет вода пресмыкающихся... 1:20 Да произведет земля душу живую по роду ее... 1:24 По Берману, «йецер» – это стадия формирования, осуществляемая на стадии «аса», т.е. созидания, делания. Исходя из библейского текста, можно указать и на другое значение глагола «йецер», в котором он употреблен бытописателем. Одна тварь производит, по повелению Божию, из себя другую, через некий естественный процесс. Бог не говорит: «да будет зелень», – нет уровня «аса», Божественного созидания, тем более, нет «бара»: зелень не творится сама по себе, творческим словом – ее, по слову Бога, должна произвести (йецер) земля. Интересно, что при творении рыб и пресмыкающихся (точнее, мелких животных, всякой живности), Бог повелевает воде произвести (йецер), а в результате – творит (бара) Сам. Вода не справилась с тем, чтобы самой дать жизнь, произвести душу живую, для этого понадобилось Божественное творение. Но вода и не осталась безучастной. Можно утверждать, что смыкаются два вида Божественного творческого действия, происходит естественный процесс появления рыб из воды (но не самопроизвольно, а по Божественному велению) и творческого «бара» – появляется из ничего душа живая, соединяемая с «произведенным водою». Подобное действие можно отметить и в творении животных. Но здесь, в отличие от рыб, смыкаются не «йецер» и «бара», а «йецер» и «аса». Земля производит, а Бог создает зверей земных, наделенных душой живой. Итак, бара, когда Бог творит из ничего; Аса, когда Бог создает из существующих творений; Йецер, когда одни творения производят по повелению Божьему другие. Греческий перевод LXX теряет различие глаголов «бара» и «аса», переводя их одним и тем же словом ποησεν (епиисен). Это отражено и в славянском переводе. Во всех местах, где употреблены глаголы «бара» и «аса» в еврейском тексте, в славянском – «сотвори». В этом отношении русский синодальный перевод богаче и ближе к оригиналу, ибо употребляет разные глаголы: «сотворил» и «создал». Глагол «йецер» переводится в LXX ξνεγκεν, что значит «произвела».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Протоиерей Николай Иванов , как уже указывалось выше, говорит, что «Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет возникновении принципиально новой сущности. Первое барасотворение неба и земли. Второе барасотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой. Третье барасотворение человека. Человек, будучи одним из организмов Земли, в то же время по своим духовным особенностям есть нечто принципиально новое в мироздании… Подытожим сказанное: как принципиально новое существо человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности 70 . Он сотворен по образу и подобию Божию Он носит в груди своей дыхание Самого Творца…» (22: 52, 131). Здесь первое бара ( Быт.1: 1 ) означает первое создание «из ничего», которое, уже в силу этого, является и принципиально новым. Второе и третье бара ( Быт.1: 20, 21, 26, 27 ) означают уже не создание «из ничего», а создание принципиально новых видов живых существ из имеющихся «материалов». При этом человек является принципиально новым существом по отношению к бестелесным ангелам потому, что представляет собой единство духовного существа и тела (то есть целое, составленное из духовного существа и тела), а по отношению к животным – потому, что создан по образу Божиему, с возможностью подобия Божиего и, в частности, наделен разумом 71 . В связи с изложенным, содержание термина «творить», приведенное нами в разд. 2.1, следует дополнить еще и созданием принципиально нового объекта из уже имеющихся (исходных) материалов и/или частей. Под принципиально новым объектом здесь понимается объект, у которого появились принципиально новые свойства. А именно такие свойства, которых не было у исходного материала и/или исходных частей и которые не могли появиться в результате механического, химического и других известных видов соединений, а также не были заложены в молекулярной или атомной структуре имеющихся объектов 72 . Это расширяет содержание термина «творить» и снимает указанное выше расхождение в терминологии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010