И если благая причина производит не из Себя, а из ничего – вот творение из ничего является тайной, эта сила всемогущества Божия. Мы говорим: из ничего ничего и быть не может – это для нас. Бог творит материю из ничего. Глагол бара: (берешит бара Элогим – В начале сотворил Бог) – указывает на творение из ничего. А вот глагол аса говорит, что это уже субстрат, из которого идёт развитие творения в дальнейшем. А вначале глагол бара – творение из ничего в силу Его всемогущества. Поскольку в опыте, и производственном, и личном, мы этого не видим, нам нужен исходный материал – чтобы создать что-то, нужен исходный материал. Вот для стола нужны, по крайней мере, доски. Вот этого у Бога нет. Он сказал – и появилось, прорек – и совершилось! Это является тайной веры, это наша с вами вера, которая отражена в Смволе: «Врую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимымъ же всемъ и невидимымъ» – Творец всего видимого и невидимого, и это постулат. Если мы его не примем, мы обречены на безконечные круговращения – и к истине никогда не придём. Поэтому у пророков, у них нету и попытки доказывать, что произошёл от Бога – они только восхищаются Его творением, поражаются Его творением и поражаются ещё и тому, почему люди из окружающего не приходят к вере. Космологическое доказательство – да и вообще все доказательства – не имеют принудительного характера, но всё-таки могут натолкнуть человека на размышления о том, Кто это всё окружающее создал. А если он будет задумываться об этом, он непременно придёт со временем и вот к такому положению: Бог создал всё, Он – Творец. Откройте Исайю пророка и давайте посмотрим 40-ю главу. Вот у него только восхищение творением – 12-й стих: «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию [уж не человек ли своими теориями учит Бога знанию? Вот нелепость-то], и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нём – для всесожжения».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» ( Быт. 5, 1 ). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же полноте человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ). То же самое мы видим и в следующем тексте: «…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» ( Быт. 11, 7–8 ). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Янве) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элоним эт нашамайим веэт наарец» – дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил БОГИ небеса и землю». Как мы видим, еврейский глагол (бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии Элоним – во множественном числе. Хотя здесь можно спорить. Например, есть мнение, что окончание -м («и» без «матерей чтения» еще не было) в слове Элоним – это так называемая мимация. Оно пережиточно сохранилось со второго тысячелетия до н. э., когда играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. Плюс – со словом «Элоним» встречаются и глаголы множественного числа: «Ибо твой Творец есть супруг твой ( – супруги (хозяева) твои создатели твои); Господь Саваоф (Яхве Ц’баот) – имя Его» ( Ис. 54, 5 ); «Итак, есть Бог (Элоним), судящий ( – судящие, судьи) на земле!» ( Пс. 57, 12 =Thillîm. 58:12); «Помни Создателя твоего ( – творцов твоих)» ( Еккл. 12, 1 ) и др. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе бара – (сотворил). Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То же самое мы видим и в следующем тексте: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Быт. 11: 7–8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» ( Янве ) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элоним эт нашамайим ве эт наарец» – дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею». Как мы видим, еврейский глагол ( бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии Элоним – во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе бара – «сотворил». Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано: «…и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3: 9). В то же время и о Святом Духе сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48: 16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» (Мф. 6: 10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына, о чем мы прочитали выше. Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца.

http://pravoslavie.ru/93462.html

Бог может изменить законы мироздания, трансформировать их, и тогда изменятся «основные системные установки» всей Вселенной. Не это ли утверждает Церковь, пользуясь древним термином «преображение мира»? Уже в Ветхом Завете Господь говорит: Ибо вот, я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце ( Ис. 65:17 ). И в Новом Завете звучит этот же мотив: И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны ( Откр. 21:5 ). Вот это новое не есть ли намек на изменение, по замыслу Бога, параметров Вселенной? Интересно, что и в книге пророка Исаии, в вышеприведенной цитате, в словах я творю, использован др.евр. глагол бара . Этот глагол означает творение именно Богом, в противовес тому, что может появляться каким-то иным образом. Например, в рассказе о творении мира в первых главах книги Бытие мы лишь трижды встречаемся с глаголом бара . Это рассказ о творении первовещества – материи, из которой в дальнейшем организуется наш мир ( Быт. 1:1 ), указание на творение живой клетки – жизни ( Быт. 1:21 ). Наконец, Бог творит человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему ( Быт. 1:26 ). Библейский автор этим подчеркивает, что за этими творческими актами стоял Сам Господь, тогда как в других случаях мир мог развиваться самостоятельно, в силу вложенных в него природных законов. То, что и в рассказе о преображении Вселенной использовано это слово (и этот же текст имеет в виду автор Апокалипсиса, хотя употребляет другое слово, так как пишет на греческом), говорит о том, что изменение параметров Вселенной невозможно никаким естественным образом, кроме как радикальным вмешательством Бога. Мы, в материальных телах возродившись к новой жизни, будем существовать в новой Вселенной. Она будет материальна, как был материален Воскресший Христос. Он был материален, но одновременно Он был иным. Проходил сквозь запертые двери, исчезал и появлялся, наконец, периодически уходил в иной мир, к Богу Отцу. В самом деле, где находился Христос, когда Он не являлся людям? Он же не все время был с учениками, а лишь появлялся на короткое время .

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

В пятый день Бог творит первые живые существа: являются рыбы, пресмыкающиеся и птицы. Замечательно, что в повествовании о пятом дне Моисей по второй раз употребляет слово «Бара», т. е. «сотворил» (первый раз – в первом стихе), отмечая этим, очевидно, новый творческий акт: в пятый день получает начало жизнь на земле, как нечто такое, чего не было в первобытном веществе. В шестой лень, по слову Творца, являются земные животные высшего рода, – четвероногие, гады и звери, – и в заключение всего Бог творит лучшее и совершеннейшее из живых существ на земле – человека. В рассказе о сотворении человека, в третий раз употребляется слово «Бара»: совершается в третий раз творческий акт в полном смысле этого слова, так как человек имеет в своей природе нечто такое, чего не было и нет в сотворенной до него природе, – богоподобный дух, отличающий его от всех живых существ. Отличие человека от прочих живых тварей как по способу его сотворения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие.) и назначению. – По рассказу Бытописателя, человек создан особым образом, не так, как сотворены другие твари. Прежде всего, созданию человека предшествует совет между Лицами Св. Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ); уже этим отмечается высокое значение человека сравнительно с другими земными тварями. Самое тело человека создается не одним только Божественным словом: «да будет», как создан неорганический мир, – не одним только творческим повелением: «да произрастит земля», «да изведут воды» и т. п., как прочие земные твари, но особым творческим действием: «создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7). Созданием тела не ограничивается творческая деятельность по отношению к человеку: «Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (2:7). Таким образом, по составу своей природы человек принадлежит к двум мирам, – телесному и духовному: замыкая собою цепь земных тварей, он вместе с тем составляет в ней звено, связующее тварь с Самим Творцом мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В этой главе мы рассмотрим описанные в книге Бытия события от сотворения мира и грехопадения до обновления мира водами потопа. 1.1. Библейский рассказ о сотворении мира Повествование книги Бытия начинается с сотворения мира: «В начале сотвори Бог небо и землю». Я не стану разбирать подробно состав каждого дня творения,  этому посвящена обширная и доступная литература. Акцентирую ваше внимание на наиболее важных вещах. Прежде всего, нужно отметить само слово «сотворил» (евр. бара). «Берешит бара Элогим»,– начинается этот отрывок по-еврейски. Слово «берешит» кроме Быт. 1:1  встречается в Писании еще 4 раза ( Иер. 26:1; 27:1; 28:1; 49:34 ) в одном и том же контексте: «в начале царствования». В значении «сотворил» здесь употребляется глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то действиям человеческим, то есть тем самым, в рамках доступных для нас языковых средств, нам внушается та мысль, что действительно произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание на творение из ничего. А в греческом тексте для обозначения творения употребляется глагол «пио»,– глагол, который употребляется также для обозначения поэтического творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель, как поэт, художник, который творит этот мир.     Слова: «В начале сотворил Бог небо и землю» – напоминают нам первые стихи Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово» и дальше там говорится «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1:1, 3 ). Мы вправе с вами, Ветхий Завет  позволяет нам, видеть не случайность в одинаковости этого названия, потому что есть в других ветхозаветных книгах более прямые указания на непосредственное участие Второго Лица Святой Троицы – ипостасной Премудрости Божией в творении. Так, в книге Притчей Соломоновых, в восьмой главе, мы с вами можем прочитать следующее: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны»,– речь идет от лица Премудрости,– «когда еще не было источников, обильных водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Повествование книги Бытия начинается с описания сотворения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». Я не стану разбирать подробно состав каждого дня творения в надежде, что это для вас вещи известные: вы сдавали вступительный экзамен год назад и ничего из этого не забыли, поэтому акцентирую ваше внимание на наиболее важных вопросах. Во-первых, нужно отметить само слово «бара». «Берешит бара Элогим» – начинается этот отрывок по-еврейски. Здесь для слова «сотворил» употребляется глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то действиям человеческим, то есть тем самым, в рамках доступных для нас языковых средств, нам внушается мысль, что действительно произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание на творение из ничего. А если мы посмотрим на греческий текст: «эн архи эпоэсон о феос тон уранон кэ тин гин», – то здесь для обозначения творения употребляется глагол «ипоэсон», – то есть глагол, который употребляется также для обозначения поэтического творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель, как поэт, художник, который творит этот мир. Эти слова: «В начале сотворил Бог небо и землю» – напоминают нам первые стихи Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово» и дальше там говорится «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:1, 3). Мы в праве и, Ветхий Завет позволяет нам, видеть не случайность в одинаковости этого названия, потому что есть в других ветхозаветных книгах более прямые указания на непосредственное участие Второго Лица Святой Троицы – ипостасной Премудрости Божией в творении. Так, в книге Притчей Соломоновых, в восьмой главе, мы можем прочитать следующее: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны», – речь идет от лица Премудрости, – «когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Прит. 8:22-31). И поэтому неслучайно в прологе Евангелия от Иоанна мы видим указание: «вся Тем быша», то есть все Словом Божиим сотворено. Кроме того, выражение «в начале» показывает, что, по слову преп. Максима Исповедника, «время от создания мира и земли исчисляется». Таким образом, «Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем» c. 17], которое есть изменчивость бытия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430799/

Предметом творения пятого дня являются рыбы, птицы и земноводные. В этот день «воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты, и из воды в то же время взлетели в воздух птицы» 15 . Здесь вторично употребляется слово бара (см.: Быт. 1:21 ), так как речь идет о новом виде творения – душе живой (ср.: Быт. 1:20 ). Шестой день (Быт. 1: 24 – 31) Предметом творения шестого дня являются домашние и дикие животные, пресмыкающиеся и человек. Творение человека предваряется особым Советом, в котором участвуют все Лица Святой Троицы, о чем свидетельствует не только обращение Бога к Себе во множественном числе (по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 )), но и наименование пророком Исайей Сына Божия Великим Советником (ср.: Ис. 9:6 ) и осознание ветхозаветными людьми того факта, что человека Дух Божий создал (ср.: Иов. 33:4 ). По мысли многих святых отцов, в Троическом Совете произошло предопределение и дальнейшей участи человека – вплоть до его искупления и воссоздания в Богочеловеке Иисусе Христе. При творении человека в третий раз употребляется глагол бара, так как создается нечто новое, не бывшее прежде. Человек, венчая все творение Божие, принадлежит всем его трем уровням, каждый из которых создавался творческим словом Божиим: материальному миру (плоть), животному (душа) и духовному (дух). Такое постепенное создание человека красочно описывает святитель Кирилл Александрийский : «Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностию своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и Животворящим Духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ) " 16 . Об этой цели свидетельствует и различие, проведенное в описании творения человека между понятиями «образ» и «подобие» Божий. Определение Троического Совета: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) заключается указанием на то, что сотворил Бог человека по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Согласно святоотеческому пониманию, словом по образу означается сила ума и сила свободы и словом по подобию – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно 17 . «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Скачать epub pdf И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Внешний материальный мир сотворен и создан, вместилище приготовлено. Земля – материальный мир уже не безвиден, не бесформен, но он все еще пуст, так как все еще не имеет нравственной ценности, ибо нравственно не вменяем, безответственен. И вот, для того, чтобы заполнить пустоту, чтоб дать нравственный смысл всему творению, чтобы призвать к бытию существа, способные как и ангелы к той же совершенной радости бытия, какой наслаждается Бог , раздается творческий Божий глагол: «Сотворим человека». Чтобы эта новая тварь была бы истинно доброй, она должна быть подобной своему Творцу, и потому Господь говорит: «Сотворим по образу Нашему». Здесь, в этот важнейший торжественнейший момент творения, в момент призвания к бытию богоподобного, придающего нравственный смысл всему материальному миру существа, снова видим мы священную печать троичности на библейских строках. «По образу Нашему», не Моему, говорит Господь. Сам Триединый, совершенной Божественной любовью Трех Лиц соединенный во единое Божественное Существо, Он и создание Свое творит, как некогда и ангелов, по этому же образу, не в едином лице, но в двух лицах, с тем, чтобы потом от них явилось бы множество лиц, но все были бы единым существом. «И сотворил Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». «И благословил их Бог и сказал им: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею« " . Во всех этих стихах 1-й главы Библии , говорящих о первоначальном сотворении человека, применяется по-еврейски слово »бара« – творить из ничего. Следовательно, перефразируя, мы можем сказать о первом библейском сообщении о сотворении человека так: Бог , единый по существу, но троичный в Лицах, из ничего сотворил по Своему образу и подобию человека, одновременно мужчину и женщину – два лица в едином существе, и дал им благословение умножать число лиц и владеть видимым миром. Но в Библии не один раз, а дважды говорится о создании человека: первый раз в 1-й главе, второй раз – во 2-й, в стихе 7-м. «И создал Господь человека из праха земного». Оба рассказа до противоположности различны: в первом говорится, что Бог »бара», т. е. сотворил из ничего человека по образу и подобию Своему, во втором, что Он «асса», т. е. создал его из праха земного, также, как всех животных, о которых говорится «образовал» (по-еврейски тот же глагол «асса») Господь Бог из земли всех птиц небесных» ( Быт. 11, 19 ). И также, как о животных говорится во 2-й главе Бытия о человеке: «и стал человек душею живою». Далее: в первом повествовании творит Господь одновременно мужчину и женщину – два лица, потенциально множество лиц подобно множественному ангельскому собору, во едином существе; во втором же повествовании говорится о создании только мужчины – Адама, и лишь через некоторое время создается (асса) из ребра его жена – Ева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Творение видимого мира. – «В начале сотворил Бог небо и землю (по-еврейски: «берешит бара Елогим»). Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:1–2 ). «И сказал Бог: до будет свет. И стал свет» ( Быт. 1:3 ), и так далее. Из этих первых слов Библии видно, 1) что мир создан Богом из ничего, 2) что он создан во времени или, точнее, вместе с временем, а не существует от вечности, 3) что при создании он был в неустроенном виде, и 4) что в создании видимого вещественного мира ясно различается два великих момента или акта: А) творение (бара) в собственном смысле, бывшее в самом начале (берешит), когда Творец, произвел из ничего самое вещество мира («землю» в 1 стихе кн. Бытия, в противоположность «небу», т. е. ангелам), которое было безвидно и не устроено, представляло собою «бездну», несплоченную смесь тех элементов, из которых потом Творец образовал мир, и было покрыто тьмою, и над этой бездною «носился» Дух Божий, оживотворяя ее; Б) образование мира из готового первозданного вещества, совершившееся в течение шести дней ( Быт. 1:3–31 ). В первый день был создан свет, т. е., выражаясь языком науки, было выделено из хаоса и приведено в движение тончайшее вещество, или эфир, разлитое теперь по всей вселенной. – Во-второй день по творческому повелению Божию явилась твердь посреди воды, те-есть воздушное пространство, которое окружает землю и другие мировые тела во вселенной; хаотическая первозданная масса или «вода» разделилась на части и, между прочим, появилась и наша планета – «земля» в обычном смысле ( Быт. 1:10 ), с окружающею ее атмосферою. Моисей в своем рассказе с этого моменте имеет в виду преимущественно образование именно этой планеты – земли, а на весь остальной мир смотрит только по отношению к ней. В третий день, по слову Творца, произошло на земле отделение воды от суши и, по новому творческому повелению, земля произвела растения всех родов, от мелкой зелени до плодовых деревьев. В четвертый день, по слову Творца, являются солнце, луна и звезды в качестве небесных светил по отношению к земле, а на земле определяются порядок времен и исчисление дней и годов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010