Нынешнее же неподчинение твари человеку целиком обусловлено его грехопадением. В начале так не было. Об этом так говорит св. Иоанн Златоуст : «Человек вначале имел полную власть над животными, так как сказано: да обладают рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и гады пресмыкающимися по земли. А, что теперь мы боимся и пугаемся зверей, и не имеем власти над ними, этого я не отвергаю; только это не делает ложным обещания Божия. Вначале не так было, но боялись звери и трепетали, и повиновались своему владыке. Когда же он преслушанием потерял дерзновение, то и власть его умалилась» 137 . Потрясающее описание человека, владыки твари, в своем и ее восстановлении к Богу после падения находим мы у прп. Исаака Сирина : »Что такое сердце милующее? – спрашивает преподобный и отвечает: – Возгорание сердца у человека об этом творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах 138 и о всякой твари. При воспоминании о них, и при воззрении на них, очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-нибудь вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему, и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились они и очистились; а также, и о естестве пресмыкающихся молится, с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его, по уподоблению в этом Богу " 139 . 3.6. Творение человека как мужчины и женщины И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Трижды здесь употреблен глагол «бара». Появление человека не является следствием предыдущих дней творения. Мир не развился эволюционно до человека. В этом мире человек появляется из ничего. Он появляется из замысла Божия, Его предвечного совета. Человек сотворен не для рая, а, по образу Божию, для Бога. Относительно же остального творения, он получит отдельно свои обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Первое повествование восхищает нас в сверхнебесные выси и вводит в тайны Предвечного Совета Живоначальной Троицы. По замечанию св. Исаака Сирина , ангелы сотворены в молчании, животные и все твари – одним повелением, лишь человек удостоен специального совета Троицы и создан пречистыми руками Отца. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1,26 ). В этих словах ясно указывается таинство Триединства: Бог Отец беседует с Богом Сыном (Которого Исайя именует «Великим Советником») и Богом Духом. Без признания в Творце Трех Личностей, множественное число («сотворим», «Нашему») было бы какой-то нелепостью. Думать, как евреи и лже-«свидетели Иеговы», что речь идет об ангелах-сотворцах – безумно. Ведь они не имеют с Богом одного образа и подобия. Слово «человек» – по-еврейски «адам» (не в смысле личности первочеловека, а имя природы) означает, с одной стороны, «уподобляющийся» Богу – в одном слове указывается цель жизни человека; а с другой – «кровавая земля, глина» – результат, во что может превратиться тот, кто отказался от этой высочайшей цели. К сожалению, большинство наших современников – люди в смысле «кровавая глина», потому что забыли о Боге Творце и Искупителе и о собственном бессмертии. Необходимо сказать, что в повествовании о появлении человека Моисей уподобляет слово «бара»сотворение из ничего. То есть Адам не имел предков, и его создание было принципиально новым для мироздания. Этого, к несчастью, не желают понять эволюционисты-богословы. Таинственное выражение «по образу Нашему и по подобию Нашему» содержит бездонные глубины смыслов. Рассмотрим лишь некоторые из них. Относительно бытия Лиц Св. Троицы – Образом Отца именуется Бог Сын (2. Кор.4, 4), а Подобием – Дух Святый, через Которого разумные существа богоуподобляются. В человеке основным проявлением образа Божия является личностность человека, благодаря которой он может видеть Бога «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ). Частные же проявления его бесчисленны. Мы воспользуемся для перечисления их прекрасным творением архим. Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы » (М., 1996). Большинство св. Отцов видят образ Божий в разумности и духовности человека, некоторые созерцали его в свободе воли, иные усматривали его в бессмертии человеческой души, многие понимают его в господственном положении человека в мироздании, некоторые думали, что образ Божий заключается в способности к стяжанию святости или возможности человека творить, и, наконец, по учению некоторых Отцов, человек отражает в себе, в своей духовной структуре и жизни внутритроичную жизнь Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

По этой же причине они не получили благословения и повеления размножаться, – то и другое уже ранее дано было той силе, которая животворит вещество в животном организме. Подобно первоначальным растениям и низшим животным организмам, животные суши были наделены чрезвычайной жизненностью, выразившейся в быстром размножении их и в величине некоторых из них, далеко превосходящей величину нынешних, родственных им животных. Ископаемые остатки мамонтов и мастодонтов показывают, что они были вдвое, и даже более чем вдвое, больше нынешних слонов. Такая же пропорция наблюдается и относительно многих других пород. В настоящее время самые большие животные держатся на довольно небольшом пространстве суши и сравнительно в ограниченном числе. В первобытное же время они жили на пространстве всей суши и в огромном количестве. Есть свидетельство, что остров Новая Сибирь представляет из себя громадный склад костей первобытных слонов и что море в этих местах при каждой буре выбрасывает на берега такие же кости 146 . Кости эти вероятно нанесены сюда могучими сибирскими реками, близ которых жили и погибли бесчисленные стада допотопных гигантов. – Вышеописанные создания шестого дня, каковы бы они ни были, во всяком случае, как и все предыдущие, отвечали намерению Создателя: «и увидел Бог, что это добро». Когда земля оживилась и украсилась разнообразными видами растительного и животного царства, когда она вообще устроением Божием достигла такого состояния, что стала способна воспринять на себя высшее воздействие Творческой силы в области материи, уже граничащей с областью духа, – Бог сказал: «сотворим (создадим) человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют (они) над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил (бара) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужа и жену». Здесь обращают на себя внимание некоторые особенности текста. В начале сказано: создадим (образуем) человека (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Подлинно, как не узреть человеку, вглядывающемуся в просторы небесных полей, мудрости измыслившего их Отца, не удивиться могуществу сотворившего их Сына, и не прославить чудесную красу и изящность расписавшего их Украсителя Духа, чье дыхание оживотворяет бесчисленные звездные миры. Небесный свод, горящий славой звездной Таинственно глядит из глубины, И мы плывем – пылающею бездной Со всех сторон окружены. (Ф.И. Тютчев) Мы можем восхищаться небесными красотами, не рискуя впасть в субъективизм, ибо Сам Праведный Судья и Мерило всех вещей изрек о них Свой приговор: «И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый». Глава пятая. День пятый Еще раз небесная сфера, украшенная брильянтами, рубинами и сапфирами звезд, и озаряемая светом полной Луны, совершила свой оборот над шумящей листвой и благоухающей цветами Землею, и взошло Солнце, знаменуя начало нового творческого дня – четверга по нашему счету. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» ( Быт. 1, 20–23 ). «В первый раз создается животное одушевленное и одаренное чувством», – говорит свт. Василий. Таким образом, мир поднимается Богом выше по иерархической лестнице. Если в растениях жизнь есть лишь в зачатке, они лишь растут и размножаются, то новые создания уже одарены «душей живою», о которой Бытописатель употребляет слово «бара» – т.е. сотворить из небытия. Эта душа смертна и заключается, по свидетельству Откровения, в крови ( Лев. 17, 11 ), предназначением которой было в Ветхом Завете – очищение душ. Итак, в одно мгновение по повелению Всемогущего все водоемы закишели рыбами, в глубинах моря появились киты и водные драконы («таннин» – чудовище. Быт.1,21 ), а из волн воспарили к небесам стаи птиц и летающих насекомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Приложенные к одному человеку и соединенные вместе, они дают возможность кающемуся Давиду сделать сугубую самооценку своего греховного состояния. При таких бедствиях, которые поразили самую внутренность псалмопевца, для него остается лишь одно средство – надежда на бесконечную благость Божию. Поэтому Давид неотступно взывает к ней: по милости Твоей…, по множеству щедрот Твоих… Глубокий и разнообразный грех, поразивший человека, требует и многократных очистительных средств. Вот почему Давид взывает: очисти (в тексте глагол маха – тщательно стирать, истреблять), наипаче (опять и опять) омый мя(по-евр. кабас – мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в евр. тексте тахер – слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных). Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня ( Пс. 50:12 . Употреблено слово бара (творить) – глагол, который в Библии применяется только к творческой деятельности Бога. На протяжении ветхозаветной Священной истории мы ясно видим существенные изменения в покаянной практике. Внешние обрядовые действия характерны больше для раннего периода истории Израиля: раздирание одежд, облачение во вретище, посыпание главы пеплом, биение себя в грудь. В пророческий период настойчиво проводится мысль, что внешнее покаяние, не сопровождающееся искренним обращением и внутренним обновлением, не приносит необходимых плодов. Св. пророк Иоиль призывает раздирать сердца, а не одежды ( Иоил. 2:13 . Идея нравственной свободы и личной ответственности перед Богом за грехи особенно полно выражена у пророка Иезекииля, проходившего служение в период плена. Господь через него запрещает евреям употреблять пословицу: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина ( Иез. 18:2 . Каждый отвечает за свои согрешения. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! ( Иез.18:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С первых слов этого повествования видно, что в динамике процесса творения мира наступает некая пауза: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему..», потому что дальше должно произойти нечто удивительное, кардинально отличающееся от уже сотворенного мира и самого процесса творения до этого момента! И здесь не только Бог, образно говоря, «берет паузу», в Предвечном Совете , решая судьбу появления на свет человека и последующей его жизни. Весь мир останавливается в ожидании прихода в него человека — владыки всего живого и обладателя земли по слову Божьему: «наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». В оригинальном еврейском тексте на месте слова «сотворим» снова употребляется глагол «бара». Однако он не означает буквально «сотворим из ничего», как в ( Быт. 1:1 ), но подчеркивает уникальность, непохожесть на все сотворенное ранее, на то, что человек в конечном итоге есть венец творения. Протоиерей Александр Сорокин снова сравнивает библейский текст с древневавилонским эпосом: «Pluralis “Сотворим” является стилистической формой совета. Это тоже один из тех пунктов, которым библейский рассказ соприкасается с параллельным вавилонским повествованием. И вновь за словесным сходством перед нами предстает полностью переплавленный смысл. Если в языческой космогонии говорится, что боги действительно совещались, точнее, собрались вместе на пир, чтобы при этом вылепить человека, то в библейском контексте, где сама мысль о других богах рядом с JHWH Богом невозможна, мотив совета становится способом выразить важность акта сотворения человека. В Новозаветной же перспективе это станет прикровенным пророчеством о совете Святой Троицы» . В. Н. Лосский добавляет: «Сотворение ангельских духов произошло “в молчании” (святой Исаак Сирин ). Первым словом было “свет”. Затем Бог повелевает и благословляет (“и увидел Бог, что это хорошо”). Но на шестой день, после сотворения животных, когда Бог говорит: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”, кажется, что Он останавливается, и что Лица Пресвятой Троицы совещаются. Появляющееся здесь множественное число указывает на то, что Бог не есть одиночество, что сотворение мира не обусловлено ни необходимостью, ни произволом: оно — свободный и обдуманный акт. Но почему для сотворения человека вместо простого повеления земле — как было для животных — потребовался этот Совет Трех? Потому что для человека — существа личного — требуется утверждение личного Бога, образом Которого он будет становиться. Веления

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Свидетельства Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог» (по-еврейски «Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ); «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. Указание на Бога Отца как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» ( 1Кор.8:6 ). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» ( Деян.4:24 ). Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к первой Ипостаси Пресвятой Троицы, к Отцу. О Сыне Божием как о Творце мира: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Слово у Иоанна является наименованием второй Ипостаси Пресвятой Троицы. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). Слово «носился» является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:30 ). Дух Святой, по учению свв. отцов, является совершителем творения, Тем, Кто усовершает творение. Духа Святого называют также творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Скачать epub pdf Часть третья. Творческая седмица Глава первая. День первый «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим,так что из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11, 3 ) Мы, оставив пустые басни лженаучной эволюции, постараемся мыслью вернуться во времена утренней зари Вселенной, руководимые мудрейшими наставниками нашими – св. Отцами, во главе которых шествует великий боговидец Моисей, очами Духа узревший тайны творения. Всемогущий, бестелесный, всеблагой Бог-Троица по преизбытку Своей любви восхотел, чтобы были и другие существа причастные Его блаженства и посему, совершенно добровольно создал из небытия Вселенную. Часто задается вопрос, что делал Бог до создания мира? На это можно ответить, что, во-первых, время создано вместе с миром, и поэтому говорить, что делал Бог до начала времени, не совсем корректно, ибо распространяет на Вечного временные ограничения. Однако гораздо лучше ответил св. Григорий Богослов : «Божия мысль созерцала вожделенную светлость Своей доброты (красоты), равную Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог . Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произвел впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все перед очами, и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой предел положен времени, что одно впереди, другое позади, а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества» (1. стр.26). Итак, возвратимся к Откровению, данному Моисею. «Вначале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1,1 ). По всемогущему мановению из небытия вырвалась река времени, которая простирается вплоть до Страшного Суда, и появилось пространство, общее для материальных и духовных сущностей. Мгновенно появились бесчисленные множества небесных сил и затем еще неоформленная материя-Земля. Все это произошло из ничего, по одному лишь действию силы Господней. Не было никакой материи или энергии, из которой Бог вылепил бы Вселенную. Это было чистым действием Его всемогущества. Нельзя также считать мир созданным из Божественной природы. Об этом ясно сказал нам Моисей словом «бара»сотворил из ничего. Премудрая мать мучеников-Маккавеев, увещая одного из них не бояться смерти за Закон, говорила: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак. 7, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Таким образом, земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхнее ветви из высших животных. Но это дерево было неполно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобиию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщин сотворил их». Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других живых существ. В полном противоречии с этим библейским учением стоит теория трансформизма, старающаяся поставить человека в органическую связь с миром животным и видящая в человеке лишь совершеннейшей вид животного. Но эта теория в настоящее время уже потерпела столько авторитетных ударов, что для опровержения ее достаточно привести лишь два-три отзыва наиболее авторитетных представителей антропологии. Так напр. знаменитый антрополог Причард говорит об отношении человека к животным: «органический мир не представляет контраста и сходства в одно и то же время более замечательных, чем какие мы открываем, сравнивая человека с высшими животными. Что эти существа так близки друг к другу во всех особенностях своей физической структуры и в то же время так неизмеримо далеки друг от друга в своих способностях и дарованиях, – трудно бы верить этому факту, если бы он не подлежал нашему наблюдению. Различие просто изумительно, и на него не могут смотреть без смущения те, кто, изучая анатомию и физиологию, яснее всего видят, как близок человек, по своему физическому строению к животным». 35 В том же смысле выразился другой знаменитый естествоиспытатель Вирхов в своей речи, произнесенной на собрании известнейших натуралистов Европы, в Мюнхене в 1877 году. «Твердо стоя на почве факта», говорит он, «мы должны положительно признать, что между человеком и обезьяной существует резкая черта разделения. Мы не имеем никакого права учить и провозглашать, как научное открытие, что человек происходит от обезьяны или какого-либо другого животного. Мы можем выдавать это только за гипотезу». Но при этом он сделал еще более сильное заявление: «всякое действительное открытие, имеющее цену в рассматриваемом вопросе, постоянно до сих пор отодвигало нас от этой гипотезы». 36 Этих отзывов авторитетных представителей науки достаточно для того, чтобы видеть все бессилие дарвинизма поколебать ясное учение бытописателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Теория эта не имеет для себя прочных оснований и в науке и в настоящее время ей нанесено жестокое поражение. Не будем приводить всех научных доводов, а укажем хотя бы на один. Известный американский ученый Крессм Моррисон (бывший председатель Нью-йоркской Академии Наук) говорит: " Чудо генов - явление, которое мы знаем, но которое не было известно Дарвину - свидетельствует о том, что обо всем живущем была проявлена забота. Величина генов так невероятно незначительна, что, если бы все они, т. е. гены, благодаря которым живут все люди всего земного шара, были бы собраны воедино, их можно было бы уместить в наперсток. И еще наперсток не наполнился бы! И тем не менее эти ультрамикроскопические гены и сопутствующие им хромосы имеются во всех клетках всего живого и являются абсолютным ключом к объяснению всех признаков человека, животного и растения. Наперсток! В нем могут уместиться все индивидуальные признаки всех двух миллиардов человеческих существ. И о сомнении в этом не может быть речи Если это так, то как же получается, что ген включает в себе даже ключ к психологии каждого отдельного существа, умещая все это в таком малом объеме? Вот где начинается эволюция! Она начинается в единице, являющейся хранительницей и носительницей генов. И вот тот факт, что несколько миллионов атомов, включенных в ультрамикроскопический ген, могут оказаться абсолютным ключом, направляющим жизнь на земле, является свидетельством, доказывающим, что обо всем живом проявлена забота, что о них кто-то заранее предусмотрел, и что предусмотрение исходить от Творческого Разума. Никакая иная гипотеза здесь не может помочь разгадать эту загадку бытия " . В шестой день творения земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека - царя природы. Но вот явился и он. " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их " . Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других существ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010