Больше того: мы знаем на примере детей, провинившихся пред родителями, как вредно позволять им укрепляться в своей нераскаянности, потому что они становятся еще более наглыми, дерзкими и бесстыдными. Подобным образом и Господь, чтобы предотвратить их дальнейшее падение, изгоняет их из рая, поскольку никаких признаков раскаяния они не проявили. Перед изгнанием из рая, Господь велит Адаму трудиться: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься, в землю, из которой ты взять». Эта заповедь Божия, как и большинство актов Божиих, многогранна: ибо вместе с наказанием за грех дано и лекарство от него. В раю люди были освобождены от тяжких трудов, связанных с их телесной природой, так как возглавляемая ими природа послушно выполняла за них всю работу по питанию и обслуживанию их. И человеку, пока он оставался праведным, была нравственно необходима такая свобода от трудов и материальных забот, чтобы иметь возможность непрестанно общаться с Богом. Но как только человек отпал от Бога, природа возмутилась против него. Нарушив свое призвание, он нарушил весь строй физического мира, перестав быть связью между ним и Богом. Как растения, так и животные потеряли своего хозяина и представителя перед Творцом: его бунт вызвал «бунт» с их стороны. Время, которое раньше мог употребить человек для своего духовного роста и для общения с Богом, теперь он вынужден был тратить на изнурительный труд для поддержания своего физического существования. Но без такого заполнения времени, жизнь, лишенная общения с Богом, стала бы совсем невыносимой. Когда душа наша мучается, то единственным бальзамом является труд. По этой причине, изгоняя из рая, Господь заповедует человеку трудиться. Первые человеческие поколения Пятая глава книги Бытия открывается кратким повторением истории сотворения людей (и тут снова применяется слово «бара»сотворение из ничего), как соборного единства во множественности, по образу и подобию соборного единства в Триедином Боге. «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: Человек в день сотворения их». Далее приводится число лет жизни Адама и говорится о рождении праведного сына Адама и Евы – Сифа: «Родил сына по подобию своему и по образу своему и нарек имя ему Сиф».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Быт. 1 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Надо помнить, что светила небесные упоминаются здесь только в отношении пользы, которую они приносят земле; выражение «и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» ясно указывает на это значение. Быт. 1 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Везде вне религии Откровения человек боготворил светила небесные, но среди идолопоклоннического Египта, в среде народа, вышедшего из этого суеверного Египта, раздаётся глас истины, поведающий народам, что величественные светила тверди небесной суть творения Бога Вседержителя, восприявшие своё начало по слову Его. Светила эти созданы (независимо от других целей Творца) для пользы земли и её обитателей. Эту мысль необходимо было прежде всего заставить понять человечество в лице народа израильского, чтобы возвысить его до понимания единого истинного Бога, Творца вселенной, и спасти его от идолопоклонничества. Заметим ещё о сотворении светил, что в еврейском употреблён глагол аса – созидать, а не глагол бара – творить, посему мы вправе заключить, что в четвёртый день созданы не самые ядра светил, которые вместе с другими мирами созданы во второй день, а что или они облеклись в это время светом, или свет их достиг земной атмосферы в этот период развития земли. Не лишним считаем упомянуть здесь, что появление царства растительного прежде сотворения солнца, луны и звёзд весьма замечательно, но что оно не представляет уму ничего невозможного, ибо при существовании первозданного света и неразлучной с ним теплоты и при атмосфере, насыщенной парами, растительность должна была достигнуть большего развития. Это подтверждается тем, что растительность каменноугольной формации свидетельствует, что повсюду на земле был однообразный тропический климат, а в высшей, так называемой пермской, формации находят растения и животных, различных в различных странах, что указывает на климатическую разницу. Циммерман, указывая на это явление, также думает, что растительность предыдущего периода, поглотив значительную часть углекислоты и воды, сделала воздух более прозрачным, почему сквозь него могли проникнуть солнечные лучи до земной поверхности (Мир до сотвор. человека. Стр. 209). Этот период жизни земли, в котором на поверхности её не было ещё живых существ, а была лишь одна жизнь растительная, достигавшая громадных размеров, было временем образования тех растительных обугленных толщ, которые занимают такие громадные пространства и которые произошли в то время, когда первозданные леса хвощей и папоротников приходили в соприкосновение с раскалёнными плутоническими массами и гибли от этого соприкосновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 1 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт. 1 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт. 1 И был вечер, и было утро: день четвёртый. Быт. 1 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; «По точному знаменованию слова, которое употребляет здесь Моисей, многородящее», – говорит м. Филарет (стр. 29). Под именем многородящего мы прежде всего должны понимать бесчисленных микроскопических наливочных животных, которые с первобытными растениями играли такую важную роль в образовании земной коры. Затем являются так называемые правильные животные – полипы, звездчатки, слизняки, раки, потом рыбы и амфибии и, наконец, недавно в монмартрском известняке и в Соединённых Штатах открыты следы птиц в том же периоде образования земли. и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] Не воды изводят птиц, а в тексте показан лишь порядок их происхождения сперва из вод или в водах рыбы и гады, а за ними птицы, летающие над землёю по тверди небесной. Замечательно, что геология, проследив остатки животных и растений в различных пластах земли, пришла к тем же результатам, которые выражены Библией за 3000 лет: нигде не найдены рыбы ранее полипов или птицы ранее рыбы, точно так, как в периоде, о котором мы говорим и который заключает в себе так называемые древнейшую и вторичную формации, нет следов ни четвероногих, ни человека. Быт. 1 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. Мы не можем не остановить внимание читателя на глаголе барасотворить, употреблённом при творении жизни животных. Стих 21-й, резюмируя появление первых животных организмов, многозначительно упоминает, что появление животной жизни был акт творения, давая тем разуметь, что если бы этого акта творения не последовало, то покрытая растительностию земля оставалась бы пустою и жизни животной на ней не было бы. Много было создано теорий по вопросу о произвольном саморождении микроскопических существ, но никому не удалось доказать возможность их появления, так как мы не в состоянии создать даже среду, в которой не было бы зародышей. Вспомним, что в день появления первых животных организмов в воде, в которой содержался углекислый известняк, эта вода имела, по мнению учёных, необычайно высокую температуру (до 200 о по Цельсию). И в этой воде возникли те организмы, которые способствовали выделению углекислоты и осаждению извести и мела, ибо мириады микроскопических броненосцев погребены в меловых грудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Библии ясно подчеркнуто, что Бог дает жизнь, связанную с землей, а последняя является лишь необходимым условием развития этой жизни. Библия исключает любую идею о каком-либо самозарождении. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую породу ее. И увидел Бог , что это хорошо ( Быт.1:21 ). В этом стихе показано, как было выполнено Божье повеление. Но выполнение этого повеления передано не теми словами, что во всем остальном рассказе. Здесь вдруг сказано: и сотворил (евр. вайивра от глагола бара – «творить, сотворять»; для употребления этого глагола характерно, что: 1) он употребляется только в отношении Божьих деяний; 2) в результате этих деяний возникает нечто чудесное, необыкновенное, новое, небывалое; 3) этот глагол нигде не употребляется с так называемым в еврейской грамматике винительным падежом материи – acc. materiae, то есть «сделать что-либо из чего-либо»). То чудесное, новое, что появилось в результате Божьего творчества – это в данном случае «живая душа» (евр. нефеш хаййа), то есть жизнь, жизненное начало, которое Бог вкладывает в сотворенные живые существа. Так в очередной раз отвергается мысль, что в Библии может идти речь о каком-либо самозарождении растений или животных. И сказал Бог: да произведет земля душу живую породу ее, скотов, и гадов, и зверей земных породу их. И стало так ( Быт.1:24 ). Земля, подобно воде, призывается произвести своих обитателей. Но сразу же добавлено: и создал Бог ( Быт.1:25 ), то есть Бог создал, а не земля. Хотя библейский текст совершенно ясен, все же есть люди, которые видят в этих выражениях отзвук учений древних космогоний, в которых земля называется «плодоносной» или «живоносной», то есть считается, что она сама, без посторонней помощи производит жизнь (например, в Египте учили, что животные являются результатом взаимодействия между тиной Нила и солнечными лучами)» 285 . Дадим вновь слово колоссам Церкви. Св. Василий о третьем дне: «Когда (Бог) сказал: “Да произрастит земля” ( Быт. 1:11 ), это не означает, что (земля) произрастила уже находящееся в ней, но что Давший повеление даровал и силы земле производить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

В Богооткровенном сказании о днях творения только дважды Боговидец Моисей употребил слово " бара " , что означает творение из ничего: в словах " И сотворил Бог свет " и вторично в словах: " И сотворил Бог Адама " , во всех же остальных случаях, где пророк говорит о творческих актах Божиих употреблено слова " аса " . Седьмой день, когда Бог почил от дел своих И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный день почил от всех дел Своих, которые творил и созидал (Быт. 2, 3) Кончились дни творения, настало великое статическое состояние природы, царство живых существ: в море, в воздухе и на земле новых творений больше не появлялось. Человек стал венцом творения. И определил Бог человеку великое назначение быть царем всякой твари и жить в Раю, и дал Бог такой великий разум Адаму, что он мог назвать по имени всякую тварь. (Об этом см. в " История человечества от Адама до Авраама " ). Можно сказать только, что Адам обладал божественным разумом, ибо под словами " назвал Адам каждую тварь по имени " – надо понимать, что ему были открыты все физические законы мироздания и животного мира, которые его потомки постигают в наши дни и еще постигнут в будущем. Царство Небесное будет Возвращенным Раем, а состоянием душ праведных станет райское блаженство, которое вмещает и блаженство всесовершенного знания, ибо оно воистину величественно и приятия достойно даже для Ангельских умов, воспевающих в непрестанных славословиях премудрость Творца в Его творениях. Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный день почил от всех дел Своих, которые творил и созидал (Быт. 2, 3) Кончились дни творения, настало великое статическое состояние природы, царство живых существ: в море, в воздухе и на земле новых творений больше не появлялось. Человек стал венцом творения. И определил Бог человеку великое назначение быть царем всякой твари и жить в Раю, и дал Бог такой великий разум Адаму, что он мог назвать по имени всякую тварь. (Об этом см. в " История человечества от Адама до Авраама " ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно. В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева. Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3). А что говорится о Троице именно в Новом Завете? В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три. И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

http://foma.ru/troitsa-tak-bog-odin-ili-...

В начале книги Бытия мы видим два рассказа о сотворении человека (Быт. 1: 26–28; 2: 7, 18–25). Почему так? В одном из этих рассказов (Быт. 1: 26–28) сотворение человека поставляется в общую канву библейского повествования о творении, и мы видим, что человек творится в один день с прочими животными. В этом смысле человек не почтен тем, что ему предоставлен какой-то особый день, в который бы он был сотворен, человек полностью принадлежит этому тварному миру, с одной стороны. С другой стороны, творению человека предшествует некий Совет, потому что мы видим, что во всем повествовании прежде о сотворении мира говорится: « И сказал Бог: да будет… и стало так», причем еще иногда толкователи отмечают, что использованный в первом стихе книги глагол «бара», то есть «сотворим», который обозначает творение принципиально новое, еще дважды упоминается в этом повествовании, а именно в связи с сотворением жизни и в связи с сотворением человека. Так вот, при сотворении человека делается остановка и говорится: « сотворим человека по образу Нашему/и/по подобию Нашему», и определяется назначение: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными… И над всею землею… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 26–27). Здесь ясно подчеркивается отличие человека от всего остального творения. Почему? Потому что именно человек сподобляется чести быть носителем образа Божия. Иногда обращают внимание на то, что первоначально говорится: « сотворим человека по образу Нашему и по подобию», а творится человек « по образу». Иногда считается, что образ и подобие – это просто синонимы, а иногда считается, что здесь все-таки обозначаются разные вещи и образ относится, скажем, более к внутренней сущности того или иного явления, а подобие – к внешнему. Святитель Василий Великий комментировал это место так: «Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему» п. 16]. То есть богоуподобление – это и есть та задача, которую получает этот сотворенный человек и ради которой даются ему в раю все прочие заповеди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

В этом смысле человек не почтен тем, что ему предоставлен какой-то особый день, в который бы он был сотворен, человек полностью принадлежит этому тварному миру, с одной стороны. С другой стороны, творению человека предшествует некий Совет, потому что мы с вами видим, что во всём повествовании прежде о сотворении мира говорится: «И сказал Бог: да будет ..., и стало так», причем еще иногда толкователи отмечают, что  в первом стихе книги глагол «бара», то есть «сотворим», который обозначает творение принципиально новое, еще дважды упоминается в этом повествовании, а именно в связи с сотворением жизни и в связи с сотворением человека. Так вот, при сотворении человека делается остановка и говорится: «сотворим человека по образу Нашему /и/ по подобию Нашему», и определяется назначение: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными ...и над всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1:26–27 ). Здесь ясно подчеркивается отличие человека от всего остального творения. Почему? Потому что именно человек сподобляется чести быть носителем образа Божия. Иногда обращают внимание на то, что первоначально говорится: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», а творится человек «по образу». Иногда считается, что образ и подобие – это просто синонимы, а иногда считается, что здесь всё-таки обозначаются разные вещи, и образ относится, скажем, более к внутренней сущности того или иного явления, а подобие – к внешнему. Святитель  Василий Великий  комментировал это место так: «Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему» 37 . То есть богоуподобление – это и есть та задача, которую получает этот сотворенный человек, и ради которой даются ему в раю все прочие заповеди. Второе повествование о сотворении человека ( Быт. 2:7, 18–25 )  более подробно. И также мы видим и в нем эту двойственность человека, то есть принадлежность его и к миру материальному, тварному, и к миру духовному: взял Бог персть земную, и сотворил из нее человека, и вдохнул в него дыхание жизни ( Быт. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вопрос об участии Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире. Свщ. Писание говорит, что в творении мира участвует вся Пресвятая Троица. Причем, в Свщ. Писании имеются и указания на Бога Троицу, как Творца мира, и указания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы. Свидетельства Свщ. Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: " В начале сотворил Бог небо и землю " (Быт. 1, 1). Глагол " бара " — в единственном числе, слово " Бог " (по-еврейски " Елогим " ) стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему " (Быт. 1, 26). " Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их " (Пс. 32, 6). Под " словом " святые отцы понимают Слово Божие, а под " духом уст " — Духа Святого. Указание на Бога Отца, как Творца мира: " Но у нас один Бог Отец, из которого все " (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: " Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! " (Деян. 4, 24). Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Прев. Троицы, к Отцу. О Сыне Божием, как о Творце мира: " Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Слово у Иоанна является наименованием Второй Ипостаси Прсв. Троицы. " Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое " . Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе (Кол. 1, 16): " Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою " . (Быт. 1, 2) Слово " носился " является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. " Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь " (Иов. 33, 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Вот слово «бара», которое у нас переводится как «сотворил» в этом слове есть корневая основа. Дело в том, что на аравийском языке слово «бар» означает сын. Таким образом, получается, что Бог творит мир ради праведных, которые являются начатком всех путей Господних на земле. Но творит мир своим Сыном - Им, через Него и для Него. То – есть, наиболее полно творение раскрывается в этой жизни, если мы осознаем, что мир создан Божественным Логосом и создан для Божественного Логоса. И когда мы служим Христу, мы наиболее полно раскрываем начатки того, что вложено в каждого из нас-«решид», из -  за чего Бог и создал человека. Святые отцы говорят, что человек был создан для Славы Божьей. И наиболее полно мы прославляем Бога как раз в Его Сыне - вот это надо всегда помнить, потому что наиболее полное знание о Боге мы получаем в Сыне. Сказано, что Бога никто никогда не видел и видеть не может. Единородный Сын явил нам характер Бога Отца, раскрыл подлинные намерения  относительно каждого из нас. Евангелие дает серьезную мотивацию для того, чтобы служить Богу и прославлению Его чудного имени. И что еще можно к этому прибавить? В Писании, уже во второй главе, сказано: и совершил Бог к 7 дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих. - Здесь надо исходить из того, что эта душа не искала крещения, потому что человек считал себя крещенным, считал, что исполнил всякую правду. Крещение  - это таинство, дверь, через которую мы входим в духовный мир и имеем доступ ко всем остальным таинствам церкви. Если бы, например, человек знал, что он некрещен и отказывался бы креститься, то эта ситуация была бы намного хуже. И в такой ситуации, что называется, родство обязывает. Вы, конечно, не можете молиться в храме за некрещеного человека. На нем вины нет, так как он считал себя крещенным. У него  не было всей информации. В день суда Господь ему не предъявит претензии, почему он не был крещен и не исполнил всякую правду. Но в своих домашних молитвах, особенно, когда будете читать Псалтырь за этого человека, вы делайте это с упованием, что он считал себя крещенным.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-zhiteli-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010