Иван Аничков-Платонов Рассуждение Каждый сын Православной Церкви без сомнения бывал благоговейным участником священных ходов, называемых Крестными – от носимого в них Честного Древа Животворящего Креста. В нашем благословенном Отечестве не редко священнослужители с Крестом, Святыми иконами, хоругвями, светильниками и кадильницами, предшествуемые певцами и сопровождаемые народом, исходят из храмов и обходят грады, веси, поля, или шествуют к храму, к обители, к какому-либо месту, запечатленному святым воспоминанием, и, совершив там молитвы, возвращаются благообразно туда, откуда начали свое шествие. С особенным благолепием и торжественностью совершаются многие Крестные шествия многочисленным освященным собором и обитателями первопрестольного града Российского – Москвы, обильной святыми отечественными и церковными воспоминаниями и издревле чтимыми памятниками святыни. Обыкновение совершать Крестные ходы, как всеобщее в Православной Церкви, вполне достойно исследования Христианина, внимательного к Церковным священнодействиям, и по долгу своему ищущего в размышлении о них назидания для ума и сердца. Крестные ходы, как и другие священные обыкновения, повсюду сохраняемые Православной Церковью , ведут свое начало из глубокой древности, и дошли до нас по преданию от древних Христианских Пастырей и Отцов. В исследовании древности Крестных ходов представляются вниманию следующие предметы: А: Происхождение Крестных ходов. Б: Совершение их по различным побуждениям в древней Восточной Церкви. B: Образ совершения Крестных ходов на Востоке. Г: Совершение Крестных ходов в древней отечественной Церкви. А Молитва есть одно из главнейших, всегдашних дел Христианина; но в жизни каждого человека и в жизни целых обществ открывается по временам нужда в особенном молитвенном обращении к Богу, соединенном и с особенным внешним выражением. Когда великая скорбь тяготит многих, когда благодеяние, свыше ниспосылаемое, или воспоминание особенной милости Божией, исполняет сердца радостным ощущением благодарности и желанием славить Всесвятого: тогда естественно молитва соделывается более обыкновенного всеобщею и всенародною, тогда человек ищет служения Богу, преимущественно всем открытого и для всех доступного. Таково и есть Богослужение Крестных ходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каково значение Всебелорусского Крестного хода в контексте происходящих событий? О возрождении на белорусских землях практики крестных ходов и прошедшем 19 августа Всебелорусском Крестном ходе, посвященном 1030-летию основания Полоцкой епархии 07.09.2022 480 Время на чтение 3 минуты Фото: БЕЛТА/Виталий Пивоварчик и Оксана Манчук Как уже сообщала «Русская Народная Линия», в августе прошёл Всебелорусский  Крестный ход, приуроченный к 1030-летию основания Полоцкой епархии . Крестный ход начался 19 августа в день праздника Преображения Господня. В Свято-Успенском Жировичском монастыре архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий напутствовал паломников и возглавил начало торжественного шествия. Паломники прошли 250 километров, их маршрут пролегал через 4 епархии и 18 храмов. Крестный ход завершился 26 августа торжественным шествием по городу Минску, после которого митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию и молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Минская» в Свято-Духовом кафедральном соборе. Мы попросили нашего постоянного автора, Дмитрия Куницкого, рассказать об этом. Практика Крестных ходов возрождается на белорусских землях Русской Православной Церкви в последние годы, с приходом нового митрополита, после десятилетия (и особенно пятилетия) определенного подморожения данного священного обряда, связанного как с идеологической атмосферой в белорусском государстве, так и с духовным кризисом в самом Белорусском Экзархате, на руководящих уровнях которого прочные позиции тогда занимали более ли менее идейные западники-русофобы, националисты литвинского типа, либералы, экуменисты, обновленцы или, по крайней мере, люди теплохладные, ориентированные на решение текущих узких материальных, финансовых и организационных вопросов (нередко личного уровня). Для православных христиан известно, что Крестные ходы имеют колоссальную мистическую силу, проявляющуюся в благодатном многостороннем просвещающем воздействии на людей как на личном (участников Ходов), так и на общественном (городском, страновом) уровне – от прекращения страшных эпидемий до умиротворения волнений, просветления умов. Просветление умов сообщает им мышление в русле Божьей воли и касается широкого спектра вопросов, включая цивилизационные и геополитические: несомненно, что всё, что входит в понятие Русского мира, как раз и отражает в себе Божью волю. Потому так ненавидят Крестные ходы западные элиты, их службы и местные агенты и сочувствующие: напротив, они стремятся осквернять пространство противоположностями Крестных ходов с противоположным им эффектом, прежде всего, шествиями содомитов (гей-парадами), с чем и связано такое значение, которое придают их защите политические элиты Запада.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/ka...

Крестные ходы на Востоке и в Москве В ряду крестных ходов, которыми так богата наша первопрестольная столица, крестный ход 23-го июня, в честь Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, один из самых замечательных. Замечателен он уже по своей древности: он установлен в 1480 году и, следовательно, существует более четырех столетий. Но еще более замечателен он потому, что установлен в память окончательного избавления России от татарского ига при великом князе Иоанне Васильевиче III. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукой, почиталась главной святыней старой Москвы. К молитвам пред ней московская Русь прибегала всякий раз в крайних обстоятельствах своей жизни и всякий раз по предстательству Царицы небесной получала необходимую помощь. Когда, в 1480 году, грозные силы хана Ахмата отступили от пределов московских, гонимые непонятным для них страхом, чем и было положено начало совершенному освобождению России от ига татарского, – благочестивые жители московские, в благодарное воспоминание об этом явном заступлении Божией Матери, положили ежегодно 23 июня совершать большой крестный ход в Сретенский монастырь. На месте монастыря была встречена москвичами Владимирская икона 26 августа 1395 года. По молитвам перед ней в тот же день чудесно был прогнан сильный завоеватель Востока Тамерлан, в память чего и построен сам монастырь и также установлен к нему крестный ход из Кремля. Обычай совершать крестные ходы весьма древний. Подобные учреждения существовали еще в церкви ветхозаветной. История народа Божия представляет немало примеров священных шествий. Употребление таких благочестивых шествий в Церкви христианской освящено примером Самого Иисуса Христа, который торжественно вошел в Иерусалим на крестные страдания, в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:7–9 ). В состав христианского богослужения торжественные шествия, уже с крестом во главе, крестные ходы, вошли еще в глубокой древности. Основание этому, несомненно, лежит в человеческом сердце, которое в тяжелой скорби и в великой радости ищет служения Богу, преимущественно всем открытого и для всех доступного. Еще о Константине Великом известно, что он не иначе отправлялся на войну, как в сопровождении священников, с преднесением креста и перед сражением с неприятелями имел обыкновение совершать крестный ход, supplicationibus (λιτας) ac precibus Deum placans (Eusebii, De vita Constantini, lib. II, cap. 4 et 14). Императором Юстинианом уже законодательным порядком были определены отчасти время, а главное порядок совершения крестных ходов (Nov. CXXIII, сар. 32 et cet.). Он узаконил совершать крестный ход пред началом постройки монастыря, храма или часовни и запретил крестные ходы без епископов и клириков. Он узаконил хранить священные предметы, употребляемые при крестных ходах, только в местах священных и позволил носить их во время ходов только хоругвеносцам, qui consuete eas (sanctas cruces) portare solent.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Синод УПЦ принял жесткие решения Иерархи отозвали благословение на деятельность Союза православных братств Украины и выдвинули обвинения против епископа Ипполита (Хилько) 12.11.2008 832 Время на чтение 5 минут Вчера, 11 ноября, в Киево-Печерской лавре под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира прошло заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает официальный сайт УПЦ МП. В ходе заседания был заслушан доклад управляющего делами УПЦ МП архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана о порядке совершения Всеукраинских крестных ходов. По его итогам Синод принял ряд жестких постановлений. Во-первых, признано, что отныне статус «всеукраинского крестного хода» будут иметь только такие шествия, которые будут проходить по территории трех и более епархий, иметь значение для всей Украинской Православной Церкви, совершаться по благословению Священного Синода УПЦ. Во-вторых, организаторы Всеукраинских крестных ходов отныне должны подавать заявку в Управление делами УПЦ не позднее, чем за месяц до проведения крестного хода; в заявке должна содержаться информация об организаторах и участниках, целях проведения, источниках финансирования, а также о святынях, которые будут сопровождать крестный ход; а по результатам проведения крестных ходов организаторы будут подавать отчет управляющему делами УПЦ. В-третьих, отныне ни один крестный ход (не только Всеукраинский, но и епархиальный) «не может проходить под политическими лозунгами или быть посвященным событиям политической жизни». Как сообщается, Синод обсудил также деятельность Союза православных братств Украины (Всеукраинского Православного братства во имя святого Архистратига Божьего Михаила, Всеукраинского Православного братства Александра Невского) и некоторых других общественных организаций мирян («Православная общественность Одессы», «Духовно-патриотический союз " Новороссия " »). По мнению Синода, Союзом православных братств Украины и некоторыми другими общественными организациями мирян распространяются идеи и литургические обряды, которые противоречат правилам и учению Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/11/12/si...

Крестный путь России Скачать epub pdf Крестный ход… Можно рассматривать его историю как развитие литургической практики древней Церкви – из литий и литаний, то есть внутренних крестных ходов, совершаемых в храме. С этой точки зрения, и Великий вход, и обхождение Святой Кувуклии на литургии в Иерусалиме, и обхождение вновь освящаемого храма – всё это разновидности крестного хода. Как писал протоиерей Григорий Дебольский в книге «Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах», «в дни праздничные Церковь совершает великую литию, потому что они (праздники) особенно напоминают нам о благодеяниях Божиих и побуждают молить Господа и святых о продолжении к нам милостей. Для совершения литии священник исходит в среду верующих, для общего и живейшего участия их в молении, на средину или в притвор храма. Иногда же исходит для литии на места, ознаменованные гневом Божиим, с крестами и иконами; поэтому она называется “исхождением” и “крестным ходом”». Торжественный крестный ход вокруг храма – со святыми мощами, с песнопениями, светильниками, звоном – является обязательным, заключительным действием освящения храма, «во свидетельство, что благодать освящения переходит и преподается через иные, освященные храмы». Иными словами, крестный ход всегда есть изнесение и перенесение благодати. Как свидетельствует церковный историк Сократ Схоластик , учредителем крестных ходов следует считать святого Иоанна Златоуста . «Он придумал сопровождать ночные песнопения (ибо литии издревле соединялись с всенощными бдениями) ношением серебряных крестов, при свете восковых свеч» (1. с. 250). Может быть, и другой, вполне закономерный подход – изучение истории крестных ходов как одной из неотъемлемых форм народного благочестия, зачастую восходящих даже к языческой древности – с хождением на святые источники, Святые озера, Святые горы. Между тем, помимо богослужебной практики, помимо формы народного благочестия, крестный ход имеет и другое, более глубокое богословское значение. …И вспоминается Крестный Путь в Иерусалиме. Это не просто архитектурный или градостроительный феномен: совокупность улиц, поворотов и переулков, которыми прошел с тяжелым крестом на плечах Господь Иисус Христос от резиденции Понтия Пилата до Голгофы, даже не просто историко-литургическая реконструкция. Это, в известном смысле, «архитектурно-литургическое действо» – модель мировой истории, пространство еженедельного, по пятницам, в память Страстной Пятницы, крестного хода. Во внутреннем, молитвенно-аскетическом плане – путь к Голгофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

§ 177. IV. Заботливость святители об устроении внешнего богослужения. Его литургия. IV. Тот, кто столько заботился о спасении ближнего, и так глубоко понимал человека, не мог не заботиться об устроения внешнего богослужения; оно так тесно соединено с созиданием внутреннего человека. Были к тому и случаи. После того, как ариане указами Феодосия Вел., лишены были храмов в Константинополе 1232 , они стали, собираться для ночного богослужения в городских портиках; здесь они становились на два хора и пели антифоны, прибавляя в конце их арианские припевы. Храм их был за городом. На рассвете они отправлялись торжественным ходом в храм снов, пели свои песни, прибавляя в припевах хулы на Православие: «где проповедующие в троичности единую силу?» Кроме того, что наглость ариан, сама по себе оскорбляла Православие, пышность арианских ходов, могла иметь вредное влияние на простой народ. Св. Иоанн, мог испросить у императора указ в обуздание наглости: тогда он еще пользовался всею милостью двора. Но у Златоустого, на все средством была мудрая любовь. Вместо того, чтобы стеснять своеволие гражданским законом, от потребовал только, чтобы и православные собираясь на ночное бдение, пели по клиросам стройно и совершали ходы чинно. Он набрал лучших певцов и назначил песненные возглашения с исповеданием Св. Троицы. Между прочим, указывал петь древнее славословие, «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Императрица, дала своего учителя пения, который, как говорят Созомен и Никифор, заготовлял и гимны, а по словам Сократа, был учителем певцов. По мысли мудрого пастыря устроены были для ходов серебряные кресты и свечи. В короткое время православные превзошли ариан и стройным пением и благоговением ходов; после того, никто уже не смотрел на арианскую чинность. ариане озлились на успех Православия, в один из крестных ходов напали на православных и нескольких убили. Но это имело следствием только то, что им, как бунтовщикам, запрещено было публично петь свои песни; а православные продолжали совершать служение так, как устроил Святитель 1233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

Разделы портала «Азбука веры» Традиционно считается, что крестные ходы возникли в IV веке в Восточной Римской империи, а название свое получили от большого (так называемого процессионного) креста, с которым неизменно совершается шествие. Раскрывая духовный смысл этого явления, святитель Симеон Солунский в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и оскверняемую стопами грешников». Выросшая из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма, эта традиция еще до революции успела разделиться на два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский) и так называемые эстафетные ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах параллельно развивался другой вид крестного хода — массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и даже еще в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 годах десятки тысяч участников. Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990х годов организаторы современного Великорецкого крестного хода. Их эстафету подхватили и творчески развили участники ежегодных крестных ходов в Дивеево, на Белую гору, в Коробейниково. В начале 2000х годов предпринимаются первые попытки организовать крестный ход, «сконструированный» не как паломничество к местночтимой святыне и не как путешествие по традиционному, из года в год повторя­ющемуся маршруту, а как молитвенное приношение, приуроченное к знаковому событию в истории православной России. Первым таким опытом стал крестный ход, проведенный из Ныроба в Екатеринбург в память о сосланном и замученном до смерти в Ныробе в 1601 году Михаиле Романове, дяде первого русского царя из этого рода. Благословение и «гармошка»

http://azbyka.ru/peshij-krestnyj-hod

Фото Олега Варова ЖМП 5 май 2018 /  25 декабря 2018 г. 13:50 Пеший крестный ход ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ Традиционно считается, что крестные ходы возникли в IV веке в Восточной Римской империи, а название свое получили от большого (так называемого процессионного) креста, с которым неизменно совершается шествие. Раскрывая духовный смысл этого явления, святитель Симеон Солунский в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и оскверняемую стопами грешников». PDF-bepcuя Выросшая из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма, эта традиция еще до революции успела разделиться на два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский) и так называемые эстафетные ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах параллельно развивался другой вид крестного хода — массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и даже еще в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 годах десятки тысяч участников. Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990-х годов организаторы современного Великорецкого крестного хода. Их эстафету подхватили и творчески развили участники ежегодных крестных ходов в Дивеево, на Белую гору, в Коробейниково. В начале 2000-х годов предпринимаются первые попытки организовать крестный ход, «сконструированный» не как паломничество к местночтимой святыне и не как путешествие по традиционному, из года в год повторя­ющемуся маршруту, а как молитвенное приношение, приуроченное к знаковому событию в истории православной России. Первым таким опытом стал крестный ход, проведенный из Ныроба в Екатеринбург в память о сосланном и замученном до смерти в Ныробе в 1601 году Михаиле Романове, дяде первого русского царя из этого рода.

http://e-vestnik.ru/church/krestnyy_hod_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О канонизации Воина Евгения 16.08.2018 2238 Время на чтение 7 минут Много пройдено дорог, много совершено Крестных Ходов и Православных шествий. А сколько таких Крестных Ходов мы прошли за 25 лет! И в Сербии, и в Черногории, и в Святогорской Лавре, и в Почаевской, и в Москве - 100-тысячными Крестными Ходами, и в Тайнинском у памятника работы Вячеслава Михайловича Клыкова, и в Муроме у памятника Илье Муромцу, его же работы, и каждый год на 23 мая на могиле великого Русского святого - Воина-Мученика Евгения Родионова, который давно уже прославлен в душе народа и в России, и в Сербии, и в Греции, и по всему Православному миру. Только наша комиссия по канонизации всё никак не хочет «канонизировать» Женю ни сегодня, ни завтра - никогда. А мы ездим на могилу и общаемся с великой Русской женщиной - матерью Воина Евгения Любовью Васильевной. И стоим вместе с пограничниками и казаками и нашими Сербскими братьями - добровольцами в почетном карауле. Вот Леонид Донатович в четнической «шубаре» (шапке) на фоне Нерукотворенного Образа стоит с портретом Владыки Николая Велимировича в руках, а вот Валерий Александрович и Хоругвеносцы разговаривают с матерью Воина Мученика и Героя Евгения Любовью Васильевной Родионовой... Когда-то я писал: Священная война " Россия, Русь - храни себя, храни! " - В который раз враги тебя хоронят, В который раз до самых узд в крови Хазарские в ночи несутся кони. В который раз Христу кричат: " Фашист! " , " Антисемит! " , " Зарвавшийся подонок! " " Спускайся вниз! " - хохочет талмудист, " Спускайся к нам! " - кричат попы с амвона. " Докажет пусть! - что он не снял Креста! Где данные, что этот Родионов Пред смертью не отрёкся от Христа По нами узаконенным канонам? " " Докажет пусть! - что точно говорил В последний миг, что нами предписано, Что ни на йоту он не отступил. Под лезвием чеченского кинжала... А до того: что лезете вперед?! Кто разрешил вам ваше прославленье?! Кто мучеником Женю назовёт - Тот попадет под вечное прещенье!

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010