XIV. Речь пред началом молебна по случаю 4-ой годовщины Казанского общества хоругвеносцев 18 . О пользе, приносимой обществом хоругвеносцев Я очень был рад, когда узнал, что в Казани есть общество хоругвеносцев. Вполне сочувствуя процветанию общества, я вошел в члены оного и теперь считаю его своим. Главная цель общества хоругвеносцев служить благолепию крестных ходов. Об этих крестных ходах в древние времена христианства и речи не могло быть: тогда благочестивые христиане не могли открыто отправлять и служб церковных. Но когда православная вера восторжествовала над неверием и сделалась господствующей, крестные ходы являются выражением этого торжества. Крестные ходы нигде не совершаются столь часто и с такой торжественностью, как у нас в России. Какую величественность и благолепие придает крестное шествие нашим церковным торжествам! Несколько лет тому назад мне пришлось быть в Москве в октябре месяце и я был очевидцем редкого, можно сказать, торжества: совершался, в воспоминание изгнания французов из Москвы, крестный ход из кремлевских соборов вокруг всего Кремля. Какое неотразимое глубокое впечатление произвело на меня это торжественное благолепное шествие со святыми иконами и хоругвями, которые несли хоругвеносцы – члены известного всем московского общества хоругвеносцев, в особых присвоенных им костюмах! В недавнее время открыты общества хоругвеносцев в северной столице Петербурге и других городах России. Но Москва служит светочем православия и средоточием церковных торжеств. Казань во многом напоминает Москву; и здесь я вижу благочестивых граждан, сильно ревнующих о благолепии храмов Божиих и о крестных ходах. Это многолюдное собрание, которое я вижу здесь, ясно свидетельствует об этом благочестии граждан богоспасаемого града Казани. Казанское общество хоругвеносцев имеет своей целью служить, как я сказал, устроению благолепия крестных ходов, совершаемых у нас в Казани, заботиться об устройстве новых хоругвей, а с умножением средств и о благолепии храмов Божиих. Цель эта святая и нельзя не сочувствовать и не содействовать ее осуществлению. От души желаю, чтобы Казанское общество хоругвеносцев развивалось и утверждалось, и я всегда буду оказывать нужное содействие его процветанию. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Согласно с предыдущей статьей поступать и в тех случаях, когда нарушается благочиние во время крестных ходов. (Ст. 38 Уст. Дух. Конс.) Вообще о происшествиях в церквах местное духовное начальство доносит неупустительно Святейшему Синоду и Синодальному Обер-прокурору, который составленные из их донесений ведомости подносит на ВЫСОЧАЙШЕЕ усмотрение через каждые четыре месяца, а о происшествиях важных доносит тотчас. Независимо от этого, и со стороны гражданской полиции, от которой не должны быть скрываемы священнослужителями никакие происшествия в церквах, также представляются ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ подробные донесения через губернаторов в Министерство Внутренних Дел о важнейших происшествиях во всякое время, а о прочих в сроки, в общем губернском учреждении определенные. (Ст. 14 Уст. Пред. Прест. Указ. 22 Октября 1853 г. по Выс. пов.) Полиция наблюдает, чтобы близ церквей, особенно во время службы, не было на улицах крика, драки и вообще никакого бесчинства. (Ст. 15 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Полиция наблюдает, чтобы в воскресные или в торжественные дни, или в табельные, или в храмовые праздники в городах и селениях, прежде окончания в приходской церкви литургии, не были начинаемы игры, музыка, пляски, пение песен в домах и на улицах, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения, а торговые лавки (исключая тех, в которых продаются съестные припасы и корм для скота) и питейные дома не были открываемы. (Ст. 16 там.) Примечание. В 1882 году Положением Комитета Министров, евреям, в губерниях постоянной их оседлости, воспрещено производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые христианские праздники. (Ст. 16 прим. по прод. 1883 г. сн. прим. 6, ст. 959 т. 9 Зак. о Сост. о прод. 1883 г.) Полиция наблюдает за сохранением благочиния во время церковных торжеств, крестных ходов, водосвятие и тому подобных установленных обрядов. (Ст. 17 там.) Во время крестного хода полиция наблюдает: чтобы улицы, где имеет быть шествие, были чисты и от поперечной езды через них не произошло остановки, тесноты, или помешательства шествию; на сей конец у поперечных улиц она расставляет свою стражу, и заранее о том объявляет, дабы всякому было известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В Церкви не против более четкого контроля за проведением крестных ходов и молебнов: — Верующие люди, как во время крестного хода, так и во время какой-то общественной акции, конечно, должны соблюдать порядок, не должны портить чьё-то имущество, оказывать неповиновение представителям правоохранительных органов, — пояснил Правмиру Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин. Фото РИА-Новости В этом смысле закон дисциплинирует и православных людей, что совершенно правильно. Это касается как гражданской активности, которая может выражаться в том числе в массовых мероприятиях под открытым небом, и в совершении крестных ходов и других богослужений вне церковной территории. Таких богослужений и мероприятий сейчас становится больше, и слава Богу, но одновременно, согласно поправкам в закон о митингах, теперь при этом будет нужно проявлять больше ответственности и дисциплинированности. Протоиерей Всеволод подчеркнул: Мне кажется, что принятие изменений в закон — это шаг в правильном направлении, но и законодатель, и правоприменитель должны помнить, что массовые мероприятия — это не только политические митинги, но и богослужения, и концерты, и народные торжества, а иногда даже свадьбы и похороны. Поэтому, возможно, в будущем стоит посмотреть на практику правоприменения и, может быть, сделать различия между политическими и неполитическими акциями.« Впрочем, у нового закона есть и сторонники. Право на митинг vs право на мирную жизнь Евгений Артюх — Я не вижу проблем в связи с его принятием. Речь идёт об урегулировании данных отношений, только и всего, — считает депутат Областной думы, член фракции «Единая Россия» и «Народного фронта» Евгений Артюх. — Мы признаём права людей, желающих собираться на массовые мероприятия, но нужно учитывать и права на мирную жизнь тех, кто не ходит на митинги. Массовые акции — это часто перекрытие улиц, по которым едут машины обычных граждан, везущие, например, детей в школу. Закон же направлен на гармоничное регулирование прав всех категорий людей. Что касается штрафов, то в Германии, например, они гораздо больше, чем в России. Более того, закон предусматривает создание так называемых «гайдпарков» — специальных мест для проведения митингов. Ничего репрессивного я в этих мерах не вижу.

http://pravmir.ru/novyj-zakon-o-mitingax...

А напоследок я сам собственной моей особой дал пример духовенству отправлевием в Витебске богослужения с соблюдением обрядов. Я все сделал со стороны моей, что только мог. Другие же предпринимать меры, управляя Белорусской епархией зависимо от высокопреосв. митрополита, я не осмеливаюсь, опасаясь ответственности перед моим начальством 472 . Что Лужинским было сделано к этому времени многое для преобразования обрядности гр.-униатской церкви, в этом также нельзя сомневаться, как и в том, что еще более многое оставалось сделать. Но искренность заявления, что он все сделал, что мог сделать без особого разрешения митрополита, нельзя не заподозрить. Есть основание думать, что сам Лужинский к некоторым из обрядов униатской церкви очень привык и ни за что не хотел расстаться с ними. Но, чтобы не быть обвиненным в несодействии интересам православия, он, когда от него требовали искоренения таких обрядов, заявлял, что это выше его власти. Так, кажется, бывало не однажды; остановимся на нескольких случаях. 6-го июля 1834 года Витебский губернатор Шредер спрашивал Витебского благочинного Клодницкого о происхождении некоторых особенностей униатского богослужения: употребления при богослужении колокольчиков, церковного звона в вечернее и утреннее время, лавочек для сиденья, крестных ходов с монстрациями и пр… и требовал уничтожения этих обыкновений. Клодницкий отказался уничтожить и донес пр.Василию, что уничтожение обычаев, от древности существовавших, особенно ходов с монстранциями, может возбудить волнение среди униатов. Лужинский не только соглашается с Клодницким, но и отстаивает это обыкновение пред митрополитом 473 . В другой раз 17-го октября Хованский предлагал пр.Василию: 1) колокольный звон в полудни и в вечернее время отменить; 2) благовеси к утрени, литургии и вечерне производить во всех церквях в определенное время и на ранней литургии отличным образом; 3) женщинам звон воспретить 474 ; 4) благовест преобразовать по гр.-восточному и так, чтобы он в праздничные и воскресные дни отличался от будничного. Удовлетворив просьбу кн.Хованского во втором и третьем пунктах, пр.Василий убоялся исполнить первый и четвертый пункты. Митрополит же и по этим пунктам удовлетворил кн.Хованского, чем очень обрадовал пр.Смарагда. «Наши униаты», – писал 9-го декабря 1834 г. пр.Смарагд, – «хоть и не все, совсем теперь не то, что были в прошедшее лето. Теперь в униатской кафедре начали звонить по нашему обычаю, да и по всей епархии будет предписано ввести сие обыкновение. И вообще дух становится лучший» 475 . Таким образом, м.Булгак оказался уступчивее Лужинского 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вопр. Что побуждает христиан творить крестное знамение? Отв. Заповедь и пример Святых Апостолов. Св. Павел хвалится Крестом Христовым ( Гал.6:14 ). Он же написал: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Вопр. Каким образом, по «желанию» Апостола, обязаны мы «воздевать» руки? Отв. Это выясняется из снесения разных мест Библии. В Псалме читаем: «воздеяние рук моих, как Жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). Наша Жертва – Христос, за нас Распятый на Кресте ( 1Кор.5:7 ; Евр.9:28 ). Значит, воздевая руки, мы должны изображать свою веру во Христа, Распятого за нас на кресте. Это мы исповедуем посредством крестного знамения. Вопр. Зачем при этом складываем мы персты? Отв. В исполнение заповеди Премудрого: «сын мой!.. храни заповеди... навяжи их на персты твои»... ( Притч.7:1–3 ). Тремя перстами простертыми мы выражаем веру в Троичного Бога, а двумя перстами, пригнутыми к ладони, – исповедуем два естества – Божеское и человеческое – в Иисусе Христе. § 3. О крестных ходах с иконами, об освящении домов и колодцев и о путешествиях христиан на поклонение к святым местам Вопр. Какое исповедание выражают православные христиане крестными ходами с рукотворенной святыней? Отв. Тем самым они открыто свидетельствуют о своей вере в Бога – Промыслителя и Спасителя. Они веруют, что вся наша жизнь зависит от Бога. Господь может наградить нас разнообразными благами; в Руке же Господней и бедствия, постигающия нас по временам. Устройством крестных ходов православные христиане то молятся о даровании нам «лета благоприятного» – дождя или солнечных дней, то просят Бога об избавлении от губительных болезней, то благодарят Бога по случаю каких либо милостей, явленных народу христианскому. Вопр. Представляет-ли Библия образец для православных крестных ходов с иконами? Отв. Представляет. Так, при переходе чрез реку Иордан, впереди людей несли Ковчег Завета; при взятии города Иерихона люди Божии целых семь дней обходили его со своими святынями. Эти действия Богу были угодны. Благодаря преднесению святынь, некогда Иордан расступился и пали стены Иерихона ( Нав.3:11–13 ; Нав.6:5–7 ). Также – мы веруем – угодны Богу православные крестные ходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В рамках фестиваля колокольного звона «Байкальский благовест» на Байкале состоялся крестный ход-сплав по рекам Иркут и Ангара. После двух лет пандемийной изоляции по сибирским рекам вновь двинулись надувные лодки с крестоходцами, сопровождаемые живительным звоном церковных колоколов. Фестиваль собрал звонарей и прихожан из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ и даже Казахстана. И в непростые времена горстка людей продолжает освящать молитвой самые отдаленные уголки нашей родины. Там за зорями, за туманами В тишине лесов и полей Сокровенное, несказанное Бьется сердце земли моей. Если что и есть в мире вечное, Не подвластное бегу дней, Ты спроси меня, и отвечу я: «Это сердце земли моей…» Выбитые пробки, сомнения и рухнувшая стиралка Имея за плечами опыт четырех многодневных крестных ходов (в Троице-Сергиеву лавру, Дивеево, Курско-Коренную пустынь), я, конечно, мечтала пройти крестным ходом и на Байкале (самом древнем и глубоком пресноводном озере нашей планеты), где живу и работаю вот уже три года, «променяв» Москву, в которой прожила 28 лет, на родные сибирские просторы, откуда родители увезли подростком. Вот уже семь лет проходит двухдневный крестный ход-сплав по Иркуту и Ангаре в честь почитаемого на Байкале святителя Софрония Иркутского Воодушевилась, узнав, что в Иркутске в рамках фестиваля колокольного звона «Байкальский благовест» вот уже семь лет проходит не просто крестный ход, а двухдневный крестный ход-сплав (!) в честь почитаемого на Байкале святителя Софрония Иркутского – на лодках по рекам Иркут и Ангара. Признаюсь, мероприятия я ждала очень, но… Целых пять дней непрерывного колокольного звона! А вдруг голова станет «чугунной»? А что если звон начнет раздражать? Однако интерес возобладал: узнать на собственном опыте, что такое крестный ход-сплав, как все организовано, какие люди участвуют, каково это – молиться и петь акафисты под колокольный звон прямо на воде, сплавляясь по Иркуту (зарождающемуся в горах живописнейшего Восточного Саяна) и ледяной красавице Ангаре – единственной реке, вытекающей из великого озера (впадает же в Байкал примерно 336 рек и речушек), несущей лазорево-изумрудные воды в вены и артерии Енисея.

http://pravoslavie.ru/149553.html

- О значении крестных ходов мы как-то говорили с Татьяной Боровиковой, мамой четверых детей, возглавляющей Всероссийскую организацию «Много деток - хорошо!». На соборном совещании о законодательном запрете абортов в храме Христа Спасителя Татьяна говорила о необходимости чаще организовывать крестные ходы. - Да, я знаю Татьяну, мы общаемся. Я читал ваше интервью с ней о предложении испросить благословение Патриарха Кирилла на проведение крестных ходов против абортов и поддерживаю эту идею. «Когда мать убивает свое дитя, содрогается небо» - Об этом сказал Святейший Патриарх Сербский Ириней, по благословению которого два года подряд в Сербии проходил Благовещенский Белградский крестный ход за запрет абортов. Об участии в нем российско-белорусской делегации защитников жизни рассказал президент АНО «За жизнь», координатор Международной инициативы «ЗА - запрет абортов!» Сергей Чесноков. Он уверен, что запрет абортов - это условие для начала проповеди Православия, а пока мусульмане лучше исполняют заповедь «плодитесь и размножайтесь», чем православные. А что вы думаете по этому поводу? Мир буквально утопает в крови абортированных младенцев - Когда к ныне покойному Патриарху Сербскому Павлу пришли люди с вопросом: «Почему Бог оставил Сербию, попустив албанцам (агарянам) занять исконные сербские земли?», патриарх ответил, что никакой несправедливости в этом нет. Господь отнял у них землю и отдал иноверцам за то, что сербы разрушают семьи, массово убивают во чреве младенцев, тогда как мусульмане рожают детей столько, сколько Бог пошлет, и не бросают своих стариков. Господь даровал им Свое благословение за соблюдение заповедей «не убий» и «чти отца твоего и матерь твою». Мир буквально утопает в крови абортированных младенцев. Только всеобщее покаяние может уберечь человеческий род от гибели. «Крым за жизнь - 2015» - Каковы цели и значение Крымского фестиваля «Крым за жизнь»? - Фестиваль привлечет внимание общественности и государственных структур Крымского федерального округа к проблеме массового убийства нерожденных детей, необходимости преодоления демографического кризиса, укрепления института семьи, увеличения рождаемости, формирования у молодежи позитивных жизненных ориентиров. Участники фестиваля познакомятся с опытом проводимой в регионах России работы по предотвращению абортов и сохранению традиционных семейных ценностей для включения некоторых направлений работы по защите жизни в местные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Ночь с 19 на 20 января прошла в Лавре спокойно. Утром митрополита Вениамина посетили депутации от рабочих Стеклянного и Фарфорового заводов, выразившие готовность защищать до последней возможности имущество Лавры. Позже с подобным предложением явились рабочие Экспедиции заготовления государственных бумаг. Тяжело раненный 19 января протоиерей Петр Скипетров в тот же вечер скончался в лазарете, не приходя в сознание. Митрополит Вениамин в сопровождении лишь одного иеромонаха навестил своего верного пастыря, благословил его, распорядился призвать священника для приобщения умирающего. Днем 20 января он совершил панихиду у гроба о. Петра на его квартире вместе с епископом Артемием. По распоряжению Петроградского архипастыря заупокойные моления «об убиенном за веру православную рабе Божием протоиерее Петре» возносились во всех храмах столицы. Назначенные еще накануне событий 19 января на ближайшее воскресенье крестные ходы в Александро-Невскую Лавру до последнего момента оставались под угрозой запрета. Петроградцы только что пережили шок от расстрела 5 января мирной демонстрации в защиту Учредительного Собрания. В субботу 20 января митрополит Вениамин разослал по храмам такое распоряжение: «Крестные ходы не отменяются, прибыть в лавру к 1 ч. дня. Если на пути крестных ходов встретится вооруженное препятствие, то тут и остановиться, отслужить молебен, если по обстоятельствам можно будет тут отслужить его, и вернуться обратно по домам. Если о.о. настоятелями церквей заранее будет получена телефонограмма о запрещении крестных ходов, то огласить ее богомольцам и спросить их, идти или не идти с крестным ходом, и как они решат, так и поступить. Осведомив народ о цели крестного хода и подчеркнув, что мы совершаем его в целях только религиозных, следует крепко внушить народу идти с Богом, в мире, спокойствии и кротости, никак не реагируя на задирания толпы» 665 . Молящиеся в храмах столицы общими исповедями уже готовились к смерти за поругаемые святыни, когда В.Д. Бонч-Бруевич как председатель чрезвычайной комиссии по охране города Петрограда оповестил горожан, что «крестные ходы, конечно, никем не запрещаются. Ответственность за порядок в самых крестных ходах возлагается на митрополита петроградского и на все приходское духовенство, которое устраивает эти крестные ходы». При этом он даже отдал приказ «немедленно арестовывать всех тех, кто обнаружит намерение мешать крестным ходам» и сейчас же доставлять в Смольный, в комнату 75, для предания их революционному суду 666 . Но такая забота советской власти об интересах верующих была лишь фиговым листком. Ведь ни А.М. Коллонтай, ни П.Е. Дыбенко не лишились должностей за самоуправство, равно как и приказа о «реквизиции» Александро-Невской лавры никто не отменил. Более того, 23 января был опубликован «Декрет об отделении церкви от государства», принятый СНК именно в той редакции, против которой протестовал митрополит Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Крестные ходы могут быть одним из сильнейших средств воспитания религиозного чувства. Самая необычность обстановки может способствовать этому. Движущаяся с пением религиозных гимнов многотысячная толпа... Открытый величественный купол – небесный свод, где днем освещающие лампады заменяет солнце, а ночью, вместо мерцающих свечей, горят звезды, под которым душа, в минуты религиозного подъема, должна чувствовать, что все решительно: и солнце, и луна, и свет, и звезды, и всякое дыхание непрестанно славит Господа и вещает об Его премудрости и благости... наконец, религиозный подъем у одних из наиболее чутких, восторженных участников, непременно передающийся другим, не испытывающим такого подъема, – ибо человеческие души связаны незримыми, но прочными нитями, по которым сильные чувства одних передаются другим. Все это и многое другое создает при крестных ходах ту обстановку, при которой у одних зреет, у других крепнет и разрастается религиозное чувство. Но подобного результата крестные ходы могут достигать при соблюдении прежде всего непременного условия: чтобы все в них было благопристойно и чинно ( 1Кор.14:40 ). У католиков каждому, участвующему в крестном ходе, указано соответствующее место и весь распорядок крестного хода, как в отношении богослужебного чина, так и в отношении внешнего декорума, определен до мельчайших подробностей, и об нем обстоятельно толкуют курсы римско-католического Пастырского Богословия. Не надо пренебрегать чужим потому только, что оно не наше 130 . И не следует делать придирок, не оправдываемых опытом. Было бы весьма несправедливо усматривать в католической организации крестных ходов одну лишь бездушную привязанность к системе и порядку. Порядок, стройность, красота исполнения возвышают всякий богослужебный чин, сообщая ему особую силу действия на человеческие души, и потому являются обязательно необходимыми при его совершении. Для крестных же ходов они являются сугубо обязательными, ибо крестные ходы совершаются вне храмов, открыто не только для верующих, но и для неверующих, и для инославных и иноверных, и на них своею стройностью или нестройностью производят положительное или отрицательное впечатление, вызывая соответственное впечатлению отношение к православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Милостивые Государи! Я взошел на эту кафедру для того, чтобы присоединиться к просьбе жителей г. Пскова об осуществлении давней заветной мечты их. Я не буду излагать истории этого, могу сказать, юбилейного вопроса. Я не буду излагать ни доводов положительных, ни опровергать отрицательных, так как все это вы знаете из имеющихся у вас материалов, и притом другие члены Государственного Совета, более меня компетентные в данном вопросе, могут сделать это гораздо обстоятельнее. Но я позволю себе, в качестве Псковского Архипастыря, указать на одну нужду, на одну потребность, которая недостаточно удовлетворяется вследствие отсутствия постоянного моста и неудовлетворительности существующего наплавного моста. Вам, Милостивые Государи, известна славная история «господина» Пскова, история, богатая событиями важными, общегосударственными. Эти события украшают страницы истории, но еще более отражаются в преданиях и в благодарной памяти потомков об их славных предках, а также – в так называемых религиозных процессиях, именуемых «крестными ходами». Вследствие этого нигде нет так много крестных ходов, как именно в Пскове. И нужно видеть, с каким религиозным одушевлением народ участвует в них! К сожалению, вследствие отсутствия постоянной переправы и совершенного прекращения таковой во время весеннего и осеннего половодья, на каковое время падает более всего крестных ходов, народ претерпевает большое затруднение в удовлетворении этой религиозной нужды и не может принимать участия в помянутых процессиях. Пусть это местная нужда, но с нею нужно считаться, и она заслуживает удовлетворения, так как в основе ее лежит глубокая народная психология. Поэтому неоднократно мне, как Архипастырю, приходилось выслушивать мольбы Псковичей и окрестных жителей, указывавших на крайнюю затруднительность удовлетворения этой религиозно-психологической потребности вследствие отсутствия постоянной переправы и неудовлетворительности существующей. Милостивые Государи! Если указанная мною нужда и мотивы к удовлетворению ее будут иметь хотя малое значение в ряду многих мотивов культурно-экономических, административных, стратегических, – то я думаю, что вы обратите особенное внимание на настоящую просьбу «господина» Пскова, с которой он столько времени уже тщетно обращается, и не отринете ее, как существенно необходимой и справедливой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010