И хладно руку жмет чуме, И в погибающем уме, Рождает бодрость. Небесами Клянусь: кто жизнию своей Играл прель сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет Небу другом. 702 Государь император сразу повлиял на весь характер деятельности московской администрации в отношении к мерам против холеры. Известия о ходе холеры в Москве стали правдивее. Прежние предохранительные меры были усилены или дополнены новыми. Усилена также и благотворительная деятельность по случаю холерного времени, и сам государь пожертвовал на дело благотворительности крупную сумму. Влиял приезд государя и на характер деятельности Филарета. Не будем скрывать того, что далеко не все не только из обыкновенных московских граждан, но и лиц, власть имевших, настоящим образом понимали и вполне одобряли меры, предпринятые Филаретом по случаю холеры. Так, например, указывали на опасность собрания народа в церквах и в крестных ходах на том основании, что скученность народной толпы с одной стороны, и возможность простудных состояний во время коленопреклонения на сырой земле и стояния с открытою головой под открытым небом в осеннее время, с другой стороны были будто бы наудобнейшим случаем к заболеванию холерой. Опасения эти для людей, их высказывавших, представлялись столь основательными, что о них доведено было даже до сведения самого государя императора по прибытии Его в Москву. И Филарет даже относительно святого дела молитвы должен был оправдываться пред Государем как виновный. «Когда по совершении крестных ходов в средине города и около всех церквей, – писал от 6 июля 1861 года сам Филарет к викарию своему Леониду, – на другой день прибыл государь император, 703 и, следуя, конечно, суждениям врачей, спросил меня, не опасно ли, что я собираю массы народа и становлю на колено-преклоненную молитву на сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать: «Ваше Величество! Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения, число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде крестных ходов. Так еще более подтвердилась свобода церковных молитв». 704

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2. Несоблюдение тишины во время богослужения вне храма. Соблюдение тишины во время крестных ходов составляло заботу и до-Петровского времени, а также соблюдение тишины на улице во время совершения в храмах литургии. В этих видах в XVIII веке, в эпоху Петровскую, был издан указ о том, чтобы во время крестных ходов не открывать кабака, «такожеб кулачных боев, скачек и плясок и конского ристания и других безчиний чинено не было» 1074 . За ослушание этого указа было велено штрафовать 1075 . В 1722 году было запрещено вовремя богослужения продавать рядом с церковью в шинках разные пития, равно и во время крестных ходов производить драку или шум 1076 . В Уставе благочиния сказано, что, если кто в воскресный или табельный праздник до окончания обедни откроет тракгир, или кабак, или погреб, где продают питии, то с него взыскать пеню, дневное пропитание нищего, и сажать под стражу, дóндеже заплатит 1077 . Проэкт 1751 года не упоминает об этом виде преступления. Проэкт 1813 года постановил карать лишением свободы и чести того, «кто при крестных ходах произведет наглое помешательство и учинит тем смятение в народе» (§ 115). При издании Свода Законов постановления о соблюдении тишины вне храма во время богослужения вошли в Устав предупреждения и пресечения преступлений 1078 . При этом определенного наказания не было положено; оно предоставлено усмотрению суда гражданского или церковного (ст. 22 и 14). Уложение о наказаниях нашло необходимым нарушение благочиния во время богослужения вне храма обложить наказанием. В первых изданиях его этому виду посягательства, было посвящено 4 статьи (237–240 ст. изд. 1845 г.; 249–252 изд. 1857 г.). Все оне с изданием Устава о наказаниях объединены в одной 36 ст. этого устава, но которой за нарушение вне молитвенных зданий благочиния во время священнослужения общенародными забавами и увеселениями или какими-либо безчинствами, препятствующими общественной службе, назначается арест не свыше 15 дней или пеня не свыше 50 рублей. Но если при этом было допущено оскорбление святыни, то виновный наказывается по соответствующим статьям Уложения о наказаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Несанкционированный крестный ход? Крестный ход – это шествие, и православные пикеты – тоже традиционная форма выражения гражданской позиции православной общественности. Повлияет ли новый закон о митингах на организацию крестных ходов? 13 июня, 2012 Крестный ход – это шествие, и православные пикеты – тоже традиционная форма выражения гражданской позиции православной общественности. Повлияет ли новый закон о митингах на организацию крестных ходов? Изменения в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в простонародье называемые новым законом о митингах , всё же вступили в силу. Этот закон ставит новые задачи и перед Церковью: ведь крестный ход – это шествие, и православные пикеты – тоже традиционная форма выражения гражданской позиции православной общественности. Корреспондент Правмира выясняет последствия вступления в силу нового закона у юристов и законодателей. Фото: al60, photosight.ru Теперь, согласно новым правилам, штраф для физических лиц за «нарушение порядка проведения митинга» будет составлять от 10 до 20 тысяч рублей, а при нанесении ущерба здоровью или имуществу — до 300 тысяч рублей. Верхняя граница штрафов для должностных лиц составляет 600 тысяч рублей, а для юридических — миллион рублей. В новой редакции появились в качестве санкций обязательные работы. Кроме того, запрещается находиться на митингах в масках и организовывать «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если оно грозит нарушением общественного порядка. Проводить митинги закон советует в специально определённых региональными властями местах, а вне их — лишь по согласованию с государственными или муниципальными органами. Оппозиция и гражданские активисты мгновенно окрестили новый закон антиконституционным. Впрочем, он вызвал обеспокоенность и у людей, далёких от политики. Представители Православной Церкви, например, обеспокоены ужесточением процедуры организации крестных ходов и молебнов. Что ожидает тех, кто решил собраться «больше трёх», и имеет ли право власть принимать подобные меры? Для чего нужен новый закон?

http://pravmir.ru/novyj-zakon-o-mitingax...

[...] 1222 Заместитель народного комиссара просвещения            М. Покровский Управляющий делами Совета народных комиссаров      В. Бонч-Бруевич СУ. 1918. 74. Ст. 804. VI.21. Ходатайство комиссара по церковным делам Мосальского уезда Калужской губ. А. Маркова во ВЦИК об изменении правил по совершению внехрамовых религиозных церемоний 18 октября 1918 г. В силу параграфа 31 Инструкции по проведению в жизнь декрета 23 января 1918 г. для совершения публичных шествий и отправления религиозных обрядов на улицах и площадях требуется письменное разрешение Советской власти, испрашиваемое на всякий отдельный случай заблаговременно и не позднее, чем за два дня. Некоторые сельские церковные причты и церковно-приходские советы, не имея возможности – по отдаленности – своевременно испросить требуемое разрешение на совершение таких религиозных церемоний и обрядов, как, например, проводы причтом покойников от дома до церкви и кладбища в преднесении креста или иконы, прося об общем – на будущее время – разрешении свободному совершению приведенных и иных местных религиозно-бытовых церемоний и обрядов, как то: крестных ходов из храма на поля в весеннее и летнее время, крестных ходов на водные источники в дни Крещения, Преполовения и 1 августа ст. ст., хождения с иконами по домам прихожан в дни Пасхи и храмовые праздники, крестных ходов на кладбища в дни Пасхи и т. п. Не усматривая в совершении обычных религиозных церемоний и обрядов особого оскорбления революционного чувства трудовых масс, тем более, что сам народ до сих пор в большинстве чтит все подобные проявления культа, я, со своей стороны, полагал бы возможным дать церковным общинам испрашиваемое разрешение, не стесняя их требованием испрашивать таковое на отдельные, за исключением чрезвычайных случаев. О вышеизложенном своем заключении довожу до сведения Центрального исполнительного комитета и прошу соответствующих руководящих указаний в разъяснении параграфа 31 инструкции. Заведующий отделом по церковным делам                  А. Марков

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древневизантийской богослужебной практике, для общенародных литаний были выработаны особые чинопоследования, отличающиеся особенной торжественностью, чему содействовала и сама обстановка этих литаний. В них участвовал часто сам император со своим блестящим штатом придворных чиновников; с неменьшим блеском шествовал в этих литаниях и вселенский патриарх, окруженный также значительным штатом своих духовных сановников. У нас в древней Руси крестные ходы, быть может, не имели такого парадного вида, как это было в царственной Византии, но, чисто церковная сторона этих ходов, чинопоследования и молитвы, в некоторых случаях, были целиком перенесены и в нашу богослужебную практику, о чем свидетельствуют древнерусские памятники церковной письменности. В старорусских рукописных требниках встречается, прежде всего, византийский чин общей литании, могущей быть приспособленной ко всякого рода общественным богомолениям. Этот чин в наших рукописных требниках XVI в. носит такое надписание. «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» 856 . Этот чин представляет из себя дословный перевод греческого, такого же, Чина: τξις γινσμενη π λιτ μελλοσ τς μεγλης κκλησας ξρχεσϑαι 857 . В Константинопольской церкви этот чин отправлялся при совершении литании из Св. Софии, в какую-либо часть города; при каких случаях совершался этот чин в нашей русской церкви, сказать затрудняемся. Данный чин литании очень напоминает собою первую часть чинопоследования летопроводства или «летнего обхождения«, как называют наши памятники чин новолетия 858 , но для этого последнего у нас существовали особые записи 859 , так что пользоваться, в данном случае, указанным чином литии, не представлялось особой необходимости. Вернее всего предполагать, что там, где имелся под руками список этого чина литии, по нему справляли порядок обычных крестных ходов и, именно, – начало этих ходов, самое похождение процессии из храма. Чин этот в рукописях встречается довольно редко, и можно думать, справлялся только в некоторых кафедральных храмах, тем более, что совершителем его называется архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Госдума не поддержала запрет богослужений и крестных ходов без спецразрешения 24 июня, 2016. Новостная служба Вместо этого принята другая поправка, которая предписывает миссионерам иметь на руках документы, дающие им религиозной организацией полномочия на проповедь 24 июня. ПРАВМИР. Госдума отклонила поправку о запрете крестных ходов, богослужений вне храмов без специальных письменных разрешительных документов со стороны религиозной организации. Такие поправки были подготовлены и одобрены комитетом при рассмотрении во втором чтении антитеррористического пакета законопроектов, передает «Интерфакс». В первоначальной редакции значилось, что любые публичные богослужения, включая крестные ходы, вне культовых зданий считаются миссионерской деятельностью, и для такой деятельности каждому участнику мероприятия требуется разрешение от религиозной организации. Вместо этого принята другая поправка, которая предписывает миссионерам иметь на руках документы, дающие им религиозной организацией полномочия на проповедь. Депутаты решили, что религиозная организация беспрепятственно ведет миссионерскую деятельность в культовых зданиях, на землях, на которых находится культовое здание, в своих помещениях и зданиях, на кладбищах, в местах паломничества, в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов. При этом оговаривается, что запрещается проповедь представителей одной религиозной организации в помещениях и зданиях, которые принадлежат другой религиозной организации. Поправки были внесены на рассмотрение Госдумы в составе антитеррористического пакета законопроектов Ирины Яровой. Они вносятся в закон «О свободе совести» и вводят новую главу «Миссионерская деятельность». За нарушение новых правил будет грозить штраф в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей для граждан, для юрлиц — от 100 тысяч до 1 млн рублей. Иностранцу же будет грозить выдворение за пределы России. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/gosduma-ne-podderzhala...

Состоялось заседание Священного Синода УПЦ Москва, 12 ноября 2008 г. Во вторник 11 ноября в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Богослов.Ru . В начале заседания Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сообщил членам Священного Синода о поездке делегации Украинской Православной Церкви 11-12 октября нынешнего года в Стамбул для участия в собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Присутствуя на этой встрече, Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил всем Главам и представителям Поместных Православных Церквей свое обращение, в котором содержалась просьба поддержать усилия Украинской Православной Церкви по восстановлению церковного единства в Украине и выработать единую позицию в отношении путей преодоления существующих церковных разделений. Заслушав сообщение Блаженнейшего Митрополита Владимира, Священный Синод поддержал инициативы, высказанные в обращении Предстоятеля к главам Поместных Церквей, и высказал надежду, что «благодаря совместным конструктивным усилиям Поместных Православных Церквей и при их молитвенной поддержке инициатив Украинской Православной Церкви, церковные расколы в Украине будут преодолены». Синод принял несколько важных решений, продолживших инициативы декабрьского (2007 года) Собора епископов УПЦ по осуждению так называемого «политического православия». Священный Синод заслушал информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана о порядке проведения Всеукраинских крестных ходов. Актуальность этого вопроса связана с многочисленными инициативами по организации подобных акций, которые не согласовывались со священноначалием УПЦ и порой проводились под политическими лозунгами. Священный Синод принял решение считать Всеукраинскими крестные ходы, «охватывающие территорию трех и более епархий и имеющих значение, актуальное в масштабах всей Украинской Православной Церкви». Всеукраинские крестные ходы отныне могут организовываться только по благословению Священного Синода УПЦ. Заявки на проведение таких ходов должны подаваться в Управление делами УПЦ не позднее, чем за месяц до начала проведения крестного хода. В заявке должна быть указана информация об организаторах и участниках хода, святынях, сопровождающих крестный ход, цель проведения мероприятия и источники его финансирования. После проведения Всеукраинских крестных ходов их организаторы должны представлять соответствующий отчет Управляющему делами УПЦ, который, в свою очередь, информирует об этом Священный Синод.

http://pravoslavie.ru/28235.html

Что касается, в отдельности, празднеств с крестными ходами к местам святынь или в воспоминание исторических событий церковных и государственно-народных, то достаточно указать только на те, которые с исстари установлены в самом Смоленске, как центре, и которые преосв. Антоний совершал неопустительно со всею тщательностью и торжественностью. Не говоря об общих, повсюдных крестных ходах – в Преполовение, в первое число Августа и в Крещение, в Смоленске немало совершается особых, местных таких ходов и внутри города и вокруг. Особенно замечательны, по самому значению воспоминаемых при них событий в судьбах Смоленска, два, бывающие каждогодно вокруг стен и башен, израненных, – говоря словами одного писателя, – всякими древними стенобитными орудиями вражьими и пушечными ядрами в позднейшее время (в 1812 г.). Судя по местности, окаймлённой стенами и башнями, и в добрую погоду с трудом можно пробираться по высоким крутизнам с обрывами и расселинами и инде по самым узким проходам; но преосв. Антония нельзя было отклонить от участия в совершении этих ходов даже и в ненастную пору. И этот пример его усердия действительно заставлял и прочих забывать все трудности на всем пространстве шествия. При этих трудностях, – как свидетельствовали некоторые, – действительно, ещё живее, глубже и горячее чувствовалось значение воспоминаемых событий, как тяжких и страшных годин скорбей и бедствий, происходивших в судьбах Смоленска, этого, как бы олицетворённого ветерана-героя и страдальца за Веру и Отчизну. Тут-то самые башни и стены своею какою-то угрюмостью и величественностью как бы высказывали сами, что выдержали они и что заслужили для потомства, а равно и все крутизны с обвалами и расселинами как бы воскрешали то, – сколько положено здесь жизней, сколько лилось по ним ручьев крови верных сынов Церкви и Отечества, – и что эти крестные шествия есть, действительно, священно-народная торжественная панихида... Сам преосв. Антоний говорил о себе тоже, когда совершал эти крестные ходы в первый год... Потому-то и всегда впоследствии он тем более не опускал совершения этих ходов, что видели в народе живое отражение этих чувствований, так как и в самую ненастную погоду стечение народа было всегда огромное.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Проект будет способствовать популяризации таких мероприятий 4 февраля. ПРАВМИР. В России создается общественный совет по проведению крестных ходов, который ставит перед собой задачу вывести крестоходное движение в стране на качественно новый уровень. Проект под названием «Россия идёт» станет информационным ресурсом портала крестные-ходы.рф . Здесь каждый желающий сможет узнать о проводимых крестных ходах, забронировать гостиницу, купить билет, обратиться за помощью к добровольцам, приводит  «Церковный вестник» слова одного из инициаторов проекта председателя правления Центра межрегиональных программ и проектов Сергея Карнаухова. «Этот проект будет способствовать популяризации таких мероприятий, – подчеркнул Сергей Карнаухов. – Крестные ходы – это одно из важнейших явлений, идентифицирующих нас как православную цивилизацию». Крестные ходы предваряют тщательная подготовка и организация. Зачастую в пути паломников сопровождают полицейские и сотрудники МЧС, в населенных пунктах организуется ночлег, пункты питания и медицинской помощи. В России ежегодно совершается десятки крупных и не очень крестных ходов. Один из самых масштабных — Великорецкий (до 90 тыс. паломников), Волжский, Севастополь-Керчь-Смоленск, Екатеринбургский. Путь у паломников не всегда бывает легким. Так, маршрут участников крестного хода «По стопам миссионеров Алтайских» пролегает по горно- алтайским селам, его участникам временами приходится преодолевать разницу высот в 100 метров, нужны сила и выносливость. Сергей Карнаухов выступил на конференции на тему «Крестные ходы: история, современность и развитие» в рамках работы XXIV Рождественских образовательных чтений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 июня, 2012 20 августа, 2014 23 января, 2016 29 апреля, 2021

http://pravmir.ru/v-rossii-sozdaetsya-ob...

Я обещал некоторые предосторожности: и мне уступили свободу собрания в церквах» 59 . Эти опасения высказывались на том основании, что скученность толпы народной с одной стороны, и возможность простудных состояний во время коленопреклонений на сырой земле и стояния с открытою головой под открытым небом в осеннее время с другой стороны, были будто бы наиудобнейшим случаем к заболеванию холерой. Опасения эти для людей, их высказывавших, представлялись столь основательными, что о них даже доведено было до сведения самого Государя Императора по прибыли его в Москву. «Когда по совершении крестных ходов в средине города и около всех церквей, – писал в том же письме от 6 июля 1861 года к Леониду Филарет, – на другой день прибыл Государь Император 60 и, следуя, конечно, суждениям, врачей, спросил меня, не опасно ли, что я собираю массы народа и становлю на коленопреклоненную молитву на сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать: Ваше Величество, Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения: число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше нежели во дни прежде крестных ходов. Так еще более подтвердилась свобода церковных молитв» 61 . Подобным же образом и в 1866 году, по случаю холеры, Филарет писал в письме к викарию своему Игнатию от 17 сентября: «Напрасно более боятся молитвы нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней 62 , я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва , там болезнь ослабевала и прекращалась» 63 . И сам официальный орган тогдашнего гражданского управления Москвы, не раз упомянутая Ведомость о состоянии этого города, описав вышепоказанным образом крестный ход и молебствие 25 сентября, добавляет: «Жители Московские в сердечном умилении обращались к святому Угоднику, который, в течение веков бодрствуя над своею земною отчизною, хранить ее ото всяких напастей; он внял, кажется, их теплым молитвам: в этот день умерло в Москве гораздо менее чем в самое благополучное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010