Он осудил религиозное воспитание народа, в силу которого обрядность и суеверие брали верх над благочестием, тем более что подобное направление вредило и государственной жизни. Подобный взгляд на воспитание Петр выразил в указе Синоду 277 , которым предписывал ограничить обрядность и разъяснить народу прямой путь спасения: «понеже всю надежду кладут на пение церковное, пост, поклоны и тому подобное, к них же строение церквей, свечи и ладан». Сообразно с таким взглядом издан Регламент, в котором изложены правила относительно религиозного воспитания народа. Регламент есть колкая сатира на простодушную религиозность русских и некоторым образом напоминает протестантские начала. В дополнении к Регламенту предписано проповедовать о главных истинах веры, а также о суеверии, вымышленных чудесах, видениях, снах, устных и письменных заговорах, разделении дней на счастливые и несчастливые. Руководствуясь Регламентом, Синод издал постановления против обрядности – крестных ходов, хождения с образами, дорогих окладов на иконах, умножения часовен, годичного хранения артоса, Богоявленской воды и т. под. 278 . Особенно строго преследовалось законами суеверие. Распространителям вредных государству суеверий назначена смертная казнь; разглашающим чудеса и видения – телесное наказание и ссылка на галеры 279 . «Излишняя ревность, говорит Соловьев, возбуждала ропот в людях и несуеверных, боявшихся переступления должных границ в стремлении очищать общество от суеверий». Действительно, даже Сенат заметил, в 1722 году, «что от разоренных часовен разбросаны кресты, и главы валяются без призору, от чего происходит большой соблазн; также и крестных ходов не следует отменять» 280 . Осудив обрядовую религиозность народа, Петр коснулся, в своих реформах, и монашества, представителя русского благочестия. Мы видели, что жидовствующие первые отвергали монашество – идеал русского благочестия. Вслед затем Максим Грек и его почитатели, например князь Вассиан, осуждали лобостяжательность монахов, владевших селами 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

И потому мы не отдадим наши святыни и надеемся, что те, кто приняли этот, вне всякого сомнения, беззаконный закон, осознают сей факт как можно скорее и отменят свое решение, дабы спасти тем самым честь правительства и президента, честь нашего государства и, что важнее всего, честь самой Черногории. В нашей истории подобные народные волнения всегда завершались очень грозными событиями и потрясениями. Сегодня мы наблюдаем, как впервые за XX и XXI век народ наш вернулся к истинному и подлинному поведению народа Божия, того народа, в гласе которого слышится глас Живого и Вечного Бога, а в этом и заключается главный смысл наших крестных ходов. И мы продолжим их до тех пор, пока глас народа Божия не будет услышан нашими правителями, если они действительно народные властители, а не представители демонократии – сатанинской власти, которая, к сожалению, управляла прежде всего славянскими народами со времен Ленина и Сталина до Иосипа Броз Тито. И Маркс, как известно, тоже был сатанистом, были и другие. Есть они и сейчас и даже находятся во главе отдельных государств. И теперь есть опасность того, что демонократия может (не дай Бог!) отравить европейские народы и все народы мира. Но наша народная душа-христианка остается здравой, неиспорченной и дух правдолюбия, боголюбия, истинолюбия и народолюбия сохраняется в ней и управляет ею. Благодаря не нам, но святому Василию Острожскому, святому Петру Цетинскому, Петру Ловченскому Тайновидцу. Закон, против которого борется наш народ, родился из греховного желания потакать своим страстям – тщеславию и властолюбию. И да исчезнут подобные законы во всем мире, а особенно в Черногории, бытие которой испокон веков основывалось на Божием законе и любви, на братской любви и согласии и на свободе. И мы преисполнены теперь духом свободы, носителем которого был и остается наш народ, что особенно проявилось во время этих крестных ходов. Такая свобода противится смерти и всему временному и тленному, неправде и всякой нечистоте. Она подготавливает людей не только к земному достоинству, но и к вечному, непреходящему достоинству. В этом и состоит призвание человека здесь, на земле, засвидетельствованное Христовой жертвой на Голгофе, ибо свобода приобретается жертвой, по слову Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»(Мф. 20:28). Так поступали и святые Божии люди, отдавая душу за народ свой, так поступал и святитель Василий Острожский, и Петр Цетинский, а также все достойные люди на протяжении истории и у нас, и во всем мире.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/my_bud...

– Ваше величество, – ответил митрополит, – Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения. Число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде крестных ходов. Утром 29 сентября царь вышел к народу возле Иверской часовни и повел своих подданных в Кремль, где помазанника встречал святитель на ступенях Успенского собора с такими словами: – Благочестивейший государь! Цари обыкновенно любят являться царями славы, чтобы окружать себя блеском торжественности, чтобы принимать почести. Ты являешься ныне среди нас как царь подвигов, чтобы опасности с народом твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое царское дело выше славы человеческой, поскольку основано на добродетели христианской. Царь небесный провидит сию жертву сердца твоего и милосердо хранит тебя, государь, да идет с тобою воскресение и жизнь! В то время распространились воспоминания Бурьена, личного секретаря Наполеона, в которых, в частности, рассказывалось о том, как Бонапарт в Яффе посетил чумной барак и пожимал руки своим солдатам, прежде чем отдать приказ врачам дать им яду, чтобы они не мучились от страшной болезни, а главное, ввиду того что к Яффе приближался неприятель. Восторженные поклонники Наполеона наперебой повторяли этот эпизод из жизни своего кумира, соотнося его с нынешней заразой в Москве и приездом государя в холерный город. Но уже имелись сведения о том, что воспоминания Бурьена – подделка. «Как же так? Ведь Бурьен еще жив!» – спорили восторженные. «Жив, но давно уже в доме для умалишенных и ничего не способен написать, – отвечали скептики. – Так что ваш Бурьен на поверку – Лжебурьен!» Действительно ли Наполеон посещал чумной барак, так и осталось неизвестно. А вот посещение Николаем холерной Москвы – неоспоримо. Пушкин, сидя в Болдине в карантине, написал великолепное стихотворение, в котором спорил со скептиками: Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! – Нет!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

П. С. 3. 31363. Ст. 184 прим. Т. 14 Уст. Ценз. по прод. 1876 г. Указ. Синод. 28 Января 1857 г.) Цензурный Комитет, учрежденный при Казанской Духовной Академии, ограничивается рассмотрением мелких сочинений, как-то: небольших рассуждений и слов. (Ст. 185 Т. 14 Уст. Ценз. Свод. 1857 г.) Духовные Цензурные Комитеты не должны принимать на рассмотрение свое сочинений не Духовного содержания. (Указ. 25 Июля 1853 г.) Книги относящиеся к нравственности вообще, даже и те, в которых рассуждения будут подкрепляемы ссылкою на Свящ. Писание или приведением слов из него, как на русском языке, так и на иностранном, подлежат рассмотрению светской цензуры; если же в сочинении нравственном встретятся места совершенно духовного содержания, относящиеся или к догматам веры, или к священной истории, то светская цензура передает их, отдельно от прочего, на уважение духовной цензуры и поступает сообразно ее заключению. (Ст. 38 Т. 14 Уст. Ценз. Свод. 1857 г.) Светская цензура входит равным образом в сношение с цензурою духовной всякий раз, когда может возникнуть сомнение, не подлежит ли книга в целости или отчасти рассмотрению той цензуры, хотя бы по прямому закону она и должна поступить на рассмотрение одной духовной цензуры. (Ст. 39 там.) Частным лицам в предпринимаемых ими изданиях календарей разрешается помещать церковные месяцесловы в таком объеме, в каком они печатались до 1869 г. в издаваемых Академией Наук календарях, с тем условием, чтобы помещаемые в частных изданиях имена святых, воспоминаемых в каждый день, а равно и указание постоянных и подвижных праздников православной церкви, крестных ходов, дней празднования чудотворных и местно чтимых икон, составляемы были сообразно с издаваемыми от Святейшего Синода месяцесловами, с точным обозначением источников, откуда сведения эти заимствованы. (Прим. к ст. 39 Уст. Ценз. по прод. 1876 г. ср. Указ. 14 Февраля 1866 г.) Руководствуясь предыдущей статьей, Цензурные Комитеты обязаны со всевозможной тщательностью и должным вниманием рассматривать в поступающих рукописных календарях тот их отдел, который заключает в себе указания дней святых, постоянных и подвижных праздников православной церкви, крестных ходов, а также дней табельных и высокоторжественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Священники с таким же вниманием и точностью как в церкви должны производить молитвословия по домам прихожан, совершать крестные ходы и переносить св. иконы (уст. дух. конс. ст. 36). Примечание. Благочинные не должны допускать новых крестных ходов (инстр. благ. § 21). Вновь учреждаемые крестные ходы разрешаются Св. Синодом. Из церквей дозволяется брать иконы в частные дома, но не иначе, как на руках или в каретах и без громогласного на улице пения (уст. о пред. и пресеч. прест, ст. 17. т. XIV Свод. Зак. изд. 1890 г.). 71 . Губернаторы, местная полиция и вообще все места и лица, имеющие начальство по части гражданской или военной обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, клонящиеся к нарушению должного уважения к вере или же общественного спокойствия, порядка и благочиния (уст. о пред. и прес. преет, ст. 1, Свод. Зак. т. XIV изд. 1890 г.). А потому полиция наблюдает, чтобы близь церквей, особливо во время службы не было на улицах крику, драки и вообще никакого бесчинства, а также в городах и селах в воскресные, праздники, торжественные и храмовые дни, прежде окончания в приходской церкви литургии не были начинаемы игрища, музыка, пляски, пение песен по домам и улицам, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения. а торговые лавки (исключая тех, в коих продаются съестные припасы и корм для скота) и литейные дома не были открываемы (там же ст. 18 и 14 и ст. 1382 т. II Свод. Зак. изд. 1876 г.). Примечание. Воспрещение продажи вина во время совершения в церквах литургии не распространяется на гостиницы, подворья, меблированные комнаты, собственно трактиры, ресторации и постоялые дворы (кас. реш. 1866 г. 372, 618 и ст. 329 пит. уст., изд. 1876 г.). Запрещается устраивать шалаши для продажи съестных припасов и напитков внутри церковных оград (реш. кас. депар. 1869 г., 1032 и 1871, 959 и 977). 72 . Полиция наблюдает за сохранением благочиния во время церковных торжеств, крестных ходов, водосвятия и тому подобных установленных обрядов (уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будем надеяться, что это наведение порядка не будет осуществляться политически пристрастно, и что люди наконец начнут чувствовать ответственность за свои действия. Когда меня спрашивают – вы за поправки в закон о митингах или против, – приходится отвечать, что в таких ситуациях только глупец может сказать: «да всему» или «нет всему». Мне кажется, что принятие изменений в закон — это шаг в правильном направлении, но и законодатель, и правоприменитель должны помнить, что массовые мероприятия — это не только политические митинги, но и богослужения, и концерты, и народные торжества, а иногда даже свадьбы и похороны. Поэтому, возможно, в будущем стоит посмотреть на практику правоприменения и, может быть, сделать различия между политическими и неполитическими акциями. Правда, при этом нужно будет исключить злоупотребления неполитическими акциями в политических целях. Мы помним, когда под видом крестных ходов шла агитация за одного из кандидатов в президенты Украины, а публичные молитвы на Майдане во время «оранжевой революции» имели явную политическую подоплёку. Но при этом есть и существенная разница между политическими и неполитическими мероприятиями. Я надеюсь, что в будущем законодатели и правоприменители её разглядят. Что касается процедуры согласования крестных ходов и иных богослужебных мероприятий, пока закон ещё не применялся, и какова будет практика его применения, сказать пока сложно. Самые ближайшие месяцы покажут это, и тогда станет ясно, стоит ли предлагать в связи с этим поправки либо в этот закон, либо в закон о свободе совести.  Подготовила Ксения Кириллова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 декабря, 2019 16 октября, 2019

http://pravmir.ru/prot-vsevolod-chaplin-...

В июне 1916 г. в г. Пошехонье вышла кн. В. «Пение во время крестных ходов», где особое внимание уделено пению догматиков местным вариантом знаменного распева (особенность крестных ходов в Ярославской епархии). В. указал принцип изучения догматиков (от простого к сложному), порядок строк и частей строк в их связи, удобной для изучения (объявление об этом изд. см.: Приходская жизнь. 1916. Июнь. 6. С. 375-378). В 1929 г. он был лишен избирательных прав и подвергся раскулачиванию, после чего жил в нищете, зарабатывал переплетением книг. В. был женат, имел 7 детей. Последние годы жизни провел в доме дочери Елизаветы в с. Семёновском под Ярославлем. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-2423. Оп. 1 Д. 293: ... Списки лишенцев Ярославского р-на; Оп. 2. Д. 807 (личное дело); Ф. 230. Оп. 2. Д. 1991. Л. 54-57; Д. 4041. Л. 45-50 об.; Д. 5503. Л. 90-96; Д. 5564. Л. 72-77, Д. 5448. Л. 195-204, 383-402; Д. 4140. Л. 72 об.- 73. Соч.: Деятели в области теории и практики рус. церк. пения: Био-библиогр. очерки. М., 1899; Сельский регент о «Всенощном бдении» свящ. В. Зиновьева//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1909. 12. С. 231-233; Дьячковские напевы и хоровое церк. пение: (Из писем сельского регента)//Там же. 1909. 33. С. 664-667; Певческая памятка о св. Димитрии Ростовском//Там же. 1909. 43. С. 888; Проект певч. учреждений для Ярославской епархии//Там же. 1911. 44. С. 888-892; Мечты о мерах к поднятию церковно-певческого дела в приходе//Там же. 1916. 17. С. 315-318; Первые шаги обучения простому церк. пению в нач. школах//Там же. 1916. 21. С. 409; 22. С. 520; 27. С. 542; 28. С. 569; 29. С. 592; Отношение к местным церк. напевам в епархии и сельском приходе//Там же. 1916. 24. С. 473-479. Лит: Воскресенский В. «Певческие листки»//Приходская жизнь. Ярославль. 1915. Дек. С. 830; Огурцов Н. 20 лет на ниве народной//Голос. Ярославль. 1915. 280. С. 3-4; он же. «Певческие листки», 19-24//Там же. 1916. 138. С. 4; Просветительский кружок//Там же. 1917. 125. С. 4; Кормилицынская школа//Изв. Яргубисполкома. 1919. 35. С. 4.

http://pravenc.ru/text/155546.html

9:21 Маршрут «Дорога в Лавру» и другие российские пешие маршруты 12:07 Трек с информацией о Пути и точки маршрута 17:45 О встречах в Пути 25:39 Опыт и эмоции после Пути 26:53 История о местном самоуправлении в Каргопольском районе 32:05 Как развивать местное самоуправление? 48:15 Русский народ жив! 53:10 Перспективы и планы проекта 58:48 «Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней проездиться» 1:01:00 Заключение Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Сомнительные движение Не понятно, откуда взялось это движение и для чего его пропагандировать РНЛ? Мне лично удалось наблюдать группу «движения великого северного пути» в июне этого года, совершавшую переход от Троице-Сергиевой лавры до Гефсиманского скита. Должен сказать, что на меня они произвели весьма странное впечатление. В синих майках (у меня осталось даже мною сделанное их фото у гостиницы Лавры) с изображением сзади скелета обглоданной рыбы. Мне даже подумалось, что это сатанисты совершают свои переходы наподобие крестных ходов. Не удивлюсь, если эти «православные» скрытые сектанты, а целью их пропагандируемых переходов является замена православных крестных ходов на турпоходы экуменического характера по России. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/rnl_tv/2021/12/22/vel...

Первые совершаются по заведенному порядку, для вторых требуется на всякий раз особое разрешение. В католической церкви религиозные процессии весьма распространены. В католических пастырских богословиях им отводится большое место, с описанием разных видов этих процессий, их ритуала и всех, даже мельчайших, подробностей их совершения, с указанием места каждому участвующему в них. Строгая система и внешний порядок, являющиеся характерными особенностями римско-католического исповедания, отличают и католические религиозные процессии, делая их действительно стройными, величественными, производящими сильное впечатление. В Православной Церкви крестные ходы совершаются реже. Но в последнее перед революцией время в Русской Церкви они стали чаще и чаще совершаться, причем начал получать все большее и большее распространение особый вид крестных ходов – паломнический, к каким-либо чтимым св. местам, куда, за 20–30, даже 80 километров, в преднесении св. креста, хоругвей и святых икон, в предшествии духовенства, иногда с епископом во главе, с непрерывающимся пением устремлялась многотысячная толпа. На неизбежных при столь длинных переходах остановках служились молебны, произносились проповеди. По прибытии к месту назначения, там совершались торжественные богослужения, за которыми многие из участников хода, как и тут присоединившиеся к ним, говели – исповедовались и причащались. Религиозный подъем и воодушевление при этих крестных ходах достигали высочайшей степени. Правительство, оценившее значение их, оказывало всякое содействие, охраняя порядок, устраивая на пути заблаговременно помещения для ночлега, питательные пункты, санитарную помощь и даже наряжая подводы для перевозки больных и ослабевших. Такими крестными ходами стяжал себе большую известность и любовь народную священномученик нашего времени, Петроградский митрополит Вениамин, в бытность свою викарием в течение каждого лета совершавший по нескольку таких крестных ходов. В полном облачении, с митрой на голове и архиерейским посохом в руках, он – было несколько случаев – проходил во главе крестного хода по восьмидесяти километров. Пример неутомимого, смиренного и истинно благочестивого святителя еще более усиливал впечатление от крестного хода.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Соборная молитва никогда не оставалась без добрых плодов, особенно когда молитва носила покаянный характер и выражала преданность воле Божией. Народ знает духовную пользу крестных ходов и потому так любит их. Если бы они множество раз не пролили дождь на иссохшие нивы, не притупили косу смерти во время эпидемий, не вернули мир во время смут, разве народ любил бы так крестные ходы и разве носил бы так ревностно кресты по городам и селам? У мусульман нет крестных ходов. Однажды в период турецкого ига в неком македонском городе произошло одно незабываемое событие. Была страшная засуха. Турки попросили христиан пройти крестным ходом, и народ во главе с владыкой и духовенством двинулся крестным ходом к источникам за пределами города. В одной процессии шли мусульмане, а в другой – христиане. Молитвы еще не были прочитаны до конца, когда небо затянулось облаками и хлынул такой ливень, что молящиеся вмиг разбежались по домам. От Господа мир тебе и благословение. Письмо 140 отцу, о злосчастном приданом Господь благословил тебя единственной дочерью. И ты безумием своим погубил этот дар. Ты вбил себе в голову, что для ее счастья достаточно лишь большого приданого. Ты не заботился о том, что приносит человеку истинное счастье в жизни,– о воспитании, свойствах характера, о сердце и душе. Ты копил и копил деньги. Ты думал: чем больше приданое, тем надежнее счастье. Ты старался собрать как можно больше денег и купить самого дорогого зятя. К этой безумной мысли ты прибавил еще и дурное дело. Когда умер твой сотрудник, ты с помощью подлога присвоил часть его заработка и оставил без хлеба его вдову и сирот. Ты наполнил сундуки дочери приданым, а свою душу – неправдой. На безумии и беззаконии строил ты счастье своего самого дорогого существа, ради которого ты жил и работал. Что же удивительного в том, что здание, возведенное на таком основании, рухнуло и придавило тебя и твою дочь? Ты забыл, если и знал когда-то, что небеса строго наказывают безумие и неправду. Женихи, падкие на деньги, осаждали твой дом. И одному их них, твоему “единомышленнику” в любви к деньгам, удалось повенчаться телом с твоей дочерью, а душой – с твоими деньгами. Но и года не прошло, как однажды ночью твоя любимица прибежала к дверям родного дома, окровавленная, растерзанная и опозоренная. Пьяный муж избил ее и выгнал из дома, беременную, и бежал с твоими деньгами. Сейчас ты нянчишь внука рядом с постелью своей дочери, которая тяжело больна туберкулезом, и врачи рекомендуют ей поселиться в Альпах. А у тебя теперь нет денег на Златибор, не говоря уже об Альпах. Проклиная зятя, ты спрашиваешь, есть ли на свете правда Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010