Владимир Сергеевич Мартышин, член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, директор Ивановской на Лехте школы (Борисоглебский р-н Ярославской области), представил доклад к 400-летию преставления преподобного Иринарха «Значение духовного наследия святого для наших дней». Автор отметил, что кротость и смирение, которых достигали наши святые предки, сегодня непостижимы, но к этому образцу необходимо стремиться, пример Макария Калязинского и Иринарха-Затворника вдохновлял людей на объединение в самые тяжёлые времена. Владимир Сергеевич подчеркнул, что такие люди, как Предподобные Макарий и Иринарх внесли свой вклад в сохранение Отечества не только и не столько делами, сколько одним своим высоким образом подвижнического жития. Их жизнь - неисчерпаемый источник для воспитания в настоящее время. В продолжение рассказа о преподобном Иринархе Ростовском Сергей Николаевич Козлов, руководитель видео-студии «Орнамент» (Калязин) показал свой фильм «Зачем идём...» Иринарховский крестный ход - вековая традиция, возобновлённая на Ярославской земле, - собирает тысячи паломников ежегодно. Сергей Николаевич также напомнил о том, что до революции подобный Крестный ход совершали и наши земляки, и о необходимости такие крестные ходы возродить. Тему продолжила Анна Петровна Малова, старший научный сотрудник Кашинского краеведческого музея, филиала ТГОМ (Кашин). В докладе «Калязин-Кашин. К истории крестных ходов и паломничеств». Автор отметила, что исторически святые Макарий Калязинский и Анна Кашинская не делились православными двух городов, но равно почитались как свои покровители и в Калязине, и в Кашине. Подтверждение тому находим и в существовавшей до революции в Кашине церкви преподобного Макария, и в истории крестных ходов 1909 года по случаю второго прославления Анны Кашинской, в которых принимали участие калязинцы. Самый же последний из зафиксированных документами крестных ходов, согласно изысканиям Анны Петровны, состоялся в 1924 г. Ряд докладов, касающихся истории выдающихся семейств Кашинской и Калязинской земли, раскрывает историю Отечества и родной земли с иной стороны. Здесь мы можем попробовать взглянуть на события истоического масштаба через призму судеб живших в те времена людей, причём на протяжении нескольких поколений.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Меры к сохранению трезвости и благочиния в народе в соседстве церквей и монастырей, во дни храмовых праздников, во время крестных ходов и вообще в часы богослужений Св. Синод, во ограждение трезвости и благочиния в народе, желал объявить указами, чтобы во время крестных хождений, пока оные не возвратятся от церквей к своему месту, кабаков вовсе не ставить в окрестностях тех монастырей и церквей, куда, по случаю праздников, бывают крестные ходы. Но правительствующий Сенат не уважил сего представления, а только указом от 11-го июля 1743 года объявил, чтобы во время крестного хождения, при монастырях и при знатных приходах, в храмовые праздники, до совершения литургии и возвращения крестного хождения, на кабаках питейную продажу удержать, и продавать те питья по окончании литургии и по возвращении крестного хождения, – чего смотреть от полиции (П.С.З. XI 857– 858, 8759)». Св. Синод настаивал, чтобы кабаки, построенные вблизи монастырей и церквей, снесть на отдаленные места, также – чтобы в случающиеся праздники и ярмарки совсем воспрещено было ставить кабаки близ монастырей и церквей: ибо-де оные угрожают «крайним соблазном и развращением монашеского жития, в церквах же де, в которых приносится Господу Богу страшная и бескровная жертва, в построенных близ их кабаках, обыкновенно, бывает всякий шум, драки и скаредные песни». Но правительствующий Сенат, указав на свое предыдущее распоряжение, ограничился только его подтверждением, прибавив к тому, чтобы, во время крестного хождения и отправления Божественной литургии, на улицах никаких криков, и драк и никакого бесчинства не было, – чего смотреть от полиции накрепко; и кто в том пойман будет, таковых штрафовать. А снести кабаки на отдаленные места от монастырей и приходских церквей Сенат не согласился, потому что «от того будет казенный убыток и, от недобора, в положенных расходах учинится, конечно, недостаток (П.С. З. Х1, 947, Так злая мысль Бироновщины основать интересы казны на развитии питейной продажи не совсем исчезла и в царствование Императрицы Елисаветы Петровны. Читать далее Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В древней Византии были особенно распространены разного рода литании, т. е. крестные ходы по улицам города из одной церкви в другую или к другим, имевшим какое-либо религиозное или церковно-политическое значение, пунктам столицы. Такие литании были, как постоянные, совершавшиеся по поводу каких-либо выдающихся событий церковной, политической и общенародной жизни, так и временные, т. ск., экстраординарные, вызывавшиеся, чаще всего, теми или иными случаями общественных бедствий. Обычай совершать общественные богомоления, сопровождающиеся, притом, крестными ходами, от древней Византии, был унаследован и нашими предками, и стал пользоваться среди них не меньшей любовью, чем, как это было у религиозных жителей Константинополя. Наша древняя первопрестольная Москва служит тому красноречивым подтверждением. Здесь, в настоящее время, совершается ежегодно, в определенные дни, до двадцати больших крестных ходов, и большинство из них имеют древнее установление. То же самое можно наблюдать и в других, особенно, северных городах и селениях России. И здесь, большая часть крестных ходов имеет за собою почтенную давность. Да и в настоящее время одним из самых излюбленных способов выражения народного религиозного воодушевления являются так же крестные ходы, привлекающие громадное количество молящихся, жаждущих насладиться духовным торжеством. И во дни испытаний, каких-либо общественных бедствий, (бездождия, морового поветрия и пр.) наш, в особенности, простой народ по деревням, считая эти бедствия проявлением гнева Божьего, наказанием за грехи и средством вразумления, первым своим делом считает обращение к Богу с пламенной молитвой, и обращение – массовое, всем населением той или иной местности. И в этих случаях, выражением религиозного подъема народного духа, являются крестные ходы, или, по-древнему, литании. Нам, живя в деревне, не раз приходилось наблюдать, как в период долгого бездождия, или во время эпидемии, собирается сельское общество на сход, и первым постановлением такого схода бывает: идти к священнику с просьбой поднять иконы, т. е. совершить крестный ход по нивам (во время засухи) или вокруг селения (при моровом поветрии).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

После молебна на Владимирской горке состоится крестный ход в лавру 27 июля. ПРАВМИР. Накануне во время брифинга, посвященного освещению мер безопасности во время Всеукраинского крестного хода в Киеве, министр внутренних дел Арсен Аваков разъяснил ситуацию вокруг организации охраны участников молебна и праздничного шествия в центре города. В начале своего выступления министр отметил, что во вторник была достигнута договоренность с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием относительно организации участников Крестных ходов сегодня вечером. «Сейчас верующие остановят этот ход, сядут в автобусы и проследуют к месту ночевки», — отметил Арсен Аваков. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Он подчеркнул, что в полной координации с мэрией Киева и Национальной гвардией правоохранители в состоянии обеспечить порядок праздничных мероприятий на Владимирской горке и по маршруту следования Крестного хода до Киево-Печерской Лавры. «Всякий гражданин может прийти на этот молебен, и мы обеспечим его безопасность там. Доступ к Владимирской горке будет проводиться через соответствующий контроль безопасности, который будет включать в себя около 20 рамок металлоискателей. Кроме того, будет проводиться личный просмотр сумок и рюкзаков», — сказал министр МВД, объясняя меры предосторожности опасением, чтобы «из молебна сделали провокацию». Также Арсен Аваков рассказал, что после молебна состоится крестный ход в лавру и выразил надежду, что молитвенное шествие пройдет, как и в прошлом году «спокойно и без эксцессов». Начальник ГУ МВД в городе Киев Андрей Крищенко рассказал, что мэрия столицы выделила автобусы, которые завтра утром довезут всех паломников из Киевской области на Владимирскую горку. «Пешей ходы, которая изначально планировалась — не будет», — сказал он касательно объединения крестных ходов на Европейской площади, которое планировалось провести перед молебном. В свою очередь Арсен Аваков добавил, что транспортные средства будут сопровождаться полицией. «Полный контроль всех приезжающих автобусов — никаких там ни боевиков, ни сепоров, ни вооруженных головорезов — давайте мы все это отложим в сторону», — заявил министр МВД. Он также добавил: «Очень важно — я обращаюсь ко всем патриотам — не дать превратить этот религиозный ритуал в провокацию масштаба всей страны. Давайте дадим этой ситуации возможность пройти в русле нас».

http://pravmir.ru/mvd-ukrainyi-krestnogo...

Во время этих крестных ходов впереди процессии несен был диаконом или клириком высокий крест, который и назывался stationales; носивший же этот крест, назывался на востоке, иногда и на западе – σταυροφρος, но на западе, чаще – draconarius, т. е. знаменосец (на воинском знамени римлян изображался дракон). Св. Златоуст любил такие крестные ходы и нередко упоминает о них в своих беседах. «Как некогда, – говорит он в одной беседе, – из всех окрестностей сходились люди в город; так теперь на праздник мучеников, почивающих в окрестностях города, весь город исходит в эти окрестности». В беседе о св. мученице Дразиде он делает прекрасное сравнение такого исхождения христиан к гробам мучеников с выходом стад после зимы на поле. «Благоразумные пастыри, когда, после долговременной зимы, заметят, что лучи солнца становятся ярче и дни теплее, то изводят стада из овчарен на пастбища. Подражая сему, и добрый пастырь наш изводит ныне священное и духовное стадо Христово в сии духовные пастбища. Ибо, хотя стада насыщаются и стоя у яслей в овчарнях, однако, гораздо больше пользы и наслаждения получают на пастбищах, насыщаясь свежею зеленью, вдыхая чистый воздух и находясь под благодатной теплотою солнечных лучей, среди полей, усеянных цветами. Но не для стад только полезно подобное исшествие, а и для нас: ибо, хотя и внутри городов и селений предлагается нам духовная трапеза, однако ж, чувствуется некоторое особенное наслаждение от настоящего исшествия нашего к гробницам св. мучеников, и не только наслаждение, но и польза – не потому, что мы вдыхаем здесь свежий воздух, слышим журчание светлых источников и созерцаем поля, испещренные цветами, но потому, что внимание наше устремлено к созерцанию подвигов св. страстотерпцев, что мы приседим у сих источников благодати Св. Духа и созерцаем тела, точащие духовные дарования». Были крестные ходы по случаю перенесения мощей мучеников, также по случаю основания церквей, первоначально строившихся также над гробами мучеников. Но, кроме крестных ходов в воспоминание, в честь мучеников, были еще крестные ходы к крещальням или крещальным церквам, стоявшим, большей частью, при реках, озерах, ключах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Кроме того, благодаря усилиям и работе членов Комиссии были достигнуты следующие результаты: - подготовлено принятое 11 августа 2003 г. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности». Данным Постановлением Правительства РФ существенно сокращен список социальных показаний для искусственного прерывания беременности. В перспективе же планируется добиться и вовсе отмены перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности. Соответствующее совместное обращение, подписанное мною и заместителем Министра здравоохранения РФ Т.И.Стуколовой, было направлено в Государственную Думу Российской Федерации; - кроме того, было подписано письмо о взаимодействии органов управления здравоохранения субъектов РФ и Русской Православной Церкви. Данное письмо было направлено представителям Минздрава РФ в федеральных округах и органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также во все епархии на территории России. - по инициативе членов Комиссии в Москве организован Центр психологической помощи беременным в целях снижения количества абортов в столице; - в рамках деятельности Комиссии создана рабочая группа по изучению опыта взаимодействия медицинских и религиозных организаций в сфере оказания помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией; - на одном из заседаний Комиссии были рассмотрены материалы, касающиеся организации и проведения многодневных крестных ходов в различных епархиях Русской Православной Церкви. Данная информация была востребована Министерством здравоохранения РФ в связи с намерением улучшить и усовершенствовать организацию медицинской помощи участникам крестных ходов. По инициативе Министерства здравоохранения РФ труды целого ряда представителей Русской Православной Церкви, среди которых иерархи, клирики и миряне, были отмечены медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением». Награждение состоялось 17 апреля 2003 года. В ведении Отдела находится Свято-Алексиевская Центральная клиническая больница Московского Патриархата, в которую больные поступают как через службу «Скорой помощи», так и через Отдел по церковной благотворительности. Качественное улучшение и дальнейшее расширение деятельности общецерковной больницы и душепопечение пациентов, дальнейшее совершенствование лечебно-диагностической работы, рациональное использование коечного фонда и повышение квалификации персонала больницы – таковы основные задачи, которые успешно решались администрацией и коллективом больницы в 2000-2004 годах.

http://sedmitza.ru/lib/text/429553/

Международные молодежные фестивали в Санкт-Петербурге, Витебске и Крыму июля 2008 11 июля в Санкт-Петербурге начинается международный проект «Русь Православная», состоящий из молодежных фестивалей, концертов и крестных ходов, последовательно проходящих в России, Беларуси, Украине. Проект «Русь Православная» символизирует традиционную дружбу народов России, Украины и Беларуси и единство исторической Руси. 11 июля в Санкт-Петербурге начинается международный проект " Русь Православная " , состоящий из молодежных фестивалей, концертов и крестных ходов, последовательно проходящих в России, Беларуси, Украине. Проект " Русь Православная " символизирует традиционную дружбу народов России, Украины и Беларуси и единство исторической Руси. Россия 1.    Международный фестиваль-форум соотечественников " Русский Царьград " 11-13.07 Кронштадт 2.    Крестный Ход - " Царский Путь " 14-16.07  из Кронштадта в Царское Село 3.    Фестиваль традиционной русской культуры " Русский лад " 18-25.07 Царское Село Беларусь 1.    Молодежный православный фестиваль - " Одигитрия " 1.08 - 04.08, Витебск 2.    Крестный ход из Белой Руси в Великую Русь 05-10.08 Витебск - Смоленск Украина 1.    Концерт-акция в Киеве, посвященный празднику Крещения Руси 13.08 2.    Фестиваль " Небо славян " и концерты духовной и патриотической песни в городах Крыма  и на кораблях ВМФ. Крым, Севастополь. 15-28.08 г. Во всех мероприятиях будут принимать участие граждане России, Украины, Беларуси, выражая этим свою сопричастность к идее единства славянских народов на основе православных ценностей и общих исторических корней. Акции проводятся под единой символикой, подчеркивающей общую идею всех мероприятий. Духовник проекта - архимандрит Назарий, Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, председатель Славянского Молодежного Союза, www.c-m-c.ru Координатор - Шаров Сергей Николаевич, т. +7-911-711-2930, +7 (812) 577-4446, Зав. отделом по связям с внецерковными организациями  Александро-Невской Лавры,     e-mail: anlavra@mail.ru

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

Общество Все рубрики Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко: Вооруженного человека нельзя безнаказанно унизить Мне кажется, что можно начать с того, чтобы разрешить носить оружие тем, кто носит мундир и принимает присягу - военным и сотрудникам правоохранительных органов. Быть при оружии офицер должен всегда, ведь он принимает присягу на всю жизнь, а не только на рабочий день. Что касается гражданских лиц, то, я думаю, должно пройти два-три поколения, прежде чем можно было бы и гражданскому человеку разрешить носить оружие. Редакция " Правмира " Уманская епархия: битва против суеверий Болезненной является проблема самовольных крестных ходов, «Чинов покаяния», Чинов «принятия присяги царю», а также дискриминации некоторыми верующими храмов в зависимости от того, принял приход храма Единый государственный регистр предприятий и организаций Украины или нет. Организаторы и вдохновители этих мероприятий фактически превратились в харизматических лидеров, вокруг которых сгруппировались духовно незрелые христиане. Протоиерей Александр Ильяшенко: Вооруженного человека нельзя безнаказанно унизить Мне кажется, что можно начать с того, чтобы разрешить носить оружие тем, кто носит мундир и принимает присягу - военным и сотрудникам правоохранительных органов. Быть при оружии офицер должен всегда, ведь он принимает присягу на всю жизнь, а не только на рабочий день. Что касается гражданских лиц, то, я думаю, должно пройти два-три поколения, прежде чем можно было бы и гражданскому человеку разрешить носить оружие. Протоиерей Александр Ильяшенко Уманская епархия: битва против суеверий Болезненной является проблема самовольных крестных ходов, «Чинов покаяния», Чинов «принятия присяги царю», а также дискриминации некоторыми верующими храмов в зависимости от того, принял приход храма Единый государственный регистр предприятий и организаций Украины или нет. Организаторы и вдохновители этих мероприятий фактически превратились в харизматических лидеров, вокруг которых сгруппировались духовно незрелые христиане. Редакция " Правмира "

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/an...

Новости На Рождественских чтениях заявили о начале нового церковно-общественного проекта 01.02.2016 11:56 Москва, 1 февраля. 26 января Центр межрегиональных программ и проектов совместно с Высшей школой правоведения Института государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) успешно провёл секцию «Крестный ход: история, современность и развитие». Она прошла третий год подряд в рамках Международных Рождественских образовательных чтений и собрала представителей Русской Православной Церкви, органов власти, общественности, сообщили организаторы. К собравшимся обратились секретарь Вятской епархии священник Виталий Лапшин, депутат Государственной Думы ФС РФ Олег Дорианович Валенчук, председатель правления Центра межрегиональных программ и проектов Сергей Сергеевич Карнаухов, заведующий Высшей школой правоведения ИГСУ РАНХиГС Олег Владимирович Зайцев, ключарь Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Алексий Исаев. Интервью о. Виталия Лапшина ТК " Союз " По словам О. Д. Валенчука, прохождение крестного хода – это духовный подвиг, очищающий и сплачивающий людей. Отец Виталий Лапшин, специально приехавший на конференцию из Кирова, рассказал об особенностях организации Великорецкого крестного хода – самого массового в православном мире. О.Зайцев отметил, что проведение конференции в рамках Рождественских чтений для РАНХиГС необычно, но очень ответственно и почётно. Отец Алексий Исаев поделился опытом проведения крестных ходов в условиях большого города. С. С. Карнаухов анонсировал создание Общественного совета по проведению крестных ходов, который позволит вывести крестоходное движение России на качественно новый уровень и объединит усилия епархий, органов власти, общественных активистов. Проект получит звучное название «Россия идёт». Информационным органом проекта станет уже созданный портал крестные-ходы.рф , благодаря которому любой человек (в т. ч. люди с ограниченными возможностями) получит исчерпывающую информацию о проводимых крестных ходах, возможность забронировать гостиницу, купить билет, при необходимости воспользоваться помощью добровольцев. «Этот проект будет способствовать популяризации таких мероприятий, – подчеркнул Сергей Карнаухов. – Крестные ходы – это одно из важнейших явлений, идентифицирующих нас как православную цивилизацию».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На материалах петербургских архивов можно дать оценку обозначившемуся в 1933-1934 гг. переходу местных советских властей от методов прямого административного закрытия церквей к менее радикальным методам подавления церковной жизни. На очередном совещании инспекторов культа города Ленинграда в связи с «антипасхальной кампанией» 28 марта 1934 г. председательствующий на собрании заведующий Отдела адмнадзора Исполкома Неглюевич требовал: «Не разрешать служителям культа совершать хождения с молебном по квартирам, мотивируя отказ эпидемическим заболеваниями/гриппом/» . Характерно, что в 1934 г. для запрета священникам совершать молебны на дому у прихожан требовалось, хотя и лживое, но обоснование. Опытом организации осведомления поделился на этом собрании с инспекторами культов представитель ОГПУ Берендсон, он советовал: «Желательно из среды двадцаток иметь «своего человека», чем обеспечивается работа по наблюдению за деятельностью двадцатки» . Распространение тайных богослужений в 1934 г. стало значительной проблемой для государственных органов, поэтому представитель ОГПУ констатировал: «...установлено, что некоторые служители культов на частных квартирах совершают церковные службы, как бы  переходя в «подполье»» . По итогам работы инспекторов по культам в ходе «антипасхальной кампании» 1934 г. был составлен бюллетень «Итогов и мероприятий по наблюдению за проведением пасхальных служб в 1934 г.». Содержание этого документа дает преставление о состоянии церковной жизни в Ленинграде и отношении к ней властей. Торжественность пасхальных богослужений власти пытались снизить запретами на остановки во время крестных ходов, полным запретом предпраздничных крестных ходов и т.д. . В качестве положительного примера работы местных антирелигиозных организаций в бюллетени упоминается опыт проведения антипасхальных акций в городе Детское село . Там «... на улицах города был устроен карнавал с музыкой и танцами, собравший массу народа и отчасти отвлекший молодежь от церквей... Против Екатерининского собора на стене Горсовета был устроен экран и показывалась кино-картина» .

http://bogoslov.ru/article/411565

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010