Новгородский митрополит Киприян по поводу принесения в Красногорский монастырь св. иконы Грузинской, в грамоте поповскому старосте рождественскому попу Иерофею писал: «Ведомо нам учинилось, что в прошлом 7137 (1629) году августа 22 дня, в Холмогорском уезде на реке Пинеге на Черной горы, у Пречистыя Богородицы Похвалы поставил Георгий, прозванием Третьяк Лыткин, образ Пречистыя Богородицы чудотворной иконы Одигитрия, греческое письмо, обложен серебром, венцы, гривна, поле резью позолочены, оклад весь почестным золотом. К нему же тот образ Пречистыя Богородицы вывез из-за моря, из Персидской земли приказчик Степан Лазарев; в 1626 году в Персидскую землю тот образ Пречистыя Богородицы зашел. В то время Персидский царь Абасс-шах воевал Грузинскую землю, что исстари слыла Иверская, и в тоже время шаховы персидские Ассириане в Грузинской земли Божии церкви разорили и многие чудотворные иконы, а иные вывезли из Грузинской в Персидскую землю шаховы люди. Как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы от себя писал на Черную гору в монастырь Пречистыя Богородицы к игумену и братии и велел бы ты пред образом Пресвятой Богородицы Одигитрии во вся недели по вторникам петь молебны». Преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский во время пребывания своего в Москве по делам церковным, в 1697 году заказал для той чудотворной иконы серебряную чеканной работы ризу, которая в том же году и построена серебряных дел мастером Василием Клюкиным ценою 48 р. 5 алтын. По возвращению преосвященного из Москвы, новая риза руками его наложена на св. икону в крестовой церкви 21 марта 1698 года, в понедельник на третьей недели великого поста. Рассматривая лик её, преосвященный Афанасий нашел, что чудотворная икона Грузинская (Божией Матери) письма древнего греческого или грузинского, писана по сусальному золоту на плотной дубовой доске с выемкою посредине и выдавшимися плоскою рамкою полями; в середине нижнего конца лицевой стороны вышиблен жеребий с начертанием ноги Богомладенца, кверху заострённый, самая же доска расколота до верха от удара нанесённого неверными персами, – ругавшимися над святынею, – копьем или иным каким орудием. Когда и кем скреплена и исправлена св. икона, неизвестно; заметно только, что она писана была на цельной доске, и уже расколотая, как показано выше, скреплена впоследствии двумя липовыми нарвами, а вышибленное место заделано такою же вставкою и поправлено живописью. В тоже время преосвященный Афанасий своими руками чудотворную икону от пыли очистил и по краям обветшалые места исправил и, укрепивши серебряную с венцем ризу, другую сторону иконы покрыл золотом.

http://sobory.ru/article/?object=23774

Нужды Архангельской епархии, поправки развалившихся каменных церквей, достройка начатых, вызвали ходатайство. Преосвященный Варнава просил Сенат о дозволении сделать необходимые в епархии поправки старых каменных церквей и окончить начатые постройки новых в Холмогорах, на Глинском посаде, в Быстрокурской волости и в Красногорском монастыре. Просьба была уважена. На докладе Сената рукою Петра Великого написано: «Достроить с верным свидетельством и подписанием губернаторов или воевод, что подлинно не вновь». В 1723 году 22 августа, по благословению преосвященного Варнавы, протоиерей Холмогорского Спасского собора Иов положил основание каменного храма, который украшает ныне обитель Красногорскую. Постройка производилась сбором пожертвований, заносившихся в книгу, за подписью и скрепою преосвященного Варнавы, в начале которой он обращается к благотворителям, с такими словами: «Вашим милостям и преизящному благодетельству, доброхотным ктиторам и благоподатливым вкладчикам всех благ небесных и земных всеусерднейший желатель и слуга униженный, нижайший богомолец, всесмиреннейший Варнава архиепископ Холмогорский обще с вышеименованною братиею челом бию и нижайше кланяюся». – Но частные пожертвования не покрывали всех расходов, и постройка могла окончиться только при пособии казны. Движимая религиозным чувством и усердием к славе чудотворных икон Владимирской и Грузинской Божией Матери, императрица Анна Ивановна повелела отпустить на достройку каменного храма в Красногорский монастырь, из таможенных архангелогородских сборов, тысячу рублей, о чем, и дан был указ губернатору генерал-майору Шувалову в 1732 году. С тех пор под руководством деятельного строителя Иеромонаха Феодосия работа шла успешно: заготовлялся лес, открыт кирпичный завод выделывавший кирпич от 18–20 фунтов. Придельный храм чудотворной Владимирской иконы Божией Матери освящен в 1726 году, по благословлению преосвященного Варнавы, игуменом Иаковом с десятским священником Юрольского прихода Стефаном и диаконом Волоко-Пинежским Иваном Ботевым. Освящение же главного храма чудотворной Грузинской иконы Божией Матери происходило 22 марта 1735 года.

http://sobory.ru/article/?object=23772

Продолжение Божьего взора – Белый свет на две тысячи лет. Купола подо мною собора Голосами возносятся хора, В тихом звоне Твоем схоронюсь, Высока же ты, матушка-Русь! И под сводами этого звона, Будто в храме небесном стою. Вместо солнца сияет икона И всю Родину видит мою. Что там во поле светится За полуденным окном – В небе солнце колосится, Золотым звенит зерном! Переспевшая пшеница, А снопы его лучей В связке стали горячей! Сколько света, сколько хлеба! От сиянья благолеп, Это Он, сошедший с неба, Хлеб насущный. Божий Хлеб! Красная горка Помню в детстве – на Красную горку Всей родней мы на кладбище шли. И дорога казалася долгой, уходящей до края земли. И навстречу нам в день поминанья, На могилках родных погостив, Люди шли со святого свиданья, Все обиды друг другу простив. Шли нарядные взрослые, дети, И смотрела земля веселей. Никогда я не видел на свете Столько радостных вместе людей! В этот праздничный день поминанья О своем я молился отце… И небесного свода сиянье Я увидел на каждом лице. Тихой памятью солнце светило Всем идущим до края земли, И весь путь до заветной могилы Нам навстречу воскресшие шли. Молитва о России Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой! Стала священной И эта война… Встань на молитву, Родная страна! Встань же на битву, Коль Богу верна – Встань на молитву, Родная страна! Встань на молитву, Ты – воин Христов, Будь к обороне Отчизны готов! Враг наш невидим, Невидима брань. Грянь ты, Царь-Пушка, Царь-Колокол, грянь! Борют мя страсти, В неравном бою Грех отнял силу Былую мою. Дай покаянье, Слезами омый, Вновь на Россию Нагрянул Батый! Образ Пречистой, Как солнце, горит – «Встань на молитву!» – Душе говорит. Знаменьем крестным Врагу Ты страшна, Встань на молитву, Родная страна! Силой поклона И верой сильна, Встань на молитву, Родная страна! Не против крови И плоти та брань, Ты на молитву, Родимая, встань! В дыме кадильном Звенят стремена, Встань под знамена, Родная страна! Знамя хоругви Зовет нас в поход, Русь, собирайся На Крестный свой ход!

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Так и в таком виде принесена из Грузии в Красногорский монастырь святыня первых веков христианства. Черной горе явлено новое знамение благоволения Царицы Небесной. В явлениях, знамениях и чудесах от святых икон исходящих, верный залог Её любви и заступления православным. Для полноты славы и святости места Черной горы к чудотворному образу Владимирской Божией Матери, по особому указанию свыше туда принесённому, также изволением Божественным, из дальней страны переносится на север другая чудотворная икона Божией Матери, названная по имени страны, в которой до этого находилась (Грузинскою). И действительно, с тех пор слава о святости места возрастает! Красногорский монастырь прославляется обилием чудотворений, подаваемых от святых икон: Владимирской и Грузинской Божией Матери. Крепка вера православных в заступление Богоматери в посредстве её святых икон, и велики благодеяния, в разное время и различно чрез них изливаемые. Проявляющаяся в исцелении неисчислимых болезней, чудотворная сила Божией Матери произвела своё действие на умы и сердца верующих: слава о них распространилась, стечение богомольцев возрастало, а с тем вместе возвышалось и материальное благосостояние монастыря. Удостоившийся Божественного откровения, по которому св. икона принесена из Грузии на Черную гору, ярославский купец, Егор Третьяков Лыткин был и щедрым благотворителем Красногорского монастыря. Имея особенную веру к образу Богоматери, он воздвигнул новый (лучший первого) храм, украсил и снабдил его приличною утварью. В тот храм перенесены были и чудотворные иконы. Игумен Макарий, в просьбе о дозволении построить новый храм, писал митрополиту Киприяну, что прежний храм близок к разрушению и что в нем нельзя отправлять Божественные службы. Митрополит, разрешив постройку, велел заготовлять лес и всё потребное для храма, а старый храм разобрать, ненужные для постройки бревна и доски отвезти в реку или сжечь, пепел же опустить с камнем в воду, за тем даёт наставление освятить храм соборно, и с того дня в течение шести недель беспрерывно отправлять в нём Божественные службы.

http://sobory.ru/article/?object=23774

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки). Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть. Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений). Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе. Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим 2: 4).

http://pravoslavie.ru/5238.html

Златоустовская епархия защитила пять проектов, один из которых представляет собой программу по сохранению национальных традиций, художественных промыслов, культуры и языков народов, проживающих на территории Златоустовского городского округа, а также поддержке фестиваля «Хоровод дружбы». На реализацию этой программы будет выделено 1 695 814 рублей. В рамках проекта предусмотрена работа с учащимися младшего и среднего школьного возраста, направленная на укрепление межнациональной дружбы и единства нации. Основная цель проекта — объединение разрозненных мероприятий культурных центров в единую программу. В рамках программы предусмотрены: образовательные мастер-классы в школах-партнерах проекта по танцам, особенностям кухни и традиций народов Южного Урала; подготовка команд общеобразовательных учебных заведений к выступлению на итоговом летнем общегородском фестивале «Хоровод дружбы»; национальные мини-фестивали в школах; презентация национальных центров на межобластном фестивале «Красная горка»; летняя общешкольная программа по традиционным играм народов Южного Урала. Проект будет реализован по благословению епископа Златоустовского и Саткинского Викентия сотрудниками епархиального управления при участии Управления культуры Златоустовского городского округа и Дома дружбы народов. Победителем конкурса стал проект съемочной группы прихода преподобного Серафима Саровского г. Казани «Создание полнометражного художественного фильма к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне " Мин сине сагынам " » («Я скучаю по тебе»). Фильм рассказывает о семьях Татарстана, приютивших в годы войны эвакуированные семьи. В основе сюжета — истории жизни жителей Татарстана. Истории их трудов и подвигов, взаимовыручки, дружбы, любви, которые оказались выше территориальных границ, различий языков, традиций, менталитетов. Режиссер фильма — руководитель Театральной студии «Сказ» воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского Марина Мусиенко, продюсер — куратор социальных проектов прихода Татьяна Мерзлякова.

http://patriarchia.ru/db/text/5652250.ht...

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук. Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки). Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть. Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений). Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

http://pravmir.ru/knyaz-vladimir-i-drevn...

Через два дня произошло сражение в Фридрихсгамской бухте у берегов южной Финляндии. Шведский гребной флот, которым руководил лично Густав III, нанес большой урон россиянам – и те, потеряв 26 галер и 240 человек, отступили под защиту крепости Фридрихсгам (ныне Хамина). Прознав, что в крепости совсем небольшой гарнизон, король Густав предложил русским сдаться, но комендант Фридрихсгама Левашёв наотрез отказал. Шведы три часа обстреливали город с кораблей, а потом попытались высадить десант – безуспешно. Тогда Густав решил идти в Выборгский залив и дожидаться там своего парусного флота. Далее он рассчитывал высадить десант у Петербурга. Тем временем герцог Сёдерманландский пытаясь реабилитироваться за поражение под Ревелем, повел свою армаду на Кронштадт, чтобы атаковать русские силы там. Но напротив форта Красная горка неприятеля встретила русская эскадра адмирала Александра Ивановича Круза – ещё одного героя Чесмы. Красногорское сражение затянулось на два дня – 23-24 мая. Наученный горьким опытом, Карл Сёдерманландский на сей раз старался держаться на дальних дистанциях – по словам Круза, неприятель «спускался на такое расстояние, что ядра едва доставать могли, что заставило меня запретить стрелять». А утром 25 мая на горизонте показались паруса кораблей Чичагова, двигавшихся из Ревеля. Поняв, что ему грозит окружение, герцог спешно отдал приказ отступать. Шведы смогли вырваться на запад и спешно укрылись в Выборгском заливе. Там они соединились со своей гребной флотилией. Таким образом, в заливе сгрудились значительные шведские силы: 22 линейных корабля, 13 фрегатов и 366 более мелких судов – галеры, скампавеи, бригантины и боты. В распоряжении Густава III, принявшего на себя общее командование всем флотом, оказалось 3 тысячи орудий и свыше 30 тысяч солдат и матросов. Однако Чичагов и Круз, соединившись, блокировали шведов в заливе, плотно закрыв оба ведущих из него прохода. Совместно у них было 30 линейных кораблей, 11 фрегатов и 80 гребных судов, на которых размещались 21 тысяча матросов и солдат. Опасность грозила шведам и суше, где встали русские береговые батареи. Запасы воды и провианта у гордых скандинавов стали истощаться и Густав велел начать операцию прорыва. 21 июня подул благоприятный для шведов северный ветер и ночью они начали обстрел русских береговых батарей. 22-го в 7 утра шведская колонна устремилась в направлении западного выхода из залива.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/vyborg...

Праздников праздник настолько велик, что празднование его не вмещается в один день. Семь дней православные отмечают его, а пасхальное настроение поддерживается еще в течение сорока дней до праздника Отдания Пасхи. Что можно и чего нельзя делать в дни Светлой седмицы? В эти дни не положено ходить на кладбище, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение в эти дни. Люди — живые и усопшие — ликуют вместе с Ангелами, прославляя Воскресение Христово. Нужно в эти дни постараться отрешиться суеты, оставить мирские заботы и тревоги. Мир наполнен высшей духовной радостью о воскресшем Господе. Смерть побеждена, и нет места слезам и унынию! Не стоит в этот период, как и во всякий другой, предаваться объедению (как это нередко случается после длинного поста), пьянству, ругани, разврату, ссорам и т.д. Провести эти святые дни нужно достойно. В какой из дней Светлой седмицы раздается артос? Раздача артоса , то есть хлеба, который освящается на Пасху и лежит перед открытыми царскими вратами всю седмицу, совершается в субботу. Многие люди звонят в колокола на Светлой Седмице. Но уместно ли это? В честь Пасхи на Светлой Седмице позволяется звонить в колокола в неурочное, не богослужебное время: позаботиться нужно только о том, чтобы трезвон не попадал на Литургию или вечернюю службу и не мешал людям молиться в храме. Почему нельзя венчаться на Светлой седмице? Венчания на Светлой седмице нежелательны, поскольку эти дни, в которые совершается празднование праздников Праздника, не подразумевают отвлечения на частное торжество. Первый день после Пасхи, когда начинают венчать — это Антипасха , т. н. Красная горка. Именно поэтому в народе на Антипасху приходилось самое большое количество венчаний. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий:

http://azbyka.ru/svetlaya-sedmica

17 апреля 1778 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 1115 на строительство нового каменного храма во имя Рождества Христова. Церковь была построена с двумя приделами: главный в честь Рождества Христова, освящен 30 июня 1798 г., второй – в честь Св. Апостолов Петра и Павла – 30 июня 1788 г. 9 ноября 1808 г. резолюцией Преосвященного Гедеона разрешено старую деревянную церковь разобрать. В 1827 г. каменная церковь из-за маловместимости была перестроена, устроен третий престол – главный. Окончательно строительство было завершено в 1845 г. Всего в церкви было 3 престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1845 г., правый – в честь Рождества Христова, освящен 30 сентября 1835 г., левый – в честь Св. Апостолов Петра и Павла, освящен в 1836 г. По распоряжению епархиального начальства правый престол в 1890 г. был уничтожен, на его месте устроен новый и в том же году освящен в честь Рождества Христова. В состав прихода в 1842 г. входили: с. Козлово, поч. Оверинский, поч. Дикушинский, поч. Мартыновский, д. Татаркино, д. Нарядово, д. Грязнуха, д. Бураново, д. Яган, поч. Квадашур, д. Паркачево, д. Патраково, д. Елькино, д. Становка, поч. Красная Горка, поч. Никольский, д. Можга, д. Баситово, поч. Кутер-Кутон, д. Пальники, поч. Пикановский, поч. Мальцев, поч. Прокопьевский, поч. Фоминский, д. Бугрыш, поч. Чекашево, поч. Байкузин, поч. Сундуковский, поч. Бодинский, поч. Чутожмон, поч. Андриановский. В 1869 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, но в 1896 г. было закрыто на основании резолюции Сарапульского епископа Преосвященного Никодима. Церковно-приходское попечительство открыто вновь по резолюции Сарапульского епископа Преосвященного Арсения 2 мая 1908 г. В 1875 г. на приходском кладбище построена часовня в честь Великомученика Георгия Победоносца. Христорождественская церковь закрыта на основании постановления Свердловского облисполкома от 5 декабря 1931 г. Здание передано под клуб. Имеется отметка “здание разобрано из-за ветхости”.

http://sobory.ru/article/?object=36395

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010