В конце литургии в день Пасхи, по заамвонной молитве, совершается освящение артоса. Артос (греч. - " хлеб " ) - это просфора большого размера с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос полагается в день Пасхи на аналое в храме у местной иконы Спасителя вместе с образом Воскресения Господня. В каждый день Светлой седмицы после литургии по обычаю совершается крестный ход вокруг храма: с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, с пением канона Пасхи. Обычно обносят при этом и артос. В монастырях после литургии артос переносят в трапезную при пении тропаря Пасхи, после трапезы бывает возношение артоса и потом его снова переносят в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется при чтении положенной молитвы и раздается верующим после литургии как великая святыня церковная для вкушения прежде принятия обычной пищи. Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам, которые, навыкнув вкушать трапезу вместе с Господом, представляли себе Его присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом вечной жизни. Праздник Пасхи со времени его установления был светлейшим, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. От дней апостольских христианская Пасха, как и ветхозаветная, продолжалась семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до понедельника по Неделе о Фоме. Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенский Собор, прав. 66) повелевают верующим во всю Светлую седмицу упражняться в храмах в псалмах, пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя о Христе. Светлая седмица заканчивается на восьмой день - в Неделю о Фоме, которая поэтому издревле составляла особое торжество - как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была названа Антипасхой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления, Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, что в день восьмой Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в том числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения, в воспоминание чего эта Неделя получила также название Недели о Фоме (в просторечии Фомина Неделя, а также Радостное воскресенье, Красная горка).

http://zavet.ru/pasha01.htm

В своих комментариях никто не высказал конструктивных мыслей (кроме как привлечь к таким мероприятиям модельеров из регионов), не предложил новых идей, интересных примеров, не сказал, как он лично видит православную моду. Никто не стал обсуждать, какую одежду можно считать православной и существует ли православная мода и какие здесь могут быть перспективы. Забавно, что каждый при этом чувствует себя специалистом. В итоге дискуссии не получилось. Ответить на вопрос, что же такое православная мода, попыталась организатор подиума Вера Шестовская, отбиравшая модели для показа: «Для меня это закрытые колени, плечи, скромность и обаяние. Это то, в чем можно пойти и в храм на службу, и вообще выходить на улицу». Однако ее голос не был услышан. На показе моды «Пасха Красная» были представлены коллекции дизайнеров Вячеслава Зайцева, Елены Черных, Натальи Гайдаржи (коллекция «Цветы России»), Елены Чернышевой («Сударыня»), Шуйской строчевышивальной фабрики (коллекция «Пасхальная») и компании «Калинкина горка». Елена Макашова, дизайнер одежды (торговая марка «Студия платья ХакаМа»): - Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал». Православие в моей душе ассоциируется со смирением, а мода — это постоянное подчеркивание своего Я. Поэтому давайте говорить о показе православной одежды, а не о православной моде. Каждая одежда несет свою философию и рассказывает о человеке. Кто он, какое у него образование, каков мир его интересов и как к нему относиться. О чем должна говорить одежда православной женщины? О смирении — одной из основных христианских добродетелей. Можно ли сказать об этом, глядя на старомодные или эпатажные наряды с элементами национальной русской одежды? В полупрозрачных блузках и платьях девочек превратили в пятидесятилетних матрон. Очевидно, авторы коллекций или не очень поняли свою задачу, или плохо разбираются в том, что им предложили сделать. Ведь платок, закрытые плечи и руки, старомодные платья в пол еще не говорят о православии. Вера не в том, что ты по-дурацки оденешься. Деликатный вырез, полуоткрытые плечи с драматично спадающей тканью натуральных цветов, юбка выше колен (но не мини) почему не могут свидетельствовать о смирении? Конечно, коллекция Вячеслава Зайцева по своему уровню стоит особняком ко всему показу. Я его ученица и с огромным уважением отношусь к своему учителю, но и его коллекция — это русская национальная одежда, но не православная.

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavn...

Весь строй богослужений с первого дня Пасхи до Вознесения Господня меняется. В это время не принято становиться на колени, отменяются поклоны, священнослужители совершают службы в праздничном красном облачении. Иначе совершаются молебны, панихиды и отпевания. В течение всей Пасхальной недели после Литургии совершается крестный ход вокруг храма. Еще эту неделю называют Светлой седмицей. Она сплошная, это значит, что в среду и пятницу поста нет. Первое воскресенье после Пасхи называется Фоминой неделей 57 , потому что на Литургии читается Евангелие об апостоле Фоме. Святой Фома был одним из ближайших учеников Христа – апостолом от двенадцати. Другой ученик Христа, святой Иоанн, в своем Евангелии описывает интересный эпизод из жизни святого Фомы (см. Ин. 20, 24–29 ). После Своего Воскресения Христос явился ученикам, но Фомы в тот момент с ними не было. А когда апостолы рассказали Фоме, что Христос воскрес и приходил к ним, то Фома просто-напросто в это не поверил. Так и сказал, что пока сам не увидит и не потрогает руками раны, не поверит, что Христос воскрес. Через 8 дней Христос опять явился апостолам. Спаситель подошел к Фоме и сказал: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20, 27 ). К вере ведут разные пути. Есть место постижению истины опытным путем. Может быть, поэтому ученые почитают святого Фому своим покровителем. Имя апостола Фомы стало у нас нарицательным: сомневающегося человека иногда называют «Фомой неверующим», но, конечно, это звучит совсем не обидно. Умер святой Фома мученической смертью в Индии, где проповедовал христианство. Его закололи копьями. В народе Фомино воскресенье называют еще Красной горкой. Красная – от слова красивая. Горка – то место, где когда-то на Руси устраивались игры и забавы. В этот день, после длительного перерыва, возобновляются церковные бракосочетания. На Красную горку бывает очень много венчаний. Спустя два дня, во вторник, во всех церквах совершается пасхальное поминовение усопших – Радоница. Сначала все идут в церковь , а потом – на кладбища.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дьякон Николай Десницкий служил в погосте Камено до 21 ноября 1916 г., когда был рукоположен в сан священника погоста Жельно Торопецкого уезда. С 8 сентября 1916 г. дьяконом в Знаменской церкви служил Нил Раевский. До этого он служил дьяконом в погосте Залесье Псковского уезда. Псаломщик-дьякон Михаил Васильевич Соколов (1862 - ?), сын протоиерея, был родом из погоста Дубровно Порховского уезда. Обучался в Псковской духовной семинарии, но не окончил её, по собственному прошению назначен псаломщиком в погост Настцы Великолукского уезда, в сентябре 1882 г. переведен в погост Камено. 9 мая 1898 г. возведен в сан дьякона, служил на псаломщической вакансии. Служил Михаил Васильевич до 27 января 1904 г., до того, как покинул здешние места. В 1895 г. начал преподавать в церковно-приходской школе. За особое усердие и труды по обучению детей ему выражено архипастырское благословение. Псаломщик Димитрий Андреевич Орлов (1875 - ?) родился в семье псаломщика погоста Заволочье Опочецкого уезда. Окончил Великолукское духовное училище, служил в погосте Шушелово Порховского уезда. В 1914 г. по прошению его перевели псаломщиком погоста Камено. За трудолюбие и ревностное исполнение обязанностей дважды получал архипастырское благословение. Как сложились судьбы священника Смирнова, дьяконов Панова, Светлова, Алмазова, Ильменинова, Лаврова, Десницкого и Раевского, псаломщика Соколова и Орлова в дальнейшем – неизвестно. Церковным старостой в 1900 г. был опочецкий мещанин Михаил Петрович Сингович. Им пожертвована металлическая риза на икону Святителя Николая, построен дом для Каменской церковно-приходской школы на собственные средства, он был попечителем церковно-приходской школы. За строительство школы ему выражено архипастырское благословение. Уроженец этих мест, сын священника, Александр Васильевич Савицкий был директором женской гимназии в г. Двинске Витебской губернии. Приход составляли населённые пункты: погост Камено, деревни: Артюхово, Астратково, Белохребтово, Бор, Богданово, Богданцево, Богры, Васьково, Водобеги, Воронино, Гнилки, Горелая Будка, Гребени, Дорошово, Дятлово, Екимово, Елдино, Еремино, Ериховы Мхи, Зеленое, Зеленцы, Иванцово, Климетки, Клин, Красная Горка, Крышово, Лавы, Лемешово-1, Лемешово-2, Лучно, Медведица, Меленка, Мельницы, Момотово, Мочальница, Мошки, Нефедкино, Панино, Петрухово, Плюшнево, Погоды, Подгорье, Пестово, Посихново, Рыгозы, Рычково, Самсониха, Сехново, Сорокино, Столбово, Стрелино, Тараскино, Филипцево, Ханево, Хлебцево-1, Хлебцево-2, Черепяги, Шишово, Ястребово-1, Ястребово-2. В 1914 г. в приходе проживало 1911 мужчин и 1996 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=09371

К сожалению, после мученической смерти помочь своему голодающему народу император уже ничем не мог, так как выстраивавшаяся им при помощи Столыпина аграрная система была полностью уничтожена социализацией земли, а затем коллективизацией. Однако на многих других направлениях царское наследство пережило императора надолго. Николай II — победитель Трудно переоценить вклад императорского наследия в победу в Великой Отечественной войне (которая, впрочем, вряд ли вообще бы началась, если бы царю дали довоевать «Вторую Отечественную»). Крупнейшие транспортные проекты николаевской эпохи — Транссиб и Мурманская железная дорога — стали основой стратегической безопасности России. Не будь Транссиба, построенного «царизмом» за счет труда и капитала, без человеческих жертвоприношений, подобных Беломорканалу, не был бы возможен спасший Москву маневр сибирскими дивизиями в 1941-м. Героини «А зори здесь тихие» пали смертью храбрых, защищая Мурманскую дорогу, по которой шли эшелоны с наиважнейшим стратегическим сырьем от союзников, — именно с этой целью император так настаивал на ускорении её строительства в годы Первой мировой, и она была завершена незадолго до его предательского свержения. Оборону города на Неве и Севастополя держали царские форты — Красная Горка, 30-я и 35-я батареи — и царские же линкоры. Артиллерия стремительно восстановленного усилиями царя, Столыпина и адмирала И.К. Григоровича русского флота очертила как бы запретный круг вокруг обороняемых городов. Заметим, кстати, что похвалявшимся якобы превзошедшей отсталый царизм индустриализацией большевикам ни одного линкора достроить так и не удалось, хотя Сталин о них мечтал. Разговоры о «технической отсталости» царской России вообще вызывают чувство стыда за тех, кто ею аргументирует свои симпатии к свержению императора и к революции. Россия Николая II — это страна линкорови подводных лодок, мощнейших самолетов, автомобилей, радиосвязи, арктических ледоколов («Ермак» вступил в строй в 1898 году). Обидно даже не то, что советская власть не признавала, что в своем «прорыве в будущее» практически во всем зависит от царских достижений, а то, что далеко не всеми достижениями новый строй сумел воспользоваться из-за изгнания лучших инженерных умов и пренебрежения их идеями.

http://pravoslavie.ru/114463.html

Осенью 2007г. была вновь зарегистрирована община, силами которой в срочном порядке той же осенью была восстановлена временная кровля над храмом, убрана растительность с крыши и вокруг здания, храм очищен от осыпавшегося строительного материала. Милостью Божией находятся люди, готовые помогать не за деньги, а из патриотических побуждений в восстановлении памятника отечественного и культурного наследия. Благодаря ООО «Экспертпроект» (директор Шабловский Е.А.) и институту «Ленпроектреставрация» (директор Белов А.Г.) произведено обследование технического состояния строительных конструкций, обследование фундаментов, получены методические рекомендации по реставрации стен, выполнены проектные работы по усилению фундаментов и стен церкви. С помощью прихода усилены фундаменты церкви. Все возможные работы выполняются силами прихожан, а строительные материалы приобретаются на пожертвования. В этом сезоне предстоят работы по усилению стен, но с данным видом работ будет сложно справиться самостоятельно. В притворе обустроен временный храм, в котором регулярно с 2008 г. проводились молебны, а 10 сентября 2011 г храм был освящён благочинным отцом Владимиром Феером, и с этого времени каждую субботу здесь совершается Божественная литургия. Настоятель храма отец Михаил Владимиров, продолжая славные традиции, заложенные ещё отцом Иоанном Белавским, много внимания уделяет работе с детьми. Во время богослужений поёт детский церковный хор. На улице перед храмом (за неимением помещения) проходят детские праздники: Рождественская ёлка, Масленица, Красная горка. Отрадно, что дети перенимают традиции и трудятся наравне с пожилыми прихожанами. В этом году одной из прихожанок храма, Галине Александровне Венедиктовой, которая была на первых субботниках в церкви и все эти годы ухаживала за погостом, исполнилось 75 лет. Праздновали ее юбилей всем приходом. В 2011 г. в ходе фундаментных работ в алтарной части храма под солеей были обнаружены 4 захоронения, идентифицированные в ходе судебно-медицинской экспертизы: генерала-адъютанта Петра Григорьевича Демидова 64 лет, его супруги Елизаветы Николаевны, урождённой Безобразовой, их сына Григория, 11 лет, и захоронение неизвестной женщины. Таким образом, на сегодняшний день храм во имя святого благоверного Александра Невского стал второй известной внутрицерковной усыпальницей Демидовых в России. По согласованию с праправнучкой П.Г. Демидова Пирье Тойвонен, гражданкой Финляндии, проживающей в г. Тампере, в июле 2012 года в храме было произведено повторное захоронение останков.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_А...

Постройка этого храма производилась по плану купца Егора Лыткина. Присылая в начале работы 50 рублей, он просит игумена Макария письмом: «Верх на церкви сделать по земным обычаям пологой как и на трапезе, покрыть тёсом, среди кровли церковной сделать четыре бочечки со всех сторон шириною в половину сажени, вышиною в рост человека, и с тех бочек вывести шея, маковица и крест; малые на церковной кровле бочечки и шею обить чешуею, а маковицу и крест белым железом, развалов на церкви и шатров круглого или клинчатого у бочек не делать, потому что высокие церкви молниею пожигает; паперть обнести кругом трапезы со всех четырех сторон по самый алтарь, как у церкви Св. Троицы в Холмогорах. Вышину церкви от моста до подволока назначает три сажени, – подальше от братских келий; перебрать старую церковь, – трапезу подрубить и тут зимою отправлять службы, кроме обедни; устроить ограду с большими воротами от зимней дороги и малыми подле старой трапезы от Пинеги реки. Затем просить ослабевшего от старости в силах, больного игумена Макария избрать при жизни из среды своей братии строителя и писать ему, если встретится в чём недостаток. Согласно изложенному плану, при готовых средствах, постройка новой церкви шла успешно, и в том же году окончена; оградой монастырь обнесён в 1639 году. Она рублена в замок брёвнами, крыта на два ската, с западной стороны имела двое ворот; створчатые святые с крестом и рядом с ними другие меньшие. Усердием того же Егора Лыткина новый храм снабжён приличною утварью и книгами. Им пожертвованы: евангелие московской печати с серебряными под золотом евангелистами в 37 руб., три пелены из которых на одной вышито изображение Божией Матери для привеса к чудотворной иконе Грузинской, выточенный из дерева с позолотою подсвечник, икона храмового праздника Похвалы Божией Матери, напрестольный серебряный под золотом крест в 100 руб.; богослужебные книги: четыре пролога, два толковых евангелия, недельное и на всех евангелистов, церковный устав, до сотни книг поучительных, переписанных рукою самого Лыткина, воск, ладан, священные одежды, сосуды оловянные, покровы, кадило, чаша для освящения, паникадило, блюдца, тафта персидская, хоругви, железные с боем часы; иконы: Георгия митрополита Милитинского, великомученика Артемия с частицею мощей его под серебряною с позолотою ризой, изображение шестнадцати праздников на окладной доске. Кроме того он пожертвовал деньгами и однажды послал сорок шкур соболиных. – Все поименованные вещи высланы не в одно время, при письмах, в которых они и поименованы.

http://sobory.ru/article/?object=23774

проступках был судим и расстрижен. В 1740 г. площадь владений монастыря составляла более 7,2 тыс. дес., в вотчинах мон-ря насчитывалось 1606 «ревизских душ». В 1764 г. К. м. был причислен ко 2-му классу. В 1855-1900 гг. к монастырю был приписан казанский Троице-Феодоровский монастырь, в 1906 г.- Трехсвятительский крещено-татарский скит в Лаишевском у., в 1911 г. преобразованный в мон-рь. К. м. располагался в адм. центре города - в Кремле, в непосредственной близости к архиерейскому дому и воеводским палатам. По масштабам хозяйственной деятельности и строительному размаху К. м. в епархии уступал только свияжскому в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю . В 1899 г. К. м. владел 19 дес. 246 кв. саж. сенных покосов близ деревень М. Отары и Победилово Казанского у., 6 дес. 1987 кв. саж.- у дер. Б. Отары Казанского у., 183 дес. 2160 кв. саж. сенных покосов и 45 дес. пахотной земли при с. Ильинская Пустынь Козмодемьянского у., сенными покосами при дер. Кабачище Казанского у., лесным участком (103 дес. 840 кв. саж.) у с. Красная Горка Казанского у., дачей Подсека близ Казани (21 дес. 1360 кв. саж. «удобной» и «неудобной» земли), а также рыбными ловлями «Шалбинские озёра» в Лаишевском и Спасском уездах. В Казани обители принадлежали книжная лавка и квартира при ней. На 1899 г. денежные средства монастыря в различных процентных бумагах составляли 38 115 р. серебром. Ежегодно из казны на содержание обители отпускалось 2106 р. 77 к. Настоятели и братия По благословению Московского свт. Макария в К. м. со времени основания была учреждена архимандрития . Настоятелями К. м. были ближайшие помощники архиереев, как правило ведавшие хозяйством архиерейского дома. Во 2-й пол. XVII в. в ответ на ходатайство Казанского митр. Лаврентия и архим. Мисаила патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II благословил архимандритам К. м. совершать богослужения с рипидами, орлецами и «осенялными свещами», но впосл. это право было утрачено (ОДДС. Т. 50. Прил. 4. Стб. 831-832). В 1742 г. настоятель К.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Референт Председателя Правления Александро-Невского братства Галина Владимировна Микшакова передала самые теплые пожелания от Председателя Правления Братства, Наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Епископа Кронштадтского Назария. Именно по его благословению создана выставка в этот юбилейный год и вот после презентации ее в Лавре 6 февраля 2018 года она путешествует по Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Руководитель Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства предложил вначале провести экскурсию по выставке, а затем уже высказаться всем присутствующим. Так, наверное, будет правильно, сказал Николай Витальевич. Все узнают, что такое Братство, и можно будет предметно поговорить и о событии, и о роли Братства в истории. Такой подход оправдал себя. И следом выступили и поделились своими впечатлениями и мыслями об увиденном и услышанном руководитель Общественной приемной Губернатора Ленинградской области в Гатчинском районе Людмила Павловна Сенькина, руководитель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии иерей Николай Святченко, руководитель Культурно-просветительского товарищества Ленинградской области Станислав Степанов, член Братства, поэт и писатель Олег Николаеви Мартынов, организатор фестиваля «Красная горка» Анна Абикулова, руководитель Культурно-просветительского общества им. Игоря Северянина «Возрождение. Искусство Серебряного века» Сергей Кульматицкий, Нина Андреевна Эртэ и другие участники открытия выставки. Приятно, что и представители Братства и приехавшие из Санкт-Петербурга гости дарили библиотеке книги. Это так здорово, когда библиотека пополняется хорошими книгами, сказала Елена Бабий! В библиотеку на этот раз были переданы не только книги, но печатные материалы журналов «Вестник Зодчий. 21 век» и «Конкуренция и рынок». Обсуждение увиденного и услышанного продолжилось и за чашкой чая. Все участники презентации выставки сошлись во мнении, что история Александро-Невского братства — это тема глубокая, и тут есть над чем подумать, поразмыслить...

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/in...

Слава победе Божественного милосердия над злобой моею, ибо когда я всем сердцем покаялся и воззвал к Богу о помиловании и благопременении сердца моего от зла на добро, Господь явил мне вскоре милость Свою, избавил от огня палящего душу мою и даровал мне недостойному прохладу и мир! А уж и злоба, и неблагодарность моя, и корыстолюбие мое, и нетерпение, леность на добрые дела, и плотоугодие, вообще пристрастие к здешней жизни, как сон пробегающей! Любовь к Богу и ближнему есть стихия, жизнь всякой искренней христианской души, а по плодам – правда, мир и совершенная радость во Святом Духе, блаженное жительство еще здесь, на земле. Три часа вечера. Воссылаю сердечную хвалу бесконечному милосердию Божию, ибо, когда я с искренним покаянием, в горячей молитве обратился ко Господу с прошением об избавлении от тесноты и скорби, постигших меня за озлобление на нищего и волосодрание его обеими руками (о, дерзость и нетерпение!), Он простил меня и излил на меня богатую Свою милость. Это было в доме Герасима Мурашова в квартире Прокопия Олейникова. 8 мая Благодарю Господа, излиявшего на меня милость спасения Своего в самом начале дня пред литургией ранней в Успенской церкви в конце седьмого часа утра: пришел я в церковь и увидел Арсения, заместителя старосты, коего (Арсения) поздравил с Ангелом и подал ему руку, а он взял и просто поздоровался, не благословившись и не поцеловав руки. Что же? По действию врага бесплотного у меня возгорелась в сердце неприязнь на него, которую с многим трудом покаяния, самоукорения, молитвы я победил благодатью Христовой; потом в начале литургии опять победил вражью боязнь и прелесть, затем с трудом препобеждения вражиих наветов служил всю литургию искренно, сердечно, ревностно; заамвонную прочитал всю с великим дерзновением и торжествующим духом, отпуст сказал порядочно, панихиду служил добре, а конец скрал и за то пострадал, но от смертоносной тесноты избавился милостью Божией; у Бурачка служил молебен порядочно, предварительно помолясь усердно о избавлении от искушения вражеского, боязни и тесноты; на военном судне «Красная Горка» служил с великим дерзновением и силою, победив великую, диаволом наносимую робость и малодушие; отпуст скрал, водосвятную молитву сократил; обедал; трудно было от вина и пива и сытного обеда. В гимназии два урока едва отдежурил, дремал сильно, потом опять молебен в Кудрявцевском флигеле, номер девятнадцатый, опять угощение, отказывался, возвращение домой, сон до шести часов вечера ко всенощной. Благодарю Господа за спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010