Минкульт и РПЦ разрабатывают курсы по охране памятников для священников 12 августа, 2013. Новостная служба Образовательная программа может быть введена уже в следующем году. 12 августа. Министерством культуры РФ и Русской Православной Церковью разрабатывается образовательный курс для священнослужителей по охране памятников культуры в связи с действием закона о бессрочной и безвозмездной передаче экспонатов религиозного назначения из музеев в храмы. Об этом сообщает  РИА Новости  со ссылкой на директора департамента культурного наследия Минкультуры Наталью Самойленко. «Сейчас мы совместно с Патриаршим советом по культуре РПЦ прорабатываем вопрос о специальной учебе представителей епархии, которые должны разбираться в тонкостях реставрации и отвечать за те памятники культуры, которые находятся в церкви. Это будет касаться и икон, и росписей», — отметила она. По словам собеседницы агентства, образовательная программа, которая разрабатывается искусствоведами и экспертами-реставраторами, может быть введена уже в следующем году. Накануне состоялась  торжественная передача  иконы Николы Зарайского XVI века, с 1920-х годов находившейся в музейном фонде после закрытия Никольского собора Зарайского Кремля, на ее историческое место. Этот случай передачи иконы из музейного фонда РПЦ не первый. Например, из Русского музея в подмосковный храм Александра Невского была выдана икона Торопецкой Божьей Матери. В настоящее время в Корсунско-Богородицком соборе в Торопце, откуда она была изъята после революции, идут реставрационные работы, по завершении которых икона может быть передана в храм. Как ранее говорила Самойленко, массовой выдачи икон и предметов культа из музеев в церкви не предвидится, поскольку это весьма затратный с финансовой точки зрения процесс, включающий изготовление специальной климатической капсулы, мониторинг за состоянием образов и страховку. Альтернативой в таком случае могут стать копии с икон, которые после освящения могут использоваться в богослужениях. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/minkult-i-rpc-razrabat...

Мониторинг СМИ Почему торопецкую святыню отдают в подмосковный коттеджный посёлок? 10.12.2009 13:48 Заметным культурным событием прошлой недели стала временная передача первообраза Богоматери «Одигитрия» (Корсунская икона Божией Матери), хранившегося в Русском музее, в новый храм Александра Невского в подмосковном элитном посёлке «Княжье озеро» на Истринском водохранилище. Древняя икона, датируемая XII - XIV веками (по преданию, ей венчали на брак Александра Невского), изначально принадлежала торопецкой земле, и её так и называют Торопецкой иконой Божией Матери. С 20-х годов прошлого века святыня находилась в запасниках Русского музея, и только спустя почти столетие по просьбе Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла она впервые покинула его стены. Настоятель Корсунско-Богородицкого собора в Торопце отец Владимир Гревцев выразил уверенность в том, что икона вскоре вернётся на свою родину. - У меня и документы уже на руках: икона передаётся нам в постоянное безвозмездное пользование, мы составляем договор с Министерством культуры, - заверил священник, правда тут же добавил, что реставрация храма, пострадавшего в советское время, ещё не закончена - поэтому и принять святыню собор пока не готов. Однако для возвращения иконы домой сделано уже немало: при содействии московского бизнесмена и мецената Сергея Шмакова в церкви перестелены полы, покрыты купола, а временное пристанище святыни - храм Александра Невского - также был построен на деньги бизнесмена. В нём есть все условия для хранения уникального образа, поэтому Русский музей, протестовавший против транспортировки древнейшего памятника искусства, был вынужден подчиниться требованиям Министерства культуры и по просьбе Патриарха выдать икону. Правда, по некоторым сведениям, через полгода святыня может вновь оказаться в Русском музее, что не оставляет равнодушной православную общественность. - Вы бы видели, как музейщики с ней обращались! - возмущался отец Владимир. - Она у них под лестницей висела. Мне, как настоятелю храма, даже не позволяли приехать к иконе, молебен отслужить!

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прошла конференция о текстуальных основах христианской иконографии июня 2021 Конференция " Слово и образ: текстуальные основы христианской иконографии " состоялась 19 июня в Центре Дмитрия Лихачева (Музей истории Санкт-Петербурга - Особняк Румянцева) и одновременно в формате Zoom.  Были представлены доклады по вопросам христианской культуры, изучению которых свои жизни посвятили академик Лихачев, его дочери Вера Дмитриевна и Людмила Дмитриевна. В дискуссии приняли участие научные сотрудники музеев, преподаватели, аспиранты вузов и независимые исследователи в области филологии и истории искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, представлявшие ГМИ СПб, Эрмитаж, Кижский музей-заповедник, Академию художеств, другие научные и учебные организации. Три доклада были связаны с отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома, с трудами самого ученого и его коллеги Ольги Белобровой. Были затронуты аспекты изучения искусства Востока и Запада с периода раннего христианства до XIX столетия. Заседание открылось докладом Анны Косицкой-Смирновой " Как " читать " икону: о взаимоотношении текста и иконы в работах Д.С. Лихачева " , раскрывающим методы и подходы академика к изучению древнерусской культуры. Автор познакомила слушателей с научными взглядами Дмитрия Сергеевича и особо отметила их актуальность для междисциплинарных исследований. К текстуальным основам древнерусской иконописи в своем выступлении " Редкие сюжеты заонежских икон второй половины XVII в. " обратился научный сотрудник Музея-заповедника Кижей Борис Москин. Сюжетность в искусстве русского средневековья стала темой доклада научного сотрудника Эрмитажа Анастасии Семеновой, представившей связи проложных чтений и изображения Корсунской легенды в стенописи Воскресенского собора в Тутаеве. Взаимовлияние образов в иллюминированных манускриптах и монументальном искусстве европейского Средневековья были рассмотрены в докладах независимых исследователей - выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств: Анастасии Урбанюк " Вознесение или Пятидесятница: тимпанная композиция портала церкви Сент-Мадлен в Везле и рукописная иллюминированная книга " и Ирины Голубевой " Образы " Божественной комедии " Данте: от книжной иллюстрации к храмовым монументальным композициям " . К искусству книжной иллюстрации в особом его аспекте в докладе " Интертекстуальность сюжетов в " Зерцале человеческого спасения " обратился московский исследователь Михаил Рогов. Экскурс в историю раннехристианского искусства и зависимость образа Креста от произведений ранних сирийских мистиков были отражены в докладе Анастасии Татарниковой " Процветший Крест в раннехристианском искусстве: к вопросу о происхождении образа " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Свято-Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце 12 августа 2005 г. 17:20 Монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1765 г. по бедности был обращен в приходскую церковь. По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г. началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной пустыни в монастырь перешли несколько монахов и послушников. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей – выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни – на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни. В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном, из-за чего монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В него входили Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых, служившим монастырской усыпальницей и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. В монастырский комплекс также входили:  колокольня над Святыми вратами, больничные каменные кельи, двухэтажные монашеские корпуса, странноприимница и каменная ограда с башнями. У монастыря было подворье в Москве. На могилах защитников Отечества, павших в 1812 г., была выстроена часовня, при которой читалась Неусыпаемая псалтирь с поминовением. 12/25 октября к часовне совершался Крестный ход из всех храмов города. В 1918 г. монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор.

http://patriarchia.ru/db/text/34991.html

Состоялось заседание оргкомитета по подготовке к 800-летию со дня рождения святого Александра Невского сентября 2019 Заседание оргкомитета по подготовке и проведению юбилея 800-летия со дня рождения святого Александра Невского под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось 10 сентября в храме Христа Спасителя. В нем участвовал министр культуры РФ Владимир Мединский, председатель оргкомитета празднования. Были приглашены члены оргкомитета, а также организаторы совместной программы Московского Патриархата, фонда Андрея Первозванного и Уральской горно-металлургической компании " Александр Невский " . От Русской Православной Церкви в заседании участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, председатель финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , епископы Ржевский и Торопецкий Адриан, Городецкий и Ветлужский Августин, Переславский и Угличский Феоктист, Клинский Стефан, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин. Владимир Мединский сообщил о реставрации на объектах в Ярославской и Псковской областях, о работе Военно-исторического общества Ленобласти над созданием музейно-выставочного комплекса " Ледовое побоище " . В рамках проекта будет исследовано дно Чудского озера. Объявлен конкурс на определение лучшего художественного решения памятника Александру Невскому, который установят у озера. Митрополит Тверской и Кашинский Савва рассказал о планируемых выставках, посвященных святому, в исторических парках " Россия - моя история " в городах страны. Митрополит Савва призвал обратить внимание на храмы и монастыри, связанные с жизнью святого, среди которых Александро-Невская лавра, где находится рака с мощами святого князя, Богородице-Рождественский монастырь Владимира, где князь первоначально был погребен, Феодоровский монастырь Городца, где он скончался, храм Корсунской иконы Божией Матери с приделом благоверного князя Александра Невского Торопца, где князь венчался с княгиней Александрой, бывший Богородице-Сретенский монастырь Переславля-Залесского, расположенный на предполагаемом месте рождения и крещения Александра Невского, храм Архистратига Божия Михаила в Кобыльем Городище, установленный на месте битвы у Чудского озера.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=163...

Франция Покров Пресвятой Богородицы: Шартр — Москва (+ ФОТО) Покров Богородицы - главная реликвия кафедрального собора города Шартр (90 км к юго-западу от Парижа) - принесен в Москву Добро пожаловать, Джо! Около года назад в Париже я зашел русский собор Александра Невского на улице Рю Дарю. Простоял там один часа два. Смотрел на иконы. Думал о своей жизни. И тогда я сказал себе: " Я стану православным. Сделаю последний шаг на этом пути " . Нормандия-Неман. Защитить честь Франции В то время как англичане и американцы посылали в СССР технику, горючее и продовольствие, " Сражающейся Франции " кроме солдат, дать было больше нечего. О церковной «жилплощади» в Ницце Вот уже пять лет как тянется тяжба культовой ассоциации ниццкого Свято-Никольского собора и Российской Федерации. И вот, наконец, после судов и апелляций французское правосудие вынесло решение в пользу РФ. Ключи от Собора должны быть отданы признанному владельцу - России... Ницца: грядёт мир под оливами Читателям портала «Правмир», может быть, наскучила тема далёкой Франции и Лазурного берега, мыслящегося не только комфортным курортом, но и местом церковных нестроений. Приходится, увы, эту тему продолжить, но теперь уже в ином ракурсе. Голова Иоанна Предтечи Когда мы только начинали возить сюда православных паломников, христианам на Западе была не очень знакома наша традиция поклонения мощам. Первые наши группы стали свидетелями того, как Главу извлекали из старого, добротного шкафа в ризнице. Однажды, в суете, положили Главу прямо на простой «венский» стульчик, поставив его около Престола. Епископ Корсунский Нестор: Православная Европа между прошлым и будущим Особенности культурной, экономической и политической жизни в Западной Европе формируют в Корсунской епархии значительно иной, чем в России, контекст для развития приходской жизни и миссионерского служения. «Секретная операция» в Архиепископии На мою статью «Никита Струве и виртуальное православие» было немало отзывов, комментариев, и в России, и во Франции. По понятным причинам, самый значительный и, разумеется, недоброжелательный текст, опубликовал на своем блоге Даниил Струве, сын моего оппонента.

http://pravmir.ru/tag/franciya/page/15/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Корсунская (в Суздале) " Описания иконы Заступница Суздальского края - чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская» Источник: Сайт monastery.ws [ок.2010] Спасо-Евфимиев монастырь хранил в своих стенах множество дорогих православному сердцу святынь. Среди них особым почитанием пользовался древний чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская». Корсунская икона была святыней не только Суздаля, но и всего Владимирского края. С ней обходили с крестным ходом жильё и поля, каждый благочестивый житель Суздальского края считал священной обязанностью ежегодно принимать чудотворную Корсунскую икону в свой дом, а те, кто не мог этого сделать, совершали молебны пред святой иконой в самой обители. Каждую пятницу в монастыре перед чудотворным образом соборно пели акафист и поминали о здравии власти и благотворителей обители. На эти богослужения неизменно собиралось множество богомольцев из Суздаля и окрестностей. К помощи Богородицы обращались при засухе или обильных дождях и других несчастьях. Предание говорит, что в древности икона была «спутницей походов». Во время эпидемий холеры в 1830 и 1848 годах Корсунская икона путешествовала по сёлам В[...] Икона Корсунская «Умиление» в Суздале Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Во Владимирской епархии, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, большим почитанием пользуется местная святыня этой обители — икона Богородицы «Умиление». Помещается она здесь с правой стороны при входе в монастырский соборный храм. Образ этот, имеющий около 1/4 аршина в длину и почти столько же в ширину, оправлен в ризу из чистого золота, унизанную крупным жемчугом и драгоценными камнями, вставлен в небольшой киот, стороны которого украшены изображениями Господских и Богородичных праздников и четырех евангелистов. Этот киот находится в другом киоте, украшенном сребропозолоченной доской чеканной работы. Первый киот очень древнего происхождения, что видно из того, что евангелист Марк изображен на нем с орлом, а Иоанн Богослов со львом. Подобные изображения были в употреблении еще до времен патриарха Никона. На втором киоте есть надпись, говорящая о времени его происхождения. Она читается так: «Лета 7098 (1590 г.) милосердием Бога нашего Иисуса Христа и Пречистыя Владычицы нашея [...]

http://pravicon.com/icon-706

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Корсунская Изборская (Изборская Псковская) " Описания иконы Икона Корсунская Изборская (Изборская Псковская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Является изводом КОРСУНСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. Прославилась в 1657 году во время нашествия шведов на Псковскую землю. Сорок дней в Никольской церкви псковского городка Изборск молились верующие перед иконой Пресвятой Богородицы, и всё это время из Её очей текли слёзы. По окончании сорокадневного молебна шведы покинули окрестности Пскова. Описание иконы Пресвятой Богородицы Корсунская Изборская (Изборская Псковская) Икона Корсунской Богоматери Изборская. Находился в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. Егор Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама она названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения». Далее[...] Описание иконы Корсунская Изборская (Изборская Псковская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам. На иконе Божия Матерь изображена по перси. Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, что-бы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения. Икона украшена сребропозлащенной ризой, украшенной же[...]

http://pravicon.com/icon-133

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Заступница Суздальского края - чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская» Спасо-Евфимиев монастырь хранил в своих стенах множество дорогих православному сердцу святынь. Среди них особым почитанием пользовался древний чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская». Корсунская икона была святыней не только Суздаля, но и всего Владимирского края. С ней обходили с крестным ходом жильё и поля, каждый благочестивый житель Суздальского края считал священной обязанностью ежегодно принимать чудотворную Корсунскую икону в свой дом, а те, кто не мог этого сделать, совершали молебны пред святой иконой в самой обители. Каждую пятницу в монастыре перед чудотворным образом соборно пели акафист и поминали о здравии власти и благотворителей обители. На эти богослужения неизменно собиралось множество богомольцев из Суздаля и окрестностей. К помощи Богородицы обращались при засухе или обильных дождях и других несчастьях. Предание говорит, что в древности икона была «спутницей походов». Во время эпидемий холеры в 1830 и 1848 годах Корсунская икона путешествовала по сёлам Владимирской губернии, и в память бывших от неё исцелений было написано множество копий иконы для сельских церквей и часовен. Например, монастырская опись упоминает жителя деревни Курки Суздальского уезда, пожертвовавшего в обитель «ценного коня» за такой список. Особое торжество в честь Корсунской иконы с 1860-х годов устраивали жители села Коровники (сейчас входит в городскую черту Суздаля): 29-30 июня они торжественно приносили чудотворный образ, вместе с иконой преподобного Евфимия Суздальского, в свой приходской храм, в котором совершали богослужение, а затем обходили село с крестным ходом, с преднесением Корсунской иконы, и принимали святыню в каждый дом для молебнов. Ежегодно в 10-ю пятницу после Пасхи Корсунскую икону Богоматери приносили в село Омутское. Согласно документам, в 1870-1873 годах разрешение принимать икону получили жители деревни Волковойны Ковровского уезда, села Кибергина Суздальского уезда, села Симы Юрьевского уезда, села Тейкова Шуйского уезда.

http://pravicon.com/info-1551

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Корсунская " Описания иконы Описание иконы Корсунская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери. Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре. По другому преданию подобный образ Божией Матери был принес[...] Икона Корсунская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Существуют два различных предания о появлении Корсунской иконы Пресвятой Богородицы на Руси. По одному – икону привёз в Киев из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Другое предание гласит, что в Россию она была принесена в конце XII века полоцкой княжной Предиславой, в иночестве Евфросиниею, которая получила её в подарок от греческого императора.Образ Корсунской иконы Божией Матери схож с КАСПЕРОВСКОЙ. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы. Возможно, Касперовская икона Пресвятой Богородицы – это поздний список с Корсунской. Существуют множество списков Корсунской иконы в зеркальном изображении. Примечательно, что распространённый ныне Корсунский образ Божией Матери относится к типу «Умиление», в то время как изначальная икона относится к типу «Одигитрия» и считается одной из икон, написанной евангелистом Лукой. . Именно такой образ находится в Успенском соборе Кремля. Другой древней Корсунской иконой является ТОРОПЕЦКАЯ икона Божией Матери – п[...]

http://pravicon.com/icon-171

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010