Нижегородская губерния Обителей мужских 8, женских 23. Мужские обители Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. Этот монастырь находится в самом Нижнем Новгороде, на берегу реки Оки, при ее впадении в Волгу, в версте от Кремля, напротив ярмарки. Основан он был в 1221 году, т. е. в то время, когда полагалось основание самому городу. Через 8 лет после основания монастырь был разрушен князем мордовским Пургасом; возобновил его митрополит Алексий. Проезжая из Орды, он обратил внимание на эту обитель, возобновил и украсил ее. Нижегородский князь Борис подарил монастырю разные земли и угодья. В последующее время правительство также не оставляло эту обитель без внимания и дарило ей разные угодья. В XVIII веке монастырь достиг цветущего состояния; так в 1722 году за обителью числилось более 4159 крестьянских душ! В Благовещенском монастыре имеется пять каменных храмов. Главный из них, соборный, носит название Благовещенского; построил его возобновитель обители Св. митрополит Алексий в 1370 г. Другой храм, посвященный имени прп. Сергия Радонежского, построен в веке патриаршим ризничим Иосифом Булгаковым. Третья каменная церковь именуется Успенской, построена в веке; при ней находится придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Четвертый храм – домовая церковь в честь Св. Андрея Первозванного и, наконец, храм во имя Св. Алексия, митрополита Московского, с двумя приделами: в честь Св. Пантелеимона и во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница». Благовещенский монастырь, живописно расположенный при слиянии Оки и Волги, привлекает много богомольцев своими достопримечательностями. Из них можно указать на Корсунскую икону Божией Матери, написанную в 999 году монахом Симоном (на ней имеются две надписи на греческом и славянском языке), затем на икону Богоматери «Скоропослушница», которая является единственной копией с образа, писанного евангелистом Лукой (в этой иконе заключены частицы свв. мощей с Афона); далее, в монастыре имеется образ Св. митрополита Алексия с частью его мощей, писанный в начале века, икона Св. Иоанна Лествичника , на которой изображена лествица и восходящие по ней праведники; местночтимая Смоленская икона Божией Матери, древние ризы и др. вещи. Вне монастыря, под горой, которая защищает обитель с южной стороны, находится Алексеевская часовня, сооруженная по воле императора Николая I.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

протоиерей Михаил Браверман Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена У каждой иконы есть своя история. Многие иконы связаны со знаковыми историческими событиями. Так, например, Корсунская икона пришла на Русь в связи с ее крещением. Смоленская икона была приданым византийской царевны Анны (дочери Константина Багрянородного), когда та выходила замуж за князя Всеволода Ярославовича. Позднее их сын, Владимир Мономах , перенес образ в Смоленск. Федоровской иконой в 1613 году был благословлен на царство Михаил Романов. Августовская икона связана с явлением Девы Марии над польским Августовским лесом в 1914 году, во время Первой мировой войны. Державная икона, спрятанная во время нашествия Наполеона, была обретена в Коломенском 15 марта 1917 года, вдень отречения от престола царя – страстотерпца Николая II. Особая же роль в истории России принадлежит Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Этот образ принадлежит к иконографическому типу «Елеуса». Это слово, буквально означающее «Милостивая», в русской традиции передано очень красиво: «Умиление». Данный тип сложился в Византии к XI веку и открывает нам материнскую любовь Марии Девы. Ее нежность, а иногда и скорбь о Своем Сыне и Боге. Владимирская икона (наряду с Казанской) – одна из самых чтимых и значительных в духовной истории России. В честь этого образа, так же. как и в честь Казанской, было основано и создано множество храмов и монастырей. И так же, как Казанская, Владимирская икона прославляется несколько раз в течение церковного года: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). В эти дни вспоминаются милости Божии, явленные в нашем Отечестве по заступничеству Девы Марии с XIV по XVI век: избавление от нашествий Тамерлана и крымского хана, а также знаменитое стояние на реке Угре, после которого Россия окончательно избавилась от Ордынского ига 46 . В один из таких дней, 3 июня, Церковь прославляет еще и первого христианского императора, Константина, и его мать, царицу Елену. Обращение Константина ко Христу имело фундаментальное значение в истории всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Память освобождения Москвы от галлов Какое торжество готовит древний Кремль? О чем гласит медный хор его колоколов? Высоко горят древние хоругви двойным рядом златокованвых щитов, подвигаясь от собора Успенского к Спасским воротам; попарно тянется за ним непрерывающаяся цепь священнослужителей в светлых ризах от всех сорока сороков первопрестольной столицы, и весь митроносный сонм настоятелей обителей Московских. Вот и священные иконы, ознаменованные неоднократным спасением земли Русской: Корсунская Божия Матерь, времен равноапостольного Владимира, между двух ее кристалловидных крестов; икона Благовещения преподобного Прокопия, отстранившая некогда страшную каменную тучу от Великого Устюга, и Владимирская, кивот спасения всея Руси, удержавшая грозного воителя Тамерлана. Пресвитеры благоговейно несут сию заветную святыню, как некогда жрецы и левиты, во исходе Израилеве из Египта, дому Иаковля от людей варвар, когда по громкому выражению псалма: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Тихо и величаво шествует, вслед за ближайшею сердцу Русскому святынею, близкий сердцу своей паствы, Первосвятитель столицы со всеми знамениями своего духовного сана, а позади и вокруг него тысячи народа, унизавшего обе стороны стесненного крестного пути. Что же знаменует торжественное шествие? – Это память судеб Божиих над нами бывших: ибо, хотя на сей раз не побежало море и не возвратился вспять Иордан, как во дни исхода Израилева из Египта: но и мы видели, видели шествия Твоя, Боже, при изгнании от нас мышцею Твоею людей варвар и нового Фараона; – полчища, его погрязли в снегах северных, как бы в пучине Чермной! Сорок дней тяготела рука его над градом святыни и гробов отцов наших, и вот совершается как бы торжественный сорокоуст от лица всея Церкви Московской в память сорокодневного ее плача. Это и последний отголосок славной, но вместе горькой битвы Бородинской, здесь отозвавшейся в сердце всея Руси! Куда же направляется крестный ход с древнею своею святынею? Он идет кругом священного кивота, искони охраняющего в заветных стенах своих все сии сокровища, вокруг Кремля, который, отстоял их и во дни сорокодневного плена, не подвигшись с вековой своей основы. Напрасно желал надменный завоеватель, чтобы взлетел он на воздух со всею его святынею, и чтобы пал вещий столп Ивана Великого, сзывающий к ней на молитву. Пал один только угол стены с вершиною одной лишь башни, и то во свидетельство немощи человеческой и силы Божией: ибо уцелела на сокрушенной башне икона Святителя Николая, давшего ей свое имя, и самое стекло пред иконою не повредилось. Как же не обойти с глубоким благоговением вокруг столь заветной святыни и не воздать на каждом шагу благодарной молитвы Богу отцов наших, показавшему и на нас милости свои древния! «Обыдите людие и обымите Сиона»! восклицал Давид, исполненный любви к сей матери градов Израилевых; и мы с любовью обходим и как бы объемлем всенародными объятиями Сион Московский, основание коего также на горах святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

V. Святая София Громко имя св. Софии, давно и глубоко вкоренилось оно в землю Русскую: от красных берегов Босфора, где впервые услышали его послы Владимировы, отозвалось оно при великом Ярославе над синим Днепром в матери городов Российских и на истоках Волхова в родовой колыбели Славян. – Именем св. Софии загремело шумное вече Новгородское: под сень сего мощного имени стали стекаться гости иноземные, и страшно раздалось оно в рядах Меченосцев, когда бился с ними Новгород во дни битв своей юности. Но голос брани умолк, умолк и голос торговли; она течет иной рекою вдали от запустевших дворов иноземных, которыми некогда красовался сей древний союзник Ганзы, и звук вечевого колокола замолк: слышен только обычный благовест, сзывающий на молитву сынов Новагорода. Один Волхов по старому шумит под древнею стеною Кремля; один он не хочет утихнуть, и только в бурных его волнах неспокойным кажется вид обеих сторон. Торговой и Софийской, некогда враждебных друг другу; одна только св. София гласит о прежней славе Новгорода. Восемь веков протекли над нею и не смели коснуться; они изменили вокруг нее гражданский быт и самую природу и не проникли в заветное святилище; напрасно стучались они старческою рукою в два ее притвора: – их как бы отразили с южной стороны два в ней почиющие Князя, храмоздатель Владимир и щит Новагорода, храбрый Мстислав; а с западной укрепил за собою запоры Корсунских врат сонм духовных Владык Новагорода, избравший себе место сие последним приютом. Так пощадила рука времени древнее святилище, иногда только обновляемое рукою человеческой, и вступающий в его средину может еще на время забыть о настоящем в долголетии минувшего. Еще в глубоком куполе не разжалась рука Вседержителя, столько веков держащая судьбы великого Новгорода; и так не напрасно слышался от иконы таинственный глас иконописцам Царяградским, когда по воле Епископа Луки трижды старались они начертать благословляющую десницу Господа: «не пишите Мя с благословляющею рукою, но пишите Мя с сжатою; Аз бо, в сей руце Моей, сей великий Новгород держу; когда же сия Моя рука распространится, будет тогда и граду сему скончание.» – Так гласит местное предание, записанное благочестивыми предками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Зорино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Тихона Амафунтского , Корсунской иконы Божией Матери Год постройки:1866. Адрес: Тверская обл., Ржевский район, с. Зорино Координаты: 56.521422, 34.255372 Проезд: Из Ржева по трассе на Осташков до поворота на Итомлю. Далее через Итомлю до Озерютино, повернуть налево и прямо через Рудницу до Займища. Проехать Займище насквозь. В конце деревни налево ответвляется грунтовка на ЗоринО (ударение на последний слог). Дальше двигаться 3 км на север, через брод, приде ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Ржева по трассе на Осташков до поворота на Итомлю. Далее через Итомлю до Озерютино, повернуть налево и прямо через Рудницу до Займища. Проехать Займище насквозь. В конце деревни налево ответвляется грунтовка на ЗоринО (ударение на последний слог). Дальше двигаться 3 км на север, через брод, придерживаясь самой накатанной колеи. По правую руку тянутся две территории конефермы, огороженные металлическим забором. После того, как закончится вторая территория, миновать небольшой овражек, сразу после которого налево сквозь кусты отходит малозаметная колея. Двигаться по ней ещё 500 м, она приведёт прямо к селу. Церковь стоит на кладбище в конце села, видна, только если выйти за околицу. Село нежилое. Дорога: до Яковлево - асфальт, далее до Займища - грейдер (летом и после дождя проходим седанами, весной и осенью возможны затруднения), после Займища - грунт. После Займища можно двигаться только пешком, на оффроудном внедорожнике или на тракторе. Для велосипедов и неподготовленных внедорожников дорога непроходима ( " нива " не прошла). Непосредственно перед Зорино дорога затоплена бобрами и представляет собой болото глубиной почти по пояс. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Зарино, от Твери 130 верст. По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Зарино, в нем церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная, не совсем в твердости, утварию не довольна. Построена в 1680 году. Однокомплектная. Опись церковной утвари и приходорасходныя книги имеются, при ней земли отмежевано писцовая дача сто две десятины пять сот тритцать шесть сажень, на которую план имеется и хранится в Тверской Кафедральной ризнице; приходских дворов 127, в них мужеска пола душ 471, женска пола душ 571, разстоянием от епархиальнаго горада Твери 125, от уезднаго Старицы 52 версты, в близости села имеются Мологино в 7-ми, Денежное в 14 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=21246

Калуга. Церковь Георгия Победоносца " за лавками " . Церковь Георгия " за лавками " Карта и ближайшие объекты Церковь уникальна тем, что вся она целиком выстроена в XVIII веке, но в трех различных архитектурных стилях: четверик и алтарные выступы полностью относятся к древне-русскому стилю (четверик не был восстановлен после пожара 1941 года); колокольня построена в 1730-х годах и является примером барокко начала XVIII века (к сожалению, она была разобрана в 1930-х годах, кроме основания), а встроенная между ними трапезная относится к классицизму 1780-1790-х годов. Храм был восстановлен в 1968-1969 гг. после пожара. Главный храм церкви представляет собой куб на котором расположены 5 глав, но они находятся не по краям, а в сгруппированы в центре. Форма глав шарообразная, очень древняя, раньше каждая глава была покрыта чешуей. Рядом с церковью построена колокольня и часовня. Причем позднее часовня была соединена с общим корпусом. В этом храме много старинных икон и среди них икона святого Георгия Победоносца. В здании размещен Научно-методический Центр народного творчества Департамента культуры и искусства. Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/]Церкви Калуги На Воскресенской улице с 1911 г. находится и Контрольная Палата6, а близ последней — церковь во имя св. Георгия победоносца “за лавками”. Егорьевская сотня, названная так по церкви, упоминается уже в 1617 г. в писцовой книге Бегичева и Пчелина. “На Егорьевской на церковной земли за лавками”, говорится в книге. В описи 1626 г. церковь Георгиевская значится в “старом остроге об одном верху”. В той же описи рядом с этой церковью показана церковь Петропавловская с приделами влмч. Георгия и Бориса и Глеба. В описи 1685 г. последняя церковь не значится, но в память о ней в двух ближайших к ней церквах освящены два придела: в Георгиевской во имя Петра и Павла, а в Николо-Слободской во имя Бориса и Глеба. Настоящая каменная церковь построена в 1700 г. и перестроена в 1755 г. после пожара 1754 г. Другой придел в ней во имя Корсунской иконы Божией Матери сооружен в 1800 г.

http://sobory.ru/article/?object=02812

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ Поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. (ныне в НГОМЗ); памятник церковного убранства и ставрографии эпохи расцвета Новгородской республики. Датируется и атрибутируется по вкладной надписи на основании, к-рое представляет собой часть цельного ствола сосны, на треть стесанного с тыльной стороны. Акад. Б. А. Рыбаков расшифровал тайнопись в заключительном фрагменте надписи как имя мастера-резчика - Яков Федосов (мастер говорит о себе как о «написавшем», возможно расписавшем, Л. к.). Крест был создан по заказу «людгощичей», жителей Людогощей (Легощей) ул. Загородского конца Новгорода, прихожан ц. святых Флора и Лавра (до 1379 деревянная), из к-рой он поступил в 30-х гг. XX в. в Новгородский музей. В 1942 г., во время оккупации, был вывезен, после войны возвращен на реставрацию в Москву, в 1957 г.- в Новгород. Сравнение с фотоснимком Л. к. нач. XX в. позволяет заключить, что оказались утрачены верхние элементы резьбы, отростки по боковым сторонам, круглые иконы, размещавшиеся внутри. Покрывавшая Л. к. темперная роспись была удалена в процессе реставрации 1947-1949 гг. С развитием отечественного искусствознания Л. к. стал одним из ключевых памятников изобразительного искусства Вел. Новгорода. В трудах историков и искусствоведов сер.- 2-й пол. XX в. (Рыбакова, Н. Е. Мневой) Л. к. относили к памятникам народного (фольклорного) направления в искусстве Вел. Новгорода. Как произведение элитарной городской культуры его рассматривают А. В. Рындина и А. Н. Трифонова. Форма Л. к. (широкие перекрестья, образующие внутри 4 малых круга-«оконца»), редкая в типологии памятного креста, не имеет аналогов среди др. примеров новгородской пластики и скорее напоминает форму ставротек (ковчег свт. Дионисия Суздальского, «Страсти большие», 1383, ГММК). Также неизвестны др. примеры подобной декоративной программы, в к-рой активно используются образы креста и святых. Тема прославления креста как орудия казни и древа спасения, жизни, бессмертия и победы над диаволом находит различные варианты в облике Л. к., его лицевых и орнаментальных деталях. Выдающиеся далеко за границы перекрестий вьющиеся отростки, маленькие кресты, вставленные внутри «окошек» и по внешнему краю, создают динамичный, сложный контур. Орнамент, покрывающий поверхность Л. к., декоративные элементы, выходящие за границы его основного поля, также связаны с темой прославления креста: образы креста, вписанного в круг и покрытого плетенкой, процветшего креста, Креста Голгофского. Как полагает Трифонова, эти мотивы могли быть заимствованы новгородскими мастерами из декоративного оформления предметов богослужения и церковного убранства «корсунского» происхождения (малый сион Софийского собора, детали Корсунских врат - оба XI в.).

http://pravenc.ru/text/2561076.html

Мы уже имели случай сделать замечание об этих свидетельствах. На Корсунские врата, как памятник западного происхождения и явившийся не ранее XIII столетия, Денисов сослался здесь совсем несправедливо, изменив притом находящееся на них латинское перстосложение на подобное двуперстному; на кресте же Корсунском и на иконе Апостолов Петра и Павла находятся изображения руки не с двуперстным только сложением, но и с перстосложением именословным, которые Денисов намеренно оставил без внимания. А между тем, сославшись на эти три памятника, которыми столь несправедливо и односторонне воспользовался, он с великим торжеством восклицает: «Темже сими ясно показуется: яко же древлегреческая церковь двема персты благословляти и креститися содержаше, тако и на святых образех воображаше, сице и великий князь Владимир, како научен бысть от восточныя церкве креститися и священником благословляти: тако и на святых образех воображено двема персты прия, православное святыя греческия церкве содержание». Присмотрись, беспристрастный читатель, сильны ли доказательства Денисова? Приведши во свидетельство о двуперстии только две Корсунские иконы (ибо о новгородских вратах и говорить не следовало), утаив притом, что на сих иконах есть и перстосложение именословное, справедливо ли он делает такое заключение, будто в греческой церкви было одно только перстосложение и на моление, и на благословение, именно двуперстное, и что будто князь Владимир принял от греков перстосложение именно двуперстное? Не ясно ли, напротив, что и Корсунский крест, и Корсунская икона Апостолов Петра и Павла, свидетельствуя о сложении двуперстном, не менее того свидетельствуют об употреблении в церкви и обретающегося на них перстосложения именословного, – и не только не менее, но даже и более? ибо в именословном двуперстного сложения признать никак невозможно, а двуперстное можно принять за именословное: мизинец более или менее пригнутый одинаково может образовать собою литеру С; также и прочие литеры именословного сложения в двуперстном образоваться могут удобно. Посему на иконах, о коих идёт речь, если кто пожелает оба различные перстосложения почитать за едино, то удобнее может почесть их за одно именословное, нежели за двуперстное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Нижегородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Нижегородской области [ править править код ] Нижегородская епархия существует с 1672 года, учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. В конце XVIII века была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 года стал именоваться Нижегородский и Арзамасский. В 1866 году было учреждено Балахнинское викариатство. Зарегистрированных приходов — 177, в том числе одно православное братство, одно православное сестричество, одна православная община. Количество клириков и монашествующих: белое духовенство — 300, в том числе: пресвитеров — 260, диаконов — 40. монашествующих — 33, в том числе: пресвитеров — 26, диаконов — 7. Населённые пункты [ править править код ] Нижний Новгород Святыни Нижегородской области [ править править код ] НИЖНИЙ НОВГОРОД. Благовещенский собор: «Корсунская» икона Божией Матери. Спасо-Преображенский храм в Слободе-Печеры: мощи преп. Иоасафа Нижегородского (XVI в.). ДИВЕЕВО. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: мощи преп. Серафим Саровский, Александра, Марфа и Елена Дивеевские, блаж. Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские, преп. исп. Матрона Дивеевская; иконы Божией Матери «Серафимово-Умиление» и «Казанская»; святые источники. САРОВ. Часовня в бывшем Саровском монастыре: мощи преп. Марк Молчальник и место первоначального погребения преп. Серафима. С. СУВОРОВО, Дивеевского района. Успенский храм: мощи мц. Евдокия, Дария, Дария и Мария Пузовские (ХХ в.). АРЗАМАС. Воскресенский собор: чудотворный «Воскресенский» крест. Арзамасский Никольский женский монастырь: икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». БОР. Успенский храм: «Казанская» икона Божией Матери. П. МАКАРЬЕВО, Лысковского района: Свято-Троицкий преп. Макария Желтоводского женский монастырь: мощи преп. Макарий Унженский (Желтоводский) (XV в.) (часть мощей), икона преп. Макария. С. ОРАНКИ, Богородского района (ж. д. ст. 296-ой км.). Оранский Богородицкий монастырь: «Оранская-Владимирская» икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

От редакции Глава 1. История пустыни Новая Фиваида Местоположение и климатические условия пустыни Фиваида Цель создания пустыни Основание Новой Фиваиды Первые насельники Постройка больничного корпуса с церковью (1885–1886 годы) Постройка трехэтажного корпуса с церквами во имя Святой Троицы и во имя святых апостолов Петра и Павла (1888–1889 годы) Дальнейшее обустройство пустыни (1889–1896 годы) Торжественная встреча иконы Успения Божией Матери Время болезни отца Авраамия (1895–1898 годы) Преемники отца Авраамия Постройка нового соборного храма (1902–1914 годы) Землетрясение 1905 года Возобновление постройки собора Чудесные случаи помощи Божией строителям Чудесный случай в соборе Первая мировая война Глава 2. Братство Новой Фиваиды Об образе жизни фиваидцев Фиваидское пустынножительство Несчастный случай самообольщения одного пустынника Необыкновенный случай, произошедший со схимонахом Тарахом О схимонахе Пинуфрии О схимонахе Досифее О схимонахе Тихоне О схимонахе Диомиде О схимонахе Илии О схимонахе Савле О болящем монахе Салафииле О болящем монахе Иларии О схимонахе Евгении О схимонахе Епифании-слепце О схимонахе Серафиме Удивительные случаи со схимонахом Аполлосом и схимонахом Лазарем О схимонахе Георгии-огороднике Глава 3. Святыни пустыни Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Казанская Икона Успения Божией Матери Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери Корсунская Икона святителя Николая Чудотворца Икона преподобного Серафима, Саровского Чудотворца Икона святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца Икона Святой Троицы Вторая икона святой Троицы Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе 2. Об исповеди 3. О причащении Святых Христовых Таин 4. О должности духовника 5. О благочинном 6. О старцах – советниках 7. Об общих правилах Чиноположение и распределение жизненного продовольствия поступающим на жительство в пустынь Фиваиду престарелым и неимущим и всем приходящим для спасения душ своих  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010