Степень пятый. Княжение великого князя Георгия Долгорукого В этой степени Денисов приводит три свидетельства. Все они соединены с именем благоверного князя Андрея Боголюбского. Время этих памятников весьма важно потому, что великое княжение стало тогда переходить с юга на север, и дальнейшие свидетельства касаются уже не юга, а севера. Посему необходимо здесь заметить, что Денисов, как мы видели, ничем не доказал, что будто бы в Киевской Руси для крестного знамения употреблялось единственно двуперстное сложение; напротив, памятники ближайших к крещению Руси времён свидетельствуют, что там было в употреблении именословное и троеперстное сложение, которое, как отеческое наследие, Малая Россия неизменно сохранила и доселе. От времени великого князя Андрея Боголюбского Денисов приводит три свидетельства: первое на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Боголюбская; второе на сребропозлащённой ризе иконы Пресвятой Богородицы Владимирской; третие на фресковых изображениях в церкви Успения Пресвятой Богородицы в «столичествующем граде» Владимире. Но, во-первых, благословящая рука Спасителя на Боголюбской иконе Божией Матери и в Поморских Ответах изображена не с тем двуперстным сложением, какого требует для употребления сам Денисов, а так же, как на Тихвинской иконе, то есть имеет великий перст приложенным ко второму составу четвёртого. На древнейшей же копии Боголюбской иконы, находящейся в Москве у Варварских ворот, каждый может видеть изображения благословящей руки с именословным перстосложением. Во-вторых, и на сребропозлащённом окладе Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, на праздниках, видится то же изображение благословящей руки, как на Корсунской иконе Божией Матери, более соответствующее именословному. В-третьих, что касается фресковых изображений во Владимирском Успенском соборе, то Денисов напрасно приводит их во свидетельство двуперстия 29 . Недавно открытые под штукатуркою древние фрески сего собора имеют, напротив, благословящие руки с именословным перстосложением или же близким к оному, подобно как на Тихвинской иконе. Здесь именно у Спасителя (на иконе Преображения), у трёх Апостолов, у царя Давида и пророка Исайи изображены десницы с явственным именословным перстосложением, у одного Апостола изображена десница подобно как у Спасителя на Тихвинской иконе Богоматери, и у одного заднею страною с раздвоенными и несколько согбенными двумя перстами 30 . Итак, на фресковые изображения Владимирского Успенского собора, «подписанныя иконописцы греческими», Денисов совершенно несправедливо сослался во свидетельство якобы употреблявшегося тогда «в древлегреческой и российской» церкви двуперстия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Торопец. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Церковь Всех Святых – кладбищенская (на кладбище «Востань»), построена в 1794 г. на средства горожан. При храме была построена деревянная сторожка, а кладбище было обнесено решетчатою оградою с каменными столбами. В 1895 г. ограда была возобновлена на собственные средства церковного старосты, торопецкого купца Иоанна Васильевича Туфанова. На колокольне висело 5 колоколов. С 1892 г. была приписана к расположенной неподалеку церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Земли под кладбищем и церковью было 220 сажен. Торопчане называли эту землю – землей мира. Ведь здесь хоронили торопчан всех вероисповеданий: с правой стороны – православных; с левой – лютеран и католиков; а за храмом – иудеев. На окруженном оградой кладбище сохранились многочисленные старинные захоронения именитых жителей города Торопца, в том числев: купцы Абакановы, статский советник Карпов, протоиерей Леонид Просовецкий. Служба в храме по просьбе горожан совершалась и в местные праздники. В «четверток по пятидесятнице» вокруг кладбища совершался крестный ход. 1 августа икона Всех Святых выносилась для водоосвящения на «кладезь близ церкви». В неделю Всех Святых в храм приносили крестным ходом святыню города Торопца – чудотворную Корсунскую икону Божией Матери. В годы советской власти только в храме Всех Святых, единственном в Торопце, продолжали совершаться богослужения. А с 1962 г. храм Всех Святых был единственным действующим храмом не только в Торопецком районе, но и в пяти ближайших районах: Андреапольском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском и Бельском. Храм Всех Святых сохранил для потомков не только местный список чудотворной Корсунской иконы Божией Матери 1780 года, но и многие другие святыни Торопецкого уезда, которые, порой рискуя своей жизнью, приносили сюда торопчане в годы богоборческой власти. Чтимые иконы: иконы Божией Матери «Корсунская», икона преподобного Исаакия Торопчанина, затворника Печерского с частицей мощей, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России с частицей мантии.

http://sobory.ru/article/?object=04370

  разделы   рассылка  распечатать Икону из Русского музея, переданную в VIP-xpaм , перевозят на родину – в Торопец Источник:  Gazeta.spb.ru Икона переедет в Торопецкий монастырь, откуда она была изъята после революции. Икона Торопецкой Божьей Матери из Русского музея после завершения ее экспонирования в подмосковном храме Александра Невского переедет в Торопец на один год, сказал журналистам министр культуры РФ Александр Авдеев. По его словам, это произойдет тогда, когда в Корсунско-Торопецком соборе " условия хранения для иконы будут не хуже, чем в музее " , передает РИА " Новости " . " По соответствующему контракту, который был заключен между Минкультуры, Русским музеем и РПЦ, икона переедет на родину, в Торопецкий монастырь, откуда она была изъята после революции. Но там она окажется только тогда, когда будут созданы идеальные условия хранения – и климатические, и охранные " , – сказал министр. Он отметил, что в этом вопросе Минкультуры занимает принципиальную позицию. При этом Авдеев не исключил, что икона может пробыть в Торопце дольше одного года, однако она по-прежнему останется в музейном фонде РФ. Напомним, что еще в 2009 году в СМИ появилось сообщение, что РПЦ просила Министерство культуры передать уникальную икону XII-XIV века в недавно построенный подмосковный храм в коттеджном поселке, и в начале декабря 2009 года Русский музей передал икону Торопецкой Божией Матери храму подмосковного элитного коттеджного поселка в условиях секретности. Позже директор Русского музея Владимир Гусев сообщил, что икона передана в подмосковный храм на условиях полугодового экспонирования, а министр культуры заявил, что икона вернется в музей. Вопреки обещаниям, икона в музей так и не вернулась. В марте Министерство культуры настояло на очередной отсрочке – до декабря. СПРАВКА: " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " – одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной.

http://religare.ru/2_89342.html

Воскресенское (Шубино). Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Согласно ведомости о церкви написанной в 1860 году как отчет для Духовной консистории, храм был построен в 1779 году на средства прихожан. Здание церкви каменное двухэтажное. Верхний этаж во имя Обновления Храма Воскресения Христова, нижний зимний во имя Казанския Божия Матери. Церковной утвари было достаточно. В 20-е годы ХХ-го века в храм пришли гонения, но в отличие от близнаходящегося храма в с. Кабаново, который закрыли в начале 20-х годов, Воскресенский храм " продержался " до 1949 года. В тридцатых годах с храма снимали колокола, на горке стояли люди и плакали об этом воровстве. Большой колокол сбросили и он наполовину ушел в землю – был очень тяжелый. Его язык весил 7 пудов. После войны в Храме устроили зернохранилище, предварительно сняв иконы и сжигая их на огромном костре. Фрески были забелены. Вокруг храма была каменная ограда, которую разобрали на кирпичи. В 50-х годах на верхнем этаже храма размещался пионерский лагерь, а в алтаре находилась столовая. Воскресенское на Волге (Шубино). Церковь Обновления храма Воскресения Христова села Воскресенского каменная, двухэтажная, построена в 1779 г. тщанием прихожан. Престолов в ней два: в верхнем этаже Обновления храма Воскресения Христова, в нижнем этаже теплом - престол во имя Божией Матери Казанской. Церковь приходская, зданием прочна. Есть предание и свидетельства, что церковь села Воскресенского на реке Волге до 1779 г. находилась на самом берегу Волги, на расстоянии почти 1 версты от занимаемого теперь селом места. Там была церковь деревянная; остатки иконостаса из той церкви сохраняются и до ныне. Часто тревожимые водоразлитиями реки Волги священнослужители перемещены были на настоящее гористое место, сюда же перенесена и церковь. Особо чтимые святые иконы: Казанской Божией Матери и во имя Корсунской Богоматери. Земли при церкви 36 десятин, 3 десятины усадебной, пахотной 12 десятин, сенокосной 15 десятин и 6 десятин поросшей мелким кустарником и дровяным чернолесьем. Сверх всего, в 1800 г. пожертвовано угличским купцом А. Татарниковым два участка земли (по правую сторону р. Волги) в 80 десятин 910 кв. саж. в пользу церкви и причта: вдов и сирот его. Капитала церкви в билетах 1073 руб. Дома, принадлежащие церкви: школа, здание деревянное, крыто железом; дом для жительства священника под железом и отдельно двор; дом для диакона со двором; дом для псаломщика со двором и церковная сторожка. Приход села составляют 15 деревень, из них 12 принадлежат к Мышкинскому уезду, расположены по левую сторону Волги, а 3 деревни по правую сторону и принадлежат к Угличскому уезду. В самом селе Воскресенском жительствуют только причт и церковный сторож. Село расположено на горе. Прихожан муж. пола 641, 770 жен. и всего 1411 душ. Препятствует сообщению во время ледоходов и бурь. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик; капитала причтового в билетах 6139 руб.

http://sobory.ru/article/?object=05003

Источник: http://news.ntv.ru/117981/ Get the Flash Player to see this player. Патриарх Московский и всея Руси Aлekcuй II начал свой визит в Париж с утреннего молебна в Трехсвятительском подворье, которое основано русскими эмигрантами в начале 30-х годов. Во второй половине дня глава РПЦ встретится с президентом Франции Николя Саркози и с иерархами Французской католической церкви, а затем Патриарх посетит собор Парижской богоматери, чтобы участвовать в православном молебне. Репортаж корреспондента НТВ Вадима Глускера . Утренний молебен Патриарха Московского и всея Руси в Трехсветительском подворье. Именно этот кафедральный храм Корсунской епархии, объединяющий во Франции приходы Русской православной церкви, был выбран Aлekcueм II для встречи с соотечественниками. В небольшую группу прихожан, основавших в начале 30-х годов этот храм на улице Петель, что во французской столице, входили выдающиеся деятели послереволюционной эмиграции. Философ Николай Бердяев, богослов Владимир Лосский, иконописец Леонид Успенский. Именно они в свое время организовали сбор средств на приобретение для храма у парижских антикваров иконы Царицы Небесной Иверской konuu XVII века знаменитой одноименной иконы из Иверской часовни в Кремле. Но спустя 70 лет небольшой храм сегодня смог вместить только малую часть православных верующих соотечественников и французов. В этой связи Патриарх Московский и всея Руси заметил, что православный Париж нуждается в новом храме. Aлekcuй II, патриарх Московский и всея Руси: «Пора задуматься о строительстве нового храма, который бы достойно представлял бы Русскую православную церковь в условиях вновь обретенного ею единства». Новый храм как символ единения Русской православной церкви, которая, по словам Патриарха, приведет к единству святого православия на земле. Aлekcuй II: «Когда исчезли причины разделений, в среде русской эмиграции, мы сподобились восстановления единства между Церковью в отечестве и Русской зарубежной церковью. Единстве, о котором молились поколения верующих, и к укреплению которого мы

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-parizh-nu...

Мониторинг СМИ И все-таки она уезжает Уникальную икону передадут в церковь элитного поселка в Подмосковье 03.12.2009 11:35 Директор Государственного Русского музея согласился передать уникальную икону XII века в церковь элитного поселка в Подмосковье. Такое решение было принято руководством ГРМ после того, как в подмосковной церкви побывали специалисты отдела древнерусского искусства и реставраторы Русского музея. «РГ» уже рассказывала об этом нашумевшем деле: Патриарх Кирилл обратился к министру культуры с просьбой передать из Русского музея уникальную икону «Богоматерь Торопецкая» для того, чтобы поместить ее в новодельную церковь, построенную неким московским глубоко верующим бизнесменом. Как выяснилось, такой награды общенационального масштаба бизнесмен удостоился потому, что оказывал большую благотворительную помощь в восстановлении Корсунско-Богородицкого собора в Торопце. Видимо, понимая всю двусмысленность ситуации, а выглядело все это именно «расплатой за благотворительность», да еще общенациональной ценностью, минкультуры заявило, что конечное слово остается за Государственным Русским музеем. Узнав о возможном вывозе из запасников «Богоматери Торопецкой», реставраторы схватились за голову, а известные петербургские музейщики пришли в возмущение. - Это ненормально, когда дома приемов просят у музея мебель, а Церковь - иконы. Музей есть музей, он обязан хранить свои экспонаты, - возмущается директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Я давно говорю об этом и пытаюсь решить вопрос на высоком уровне: должна существовать автономия музея, только так можно сохранить объекты культурного наследия. Такую же оценку происходящего дает и заместитель директора ГРМ Евгения Петрова. - Самое печальное во всей этой истории то, что в церквах не созданы условия для хранения подобных экспонатов. Люди дышат на иконы, прикладываются к ним губами... Открытие-закрытие дверей, холод, тепло, свет от свечей - все это губительно для икон, - говорит Петрова. - Кроме того, при транспортировке экспонат имеет все шансы получить повреждения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мыт. Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Архитектурный ансамбль. Действует.   Год постройки:Между 1795 и 1817. Адрес: Ивановская область, Верхнеландеховский район, село Мыт Координаты: 56.814505, 42.314444 Проезд:Расположено на юго-востоке области, на реке Лух, в 14 км от райцентра Верхний Ландех Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ КАЗАНСКАЯ И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 18-нач. 19 в. Расположен на небольшом повышении рельефа, представляет собой наиболее выразительный элемент застройки села. Главенствующую роль в композиции играет расположенная в южной части пятиглавая Казанская церковь (1795), напоминающая своими размерами городской собор. Севернее и несколько ближе к реке поставлена одноглавая и значительно меньшая теплая церковь Николая (1817). С восточной стороны, почти по оси комплекса и подводящей к площади главной улицы в нач. 19 в. построена трехъярусная колокольня. Все сооружения кирпичные и побеленные. Различные по стилистике, они составляют единую и выразительную композицию. Церковь Казанская выстроена в лицевой кладке и является памятником зрелого классицизма, сохранившим отдельные черты барокко в объемной композиции. Имела пять приделов, в одном из которых долгое время хранилась икона Корсунской Богоматери, которую князь Д.М. Пожарский брал с собой в поход. Крытые крыльца трапезной и боковых фасадов разобраны в 20 в. Традиционное для приходской церкви сочетание основной храмовой части с трапезной воспринимается здесь необычно. Вполне самостоятельный основной объем с двусветными ризалитами посредине боковых фасадов и широкой полукруглой апсидой представляет собой один из вариантов четырехстолпного собора. Мощный световой восьмерик главного купола приподнят над центральной частью аттиком-трибуном; к последнему примыкают башнеобразные четырехгранные барабаны над углами четверика. В соответствии с основными объемами композиция фасадов членится поясками из нескольких полочек, отмечающими уровень первого яруса, пьедесталы барабанов и карнизы.

http://sobory.ru/article/?object=12998

Пос. Княжье Озеро (Московская обл.), 12 апреля, Благовест-инфо. Тысячи паломников посетили церковь в подмосковном поселке, чтобы поклониться древнему образу Богородицы, перенесенному сюда четыре месяца назад из Русского музея в Санкт-Петербурге. В то же время несовершенная система учета не позволяет назвать точное число посетителей. Торопецкая икона Божией Матери, написанная, по мнению искусствоведов, между XII и XIV веком, была доставлена в церковь св. Александра Невского в поселке Княжье Озеро 3 декабря 2009 года. До 1917 года образ находился в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец, что на самом западе Тверской области. После большевистского переворота икона оказалась в местном краеведческом музее, а в 1936 была перевезена в Русский музей, где хранилась в запасниках. Некоторое время назад предприниматель Сергей Шмаков, глава строительной компании «Сапсан», известный как воцерковленный православный человек, выступил с инициативой временно передать икону в построенный им храм в Княжьем Озере. Шмаков хочет, чтобы в конце концов образ вернулся в собор Торопца, но в настоящее время это невозможно, поскольку храм, возвращенный Церкви только в 2005 году, находится не в том состоянии, чтобы обеспечить сохранность иконы. Элитный коттеджный поселок Княжье Озеро, также построенный компанией «Сапсан», находится на 24-м километре Новорижского шоссе, ведущего к западным рубежам России через Торопец. Александро-Невская церковь в Княжьем Озере строится с 2005 года. Монументальный шестипрестольный храм находится за пределами охраняемого поселка и ежедневно, с 9 до 18 часов доступен для всех желающих. Со времени перенесения Торопецкой иконы в Княжье Озеро в храме установлен круглосуточный милицейский пост. Охрана осуществляется силами ОВД Истринского района Московской области, на территории которого расположен поселок. Помимо милиционеров храм охраняют сотрудники ЧОП «Сапсан-сервис». В беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» клирик Александро-Невского храма и сотрудник милиции, дежуривший в тот день, рассказали, что к Торопецкой иконе ежедневно приезжают паломники. По словам священника Виталия Пелишенко, за последние месяцы значительно больше молящихся стало и на воскресных литургиях: если раньше в воскресные дни в храм приходило в среднем 50 человек, то в последние месяцы собирается до 150 верующих.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Соловецкие острова. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Вознесенский скит. Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год постройки:2008. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, остров Большой Соловецкий. Координаты: 65.104235, 35.585146 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее пешком до Свято-Вознесенского скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Скит на горе основан в XIX веке. В 1860–1862 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева, много потрудившегося на Соловецкий монастырь. На первом ярусе храма престол в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором – в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе была колокольня с четырьмя колоколами. Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне. С западной стороны к церкви примыкает деревянный двухэтажный корпус для проживания немногочисленной братии и приезжающих гостей. На склоне горы были построены валунная баня, конюшня, выкопан колодец, посажены ягодные кустарники, разбиты огороды. Под горой, на том самом месте, где ангелы высекли «рыбареву жену», была построена каменная часовня в честь чуда архистратига Михаила в Хонех. В советское время часовню разрушили. В 1861 году скит получил официальный статус со своим уставом. В летнее время здесь жили до шести человек братии, на зиму оставались два-три человека, которые вели жизнь отшельников. Отсюда хорошо видна Сосновая губа, к берегу которой в 1429 году пристали преподобные Савватий и Герман. В 1627 году в этой губе на большой сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе на правом столпе, а на месте явления иконы была построена часовня в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До сих пор в Сосновой губе сохранился поклонный крест, установленный в 1812 году. В последующие времена скит находился в ведении военных, здесь жили смотрители маяка. Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания. У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.

http://sobory.ru/article/?object=11058

Торжок. Церковь Димитрия Солунского. Дмитровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание об этом храме встречается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя страстотерпца Христова мученика Димитрия, да в приделе храм во имя Николы чюдотворца, на одном окладе ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1824-1835 гг. на средства прихожан и вышневолоцкой помещицы Марии Ивановны Рукиной, которая жила рядом с церковью. Главный престол каменной церкви был посвящён Нерукотворному О6разу Спасителя, приделы - Покрову Богородицы и великомученику Димитрию. В народе её по-прежнему называли Дмитриевской. Дмитровская церковь была закрыта в 1930-1931 гг. и снесена в 1932 или 1933 гг., материал после её разборки был продан городскими властями строительной организации, возводившей Агрогородок. В Димитриевской церкви главный престол посвящён Нерукотворному образу Спасителя, а в трапезной теплой - правый придел посвящен Покрову Пресв. Богородицы, левый - св. великом. Димитрию. Эта церковь начата постройкою, по благословению Тверского архиепископа (впоследствии экзарха Грузии) Ионы, 1824 г., а окончена и освящена в 1835 году, на средства прихожан, при щедром вспомоществовании Вышневолоцкой помещицы Марии Ив. Рукиной, проживавшей в то время в Торжке. Приделы (Покровский и Димитриевский) были построены прежде настоящего храма и освящены еще в 1825 году. Местночтимыя в этом храме старинныя иконы: Нерукотвореннаго образа Спасителя, св. великомуч. Димитрия (с чудесами), Покрова Пресв. Богородицы, свят. Николая с деяниями и Тихвинской иконы Пр. Богородицы. Об этих иконах упоминается под 1625 г. в писц. книгах П. Норбекова. К древним местночтимым иконам Димитр. храма принадлежит старинная икона Корсунской Божией Матери. Из писцов. книг 1625 г. Потапа Нарбекова видно, что в Торжке существовала в то время церковь во имя св. великом. Димитрия с приделом св. Николая чудотворца - " на одном окладе " ...

http://sobory.ru/article/?object=37961

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010