Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля в сослужении иерархов Зарубежной Церкви 20 мая 2007 г. 16:02 20 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора, в Успенском соборе Московского Кремля состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр , архиепископ Берлинский и Германский Марк , архиепископ Истринский Арсений , архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл , епископы Домодедовский Евтихий , Женевский и Западно-Европейский Михаил , Штутгартский Агапит и Дмитровский Александр , Кливлендский Петр . За Литургией в храме молились архиепископ Корсунский Иннокентий и архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион . По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви. В Первосвятительском слове Его Святейшество назвал Успенский Патриарший собор Московского Кремля, в котором была совершена в этот день Божественная литургия, сердцем русского Православия. «Древний собор стал свидетелем многих событий русской истории. Его стены видели и славные, и скорбные, и смутные времена, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. — В страшные годы Гражданской войны Святейший Патриарх Тихон говорил, что разделение народа — это плата за его грехи. Святитель писал: " Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех помрачил наш разум, разжег пламень страстей, вражду и злобу " . Именно в покаянии видел святитель Тихон путь избавления от нестроений. Не единожды были смутные времена на Руси, но преодоление смуты и нравственного падения всегда было сопряжено с покаянным возвращением к вере отцов. Сила веры вела наш народ к единству». Знаменательным считает Святейший Патриарх Алексий тот факт, что ныне национальным праздником России стал День народного единства, связанный с прекращением смуты XVII века и совпадающий с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери: «Празднование этого дня, в который русские люди после поста и молитвы смогли изгнать неприятеля из священных стен Кремля, заменило навязанное прежними безбожными правителями празднование дня Октябрьского переворота, этой трагической даты, связанной со смутой, кровопролитием и восстанием против Бога. Мы благодарим Господа за то, что наш народ осознал гибельность для России братоубийства и разделения. Благодарим Господа и за нынешнее преодоление разделения церковного, тесно связанного с былым противостоянием в нашем обществе и разделением в теле народном».

http://patriarchia.ru/db/text/246087.htm...

Святая София Громко имя Святой Софии, давно и глубоко вкоренилось оно в землю Русскую: от красных берегов Босфора, где впервые услышали его послы Владимировы, отозвалось оно при Великом Ярославе над синим Днепром, в матери городов Российских, и на истоках Волхова, в родовой колыбели славян. Именем Святой Софии загремело шумное Вече Новгородское; под сень сего мощного имени стали стекаться гости иноземные и страшно раздалось оно в рядах Меченосцев, когда бился с ними Новгород во дни битв своей юности. Но голос брани умолк, умолк и голос торговли – она течет живой рекою, вдали от запустевших дворов иноземных, которыми некогда красовался сей древний союзник Ганзы; и звук вечевого колокола замолк – слышен только обычный благовест, созывающий на молитву мирных сынов Новгорода. Один Волхов по-старому шумит под древнею стеною Кремля, один он не хочет утихнуть, и только в бурных его волнах неспокойным кажется вид обеих сторон: Торговой и Софийской, некогда враждебных друг другу; одна только Святая София гласит о прежней славе Новгорода. Восемь веков протекли над нею и не смели коснуться; они изменили вокруг нее гражданский быт и самую природу, но не проникли в заветное святилище. Напрасно стучались они старческою рукою в два ее притвора, их как бы отразили с южной стороны два в ней почивающие князя: храмоздатель Владимир и щит Новгорода, храбрый Мстислав; а с западной укрепил за собою запоры Корсунских врат сонм духовных Владык Новагорода, избравший себе место сие последним приютом. Так пощадила рука времени древнее святилище, иногда только обновляемое рукою человеческой, и вступивший в него может еще на время забыть о настоящем в долголетии минувшего. Еще в глубоком куполе не разжалась рука Вседержителя, столько веков держащая судьбы Великого Новгорода; и так не напрасно слышался от сей иконы таинственный глас иконописцам Цареградским, когда по воле епископа Луки трижды старались они начертать благословляющую десницу Господа. «Не пишите Мя с благословляющею рукою, но пишите Мя со сжатою; Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новгород держу; когда же сия Моя рука распространится, будет тогда и граду сему скончание», – так гласит местное предание, записанное благочестивыми предками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Корсунской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1800 - 1875. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, Козловская сельская Администрация, Свято-Троицкий мужской монастырь Серапионова Пустынь. Троицкая церковь Координаты: 56.307026, 42.034506 Проезд:Церковь находится на территории монастыря на искусственном холме, насыпанном для защиты от паводков р.Клязьма Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В живописных местах Вязниковского заречья среди луговин, болот и стариц реки Клязьмы, под сенью вековых дубов на берегу Троицкого озера расположена Серапионова пустынь, «Пустынька» - так ласково называли её в народе. Кем и когда основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное сказание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился инок схимник Серапион. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона, к сожалению, нам ничего не известно. Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 году. В этом году, по указу императора Петра I, описывались все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри. О Серапионовой пустыни сказано: «В Ярополченском стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною. Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом… Колокольня на столбе, на ней три колокола. В монастыре 13 келий, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, проскурняк да пять старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся именем Христовым, то есть мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого» (Из подлинного описания в делах монастырского приказа - 1702г.)

http://sobory.ru/article/?object=07627

«Церкви и Православию я обязан тем, что сохранил себя» Беседа с членом епархиального совета Корсунской епархии Н.И. Кривошеиным – Никита Игоревич, вы являетесь представителем известного русского дворянского рода. Расскажите, пожалуйста, о вашей семье, о том, каков был ваш жизненный путь. – Я горжусь моими предками, их деяниями. Горжусь и тем, что оба моих деда – Алексей Павлович Мещерский и Александр Васильевич Кривошеин – были обруганы вождем мировой революции: Мещерский (в связи со стачками в Сормово) был назван «кровавым эксплуататором», а Кривошеин (в связи с вопросом о земельной реформе) – «постоянно врущим». Алексей Павлович Мещерский, один из основателей русской тяжелой промышленности, был в 1919 году выкуплен из Таганской тюрьмы (где он сидел, ожидая исполнения смертного приговора): его освободили за взятку, которую дали чекистам, у которых «чистые руки и холодная голова». Этот случай коррупции – пожалуй, первый зафиксированный в истории этой службы – описан в «Архипелаге Гулаг». В эмиграции Александр Павлович помог созданию в Париже храма в честь иконы Божией Матери «Знаменье». Он был человеком прочной веры, редкой энергии. Советы в 1930-е годы пытались уговорить его вернуться для работы в Госплане; он не колеблясь отклонил это предложение, переданное через «красного графа» Алексея Игнатьева. Скончался он в 1938 году. Горячо советую тем, кто лучше хочет узнать о России в предреволюционный период, об эмиграции, о расцвете сталинщины в советской провинции, прочесть воспоминания моей покойной матери Н.А. Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни» (М.: Русский путь, 1999). Александр Васильевич Кривошеин, министр земледелия с 1908 по 1915 год, глава правительства юга России при генерале П.Н. Врангеле, был одновременно страстным реформатором и твердым контрреволюционером. Книга «Путевые заметки по Сибири», написанная в соавторстве с П.А. Столыпиным, стала теоретической основой крестьянской реформы и переселенческой политики. Запоздалость и незавершенность модернизации сельского хозяйства, замедление реформ после убийства Столыпина стали, конечно же, одними из главных факторов победы большевиков.

http://pravoslavie.ru/31254.html

Но если Повесть, впервые опубликованная И. П. Сахаровым по тексту поздней (XVI в.) редакции в 1841 г., была включена во все общие курсы истории древнерусской литературы, учебники и учебные пособия, то тексты других частей цикла (и текст самой Повести по древнейшим спискам) были впервые опубликованы Д. С. Лихачевым, которым были выявлены 34 списка XVI–XVIII вв., выделены редакции памятника, дана их классификация и определены особенности каждой из них. Опубликовав в 1947 г. последнюю, неоконченную работу В. Л. Комаровича о цикле повестей о Николе Заразском, в которой основой цикла названо Сказание, а Повесть его распространением, Д. С. Лихачев в своем исследовании отметил «разнотипность, разновременность и неравноценность» составляющих цикл произведений. Он писал, что воинская повесть относится к лучшим после «Слова о полку Игореве» произведениям древнерусской литературы, другие же части цикла «достаточно трафаретны», причем Повесть «не могла быть создана при церкви Николы ее служителями, она только была включена в Заразский цикл» (см.: Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском.– ТОДРЛ, т. 7, М.–Л., с. 258). Д. С. Лихачев дал обоснование маршрута Евстафия с иконой (в Рязань «идти через Половецкие степи было уже опасно: ...все пришло в движение после Калкской битвы. Поэтому Евстафий плывет из Крыма, также в 1223 г. захваченного монголо-татарами, вокруг Европы из моря Понтийского (Черного, или Русского) в Варяжское (Балтийское)»). Окончательное оформление цикла повестей о Николе Заразском, как явствует из работ Д. С. Лихачева, относится к 1530-м гг. А. Поппэ, исследовав происхождение культа Николы Корсунского, доказал позднее его происхождение, появление которого связал с той же датой – 1530-ми гг. К этому же времени исследователь отнес и сложение Сказания. Очевидно, что все произведения цикла (за исключением «Повести о разорении Рязани Батыем») связаны темой чудес Николы и его иконы, имеют ряд повторяющихся мотивов: слепота Владимира Святославича перед крещением – слепота Евстафия как наказание за ослушание Николы; явление Николы Евстафию – явление князю Федору («Сказание«); исцеление Евстафия – исцеление жены Евстафия («Сказание») – исцеление Сазона – исцеление глухонемого Климента («Коломенское чудо»); чудесное перенесение иконы к «старому престолу» в Заразск является своего рода редукцией сюжета долгого шествия иконы из Корсуня. Главной темой произведений являются чудеса Николы и его иконы, оформленные в жанре «чуда». И только Повесть, ориентированная на традиции воинского повествования, не содержит чудес святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прот. Александр Смирнов. Мои узы за Христа “Только имена смиренных не тонут в быстро текущем потоке истории”. Я не могу себе представить Христа, Богоматери и смиренных подвижников, заполняющих анкетные листы. Чтобы сказать о себе полную правду нам рядовым христианам, нужно рассказать про свою многогрешную жизнь, а для этого нужно подняться на большую духовную высоту; поэтому мне кажется, что каждая литературная исповедь Толстого и многих других знамен итостей, у которых более заполненные анкеты, далеко не соответствуют неприкрашенной действительности. Но все же бывают такие положения в жизни, такие условия, которые дают небольшое нравственное право и маленькому грешному человеку сказать о себе возможную правду. Таким положением можно счесть и мои “узы за Христа”. Александр Павлович Смирнов, я родился в 1888 году, шестнадцатого августа в селе Криуши Корсунского уезда Симбирской губернии. Отец мой Павел Иванович Смирнов, был священником в этом селе, мою мать звали Агриппина Александровна. Самые яркие, сильные впечатления детства связаны у меня с храмом. Посещение заутрени и литургии в некоторых случаях напоминают страницы детства Лизы Калитиной из “Дворянского гнезда” Тургенева. Я начинаю помнить себя всегда присутствующим за Пасхальной службой. К таким же впечатлениям нужно отнести крестные ходы на Иордань, на поля, на молебствия о дожде, встречу чудотворной иконы, встречу архиерея, целодневные звучания колоколов, ярко-пестрые нарядные одежды сельчан, праздничную ярмарку, живописные картины священной истории, которыми я любуюсь, разбитый колокол и обретение всем миром новенького колокола, похороны дедушки и бабушки. Стихотворения Кольцова и Никитина о природе и о земледельцах для меня были и будут близкими сердцу, любимыми – все то, что я видел в детстве. Сказывалось только отсутствие хорошей реки, что по мере возрастания моих старших брата и сестры стало побуждать нас просить отца переехать в другое место при хорошей реке. И материальные соображения заставили отца перепроситься в с.Игнатовку Сенгальского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

Дегтево. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Корсунской Божией Матери, каменная, приходская; разделяется аркой со стеклянными дверями на летнюю и зимнюю; прочная. В летней — настоящей один престол во имя Корсунской Божией Матери (9 окт.), в зимней — трапезной два престола во имя Св. Иоанна Златоустого (13 нояб.) и св. Николая Чудотворца (6 дек.). Вся церковь закончена постройкой в два срока: зимняя — трапезная в 1802 г., а летняя — настоящая в 1819 г., на средства прихожан при преимущественном содействии местных помещиков Филимонова и Малышкиных. По данным церковного архива видно, что основание селу положил князь Алексей Шайдок и сын его Иван Алексеевич Шайдок, поселившиеся своею усадьбою на том самом плоскогорье, окаймленном с юго-восточной стороны речкою Курбицей, которое и занято настоящим селом Дегтевым и существующею ныне церковью. В окружности были дегтярные заводы, из коих последний уничтожен был лет 50 тому назад, отчего и самое село названо Дегтевым. Первоначально была церковь рубленая, деревянная, основана во 2-м десятилетии 18 столетия. В 1751 году церковь обращена в приходскую, в 1754 году деревянная церковь сломана и построена каменная, существовавшая до 1801 года. Земли церковной 33 д 121 кв. с., два церковных деревянных дома для священника и псаломщика. Сумма церковная билет. 195 руб. Прихожан 304 ч. м. 337 жен. п. Село на плоскогорье при речке Курбице. Адрес: Курба, Ярославль. В приходе две школы: церк.-приходская и земская, содержатся на местные средства. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалованья 392 руб. Причтового капитала 1088 руб. По данным на 1908 год Время основания церкви с. Дехтева (Дегтева) относится к 1819 году. Престолов в ней три: Корсунской Божией Матери, Иоанна Златоуста и св. чудотворца Николая. Земли церковной 31 десятина, в приходе 14 селений. Всего домов 86, душ муж. пола 358, жен. пола 393. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.

http://sobory.ru/article/?object=09166

22 октября Русская Православная Церковь особо чтит Корсунскую икону Божией Матери 22 октября, 2009. Редакция " Правмира " 22 октября Русская Православная Церковь особо чтит Корсунскую, или Ефесскую, икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. 22 октября Русская Православная Церковь особо чтит Корсунскую, или Ефесскую, икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. В Ефесе хранилась икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая). Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец. Икона прославилась чудотворениями. Чтимые списки Корсунской иконы Божией Матери находились в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга и в Нижегородском Благовещенском монастыре. Кроме того, в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения. Нижегородский список при разорении монастыря большевиками таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с иконы, принесенной крестителем Руси из Корсуни. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом».

http://pravmir.ru/22-oktyabrya-russkaya-...

Спас-Угол. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Корсунской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1795 и 1797. Ссылки:   Адрес: Московская обл., Талдомский р-н, с. Спас-Угол Координаты: 56.861144, 37.93334 Проезд: Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, дал ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Кимры и Спас Угол - прямо. В Квашонках поворот направо на Спас Угол. После чего всё время прямо до указателя населённого пункта Спас Угол. Церковь - в конце населённого пункта возле дороги Изменить описание объекта Автор: Юрий Верещагин Снято: 25 марта 2012 Добавлено: 26 марта 2012 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Преображения Господня построена в имении Салтыковых в 1797 г. в стиле раннего классицизма. Трапезная и колокольня возведены в 1820 г. В здании размещался музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999 Село Спасское на Углу принадлежит к числу древних поселений Тверской губернии. В писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано: «за Дмитровцем за Тимофеем Тимовеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское и в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения». В селе было всего три дома. Дмитрий Стефанович Салтыков в 1709 году подал прошение о строении новой деревянной церкви, которая просуществовала до 1787 года, в котором она сгорела. Вместо сгоревшей церкви усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой строится каменная церковь, освященная 14 июля 1797 года. Еще в 1779 году рядом была построена другая церковь — зимняя деревянная, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери. Эта церковь в 1818 году сгорела, и тогда по просьбе Евграфа Васильевича Салтыкова трапезная Преображенской церкви была разобрана и увеличена с освящением двух приделов — в честь Корсунской иконы и святителя Николая. На месте алтаря сгоревшей Корсунской церкви была поставлена каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=08116

В сельской местности наличие подразделений добровольной пожарной охраны – жизненная необходимость 21 февраля. ПРАВМИР. В орловском селе Корсуни при храме Корсунской иконы Божией Матери создана объектовая добровольная пожарная дружина. Священнослужители храма получили от МЧС и ВДПО необходимые для борьбы с огнем снаряжение и средства пожаротушения, сообщает пресс-служба орловского МЧС. Им выдали пожарную мотопомпу, рукава, стволы, разветвления, обмундирование , ранцевые и порошковые огнетушители. «С этого момента члены объектовой добровольной пожарной дружины православного прихода храма Корсунской иконы Божией Матери помимо духовной работы будут заниматься не менее важным вопросом обеспечения пожарной безопасности не только на территории монастыря, но и оказывать помощь местной власти и жителям села Корсунь в вопросах пожарной безопасности», – отметил начальник Главного управления МЧС России по Орловской области Александр Новиков. Руководителем добровольной пожарной дружины «Православный приход храма Корсунской иконы Божией Матери» стал священник отец Александр – в течение многих лет он служил начальником караула в пожарно-спасательной части. Фото: 57.mchs.gov.ru Еще пятеро священников храма получили выписки о включении в реестр добровольных пожарных. Фото: 57.mchs.gov.ru «В сельской местности наличие подразделений добровольной пожарной охраны – жизненная необходимость. Это первые и главные помощники профессиональных пожарных в борьбе с огнем», – отмечают в МЧС. МЧС заявило о намерении формировать специальные пожарные команды при монастырях из числа монахов и добровольцев еще в 2014 году. Подразделения добровольной пожарной охраны есть в мужском монастыре на Соловках и в женском монастыре в Дивеево – оно полностью состоит из женщин, в том числе монахинь. Еще в 2008 году добровольную пожарную дружину организовали монахи Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Почитать о ее жизни можно в материале «Правмира». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-iz-orlov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010