Вероятнее всего, практика исполнения песнопений с З. существовала во мн. мон-рях до нач. XX в., причем не только в тех, к-рые сохраняли традиции знаменного пения. Так, в «Обиходе» Валаамского мон-ря отмечено, что «головщик начинает» предначинательный псалом, 1-ю кафизму, воззвахи (СПб., 19092). Согласно «Обиходу» Соловецкого мон-ря, предначинательный псалом «головщик первого лика начинает» (СПб., 1912. С. 1). По «Обиходу» Киево-Печерской лавры, отражающему местную многоголосную традицию, положено петь уставщику начало предначинательного псалма и 1-й кафизмы (К., 1910. М., 2001р). В совр. практике РПЦ З. в этом значении употребляется редко: напр., на пасхальном каноне, когда начало ирмоса запевает священник, или в авторских сочинениях, где подобное исполнение связано с замыслом композитора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире. Т. о., слово «З.» в данном значении является синонимом термина «припев». В певч. рукописях XVII в. и печатных певч. сборниках иногда можно встретить стихи псалмов с нотацией, имеющие ремарки «З.»: «запевы приимощныя», «примеры на запевы стихир», «для запева стихир» и др. (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 28-28 об., сер. XVII в.; Обиход [поморский]. М., 1911. Л. 17; Обиход [поповский]. К., 1909. Л. 8 об.- 9; Октай учебный [старообрядцев белокриницкого согласия]. К., 1908; Обиход [Соловецкого мон-ря]. СПб., 1912. С. 3-13; Обиход [синодальный]. М., 1902. Л. 7 об.- 25; Обиход церковного пения М., 1997. С. 32-45). В совр. практике такой З. произносится канонархом, а его конец допевает весь лик (письменное свидетельство о подобной практике см. в поморском Уставе для З. на стихирах на «Господи, воззвах» - Устав обители св. Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 7-7 об.). Лит.: Одинцов Н. И. Порядок общественного богослужения в Др. России до XVI в. СПб., 1881; Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: Ист.-археол. исслед.; он же. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; он же. Описание; Скабалланович. Типикон. С. 131-136, 306-313; Strunk O. The Byzantine Office of Hagia Sophia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-149; Arranz. Typicon.

http://pravenc.ru/text/182591.html

Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас первой половины XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая иконостасу «вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора — цельное собрание устюжской живописи XVII-XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI — начало XVII в.) — приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова — образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея-заповедника». Реставрация иконостаса была выполнена в 80-90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись. В 2017 году потомками Афанасия Гусельникова в дар собору была передана малая икона «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» — точная копия знаменитой работы мастера. С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор находился в совместном ведении «Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии. В 2016 году собор был передан в собственность Великоустюжской епархии. Прокопиевский собор с 2015 года имеет статус кафедрального. Настоятель собора — епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII – XIX вв. Николаевский Антониев монастырь играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 г. в монастыре была отрыта церковно-приходская школа, а в период с 1809 г. по 1834 г. действовало духовное училище. К XIX в. монастырская библиотека насчитывала более чем 300 печатных книг и 2 рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI, XVII, XVIII века. Конец XIX века стал временем, положившим начало изучению истории этой древней обители Тверской епархии. XX век – мученический период для всей Русской Православной церкви, стал он таковым и для Антоньева монастыря. Обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разгромлен и исковеркан до неузнаваемости. Даже 60 - 70 годы ХХ века – время возрождения интереса к отечественной культуре и ее памятникам – не принесли положительных изменений в судьбе обители. Только в 90-е гг. о Николаевском Антониевом монастыре, благодаря уникальности его Никольского собора, памятника архитектуры XV в., заговорили на конференциях, появились публикации на страницах научных периодических изданий. В 2010 году митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) принял решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители. В августе 2013 года по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета (Гаврина) Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). В мае 2014 года Антониев монастырь был передан Русской Православной Церкви. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий, но храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. При монастыре действует духовно-просветительский центр. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Храмовые иконы. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

http://azbyka.ru/palomnik/Краснохолмский...

6.       Фронтир в истории черноморского казачества: некоторые факторы освоения пространства//Культурная жизнь Юга России. 2009.   7.       Из истории освоения славянами Северного Кавказа и распространения старообрядчества в регионе (конец XVII–XVIII век)//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. Ростов н/Д, 2009. С.42–46.  8.     Казачьи сообщества Крымского ханства и старообрядчество на Северном Кавказе в конце XVIIXVIII b.//Российская история. 2009. Иные публикации. Монографии: 1.       «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Краснодар, 2001 (22,52 п.л.). 2.       «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Краснодар, 2002. Изд. 2-е, испр. и доп.   (18 п.л.). 3.       Память жива в веках. Возвращение к истокам: об участии казаков в войнах XVIII–XX вв. Краснодар, 2006. Глава 1 (в соавторстве с А.А. Пригариным,        А.Н. Малукало) (2,4 п.л.). 4.  Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII в. – начало XVIII. Ростов-на-Дону, 2009 (18 п.л.).  в.) Статьи: 1.        Русско-турецкая война 1768–1774 гг. и переселение казаков-некрасовцев в Османскую империю//Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. Краснодар, 2000. С.11–17.  2.        Казаки-некрасовцы в Османской империи: динамика религиозных воззре- ний//«Проблемы изучения и развития казачьей культуры»: Мат-лы научно-практ. конф. Майкоп, 2000. С.65–73 3.        Эмиграция казаков-старообрядцев в Крымское ханство: к истории формирования кубанского казачества в начале XVIII в.//Христианство и христианская культура в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе: Темат. сб. науч. ст./Под ред. Т.С. Рудиченко. Ростов н/Д, 2000. С.39–52. 4.        Кубанское казачество: условия формирования и пополнения: (К вопросу о генезисе и развитии ранних казачьих сообществ)//Социальная организация и обычное право: Мат-лы научной конференции  (г. Краснодар, 24–26 августа 2000 г.). Краснодар, 2001. С.193–214.

http://bogoslov.ru/person/532883

Л. А. Секретарь. Софийская площадь и ее значение в жизни губернского Новгорода 1778-1917 гг.    123 И. А. Мельников. Старообрядчество Устюженского уезда Новгородской губернии в XIX-XX вв.: динамика расселения, конфессиональные взаимосвязи    153 А. Н. Кириллов. К истории высланных в Новгородскую губернию в первой половине 1890-х годов по обвинению в посредничестве в нелегальной эмиграции в Бразилию    182 Т. Н. Курочкина. Инновации в промышленности Новгородской губернии (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.)    192 Я. А. Васильев. Новгородские ростовщики (конец XIX-haчaлo ХХ в.)    215 Т. А. Корешкова. Начало государственной поддержки сельского хозяйства Новгородской губернии. Деятельность уполномоченного МЗиГИ Э. А. Дидрикиля     244 Д. Б. Терешкина. Герои-«двоечники» в стенах Новгородской мужской гимназии (обзор документов Ф. 385 ГАНО)    254 Д. Ю. Асташкин. Гибель ленинградских детей при реэвакуации из Ленобласти: обстрел станции Лычково 18 июля 1941 года    275 В. Г. Колотушкин. Проблемы формирования и становления новгородских партизанских отрядов (1941-1942 гг.)    285   ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ XVIIНАЧАЛА XVIII в. И. А. Поляков. Документы семьи Мининых — торговых людей Тихвинского посада XVII в.    299 Н. А. Шереметов. К истории взаимоотношений Тихвинского Успенского монастыря и помещика Петра Арцыбашева: материалы конфликта 1673 г.    329 А. В. Сиренов, И. А. Шалина. Росписи Тихвинского Успенского собора по архивным документам    349 Е. С. Дилигул. Новые сведения о чудесах Тихвинской иконы Богоматери в начале XVIII в.    387   ПУБЛИКАЦИИ Г. А. Замятин. Военные операции Ганса Мунка в Московском государстве в 1611-1612 гг. и контрмеры вождей Первого и Второго ополчений    394 Аннотации 457;  Summary 464;  Сведения об авторах 471;  Список сокращений 475   С материалами номера можно ознакомиться на сайте сборника Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/event/6026700

13.    «Черномория» versus «Кубань»: некоторые аспекты дискурса империй и теоретические аспекты изучения истории Северо-Западного Кавказа конца XVIII в. – начала XIX в.//Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 г. Дикаревские чтения (12). Краснодар, 2006. С.379–395. 14.    Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа после церковного раскола: религиозный нонконформизм и стратегии выживания//Память жива в веках: военная история кубанского казачества (конец XVIIIначало XX в.): Мат-лы науч. конф. Краснодар, 2006. С.39–44. 15.    Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в конце XVII–XVIII вв.: практики взаимоотношений фронтирных сообществ с мусульманскими государствами Причерноморья (в контексте задач и перспектив изучения международных отношений в регионе)//Историческое знание Кубани: становление и тенденции развития (конец XVIIIначало ХХ в.»: Мат-лы науч. конф. Краснодар, 2006. С.81–88. 16.    Воображение региона как колонизация: Кубань-Черномория-Кубань (практики Российской империи на Северо-Западном Кавказе в конце XVIII– середине XIX вв.). Ч.1. «Преодоление» Татарии//«Курорт» в дискурсивных практиках социогуманитарного знания: Мат-лы межд. науч. конф. Ставрополь-Пятигорск-Москва, 2007. С.360–368. 17.    Дискурс империй и актуальные проблемы истории Северо-Западного Кавказа второй половины XVIII в. – начала  XIX в. (проблемы и перспективы теоретического изучения)//Историко-культурные процессы на Северном Кавказе (взаимодействие, взаимовоздействие, синтез): Мат-лы Всерос. научно-практ. конф. Под. ред. Ю.А. Стецуры. Армавир, 2007, С.30–45. 18.    Козацтво Дону i Nibhiчho-Зaxiдhoro Кавказу в XVII–XVIII ст.: практики прикордонних з мусульманськими державами ред. Т. Чyxлiб.  Kuib, 2007. Вип.10. С.59–64. 19.    Воображение региона как колонизация: Кубань-Черномория-Кубань (практики Российской империи на Северо-Западном Кавказе в конце XVIII –  середине XIX в.)//Лавровский сборник: Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история. Археология, Культурология. 2006–2007/Отв. ред. Ю.Ю. Карпов, И.В. Стасевич. СПб., 2007. С.63–68.

http://bogoslov.ru/person/532883

VI.2 Основные акты советского правительства о взаимоотношениях государства и церкви. Реакция на них Поместного собора ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (I) ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (II) ПРИЛОЖЕНИЯ I. Документы и материалы по истории Русской православной церкви – Указатель церковных соборов, съездов и собраний к Приложению I – Перечень документов, опубликованных в Приложении I II. Хронология основных событий истории России и Русской православной церкви (начало XX в. – конец 1918 г.) III. Статистическое приложение (таблицы) – Список таблиц Статистического приложения IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Сводный перечень епархий и викариатств, епархиальных и викариальных архиереев РПЦ (по состоянию на 1 марта 1917 г.) VI. Список иерархов РПЦ (на 1 марта 1917 г.) VII. Список членов Св. синода зимней (1916/1917 гг.) и летней (1917 г.) сессий VIII. Избранные биографические сведения о членах Святейшего правительствующего синода состава зимней сессии 1916/1917 гг. IX. Хронологический перечень обер-прокуроров Св. синода (конец XIX в. – 1917 г.) X. План зала заседаний Св. синода XI. Члены Государственного совета от православного духовенства (1917 г.) XII. Поимённый список духовенства РПЦ – членов IV Государственной думы XIII. Члены IV Государственной думы – священники РПЦ – участники Февральской революции XIV. Отдельные молитвословия некоторым праздникам РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XV. Отдельные богослужебные молитвословия РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XVI. Общие формулы поминовений церковных властей на ектениях и великом входе в XIX–XXI вв. (По материалам иерейских «Служебников») XVII. Общие формулы поминовений церковных властей на литургиях в XVIII–XXI вв. (По материалам «Чиновников архиерейского священнослужения») XVIII. «Светские» (внебогослужебные) титулования священнослужителей XIX. Даты основных переходящих праздников Православной российской церкви (1894–1927 гг.)

http://bogoslov.ru/book/1610746

Греция; XVI в.; местонахождение Греция. Афон, монастырь Дионисиат (2) Параллельно с таким иконописным типом существовал иной, в котором фигура ангела помещалась перед Спасителем, но ладони были всё так же распростерты в молении. Так, на итальянской резной иконе 1100 года Спаситель представлен возносящим моление Отцу. От Отца же посылается ангел, который, склонив главу, славит крепость Господню. Об этом иконописном изводе пишет Дионисий Фурноаграфиот в своем «Ерминии»: «Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки». Такой же образ встречается в Новгородской иконе XVI века и на сербских фресках XVI века. В то время как на православном Востоке иконописцы следуют святоотеческому Преданию, на Западе идет отрыв искусства от Церкви. Эпоха Возрождения возвеличивает героев языческих мифов и легенд. Западный художник на одних картинах изображает древнегреческих богов, на других – героев Священного Писания. Конечно же, древнегреческая и древнеримская мифологии не могли не синтезироваться в воображении художника с сюжетами Священного Писания. Себастьян Риччи Моление о Чаше 1730 Адриан ван де Вельде XVII в. Эль Греко, 1605 год Хонтхорст, Геррит ван XVII в. Джорджо Вазари. XVI в. Гефсиманское моление. Людовико Караччи. 1590 г. Ангел, славословящий Господа, трансформируется в древнегреческого бога Гермеса, возвещающего герою волю небожителей . Вместо яблока, которое Гермес принес Парису, у ангела-Гермеса появляется чаша. Ангел словно напоминает, какой подвиг должен совершить герой. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить. Школа или худ. центр Екатеринбурга. Конец XIX - начало XX вв. Каким образом у ангела в руках оказывается чаша? Неужели он хочет показать, что Христос не знает, что Ему «должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9: 22)? Конечно, Христос знает о грядущем и Петра называет сатаной за то, что тот просит отвергнуться уготованной Отцом чаши. Так западно-католический иконографический тип моления в Гефсиманском саду не вполне соответствует святоотеческому Преданию. С течением времени данная иконография проникает и в Православную Церковь. Конечно же, мифологические штрихи западных икон отшлифовываются, но перед нами всё равно Христос, предстоящий перед ангелом с чашей.

http://pravoslavie.ru/61256.html

Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в Русской Церкви XVIII-XIX вв.//Православная энциклопедия. М., 2000. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. М., 1997. Титлинов Б. Церковь во время революции. Пг., 1924. Тихомиров Т., свящ. На приходе. М., 2002. Урланис Б.Ц. История одного поколения. М., 1968. Федоров В.А. Культура и быт пореформенной средневолжской деревни по материалам Этнографического бюро В.Н. Тенишева//Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1990. С.92–100. Федоров В.А. Материалы Этнографического бюро В.Н. Тенишева как источник по истории культуры и быта русского крестьянства в конце XIX – начале XX в.//Проблемы археографии и источниковедения отечественной истории : Межвузовский сборник научных статей. Вологда, 1999. С. 115–121. Федоров В.А. Мать и дитя в русской деревне (конец XIX – начало XX в.)//Вестник Московского университета. Сер. 8, История. 1994. 4. С. 3–21. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. М., 2003. Фирсов С.Л. Некоторые аспекты церковно-государственных отношений в России начала XX столетия// Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. СПб., 1996. С. 51–61. Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие Самодержавия в России. СПб., 1996. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 гг.). М., 2002. Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие//Церковно-исторический вестник. 1998. 1.С. 145–160. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Фриз Г.Л. Церковь , религия и политическая культура на закате старой России//История СССР. 1991. 2. С. 107–118. Цыпин В., прот. История Православной Церкви 1917–1997. М., 1997. Чаянов А. Организация крестьянского хозяйства. М., 1925. Шмелев Г.И. Русская Православная Церковь , ее деятельность и экономика до и после 1917 г.//Вопросы истории. 2003. 11. С. 36–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна из основных целей Олега Кушнирского заключается в популяризации русской иконы для западного зрителя, демонстрации произведений в выставочных залах университетов, небольших музеях и галереях. Касаясь вопроса об основных критериях отбора изображений, которым руководствовался О. Кушнирский при составлении коллекции, автор отмечает, что к таковым следует отнести как интерес мецената к памятникам Нового времени в силу их относительно слабой изученности (в период до середины 1990-х гг.), так и его эстетические пристрастия. Так, в собрании оказались произведения, созданные в иконописных селах Владимирской губернии (Палех, Мстера, Холуй), старообрядческих деревнях Подмосковья Гуслицы и Ветка, а также в мастерских Центральной России, посвященные таким сюжетам как «Воскресение – Сошествие во ад» (26 из 46 произведений коллекции), житиям святых и Богородицы со сценами сказаний и чудес. В заключительной части статьи рассматривается история создания и стилевые, жанровые особенности входящих в собрание Олега Кушнирского произведений русской иконописи. Стилистическим особенностям коллекции Олега Кушнирского, а также рассмотрению входящих в его собрание памятников религиозного искусства в культурном контексте XIX – начала ХХ вв. посвящена следующая статья сборника – «Иконы Нового времени. Коллекция Олега Кушнирского» (стр. 21–24). Автор статьи, специалист в области православной иконописи, главный редактор Journal of Icon Stidues, профессор университета Чепмена (Калифорния) Венди Салмонд фокусирует внимание, в частности, на эволюции основных сюжетов тех иконописных образов, которые составляют солидную часть собрания Олега Кушнирского, например Воскресения и Сошествия во ад. Обращаясь к рассмотрению каталога коллекции, В. Салмонд замечает, что сам хронологический порядок собрания наглядно иллюстрирует адаптацию новых художественных идей, проникших в традицию изображения русской иконы в имперский период (XVIIIначало XX столетий). Автор проводит сравнительный анализ самого раннего – «Распятие с шестнадцатью клеймами на тему Страстей Христовых и двунадесятых праздников» (середина XVII в.) и самого позднего – «Воскресение Христово с праздниками» (конец XIX – начало ХХ в.) иконописных образов коллекции.

http://bogoslov.ru/book/6191869

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010