Hemmer Н. Les Pères Apostoliques, t. 2. Oxford, 19091; Paris, 19262. Knopf R. Die Apostolischen Väter. – Handbuch zum NT, Erg.-Bd. Tübingen, 1929, 151–184 (перевод и комментарий). LHH 103–127 (с англ. пер.). Переводы Неполные (без гл. 13–20) [Анонимный:] ХЧ 1842, ч. 2, 43–55. П.А. Преображенского: ПМА1, 169–180. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антон., 85–92 и Настол. кн., 791–796. Перевод лакуны по Иерусалимской рукописи (гл. 13–20) Барсов Н.И. История первобытный христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885, 162–165 (перевод гл. 12–20). Исследования Скворцов К. Когда написано второе послание Климента к Коринфянам? – ТКДА 1874, т. 1, 1, 2–23 [пагин. 2-я]. Певницкий В. Следы проповедничества в древнейшей отеческой письменности. – ТКДА 1878, 1, 74–124; 3, 498–549. (2 Клим.: 76–85). Donfried К.Р. The Setting of Second Clement in Early Christianity, Leiden: Brill, 1974 (NT Suppl. 38). X, 240 p. Oeffner E. Der zweite Klemensbrief. Moralerziehung und Moralismus in der ältesten christlichen Moralpredigt. Erlangen, 1976. 272, 154 S. Warns R. Untersuchungen zum 2. Clemensbrief: Diss. Marburg, 1985. X, 697 S. Baasland E. Der 2. Klemensbrief und frühchristliche Rhetorik: «Die erste christliche Predigt» im Lichte der neueren Forschung. – ANRW II.27.1, 78–157 (Bibl. 147–157). Окружные послания к девственницам (сочинение первой половины III века) CPG 1004. TLG 1271/10 Перевод И.А. [о. Августина по указанию Kern 1957, 27 и др.]: Два окружных послания св. Климента римского о девстве, или к девственникам и девственницам. – ТКДА 1869, т. 2, 5, 202–227 (предисл. на с. 193–201, перевод по изд. Bibl. veter. patrum, 1765 г.). Исследования Baarda (Tjitze). Jesus and Mary ( John 20, 26 f.) in the Second Epistle on virginity ascribed to Clement. – Studien zum Text und zur Ethik des Neuen Testaments. Festschrift zum 80. Geburtstag von Heinrich Greeven. Berlin, 1986 (ZNTW Beih. 47), 11–34. Издания PG 1, 1157–1474. Новое изд.: Rehm В., Puschke F. Die Pseudoklementinen, bearb. v. G.Strecker. I. Homilien, GCS, 19903; II. Rekognitiorien in Rufins Übersetzung, GCS, 19902; III. Konkordanz v. G.Strecker, Teile 1–2. GCS, 1986–1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Лит.: Биогр. словарь профессоров и преподавателей имп. С.-Петербургского ун-та за истекшую 3-ю четв. века его существования: 1869-1894. СПб., 1896. Т. 1. С. 371-380; Альманах современных рус. гос. деятелей. СПб., 1897. Т. 2. С. 963-964; В. В. Латышев: Кр. очерк 25-летней лит. деятельности его, 1878-1903. СПб., 1903; В. В. Латышев: К 30-летию его учено-лит. деятельности//Гермес. СПб., 1908. Т. 3. 17. С. 454-456; Список трудов В. В. Латышева, сост. по поводу 30-летия его учено-лит. деятельности, 1878-1908. СПб., 1908; Афанасьев Н. И. Современники: Альбом биографий. СПб., 1909. Т. 1. С. 154-156; Мат-лы для биогр. словаря действ. членов Имп. АН. Пг., 1915. Ч. 1. С. 413-428; Биогр. словарь лиц, окончивших курс Петроградского историко-филол. ин-та/Под ред. В. В. Латышева. Пг., 1917. Ч. 1. С. 91-107; Жебелев С. А. В. В. Латышев (29 июля 1855 - 2 мая 1921)//ВВ. 1926. Т. 24. С. 105-110; Успенский Ф. И. Памяти акад. В. В. Латышева//Изв. АН СССР. Сер. 6. 1926. Т. 20. 9. С. 577-584; Ельницкий Л. Памяти акад. В. В. Латышева//ВДИ. 1946. 4. С. 166-167; Мат-лы к списку трудов акад. В. В. Латышева//Там же. С. 167-169; Шкляев Н. П. Выдающийся рус. эпиграфист акад. В. В. Латышев//УЗ Казан. ун-та. 1952. Т. 112. Кн. 5: История. С. 117-151; Значение работ акад. В. В. Латышева для изучения античной истории//ВДИ. 1955. 4. С. 3-9; Тюменев А. И. В. В. Латышев и история Херсонеса//Сов. арх. 1958. Вып. 28. С. 15-32; Удальцова З. В. Византиноведение в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции: 1917-1934//ВВ. 1964. Т. 25. С. 29-30; она же. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 9, 38-39, 127, 139; Курбатов Г. Л. История Византии: Историография. Л., 1975. С. 120, 141; Fonki B. L., Poljakov F. B. Schiksale der byzantinischen Philologie in Russland im 20. Jh.//La Filologia Medievale e Umanistica Graeca e Latina nel Sec. XX: Atti del Congresso Intern. R., 1993. Vol. 2. P. 780-781, 788, 795; Тункина И. В. В. В. Латышев: Жизнь и ученые труды (по мат-лам рукописного наследия)//Рукописное наследие рус. византинистов в архивах С.-Петербурга/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 172-288.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

До Евгемера подобные версии о происхождении богов высказывались софистом Продиком Кеосским (2-я пол. V в. до Р. Х.); некий Леонт из Пеллы (упом., напр., у блж. Августина - Aug. De cons. evang. I 23. 33) в «Священной истории» на основании егип. традиции доказывал, что Исида , Осирис и их предки были не богами, а обоготворенными древнейшими царями. Сходные идеи есть в «Египетской истории» Гекатея Абдерского (IV-III вв. до Р. Х.), фрагменты из к-рой дошли в сочинениях Диодора, Иосифа Флавия (ок. 37 - ок. 100) и христ. писателей. Из сообщений Диодора известно об обширном труде «Всеобщая история», принадлежащем Эфору из Кимы (ок. 405-330 гг. до Р. Х.), к-рый придерживался взглядов, подобных Евгемеровым. О том же писали Полибий (ок. 201-120 гг. до Р. Х.), Страбон (64/63 г. до Р. Х.- 23/24 г. по Р. Х.) и идеологи имп. апофеоза. Эти взгляды были популярны в среде эллинизированных евреев: их влияние заметно у Иосифа Флавия, в т. н. «Еврейской Сивилле» и др. Книга премудрости Соломона, оперируя идеями, близкими к Е., объясняет возникновение почитания идолов тем, что отец, скорбя о потере сына, сделал его изображение и стал почитать как божество; впосл. тщеславные властители ввели поклонение своим изваяниям и т. д. (Прем 14. 12-21). К числу противников этих теорий принадлежал Плутарх (ок. 46-127 гг. по Р. Х.), обвинявший Евгемера в распространении гнусной клеветы на богов и в пропаганде неверия ( Plut. De Isid. et Osir. 23); Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.) называл Евгемера безбожником ( Sext. Adv. math. IX 17. 50-51). Цицерон (106-43 гг. до Р. Х.) критиковал взгляды Евгемера и нек-рых др. античных авторов за то, что в борьбе с суевериями они уничтожили до основания и саму религию ( Cicero. De natura deorum. XLII). Раннехрист. апологеты считали Евгемера предвестником христианства и ставили в один ряд с Платоном , Аристотелем и др. Так, Минуций Феликс наградил Евгемера почетным титулом историка ( Min. Fel. Octavius 21. 1), Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215) характеризовал его как «человека добродетельной жизни», хоть и не достигшего истины, но вскрывшего ошибку языческих заблуждений ( Clem. Alex. Protrept. II 24). Киприан Карфагенский (200-258) в «Книге о суетности идолов» (De idolorum vanitate) использовал типично евгемеровский инструментарий для низложения языческих божеств. Лактанций (ок. 250 - ок. 320), переписывая из Цицерона список безбожников, вычеркнул оттуда Евгемера ( Lact. De ira Dei 9), а также приводил большие фрагменты из перевода Энния в 1-й кн. «Божественных установлений» ( Idem. Div. inst.). Цитаты из утраченного сочинения Евгемера и отрывочные сведения о его жизни, философии и сходных взглядах др. античных мыслителей сохранены в творениях блж. Августина, Евсевия Памфила и др. Единственным из христ. авторов, высказавшимся о Евгемере неодобрительно был Феофил Антиохийский († 185) ( Theoph. Antioch. Ad Autol. III 7).

http://pravenc.ru/text/186915.html

Не знаю, насколько будет целесообразной и плодотворной эта поездка. Лучше было бы, если бы поехали в Венгрию Вы, Ваше Высокопреосвященство! Это и для дела церковного необходимо. Рано или поздно церковной власти необходимо установить на все это дело свою определенную точку зрения. Нет ничего хуже неопределенности. Позволю себе высказать свои соображения по этому делу. Не было ли бы целесообразным запросить доверительно чрез кн. Долгорукова Государыню Императрицу Марию Феодоровну: не находит ли она своевременным установить всеобщее моление о здравии Царской Семьи? Так или иначе, но с голосом ее необходимо считаться. Вообще в этом деле необходимо, по моему мнению, проявить инициативу Вам, чтобы не получалось впечатление, что будто бы Вы тормозите то дело, за которое взялся преосвященный Серафим. Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан. 22 марта 1927 г ., София». архиеп. Феофан. Письмо (София, 22 марта 1927 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 282 лист 126—127 6 И заменял даже довольно долго: в течение полугода. В связи с отъездом митр. Антония в Палестину архиеп. Феофан назначен временно исполняющим обязанности Председателя Русского Синода Заграницей на основании извещения митр. Антония от 1 14 апреля 1924 г . ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 54 2 15 октября архиеп. Феофан сложил с себя обязанности временно исполняющего обязанности Председателя Синода в связи с возвращением митр. Антония из командировки. ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 60 7 Вот опровержение одной инсинуации: «В 1079 газеты «Возрождение» появилась заметка под заглавием «Митр. Евлогий и архиеп. Феофан». По слухам этой заметки, «во время пребывания митр. Евлогия в Болгарии, к нему, по собственному почину, приехал и просил его принять архиеп. Феофан. Беседа владык, говорит автор заметки, продолжалась два часа. Оба владыки были взаимно удовлетворены беседой. При этом будто бы выяснилось, что парижские информаторы Карловацких владык обрисовывают им парижскую церковную жизнь в извращенном виде. Происходила также и вторичная беседа»,— заключает автор, и при этом дает понять, что предметом последней беседы был вопрос о церковных настроениях в Софии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2767...

Важное место в творчестве Д. занимает прославление св. кн. Лазаря, в связи с перенесением мощей которого и возникновением его почитания в Раванице он в 1391 или 1392 г. он, возможно, написал цикл произведений, необходимых для церковного прославления нового святого: службу с проложным Житием, Похвальное слово и Слово историческое. Вопрос об авторстве Похвального слова св. кн. Лазарю (в рукописях анонимного) окончательно не решен: оно приписывается Д., кнг. Милице, деспоту Стефану Лазаревичу или некоему иноку мон-ря Раваница (обзор мнений см.: С. 193-194). Нет единого мнения и об авторстве службы Лазарю (Д., мон. Евгения или монах-раваничанин - см. Там же), акростих к-рой не содержит имени автора. Службу роднит с несомненно написанной Д. службой кор. Милутину мотив прославления князя-мученика, к-рый хоть и не является Неманичем по крови, но по духу связан со «святой лозой» и продолжает ее как носитель единой с ней духовной и державно-правовой легитимности. Эту группу разножанровых текстов, посвященных кн. Лазарю, объединяет интерпретация его подвига как триумфа Царствия Небесного над «царством земным». Их символика последовательно несет мартирологический характер и ориентирована на образы литургической поэзии, прославляющей мучеников, но при этом повествование развивается в реальном историческом времени. Слово историческое о св. кн. Лазаре представляет вариант пространного Жития мученика (к-рое не было написано). Образной системой оно напоминает древнерус. воинские повести, но отличается от них универсальной мотивацией поступков героя. Соч.: В. Силуан и Данило II српски писци XIV-XV в.//ГСКА. 1929. Бр. 136. С. 13-103; Српски списи о кн. Лазару и Косовском бojy. Крушевац, 1968; Београд, 1970. 2. С. 77-121. Лит.: Radojici . Sp. Danilo III (Danilo Mlai)//Enciklopedija Jugoslavije. Beograd, 1956. T. 2. S. 663; Белешке о делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 271-496; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975; М. Српски nampujapcu века. Дюссельдорф, 1976. С. 127-134; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 191-195; Ucmopuja. 1. С. 179-180, 247-248; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000; М. и и српска државност. Београд, 2004.

http://pravenc.ru/text/171274.html

На время управления И. Западнорусской митрополией приходится важный шаг в восстановлении правосл. церковной организации на территории Львовской епархии. В 1526 г. митрополит назначил с санкции короля своим наместником в этом диоцезе архимандрита львовского монастыря св. Георгия Исаакия (Гдашицкого). В 1522 г. кн. Константин Иванович Острожский сделал большой земельный вклад в виленский Успенский собор с условием совершения ежедневных поминальных служб по князьям Острожским. Митрополит дал письменное обязательство, что это условие будет соблюдаться. По примеру своего предшественника И. добился в 1528 г. выдачи королевской грамоты, по к-рой в случае его смерти кн. Константин Иванович должен был стать опекуном имущества кафедры вплоть до поставления нового митрополита. И. стремился сдерживать светских патронов церквей и мон-рей, все больше вмешивавшихся в церковную жизнь. Незадолго до смерти И. «уступил» митрополию Луцкому и Острожскому еп. Макарию, который должен был управлять после его смерти. Католич. и униат. писатели XVII-XVIII вв. признавали, что И. был противником унии. Ист.: Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей и церквей и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 2. 33. С. 90; АЗР. 1848. Т. 2. 141. С. 168-169; Собрание древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей и церквей и по разным предметам. Минск, 1848. 6; АЮЗР. 1863. Т. 1. 74. С. 63-64; АСЗР. 1867. Т. 3. 7. С. 8; 1869. Т. 6. 8. С. 18; 10. С. 19-20; 14. С. 24-25; 18. С. 29-30. Лит.: Dubowicz J. Hierarchia, albo o zwierzchnoci w cerkwi Boey. Lwów, 1644. S. 184; Kulesza I. A. Wiara prawosawna, pismem w., Soborami, oycami ss., mianowice greckimi, history kocieln... Wilno, 1704. S. 195; ИРИ. М., 1807. Ч. 1. С. 57, 228; Stebelski I. Chronologia, albo porzdne wedug lat zebranie znaczniejszych w Koronie Polskiej i w Wielkim Xistwie Litewskiem a mianowicie na Biaej Rusi w Polocku dziejów i rewolucyj... Lwów, 1867. T. 2. S. 60; Чистович И. А. Очерк истории Западнорусской Церкви. СПб., 1882. Ч. 1. С. 139-140; Макарий. История РЦ. 1996. Т. 5. С. 122, 127-133, 139, 167, 174, 393, 441.

http://pravenc.ru/text/673651.html

16 сент. 1896 г. А. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, настоятелем нижегородского Печерского мон-ря , хиротонисан 6 окт. в С.-Петербурге. А. являлся председателем Нижегородского епархиального училищного совета, нижегородских епархиальных братств Св. креста и Св. блгв. вел. кн. Георгия. С 9 нояб. 1897 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 19 мая 1898 по 22 февр. 1903 г. действительный член имп. Палестинского правосл. об-ва , с 11 нояб. 1901 г. председатель Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва . Попечением А. в епархии было открыто 22 новых прихода, 20 церковноприходских школ, благоустроен Иссык-Кульский муж. мон-рь, 19 сент. 1901 г. ташкентская Николаевская жен. община получила статус общежительного мон-ря - первой в Туркестане жен. обители. С 18 дек. 1902 г. епископ Рязанский и Зарайский. Состоял председателем Рязанского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва, почетным членом попечительства о бедных воспитанниках Рязанской ДС. В годы русско-япон. войны А. неоднократно выступал инициатором сбора пожертвований на нужды фронта. В июле 1906 г. освобожден от управления епархией на 2 месяца в связи с болезненным состоянием, 1 окт. отпуск был продлен на 1 месяц. Указом Синода от 3 нояб. 1906 г. А. был уволен на покой в Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь . Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1884), св. Анны 3-й и 2-й степени (1889, 1896), св. кн. Владимира 3-й степени (1902) и др. наградами. За деятельное содействие об-ву Красного Креста по сбору денежных пожертвований в помощь раненым и больным воинам на Дальн. Востоке А. была выражена благодарность от имени императрицы Марии Феодоровны. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439, 128 [формулярный список]; ГАРО. Ф. 627. Оп. 161. Д. 47. Л. 3, 3об., 4, 6, 8, 9, 10, 11-18, 19-31, 33, 34, 35-42, 43-44, 100. Соч.: Речь, произнесенная 19 янв. 1903 г. при прощании с Туркестанскою паствою//Рязанские ЕВ. 1903. 5. С. 139-141; Прощание преосв. Аркадия с Ташкентскою паствою//Там же. С. 142-144; Речь 14 февр. 1903 г. при вступлении на кафедру Рязанскую//Там же. С. 127-131; Приветственная речь имп. Николаю Александровичу 16 июля 1903 г.//Там же. 15. С. 485-486; Речь, произнесенная на молебне пред началом чрезвычайного собрания дворянства Рязанской губ., 4-го марта 1904 г.//Рязанские ЕВ. 1904. 7/8. С. 209-211; Речь, произнесенная 23 мая 1904 г., при служении молебна пред выступлением в поход на Дальний Восток частей войск, квартировавших в г. Рязани//Там же. 12. С. 379-381.

http://pravenc.ru/text/76044.html

Урок его обыкновенно продолжался два с половиной часа, но он был неутомительным для слушателей. Время, казалось, проходило очень быстро. Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Антоний управлял епархией твердо и справедливо. Строгий к себе, он был строг и к подчиненным. Жизнь он вел безупречную. В Пензенской епархии преосвященный Антоний принимал деятельное участие в издании «Пензенских епархиальных ведомостей». Его усилиями и содействием улучшено материальное благосостояние пензенских духовных учебных заведений. В Пензе им был устроен дом с церковью для училища девиц духовного звания. Литература: Кирион (Садзагелов), епископ. Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариата и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853–1903 гг.). – Одесса, 1905. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408, 1416. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 428. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 352. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 420, 490, 942, 954. Записки графа М. Д. Бутурлина//Русский архив. – 1898, кн. 2. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1905, 16–17. – С. 734. Странник. – СПб., 1872, май. – С. 75. Исторический вестник. – 1890, март. – С. 723–724. Православное обозрение. – 1865, сентябрь. – С. 20–22; декабрь. – С. 113–115. – 1867, май. – С. 93. Христианское чтение. – СПб., 1871, декабрь. – С. 85. – 1872, октябрь. – С. 55; январь. – С. 170. Русский архив. – 1903, кн. 2, 5. – С. 125, 127, 129. Известия по Казанской епархии. – 1870, 3. – С. 72. Труды Киевской духовной академии. – 1873, январь. – С. 25. – 1874, июнь. – С. 270–272. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 352.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.). С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241 ´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155 ´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI Новгородская II летопись (под 1561 г.)//Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3). Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: [Кат. выст.]. М., 1974. С. 32-36. Кат. 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. 4; Древнерусское искусство X - нач. XV в.: Кат. собр. [ГТГ]. М., 1995. Кат. 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

http://pravenc.ru/text/149271.html

Читал лекции во францисканской семинарии в Кракове, но вынужден был прервать преподавательскую деятельность из-за обострения туберкулеза. Одновременно исполнял свои обязанности в «Воинстве Непорочной Девы»; к 1927 г. в Польше численность об-ва составляла ок. 127 тыс. чел. В 1922 г. начал издавать ежемесячный ж. «Рыцарь Непорочной Девы» (Rycerz Niepokalanej); к 1939 г. тираж журнала достигал 700 тыс. экземпляров. На земельном участке, полученном от кн. Я. Друцкого-Любецкого, в дек. 1927 г. основал близ Варшавы францисканский мон-рь и духовно-просветительский центр Непокалянув (польск.- Град Непорочной Девы). В 30-х гг. XX в. в нем проживало ок. 700 монахов, действовала типография (к 1939 издавались 6 газет и журналов общим тиражом более 1,2 млн экз.). В сент. 1929 г. при мон-ре открылась малая миссионерская семинария; в дек. 1938 г. начала вещание католич. радиостанция. В февр. 1930 г. К. вместе с 4 монахами отправился как миссионер в Японию. В мае того же года он начал издавать в Нагасаки на япон. языке ж. «Рыцарь Непорочной Девы» (Сэйбо-но Киси), в мае 1931 г. основал близ Нагасаки францисканский монастырь «Сад Непорочной Девы» (Мугендзай-но Соно; уцелел после бомбежки Нагасаки в 1945). В 1932 г. посетил Индию, где также пытался организовать миссию «Воинства Непорочной Девы». В 1936 г. из-за проблем со здоровьем вернулся на родину. Вскоре после нацистской оккупации Польши Непокалянув был занят нем. войсками. 19 сент. 1939 г. К. и ок. 40 монахов, отказавшихся покинуть мон-рь, были арестованы, но в дек. того же года освобождены. Вернувшись в Непокалянув, К. организовал в нем мастерские и службу помощи нуждающимся, укрывал от нацистов евреев (по нек-рым данным, до 2 тыс. чел.). В февр. 1941 г. оккупационные власти объявили о закрытии мон-ря Непокалянув, К. и 4 монаха были арестованы гестапо. К. содержался в варшавской тюрьме Павяк, 28 мая был переведен в концлагерь Освенцим (под номером 16670). Там помимо общих работ К. продолжал вести пастырскую деятельность: утешал, крестил, исповедовал, шепотом совершал богослужения. В кон. июля 1941 г. после неудачной попытки побега заключенного администрация концлагеря осудила на смерть 10 др. арестантов. К. добровольно вызвался пойти на смерть вместо одного из них, отца 2 детей молодого сержанта Францишека Гаёвничка (тот выжил, в апр. 1945 был освобожден советскими и польск. войсками из концлагеря Заксенхаузен). К. и др. смертников ок. 2 недель содержали без пищи и воды в подземном карцере. 14 авг. ему и 3 др. узникам, еще остававшимся в живых, сделали смертельную инъекцию; на следующий день тело К. было сожжено в крематории.

http://pravenc.ru/text/1841818.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010