Екатерина II в соч. «Антидот» (1770), опровергая «клевету на непросвещенность русского духовенства» франц. аббата Ж. Шаппа д " Отроша в кн. «Voyage en Siberie» (1768), ссылалась на образцовую деятельность И., архиепископов Гавриила и Платона. Преосвященные И., Гавриил и Платон до 2-й пол. 70-х гг. XVIII в., по характеристике Б. В. Титлинова , «вместе составляли основное синодское ядро, доминирующее и по своему положению, и по влиянию и связям, и по знакомству с синодскими делами, и, наконец, по дарованиям». Они руководствовались «строгой законностью и справедливостью», а не «рознью черного и белого духовенства» (Вопреки веку Просвещения. М., 2000. С. 127, 131). 21 окт. 1783 г. при открытии Российской академии И. был провозглашен ее почетным членом. Принимал активное участие в работе по составлению 1-й части Словаря Академии Российской (СПб., 1789), всех частей словопроизводного словаря и в разработке плана толкового словаря славянорус. языка. В апр. 1796 г. императрица пожаловала И. бриллиантовый крест на клобук. Наследовавший ей имп. Павел I также благоволил И. Архиерей был награжден орденом св. Александра Невского (11 дек. 1796), командорством (1797). Император увеличил содержание монашествующих и архиерейского дома (18 дек. 1787). 26 февр. 1797 г. И. в присутствии имп. Павла I заложил новую имп. резиденцию в столице - Михайловский замок с ц. во имя арх. Михаила. 15 марта 1797 г. И. освятил ц. во имя свт. Павла Исповедника в Морском корпусе на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (Павел I взошел на престол в день памяти св. Павла). И. был широко известен своими проповедями, в которых отмечали «сближение требований религии с существом человеческого разума и естественного чувства, или, говоря его словами, голоса Бога с голосом человечества» ( Сухомлинов. 1874. С. 185). Большинство из них не опубликованы, о чем сокрушался, в частности, Н. И. Новиков. Архиерей состоял в дружеских отношениях с преосвященными Афанасием (Ивановым) , Арсением (Верещагиным) и Гавриилом (Петровым).

http://pravenc.ru/text/468741.html

Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкови/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г. (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, ноябрь. – С. 193. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 104–105. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 227, 228. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 555. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 22. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 699, 702, 723. Жизнь святителя и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. – М., 1887; Томск, 1890. Повествование о Сибири. Латинская рукопись столетия, изданная с российским переводом и примечаниями Григорием Спасским. – СПб., 1822. – С. 73–78 (1817 г.). Исторические сведения о монастырях. – М., 1852. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 389. Иркутские епархиальные ведомости. – 1863, 3–12. Афонская летопись//Душеполезные собеседования. – 1911. – С. 376. Православный собеседник. – Казань, 1855, кн.З. – 1899, январь. – С. 123–132; март. – С. 370. – 1905, ноябрь. – С. 513–530, 550. – 1911, январь. – С. 127, 130. – 1913, февраль. – С. 122. Церковный вестник. – 1891, 33. – С. 517; 37. – С. 588. 1895, 31. – С. 986; 32. – С. 1020.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Т. 7. С. 398). Эти факты, очевидно, следует рассматривать в контексте политических событий своего времени. Архиеп. Вассиан (Рыло) был активным сторонником объединительной политики Московского вел. кн. Иоанна III, к-рый в 1474 г. приобрел 2-ю часть Ростова, тем самым окончательно присоединив Ростовское княжество к Москве. Установление почитания местных святителей, по всей видимости, должно было продемонстрировать почтение Вассиана к предшественникам на кафедре, подчеркнуть преемственность местных церковных традиций. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина В Успенском соборе в Ростове, построенном в нач. XVI в., рака с мощами И. была установлена также перед иконостасом у южной стены, где она находится и в наст. время. В XVI в. рака свт. Леонтия была из золота (вероятно, позолоченная), рака И.- из серебра (по-видимому, посеребренная) (Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995. С. 127-128). 14 окт. 1608 г. гробницы святителей Леонтия и И. были осквернены во время разорения Ростова поляками. В древнейшем описании Успенского собора в описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. сообщается об убранстве раки И.: «Подле стены гроб Исаия, Ростовского чюдотворца, на нем образ его, писан на празелени, покров отласной, золотной по червчатой земле. Рака медная, позолочена, на ней круги чеканные, лощатые, позолочены ж, у главы круг чеканной, серебряной, золочен, лощатой же. Около раки решотка медная, литая. Над ракою ж ломпада медная болшая, на ней шендан оловянной» (Архив ГМЗРК. Инв. Р-1083. Л. 3). В описи сообщается, что убранство рак И. и свт. Леонтия было схожим, тогда как деревянная рака свт. Игнатия, в XVII в. расположенная у северной стены Леонтиевского придела, была «оклеяна бархатом». Со временем рака свт. Игнатия была перенесена к сев. стене и поставлена перед иконостасом. Теперь раки И. и свт. Игнатия стояли на противоположных сторонах перед иконостасом, это обусловило их одинаковое убранство в виде деревянной резной сени, выполненной в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Соч.: Из бесед с заключенными. Саратов, 1889-1893. 4 ч.; К вопросу о церк. пении//ПО. 1891. Т. 3. 9. С. 143-171; Очерк истории правосл. церк. пения в России. Саратов, 1893. М., 19154 (рец.: П[етрушевский] В.//Богословский библиогр. листок. 1897. 4. С. 88-89); Церковное пение как предмет преподавания в народной школе: Замечания по дидактике и методике церк. пения. Саратов, 1893, 18942. М., 19033; Речь при открытии летних курсов церк. пения//Саратовские ЕВ. 1885. Отд. неофиц. 18. С. 750-756; Старинный трактат по теории музыки, 1679 г., сост. киевлянином Н. Дилецким [Идеи грамматики мусикийской]//РМГ. 1897. 12. Стб. 1727-1762 (отд. отт.: СПб., 1898); Строгий стиль гармонии: Опыт изложения основания строгого и строго-церковного стиля гармонии. М., 1897 (рец.: Л.//ПрибЦВед. 1897. 47. С. 1732-1733; ответ М.: РМГ. 1897. 12. Стб. 1763-1766; рец.: Курдюмов Ю. В.//РМГ. 1897. 12. Стб. 1860-1867); Синодальные, бывшие патриаршие, певчие: [Ч.] 1-2//РМГ. 1898. 10-12; 1901. 17, 19-26 (отд. отт.: СПб., 1898-1901); Азбука крюкового пения: Опыт сист. руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знам. расп., периода киноварных помет. М., 1899; Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знам. расп. по гласовым попевкам. М., 1899 (рец.: Н[елидов К.?]//РМГ. 1900. 18. Стб. 516-517); О русских церк. напевах//ВиЦ. 1901. Кн. 5. Т. 1. С. 817-827; Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем//Там же. Кн. 7. Т. 2. С. 285-315; История церк. пения как наука. М., 1901 (переизд.: ВиЦ. 1902. Кн. 8. Т. 2. С. 430-448; Тр. МРПС, 2000-2001. М., 2002. С. 127-146 (подгот. текста: Е. В. Андреева; коммент.: А. В. Топычканов)); Нужды церк. пения//Моск. вед. 1902. 348-352; 5. Стб. 135-144; 6. Стб. 166-175; Происхождение рус. церк. пения//ВиЦ. 1906. Кн. 1. С. 91-99; Кн. 2. С. 203-232; Кн. 3. С. 440-476; Кн. 4. С. 595-628; Кн. 5. С. 789-810; Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский по ист., археол. и палеогр. данным. М., 19122. 2 ч. (ЗМИАИ; 26); Синодальное училище церк. пения в его прошлом и настоящем. М., 1911; К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певч. книг Рус. Церкви в XVII в.//БВ. 1912. Т. 2. 6. С. 423-450 (2-я паг.); Музыка и муз. инструменты у древних евреев//ЧОЛДП. 1912. Кн. 6. С. 390-403; Кн. 7/8. С. 451-486; О национализме и церковности в рус. духовной музыке: (Памяти патр. Гермогена и архим. Дионисия). М., 1912; Русская симиография: Из области церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; Семиография болг. Трифология XIII в. Зографского мон-ря//Зографский Трифологий. СПб., 1913. С. 1-10 (отд. паг.) (Изд. ОЛДП; 131); На память о пещном действе//Светильник. 1914. 4. С. 1-6; П. Д. Самарин в его служении делу церк. пения//БВ. 1917. Т. 1. 4/5. С. 453-463 (2-я паг.); Очередные задачи в изучении древнерус. музыки//История рус. музыки в исследованиях и мат-лах. М., 1924. Т. 1. С. 91-99.

http://pravenc.ru/text/2563066.html

«М. П.», составленное как сборник поучений о праведном суде и юридических текстов, было предназначено для ознакомления князя с законодательными памятниками, как византийскими, так и русскими. Однако свидетельств непосредственного использования этого памятника в судебной практике нет, если не считать ссылок на отдельные тексты, входившие как в «М. П.», так и в Кормчую. Наиболее значительное влияние «М. П.» оказало на формирование Чудовской редакции Кормчей книги, поскольку в нее вошла значительная часть текстов «М. П.», включая заголовок. Это позволило Тихомирову назвать данный комплекс статей 2-й редакцией «М. П.», а Чудовскую редакцию - Кормчей в соединении с «М. П.». Сопоставление текстов показывает, однако, что в большинстве случаев в Кормчей находятся не заимствования из «М. П.», а выписки из общего с «М. П.» источника (Корогодина). По этой причине говорить о 2-й редакции «М. П.» в Кормчей некорректно и название «Мерило Праведное» следует применять только по отношению к целой книге. Вопрос взаимоотношения «М. П.» и Кормчей книги требует дальнейшего текстологического изучения, к-рое позволит уточнить время и обстоятельства создания как «М. П.», так и ранних рус. редакций Кормчей книги. Старший список Троиц. 15 издан фототипически (Мерило праведное. 1961). Полное научное издание «М. П.» отсутствует, изданы только отдельные тексты (в т. ч. вся 1-я часть «М. П.»). Изд.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. СПб., 1863. Т. 1. С. 20-23 [изд. 2-й кн. Еноха по ркп. РГБ. Троиц. 15]; Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югослав. и рус. церковного права. М., 1892. С. 125-127 [изд. «Правило о церковных людях» по ркп. Троиц. 15 и ГИМ. Син. 525]; Правда Русская/Подгот.: В. П. Любимов, Н. Ф. Лавров, М. Н. Тихомиров, Г. Л. Гейерманс, Г. Е. Кочин. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 87-117; Мерило праведное по рукописи XIV в./Изд. под наблюд.: акад. М. Н. Тихомиров. М., 1961 [фототип. изд. ркп. РГБ. Троиц. 15]; Закон судный людем: Кр. ред./Подгот.

http://pravenc.ru/text/2563002.html

Атлас, отлас – (Араб. атлас значит гладкий) шелковая глянцевитая гладкая ткань. Атласы были Венедицкие или Виницейские, Кызылбашские, Китайские, Турские, Немецкие; одноцветные, разноцветные, золотные, аксамиченные, с разными узорами. В начале XVII столетия аршин атласа с золотом ценился в 40 алтын 39 . В приходной книге 1645 г. записано, что 29 сентября, на другой день после венчания царя Алексея Михайловича царским венцом, Вологодский архиепископ поднес ему, между прочим: «отлас золотной двойной, по серебру шитье золото, мерою 9 арш. 6 вершк., цена 35 руб.; отлас золотной по червчатой земле, мерою 9 арш. 1½ верш., цена 35 руб.; отлас гладкой ал, мерою 10 арш. без чети, цена по 30 алт. аршин» 40 . Из атласа делались: платна, опашни, кафтаны, ферези, чюги, зипуны, шубы, шубки столовые, летники, телогреи, подлатники, тафьи, кики, шапки, полки (поля) у наурузов и шляп, рукава, рукавицы персчатые, штаны, подолники у летников, подпушки у чюг и телогрей, чулки, чеботы, башмаки, одеяла, гривы у одеял, наволоки на постелях, изголовьях и подушках, завесы у постелей; по атласу вышивали и низали ожерелья, запястья, вошвы, нашивки и т. п. 41 . Кызыл баш знач. красная башка. Так, по свидетельству Мальком, Турки стали называть Персов со времен Аббаса Великого. 7 Инок Сименон Суздальский, в своём описании путешествия в Италию в 1437 году, между прочим, замечает, что во Флоренции «делают камки и аксамиты со златом». Сахар. Путе. Рус. людей. СПб. 1839. ч. II. стр. 105. У нас до сих пор известны бархаты Флоренские. 8 Просев. Савва, основываясь на древних описях Патриаршей Ризницы, говорит, что «до половины XVII столетия не было у нас ни одного святительского облачения из этой дорогой ткани». Указат. для обзора. Пётр. Риз. М. 1858. поясню. слов. стр. 2. 12 Описан. кн. 97 г. 665 и 190 г. 140. – Вывеси. кн. 137 г. 127. – Переписи. кн. 191 г. 145 и 189 г. 148. 29 Сенков. Энциклик. Люкс. СПб. 1835. т. II. стр. 21. – Савельев Мухаммед. нудизм. СПб. 1847. стр. CCXVI. 31 Переписи. кн. 181 г. 145 и 189 г. 148. – Вех. сосуд. стр. 643: «платно царское антабус золотной. по нем короны серебрены».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В результате помещения друг над другом 2 ковчегов возникли многоярусные Д. Так, ковчеги башнеподобной Д. (XVII в. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей) разделены карнизами, Д. венчает главка с куполом, стенки покрыты объемными, натуралистичными чеканными изображениями растений и плодов (Сокровища Киево-Печерского музея-заповедника: Фотопутев. К., 1984. С. 25). В XVIII в. многоярусные Д. имели ножки в виде звериных лап, их украшали рельефами и круглыми фигурами ангелов и святых (напр., Д. мастера И. А. Равича. 1743. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей; см.: Килессо С. С. Киево-Печерская лавра. М., 1975. С. 127 Ил. 107), а также гравированными сценами из Житий местночтимых святых (напр., Д. из Михайловского Сковородского мон-ря близ Новгорода. 1751. НГОМЗ). Д. работы мастера Ивана Семенова Щукина из ярославского Спасо-Преображенского мон-ря (1738. ГММК; см.: Костина. С. 230-231. Кат. 179) декорирована эмалевыми дробницами с изображениями Страстного цикла и выполненными в технике просечной чеканки пышными орнаментами, напоминающими барочные резные иконостасы XVII-XVIII вв. Дарохранительница. 1787 г. С.-Петербург. Мастер Ю. Н. Лунд. (ГЭ) Дарохранительница. 1787 г. С.-Петербург. Мастер Ю. Н. Лунд. (ГЭ) Д. могли иметь ярусную композицию, напоминающую киворий-сень или колокольню. Такова, напр., Д. из Успенского собора в Ярославле работы Афанасия Корытова (1769. ЯХМЗ; см.: Игошев. С. 107. Ил. 3): поверх основного ковчега, украшенного орнаментами и эмалями с изображением евангельских сюжетов, установлен 2-й ковчег в виде гробницы, осененной шатром с главкой, опирающимся на карниз барочной формы и колонки; по сторонам шатра размещены 4 фигурки ангелов с рипидами, обращенных к гробнице. Функции Д. могли выполнять иерусалимы, сионы-дискосы, дополненные покрытием, напоминающим архитектурные формы храма Гроба Господня (ротонда, купол). В новгородском Софийском соборе Д. в форме голубя («голубь серебряной золочен, весом три фунта двадцать седмь золотников без четверти» - Описи новгородского Софийского собора. Вып. 2. С. 69; «…одна лапка поломана и крыло надломлено» - Там же. Вып. 3. С. 113) находилась на жертвеннике вместе с 2 сионами-иерусалимами - византийским сер. XI в. и новгородским 1-й четв. XII в., а также панагиаром 1435 г. работы мастера Ивана. Д. служил, напр., Большой Сион, заказанный вел. кн. Иоанном III для московского Успенского собора (1486. ГММК). Внутри него находится вращающийся на металлической оси серебряный позолоченный поддон-дискос с 36 овальными углублениями, расположенными в 3 ряда, вероятно для Св. Даров. Д. в виде иерусалима-сиона известны в правосл. искусстве Нового времени. Шедевром болг. торевтики является серебряная золоченая Д. из мон-ря св. Наума на Охридском оз., напоминающая ротонду храма Гроба Господня (1833. НИМ(С)), ее круглая, многоярусная форма близка иерусалимам, созданным в Новгороде XII в. и в Москве XV в.

http://pravenc.ru/text/дарохранительницы...

3 Греческое слово κανων означает: а) реестр, каталог лиц или вещей, б) определение, постановление Церкви, от чего все правила соборов назывались канонами, а всего чаще – в) правило твердое, неизменное, не допускающее ни прибавления, ни убавления. Известные книги свящ. Писания названы каноническими во всех этих трех смыслах, то есть потому, что они внесены в реестр (κανων) богодухновенных книг правилами (κανων) Церкви, которая и приемлет и предлагает их верующим, как правило (κανων) истины. Макар. Введен. в прав, богослов. стр. 259. Спб. 1852 г. 5 Так, Климент александрийский , св. Киприан, Ориген , св. Амвросий Медиоланский , бл. Августин приводят места из книги Товита (Климент. александр. Стромат. кн. 6: твор. стр. 665. Париж, 1641 г. Св. Киприан. Слов. о молитве Господней: христ. чтен. 1839 г. ч. 1, стр. 173. Ориген. Письм. к Африкану, чл. 13, О молитве чл. 11 и 14 и Прот. Цельса кн. 5, чл. 18: твор. т. 1, стр. 26. 27. 213. 220. 591. Париж, 1733 г. Св. Амврос. медиол. О Товите: твор. ч. 1, л. 203–210, изд. 1516 г. Бл. Августин. Христ. наук., кн. 3, гл. 27. Киев, 1835 г.). Св. Климент римский , Тертуллиан , Ориген , бл. Иероним делают указания на книгу Иудифь (св. Климент римск. 1 Послан. к коринфянам: христ. чтен. 1824 г. ч. 14, стр. 292. Тертуллиан. О единобрачии: твор. стр. 396. Венеция, 1701 г. Ориген. О молитве и в Толк. на пр. Иеремию; творен. т. 1 и 3, стр. 257. 303. Париж, 1733 и 1740 г. Бл. Иероним. Предисл. на кн. Иудифь: твор. т. 1, стр. 1170. Париж, 1693 г.). Св. Климент римский , св. Ириней, Климент александрийский , Ориген , св. Киприан, св. Епифаний, Иларий пиктавийский приводят тексты из книги Премудрости Соломоновой (св. Климент. римск. 1 послан. к коринфянам: христ. чтен. 1824 г. ч. 14, стр. 241. 266. Св. Ирин. у Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл 8, стр. 278. Саб. 1848 г. Климент. александр. Стромат. кн. 6: твор. стр. 660. Париж, 1641 г. Ориген. Бесед. 12 на кн. Левит; твор. т. 2, стр. 251. Париж, 1733 г. Св. Киприан. Письм. к исповедникам: христ. чтен. 1837 г. ч 3, стр. 54–55. Св. Епифан. О ереси 76: твор. т. 1, стр. 979. Кельн, 1682 г. Илар. пиктав. Толков. на 127 псалом: твор. стр. 300. Кельн, 1617 г.), и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В. (др. возможность - друцкий кн. Глеб Рогволодович) (РГБ. Ф. 304/III. Ризница. 25. Л. 9 об.; ср.: РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 422). По мнению В. Л. Янина , вероятна принадлежность Г. В. найденных в Киеве и Гродно 3 печатей с изображениями процветшего 6-конечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.» ( Янин. 1970. Т. 1. 333.1-2. С. 32, 225, 320; он же. 1998. Т. 3. 333-3. С. 61, 274, 370). Однако время и место бытования печатей скорее свидетельствуют в пользу их принадлежности городенскому кн. св. Глебу Всеволодовичу . Отдельные эпизоды из жизни Г. В., относящиеся к нач. XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 152, 152 об., 156; кон. XV в.). Ист.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Хождение игумена Даниила//БЛДР. Т. 4: XII в. С. 116-117, 599; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250, 280, 281, 283, 290-291; Т. 2. Стб. 256, 257, 259, 282-285, 492-493; С. 26-28; Т. 40. С. 71, 72, 75, 76. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 167, 210, 305; Тарасенко В. Р. Др. Минск//Мат-лы по археологии БССР: [Сб. ст.]. Минск, 1957. С. 213-232; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 45-47, 126-127, 259. Примеч. 9, 17; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Сев. Белоруссии). М., 1966. С. 249-257; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв.: Сб. ст. М., 1975. С. 226, 230-232; он же. Минск и Друцк//Славяне и их соседи: Археология, нумизматика, этнология. Минск, 1998. С. 10-19; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 333. 1-2. С. 32, 225, 320; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. 333. 1-2. С. 61, 274, 370; Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск, 1982; Головко А. Б. Земли Зап. Руси и объединительная политика Киевского гос-ва в X - 1-й тр. XII в.//Киев и зап. земли Руси в IX-XIII вв.: [Сб.

http://pravenc.ru/text/165107.html

69 . Обозрение богословских наук в отношении их к преподаванию в высших духовных училищах, 1814 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872, март и апрель). 70 . О храме Божием (Руск. инок, 1911, вып. 40, с. 19–20; вып. 47, с. 11–12). 71 . Христианское учение о девстве и целомудрии, предложенное в слове на Успение Пресвятыя Богородицы, августа 15 дня, 1836 г., синодальным членом митр. Филаретом (Христ. чтен., 1836, ч. IV, с. 74–88). 72 . Выписка из письма митр. Филарета к Н.Н., (от 24 ноября 1852 г.). (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 100). 73 . Всеподданейшее письмо Московского митр. Филарета (Странник, 1865, т. IV, кн. 10, с. 1–2). 74 . Два письма к родственнику диакону (Душеп. чтен., 1886, ч. III, с. 89–90). 75 . Два письма покойного митр. Филарета Моск. к Е. П. Головиной (Душеп. чтен., ч. II, июль). 76 . Донесение Св. Синоду Филарета, митр. Московского (Душеп. чтен., ч. II, июль, с. 116–118). 77 . Донесения Св. Синоду Филарета, митр. Московского, по миссионерским делам. (Восп. архим. Пимена – смесь. М., 1877, с. 127–129). 78 . Донесение Св. Синоду Московского митр. Филарета (О конспектах Патристики), 8 декабря 1839 г. (Душеп. чтен., 1879, ч. I, с. 500–503). 79 . Донесение Св. Синоду моск. митр. Филарета (11 июля 1835 г.) (Душеп. чтен.. 1892, ч. II, май, с. 129–130). 80 . Донесение Св. Синоду московского митр. Филарета (14 февраля 1861 г.), там же, с. 466. 81 . Донесение Св. Синоду митр. Моск. Филарета (сентябрь 1849 г.) (Душеп. чтен. 1895, ч. 1, с. 470–471). 82 . Из переписки митр. Филарета с Андр. Ник. М. о времени преложения св. Даров. (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 74–82). 83 . Из переписки с А.Н. Олениным покойного Филарета, митр. Московского (Прав. обозрен., 1869, март, с. 363–371). 84 . Из писем Моск. митр. Филарета к миссионеру, пропевшему «Отче наш» в магометанской мечети (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 72–73. Известия и заметки, ноябрь. 85 . К дворянству Московской губернии, пред его выборами, свят. Филарета, митр. Московского, декабря 9 дня 1846 г. (Душеп. чтен., 1890, ч. I, март, с. 324–326).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010