Н.А. Маясова Указатель мастерских лицевого шитья Александры (княгини Ульянии), инокини в Новодевичьем монастыре (Москва, вторая половина XVI в.) – кат. 34 Бутурлиной Акулины (Акилины) Петровны, жены стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина (Москва, конец XVII – начало XVIII В.) – кат. 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165 Великокняжеская (Москва, XIV – первая половина XVI в.) – кат. 2,3 (?) великой княгини Софьи Витовтовны, жены вел. кн. Василия I – кат. 4,5,6 великой княгини Марии Ярославны, жены вел. кн. Василия II – кат. ю великой княгини Марии Борисовны, жены вел. кн. Ивана III – кат. 9 великой княгини Соломонии Юрьевны, жены вел. кн. Василия III – кат. 14,15 великой княгини Елены Васильевны, жены вел. кн. Василия III – кат. 16, 17 Вознесенского монастыря (Москва, XVII в.) – кат. 83, 90 Волынской Евдокии Яковлевны, жены окольничего Василия Семеновича Волынского (1670-е гг.) – кат. 124 Годунова Дмитрия Ивановича, боярина (Москва, 1570–1600 гг.), его жен: Агриппины – кат. 38, 39 Матрены – кат. 40, 41, 42, 43, 44 Стефаниды – кат. 45, 46, 47, 48, 49, 50 Горицкого монастыря (ок. Вологды, начало XVIII в.) – кат. 151 Гурьева Ивана, московского «гостя» (Москва, вторая половина XVII в.) – кат. 129, 130, 131 Дашковой Матрены Тимофеевны, боярыни (Москва, 1690-е годы) – кат. 166, 167 Евфимия II, архиепископа Новгородского (Новгород, середина XV в.) – кат. 7 Евфросинии, жены князя Андрея Ивановича Старицкого (Москва и Горицкий монастырь, середина XVI в.) – кат. 21 ,22 Княгинина Успенского монастыря (Владимир, начало XVI в.) – кат. 13 Колычевой Марии Борисовны, жены Ивана Дмитриевича Колычева, боярина (Москва, середина XVII в.) – кат. 102 Леониды (княгини Елены), инокини в Новодевичьем монастыре (Москва, вторая половина XVI в.) – кат. 35, 36 Милославской Ксении Ивановны, жены боярина Милославского Ильи Даниловича, (Москва, 1660-е гг.) – кат. 126, 127 Мстиславской Домники Михайловны, жены князя Федора Ивановича Мстиславского (Москва, первая половина XVII в.) – кат. 88

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие 1850. Аввакумов Ю. П. Сочинение Юрия Крижанича «Беседа о суеверии»: Текст, пер., коммент.//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220–256. Публ.: С. 222–245. Памятник XVII в., рукопись находится в Российской государственной библиотеке. 1851. Аввакумов Ю. П. Иллюминованный миссал XV в. в рукописном собрании библиотеки ЛДА//БТ. 1989. Сб. 29. С. 280–283. 1852. Белевцев И., прот., Вениамин (Новик), иером. Отзывы на курсовое сочинение Аввакумова Ю. П. на тему «Юрий Крижанич и его сочинения «О промысле Божием» и «Беседа о суеверии». Из истории взаимоотношений римо-католического и православного богословия»//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 164–167. 1853. Бонавентура. Слово брата Бонавентуры о Царстве Божием/Пер. с лат., предисл, примеч.: К. Клюшников//Страницы. 1996. 4. С. 115–127. 1854. Брандмюллер В. Прощение – путь к миру: «Акт покаяния» папы Иоанна Павла II: (Пер. на рус. язык в сокращении)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 149–151. 1855. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 222–238. 1856. Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция: (Актовая речь в ЛДА 9 окт. 1970 г.)//ВРЗЕПЭ. 1970. 72. С. 266–287. 1857. Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Христологические проблемы в западном богословии: [Библиогр. обзор]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 281–288. 1858. Рашковский Е. [Рец. на кн.:] Лобье П., де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии/Пер.: А. Г. Крысов, Д. Б. Ключков. Минск: Тетра, 1995. 159 с.//Страницы. 1996. 2. С. 149–150. 1859. Себоюэ Б. Вечен ли ад?/Пер. с фр.: А. Бакулов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 335–352. Анализ (с позиций катол. богословия) евангельских, святоотеческих и философских суждений об аде. 1860. Суттнер Э. Единство и многообразие согласно II Ватиканскому собору/Пер. с нем.: Е. Б. Смагина//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 199–209. Изложение позиции РКЦ о статусе христианских Церквей и возможностей их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (15.06.1867(1872?), дер. Забелина Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12.1937, Рязань), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. В следственном деле указан 1870 г. рождения. Но при исследовании метрических книг дер. Забелиной среди родившихся с 1864 по 1872 г. было выявлено только 2 Евсевия: 1867 и 1872 гг. рождения. В 1931 г. раскулачен, осужден на год лишения свободы. По освобождении вернулся на родину и занимался на дому кустарным промыслом. Осенью 1937 г. арестован вместе с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского р-на Рязанской обл. по обвинению «в участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации, ведении среди населения пораженческой агитации и высказывании террористических настроений», заключен в тюрьму г. Касимова Рязанской обл., затем переведен в тюрьму г. Рязани. Виновным себя не признал. 6 дек. 1937 г. постановлением Особой тройки при УНКВД СССР по Рязанской обл. приговорен к расстрелу. Похоронен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544; Архив Ист.-арх. отдела Рязанской епархии. Д. 240/2544. Т. 1-2; ГАРО. Ф. 627. Оп. 245. Метрические книги Касимовского у. Д. 219. 1867 г.; Д. 240. 1872 г. Лит.: Проходцов И. И. Населенные места Рязанской губ. Рязань, 1906. С. 200-201; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 127-128, 161-162. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АННА Поликарповна Ивашкина (1894-1948), исповедница (пам. 27 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/187340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иаков Бойков. Фотография. 1937 г. Яковлевич Бойков (8.06.1896, г. Бежецк Тверской губ.- 19.04.1943, Северо-Уральский ИТЛ), сщмч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Брат сщмч. Иоанна Бойкова . Окончил Бежецкое ДУ (авг. 1911), Тверскую ДС (1917, по 1-му разряду). 4 июля 1917 г. поступил в МДА. В 1918 г. из-за материальных трудностей взял в академии отпуск до осенней сессии и переводных экзаменов. Вернулся в Бежецк, где преподавал в реальном уч-ще. Уволен из-за социального происхождения. В 1923 г. рукоположен во иерея. Служил в ц. вмц. Екатерины дер. Закрупье (совр. Бежецкий р-н Тверской обл.). В 1930 г. переехал в Бежецк, но там вакантных священнических мест не было. Служил 2 года в с. Кирилловском Максатихинского р-на Московской обл. (ныне территория Тверской обл.), позднее - в с. Княжеве близ Бежецка. В 1935 г. был привлечен к ответственности «за незаконную регистрацию актов гражданского состояния», дело было прекращено. 9 февр. 1938 г. арестован по обвинению в том, что «вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв проводимых советским правительством мероприятий, высказывал недовольство существующим строем и восхвалял жизнь при царе», заключен в тюрьму г. Бежецка. Виновным себя не признал. 13 февр. 1938 г. Особой тройкой УНКВД по Калининской обл. приговорен к 10 годам заключения, к-рое отбывал в Северо-Уральском ИТЛ Свердловской обл. В 1938 г. и в апр. 1939 г. подавал ходатайства о пересмотре дела; все они были отклонены. Умер в лагере от голода. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 423; Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 25454-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 103-119, 123-127, 589; ЖНИР. Апр. С. 48-77. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/200195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ Преставление блгв. вел. кн. Рязанского Олега Ингваревича. Фрагмент Миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. 30–1. Л. 13 об.) Преставление блгв. вел. кн. Рязанского Олега Ингваревича. Фрагмент Миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. 30–1. Л. 13 об.) (сер. 1200-х гг.- 20.03.1258, Рязань (ныне с. Ст. Рязань Спасского р-на Рязанской обл.)), блгв. вел. кн. Рязанский (1238-1258) (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых). Из рязанских Рюриковичей, отец св. блгв. вел. кн. Рязанского Романа Ольговича , племянник рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича . Биография Основные сведения об О. И. сохранились в древнерус. летописях и синодиках, подтвердительной грамоте на владения рязанскому Ольгову во имя Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю, выданной вел. кн. Рязанским Олегом (Иаковом) Иоанновичем , а также в поздних памятниках агиографии. Родился в семье рязанского князя (с 1217) Ингваря Игоревича. Отец О. И. умер до 1237 г. ( Романов. 1940. С. 215), по данным В. Н. Татищева, - в 1235 г. ( Татищев В. Н. История Российская. М., 2003. Т. 3. С. 230). Существует также т. зр. (без к.-л. аргументации и опоры на источники), что он скончался в 20-х гг. XIII в. (Рассказ о преступлении рязанских князей/Подгот. текста, пер. и коммент.: Д. С. Лихачёв//БЛДР. Т. 5. С. 464). Татищев называл братом О. И. Георгия (Юрия); в списках родословных книг сер.- 2-й пол. XVI в. включено имя старшего брата О. И.- кн. Романа Ингваревича (РИИР. Вып. 2. С. 80. Л. 6; РГБ ОР. Ф. 256. 349. Л. 291; ПСРЛ. Т. 7. С. 423). Наличие у кн. Ингваря Игоревича 3 сыновей вызывает ряд сомнений. Это связано с тем, что их список сложился благодаря своеобразному отражению в летописных сводах XV-XVI вв. рассказа о событиях 1237-1238 гг., в к-ром упоминаются «князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олег, Роман Инъгоровичь» (т. е. Юрий Игоревич и 2 его племянника - О. И. и Роман; см. запись ок. 1330 г. Синодального списка НПЛ старшего извода - Новгородская харатейная летопись/Изд.: М. Н. Тихомиров. М., 1964. С. 247. Л. 121; ПСРЛ. Т. 3. С. 74). Постепенно дядя и 2 племянника «превратились» в 3 братьев (см.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 514; Т. 6. Вып. 1. Стб. 288; Т. 7. С. 139; Т. 10. С. 105; Т. 18. С. 54-55; Т. 25. С. 126-127).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

В Варворка=ворворка. Варежки. См. Рукавицы. Вареник Вареник – камень «хотя красен, ино целое место светит бело, как и всякой хрусталь». См. Камни. «Серебрянаго ряду торговому человеку за серги с жемчюги, каменье вареники, рубль 16 алт. 4 денги» 124 . Венгерка. См. Пищаль. Вениса=Виниса. Веревка Веревка – шнурок; обводка. «Петли и круживо сажены рясою, кругом веревка канительная. – Кругом каем веревочка литая» 125 . Вертлуг Вертлуг – стержень, шалнер (charnire), соединяющий две пластинки так, что они могут удобно поворачиваться взад и вперед, или складываться и раскрываться. В духовной граммате кн. Дмитрия Иоанновича (внука в. кн. Uoahha III ) значится «пояс золот на вертлизех, резан с чернью» 126 . – У Бориса Федоровича «у колчана чепь серебряна, золочена, на вертлугех, звончата» 127 . Взголовье. См. Зголовье. Виниса, вениса (ср. Перс. ) драгоценный камень, гранат, «а цвет у него красен, жидок». См. Камни. Влагалище, лагалище, нагалище Влагалище, лагалище, нагалище – ящик или футляр для хранения какой-либо вещи. Во влагалищах хранились напр. кресты (влагалище крестовое), венцы, серьги, ожерелья, жезлы, зеркала и т. п. 128 . В 1667 г., при отпуске царем Алексеем Михайловичем послов Польского короля у царевича Алексея «шапку горлотную с колпаком, и колпак болшой обнизной, и посох, и ожерелье низаное круглое во влагалище бархатном несли в Грановитую полату стряпчие» 129 . «Оболочено два каптурные лагалища сафьяном червчатым, пошло 4 сафьяна, на подкладку 5 арш. дорогов гилянских зеленых; а на другое 3 арш. киндяку жолтого, да на жуки на серебренье пошло 2 ефимка». «Скроено два нагалища на рясы низаные жемчюжные, в тафте червчатой, пошло тафты по 9 верш., на подкладки тафты жолтой по 9 верш., на настилку бумаги хлопчатой четьф.» – «Скроено (на хоромное зеркало) лагалище в бархате червчатом гладком, пошло 5 верш., на подкладку полтретья верш. тафты алой» 130 . Волосник Волосник – сетка или шапочка для уборки волос, с обшивкой по околу. В описях: «64 волосники золотных; 3 волосники с ошивками, везены золотом и серебром; волосник серебрен; 2 волосника шолк червчат да зелен с золотом, ошивка шита золотом» 131 . Ворворка

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ПОЛОНИНСКИЙ († после 1268), вероятно, настоятель Полонинского мон-ря. Упоминается только в Галицко-Волынской летописи кон. XIII в. (в части, созданной летописцем волынского кн. Василько Романовича) в связи с событиями 1254/55 и 1267/68 гг. В 1-й раз речь идет о том, что «в Полонину ко Григорьеви в манастырь» пришел сын вел. кн. Литовский Миндовга кн. Войшелк из своей вотчины в Новогородке (ныне Новогрудок, Белоруссия) в верховьях р. Неман. Недавно крестившийся Войшелк принял здесь монашество и провел «в манастыри у Григорья» 3 года. Очевидно желая объяснить выбор Войшелка, летописец замечает: «Григореи же бяшет человек свят, якогоже не бысть перед ним и ни по нем не будет». Получив благословение Г. П., князь-инок отправился на Афон, однако не достиг Св. Горы, вернулся в Новогородок и основал там мон-рь. Через 12 лет после пострижения Войшелк был вынужден на короткий срок вернуться на княжение в связи с убийством отца, затем вновь удалился за монастырские стены - на этот раз в Данилов мон-рь в Угровске (на Зап. Буге, к югу от совр. Бреста). Поскольку Г. П. был еще жив, Войшелк пригласил его к себе, тот пришел и наставил князя-инока «на путь чернечьскии». Это все, что известно о Г. П. Невозможно определить хотя бы приблизительно местоположение Полонинского мон-ря, игуменом, а быть может, и основателем к-рого являлся Г. П. Его искали то в окрестностях Новогородка, где обнаруживается село с названием Полонное (или Полонка) (Барсов), то в волынском г. Полон(н)ый в верховьях р. Случь (митр. Макарий (Булгаков); историк, однако, заблуждался, помещая Полон(н)ый между Владимиром-Волынским и Луцком), то в Прикарпатье, где термином «полонина» именуются долины в предгорьях (Дашкевич, Мицко, Котляр). Согласно католич. описаниям XVIII в., мон-рь находился близ Галича (Голубинский). Однако эти мнения не более чем догадки, ясно лишь, что Г. П. подвизался где-то в Галицко-Волынском княжестве , т. к. кн. Войшелк приезжал к нему после своего посещения двора вел. кн. Даниила Романовича в Галиче. Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859, 867; Галицько-Волинський лimonuc: Дocлiдж., текст, комент./За ред. М. Ф. Котляра. К., 2002. С. 127, 130, 310. Лит.: Барсов Н. П. Географический словарь Русской земли (IX-XIV ст.). Вильна, 1865. С. 164; Дашкевич Н. П. Княжение Даниила Галицкого по рус. и иностр. известиям. К., 1873. С. 65; Мицко I. Mohacmupi Noдrip " я XIII-XIV ст.//Галицько-Волинська держава: Предумови виникнення, icmopiя, культура, mpaдuцiï. Льbib, 1993. С. 71; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 82, 104, 140, 527; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 601, 751. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168059.html

Сильвестр, епископ Переяславский С 1115 года – игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. В 1115 году участвовал в перенесении мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба. 1 января 1118 года хиротонисан во епископа Переяславского. Скончался 23 апреля 1123 года (по другим источникам, 12 апреля). В приписке, читающейся в конце статьи 1110 года «Повести временных лет» второй редакции (в Летописи Лаврентьевской и Летописи Радзивиловской), говорится: «Игумен Сильвестр святаго Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Бога милость прията, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне игуменящю в то время у святаго Михаила, в 6624 (1116), индикта 9 лета. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Переписав в 1116 году летопись Нестора, оканчивавшуюся 1110 годом, Сильвестр продолжил ее до начала 1123 года, то есть до своей смерти. Литература: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 23, 1047. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 23. Летопись по Ипатьевскому списку/Издано Археографической комиссией. – 2-е изд. – СПб., 1908. – С. 128. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 22–23. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн. и 2 кн. доп. – М., 1903–1911, 1908, 1916, май. – С. 127, прим. 2. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1876. – Т. 15. – С. 756. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 29-а (кн. 58). – С. 893. Творогов О. В. Сильвестр//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 390–391. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 176. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (Русин) Известно, что Иосиф был некогда женат и имел двух сыновей, которые состояли на службе у польского короля. С 1516 года – архиепископ Полоцкий. Находясь на этой кафедре, владыка проявлял заботу о материальном благополучии и правах православных. Известна жалоба королю архиепископа Иосифа и всего духовенства на витебского воеводу Януша, нарушавшего старые обычаи по отношению к православным. После смерти митрополита Киевского Иосифа (Солтана, † 1521) был избран на митрополию в начале 1522 года. В 1523 году по благословению патриарха Иерусалимского Иеремии возведен в сан митрополита Киевского. С самого избрания Иосифа III на митрополичью кафедру начали вновь обнаруживаться неприязненные отношения латинян к Православной Церкви. Митрополиту приходилось вести борьбу как с латинянами, так и со светской властью, все больше и больше вмешивающейся в церковную жизнь. Скончался в начале 1534 года (по Строеву, в 1535 году). Летописи называют его «неученым и близоруким». Но униатские и иезуитские писатели с сожалением признаются, что он не хотел знать унии и находился в строгом послушании Цареградскому патриарху, оставаясь верным Православию. Литература: Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884, ч. 1. – С. 139. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 57, 228. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1402, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 496. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 30. Сапунов А. П. Витебская старина: в 3 т. (т. 1, 4, 5; 2 и 3 не изданы). – Витебск. 1883–1888. – Т. 5. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 446. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 13-а (кн. 26). – С. 759. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 339. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 122, 127, 132–133, 139, 167, 174. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНИСЛАВСКИЙ [польск. Benisawski] Ян (16.07.1736, Лифляндия - 25.02.1812, там же), иезуит, католич. еп. Гадаренский и коадъютор Могилёвский. В 1757 г. поступил в иезуитский новициат в Вильно, после окончания к-рого, став членом ордена иезуитов, остался преподавать там математику. В 1770-1773 гг. преподавал философию в Новогрудке. После запрета ордена иезуитов (1773) получил должность виленского каноника и назначен Эдукационной комиссией Речи Посполитой ректором брестских школ. Был представлен фавориту имп. Екатерины II кн. Г. А. Потёмкину, с к-рым впосл. сблизился и сопровождал его в поездке по Юж. России. Способствовал созданию в России Могилёвского католич. архиеп-ства (1774). В 1778 г. переехал в Белоруссию, бывшую в составе Российской империи, где его оставил при себе еп. Могилёвский С. Богуш-Сестренцевич . В 1782 г. имп. указом Б. назначен коадъютором Могилёвским. В 1783 г. был послан в Рим с полуофиц. миссией, встречался с папой Пием VI , однако уговорить его признать орден иезуитов в Российской империи не удалось. Существует версия, что Б. сумел добиться от папы устной апробации ордена во время аудиенции 12 марта 1783 г. Эта версия была подтверждена самим Б. под присягой на конгрегации иезуитов в Полоцке 12 июля 1785 г. (Institutum Societatis Iesu. Florence, 1893. T. 2. P. 452), однако при сравнении с офиц. документами Римской курии она была поставлена под сомнение ( Zalenski. P. 383-399). папа одобрил создание католич. архиеп-ства в Российской империи, пожаловав Б. сан епископа. 8 февр. 1784 г. папским нунцием в Варшаве Дж. Аркетти Б. был хиротонисан во епископа Гадаренского. После высылки митр. Богуша-Сестренцевича из С.-Петербурга в Белоруссию (осень 1800) Б. как епископ-коадъютор возглавил Могилёвское католич. архиеп-ство и был назначен президентом римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге. С возвратом Богуша-Сестренцевича в 1801 г. Б. от должности отказался. Вернулся на родину, где провел последние годы жизни. Соч.: Institutiones logicae seu brevis tractatus de cultura ingenii. Vilno, 1774; Rozmylania dla ksie y wieckich o powinnosiach chrzeiaskich z lismyw i ewangelji wziete. Poozk, 1799. Warsz., 1859-18602. Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Т. 1. СПб., 1863. С. 201-203; Zalenski S. Le jésuits de la Russie blanche. P., 1886. T. 1. P. 367, 381-399, 404-406. T. 2. P. 92-108; Pierling P. La Russie et le Saint Siège: Études diplomatiques. P., 1912. Vol. 5. P. 127-136, 307-312; Rou ë t de Journel M. J. Un collège de jésuites à St.-Pétersbourg. P., 1922. P. 68-85. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/78090.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010